Отличительные черты выборов в демократическом обществе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.

Участие в выборах, референдуме – проявление социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого взрослого человека, каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома, отказываясь от своего права участвовать в управлении страной.

Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя, принуждать его приходить на избирательный участок. Но мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее её экономическое, социальное и политическое развитие.

Избирательное право. Избирательное право включает нормы, во-первых, определяющие избирательные права граждан и, во-вторых, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной непосредственно и через своих представителей в органах власти.

Демократичность выборов в России обеспечивается нормами Конституции РФ и соответствующих законов. Наиболее существенными являются:

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления (ст. 3 и 32 Конституции РФ).

Совокупность прав и обязанностей, связанных с участием граждан в выборах, называется правовым статусом избирателя.

Участвовать в голосовании имеет право любой гражданин России, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирательное право граждан бывает активным и пассивным. Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное избирательное право – право быть избранными в вышестоящие органы. Следовательно, избиратель – это гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Принципы избирательного права в России определяются тем, что оно является:

• всеобщим (обладает каждый гражданин России с 18 лет);

• равным (каждый избиратель имеет один голос);

• прямым (избиратель голосует за своего кандидата непосредственно);

• при тайном голосовании (обеспечивается тайна волеизъявления избирателя).

Участие в выборах добровольно. Закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования.

Гражданская ответственность избирателей. От результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления в жизни страны, региона, населённого пункта зависит очень многое. В нашей стране благосостояние значительных слоёв населения, к сожалению, прямо зависит от их близости к власти. Именно поэтому так остро стоит вопрос о честных, открытых для общества, подконтрольных ему выборов. Не секрет, что в период выборов активизируются различные криминальные структуры, использующие демократические выборы для своих целей. Именно они применяют запрещённые законом методы, грубо нарушают избирательные права граждан.

К нарушениям избирательных прав, в частности, относятся препятствующие свободному осуществлению избирательных прав насилие, обман, угрозы, подлоги, распространение заведомо ложных сведений о кандидатах, иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов. За эти и иные правонарушения виновные несут ответственность в соответствии с российским законодательством.

На избирателе лежит большая ответственность. От его воли, компетентности, прозорливости зависит будущее страны.

Вопросы и задания к параграфу

1. Какую роль играют выборы при демократическом режиме?

2. Почему так важно для граждан участвовать в выборах? Обоснуйте свой ответ.

3. Что такое избирательное право? Какие нормы оно содержит?

4. Что такое избирательные права граждан?

5. Сравните активное и пассивное избирательное право граждан.

6. С какого возраста можно участвовать в выборах – голосовать и быть избранным?

8. Как определяет закон статус избирателя? Кто может им быть?

9. Каковы принципы демократического избирательного права?

10. В чём состоит гражданская ответственность избирателей?

Обсудите на уроке

Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь.

(Р. Арон, французский политолог)

Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством!

Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия.

(Гельвеций, французский философ)

У нас остаётся мало надежд на демократию, если сердца людей, принадлежащих к демократическим обществам, не могут быть тронуты призывом к чему-то большему, чем личные интересы.

(Тэтчер, английский государственный деятель)

Нельзя утверждать, что в странах с представительным правлением царствует вечная весна. Но их преимущество в том, что снег там ежегодно тает.

Задания для самостоятельной работы

1. Какие из перечисленных ниже должностей являются выборными: министр, командующий армией, депутат городской думы, мэр города, завуч школы, член Верховного Суда РФ, Президент РФ, районный прокурор?

Работа с текстом

Выборы – дело искусства, имеющего, подобно военному искусству, свою стратегию и тактику. Кандидат не состоит в прямом отношении к своим избирателям. Между ним и избирателем главной силой служит – нахальство. Искатель представительства, если не имеет ещё сам по себе известного имени, начинает с того, что подбирает себе кружок приятелей и споспешников; затем все вместе производят около себя ловлю, то есть приискивают в местной аристократии богатых и некрепких разумом обывателей, и успевают уверить их, что это их дело, их право и преимущество стать во главе – руководителями общественного мнения. Всегда находится достаточно глупых или наивных людей, поддающихся на эту удочку, – и вот, за подписью их, появляется в газетах и наклеивается на столбах объявление, привлекающее массу, всегда падкую на следование за именами, титулами и капиталами.

(К. П. Победоносцев, русский государственный деятель, юрист)

Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Способен ли закон обеспечить полную объективность результатов выборов?

2. Почему так много желающих быть избранными в Государственную Думу и другие представительные органы власти среди коммерсантов, финансистов, промышленников?

3. Идеальные выборы: мои предложения.

4. Почему так много россиян не участвуют в выборах?

Словарь урока

Избирательное право – это совокупность правовых норм, которые устанавливают принципы, порядок и процедуру проведения выборов.

Референдум – всенародное голосование с целью выявления общественного мнения для принятия государственного решения по какому-либо вопросу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительные черты выборов в демократическом обществе

Отличительные черты выборов в демократическом обществе

1.Формы политического участия.

2.Значение выборов в. демократическом обществе.

3.Основы избирательного права.

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в органы власти Основные формы Обращения и письма граждан к власти, встречи с политическими деятелями Ст. 33 КРФ Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений Ст. 30 КРФ Участие граждан в выборах Ст. 32 КРФ Прямые действия граждан (митинги, пикетирование, демонстрации) Ст. 31 КРФ

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в органы власти

Основные формы

Обращения и письма граждан к власти, встречи с политическими деятелями

Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений

Участие граждан в выборах

Прямые действия граждан (митинги, пикетирование, демонстрации)

Собрание – это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы. Митинг – массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу. – массовое прохождение граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация – публичное шествие людей с плакатами, транспарантами. Шествие Пикетирование – публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, осуществляемое без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Собрание – это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы.

Митинг – массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу.

– массовое прохождение граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация – публичное шествие людей с плакатами, транспарантами.

Пикетирование – публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, осуществляемое без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

2.Значение выборов в демократическом обществе.

2.Значение выборов в демократическом обществе.

Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Выборы:

Представляют основную форму участия граждан в управлении государством;

Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей;

Это эффективный способ политического просвещения народа;

3.Основы избирательного права.

3.Основы избирательного права.

 а)Кого мы выбираем? П Р Е З И Д Е Н Т О Р Г А Н Ы В Л А С Т И Федеральные (Гос. Думу) Местные Субъектов федерации

а)Кого мы выбираем?

П Р Е З И Д Е Н Т

О Р Г А Н Ы В Л А С Т И

Федеральные

Субъектов федерации

Документы, составляющие основу избирательного права и избирательного процесса

Конституция Российской Федерации

 Избирательное право Избирательное право Избирательные права Нормы правовых актов, граждан регулирующих выборы Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Избирательное право Активное право право избирать, т.е. право участвовать в выборах в органы гос. власти, местного самоуправления Пассивное право Право быть избранным

Избирательное право

Избирательные права Нормы правовых актов,

граждан регулирующих выборы

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право

Активное право

право избирать, т.е. право участвовать в выборах в органы гос. власти, местного самоуправления

Пассивное право

Право быть избранным

 Всеобщего Равного Прямого При тайном голосовании + обязательность и периодичность проведения выборов

При тайном голосовании

+ обязательность и периодичность проведения выборов

Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право. Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос . Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно) . Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.

Равное избирательное право.

Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос .

Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно) . Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.

Тайное голосование . Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего. Участие в выборах добровольно. Никто не имеет право принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. + Добровольность и периодичность выборов.

Тайное голосование . Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего.

Участие в выборах добровольно. Никто не имеет право принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли.

+ Добровольность и периодичность выборов.

Цензы (ограничения) – специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (избирательными) правами:

  • Оседлости,т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время.
  • Возрастной , избирать имеют право лица, достигшие возраста 18 лет

В Российской Федерации:

Правовой статус избирателя — это совокупность прав и обязанностей, связанных с участием граждан в выборах.

Права избирателя:

1) право быть включенным в список для голосования по месту его проживания;

2) право беспрепятственного доступа к избирательному списку;

3) право участвовать в формировании избирательных комиссий;

4) право участвовать на выборах в качестве наблюдателей;

5) право выдвижения кандидатов;

6) право вести агитацию за участие в выборах;

7) право принимать участие в формировании избирательных фондов;

8) право требовать обеспечения возможности участия в голосовании вне помещения избирательного участка;

9) право обращаться с жалобами на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, членов избирательной комиссии, нарушающие его права.

 Основные стадии избирательного процесса 1. Подготовительная (устанавливается дата выборов, с оставление списков избирателей) (выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)

Основные стадии избирательного процесса

1. Подготовительная (устанавливается дата выборов, с оставление списков избирателей)

(выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)

2. Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов имеют: Избирательные объединения и непосредственно избирательные блоки избиратели Виды объединений: партия, фронт, союз и т. д. Чаще всего в выборах участвуют партии. Избирательный блок представляет собой добровольное объединение двух или более общественных объединений. Он обладает правами избирательного объединения.

2. Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов.

Право выдвижения кандидатов имеют:

Избирательные объединения и непосредственно избирательные блоки избиратели

Виды объединений: партия, фронт, союз и т. д. Чаще всего в выборах участвуют партии. Избирательный блок представляет собой добровольное объединение двух или более общественных объединений. Он обладает правами избирательного объединения.

 3. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)

3. Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)

4. Голосование и подведение итогов выборов (подсчет голосов, объявление результатов выборов , их публикация) В день голосования избирательные участки ждут избирателей с 8 до 20 часов (по местному времени). Каждый избиратель получает бюллетень для голосования. Голосование заключается в том, что каждый избиратель ставит какой-нибудь знак (крестик, галочку и т.д.) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос. Заполненный бюллетень для голосования избиратель опускает в опечатанный ящик.

4. Голосование и подведение итогов выборов (подсчет голосов, объявление результатов выборов , их публикация)

В день голосования избирательные участки ждут избирателей с 8 до 20 часов (по местному времени). Каждый избиратель получает бюллетень для голосования. Голосование заключается в том, что каждый избиратель ставит какой-нибудь знак (крестик, галочку и т.д.) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос. Заполненный бюллетень для голосования избиратель опускает в опечатанный ящик.

Мажоритарная система Виды: абсолютного большинства ( 50% +1 голос) или относительного большинства (больше, чем у соперника). Преимущества: При мажоритарной системе относительного большинства партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством голосов. Недостатки: Мажоритарная избирательная система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие .

Мажоритарная система

Виды: абсолютного большинства ( 50% +1 голос) или относительного большинства (больше, чем у соперника).

Преимущества: При мажоритарной системе относительного большинства партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством голосов.

Недостатки: Мажоритарная избирательная система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие .

Пропорциональная система. Преимущества: гарантирует представительство даже относительно мелких партий. Недостатки: может применяться только в многомандатных округах

Пропорциональная система.

Преимущества: гарантирует представительство даже относительно мелких партий.

Недостатки: может применяться только в многомандатных округах

Избирательный процесс в России.
Задание для самостоятельной работы:
1. Прочитайте лекцию, сделайте краткий конспект в тетрадь.

2. Напишите в тетради значение следующие терминов и выучите их: электорат, экзитпол, референдум, выборы.

3. Дайте развернутый ответ на один из вопросов (10-15 предложений):

-Почему важно ходить на выборы?

-Какими качествами необходимо обладать для того, чтобы избираться в органы законодательной власти?

-Почему современная российская молодежь неактивно участвует в выборах?

Литература для подготовки:

В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование.

Выборы — процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.

Выборы обеспечивают систематическое обновление и подотчетность власти, тем самым защищая общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.

Демократические выборы базируются на ряде базовых принципов:

1. Альтернативность кандидатов. Наличие нескольких равноправных кандидатов.

2. Тайное голосование. Участники голосуют анонимно. Никто не вправе контролировать волеизъявление голосующего.

3. Объективность информации. Объективное информирование избирателей средствами массовой информации о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах, избирательных объединениях.

4. Всеобщность. Каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от своего социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства, может принимать участие в выборах в качестве избирателя (исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права).

5. Равенство голосов всех граждан. Каждый избиратель имеет лишь один голос.

Во время избирательной компании все кандидаты борются за создание своего электората — круга избирателей. Каким же образом может происходить формирование электората?

Электорат (лат. elector — избиратель) это круг избирателей, голосующих за определенную партию или кандидата на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Каждый кандидат, каждая партия заинтересованы в расширении и удержании электората, чтобы получить как можно больше голосов на выборах.
2. Избирательная система

Это порядок формирования выборных органов и система распределения мест после установления результатов голосования. В Российской Федерации в последние годы получили распространение несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Суть мажоритарной системы – разделение территории на несколько округов (одномандатных и многомандатных), от каждого из которых избирается один или несколько депутатов. Максимальное число мандатов, приходившийся на один многомандатный округ, не может превышать 5-ти.


  1. относительного большинства;

  2. абсолютного большинства.

Система абсолютного большинства применяется преимущественно при избрании руководителей муниципальных образований, Президента РФ, т.е. высших должностных лиц местной, региональной и федеральной властей. Кандидаты на указанные должности должны набрать более половины (более 50%) голосов избирателей, пришедших на выборы.

Пропорциональная система применяется на выборах в представительные (законодательные) органы. Федеральное законодательство предусматривает право муниципальных образований закреплять в собственных Уставах как мажоритарную, так и пропорциональную систему выборов.

Пропорциональная система предполагает, что депутатские места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединений и блоков.

Пропорциональная система применяется на выборах в Государственную Думу РФ (по партийным спискам; партия должна преодолеть 7% барьер).

В России в политической партии должно состоять не менее 50 тысяч человек. В региональных отделениях – не менее 500 членов.

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система. Она применяется на выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ.
3. Избирательный процесс в РФ
Конституция РФ: «Выборы – это высшее непосредственное выражение власти народа, форма его прямого волеизъявления, источник политической силы народного представительства (ч. 2, 3 ст.3). Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. выборы в РФ – это: возможность избрания выборы Президента РФ; депутатов Государственной думы РФ; депутатов в органы местного самоуправления (законодательных, представительных органов, глав муниципальных образований).
Виды выборов:


Прямые

Непрямые (косвенные)

Очередные

Досрочные

Повторные

Дополнительные

граждане голосуют непосредственно за кандидата (список кандидатов), против всех кандидатов

когда из процесса формирования органов власти исключены избиратели. Половина членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ избирается депутатами законодательных органов государственной власти субъектов Федерации

в связи истечением установленного срока полномочий органа или выборного должностного лица

досрочное прекращение полномочий органа власти или выборного должностного лица

проводятся по причине признания очередных, досрочных (внеочередных) или дополнительных выборов несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы назначаются, если в многомандатных округах не все мандаты оказались замещёнными

если произошло досрочное прекращение полномочий депутатов. Они отличаются от досрочных выборов тем, что связаны с выбытием какого-либо из депутатов по одномандатному избирательному округу.

В Российской Федерации путем выборов избираются глава государства — Президент РФ, депутаты Государственной Думы, формируются представительные (законодательные) органы субъектов РФ (государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и т. д.), выборные органы местного самоуправления (выборные собрания, советы, думы, земства, муниципальные комитеты и т. д.).

Избирательное право в РФ:

Избирательные права граждан это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ.


Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Одним из проявлений активного избирательного права является участие граждан в референдуме.

Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.

В РФ может быть представлен на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ или местного самоуправления.

На всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., например, была принята современная российская конституция.

Референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

На референдум не могут выноситься вопросы изменения статуса субъекта РФ, принятия чрезвычайных мер безопасности, амнистии и помилования и др.

Принятое на референдуме решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Референдум в нашей стране наряду со свободными выборами представляет собой форму непосредственного выражения воли народа.

Чем активнее и сознательнее участвует в выборах и референдумах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем успешнее ее развитие.
Ограничения в избирательном праве
1. Иностранные граждане и лица без гражданства.

Иностранные граждане, лица без гражданства по общему правилу исключены из выборного процесса; иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Такое право реализуется на основании международных договоров РФ. Двойное гражданство не является препятствием для участия в выборах.

2. Возрастной ценз. Возрастные пределы пассивного избирательного права:

-с 18 лет – активное избирательное право;

с 21 года – пассивное избирательное право на выборах в законодательные органы государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления.

-в Государственную Думу – с 21 года;

-Президент РФ – с 35 лет (должен прожить в России 10 лет);

-выборы главы исполнительной власти субъектов РФ – с 30 лет;

-выборы в органы местного самоуправления – с 21 года.

3.Факт постоянного и преимущественного проживания на определённой территории.

- на пост Президента РФ (гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет);

-основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка;

-факт временного пребывания на участке либо наличие у гражданина открепительного удостоверения также служит поводом для включения в список избирателей.

4. Недееспособность.

Недееспособные граждане, признанные таковыми по суду, в выборах не участвуют. Это лица с психическими расстройствами.

5. Заключённые и лица, имеющие судимость .

-Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не могут голосовать и быть избранными;

-Избирательно право сохраняется за гражданами, находящимися в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания под следствием, привлечённых к уголовной ответственности, задержанных;

-Активным и пассивным правом наделены лица, у которых судимость не снята или не погашена.

6. Несовместимость депутатского мандата или выборной должности с деятельностью иного рода (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности)

7. Ограничение количества сроков занятия должности (для Президента РФ не более 2-х сроков подряд)

Выборы — это формальный процесс избрания лица на государственную должность или принятия/отклонения политического предложения путем голосования.

Важно проводить различие между формой и содержанием выборов. В некоторых случаях избирательные формы присутствуют, но отсутствует суть выборов, например, когда у избирателей нет свободного и подлинного выбора по крайней мере между двумя альтернативами.

В большинстве стран выборы проводятся выборы (по крайней мере, в формальном смысле). Но во многих из них выборы не являются конкурентными (например, всем партиям, кроме одной, может быть запрещено участвовать в выборах) или ситуация с выборами сильно ухудшена другим образом.

Демократия — термин, обозначающий одну из форм правления, в которой может осуществляться политическая власть народа и для него.

Причем демократия является формой правления большинства или многих, в отличие от монархий или аристократий.

С этой точки зрения демократический режим предполагает, в частности:

  • что его законодательные или исполнительные органы состоят из членов, избираемых народом, прямо или косвенно;
  • что граждане, независимо от расы, религии или социального и экономического положения, имеют право голосовать и избирать представителей;
  • равенство в голосовании;
  • преобладание принципа большинства без ущерба для прав меньшинств.

Это можно было бы назвать формальной демократией.

В демократии голосование используется для того, чтобы избиратели выбирали членов правительства или другие государственные должности и представителей. Каждая страна устанавливает свои собственные правила и механизмы в отношении того, как будут проводиться различные выборы.

Голосование является необходимым условием для того, чтобы политическая система была демократической. Существуют авторитарные правительства, при которых ограничения на выдвижение кандидатур достигают степени, не позволяющей считать их демократическими.

Выборы проводятся не только в демократических политических системах. Существуют авторитарные системы, которые, сознавая свою неспособность обеспечить легитимность, испытывают соблазн прибегнуть к выборам, носящим плебисцитарный характер, без демократических гарантий.

Такие системы отменяют выборы, создают препятствия или воюют с партийным конкурентным поведением. На смену партийной конфронтации приходит вездесущность однопартийной партии. Понятно, что такие выборы ни в коем случае не затронут тех, кто придерживается монополии на власть. Политический переход от авторитарных систем к демократии рано или поздно должен идти по пути свободных выборов при всеобщем избирательном праве, начиная с Конституции.

Основные признаки демократических выборов

Особенности демократического голосования

Демократия предполагает проведение периодических выборов на основе всеобщего, свободного, равного, прямого и тайного избирательного права. Все эти характеристики в настоящее время считаются необходимыми условиями демократии, и несоблюдение одного из них приводит к недемократическому избирательному праву, которое может быть ограниченным, несвободным, неравным, косвенным или публичным.

Универсальность

Всеобщее избирательное право существует в тех случаях, когда все граждане имеют право голоса, без каких-либо исключений из-за каких-либо условий или обстоятельств дискриминационного характера. Следует напомнить, что история демократии сопровождалась расширением избирательной базы, в которой важную роль сыграло давление со стороны секторов, исключенных из права голоса.

Электорат означает людей, имеющих право голосовать на конкретных выборах. Это может быть избирательный округ, географический район проведения конкретных выборов.

В XIX – начале XX века было наложено вето на доступ к избирательным урнам для широких слоев общества, включая трудящихся (дискриминация по признаку социального класса), женщин (дискриминация по признаку пола) и небелых (дискриминация по признаку расы). Таким образом, проведение выборов удовлетворило желание буржуазии получить контроль над государством, не разделяя этот контроль с остальной частью общества.

При либеральном государстве буржуазия прибегла к избирательному праву, чтобы получить политическую власть как привилегированный сектор, и установила условия, которые на практике исключали из права голоса низший и средний классы. Это избирательное право было ограничено по уровню дохода, имуществу или богатству (ценз на избирательное право), по уровню образования или любого другого аналогичного статуса.

Возможно также, что избирательное право зависит от уплаты определенной ставки налога — специального налога на голосование, недоступного подавляющему большинству общества. Образование или культура также могут быть дискриминационными инструментами в те времена или в тех местах, где широко распространена неграмотность.

Еще одним ограничением может быть требование о минимальном сроке проживания до регистрации избирателей, что может быть дискриминационным в контексте высокой мобильности трудящихся в поисках работы в жилых помещениях. Все вышеупомянутые дискриминационные ограничения были направлены на то, чтобы лишить рабочий класс избирательного права.

Достижение всеобщего избирательного права, а вместе с ним преодоление препятствия социальной дискриминации в результате давления со стороны профсоюзного движения и появления левых партий стало важным поворотным моментом в понимании преобразования либерального государства в демократическое государство. В Европе оно было отложено до Первой мировой войны.

После широкого распространения избирательного права среди мужчин продолжало существовать ограниченное избирательное право по признаку пола, которое исключало женщин из участия в политической жизни и, следовательно, из других сфер повседневной жизни.

К числу причин, препятствующих участию женщин в голосовании, относятся такие аргументы, как их предполагаемая слабость интеллектуальных способностей, подчинение женщины мужчине, возглавляющему домашнее хозяйство (отцу или мужу), или обвинение женщин в апатии или невежестве в политических вопросах.

В некоторых странах, где женщинам неохотно предоставлялось избирательное право, для участия в голосовании был установлен более высокий возраст, чем для мужчин.

Это имело место в Великобритании, где в 1918 году было разрешено голосовать только женщинам старше тридцати лет. В Бельгии (1919) только вдовам и матерям жертв войны, а в Португалии (1931) только женщинам с университетским образованием.

За некоторыми исключениями женщины впервые смогли реализовать свое право голоса в 1866 году на муниципальных выборах в Швеции. Первыми странами, в которых женщинам можно было голосовать, были американские штаты Вайоминг (1869) и Юта (1870), а также Новая Зеландия (1893) и Австралия (1902). В Европе это были скандинавские страны.

Страны католической и мусульманской традиции были наиболее неохотны к участию женщин в выборах, в то время как в странах протестантской и еврейской традиции такое нежелание исчезло раньше.

Помимо рабочего движения и суфражисток феминистского движения, в некоторых странах требования о расширении права голоса включали и другие общественные движения, такие как антирасистские. Исключение этнических меньшинств происходит с помощью различных механизмов: лишения их статуса граждан, лишения их избирательного права, ограничения их права голоса или сдерживания их участия в политической жизни.

В США до 1965 года голосование афроамериканских граждан было затруднено, а Южная Африка до 1994 года не установила всеобщее и равное избирательное право, положив конец расовой сегрегации.

Еще одним ограничением избирательного права, которое следует указать, является дискриминация по признаку возраста, при этом минимальный возраст для голосования устанавливается в возрасте 20, 21, 23, 25 или более лет. Постепенное снижение избирательного возраста до 18 лет происходило, начиная с 1970-х и 1980-х годов, до этого сдерживалось во многих странах, поскольку политические элиты опасались, что молодежь проголосует за более радикальные варианты.

Свобода

В конституционной системе прав и свобод политический плюрализм, открытый доступ к избирательному процессу, конкурирующие партии, периодичность выборов и фактическая возможность принятия решения о сохранении или замене государственной власти являются отличительными чертами выборов, где голосование является свободным.

Плюрализм — это политическая философия, согласно которой люди разных убеждений, происхождения и образа жизни могут сосуществовать в одном и том же обществе и на равной основе участвовать в политическом процессе.

Отсутствие предвыборной борьбы является явным симптомом отсутствия демократии, однако наличие выборов не указывает на существование демократической политической системы. Должно существовать государство, наделенное конституционной системой, создающей правовые рамки, в которых признаются и гарантируются права личности и общественные свободы (выражения мнений, идеологии, ассоциации, собраний и т. д.).

Функции выборов

Выборы вносят фундаментальный вклад в демократическое управление.

Поскольку прямая демократия — форма правления, при которой политические решения принимаются непосредственно всеми квалифицированными гражданами, — непрактична в большинстве современных обществ, демократическое правление должно осуществляться через представителей.

Выборы позволяют избирателям выбирать лидеров и привлекать их к ответственности за деятельность на посту. Подотчетность может быть подорвана, когда избранным лидерам все равно, будут ли они переизбраны или когда по историческим или иным причинам одна партия или коалиция настолько доминируют, что у избирателей фактически не будет выбора между альтернативными кандидатами, партиями или политикой.

Тем не менее возможность контролировать лидеров, требуя, чтобы они подчинялись регулярным и периодическим выборам, помогает решить проблему преемственности в руководстве и таким образом способствует продолжению демократии.

Более того, там, где избирательный процесс носит конкурентный характер и вынуждает кандидатов или партии выставлять свои программы и будущие намерения на всеобщее обозрение, выборы служат форумами для обсуждения общественных вопросов и способствуют выражению общественного мнения.

Таким образом, выборы обеспечивают политическое просвещение граждан и обеспечивают отзывчивость демократических правительств на волю народа. Они также служат для легитимизации действий тех, кто обладает властью, — функция, которая в некоторой степени выполняется даже неконкурентоспособными выборами.

Выборы также укрепляют стабильность и легитимность политического сообщества. Подобно национальным праздникам, посвященным общему опыту, выборы связывают граждан друг с другом и тем самым подтверждают жизнеспособность государства. В результате выборы способствуют социальной и политической интеграции.

Наконец, выборы служат самореализующейся цели, подтверждая ценность и достоинство отдельных граждан как человеческих существ. Какими бы ни были другие потребности избирателей, участие в выборах способствует укреплению их самооценки и самоуважения. Голосование дает людям возможность высказать свое мнение и, выражая свою пристрастность, удовлетворить свою потребность в чувстве принадлежности.

Даже отказ от голосования удовлетворяет потребность некоторых людей выразить свое отчуждение от политического сообщества. Именно по этим причинам длительную борьбу за право голоса и требование равенства в участии в выборах можно рассматривать как проявление глубокой человеческой жажды самореализации.

Независимо от того, проводятся ли выборы при авторитарных или демократических режимах, они имеют ритуальный аспект. Выборы и предшествующие им кампании — это драматические события, которые сопровождаются митингами, баннерами, плакатами, заголовками и телевизионными репортажами, привлекающими внимание к важности участия в мероприятии.

Кандидаты, политические партии и группы по интересам, представляющие различные цели, используют символы национализма или патриотизма, реформ или революции, былой славы или будущих перспектив. Какими бы ни были специфические национальные, региональные или местные различия, выборы — это события, которые пробуждают эмоции и направляют их на коллективные символы, нарушают монотонность повседневной жизни и фокусируют внимание на общей судьбе.

Принципы проведения демократических выборов

Демократия подразумевает использование избирательных процессов для принятия решения о том, каким гражданам будут поручены основные задачи правительства.

Ее репрезентативный характер подразумевает следующие принципы:

Минимальные условия для проведения выборов

Для того чтобы выборы считались свободными и справедливыми или конкурентными, они должны соответствовать следующим условиям:

  1. Происходить в системе, в которой полностью гарантированы активные и пассивные избирательные права. Не должно быть никаких других причин для исключения, кроме тех, которые специально предусмотрены законом для обеспечения свободы остальных избирателей и правильного функционирования процесса, и они должны быть недискриминационными.
  2. Проходить во всех аспектах в атмосфере, где соблюдаются права всех граждан на участие (мнение, демонстрация, собрание и т. д.), Без чего сами результаты выборов, как выражение воли народа, были бы фальсифицированы. Это включает доступ кандидатов к средствам массовой информации и государственную финансовую или любую другую помощь во время избирательной кампании при обеспечении равенства между кандидатами.
  3. Должны проводиться регулярно и периодически, в соответствии со сроками и условиями, установленными конституцией или законами о выборах.
  4. Избирательная организация, уполномоченная руководить процессом, должна действовать независимо от остальных государственных органов, особенно исполнительной власти, и быть абсолютно нейтральной. Эти требования могут быть выполнены с помощью совершенно различных форм организации.
  5. Стандартные процедуры, установленные для гарантии голосования, обеспечения свободы и тайны, точного подсчета голосов и преобразования их в места, в соответствии с заранее установленными правилами и под контролем организаций, которые следят за тем, чтобы они соблюдались.
  6. Следует предусмотреть систему, состоящую из независимых органов, применяющих заранее установленные правовые нормы для разрешения споров и конфликтов любого рода, которые могут возникнуть во время или в результате избирательного процесса (например, судебная власть, независимые органы, избирательные или конституционные суды и т. д.).

Таким образом, минимальные условия демократических выборов заключаются в следующем:

  1. Каждый должен иметь возможность выбирать. Это означает, что каждый должен иметь один голос, и каждый голос должен иметь равную ценность.
  2. Должно быть из кого выбирать. Партии и кандидаты должны свободно участвовать в выборах и предлагать избирателям реальный выбор.
  3. Выбор должен предлагаться через регулярные промежутки времени. Выборы должны проводиться регулярно через каждые несколько лет.
  4. Кандидат, которого предпочитает народ, должен быть избран.
  5. Выборы должны проводиться свободным и справедливым образом, чтобы люди могли выбирать так, как они действительно хотят.

Право участвовать в выборах в качестве кандидата

Требования избирателей к регистрации кандидатов охватывают положительные условия для права на активное или пассивное избирательное право, а также ограничения, которые могут ограничивать такие права по различным причинам.

Ограничения права на участие в выборах:

  1. Возрастные требования.
  2. Другие правовые условия, такие как гражданство, место жительства или полные гражданские и политические права.

Очевидно, что когда кто-либо, осужденный за тяжкое преступление, лишается активного избирательного права, или кому-либо, занимающему определенную государственную должность, запрещается выдвигать свою кандидатуру, это необязательно означает ограничение права голоса.

С другой стороны, выборы, на которых люди определенной расы, экономического положения или определенных политических взглядов не имеют ни активного, ни пассивного избирательного права, не могут считаться свободными.

Право выдвижения кандидатов в России

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Избирательная система.

Типы избирательных систем.

Избирательная компания.

1. Выборы – важный признак демократии. Осуществляются на разных уровнях:

национальный (федеральный) – Президент, депутат Государственной думы;

региональный – губернатор, депутат областной думы;

муниципальный – мэр, депутат городской думы.

Через выборы обновляются политические элиты и лидеры.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - институт, связанный с организацией выборов политических деятелей. Система состоит из двух компонентов:

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право). В РФ только возрастной ценз (с 18– голосовать, с 21– депутат Государственной думы, с 30– губернатор, с 35 – Президент). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: всеобщие (без ограничений); тайные (никто не знает о волеизъявлении); прямые (голосование сразу за кандидата); равные (у всех – один голос). Оно регулируется Конституцией и федеральным законодательством.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - организационно-правовая форма реализации избирательного права гражданина, то есть сама процедура подготовки и проведения выборов.

МАЖОРИТАРНАЯ

(большинство)

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

(соотношение частей)

Выборы за конкретного человека от определенной территории; выбирается тот, кто получил большинство (50%+1); без абсолютного большинства – второй тур между лидерами первого тура.

Политические партии формируют списки кандидатов, за которые голосуют. Голосование не за личность, а за партию. Партия получает столько мест в парламенте, сколько надрала голосов.

Выборы Президента, губернатора.

Выборы депутатов государственной думы.

ПЛЮС: связь кандидата с избирателями, он знает проблемы региона

ПЛЮС: соответствие голосов и мест в парламенте;

МИНУС: иногда победитель - представитель меньшинства избирателей, так как голоса проигравших кандидатов не учитываются.

МИНУС: заградительный барьер до 5% для прохождения в парламент; голосование за абстрактных лиц.

3. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и кандидатами для максимальной поддержки избирателей на выборах. Депутаты, губернаторы выбираются – на 5 лет, Президент – на 6 лет (по Конституции РФ). Глава избирательной компании – Центральная избирательная комиссия (ЦИК), потом – территориальная избирательная комиссия (ТИК), участковая избирательная комиссия (УИК).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Образование избирательных округов и участков, составление списка избирателей (все, имеющие право голоса).

ВЫДВИЖЕНИЕ ИРЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

Выдвижение осуществляется партиями и отдельными гражданами (самовыдвижение). Самовыдвиженец должен собрать в свою поддержку – 300 000 подписей, подписные листы проверяются экспертами на случай фальсификации.

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Принципы: состязательность; конкурентоспособность; равенство возможностей. Способ: листовки; встречи; участие в дебатах; СМИ; разъяснение своей политической программы.

ГОЛОСОВАНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Читайте также: