Отношение к труду в китае кратко

Обновлено: 08.07.2024

Китайцы имеют репутацию неисправимых трудоголиков, что не удивительно, если знать о высочайшей планке трудового подвига, установленной для них далекими предками. В данной статье мы приведем поразительные примеры китайского трудолюбия и готовности идти на любые страдания ради успеха. Истории, рассказанные здесь, получили всеобщее народное признание в Поднебесной, из них сложились краткие устойчивые выражения – поговорки – всего в четырех иероглифах передающие всю суть и смысл произошедшего. Давайте же вместе разберем некоторые из них.

悬梁刺股 (привязать волосы к потолочной балке, колоть бедро шилом)

Всем известно, что заядлые трудоголики постоянно находятся в борьбе со сном. Идиома 悬梁刺股 как раз появилась благодаря двум таким яростным борцам с владычеством Морфея.

Во времена Восточной династии Хань жил-был известный политик по имени Сунь Цзин, который, как ни странно, всегда (даже ночью) очень хотел учиться. На случай, если сон вдруг настигнет его во время чтения, Сунь страховал себя тем, что привязывал собственные волосы к потолочной балке. Если дремота вдруг овладевала им, и голова клонилась ко сну, волосы, привязанные к потолку веревкой, натягивались, производя бодрящий заряд боли, лишающий беднягу всякого сна.

圆木警枕 (спать на деревянной подушке)

囊萤映雪 (свет от собранных светлячков и свет, отраженный снегом)

Другим врагом всех полуночников был недостаток света. В древние времена бедные семьи не могли себе позволить керосиновые лампы, так что гениальные одиночки вынуждены были искать заменители. Во времена династии Цзинь жил человек по имени Че Инь, который любил учиться, но лампа для него была невиданной роскошью. Че понимал, что ночь без чтения — пустая трата времени, однако выбора не было. Пока в один прекрасный летний вечер, он вдруг не заметил множество светлячков, носящихся в воздухе, словно искры во мгле. Его осенило: если собрать светлячков вместе, то они послужат неплохой лампой! Следуя своей мысли, он нашел сумку, наловил в нее столько светлячков, сколько мог, и повесил это у себя дома. Хотя яркостью живой светильник уступал масляной лампе, читать уже стало возможно и, благодаря своим отличным знаниям, Че Инь, в конце концов, был назначен высокопоставленным чиновником.

凿壁偷光 (продолбить стену, чтобы пользоваться светом (от свечи соседа) )

Как и предыдущие персонажи, живущий в эпоху династии Хань Куан Хэн также был беден и не мог позволить себе керосиновую лампу. Но вместо того, чтобы собирать насекомых или читать при луне, он воспользовался несколько спорным способом добычи света. По соседству с Куаном жила богатая семья, у которой в доме всегда было светло, даже ночью. В попытке заимствовать их свет Куан продырявил общую стену, чтобы хоть какой-то луч перепадал и ему. Благодаря своему соседу, который так и не обнаружил повреждений, Куан продолжал усердно учиться, и, в конце концов, стал выдающимся учёным. 凿壁偷光 zuò bì tōu guāng — говорят о том, кто самозабвенно учится, несмотря на все материальные трудности.

闻鸡起舞 (услышав пение петуха, встрепенуться)

Все эти примеры наглядно показывают, как важен для китайца труд и его плоды в виде высоких должностей и ученых званий, позволяющих приносить пользу обществу. Также, становится очевидно, что в китайском языке немало выражений, смысл которых скрыт от непосвященных за плотной завесой культурного контекста, так что всем желающим лучше понимать китайскую речь просто необходимо время от времени пользоваться специальным словарем, либо изучить наиболее распространенные китайские пословицы и поговорки, что само по себе весьма увлекательно.


Китайская Народная Республика является одним из самых значимых партнеров Российской Федерации в области социально-экономического взаимодействия, поэтому изучение правового регулирования трудовых отношений КНР имеет большое практическое значение.

Ключевые слова: труд, трудовые отношения, Китайская народная республика, правовое регулирование.

Выдающиеся успехи Китайской Народной Республики (КНР) в области социально-экономических отношений стали одним из нашумевших событий в мировой истории экономики за последние десятилетия. В связи с проведенными социально-экономическими реформами, КНР, без преувеличения, можно назвать одной из самых динамично развивающихся держав. Отчасти заслуга небывалого экономического подъема КНР состоит в структурных изменениях занятости населения и трудовых отношений.

В Китайской Народной Республике существует достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения. В первую очередь, это высший закон страны — Конституция. Конституция КНР — это кодифицированный акт, принятый в 1982 году и имеющий 138 статей.

Отличительной особенностью трудового законодательства КНР является наличие массива локальных правовых актов, в том числе коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений, а также актов местных собраний народных представителей, которые являются своего рода муниципальными правовыми актами. Например, провинции Китая, будучи административно-территориальными единицами Китая и не являясь самостоятельными образованиями, вправе устанавливать свой минимальный размер оплаты труда (МРОТ), причем не только в провинции, но и в городах и уездах, входящих в состав провинции [2, с. 37].

Трудовой договор в КНР заключается в письменной форме и в двух экземплярах, при этом, если лицо приняли на работу без заключения письменного договора, то оно вправе требовать от работодателя выплатить ему заработную плату в двойном размере, начиная со 2 месяца работы, до окончания 1 года работы. Такое право дано работнику на протяжении 1 месяца со дня фактического возникновения трудовых отношений.

Таким образом, правовое регулирование трудовых отношений в КНР довольно специфично, что является, скорее всего, следствием особой политики государства, основанной на культурных и традиционных особенностях КНР, характерных для любой азиатской страны.

Основные термины (генерируются автоматически): КНР, трудовой договор, Китайская Народная Республика, день отпуска, ежегодный оплачиваемый отпуск, заработная плата, правовое регулирование, работник, труд, российское трудовое законодательство.

Проявление религиозных традиций Китая в современной жизни. Характеристика конфуцианства как религиозно-культурного учения. Трудовой этикет современного китайского общества. Основные принципы ведения дел в Китае как проявление конфуцианской идеологии.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.02.2016
Размер файла 25,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Характеристика конфуцианства как религиозно-культурного учения

3. Трудовой этикет современного китайского общества

4. Принципы ведения дел в Китае, как проявление конфуцианской идеологии

6. Список использованной литературы

1. Введение

Современный мир постепенно приобретает черты универсальности, общности развития, что особенно ярко проявляется в сфере деловых контактов и трудовых отношений, ибо мировое экономическое пространство все больше поглощается корпорациями. И все же даже в таком пространстве продолжают сохраняться уникальные региональные особенности, присущие определенным культурам, религиозным и национальным традициям.

Страны азиатского востока на протяжении многих столетий рассматривались как особые пространства с абсолютно уникальными чертами не только культуры, но и мировоззрения. И в этом смысле Китай является одним из наиболее показательных примеров, причем в совершенно разных проявлениях своей жизни.

Особый интерес представляет проявление религиозных традиций Китая в современной жизни. Особенно необычно это проявляется в рамках сложившейся в Китае трудовой этики, на которую огромное влияние оказало конфуцианство, как морально-этическое учение, регламентирующее жизнь человека. Изучение этого влияния и сформировавшегося под его воздействием определенного отношения к труду и трудовой дисциплине представляется весьма актуальным в условиях все возрастающей роли китайской экономики в мире.

Целью данной работы является рассмотреть влияние конфуцианства на формирование особенностей трудовой этики Китая.

Для достижения поставленной цели планируется выполнение следующих задач: китай конфуцианство идеология религиозный

- рассмотреть основные характерные черты конфуцианства;

- изучить особенности китайского трудового этикета;

- выяснить принципы ведения дел в Китае как пример проявления трудовой этики.

2. Характеристика конфуцианства, как религиозно-культурного учения

Китай представляет собой страну с особой культурной и религиозной системой мировоззрения, которая находит свое проявление и в современной жизни страны. Пожалуй, наиболее серьезное влияние на китайцев оказывает конфуцианство, которое составляет не столько религию, сколько мировоззренческое учение определяющее морально-нравственные принципы поведения. Основу этого вероучения составляют понятия о необходимости перенесения патриархальных взаимоотношений существующих внутри семьи на общегосударственный уровень. В политических отношениях это находит проявление в том, что государственная власть должна находиться в руках благородных мужей, достойных выполнения этой миссии не только своими знаниями и талантами, но и наличием высокой нравственности, человеколюбия. Фактически на них возлагается обязанность не просто главы государства, но главы огромной патриархальной семьи, где он является отцом и покровителем нации, а все население - детьми, за которыми надлежит присматривать и заботиться. Патриархальное управление лежит в основе всего государственного управления. В свою очередь от подчиненных требуется особое почтение к правителю и подчинение его воли.

Сегодня Китай - одна из наиболее стремительно развивающихся стран, для которой характерны, прежде всего, экономические успехи. Многие говорят о формировании китайского экономического чуда XXI столетия. При этом, многие экономисты отмечают, что эти успехи обуславливаются не только особой экономической политикой государства, стремящегося сочетать черты командно-административного управления с определенной рыночной свободой в рамках государства. Очевидно, что успехи эти сопряжены и с особым отношением китайца к труду, ответственности за свою деятельность, что находит яркое проявление в этики трудовых отношений. Проявляется она в нескольких основных аспектах: отношении к начальству, отношениях между сотрудниками, а также в мере ответственности за выполняемую работу.

3. Трудовой этикет современного китайского общества

Одновременно, восприятие общества и трудового коллектива, как большой семьи, создает условия для формирования исключительно коллективных принципов организации труда. Одним из главных достоинств работника является умение трудиться в команде, ставить личные интересы после общественных при том, что проявление личной инициативы не возбраняется, а, наоборот, поощряется, т.к. она может способствовать достижению общего успеха.

Таким образом, в рамках трудовых отношений, сохраняется конфуцианский принцип восприятия общества, как большой семьи, где все подчинено общей цели - достижения благополучия и развития.

4. Принципы ведения дел в Китае, как проявление конфуцианской идеологии

Китайская система управления и принципы организации трудового процесса зародились достаточно давно и их можно считать одними из наиболее древних в мире. Сохранение существующих традиций, относящихся еще к I тыс. до н. э., является важным элементом жизни и современного Китая. Поэтому и для современной КНР столь характерно следование ритуалам и традициям древности и стремление к внешнему проявлению вежливости, как важнейшему атрибуту конфуцианской идеологии.

Еще одним проявлением конфуцианских традиций в деловых отношениях Китая следует считать использование традиционных приемов и планов ведения военных действий, с помощью которых можно было достичь максимального результата. Многие из них китайские предприниматели и руководители стремятся применять в деловых отношениях, причем, как за рубежом, так и в борьбе с внутренними конкурентами. В китайской традиции они получили наименование стратагем. К ним можно отнести:

То есть коварство, обман не рассматривается как аморальное поведение, если оно применяется на пользу своей общины, семьи, трудового коллектива.

Это позволяет говорить, о том, что в деловых отношениях китайцы способны к проявлению гибкости, заимствованиям, внедрению новшеств, но все это опирается на исконные конфуцианские традиции, в которых любые действия мудрого правителя, направленные во благо общины - семьи, являются верными и правильными, неподлежащими оспариванию.

Конфуцианство на протяжении многих веков играло роль идеологии, религии, принципа организации государства и общества и оказало существенное влияние на всю историю Китая.

Таким образом, конфуцианские традиции продолжают сохранять серьезное влияние в современном китайском обществе и находят свое проявление даже в организации трудовой этики. Об этом свидетельствует и восприятие трудового коллектива, как большой патриархальной семьи, где успех всех зависит от правильной и ответственной деятельности каждого. Исходя из конфуцианской традиции, начальник воспринимается как глава семьи, подчинение которому объясняется не только трудовой субординацией, но следованием традиции.

Кроме того, в современной трудовой этике Китая можно отметить такие черты, как проявление концепции индивидуализма и регламентированных отношений в работе, большую ответственность, но и большое количество прав, как сотрудников, так и руководителя.

При этом, при всей коллективности труда, китайцам не чуждо стремление к обогащению, достижению успеха, и в этом все средства хороши. Причем сами жители Китая не воспринимают обман и достижение цели любыми средствами, как нечто аморальное. Такие поступки оправдывает конфуцианская традиция, на которую опираются и сегодня.

6. Список использованной литературы

1. Кузнецов В.С. Конфуцианство в современном Китае / В.С. Кузнецов // Вопросы истории. 1997. № 10. С. 155 - 159.

2. Малявин В.В. 36 стратагем. Китайские секреты успеха / В.В. Малявин. М.: Белые Альвы, 2000. 192 с.

3. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л.С. Переломов. М.: Наука, 1993. 215 с.

4. Цунъин Л. Этническое самосознание современной учащейся молодежи Китая / Л. Цунъин. М., 2007. 98 с.

Подобные документы

Конфуцианство - одно из влиятельных философских и религиозных течений Китая. Человеческая жизнь - главный предмет конфуцианства. Конфуцианство о познании. Поднебесная как главное условие человеческой жизни. Развитие конфуцианства и проблема человека.

реферат [26,3 K], добавлен 30.09.2010

Три великих учения Китая: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Труды Лао Цзы и Конфуция - фундамент философии древнего Китая. "Жэнь" и "ли" - основные понятия конфуцианства. Ключевые идеи даосизма. Процесс укрепления и развития буддизма в Китае.

презентация [1,6 M], добавлен 22.04.2012

Особенности системы верований в древнем Китае, предпосылки возникновения конфуцианства. Жизнь Конфуция и его учения. Что такое конфуцианство, его письменные источники, социальный идеал и порядок, культ формы, семьи и клана; трансформация конфуцианства.

реферат [19,1 K], добавлен 21.09.2009

Развитие духовной и политической жизни Китая. Три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Книга перемен. Основные понятия конфуцианства. Основные темы в философии Конфуция. Концепция идеального человека. Судьба человека по Конфуцию.

презентация [610,6 K], добавлен 23.05.2015

Характеристика особенностей основных религиозно-философских учений Китая – конфуцианства и даосизма. Толкование конфуцианством государственной и божественной власти в семейно-родственных категориях. Религиозный даосизм, духовное обновление, энергия ци.

реферат [24,1 K], добавлен 17.12.2010

Китай как цивилизация особого типа. Знакомство с особенностями развития философии в Древнем Китае. Общая характеристика основных философских школ: даосизм, конфуцианство, моизм. Рассмотрение философских, религиозных и идеологических основ конфуцианства.

реферат [66,0 K], добавлен 09.03.2017

Идеи конфуцианского учения в Китае. Принципы организации общественной жизни в государстве. Значение конфуцианской экономической концепции. Даосизм как философское учение. Изучение проблемы Дао как сущности бытия. Пять космических сил и их соответствия.


В последние годы в КНР регулярно вспыхивают скандалы, связанные с использованием детского труда. Вот, например, совсем недавняя история, которая имеет прямое отношение к России. Нескольких девочек-подростков, учившихся в художественной школе Краснознаменска (Забайкальский край), для прохождения творческой практики отправили в КНР. Однако вместо занятий изящными искусствами на них там надели шиньоны, нарядили в колготки и туфли на каблуке и отправили официантками в китайский ресторан. При этом возраст учениц колеблется от 14 до 17 лет, а ресторанная атмосфера с нетрезвыми мужчинами, прямо скажем, для детей подходит мало.

В этом случае, однако, понятно, что рано или поздно несовершеннолетних россиянок вытащат и вернут на родину. Сложнее, если речь идет о местных подростках. Тут незаконная эксплуатация может длиться годами, и шум по этому поводу поднимается редко, если вообще поднимается.

Некоторое время назад китайская полиция задержала бригадира швейной фабрики, расположенной в городе Чаншу (провинция Цзянсу). Выяснилось, что на фабрике трудились дети, которых принуждали работать без выходных. При этом случалось, что рабочий день у них длился до 19 часов. Тринадцатилетние подростки из бедных сел целыми днями рвали жилы в грязных и темных помещениях, но, пока они не выполняли дневную норму, с рабочего места их не отпускали. Хозяин фабрики, похоже, так и не понял обращенных к нему претензий: журналистам он заявил, что может делать с детьми что хочет, поскольку купил их по цене от 1 до 3 тысяч юаней ($145-435).

Бывают сюжеты еще более специфические. Так, на фабрике, производящей электронику в Шэньчжэне, тоже незаконно использовался детский труд. Показательно, что, когда подростков освободили, они даже не захотели возвращаться домой. Одна из девочек-работниц сказала, что на фабрике она хотя бы может есть рис с мясом, а дома у нее всегда только картошка или кукуруза. Нужно ли уточнять, что девочку и остальных малолетних работников отправили на фабрику сами родители. С их точки зрения, это правильный и разумный поступок. Во-первых, одним голодным ртом в доме меньше, во-вторых, дети заработают денег, в-третьих, нормально поедят. А то, что работают они по 12 часов и даже больше, так это для Китая вполне привычно. В частном секторе так работают все китайцы — и взрослые, и дети.

После чтения подобных историй естественным образом встает вопрос: насколько вообще нормальной для Китая является эксплуатация детского труда?

Евнухи и проститутки

Иными словами, в некоторых областях найм все-таки возможен, но при соблюдении ряда условий. Вероятно, по мысли законодателей, речь шла о своего рода профессиональной практике — будь то спортсмены, художники или дети, занимающиеся столь же неординарными видами деятельности.

Таким образом, законодательно трудовую эксплуатацию детей в Китае запретили только в самом конце XX века. Но как обстояли дела до этого момента?

Скорее всего, читатель сейчас представит чудовищные картины миллионов маленьких чумазых китайчат, которые вставали до восхода солнца и шли на рабочие места, чтобы трудиться там дотемна. В таком взгляде на проблему, конечно, есть некоторое правдоподобие, но и не более того.

Исторически в использовании детского труда Китай находился приблизительно в том же положении, что и куда более развитые страны. Для примера, можно сравнить китайскую империю Цин и викторианскую Англию. Могущественная держава, колонии которой раскинулись по всему свету и над которой, по выражению самих англичан, никогда не заходило солнце, почти не заботилась о своих малолетних работниках. В первой половине XIX века работающие английские дети находились в тяжелейшем положении. 10-12-летние мальчики и девочки наравне со взрослыми работали на фабриках, заводах и в шахтах. Только в 1833 году детям младше 13 лет было запрещено работать больше 8 часов в день, а детям до 18 лет — больше 12 часов. В 1842 году владельцам шахт запретили нанимать на работу детей младше 10 лет. То есть с одиннадцати лет ребенок мог стать полноценным горняком и нести на себе все тяготы и опасности этой тяжелой профессии.

Если же говорить о старом Китае, то там дети традиционно находились в бесправном положении. Известный китаист Владимир Малявин рассказывает, что до пяти лет ребенок в китайском обществе вообще не считался отдельной человеческой единицей. Но и после этого он находился под полным контролем старших.

В целом же к детскому труду в Китае относились вполне лояльно. Если ты небогат и незнатен, а на учебу нет денег или способностей, что тебе еще делать, как не работать? Впрочем, учеба тоже была трудом, и, учитывая сложность китайской словесности, не самым легким.

Те, кто смотрел китайский мультфильм о царе обезьян Сунь Укуне, наверняка помнят, что хозяину пилюли бессмертия богу Тайшан Лао-цзюню прислуживают дети. На небесах он такой не один, многие китайские божества нещадно эксплуатируют детский труд. Впрочем, это божества, их сложно прищучить и заставить выполнять человеческие законы. Другое дело люди.

Стоит заметить, что в старом Китае семьи хоть немного зажиточные старались не перегружать детей, а напротив, дать им образование или по меньшей мере обучить ремеслу. Делами же детей низкого происхождения в старом Китае никто особенно не интересовался. Малолетний мог убиваться на работе, мог заболеть, мог умереть — никто даже глазом бы не моргнул. Мертвое тело так и лежало бы на улице, пока проходящая утром санитарная команда не погрузила бы его на дроги и не бросила бы потом вместе с другими неопознанными мертвецами в одну из бесчисленных погребальных ям за городом. В этом смысле между детьми и взрослыми разницы не делали.

Читайте также: