Отношение к смерти в исламе кратко

Обновлено: 04.07.2024

В самой человеческой природе заложено стремление к Вечности. Будучи заложником этого скоротечного материального мира, человек, всегда стремится к Вечности. Тот, кто прислушается к своему внутреннему голосу, услышит, как этот голос вновь и вновь говорит ему о Вечности. Даже если бы человеку была дарована Вселенная, это не утолило бы его жажды обретения Вечной Жизни, для которой он создан. Природное стремление человека к постоянному счастью обусловлено объективной реальностью и тем фактом, что вечная жизнь действительно существует.

Что такое смерть?

Тело есть инструмент духа, который управляет и контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых состоят клетки. В предопределенный Господом час человека постигает болезнь или его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приглашение ангелу смерти - Азраилу. Хотя смерть приходит к человеку по воле Господа Бога, обязанность забирать человеческие души Он возлагает на ангела Азраила, являющегося символической завесой, разделяющей в глазах людей саму смерть и Того, кто ее посылает. Болезни или различные бедствия также символизируют своего рода завесу, но уже непосредственно между смертью и Азраилом.

Явление ангела смерти умирающему

Так как ангел Азраил, как и все ангелы, создан из света, он может появляться и присутствовать сразу в нескольких местах одновременно. То, что он занят в определенный момент, вовсе не означает, что в это же самое время он не может участвовать в выполнении каких-либо других дел. Так же как солнце дарит тепло и свет всему миру одновременно и, отражаясь, присутствует в бессчетных прозрачных объектах этого мира, ангел Азраил может забирать миллионы душ одновременно, не создавая при этом путаницы.

Что чувствует человек в свой смертный час ?

Тем, кто веровал в Господа и вел праведный образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что души праведных забираются так же мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина. Более того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают того, что они умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в лучший мир, и наслаждаются вечным счастьем.

Человек умирает так, как он живет. Тот, кто вел праведную жизнь, умирает достойной смертью, тогда как смерть грешника бывает мучительной и ужасной. Пророк Мухамма (мир ему и благословение), больше всех восхвалявший Господа Бога, советовал читать особые молитвы в свой предсмертный час. Известно, что ближайшие сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) такие как, например, Осман, Али, Хамза и Мус'аб ибн Омар (да будет доволен ими Аллах) и другие, посвятившие себя служению Исламу, погибли смертью мучеников.

Нужно ли бояться смерти?

Для тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Хотя кажется, что смерть есть угасание света жизни и ее прелестей, на самом деле это есть освобождение от тяжких обязанностей мирской жизни. Это перемена места пребывания, переход в иное состояние, но одновременно и приглашение к Вечной жизни.

Так как смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни, прекрасна и имеет большое значение, смерть человека, представляющего собой более высокую ступень жизни, должна быть еще более прекрасна и иметь еще более серьезное значение: человек, уходя под землю, непременно обретет Вечную жизнь.

Смерть освобождает человека от трудностей мирской жизни, которая с возрастом и постигающими человека несчастьями становится более трудной. Смерть принимает его в круг Вечности и Любви, где человек сможет наслаждаться обществом любимых людей и находить утешение в счастливой Вечной жизни.

Душа в промежуточном мире

Для тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Хотя кажется, что смерть есть угасание света жизни и ее прелестей, на самом деле это есть освобождение от тяжких обязанностей мирской жизни

Могила несет в себе определенное наказание и выполняет роль чистилища от грехов. Это очень горькое лекарство, однако за ним следует райское выздоровление.

После смерти и похорон душа отправляется в место ожидания – загробный мир (Барзах). Хотя тело разлагается и уходит в землю, его неотъемлемые частицы не подвергаются разложению.

Неизвестно, имеют ли эти частицы отношение к человеческим генам, но к какой бы части тела эта частица не относилась, душа взаимодействует с телом через нее. Эта часть тела служит также основой, из которой Бог воссоздает человека в Судный день. Может быть, эта часть, сформированная из составных частиц или атомов тела, в том числе уже смешавшихся с землей, станет проводником к Вечной жизни в ходе финального разрушения и создания вновь Вселенной. Господь использует эти частицы для возрождения человека в День Воскресения.

Что делает душа в промежуточном мире?

Для него после смерти также откроются окна с видом на райские сады, и, как сказано в хадисе, могила станет для него подобной райскому саду. Тем не менее, как уже говорилось, если у человека еще остались неотпущенные грехи, какую бы праведную жизнь он ни вел, он будет подвержен наказанию в промежуточном мире для очищения души от своих грехов, чтобы она смогла попасть в Рай сразу после Воскрешения. Если же человек вел грешный образ жизни, то после смерти его неверие в Господа Бога и плохие поступки появятся перед ним в образе неверных приятелей и всяких тварей, таких как скорпионы и змеи. Он увидит сцены Ада, и могила его станет адской преисподней. Живут ли части тела или его клетки после смерти?

Так как душа живет в этом мире вместе с телом, делит с ним радости ее и горести, Господь воссоздаст людей как физически, так и духовно. Мусульмане-сунниты согласны с утверждением, что душа и тело вместе отправятся в Ад или в Рай.

Какие дары мы можем посылать душе после смерти?

Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Согласно Своей воле, Господь может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними. После смерти книга деяний человеческих закрывается, кроме как для того, что было совершено им при жизни и продолжает приносить пользу и после смерти, если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное, из чего впоследствии люди могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внес вклад в их воспитание, ему воздастся вновь и вновь. Если все же человек стал причиной какому-то злу или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей.

Таким образом, чтобы быть полезными тем любимым нам людям, которых постигла смерть, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, особенно используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Господне.

Смысл смерти в исламе

Наверное, каждый человек задумывается о смысле жизни и неминуемой смерти. Кто-то проживает несколько долгих десятилетий, жизнь других ограничивается меньшим сроком и наступает неожиданно. Последний случай, наверное, для многим кажется несправедливым, ведь умирающий 90-летний дедушка увидел в этой жизни едва ли не всё, а 10-летняя девочка или 3-летний ребёнок, страдающий редким заболеванием, не заслуживают конца в столь юном возрасте и испытания в виде тяжелой болезни. Ведь это совершенно нелогично в принятой нашим обществом системе представлений о жизни, когда она рассматривается как длинный путь с чётким планированием (или хотя бы его попыткой) действий и результатов.

Иными словами, ислам помогает жить осмысленно. Заключительный Божий посланник (с.г.в.) часто призывал мусульман думать о смерти (такой хадис можно найти, например, в сборнике изречений имама ат-Тирмизи). Понимание скорого конца помогает человеку собраться с мыслями, не расслабляться и с максимальной пользой проводить время.

Удивительно, но само следование исламским канонам помогает этому в мельчайших деталях. Проиллюстрируем данный тезис на примере ежедневной молитвы. Намаз, как известно, надо совершать 5 раз в день не просто потому, что так того захотел наш Создатель. В этом Его решении есть очевидная мудрость (а как иначе? Всё, что происходит с человеком в этой жизни, имеет какой-то смысл, часто не доступный для нас в самом начале, но далее раскрывающий все свои грани). Ведь у человека появляется возможность 5 раз за день очистить свой собственный разум, подумать о своей сути и предназначении, наполнить каждый этот промежуток смыслом, который выражается в искреннем совершении добрых дел и преобразовании мира вокруг себя в позитивном русле. В пятикратном намазе заключается величайший дар Творца миров, так как через него у верующих имеется возможность постоянно подчищать собственные недочёты и следовать дисциплине. Возможно, многие мусульмане не прочувствовали этот момент в полной мере, но ничто не должно помешать им воспринять 5-кратный намаз именно в такой форме. В конце концов, очищение души после каждого намаза помогает не так сильно бояться собственного состояния в момент смерти.

Что происходит с человеком после кончины?

Если кратко подытожить высказанные ранее мысли, то можно сделать вывод, что смерть, согласно исламу, совсем не конец. Она открывает перед человеком новый мир, который будет длиться вечно. Но то, каким будет этот мир – Раем или Адом, зависит от того, как будет прожита сама земная жизнь.

Когда наступает момент смерти, за душой человека приходит ангел Азраил (а.с.). Это не значит, что он имеет какую-то автономию от Аллаха. Все действия совершаются им с позволения и разрешения Господа. Именно поэтому – на основе всезнания Аллаха – процесс отнятия души Азраилом (а.с.) в некоторой степени отражает то, что ждёт человека в Судный день. То есть те, кто прожил эту жизнь порядочно, осмысленно и старался менять вокруг себя мир к лучшему, не будут испытывать боли и страдания в момент наступления смерти. Те люди, кто не задумывался о вере и связанной с этим обязанности творить благие поступки, совершал греховные дела, подвергнутся суровой каре уже в момент встречи с Азраилом (а.с.).

Таким образом, душа и тело человека оказываются разделёнными до того момента, как умершего похоронят. После этого происходит объединение души и тела, и начинается могильный допрос. Его проводят два ангела – Мункар и Накир (мир им). Они спрашивают о том, Кто является Господином всего сущего, кто является для умершего Посланником (то есть в чью миссию он верит), какой религии он (умерший) придерживается. Как и предполагается, мусульмане смогут ответить на эти вопросы без всяких проблем, тогда как грешники и неверующие испытают проблемы и получат за это наказание. По сути, нахождение в могиле и ожидание Конца света также станет некоторым индикатором того, где же человек окажется в итоге – в Раю или Аду. Состояние верующих будет приближено к нахождению в райской обители, тогда как неверующие испытают на себе суровость адского наказания.

Останавливаться подробно на описании Судного дня в рамках этой статьи не имеет смысла. Остаётся только подытожить, что персонально для каждого человека Суд начнётся уже в момент смерти. Поэтому необходимо делать всё от себя зависящее, дабы не оказаться в числе неудачников. Успех зависит от того, что мы делаем здесь и сейчас. Откладывать на потом хорошие дела и соблюдение религиозных предписаний ни в коем случае не стоит.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Правда ли, что человек умирает в тот день, в тот час и секунду, когда для него было предопределено?

Islam Global, Если день смерти человека заранее предопределен, то значит поступки этого человека не влияют на длину его жизни. На моих глазах с разницей в 16 лет, трагично и скоропостижно(не от старости) умерли два человека всю жизнь помогавшие другим. После смерти первого(женщины) в короткий период умерли трое пожилых, больных и бедных человека за которыми она ухаживала. После смерти второго(мужчины-врача) тоже самое ожидает тех о ком он заботился. То что эти два человека не смогли спокойно дожить до старости - дает повод лицемерам и неверующим говорить о бессмыслености добрых дел и самого существования. Получается, тем кто умирает не от старости, припасены только сценарии в которых они проживают свою короткую жизнь не для себя, а помогая окружающим - "служа другим людям".

с первого удара сердца,до последнего-это наша жизнь по милости Аллаха,отражены все наши грехи и что делали хорошего,невидимая запись,по ней каждому суд неизбежен-это наш путь.иншаа Ллах

Самое главное - принять смерть достойным образом! А для этого нужно прожить так, чтобы умирать со спокойной душой и с чувством, что ты все успел

Ассаламу алейкум! А вот в тот момент когда душа и тело разъединяются. то куда уходит душа и где она находится?

Линара, Уалейкум ассалям ва рахматуллах, сестренка! Когда душа покидает тело, она поднимается на небо, а потом снова спускается. И находится рядом с телом под землей.

Если все люди начинают нести наказание уже после земной смерти, то получается, что те, кто жил, например, 2000 лет назад. они пробудут в этом временном Аду на 2000 лет больше, чем современные люди. а это скажется как-либо на этих людях в Судный день?

Здравствуйте! В Судный день будет оцениваться именно земная жизнь человека, включая его страдания и беды. А истина известна лишь Аллаху.

Варис, Субханаллах. Вы где взяли эту информацию, поделитесь пожалуйста? Ад и Рай созданы Аллахом, существуют в месте, о котором знает только Аллах. Иудеям , христианам, мусульманам известно, что Адам с Евой жили в Раю, но после нарушения запрета Аллаха были отправлены на землю, в наказание! И то, что человек испытывает трудности в земной жизни, как раз доказывает, что мы здесь гости. Это в Раю мы были дома, и ИншаАллах туда вернёмся. Ваши утверждения о повторяющейся жизни (реикарнация) противоречит учению Монотеизма, а также утверждение, что Рай находится на земле тоже ошибочно. Вы находитесь на пути заблуждения.

Исмаил, Одно из имён Всевышнего Аллаха - Справедливый и его наказание будет по Его справедливости. Верующий человек должен осознать и принять это. Никто не получит больше того, что заслужил (ни те, кто жили 2000 лет назад, и не те , кто покинул этом мир сегодня). Аллах — Справедливейший из вершащих справедливость. Его правосудие и справедливость охватывает всю Вселенную. Он явит Своим рабам Высшую справедливость и в этом мире, и в ином вечном мире. Время создано Аллахом и он управляет им.

Смерть — прекращение жизнедеятельности организма, гибель его. Смерть человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения. Различают два основных этапа смерти: клиническую смерть и следующую за ней биологическую, или истинную, — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях[1].

Клиническая смерть — короткий период, в продолжение которого отсутствуют видимые признаки жизни, но сохраняются обменные процессы в тканях.

Биологическая смерть — полное прекращение всех обменных процессов в организме, необратимое изменение тканей и органов[2].

Описание смерти в Библии

В контексте общности и преемственности монотеистических религий приведу слова раннехристианских теологов IV–V веков:

Описание смерти в Коране и Сунне

Сон – смерть в миниатюре

Час смерти

Ангел смерти

Как ангела смерти и его помощников хватает на всех? Ангелы нематериальны, а потому не ограничены физическими законами.

В момент смерти ангел Азраил вырывает душу из тела. Верю безоговорочно. Но рождается вопрос: а что если это, ну допустим, автокатастрофа и количество жертв переваливает за 10–20 человек, причем все погибают в один момент. Как вы можете это объяснить? Руслан.

Вкус смерти

Зачастую мы думаем так, будто бы собираемся жить очень долго и еще многое успеем, в том числе и в обязательности пред Богом, но жизнь ведь может прерваться в любую минуту. Коран призывает человека думать рационально и не переносить на завтра то, что можно сделать сегодня. Завтра может и не настать. Когда придет момент смерти, человек обратно уже не вернется. Бесценная возможность выбирать и принимать решения покинет его.

Место смерти

На Земле нет ничего вечного

Как выходит душа у грешника и праведника

Смерть в период бедствий и катастроф

Желание смерти

Выход из мирской обители

Смысл смерти в Исламе

В Коране сказано:

Человеку Богом даны многочисленные уровни работы над собой, этапы совершенствования духа, духовного развития, раскрывающиеся через познание себя, сути жизни и совершение, последовательное, пусть незначительное, но постоянное совершение благих дел и поступков, не теряя при этом основ веры и осознания того, что совершается то или иное не во благо кого-то, пользующегося этим, или чего-то (уважение, почет, слава и т. п.) а лишь — в свое личное благо с именем того, Кто дал такую возможность.

Столкнуться лицом к лицу со смертью — непростое испытание на прочность духа и изначальную осмысленность временности и ценности жизни.

В Коране сказано:

Ты ведь видишь землю мертвой [без растительности на ней; угасшей, тихой, неподвижной], а когда Мы низводим на нее воду, она начинает трепетать [биться, содрогаться от пробуждающейся в ней жизни], приподнимается [набухает от воды и оживающих семян, растений] и зарастает ликующими парами [радостными; великолепными, красивыми растениями, травами].

[Почему так?] Да потому, что Аллах (Бог, Господь) [существование Его и присутствие] — это истина [нет сомнения в Нем, Создателе всего и вся; Он как дает жизнь, так и забирает ее, а затем — воскресит к Дню Суда, что и раскроет основной смысл мирского существования людей]. Он оживляет мертвых, и Он ничем не ограничен.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Большой энциклопедический словарь. СПб.: Норинт, 2004. С. 1113.

[2] См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2004. С. 1216.

[4] Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347–407 гг.).

[6] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1989, хадис № 6320; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 151, хадис № 6320.

[13] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 11. С. 196.

[14] Не забывайте, что ангелы имеют строение абсолютно отличное от человеческого.

[15] Хадис от Ибн Мас‘уда. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 450; аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 15. С. 563, хадис № 42187; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.]. С. 19.

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1077, хадис № 13–(2682); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 7, хадис № 13–(2682).

[19] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1816, хадис № 5671; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 156, хадис № 5671; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1076, хадис № 10–(2680); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 8, хадис № 10–(2680).

[23] Ратнер Е. Перестанем бояться смерти // Psychologies, апрель 2008, № 26. С. 75.


Ислам является одной из трех мировых монотеистических религий. Его родина - Ближний Восток, а начало свое он берет в тех же идеях и культурных традициях, которые лежали в основе христианства и иудаизма. Монотеизм данной религиозной системы является наиболее завершенным, фактически он сложился на основе своих предшественников.

Вся жизнь мусульманина представляет собой испытание, которое определяет его конечную судьбу. Для него смерть - это возвращение души к своему Создателю, Богу, а неизбежность смерти всегда присутствует в его сознании. Это помогает мусульманину направлять свои мысли и поступки, поскольку он пытается жить в готовности к тому, что должно произойти. Для мусульман понятие смерти и загробной жизни исходит из Корана.

Теоретические основы мусульманства

Ислам в переводе с арабского языка означает покорность, предание себя Богу. Тех, кто принял ислам, называют преданными (с араб. - мусульманин).

Для мусульман священной книгой является Коран – записи откровений пророка Мухаммеда. Они изложены в форме стихов (аятов), которые собраны в суры (главы). Священной книгой считается только Коран на арабском языке.

Коран является первым письменным памятником на арабском языке, в котором изложены религиозные взгляды на мир и природу, установки, наставления, правила, запреты, приказы, имеющие культовый, этический, юридический и хозяйственный характер. Кроме религиозно-философского, законодательного и историко-культурного значения, Коран представляет интерес и как образец мусульманской литературы.

Ислам - религия практическая, она регулирует почти все стороны жизни человека. Основу этого управления составляет в первую очередь смирение души, к которому она приходит, осознавая, что полностью зависит от Создателя. Это, в свою очередь, обуславливает полное беспрекословное подчинение Его воле и возможность поклонения Ему соответственно ее положению.

чтение Корана

Отражение смерти в Коране

Согласно Корану, смерть в точности похожа на сон (Коран 6:60, 40:46). Период между моментом, когда человек умирает, и его воскрешением проходит как одна ночь сна (Коран 2:259, 6:60, 10:45, 16:21, 18:11, 19, 25, 30:55). Как указывается в исламе, в день смерти каждый знает свою судьбу: попадет он в рай или ад.

В Коране встречаются различные темы смерти, которые значительно влияют на понимание ее смысла, при этом концепция остается неопределенной и всегда изображается в тесной связи с концепциями жизни и воскрешения.

Другими словами, для человека его физическое существование не отделено от души. Смерть - это прекращение существования отдельного индивида, который может быть верующим или неверующим. Человек не рассматривается как просто живой организм.

Точно так же, как человек не перестает существовать во сне, он так же не перестает существовать в смерти. Таким образом, как человек возвращается к бодрствованию, когда пробуждается ото сна, точно так же он будет воскрешен при великом пробуждении в Судный День. Следовательно, в исламе смерть человека рассматривается лишь как очередной этап существования. Физической смерти не следует опасаться, но следует беспокоиться об агонии духовной смерти, вызванной нарушением моральных правил.

Мухаммад посещает рай

Восприятие

Независимо от индивидуальных убеждений, неверия или неопределенности в отношении жизни после смерти, у мусульман нет никаких сомнений в достоверности и неизбежности этого события. В Коране говорится, что Бог создал смерть и жизнь, чтобы испытать людей в отношении их поведения в земном существовании. Понятие смерти непосредственно относится к образу жизни.

Согласно Корану, Бог предопределяет момент, когда человек умрет до того, как он родится. Никто не может ускорить или отсрочить свою собственную смерть или смерть других людей, если это противоречит воле Бога, независимо от причины смерти.

обряд погребения

Отношение мусульман к основным понятиям

Мусульманские убеждения о смерти и загробной жизни влияют на их отношение к решениям, связанным с окончанием существования. Хотя сама смерть страшна, осознание, что каждый возвращается к Богу, делает ее не такой ужасной. Для верующего в загробную жизнь смерть означает переход от одной формы существования к другой.

Согласно Корану 45:26:

Аллах дарует вам жизнь, затем умерщвляет вас, а затем Он соберет вас ко Дню воскресения, в котором нет сомнения. Однако большинство людей не знает этого.

Этот отрывок устанавливает, что, как и в христианстве, мусульманские взгляды на смерть начинаются с того, что вечная человеческая душа дана Богом и что после физической смерти происходит воскрешение (кийамат) и день суда (йаум аль-дин).

Про смерть ислам говорит как про естественный порог перед следующим этапом существования. Эта мысль прослеживается в представленной выше цитате.

Тайна жизни и смерти в исламе, как ее представляет Коран, связана с человеческой совестью и способностью поддерживать необходимый статус духовно-нравственного существования в сочетании с верой.

Что происходит после смерти?

Особое значение придается тому, что будет с человеком после смерти. Ислам в своей доктрине утверждает, что человеческое существование продолжается после смерти тела в форме духовного и физического воскрешения. Существует прямая связь между поведением на земле и жизнью за ее пределами. Жизнь после смерти будет одной из наград или наказаний, которые соизмеримы с земным поведением. Придет день, когда Бог воскресит и соберет первое и последнее Его творение и будет справедливо судить всех. Люди войдут в свое последнее место, ад или рай. Вера в жизнь после смерти побуждает поступать правильно и избегать греха.

Вера в жизнь после смерти в исламе является одним из шести основополагающих убеждений, необходимых мусульманину для формирования его духовности. Если этот постулат отвергается, все остальные убеждения становятся бессмысленными. Если у человека нет веры в наступление Судного дня, для него ни повиновение Богу не будет являться полезным, ни непослушание не будет причинять какого-либо вреда. Принятие или отказ от жизни после смерти в исламе, возможно, является самым важным фактором в определении курса жизни человека.

ад и рай

Смерть и воскрешение

Воскрешение будет предшествовать концу света. Люди будут воскрешены в своих первоначальных физических телах, тем самым войдя в третий и последний этап жизни.

Судный день

В Судный день (киямат) Бог соберет всех людей, верующих и нечестивых, джиннов, демонов, даже диких животных. Верующие признают свои недостатки и будут прощены. У неверующих не будет никаких добрых дел, о которых можно было бы объявить. Некоторые мусульманские ученые считают, что наказание неверующего может быть уменьшено за его добрые дела, за исключением наказания за великий грех неверия. Особое значение для мусульман имеет пятница (йаум аль-джума). Именно в этот день ожидается день Страшного суда.

Что происходит после смерти в исламе?

Есть много заявлений от Пророка Мухаммада, рекомендующих чтение молитв за умерших и за облегчение их страданий. Мусульмане нередко молятся от имени своих умерших близких, посещают их могилы и даже совершают хадж. Эти практики устанавливают и поддерживают связь с ушедшими.

мусульманская молитва

Ад и рай в исламе

Немаловажное значение имеет вопрос о том, куда попадаешь после смерти в исламе. Рай и ад станут последними местами для верных и проклятых после Страшного Суда. Они - настоящие и вечные. Согласно Корану, блаженство рая никогда не кончится и наказание неверующих, приговоренных к аду, никогда не прекратится. В отличие от некоторых других религиозных систем, исламский подход к этому вопросу считается более изощренным, он передает более высокий уровень божественной справедливости. Мусульманские богословы определяют это следующим образом. Во-первых, некоторые верующие могут страдать в аду за очень серьезные грехи. Во-вторых, и у ада, и у рая есть несколько уровней.

Рай - это вечный сад, место физических удовольствий и духовных наслаждений. Страдания здесь отсутствуют, а все телесные желания удовлетворяются. Все пожелания должны быть выполнены. Дворцы, слуги, богатство, потоки вина, молоко и мед, приятные ароматы, успокаивающие голоса, партнеры для близости, - человек здесь никогда не будет скучать и не пресытится удовольствиями.

Наибольшим блаженством, однако, станет видение Господа, чего неверующие будут лишены.

Ад – страшное место наказания для неверующих и очищение для согрешивших верующих. В качестве пыток и наказаний используются сжигание огнем, кипящая вода, обжигающая пищу, удушение цепями и столбы огня. Неверующие будут навеки прокляты, тогда как верующие-грешники в конечном итоге будут выведены из ада и войдут в рай.

Рай предназначен для тех, кто поклонялся Богу, верил и следовал за своим пророком и жил нравственной жизнью в соответствии с учением Писания.

Ад станет последним местом обитания тех, кто не верил в существование Бога, поклонялся другим существам помимо Бога, отвергал призыв пророков, вел греховный образ жизни и не раскаялся в этом.

Муххамад в раю

Погребальный обряд

Ислам достаточно требователен в отношении соблюдения верующими мусульманских ритуалов, обрядов и праздников. Многие из них являются обязательными для правоверного.

Особое место занимают мусульманские погребальные обряды. Они достаточно сложные, их сопровождают особые погребальные молитвы. Мусульманин должен готовиться к загробному миру еще при жизни: готовить саван, запастись кедровым порошком и камфорой, откладывать деньги на похороны. Все погребальные обряды должны строго соблюдаться. Например, умирающий должен лежать на спине так, чтобы ступни указывали в сторону кибла (то есть в стороны Каабы). Если это невозможно, его можно положить на бок лицом к кибле. В ходе погребального обряда читается молитва шахадат. Она должна читаться так, чтобы умирающий ее слышал. Нельзя оставлять возле умирающего одну женщину, громко разговаривать или плакать около него. Также он не должен находиться в помещении один. После смерти умершему, согласно традиции, необходимо завязать глаза и рот, подвязать подбородок, связать руки и ноги, прикрыть лицо. Над ним совершают обряд омовения водой или песком.

По шариату, умерший не должен быть похоронен в одежде. Его окутывают в саван. Он представляет собой кусок белого полотна или ситца, разделенный на три части: одной окутывают ноги, другая выполняет роль рубахи, а третьей частью укрывают полностью всего покойного. Саван шью только деревянной иглой.

Особое значение в погребальном обряде имеет молитва над покойным. Ее начинают читать еще до похорон. Также с этим обрядом связана молитва вахшат (устрашение). Ее обязательно читают в первую ночь после похорон.

мусульманское кладбище

Шариат не одобряет украшение могил и монументальные сооружения над ними. Также могила не может быть местом молитвы. Мусульманин не может быть похоронен на немусульманском кладбище.

Похоронная молитва (салат аль-джаназа) читается в день похорон, а в большинстве культур через три дня семья и друзья умершего собираются для еще одной особой молитвы. Обычно соблюдается сорокадневный траурный период, после которого могут возобновляться обычные семейные мероприятия, такие как свадьбы или другие торжества.

Читайте также: