Отличие православия от протестантизма кратко

Обновлено: 04.07.2024

После Великого разделения Вселенской Церкви, в христианстве образовалось два направления – Восточное и Западное. Христиане Западного обряда стали называть себя католиками. Но со временем в их среде появились те, которых в догматах веры что-то не устраивало. Так возникло христианское течение, которое стало называться протестантизмом.

Определение

Православие — направление в христианстве, образ жизни людей, согласных с догматами Православной Церкви.

Протестантизм — направление в христианстве, отделившееся от католичества в ходе Реформации в знак несогласия с догматами Католической Церкви.

Сравнение

Внутренняя организация церкви

В православии существует территориальное деление на поместные церкви, которые, однако, не имеют существенных отличий в богослужебных вопросах. В протестантизме существует либо централизация, как в лютеранстве или англиканстве, либо полная независимость общин друг от друга, как в баптизме. Церковь – невидимое духовное сообщество людей.

Православное белое духовенство вступает в брак, но при условии, что произойти это должно до принятия священства. Монахи соблюдают обет безбрачия. Священниками могут быть исключительно мужчины. В протестантизме нет особых условий вступления в брак духовенства. Они те же, что и для обычных граждан. В некоторых направлениях допускается служение женщин в священническом сане.

В православии распространено монашество. В протестантизме его нет.


Монашество в православии

В православии крестятся и дети, и взрослые. Детям обязательно выбираются крестные мать и отец. При крещении взрослых присутствие восприемников не обязательно. В протестантизме крещение совершается только над взрослыми людьми.

Вероучение

Высший авторитет в вопросах православной веры – Священное Писание и Священное Предание. Кроме этого, Символ Веры, правила и решения Семи Вселенских Соборов, многовековая практика Церкви. Безусловный авторитет в протестантизме – Священное Писание. В православии сам человек не имеет права толковать Священные Книги. В большинстве направлений протестантизма крайний индивидуализм в этом вопросе вполне приемлем.

В православии глубоко почитание Пресвятой Богородицы. Она, по учению Церкви, лишена любого, даже первородного греха. Многие молитвы православных обращены именно к Богородице. В протестантизме Она всего лишь совершенная женщина.


Знамение Пресвятой Богородицы

В православии Таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, елеосвященство, покаяние, брак, священство. В протестантизме таинств два – крещение и причащение. У квакеров и анабаптистов нет даже их.

В православии существует учение о посмертных мытарствах души, то есть о страданиях ее за совершенные при жизни грехи. Православные молятся о своих умерших. Протестантизм такое учение отвергает. Принимается только вера в Страшный Суд.

Церковная практика

Причащение священства и мирян совершается на квасном (дрожжевом) хлебе. Под видом хлеба человек принимает Тело Христово, а под видом вина – Его Кровь. В протестантизме причащение совершается только хлебом, причем, вид его не имеет значения.

Исповедь в присутствии священника обязательна в православии. В самых исключительных случаях допускается прямая исповедь перед Богом. Протестанты считают, что не должно быть посредника между Богом и человеком и используют прямое покаяние.

Богослужение

Главное богослужение в православии – Божественная Литургия. В протестантизме используются различные формы собраний верующих и какой-то особой, одинаковой для всех, не существует.

В православии почитаются иконы, крест и мощи святых. Протестантизм, за малым исключением, это отвергает.

  1. Православное учение строится на авторитете Священного Писания и Священного Предания. Протестантское учение построено исключительно на Священном Писании. Все остальное отвергается.
  2. Священниками в православии могут быть исключительно мужчины, в отдельных направлениях протестантизма это позволено и женщинам.
  3. Протестантизм отвергает монашество.
  4. В православии крестятся и взрослые, и дети. В протестантизме – только взрослые.
  5. В православии существует культ Пресвятой Богородицы, в протестантизме ее принято считать всего лишь совершенной женщиной.
  6. В православии принято семь таинств, в протестантизме – всего два. Анабаптисты и квакеры не признают и их.
  7. Протестантизм не принимает учения о посмертных страданиях души.
  8. Причащение в православии совершается Телом и Кровью Христовыми, в протестантизме – только Телом.
  9. Православные исповедуются в присутствии священника, протестанты признают только прямое покаяние.
  10. У протестантов нет особой формы богослужения. В православии это – Божественная Литургия.
  11. Протестанты не признают икон, креста и не почитают мощи святых.

(15 оценок, среднее: 4,33 из 5)


Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1–2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Беноццо Гоццоли. Покаяние еретиков

Беноццо Гоццоли. Покаяние еретиков

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2, 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 20–21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Мартин Лютер. Портрет

Мартин Лютер. Портрет

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1, 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому. а не по Христу (Кол. 2, 8).

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). Это было сказано об истинных последователях Христа – православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1–11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9–10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Поэтому Бог, заповедав: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим,— добавил: Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20, 3–5). Поэтому православные христиане верят, что нельзя делать изображений ложных богов и почитать их.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18–22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу, сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Прп. Максим обличает монофелитскую ересь перед императором

Прп. Максим обличает монофелитскую ересь перед императором

Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

[1] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм (письмо от 1 марта 1844 г.).

Спа­си­бо Вам милые за чет­кое объ­яс­не­ние ! Уже само то , что воз­мож­ны одно­по­лые отно­ше­ния у них , гово­рит о мно­гом ! Лиш­ний раз убе­ди­лась , что пра­во­сла­вие ещё сохра­ня­ет истин­ные цен­но­сти . Благодарю 🙏

Это ложь, на счет одно­по­лых отно­ше­ний. Я про­те­стант­ка. Это про­сто воз­му­ти­тель­ная ложь в послед­нем пункте.

1. Морав­ская цер­ковь не име­ет окон­ча­тель­ной пози­ции в отно­ше­нии гомосексуальности.
2. Сре­ди люте­ран при­сут­ству­ют про­ти­во­по­лож­ные пози­ции в отно­ше­нии гомосексуальности.
3. Сре­ди пре­сви­те­ри­ан нет еди­но­го мне­ния, и в тече­ние мно­гих лет ведут­ся спо­ры в отно­ше­нии гомосексуальности.
4. Сре­ди бап­ти­стов не суще­ству­ет пол­но­го един­ства в отно­ше­нии гомосексуальности.
5. Сре­ди ква­ке­ров при­сут­ству­ют как кон­сер­ва­тив­ные, так и либе­раль­ные точ­ки зре­ния на гомосексуальность.

Вы, поче­му-то, из вики­пе­дии про­пу­сти­ли пункт 6. Исто­ри­че­ски в рус­ском пра­во­сла­вии суще­ство­ва­ло мне­ние о мень­шей гре­хов­но­сти жен­ско­го гомо­сек­су­а­лиз­ма по срав­не­нию с муж­ским и даже с гете­ро­сек­су­аль­ным блу­дом. Сего­дня неко­то­рые свя­щен­но­слу­жи­те­ли Фин­ской авто­ном­ной пра­во­слав­ной церк­ви (Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха­та) при­зы­ва­ют к пере­смот­ру тра­ди­ци­он­но­го цер­ков­но­го осуж­де­ния гомо­сек­су­аль­ных отношений.

Вла­ди­мир, обра­ти­те вни­ма­ние на при­ве­дён­ный Вами текст:
1. Суще­ство­ва­ло мнение…
2. Неко­то­рые … призывают.
Мало ли какие мне­ния где суще­ству­ют и кто при­зы­ва­ет без ука­за­ния каких-либо источников.
Так что не будем фан­та­зи­ро­вать там, где нет фак­тов. А факт один — офи­ци­аль­ное вероучение.

Спа­си ГОСПОДЬ созда­те­лей это­го при­ло­же­ния . Есть всё что нуж­но для изу­че­ния Пра­во­слав­ной веры и очень хоро­шо объ­яс­ня­ет­ся раз­лич­ная ересь раз­лич­ных НЕПРАВОСЛАВНЫХ учений.

Предлагаю отвлечься от обсуждения разногласий между верующими и неверующими и поговорить на тему, которая для многих является более актуальной. Чем отличаются православные и протестанты? Так ли велики противоречия их вероучений? И какие проблемы им придется решать, если они вдруг захотят стать ближе друг к другу или перейти в чужой лагерь? Это одни из самых популярных вопросов, поступающих от учащихся нашей библейской школы.

Конечно, вера православных и протестантов отличается внешне. Например, одни ходят в храм, молятся перед иконами и крестят детей, а другие всего этого не делают, но я предлагаю сфокусироваться на том, что разделяет их изнутри. Ниже я рассмотрю пять ключевых различий в богословии этих двух христианских конфессий .

1. Писание и Предание

Первое и, на мой взгляд, главное отличие состоит в разном понимании Писания и Предания. Православное богословие сочетает их друг с другом, а протестантское настаивает на принципе " Sola Scriptura " (только Писание).

Эта разница проявляется в том, что для православной церкви и Писание, и Предание являются результатом действия в этом мире Святого Духа . Традиция веры предлагает нам своеобразные "очки" для понимания библейских истин и утверждается авторитетом не только Писания, но также отцов ранней церкви и семи вселенских соборов.

Протестанты же настаивают на том, что главным руководящим принципом может быть только Писание , хотя порой понимают под этим разные вещи. Например, Мартин Лютер считал, что Библия безошибочна, но у нас есть свобода в использовании различных элементов традиции. А пуритане верили в необходимость сообразовывать всю христианскую жизнь исключительно с тем, что открыто в Писании, а всё прочее запрещали.

2. Человеческая природа

Православное учение о человеческой природе и грехопадении во многом опирается на произведения раннего отца церкви Иринея Лионского . Поэтому оно утверждает, что человек рождается существом хотя и растленным, но неповинным в грехе , а значит непотерявшим образа Божьего и способным откликнуться на Божий призыв. Такое понимание является достаточно оптимистичным.

Протестанты же более склонны к пониманию человеческой природы, которое принес в церковь Святой Августин . Согласно ему человек воспринимается как полностью испорченное существо , неспособное обратиться к Богу самостоятельно.

3. Спасение

Для православной церкви спасение это, прежде всего, восстановление или достижение союза с Богом . Для протестантов же оно относится к оправданию верой . Следовательно, православные понимают спасение как процесс (обожения или теозиса ), посредством которого верующий всё в большей степени уподобляется Богу. А для протестантов оно носит "юридический" характер и является неким событием, в котором человек становится праведным перед Богом (обращение, покаяние или крещение).

Таким образом, православные устремляют этот процесс в будущее, протестанты же более склонны оглядываться назад на опыт своего обращения.

4. Таинства

Также есть различия в понимании таинств. В православии признаются семь таинств (хотя официального указания, что их должно быть ровно семь, не существует). У протестантов обычно признаются только два таинства : крещение и причастие (Вечеря Господня).

Кстати, в православии сама церковь считается неким таинством, в котором акцент делается на литургии. А у протестантов она является видимой общиной, в которой проповедуется Слово, проводится причастие и крестятся люди.

5. Литургия

В православии центральным моментом литургии является евхаристия, а для большинства протестантов это проповедь .

Также в этих двух конфессиях есть богословские различия в почитании Девы Марии и святых, практике крещения младенцев и понимании роли икон (как правило, эти вещи вообще исключаются из протестантской традиции). Хотя некоторые протестанты тоже крестят детей, но делают это именно для прощения грехов, а не чтобы ввести их в мистическое соединение с Богом и начать процесс обожения как в православии.

Некоторые итоги

При написании статьи я не ставил перед собой цель лишний раз подчеркнуть все эти различия с тем, чтобы показать, насколько фундаментальными и непримиримыми они являются. К сожалению, часто они становятся еще одной причиной для неверующих, чтобы в целом несерьезно относиться к учению Церкви и любым проявлениям христианской веры.

Я лишь хочу, чтобы диалог между православными и протестантами был конструктивным и вёлся на более цивилизованном уровне. Мы должны понимать, чем конкретно отличаемся друг от друга и почему, а не просто разделяться по принципу "свой/чужой" . Если вы принадлежите к одной из этих двух христианских групп, то я от всей души именно этого вам и желаю.

Протестантизм Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру. Как возник протестантизм Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется […]

Протестантизм Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру. Как возник протестантизм Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется […]


Протестантизм

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

Основные принципы (тезисы) протестантизма

Основные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.

  1. Между Богом и человеком существует глубокий разрыв, с помощью рационального мышления человек не способен понять и познать Бога.
  2. Бог Сам открывается человеку, осознавая его немощь.
  3. Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога.
  4. Библия является нормой и критерием истины для церковной проповеди. Слово Божие существует не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, то есть Библию .

Три главных Sola или принципа протестантизма:

Существуют и другие принципы:

Протестантизм. Роза Лютера

Протестантизм в современном мире

Протестантизм и православие: отличия

  • Православие, в отличие от протестантизма признает Церковное Предание.
  • В православии молятся за умерших, лютеране же считают, что посмертную участь человека решит Господь и молитвы уже не помогут душе человека.
  • Протестанты не признают ряд Таинств, считая их обрядами. При этом при Причастии протестанты консервативного направления (лютеранства) все же принимают Тело и Кровь Христа и считают Евхаристию Таинством.
  • Протестанты не молятся Богородице и святым.
  • У протестантов нет монашества и монастырей, но, человек по своей воле может принять целибат и не вступать в брак.
  • Протестантские кирхи обычно очень аскетичны, вместо куполов имеют шпиль, в кирхе стоят скамейке для прихожан, с которых принято вставать в определенные моменты службы.

Интересный факт о протестантизме

Протестантизм. Мартин Лютер

Протестантизм в России

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

Читайте также: