Отношение к наполеону пьера безухова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наполеон постоянно вызывает разные эмоции у героев романа. В самом начале романа мы видим его важность. Это довольно видный и знаменитый человек того времени. Главные герои романа боготворят его и идеализируют. Они считают Наполеона великим и могущественным политиком. Пьер Безухов вместе с Андреем Балконским стараются подражать ему. Они хотят быть настолько известными и популярными как Наполеон. Они верят в то, что Бонапарт в состоянии переменить мир.

Чем дольше читатель погружается в чтение романа, тем хуже у него становится отношение к Наполеону. Он предстает перед всеми в образе злого и деспотичного политика. Все, что он делает, приводит к разрухе и смерти.

Автор описывает Наполеона как гнусного и противного. У него отталкивающая внешность и мерзкие поступки. Он любит власть и внимание к своей персоне.

Император очень плохо относился к людям. Ему была безразлична их судьба. Он хорошо умел манипулировать и управлять. Наполеон страдал манией величия. Внешность у него была довольно своеобразная. Маленький рост, большой живот и толстые ноги так его описал автор в своем произведении.

Л.Н. Толстой испытывает искреннюю неприязнь к Бонапарту. Поэтому он переносит свои эмоции на бумагу. В своем романе он попытался развенчать мифы о величии и значимости французского императора.

Бонапарт глазами героев романа



Духовный мир Наполеона

Так, например, в третьем томе (часть вторая, глава 38) говорится, что он любил рассматривать раненых и убитых, испытывая тем самым свою душевную силу (как считал сам Наполеон). В эпизоде, когда реку Неман переплывал эскадрон польских улан и адъютант на его глазах позволил себе обратить на преданность поляков внимание императора, Наполеон подозвал Бертье к себе и начал ходить с ним по берегу, отдавая тому приказания и недовольно изредка посматривая на утонувших улан, которые развлекали его внимание. Для него смерть — надоевшее и привычное зрелище. Наполеон воспринимает как должное беззаветную преданность собственных солдат.

Видение великого полководца Андреем Болконским

Популярные сочинения

Взгляды Пьера Безухова

Будучи молодым и наивным, Пьер Безухов с рвением защищал взгляды Наполеона. Он видел в нем личность, которая стояла выше революции. Пьеру казалось, что Наполеон дал гражданам равенство, свободу слова и печати. Сначала Безухов видел во французском императоре великую душу. Пьер учитывал убийства Бонапарта, но допускал, что для блага империи это допустимо. Революционные действия французского императора казались ему подвигом великого человека. Но Отечественная война 1812 года показала Пьеру истинное лицо его кумира. Он увидел в нем ничтожного, жестокого, бесправного императора. Теперь он мечтал убить Бонапарта, но считал, что такой геройской участи тот не заслуживает.

Наполеон перед Аустерлицким и Бородинским сражением

Описание внешности императора

Характеристика Наполеона

Образ Наполеона в искусстве, в живописи: кратко

Образ наполеона в искусстве, в живописи


Образ Наполеона в искусстве, в живописи
Наверное, интерес к этой исторической фигуре никогда не пропадет. Писатели, поэты и художники нередко вспоминали о Наполеоне, осуждая его тиранию, но прославляя полководческие качества. Вот образ Наполеона в искусстве, в живописи кратко:

В живописи император на века остался благодаря портретам. Учитывая, что к своей личности Бонапарт питал огромное уважение (мало того, был даже нарцистичным), то писали его достаточно часто. Однако можно оценивать и иные картины, написанные в период правления императора.

Разумеется, Наполеон изображался в разной обстановке – как в домашней, так и на поле боя. Соответственно, эмоции везде были разными. С детства Наполеон представляется раздражительным, но вертким. Таким же остался и во взрослом возрасте. Примечательно, что живописцы не приукрашивают его внешность, оставляя с теми несовершенствами, которые она имела.

Достаточно часто, глядя на картины, где изображен этот правитель, очень сложно разглядеть в малоприятном, невысоком человеке с рыхловатой фигурой, харизматичного лидера, тирана, что в свое время порабощал целые государства, без промедления жертвовал людьми и строил свою империю на крови.

Французский император был очень целеустремленным человеком. Бонапарт шаг за шагом двигался к своей цели. Поначалу все были в восторге от того, что этот человек из обычного поручика стал великим правителем. Что же им руководило? У Наполеона было честолюбивое стремление завоевать весь мир. Будучи властолюбивой и грандиозной натурой, он был наделен эгоизмом и тщеславием. Внутренний мир этого человека пугающий и безобразный. Желая властвовать над миром, он растворяется в тщеславии и теряет себя. Императору приходится жить напоказ. Честолюбивые цели превратили Бонапарта в тирана и завоевателя.

Ответственность Наполеона за содеянное им

Равнодушие Бонапарта, изображенное Толстым

Другие черты Наполеона

Французский император считает войну своим ремеслом. Он любит воевать. Его отношение к солдатам притворное и напыщенное. Толстой показывает, насколько этому человеку важна роскошь. Пышный дворец Бонапарта просто поражал. Писатель изображает его изнеженным и избалованным упырем. Он любит, чтобы им восхищались.

Настоящий облик Бонапарта становится очевидным после сопоставления его с Кутузовым. И тот и другой являются выразителями исторических веяний времени. Мудрый Кутузов смог возглавить народное освободительное движение. Наполеон же стоял во главе захватнической войны. Наполеоновская армия погибла. Сам он стал ничтожеством в глазах многих, потеряв уважение даже тех, кто им некогда восхищался.

Отношение Толстого к французскому императору

  1. Ограниченный человек. Он слишком уверен в своей военной славе.
  2. Приписанная людьми гениальность. В сражениях он не щадил свою армию.
  3. Шулер, действия которого нельзя назвать великими.
  4. Выскочка и личность без убеждений.
  5. Глупое поведение Бонапарта после взятия Москвы.
  6. Подлый человек.

Какую концепцию жизни Наполеона показал Лев Николаевич? Французский император отрицал целесообразность исторической воли. За основу истории он берет единичные интересы, поэтому она видится ему беспорядочным столкновением чьих-то желаний. Наполеоном одолевает культ личности, он не верит во внутреннюю мудрость бытия. Чтобы достичь своих собственных целей, он использует интриги и авантюры. Его военный поход в Россию — это утверждение авантюры в качестве мирового закона. В попытке навязать миру свою волю он бессилен, поэтому терпит поражение.

Изображение Наполеона и Кутузова у историков

и ещё:
Почему закономерным итогом развития образа Пьера становится его изображение в семье?

На протяжении романа отношение к Наполеону у Пьера меняется. В начале произведния он, совсем еще молодй человек, увлечен личностью "великого " человека. склонен оправдывать все его постуки, даже убийство герцога Энгиемского. Затем, после дуэли с Долоховым. он понимает, насколько ценна человеческая жизнь. В Торжке он думает о том. что нужно как-то менять свою жизнь, увлекается самосовершенствованием.
После начала войны 1812 года Пьера, как все патриоты, считает наполеона врагом, посягнувшим на свободу родины, и решает остаться в Москве, чтобы убить императора Франции и тем самым прекратить ужас войны (но это был бы индивидуалистический подвиг) . Вместо этого Пьер спасает людей, оказывается в плану, после которого все мечты о величии его ужене волнуют.

В семье с Наташей раскрылись самые лучшие черты Пьера: его доброьта, заботливость. чуткость, мягкость, рпорядочность, любовь к детям. Он, однако, занят устройством в России тайного общества, его путь исканий не завершился.

Описание героя

Знакомство с Пьером Безуховым

Первые события романа начинаются в 1805 году. В этом же году, в салоне московской аристократки Анны Павловны Шерер происходит первое знакомство читателя с Пьером Безуховым. Это был обыкновенный, не публичный молодой человек, недавно вернувшийся в Россию после учебы за границей. Все знали его, как незаконнорожденного сына графа Безухова.

Внешность Пьера

Образ неуклюжего Пьера у некоторой части публики вызывал легкую ироничную усмешку. Но улыбка молодого человека совершенно преображала его лицо. Оно становилось немного детским, добродушным и начинало светиться какой-то внутренней красотой.

Московская жизнь

Пьер быстро освоился в Москве и вернулся к тому же образу жизни, какой вел в Петербурге. Слабохарактерный от природы, он легко попал под влияние определенных групп московской молодежи, ведущей праздный и разгульный образ жизни. Алкоголь, гусары, женщины, неприглядные поступки – все это теперь занимало большую часть жизни молодого человека.

Перед смертью старый граф Безухов переписал все свое состояние на любимого сына, каким всегда считал Пьера, и в одночасье молодой наследник превратился в неслыханного богача. Отношение к нему света резко изменилось, теперь он для всех не внебрачный сын графа, а самый завидный жених. Интриги, умело сплетенные князем Василием Курагиным, привели к тому, что Пьер женился на его легкомысленной, но очень красивой дочери Элен. Вскоре Пьер понял, что допустил страшную ошибку, связав свою жизнь с этой распутной женщиной. Она оказалась настолько развратной, что Пьеру пришлось отстаивать свою честь на дуэли с ее любовником Долоховым. К счастью, все остались живы, но Пьер не смог простить Элен это унижение.

Пьер и Андрей Болконский

Знакомство будущих друзей состоялось в салоне Анны Павловны Шерер, где собирались сливки петербургского общества. Несмотря на то, что Андрей был завсегдатаем этих приемов, ему была чужда та атмосфера бездуховности, которая там процветала. Для Пьера, оказавшегося впервые в подобной компании, все было странно и необычно. Он с интересом наблюдал за публикой и, даже, пытался поддерживать разговор, но сказывались его неопытность и отсутствие манер. Так, например, нарушив правила этикета, Пьер начал горячо обсуждать Наполеона. Оказалось, что Андрей полностью разделял его мнение об этой великой личности. Но уже потом, пройдя через множество испытаний, друзья одновременно изменили свои представления об этом тщеславном разжигателе одной из самых бесчеловечных войн в истории.

Основой дружбы Пьера и Андрея Болконского было родство их душ. У них совпадали взгляды на жизнь, приоритеты и идеалы, и это делало их близкими людьми. Для Пьера являлось ориентиром мировоззрение Андрея. Болконский же, считал своим долгом на правах старшего указывать Пьеру верное направление, учить его тому, что знал сам. Ему всегда были чужды праздность и безделье, и Пьер поддерживал его взгляды. Целью обоих стало служение обществу, стремление совершать что-то важное и полезное.

Поиски истины

Безухов все чаще начинал задумываться о том, правильно ли он проживает свою жизнь. После событий с Элен и ее любовником он совершенно запутался. Все, что он до этого любил, теперь казалось ему отвратительным и утратившим смысл. К нему начало приходить понимание того, что все эти светские нормы поведения, надуманные правила и условия ужасающе ничтожны перед чем-то настоящим и великим, которое пока еще скрыто от него. Пьер был еще очень слаб и не обладал той духовной силой, которая бы помогла ему приоткрыть завесу к этому таинственному и великому смыслу. Эти мысли истощали Пьера и превращали его жизнь в одно сплошное мучение.

Масонство

При разводе с Элен, Пьер оставил ей приличную часть своего наследства, предоставив право управлять частью имений, сам же решил вернуться в Петербург. На одной из станций ему повстречался человек, от которого Безухов узнал о братстве масонов. По его словам, только этим людям были подвластны все тайны бытия и направление, в котором нужно искать истинный смысл. Измученный своей неопределенностью, Пьер был благодарен судьбе, подарившей ему эту встречу.

В столице он тут же вступил в ряды масонов, пройдя перед этим необходимый обряд посвящения. Поначалу все казалось ему загадочным и увлекательным. Он исправно посещал все собрания и безоговорочно верил всему, что на них говорили. Но постепенно вся эта символика, непонятные взгляды на мир начали казаться ему слишком мрачными и не всегда правильными. Он стал понимать, что не найдет здесь того ключа, который бы открыл ему дверь к истине и тому смыслу, который он мучительно искал все это время.

Попытка преобразований

Постепенно к Пьеру начало приходить осознание того, что отдельно взятый человек не может быть счастлив, когда вокруг столько несправедливости по отношению к обездоленным и бесправным людям. С этой мыслью он затеял преобразования в своих поместьях. Его благая цель по улучшению жизни крепостных почти повсеместно натыкалась на непонимание. Крестьянам был чужд и непривычен тот уклад, который планировал организовать Пьер. Его вновь охватили отчаяние и разочарование. Позже оказалось, что управляющий, воспользовавшись доверчивостью Пьера, растратил огромные суммы, которые были выделены им на проведение реформ.

Цель Пьера – Наполеон

События, происходившие в то время во Франции, и приход к власти Наполеона тревожили всю российскую элиту. Наполеон для части молодежи стал своего рода идолом, которому они были готовы если не служить, то поклоняться. Пьер также восхищался этой личностью, и ему был непонятен настрой тех людей, которые рвались оказать сопротивление этому великому полководцу. В мыслях Безухов был готов присягнуть Бонопарту, но события 1812 года полностью изменили его сознание.

Когда он увидел настоящее лицо войны, его восхищение Наполеоном сменилось на жгучую ненависть и жажду мщения. Безухова начала преследовать одна и та же навязчивая мысль, что именно ему выпала высшая миссия – убить Бонопарта. Теперь только в этом он видел свое земное предназначение. Месть тирану, который принес столько бед на его родную землю, стала для Пьера чем-то вроде наваждения.

Бородинское сражение

Трагические события войны 1812 года не обошли стороной и Пьера. Он решил окончательно покончить со своей пустой, никчемной жизнью и полностью посвятить ее службе отечеству. Война открыла Пьеру глаза на многие вещи, которые были до сих пор неведомы ему. Нахождение среди простых солдат, сближение с ними позволило переоценить собственную жизнь. Особенно великой оказалась в этом смысле роль Бородинского сражения. Шагая в одной шеренге с солдатами, Пьеру открылся их подлинный, не наигранный патриотизм, их готовность, не раздумывая отдать свои жизни за отчизну.

Все ужасы войны – смерть, кровь, трупы и разрушения, моральные страдания подвели героя к духовному возрождению. Внезапно перед Пьером начали четко обозначаться ответы на те вопросы, которые не давали ему покоя все это время. Все вдруг стало простым и понятным. Для Пьера раскрылись двери в новую жизнь, в которую он вступал осторожно, бережно охраняя то новое, хрупкое, непонятное чувство, которое сам пока еще не мог объяснить.

Судьба жестоко обошлась с Платоном, одарившим Пьера бесценным опытом понимания жизни. Он заболел, лишился возможности передвигаться, и был расстрелян французскими солдатами. Через некоторое время Пьера освободили из плена русские партизаны.

После плена

Вернувшись из плена, Пьер узнает, что в его отсутствие произошло несколько печальных событий: умерла его бывшая жена Элен, смертельно ранен его друг, князь Андрей. Все это, вместе со смертью Платона Каратаева, вновь будоражит душу Безухова. Он начинает винить себя во всем произошедшем, считая себя причиной всех несчастий.

Внезапно перед глазами Пьера, как это всегда было в трудные моменты жизни, возникает образ Наташи Ростовой. Он понимает, что должен немедленно встретиться с этой женщиной. Встреча происходит в доме княжны Марьи Болконской. Герои долго беседуют, вспоминают Андрея, говорят о Боге. Эта встреча имеет для Пьера огромное значение. Благодаря ей, он вновь обретает уверенность и спокойствие.

Пьер и Наташа Ростова

Роль героя в произведении

Л.Н. Толстой определил Пьеру Безухову место одного из главных героев романа. Создавая для него определенные ситуации, он старался, чтобы в них наиболее ярко проявились его духовные качества. Через ощущения этого героя, его взгляды и поступки Толстой смог передать свое представление о великих исторических событиях того времени.

Развитие героя по мере сюжета

Постоянно пребывая в нравственном поиске, герой часто ошибался и делал неправильные выводы, но всегда находил в себе силы для признания ошибок. Благодаря этому, он приобретал бесценный жизненный опыт, который с каждым разом делал его сильнее и мудрее.

Духовное перерождение Пьера произошло во время военных действий и, особенно, после знакомства с Платоном Каратаевым. У этого простого русского мужика он научился быть счастливым без привязки к материальному. Он, наконец, нашел ответы на все вопросы и стал ценить каждое мгновение жизни.

Отношение автора к герою

Образ Пьера Безухова был во многом близок самому Л.Н. Толстому, прежде всего тем, что его герой – философ. Поэтому Пьера можно причислить к одним из самых любимых персонажей писателя. Безухов является для Толстого своим собственным идеалом, потому что заблуждается и совершает ошибки, которые свойственны обычному человеку. В отличие от Андрея Болконского, который всю свою жизнь стремился выглядеть идеальным, Пьер и Наташа уже являются такими, потому что проживают обычную человеческую жизнь, совершают ошибки, исправляют их, идут вперед и в итоге приходят к своему счастью.

Прототипы

У Пьера Безухова нет конкретного реального прототипа. Этот герой в некоторой степени наделен чертами самого автора и исторических личностей времен жизни Толстого и периода войны 1812 года. Некоторые исследователи отмечают в образе Пьера сходство с поэтом и государственным деятелем Петром Вяземским, у которого с Безуховым были некоторые совпадения: он также носил очки, унаследовал большое наследство и участвовал в Бородинском сражении. В работе над романом Л.Н. Толстой использовал его записи.

Экранизации героя

Это было стопроцентное попадание в образ – у Бондарчука получился тот самый герой, который существует на страницах романа. Ему удалось понять этого робкого, неловкого героя, который везде чувствовал себя чужим, которым часто манипулировали, и который также искал смысл жизни.

Пьер Безухов - один из центральных персонажей романа “Война и мир”. Этот образ стал воплощением духовных исканий, стремления к гармонии и личному счастью. Положительный герой, незаурядный человек со сложной, насыщенной жизнью вызывает симпатию у читателей.

  • Внешность Пьера Безухова
  • Положение героя в обществе
  • Женитьба и разочарование
  • Масонство Пьера Безухова
  • Безухов на войне
  • Пребывание в плену и осознание истины
  • Характеристика Пьера Безухова в достижении счастья

Внешность Пьера Безухова

Лев Толстой описывает героя как крупного молодого человека с короткой стрижкой и в очках. Несмотря на свою неуклюжесть и непривлекательность, Пьер вызывает расположение своей открытой детской улыбкой, умным, робким и наблюдательным взглядом.

Рис. 1. Пьер Безухов. Художник П. Боклевский

Положение героя в обществе

В первой части мы встречаем Пьера Безухова, когда он только вернулся из-за границы, где проходил обучение. Молодой человек не был в России с десяти лет. Его взросление прошло вдали от русского общества, что вначале создавало определенные трудности в понимании его окружающими. Пьер является внебрачным сыном графа Кирилла Безухова, одного из самых богатых людей России. Впервые герой представлен читателю в салоне Анны Шерер. В это время Безухов живет у родственника отца - князя Курагина. Лучшим его другом является Андрей Болконский. Героев роднит поклонение Наполеону и общие моральные ценности.

Важно! Толстой резко противопоставляет героя высшему обществу России, в которое он попадает. Простой, честный и открытый Пьер не вписывается в лицемерный круг личностей, которые привыкли лгать и льстить друг другу, к тому же, отличались поверхностными взглядами и вкусами.

Рис. 2. Пьер Безухов и Элен Курагина. Художник А. Николаев Пьер Безухов всей душой стремится к поискам истины. По прошествии недолгого времени Кирилл Безухов умирает, но прежде он успел попросить императора Александра признать Пьера его законным ребенком. Государь уважил это прошение, и так Пьер становится наследником баснословного богатства.

Женитьба и разочарование

Оказавшись богатым, Пьер становится завидным женихом. Благодаря его неопытности и наивности, семейству Курагиных удается выдать за него Элен. Однако этот брак не приносит герою счастья. Он понял, что супруга - корыстная и коварная девушка, испорченная и развращенная . За шесть лет брака Безухов теряет веру в духовность и чистоту брака . Его жена постоянно изменяет ему. В 1806 году гостем в его доме оказывается Федор Долохов, который становится любовником Элен. Он сам провоцирует Пьера, чтобы тот вызвал его на дуэль. Чудом Безухову удается ранить Долохова, но это приносит ему лишь расстройство. После дуэли он разъезжается с женой и отправляется жить в Петербург. Позже он опять сойдется с Элен на короткое время, но затем их брак разрывается окончательно и Пьер уезжает жить в Москву.

Рис. 3. Пьер Безухов спасает девочку в сожженной Москве

Масонство Пьера Безухова

Пьер стремится найти свое место в жизни, которое позволит ему творить добро и помогать людям. Эти поиски приводят его в общество масонов. Встретив масона Баздеева и проникнувшись идеями самопожертвования и взаимопомощи, он вступает в их ряды. Однако и здесь его ждет разочарование. У непрактичного и малоопытного Безухова не получается улучшить жизнь своих крестьян, которые сопротивляются любым изменениям. Постепенно он разуверился в своих целях. Его вновь поглотили безнадежность и депрессия.

Безухов на войне

Война 1812 года стала для Пьера тяжелым испытанием, но он видел в ней шанс проявить себя, сделать что-то действительно полезное и послужить своему народу. Он страстно загорается идеей внести свою лепту. Пьер организовывает полк и финансирует его полностью. Так как он не был военным, принимать участие в сражениях ему было нельзя, но он не мог оставаться на месте. Во время оккупации Москвы Пьер остается в городе и придумывает себе миссию, которая даст возможность избавиться от французов - он решает убить Наполеона. Пылкости и желания оказалось недостаточно для реализации его идей и Пьер попадает в плен на целых четыре месяца.

Пребывание в плену и осознание истины

Попав в плен, Пьер окончательно потерял веру во все хорошее: он не верит в доброту, дружбу, любовь, взаимопомощь. В этот сложный для себя период он встречает простого человека - Платона Каратаева. Именно он значительно повлиял на взгляды Пьера и помог вернуть ему веру в лучшее. Простой и примитивный в выражениях Каратаев смог лучше остальных объяснить ему ценность человеческой жизни и основы духовной мудрости. Так получилось, что именно в плену свершается окончание формирования личности Пьера. Он понял, что счастье находилось всегда рядом - на самой поверхности и искать его в глубинах сознания не следовало. Пьер постигает, что счастье заключается в возможности быть свободным духовно и физически, жить в согласии и понимании со своим народом. Он обретает мир в душе и равновесие, которые привели его к личному счастью и гармонии.

Характеристика Пьера Безухова в достижении счастья

Вернувшись из плена, Безухов встречает Наташу Ростову, которая всегда ему нравилась. В этот момент она была опустошена и убита горем, ведь война забрала многих дорогих ей людей. Пьер поддерживает ее как верный друг и постепенно они сблизились. В 1813 году они поженились и открыли новую главу в жизни друг друга.

Важно! В конце романа Пьеру удается обрести настоящее счастье, которым он наслаждается в своей семейной идиллии. Пьер и Наташа - родственные души, которые, пройдя сквозь испытания жизни, все-таки разглядели друг друга.

Читайте также: