Отношение к государству коммунизма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Выходит, что не только при коммунизме остается в течение известного времени буржуазное право, но даже и буржуазное государство — без буржуазии!

Это может показаться парадоксом или просто диалектической игрой ума, в которой часто обвиняют марксизм люди, не потрудившиеся ни капельки над тем, чтобы изучить его чрезвычайно глубокое содержание.

Демократия имеет громадное значение в борьбе рабочего класса против капиталистов за свое освобождение. Но демократия вовсе не есть предел, его же не прейдеши, а лишь один из этапов по дороге от феодализма к капитализму и от капитализма к коммунизму.

Демократия есть форма государства, одна из его разновидностей. И, следовательно, она представляет из себя, как и всякое государство, организованное, систематическое применение насилия к людям. Это с одной стороны. Но, с другой стороны, она означает формальное признание равенства между гражданами, равного права всех на определение устройства государства и управление им. А это, в свою очередь, связано с тем, что на известной ступени развития демократии она, во-первых, сплачивает революционный против капитализма класс — пролетариат и дает ему возможность разбить, сломать вдребезги, стереть с лица земли буржуазную, хотя бы и республикански-буржуазную, государственную машину, постоянную армию, полицию, чиновничество, заменить их более демократической, но все еще государственной машиной в виде вооруженных рабочих масс, переходящих к поголовному участию народа в милиции.

При таких экономических предпосылках вполне возможно немедленно, с сегодня на завтра, перейти к тому, чтобы, свергнув капиталистов и чиновников, заменить их — в деле контроля за производством и распределением, в деле учета труда и продуктов — вооруженными рабочими, поголовно вооруженным народом. (Не надо смешивать вопрос о контроле и учете с вопросом о научно образованном персонале инженеров, агрономов и пр.: эти господа работают сегодня, подчиняясь капиталистам, будут работать еще лучше завтра, подчиняясь вооруженным рабочим.)

Все, общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы.

И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства.

Содержание

Различные определения коммунизма

Этимология

История коммунистических идей

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе, Золотом веке и тому подобные.

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII—XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирались на идеологию гуманизма XVI—XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII в. (Морелли, Г. Мабли). Ранней коммунистической литературе была свойственна проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности, что делало её нацеленной на противодействие прогрессу в области материального производства. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма — от Ш. Фурье до К. Маркса и Ф. Энгельса. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

Ранние социалисты-утописты видели необходимость введения в коммунистическое общество развитого аппарата подавления свободы личности по отношению к тем, кто в том или ином смысле проявляет желание подняться над общим уровнем или проявить инициативу, нарушающую установленный свыше порядок, и потому коммунистическое государство по необходимости должно быть основанным на принципах тоталитаризма, в том числе автократии (Т.Кампанелла [18] ) [19] .

Эти и другие социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. При этом в утопическом обществе допускалось сохранение частной собственности [источник не указан 1042 дня] , имущественного неравенства. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30—х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества.

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

В рамках научного коммунизма доказывалась необходимость диктатуры пролетариата для достижения коммунизма, хотя идея коммунизма, как общества, основанного на общей собственности, не указывает на политическое устройство такого общества.

Исторические формы коммунизма

Примитивный коммунизм

Утопический коммунизм

Военный коммунизм

Официальное название экономической практики в России во время Гражданской войны на территории Советской России в 1918—1921 гг. Элементы военного коммунизма были введены большинством стран-участниц 1 и 2 мировых войн [источник не указан 1030 дней] . Основной целью являлось обеспечение населения промышленных городов и РККА оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все существовавшие прежде экономические механизмы и отношения были разрушены войной. Основными мерами военного коммунизма были: национализация банков и промышленности, введение трудовой повинности, продовольственная диктатура на основе продразвёрстки и введении пайковой системы, монополия на внешнюю торговлю. Решение о прекращении военного коммунизма было принято 21 марта 1921 года, когда на X съезде РКП(б) был введен НЭП.

Еврокоммунизм

Анархо-коммунизм

Социально-экономическое и политическое учение об установлении безгосударственного общества, основанного на принципах децентрализации, свободы, равенстве и взаимопомощи. Идейные основы анархо-коммунизма были заложены известным учёным и революционером Петром Алексеевичем Кропоткиным. Наиболее известными вехами в истории анархо-коммунистического движения стали повстанческое движение Нестора Махно в ходе Гражданской войны в России, а также действия испанских анархо-синдикалистов в годы Гражданской войны в Испании 1936—1939 годов. Кроме того, необходимо отметить, что анархо-коммунизм является идейной базой существующего по сей день анархо-синдикалистского Интернационала, основанного зимой 1922—1923 годов. [30]

Левый коммунизм

Прогнозные даты перехода к коммунистической форме общества

В. И. Ленин в 1920 году относил построение коммунизма к 30-м — 40-м годам XX столетия: [31] .

Полный коммунизм как высшая фаза коммунистической формации

Анархо-коммунисты с концепцией двух фаз не согласны и считают, что для наступления полного коммунизма и ликвидации государства не нужна предварительная стадия усиления государства.

Многие авторы не раз отмечали, что потребности человека безграничны, поэтому при любой, даже самой высокой производительности труда требуются механизмы распределения и ограничения, например, деньги. На это марксисты отвечали следующее:

В произведениях искусства



В Советском Союзе коммунистические мотивы в научной фантастике имели первостепенное значение с самого зарождения жанра в стране.

Наше дело — превратить советскую научную фантастику в оружие борьбы за коммунизм и за распространение коммунистических идей во всём мире путём повышения художественности и идейности произведений.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Попытался выяснить у коммунистов, как они представляют "без государства". Очередной раз убедился, что коммунизм -- это такая религия со святыми Марксом, Энгельсом и Лениным.

--- Почему это произойдет описано например в работе Ленина "Государство и революция".
-- Я же личное мнение, спрашиваю, а не Ленина. Тот вообще гос-во через классы определял, мне это не интересно.
-- Ну я тоже определяю государство через классы и с взглядом Ленина на будущее государство вполне согласен.
-- Ну и ЗАЧЕМ делить нацию на классы? Понятно, что враги народа сами себя элиминируют, но делить нацию что на классы, что по религии и проч. -- на фига? При этом, даже если исходить из коммунистического понимания социализма, то классов там вредных уже нет, а гос-во --есть. Зачем уничтожать то, что работает? Зачем постулировать нежизнеспособную утопию?
-- А это объективная реальность. Как снег и дождь. .


По поводу "нехер делить нацию на антагонистичные части" я писал не раз и не десять, и не только я. Так что -- только о гос-ве. Государство к классам вообще отношения не имеет, если хоть чуть подумать. Вот вполне конвенциальные определения:

Государство. Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

И опять вылезает утопия: мол, при коммунизме все будут сознательные-пресознательные, и не нужно будет охранять социальное устройство и проч. Но и в этом случае от управления обществом никуда не деться!

-- Какой смысл в государственных институтах, если во всём мире одно государство? Тут появляется смысл в преобразовании государственных институтов - в общественные. Государство - существует до тех пор, пока существуют го конкуренты, другие государства. Если в конце останется лишь одно государство - конкурировать будет не с кем. Не будет геополитической борьбы.
-- А как решать проблемы общепланетного масштаба - голосованием на местах? Всякое "управление будет, но мы это не будем называть государством, а как-нибудь иначе" -- это исключительно из догмата "как Ленин сказал, так и надо".
-- Проблемы решаются путем советов, которые последовательно выдвигают на уровни выше своих представителей. В идеале, получается некий Верховный Совет Земли, где собираются депутаты от всех регионов планеты, реально представляющие те или иные группы граждан. Там дело не в названии, речь идет о коренном пересмотре общественных отношений - сама концепция подробно описана не только Лениным, но и другими классиками.
--- Ну а разве кто-то предлагает копировать общественные отношения с XIX века? Речь именно о переименовании -- зачем? -- и, похоже, утопии: скажем, в армии нельзя "последовательно выдвигать советы".
-- Речь не о копировании, речь о принципе, который в рамках XIX и XX века остался не реализованным. Коммунизм и отмирание государства - это конечная цель. .

А если не исходить из утопического идиотизма "всепланетного совещания народных депутатов", то получим по факту государство, которое будет следить за порядком, перераспределять ресурсы и т.д. и т.п. Но государством это называть нельзя, надо согласно тому, как завещал великий Ленин, и только так, аминь.

Неудачное воплощение в жизнь коммунистических идей в СССР привело к поляризации мнений граждан. Для одних коммунизм навсегда остался утопией, несбыточной мечтой, а другие все еще видят в нем идеал, к которому нужно стремиться.

Коммунизм — это.

Коммунизм (лат. communis – общий) это – общественно-экономическая формация, которая характеризуется всеобщим равенством, высшей социальной справедливостью и наличием общественной собственности на средства производства.

Выступает в качестве идеологии пролетариата, под знаменем которой он должен низвергнуть капитализм. Такой строй исключит эксплуатацию и неравенство между людьми, а все ресурсы будут равномерно распределяться между гражданами.

Наиболее глубоко коммунистические идеи проработаны в трудах классиков теории научного коммунизма К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина.

В результате системного анализа логики развития всемирной истории они сделали вывод о том, что вслед за капиталистической формацией придет гораздо более прогрессивный коммунистический строй, созданный на базе высочайшего уровня материального производства.

Коммунизм это.

В нем будет исключено отчуждение граждан от произведенных ими продуктов материальной и духовной культуры. О том, как зарождался коммунизм можно посмотреть здесь:

Признаки коммунизма

Коммунисты — кто это такие

Сегодня коммунисты – это люди, которые продолжают верить в светлое будущее, которое готовит этот строй. В полной мере реализовать идеи, предложенные классиками научного коммунизма, пока не удалось никому.

Вероятно, этому мешает глубинное заблуждение теоретиков, считавших, что тотальное обобществление сможет поднять производство на высший уровень.

Реальная практика показывает, что на трудовые подвиги лучше всего направляет экономическое принуждение и финансовое стимулирование.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Я сомневаюсь, что сегодняшние коммунисты верят в светлое коммунистическое будущее, многие из них вообще настоящие капиталисты, эксплуатирующие рабочий класс. СССР развалился из-за обуржуазившейся элиты, это были люди, которые стремились к личному обогащению, никаких коммунистических идей для них больше не существовало.

Читайте также: