Масонство в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

История возникновения и первые члены

О том, откуда взялось масонство, встречаются десятки гипотез. Иногда они даже противоречат друг другу. Известно, например, что рыцарский орден тамплиеров связан с ним.

При разборе тех или иных исторических явлений или событий сложно разобраться в первопричинах и первоисточниках, отделить правду от вымысла.

Некоторые гипотезы говорят о том, что масоны образовались в древности, чуть ли не во времена Адама и Евы. Соответственно, течению тысячи лет и оно превосходит по возрасту остальные человеческие организации. По иным представлениям, масонство зародилось в период строительства храма Соломона — величественного древнего сооружения.

Первой записью масонства принято считать рукопись Регия, которую датируют концом XIV столетия. Но содержание документа подтверждает, что течение существовало и ранее.

Что касается современного масонства, исследователи и энтузиасты полагают, что его начало положено 24 июня 1717 года в Лондоне. В этот день 4 строительные ложи встретились в таверне и сформировали первую в истории Великую ложу Англии.

Начало XVIII века признается поворотным моментом в формировании обществ. Сначала появлялись организованные ложи вольных каменщиков, затем в подобные компании стали принимать людей, не относящихся к строительной профессии. Позже начали образовываться спекулятивные ложи.

Основные цели тайного общества

Несмотря на ореол таинственности, ряд целей масонов доступны непосвященному. Сами члены организации публично заявляют, что их задача состоит в терпимости, образованности, духовности и миропонимании. Они хотят добиться лучшего примера для подражания.

Для вольных каменщиков важно трудиться на благо общества, поддерживать в человечестве мораль и нравственность с опорой на общие принципы доброты. Они, согласно распространяемым представителями общества заявлениям, ценят человеческую свободу, уважают личность и индивидуальность, всегда готовы оказать поддержку — как моральную, так и финансовую.

Чтобы члену общества было легче двигаться по пути самосовершенствования, над каждым закрепляют наставника с рангом выше.

Масоны — светское общество, в котором нет привязки к вере. Каждый член, хотя и обязан признать высшее существо в виде Великого Архитектора Вселенной, вправе исповедовать любую религию — в ложу вправе войти христиане, мусульмане, индуисты, евреи и пр.

Правила и принципы организации

Масонская философия уходит корнями еще в идеи времен строительства Соломонова храма. Основа их мировоззрения — дух братства. Из поколения в поколение они формировали и оттачивали стиль, основанный на взаимной поддержке, урегулировании конфликтов, помощи остальным членам организации в трудных ситуациях.

Их принципы выглядят как нравственно-этическая система, чтущая традиции и древние знания, которые скрываются от посторонних в символике и аллегоричности.

В числе фундаментальных масонских принципов следующие:

  • в обществе приняты собственные знаки и символы во главе с пирамидой и всевидящим оком;
  • в ходу отдельный кодекс и свод законов;
  • во главе ордена стоит Великий мастер;
  • масонами становятся через прохождение своеобразной проверки — традиционного экзамена;
  • среди членов общества царит равенство, несмотря на разницу уровней посвящения.

Каждому представителю ложи разрешено раскрывать собственную принадлежность к организации. При этом запрещено выдавать братьев — называть их род занятий и имена.

Притом, что у масонов в ходу собственные законы, каждый обязан уважать правительство страны, в которой живет. Им нельзя выходить за рамки государственного законодательства, надлежит вести себя дисциплинированно, как любым другим гражданам.

Члены общества обязаны присутствовать на собраниях ложи. В дела других сообществ им вмешиваться нельзя, при этом разрешается посещать встречи иных лож.

Любопытно, что изначально ложи масонов были исключительно мужскими. Например, в США это правило сохраняется по сей день — женщинам в организацию вход закрыт. Но в европейских общинах у представительниц слабого пола такая возможность есть — их принимают при соблюдении ряда условий. Догмы меняются в зависимости от расположения той или иной ложи.

Самые известные участники

В разные времена в кругах масонов числились сотни великих личностей. Это влиятельные политики, ученые, представители творческой прослойки.

Другой великий европеец, Наполеон Бонапарт, стал масоном в 1765 году. Правда, до сих пор доподлинно не установлено, так ли это на самом деле. Ведь Наполеон противоречиво высказывался о ложах. С одной стороны, отзывался об их членах как о бездельниках с причудами, с другой — признавал их важную роль во Французской революции.

Еще один француз, состоявший в ордене, — это Вольтер. Писатель и философ вошел в общество за месяц до смерти, в 1778 году. Разумеется, в этом статусе он ничего сделать не успел.

Влияние масонов

В эпоху Просвещения масонов ненавидели консерваторы и бюрократы за свободолюбивые идеи и стремление к духовному развитию человека вопреки церковным постулатам. Их стали преследовать с XVIII века, приписывая им злодеяния и распространяя лживые факты. До сих пор вольных каменщиков обвиняют в сотнях грехов — от сатанизма до убийства принцессы Дианы.

Во времена монархии в большинстве стран на политику удавалось повлиять путем воздействия на императоров или приближенных к ним крупных чиновников. Но в ходу был и иной инструмент — создание тайных общественных движений, к которым прибегали, в частности, и революционные организации. Масоны пользовались обоими методами.

Когда масонская система в начале XVIII века вышла за пределы Англии и распространилась по Европе, в обществе стали мелькать священники, буржуазия, герцоги и короли. Так масоны проникли в политику.

Целая страна, по сути, была создана масонами. Речь о США. Ее политическую структуру сформировали демократически настроенные масоны и крайние протестанты. До сих пор по сложившейся традиции все президенты страны одновременно занимают высокие посты в масонских ложах.

К концу XVIII столетия политическая сила масонов проявилась ярче всего. Свершилась Французская революция, от начала до конца созданная членами ордена, в числе которых были и Робеспьер, и Марат.

Масонство в России

В России масонство громко заявило о себе тоже в XVIII веке. Сохранился документ, датируемый 1731 годом, где рассказано о капитане Джоне Филипсе, коего назначили Великим магистром России. В дальнейшем ложи разрастались, формировались в разных городах — не только в Москве и Петербурге.

Когда завершилась война 1812 года и русские войска вернулись из Европы в Россию, они принесли с собой идеи вольнодумства и свободы. Это свободомыслие быстро закрепилось в литературе, а также стало основой жизни ряда тайных кружков. При этом большинство из тайных обществ носили масонский характер. Так шло до 1822 года, пока Александр I не запретил масонство на территории страны.

Кстати, стоит отметить, что негативное отношение к обществам появилось еще у Екатерины II. Сначала просто высмеивались их обряды, но потом стала очевидна опасность для общества.

Как бы там ни было, несмотря на ряд взлетов и падений, российское масонство наложило отпечаток на историю государства. В частности, считается, что нынешний триколор, появившийся еще при Петре I, на самом деле состоит из символических цветов масонства.

Первые масонские ложи в России по факту были филиалами западноевропейских орденов. Соответственно, они отражали их политические идеалы. В числе центральных постулатов — бичевание культурной и духовной неполноценности России, ее невежества и темноты. Именно поэтому Александр Пушкин, вступив в ложу, позже вышел из нее, не разделяя этих антирусских взглядов.

Кроме великого поэта, в общество в разное время входили и иные знаменитые русские деятели. Например, масоном был Иван Тургенев. Он состоял в розенкрейцерском ордене, куда привлек и молодого на тот момент Николая Карамзина.

Мифы и легенды

Кто бы ни входил в разное время в ложи, до сих пор нет неопровержимых доказательств о вредоносном значении деятельности этих людей. Писатели сочиняют сказки, оккультисты и мистики в них верят и пропагандируют, а любители теорий заговора не спят по ночам от параноидальных фантазий.

Меж тем, если взглянуть трезво, ряд тайн масонов на поверку таковыми и не являются. Хотя стоит отметить некий налет мистицизма. Масоны все-таки сохраняют суть ключевых секретов и ритуалов. Например, если спросить кого-то из членов ордена, как они распознают в толпе друг друга, он не признается. Остается лишь гадать, что служит знаком — некие жесты, детали одежды, кольца на пальцах, пароли и шифры либо нечто иное.

Не тайна, что среди вольных каменщиков раньше были в ходу характерные рукопожатия. Они служили подтверждением принадлежности к тому или иному сообществу при встречах на секретных мероприятиях. Но сегодня эта практика утратила силу, поскольку применяют более весомые доказательства в виде материальной либо письменной идентификации.

К обществам принято относиться с подозрением, поскольку в них состоят влиятельные лица. Отсюда взялось заблуждение, что масоны правят миром. Но, как полагают эксперты, сегодня это социальная организация, в которой люди получают удовольствие от самого факта принадлежности к ордену.

Известно, что у орденов нет спонсоров. Это полностью самостоятельная с финансовой точки зрения организация. Внутренняя казна пополняется за счет подарков, добровольных и регулярных денежных взносов участников. При этом они сами зачастую занимаются благотворительностью.

Каждый раз при упоминании теории заговора рядом с масонами всплывают иллюминаты. Чаще их воспринимают как таинственных темных сущностей, которых никто не может толком описать, но все боятся.

Когда иллюминаты распались и стали вместе с масонами вне закона, бывший лидер Вейсгаупт прибыл в Париж как раз в период революции. Отсюда и пошло заблуждение, что у тайной организации в планах — перевернуть мир.

Масоны сейчас

Сегодня большинство масонских встреч проходит в ложах. Они расположены в разных городах и странах, правда, часто их конкретное местоположение засекречено. Известно о немногих объектах, например, о замке Регалейра в Португалии. В государствах присутствует собственная центральная ложа, она руководит остальными, поменьше.

Масоны встречаются в секрете, им запрещено разглашать, что происходит на собраниях. Впрочем, просочилась информация, что для вступления в общество надо внести деньги, а также предусмотрены ежегодные взносы. Об их размере данных нет, но известно, что в ряде случаев финансы используются для благотворительности.

У вольных каменщиков часто проходят специальные съезды, в том числе в России. Но здесь конкретных мест под такие мероприятия, очевидно, нет. Люди собираются в арендованных конференц-залах престижных отелей.

Кстати, есть мнение, что масоны — сборище стариков. Но это ошибка. Например, подтверждено, что средний возраст российских участников составляет 35 лет.

Заключение
В силу своей закрытости от непосвящённых и сложности ритуалов, масонские ложи традиционно находятся под пристальным вниманием общества. Не стала исключением и Россия: за свою сравнительно недолгую, по историческим меркам, историю, масонские организации в России то пользовались уважением первых лиц государства, то подвергались преследованиям и даже запретам, а отношение общества к ним менялось от восторженного до подозрительного, и даже враждебного. Спор о пользе, либо вреде масонства продолжается и сейчас, когда масонские ложи в России вновь функционируют; не ставя цель закончить его, либо принять одну из сторон, ограничимся лишь признанием значимости масонских движений для российской истории и для общественной жизни современной России.

Масонство в России — явление общественной жизни России, которое охватывает период истории от начала XVIII века и по наши дни. Русское масонство преследовало гуманистические и просветительские цели, больше внимания уделяло этическим вопросам. Фактически оно представляло собой более духовное сообщество людей, единых в стремлении способствовать процветанию своего Отечества и просвещённости людей живущих в нём.

В XVIII веке

Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения.

Первое достоверное известие о появлении первой масонской организации в России относится к 1731 году, когда гроссмейстер Великой ложи Лондона лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России. Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких масонских лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой ложи Англии указывается, что в 1741 году он был назначен провинциальным великим мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Воронцова Р. И..

Елагинские масонские ложи

История масонства в России

В 1772 году провинциальным великим мастером становится сановник Иван Перфильевич Елагин, который реорганизовал существовавшие к тому времени в России ложи в единую систему. Кроме самого Елагина в возглавляемую им великую провинциальную ложу в Санкт-Петербурге входили такие известные в то время масоны, как уже упомянутый выше граф Р. И. Воронцов (наместный мастер), генерал-майор А. Л. Щербачев, князь И. В. Несвицкий и другие. Под управлением Елагинской великой ложи в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож:

Общее число членов елагинских лож составляло приблизительно четыреста человек.

В 1800—1861 годах в России членами масонских лож были 5590 человек.

Первая цель ордена согласно Елагину:

Если мы обратимся к тем источникам, из которых он черпал свои вдохновение своим идеям, то увидим, что они все весьма загадочные, по-видимому, зачастую все того же розенкрейцерского происхождения.

Циннендорфский устав

История масонства в России

В 1778 году московская ложа князя Η. Η. Трубецкого присоединилась к Шведской системе; к ней примкнул и Николай Иванович Новиков, а его ложа в 1779 году закрылась, и он сам переехал в Москву. Этим закончилось господство Елагинской системы.

Новиков и масонство в Москве

История масонства в России

Новый этап в развитии русского масонства связан с Москвой, куда сместился центр деятельности русского масонства, и с именем Николая Ивановича Новикова, развернувшего в ней по переезде из Санкт-Петербурга широкую масонскую деятельность.

  • В капитуле: провинциальный великий мастер — вакансия (по всей вероятности, оставлена для великого князя Павла Петровича);
  • Приор — П. А. Татищев;
  • Декан — князь Юр. Н. Трубецкой;
  • Генеральный визитатор — князь Н. Н. Трубецкой;
  • Казначей — Н. И. Новиков;
  • Канцлер — Шварц;
  • Генеральный прокуратор — князь А. А. Черкасский; затем члены ордена.

В директории для исправления текущих дел: президент — Н. И. Новиков; члены — В. В. Чулков, И. П. Тургенев, Я. Шнейдер, Ф. П. Ключарев и Г. П. Крупенников.

В 1791 году Типографическая компания была уничтожена.

В царствование Императора Павла I франкмасоны отчасти оправились от удара, нанесенного им императрицей Екатериной II, что впрочем не свидетельствует о симпатиях к ним императора, но было проделано демонстративно, в пику правлению его матери. Павел приказал освободить Н. И. Новикова из заточения, снял надзор с Лопухина, разрешил свободное проживание повсюду Татищеву и Трубецкому, велел освободить Невзорова и послать его к Лопухину в Москву, наградил многих франкмасонов, ненадолго приблизил к себе Новикова и Лопухина, но возобновить орден вольных каменщиков не разрешил. Только в царствование Императора Александра I начинается некоторое оживление масонства, во главе которого стояли сначала Лопухин с Ковальковым и Невзоровым, а затем Α. Ф. Лабзин.

В XIX веке

Великая ложа Астрея

В 1817 году в европейские великие ложи был разослано второе циркулярное письмо — Свод законов. Цель союза лож входивших в состав ВЛ Астрея была сформулирована в учредительных документах следующим образом:

Для своих работ ВЛ Астрея избрала Шведскую систему, приняв за правило, когда каждая из лож в праве была выбирать себе любую из существующих на тот момент в Европе масонских систем. С целью более эффективного привлечения на свою сторону братьев-масонов из других лож, ВЛ Астрея гарантировала им право свободного избрания своих должностных лиц и свободное распоряжение ими своими финансами. Всякие поборы с мастерских, которые практиковались прежде были отменены, за исключением сборов на благотворительные нужды. Система, к которой обратился в поисках истинного масонства идеолог создания союза Е. Е. Эллизен, была так называемая Шрёдерова система, названная так в честь известного реформатора масонства — Фридриха-Людвига Шрёдера (1744—1810), актёра и писателя, яростно восстававшего против мистики и высших градусов.

Таким образом, руководители Астреи демонстрировали братьям свою приверженность курсу реформ в возглавляемом ими масонском сообществе.

Прекращение деятельности Великой ложи Астрея

Союз Великой ложи Астрея насчитывал к моменту закрытия в своих рядах 1404 брата, которые были объединены в 19 лож. Соперница ВЛ Астреи — Великая провинциальная ложа насчитывала всего 7 лож и 230 братьев.
11 августа 1822 года В. В. Мусин-Пушкин известил петербургского военного генерал-губернатора, что Великая ложа Астрея и восемь зависящих от неё в Петербурге масонских лож отныне закрыты.

Столь нешуточное неодобрение центральной властью деятельности масонов повлекло радикальную утерю масонскими ложами позиций в среде служилой аристократии. Романтически-наивное увлечение таинственными и малопонятными обрядами перешло из плоскости культурных предпочтений в категории взаимоотношений человека и государства. Возможно, к значению масонских тайных клятв отнеслись серьёзнее, чем они того заслуживали. Но после указа 1822 года они начинали естественно ассоциироваться с клятвами чуждыми верности престолу и православию. Вопрос непричастности к масонским тайнам и масонским клятвам открыто становился предметом утверждения лояльности к государственному суверенитету.

В XIX веке масоны существовали еще долгое время, особенно в провинции, где они приносили некоторую пользу (если говорить о культурном аспекте их деятельности), содействуя просвещению и облагораживая нравы, но легально и открыто смогли возобновить свою деятельность только в начале XХ века с разрешения Императора Всероссийского Николая II-ого.

В начале ХХ века

Первые ложи в России, после их запрета в 1822 году вновь начинают появляться в начале XX века, при Императоре Николае Втором в 1905 году, под эгидой Великого востока Франции. Они получают весьма широкое распространение в стране на тот исторический период. В это время ложи Великого востока Франции относятся к так называемому либеральному масонству. Как пишет историк масонства Брачёв В., в 1910 году, от лож Великого востока Франции начинают учреждаться ложи, которые вскоре составили основу новой организации именуемой Великий восток народов России (ВВНР).

Руководящей структурой ВВНР организации был Верховный совет, во главе которого стоял Генеральный секретарь. Первым секретарем Верховного совета ВВНР был Н. В. Некрасов, после с 1913 по 1914 годы А. М. Колюбакин, левый кадет, далее на пост руководителя организации вернулся Н. В. Некрасов, а начиная с Конвента 1916 года — эсер А. Ф. Керенский. После того, как А. Ф. Керенский стал во главе правительства России в июле 1917 года, пост руководителя ВВНР перешел управляющему делами Временного правительства меньшевику А. Я. Гальперну.

л Верховный совет, во главе которого стоял Генеральный секретарь. Первым секретарем Верховного совета ВВНР был Н. В. Некрасов, после с 1913 по 1914 годы А. М. Колюбакин, левый кадет, далее на пост руководителя организации вернулся Н. В. Некрасов, а начиная с Конвента 1916 года — эсер А. Ф. Керенский. После того, как А. Ф. Керенский стал во главе правительства России в июле 1917 года, пост руководителя ВВНР перешел управляющему делами Временного правительства меньшевику А. Я. Гальперну.

В конце ХХ века

Когда в 1995 году проходит учреждение Великой ложи России, то отток масонов из лож ВВФ и ВЛФ усиливается, что приводит к закрытию почти всех лож ВВФ и ВЛФ на территории России.

6 июля 1996 года десять русских масонов ВЛР, посвящённых М. В. Гардером в высший, 33° Древнего и принятого шотландского устава, учредили Верховный совет России Древнего и принятого шотландского устава. В дальнейшем были учреждены все организационные структуры необходимые для полноценной работы верховного совета.

В конце 1999 года в России было 12 лож ВЛР, 2 ложи ВВФ и 1 ложа ВЛФ.

В XXI веке

В июне 2008 года, некоторыми членами Великой ложи России (руководимой Великим Мастером А. С.), было принято решение установить отношения с Великой ложей Франции.

История масонства в России

Логотип ВСРФ ДПШУ

На первом собрании ВСРФ 4 сентября 2008 года был единогласно избран великим командором брат В. Л.. Также на этом собрании были избраны офицеры верховного совета. Параллельно с созданием ВСРФ, активно велись переговоры о по мощи в инсталляции вновь созданного ВСРФ с Верховным советом Франции (ВСФ), вторым по старшинству в мире (создан 22 сентября 1804 года).

История создания ОВЛР описывается историком масонства А. И. Серковым так:

11 октября 2008 года, на своей торжественной ассамблее, под патронажем Великой ложи Франции была учреждена Объединённая великая ложа России. Объединённой великой ложе России был выдан патент Великой ложи Франции на право проведения работ по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу. В Объединённую великую ложу России вошли при учреждении 11 лож.

История масонства в России

Логотип ОВЛР

28 марта 2009 года делегация Верховного совета Франции, состоящая из 8 офицеров Верховного Совета Франции, имеющих 33 градус посвящения, во главе с великим командором Юбером Гривеном прибыла в Москву. 29 марта прошла торжественная инсталляция Верховного Совета Российской Федерации Древнего и Принятого Шотландского Устава).

17 декабря 2009 года ВСРФ был принят в Ассоциацию Верховных Советов ДПШУ под символичным номером 33.

Общая численность ВСРФ на 2019 год составляет около 100 масонов

С 2000 по 2019 годы ВЛР открыла 43 ложи в России, и за её пределами.

Масонские организации в современной России

По состоянию на 2019 год в России представлены следующие масонские организации:
• Великая ложа России — около 700 членов в 33 ложах;
• Объединённая великая ложа России — около 230 членов в 17 ложах;
• Великий восток Франции — около 50 членов в 2 ложах;
• Великая ложа Франции — около 20 членов в 1 ложе;
• Великая женская ложа Франции — около 35 сестёр в 1 ложе;
• Le Droit Humain — около 40 членов в 1 ложе.

Франкмасонство в России — явление общественной жизни России, которое охватывает период истории от начала XVIII века и по наши дни. Русское франкмасонство преследовало гуманистические и просветительские цели, больше внимания уделяло этическим вопросам. Фактически оно представляло собой более духовное сообщество людей, единых в стремлении способствовать процветанию своего Отечества и просвещённости людей, живущих в нём.

Содержание

Масонство в России в XVIII—XIX веках

Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения. [1]

Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 году, когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для России. [2] Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой Ложи Англии указывается, что в 1741 году он был назначен провинциальным Великим Мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Воронцова Р. И..

Елагинские масонские ложи



Общее число членов Елагинских Лож составляло приблизительно четыреста человек. [3]

В 1800—1861 гг. в России членами масонских лож были 5590 человек [4] .



«У него были сильное желание учредить Устав во Франции, а столицу Египта в Лионе. Он положил глаз на лионскую ложу Рыцарей-Благодетелей, он также присутствовал под другим именем, Герцог д’Авре де Крой, 13 декабря 1785 года [6] .

Виллермоз и Калиостро провели вместе четыре длинных и серьезных разговора, каждый из которых длился не менее пяти часов. Последний разговор касался природы Иисуса Христа. Как писал Виллермоз в своем письме к Чарльзу фон Хессе [5]



Первая цель ордена согласно Елагину:

Если мы обратимся к тем источникам, из которых он черпал свои вдохновение своим идеям, то увидим, что они все весьма загадочные, по-видимому, зачастую все того розенкрейцерского происхождения.

Циннендорфский Устав




В 1778 году московская ложа князя Η. Η. Трубецкого присоединилась к Шведской системе; к ней примкнул и Николай Иванович Новиков, а его ложа в 1779 году закрылась, и он сам переехал в Москву. Этим закончилось господство Елагинской системы.

Московское франкмасонство и Новиков



Новый этап в развитии русского масонства связан с Москвой, куда сместился центр деятельности русского масонства, и с именем Николая Ивановича Новикова, развернувшего в ней по переезде из Санкт-Петербурга широкую пропаганду.

  • В капитуле: провинциальный великий мастер — вакансия (по всей вероятности, оставлена для великого князя Павла Петровича);
  • Приор — П. А. Татищев;
  • Декан — князь Юр. Н. Трубецкой;
  • Генеральный визитатор — князь Н. Н. Трубецкой;
  • Казначей — Н. И. Новиков;
  • Канцлер — Шварц;
  • Генеральный прокуратор — князь А. А. Черкасский; затем члены ордена.

В директории для исправления текущих дел: президент — Н. И. Новиков; члены — В. В. Чулков, И. П. Тургенев, Я. Шнейдер, Ф. П. Ключарев и Г. П. Крупенников.

В 1791 году Типографическая компания была уничтожена.

В царствование Императора Павла I франкмасоны отчасти оправились от удара, нанесенного им императрицей Екатериной II, что впрочем не свидетельствует о симпатиях к ним императора, но было проделано демонстративно, в пику правлению его матери. Павел приказал освободить Н. И. Новикова из заточения, снял надзор с Лопухина, разрешил свободное проживание повсюду Татищеву и Трубецкому, велел освободить Невзорова и послать его к Лопухину в Москву, наградил многих франкмасонов, ненадолго приблизил к себе Новикова и Лопухина, но возобновить орден вольных каменщиков не разрешил. Только в царствование Императора Александра I-ого, который в первые годы правления начинается некоторое оживление масонства, во главе которого стояли сначала Лопухин с Ковальковым и Невзоровым, а затем Α. Ф. Лабзин [15] .

Великая Ложа Астрея

В 1817 году в европейские Великие Ложи был разослано второе циркулярное письмо — Свод Законов. Цель союза лож входивших в состав ВЛ Астрея была сформулирована в учредительных документах следующим образом:

Для своих работ ВЛ Астрея избрала Шведскую систему, приняв за правило, когда каждая из лож в праве была выбирать себе любую из существующих на тот момент в Европе масонских систем. [16] С целью более эффективного привлечения на свою сторону братьев-масонов из других лож, ВЛ Астрея гарантировала им право свободного избрания своих должностных лиц и свободное распоряжение ими своими финансами. Всякие поборы с мастерских, которые практиковались прежде были отменены, за исключением сборов на благотворительные нужды. [17] Система, к которой обратился в поисках истинного масонства идеолог создания союза Е. Е. Эллизен, была так называемая Шрёдерова система, названная так в честь известного реформатора масонства — Фридриха-Людвига Шредера (1744—1810), актёра и писателя, яростно восстававшего против мистики и высших градусов. [17]

Таким образом, руководители Астреи демонстрировали братьям свою приверженность курсу реформ в возглавляемом ими масонском сообществе. [16]

Прекращение деятельности ВЛ Астрея

Союз Великой Ложи Астрея насчитывал к моменту закрытия в своих рядах 1404 брата, которые были объединены в 19 лож. Соперница ВЛ Астреи — Великая Провинциальная Ложа насчитывала всего 7 лож и 230 братьев. [16]

11 августа 1822 года В. В. Мусин-Пушкин известил петербургского военного генерал-губернатора, что Великая Ложа Астрея и восемь зависящих от неё в Петербурге масонских лож отныне закрыты. [19]

Столь нешуточное неодобрение центральной властью деятельности масонов повлекло радикальную утерю масонскими ложами позиций в среде служилой аристократии. Романтически-наивное увлечение таинственными и малопонятными обрядами перешло из плоскости культурных предпочтений в категории взаимоотношений человека и государства. Возможно, к значению масонских тайных клятв отнеслись серьезнее, чем они того заслуживали. Но после указа 1722 г. они начинали естественно ассоциироваться с клятвами чуждыми верности престолу и православию. Вопрос непричастности к масонским тайнам и масонским клятвам открыто становился предметом утверждения лояльности к государственному суверенитету. [20]

В XIX веке масоны существовали еще долгое время, особенно в провинции, где они приносили некоторую пользу (если говорить о культурном аспекте их деятельности), содействуя просвещению и облагораживая нравы, но легально и открыто смогли возобновить свою деятельность только в начале XX-ого века с разрешения Императора Всероссийского Николая II-ого.

Масонство в России ХХ века

Первые ложи в России, после их запрета в 1822 году вновь начинают появляться в начале XX-ого века, при Императоре Николае Втором в 1905 году, под эгидой Великого Востока Франции. Они получают весьма широкое распространение в стране на тот исторический период. В это время ложи Великого Востока Франции относятся к так называемому Либеральному масонству. Как пишет историк масонства Брачёв В., в 1910 году, от лож Великого Востока Франции, начинают учреждаться ложи, которые вскоре составили основу новой организации именуемой Великий Восток народов России [17] [19] .

Руководящей структурой Великого Востока Народов России организации был Верховный Совет, во главе которого стоял Генеральный секретарь. Первым секретарем Верховного Совета Великого Востока Народов России был Н. В. Некрасов, после с 1913 по 1914 г. А. М. Колюбакин, левый кадет, далее на пост руководителя организации вернулся Н. В. Некрасов, а начиная с Конвента 1916 г. — эсер А. Ф. Керенский. После того, как А. Ф. Керенский стал во главе правительства России в июле 1917 года, пост руководителя Великого Востока Народов России перешел управляющему делами Временного правительства меньшевику А. Я. Гальперну.

В начале XX-ого века в Россию, вместе с масонством, из Франции снова проникает эзотерическое христианское учение Мартинизм, в XVIII веке распространявшееся Н. И. Новиковым, а на момент своего нового прихода на Российскую землю — уже тесно связанное с либеральным масонством и масонской эзотерикой. Его приносит в Россию доктор Жерар Анкосс Папюс, заинтересовав мистической стороной учения царскую семью.

Папюс посвящает Николая Николаевича Младшего, и других членов царской семьи, некоторые из которых были посвящены в масонство Великого Востока Франции [19] [21] [22] [23] . Посвящение и хартии на работу Мартинистских Лож получают многие российские оккультные деятели того времени, также состоящие в масонских ложах Великого Востока Франции, такие как Григорий Оттонович Мебес, Шмаков, Владимир Алексеевич, Валентин Томберг, и других.

Русское масонство за рубежом

После Октябрьской революции 1917 года, масонские организации были запрещены, масоны преследовались ВЧК-ГПУ-НКВД. Русские ложи активно работали в эмиграции, прежде всего, во Франции.

Большое количество лож, также как и большое количество братьев находилось под юрисдикцией Великой Ложи Франции . Это были Достопочтенные ложи:

Со временем, число русских масонов сокращалось, за счёт старения эмигрантов. Во время германской оккупации Франции, во время Второй мировой войны, оставшиеся русские ложи были закрыты вместе со всеми французскими ложами.

Масонство в современной России

Ситуация в российском масонстве была не всегда однозначной и спокойной, внутренние конфликты вызревали до поры, что и привело в начале 2001 года к большому расколу в ВЛР. Как пишет историк масонства А. И. Серков,

Как отмечает А. И. Серков [55] : после череды новых расколов в Великой Ложе России в 2007 году, после отказа признать легитимными выборы Богданова А. В. в качестве Великого Мастера ВЛР, произошёл ещё один раскол, послуживший поводом для объединения значительной части братьев Великой Ложи России с братьями Русской Регулярной Великой Ложи. Которые, объединившись, выбрали себе новое название — Объединённая Великая Ложа России (ОВЛР) на учредительной ассамблее в Санкт-Петербурге 11 октября 2008 года. [55] [59] [61]

Последний раскол историк масонства А. И. Серков, описывает так:

Читайте также: