Экономика и мораль кратко

Обновлено: 05.07.2024

Хочется высказаться о морали в экономическом производстве. Есть она, эта самая мораль? Или нет?

В чисто капиталистической рыночной неуправляемой экономике никакой морали нет и не может быть. Все подчинено прибыли и мораль теряется в ней. Количество морали обратно пропорционально прибыли. Прибыль оправдывает все.

Основные особенности капиталистического производства –

1) максимальная эксплуатация тех, кто непосредственно производит продукт, и

2) максимальное использование наемного труда для удовлетворения потребностей "хозяев" производства.

Единственное ограничение, и то не обязательное – обеспечение непосредственных производителей минимально необходимым количеством продуктов с тем, чтобы они могли производить работу. Повышалось расслоение общества по уровню доходов.

Стремление максимизировать прибыль также приводило к борьбе между самими эксплуататорами. Методы не подбирались – главное – уничтожить соперника. Отсюда – преступность, убийства, войны. На войне побеждает сильный – значит, слабый проигрывет. Чтобы этого не случилось, слабые должны объединяться и бороться за свое благополучие. Или сильный подчиняет слабых и объединяет их под собой без их желания.

Создание государств является логическим следствием предыдущего и имеет в качестве своих корней эту же задачу: представители бизнеса сильного государства имеют больше шансов на победу и прибыль в конкурентной борьбе. Они также претендуют на ренту с побежденных. Мораль здесь также невозможна. Быть слабым и нейтральным в такой ситуации практически невозможно – они всегда на очереди к уничтожению. Даже самый маленький капиталист должен принять эти правила и быть на какой то стороне.

Такое положение дел продолжалось очень долго, практически через всю историю человечества. Побежденные помнили свою обиду. Народ был недоволен, возмущался, протестовал, и это уже мешало получению дополнительной прибыли только в пользу капиталиста. Повышалась напряженность в отношениях между эксплуатируемыми и эксплуататорами. В результате происходили бунты, революции и изменение в социальном положении людей. Появлялись зачатки "морали", "права" и "демократии", приводившие к декларации социального равноправия людей, свободы слова, печати и информации, вероисповедания и т.д.

Вместе со всеми правами, свободами, развитием средств информации и новыми технологиями появляются и новые способы борьбы с конкурентами и эксплуатации наемной силы на капиталистическом рынке. Сначала книги, печать, потом радио, телевидение. И соответствующий этим средствам способ борьбы – "фэйковая" информация. Сегодня еще и компьютеры и интернет, специальное программное обеспечение – а с ними новые возможности шпионажа, воздействия на информационные и технологические возможности "противника". Параллельно развиваются и средства уничтожения противника с помощью новейшего летального оружия.

Капиталистическое общество является очень устойчивым видом объединения человеческого общества в силу своей деструктивности. В ней мало позитивного даже несмотря на то, что она развивается экономически и "культурно". Открываются новые научные законы природы, осваиваются новые виды энергии, сырья, технологии, новые производства. Но все это ради прибыли и в интересах прибыли. Но положительная роль этих факторов используется ровно настолько, чтобы быть чуть впереди других, а отрицательная – не давать другим пользоваться этими знаниями и технологиями. Задача сильного здесь заключается в подчинении слабых без возможности их экономического роста.

Любой другой вид общества находится на более высоком уровне системы управления обществом и порядка в отношениях между людьми на основе равноправия и демократии. И если такая общественная система не способна защитить себя, то она скатывается к первобытному состоянию – капиталистическому. Такая судьба постигла Советский Союз и некоторые другие социалистические системы: они не смогли защитить себя от тех, кто хотел получить все, в том числе и право эксплуатировать других. Капиталистические ценности победили. А идея была хорошая. А сейчас и идеи то общественной нет: она не нужна капитализму. Даже из нашей Конституции она исключена как ненужный хлам. А без идеи не к чему стремиться. Разве что остается одна цель – к обогащению любой ценой. А если и есть – права, свободы и ценности - то они подчинены идее получения прибыли. Они инструмент для этого.

В социалистической системе главенствующее место занимает не эксплуатация человека человеком, а принцип распределения производимого по способностям и труду. Вместо рынка – план. Вместо конкуренции – сотрудничество и взаимопомощь. Вместо борьбы и адреналина – подчинение закону. В этом идеология социализма.

К ней каким то боком можно причислить социально ориентированное государство. Это – зачатки возможной идеологии. Но при его сосуществовании с капиталистической идеей первенства частной собственности продвигать идею социально ориентированного государства очень сложно. Проблема – в человеке. В человеке у власти. И в человеке с богатством и финансовыми и другими возможностями, стремящегося провести законы в свою пользу. А кто не хочет получить больше, чем то, на что может рассчитывать? А если обещать ему это большее? Или купить …

На что способен человек …

В результате получается как всегда: хотелось, чтобы было лучше, а получилось - что получилось … Двигались к мечте и изобилию – получили много сыра. И все в мышеловке. Есть меньшинство - богатые с большими доходами, есть большинство – те, кто живет от зарплаты до зарплаты. И их интересы антагонистические.

Если хотите узнать, что обозначает слово или словосочетание, в ОПЕРЕ выделите это слово(сочетание), нажмите правую клавишу мыши и выберите "Искать в . ", далее - "Yandex". Все! О-ля-ля!

Читайте также: