Отличие символизма от акмеизма кратко

Обновлено: 30.06.2024

Модернизм – это направление в искусстве и литературе конца 19 – начала 20 века. Для модернизма характерен отказа от классических стандартов и поиск новых литературных форм, нового стиля.

Существует несколько течений модернизма:

  • символизм
  • акмеизм
  • футуризм
  • имажинизм.

Символизм

Самым первым и наиболее значительным из течений модернизма в России является символизм. В символизме принято рассматривать два главных этапа. Первый этап – 1890-е годы. Поэтов этого этапа называли старшими символистами.

В 1900-е годы в символизме появились новые силы, которые обновили облик этого течения. Вторую волну символизма называют младосимволизмом.

Эстетика и философия символизма формировалась под воздействием различных учений. Это и учения древнегреческого философа Платона, и философские системы В. Соловьева и Ф. Ницше.

В понимании символистов творчество рассматривалось как созерцание тайных смыслов на подсознательно-созерцательном уровне, доступное лишь художнику. От художника-творца требуется необходима не только лишь чуткость, но и владение искусством намека. Ценность стихотворной речи по мнению символистов заключалась в утаенности смысла, недосказанности. А главным средством, которое должно передавать созерцаемые тайные смыслы, был символ.

Акмеизм

Как реакция на крайности символизма сформировалось новое модернистское течение – акмеизм. Акмеизм, который пришел на смену символизму, не имел философско-эстетической программы, разработанной детально. Реальный взгляд на вещи является основой акмеизма, в отличие от символизма, где определяющим фактором являлась сиюминутность бытия, какая-то тайна, покрытая ореолом мистики. Нечеткость символов и туманность, присущая символизму, в акмеизме сменялась точными словесными образами. Акмеисты считали, что слово должно приобрести свой изначальный смысл.

Наивысшей точкой в иерархии ценностей акмеистов является культура, которая тождественна общечеловеческой памяти. Отсюда и частые обращения акмеистов в сюжетам и образам из мифологии. Акмеисты, в отличии от символистов, ориентировавшихся на музыку, ориентировались на пространственные искусства – скульптуру, живопись, архитектуру. Такое тяготение к трехмерному миру выражается в увлечении акмеистами предметностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Главной отличительной чертой представителей акмеизма является их организационная сплоченность.

Это было не столько организованное течение с общей платформой, сколько группа талантливых поэтов, объединенных личной дружбой. Это отличает акмеистов от символистов и футуристов.

Наиболее активными участниками течения акмеизма являются А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, С. Городецкий, М. Зенкевич.

Главными принципами акмеизма являются:

  • освобождение поэзии от призывов к идеальному, возвращение поэзии ясности
  • стремление придать слову точное значение
  • отказ от мистической неясности
  • четкость образов и предметность
  • обращение к первозданным эмоциям, к подлинности человеческих чувств.

Футуризм

В 1910-начале 1920-х годов сформировалось авангардистское движение футуризма.

Футуризм, в отличие от акмеизма, возник не в России – родиной этого движения была Италия.

Течение футуризма претендовало на построение искусства будущего и выступало под лозунгом нигилистического отрицания всего художественного опыта, сформированного ранее.

Футуристы выступали за разрушение условностей и форм искусства ради слияния его с жизненным процессом 20 века, носившем ускоренный характер.

Для данного течения характерно преклонение перед скоростью, силой, движением, действием и агрессией.

Футуристы презирали слабых и возвеличивали себя. В футуризме происходило утверждение приоритета силы, упоение разрушением и войной. Общественно – политическая ситуация, сложившаяся в России, стала благодатной почвой для развития футуризма. Как и любое другое авангардное явление, футуризм требовал повышенного внимания к себе, равнодушие было совершенно неприемлемым. Для существования и развития футуризму требовалась атмосфера литературного скандала. Крайности, преднамеренно показываемые футуристами в своем поведении, вызывали ярко выраженный протест публики и агрессивное неприятие его, что только и требовалось футуристам.

Стратегия привлечения внимания к себе при помощи скандалов успешно срабатывала и в материальных целях. 1912-1916 годы являются периодом наивысшего расцвета авангарда, в этот период проводится огромное количество выставок, диспутов, спектаклей, поэтических чтений. Поэтому часто в прессе футуристов обвиняют в корыстолюбии.

Но все же русский футуризм в своей основе был преимущественно поэтическим течением. Главной темой в манифестах футуристов была реформа слова, поэзии и культуры в целом. А в скандальных лозунгах, бунтарстве футуристов было больше эмоций эстетических, нежели революционных.

Имажинизм

На основе литературной практики футуризма в первые годы после революции в России возникло новое литературно-художественное течение – имажинизм. Это была последняя нашумевшая школа в поэзии 20 века. несмотря на то, что направление имажинизма было создано через два года после революции, по своему содержанию оно не имеет ничего общего с революцией.

К первым поэтам-имажинистам относятся С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершневич.

За пять лет активной деятельности имажинисты сумели завоевать громкую славу, хоть и скандальную. Акции имажинистов зачастую не вписывались в рамки общепринятых норм поведения.

Если в кратце, то.. .
1) цель творчества:
- у символистов это расшифровывание тайнописи, воплощенной в слове, а также пророческое предназначение;
- у акмеистов это возвращение поэзии ясности, точности, вещности;
2) отношение к миру:
- у символистов это стремление создать картину идеальног мира, существующего по законам вечной красоты;
- у акмеистов это понимание мира, как совокупности простых предметов;
3) отношение к слову:
- у символистов это понимание слова, как многосмысленного послания, вести, символа, элемента тайнописи;
- у акмеистов это стремление придать слову определенное точное значение, "конкретная образность", "прекрасная ясность".

Это разные литературные направления серебрянного века. Акмеизм от слова акме-расцвет. Основал его Николай Гумилев, в состав участников этого направления входят Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут. К символизму относятся Брюсов и Бальмонт и часть творчества Блока.

Акмеизм в переводе с греческого - высшая степень чего-либо, цветущая сила-освобождение поэзии от символистических порывов к идеальному, от многозначности и текучести образа, возврат к материалистическому миру.
Символизм-сосредоточение на художественном выражении посредством символов, "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувств

Эпоха Серебряного века литературы подарила нам множество великих поэтов, чье творчество мы любим и ценим по сей день. Давайте сегодня немного расширим наши знания и поговорим о двух конфликтующих, если можно так сказать, направлениях в литературе - символизме и акмеизме.

Символизм - название подразумевает определенные "символы", какие-то зашифрованные послания, аллегории. Поэты-символисты часто увлекались мистикой, оккультизмом (хотя это касается, конечно же, не всех).

В России символизм принял достаточно интересный вид. Часть символистов (их позже назовут "старшими") считала, что литература должна описывать нечто идеальное и возвышенное, к тому же, поэзия должна быть элитарной.

В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский - все они считали, что искусство должно быть сложным и наполненным различными символами, понять которые сможет далеко не каждый. Именно здесь позиция "я художник, я так вижу" достигла своего апогея.

"Младшие" символисты мыслили более приземленно, для них образность была способом выражения собственных переживаний. Символы все расширялись, но теперь поэты стремились описать более реальные вещи. Такого мнения были А. Блок и А. Белый. Действительно, кто станет описывать идеальный несуществующий мир, если мы знаем, что истина - в вине.

Акмеизм возник как противоположное символизму учение. Философия акмеистов проста, как дверца от холодильника - никаких намеков, никакой неясности. Нужно рубить только в лоб - чтоб человек сразу все понял.

Конечно, это не значит, что полностью поэты отходили от образности, от красоты изложения. Но акмеисты отвергали элитарность поэзии. Так что вместо отсылок к Гомеру, поэты предпочитали описать все ярко, красиво, но - так, чтоб было понятно каждому. Представляли это направление А. Ахматова, Н. Гумилев и О. Мандельштам.

Лично я с удовольствием читаю произведения поэтов обоих направлений - а контраст в стилях написания только добавляет "перчинки". Кроме акмеистов и символистов в эпоху Серебряного века жили и футуристы, и иманжисты.

Это первая статья на подобную тему. Если вам интересна эта тематика, пишите в комментарии - и в следующий раз расскажу о других литературных направлениях.

Акмеисты собрались

Где возник акмеизм?

Родиной акмеизма является Россия. Именно здесь в начале 20-го века произошло становление выдающегося жанра, смело противостоящего символизму.

  • А. Ахматова;
  • С. Городецкий;
  • М. Зенкевич;
  • Н. Гумилев.

До сих пор точно неизвестно кто же первым из них предложил окрестить акмеизмом новое течение. По одной из версий, это сделал Вячеслав Иванов.

Большинство литературных исследователей полагают, что термин в 1912-м году придумал Гумилев. Именно он считал необходимым перенять опыт изживающего себя символизма и образовать направление, которое будет более понятным и лишенным мистической туманности.

Черты акмеизма

Акмеизм характеризуется следующими особенностями:

  1. В центре произведения должна быть идея принятия земного мира во всех его недостатках и достоинствах. В этом акмеисты отличались от символистов, которые стремились скрыть реальность за мистической неясностью и возведенными в абсолют идеалами;
  2. Ясность во всем. Образы литературного произведения должны быть четкими и предметными;
  3. Желание показать подлинные чувства человека;
  4. Воспевание первозданных эмоций, граничащих с первобытно-биологическим началом;
  5. Простой и понятный взгляд на жизнь;
  6. Нахождение красоты в повседневных деталях.

Метафизическое и земное

Несмотря на то, что акмеисты бросили вызов символизму, они стремились создать стихи со стройной композицией и логичностью. Поэтому их произведения были близки не только возвышенным натурам и знатокам литературы, но и неискушенным читателям.

Акмеисты любили отражать в стихах обыденные явления, делали акцент на простых радостях. Они умело воодушевляли читателей и неустанно говорили о героическом прошлом человечества.

Для акмеизма больше характерны черты архитектуры и скульптуры (точность образов, структурность стихотворных форм), а не музыки.

Цех поэтов

Быстрый упадок литературного течения

Судьба многих акмеистов печальна. Большая их часть эмигрировала. Гумилева казнили, а немногим позже в ссылке умер Мандельштам.

Отлитчие от символизма

Чем отличается символизм от акмеизма?

Поэты-символисты всегда вкладывали в свои стихи, помимо основного смысла, еще какой-то философский подтекст. В текстах имелся символ, то есть не просто материальный объект, чувство или явление видимой формы, а еще и нечто более важное.

Почитателям символизма предстояло не просто насладиться рифмами и красочными эпитетами, но и разглядеть истинный замысел литературного творца. Возвышенность — одна из главных черт данного течения.

В противовес символизму акмеизм делает акцент на более приземленных и даже бытовых вещах. Акмеисты показывали, что даже простые явления обыденной жизни прекрасны. Используемые ими чувства были далеко не так возвышены, порой драматичны и даже трагичны.

Символисты эпохи

Еще одной отличительной чертой акмеизма является его узкая направленность. Акмеизм характерен лишь для поэзии, в то время как символизм встречается в области музыки и живописи.

Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму?

Если говорить про поэтов, принадлежащих к лагерю символистов, то видными представителями являются:

  • К. Бальмонт;
  • А. Блок;
  • Ф. Сологуб.

Акмеизм как течение просуществовал совсем недолго. Теоретические изыскания поэтов-основоположников не получили серьезной проработки.

Примкнувшие к литературному движению через какое-то время новые творческие личности были более самобытными и не вписывались в рамки определенного направления. Тем не менее, акмеизм оставил яркий след в истории литературы.

Видео: как был основан акмеизм?

В этом ролике литературовед Олег Лекманов расскажет, как возникло это литературное течение, кто стоял у его истоков:

О символизме имеет смысл рассказывать подробно перед изучением лирики А. Блока. Начнем разговор с ключевого понятия – символ.

Определений символа существует несметное множество – как научных, так и художественных, принадлежащих в большинстве своем самим символистам. Можно последовательно записать несколько из них, комментируя по ходу дела и – вполне в духе рассматриваемого явления – постепенно добавляя к пониманию новые оттенки смысла.

Символ – образ, который есть знак, указание на иной смысл; но и знак, наделенный живой полнотой образа. (Так сформулировал эту мысль А.Ф. Лосев; звучит, конечно, лучше).

Главное свойство символа, отличающее его от других образов (и, что особенно нам важно подчеркнуть перед экзаменом, – от аллегории), - его принципиальная многозначность. И многозначность практически неисчерпаемая. Символ не просто допускает бесчисленное множество толкований – он провоцирует на поиск все новых и новых значений, скрытых за одним вроде бы конкретным образом.

- аллегория: отвлечение от конкретного, обобщение впечатлений;

- образ вечности, знак иного мира, скрытый за зримой оболочкой.

В литературе символизм – это главным образом поэзия. Проза давалась символистам хуже, да и ценили они ее гораздо ниже. В основе поэзии лежит музыка, а музыкальная стихия, по мнению символистов, как раз и является той общей праосновой жизни и искусства, которую должен почувствовать и выразить настоящий художник. Об этом написал французский символист Поль Верлен:

Так музыки же вновь и вновь !

Пускай в твоём стихе с разгону

Блеснут в дали преображённой

Другое небо и Любовь!

(Перевод Б. Пастернака)

Я вижу белые стены дома,

Небольшой сад с грядкой левкоев,

Бледное солнце осеннего вечера

И слышу звуки далеких флейт.

Ты куришь черную трубку,

Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней.

Немного красного вина,

Немного солнечного мая,

И, тоненький бисквит ломая,

Тончайших пальцев белизна, -

предельно камерная миниатюра, и с той же интонацией описана легендарная Эллада:

Поит дубы холодная криница,

Простоволосая шумит трава,

На радость осам пахнет медуница…

О где же вы, святые острова.

Точно так же, как символисты, акмеисты видели в музыке основу мира и искусства:

Останься пеной, Афродита!

И слово, в музыку вернись,

И сердце, сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито! –

так писал О. Мандельштам, и мы без труда узнаем уже знакомые мотивы.

Точно так же творчество акмеистов укоренено в европейской культуре прошлых веков. Акмеисты даже в большей степени, чем символисты, ощущали себя наследниками и хранителями этой культуры, словно предчувствуя, что новый век постарается не оставить от нее камня на камне.

Читайте также: