Лексика стихотворения пророк пушкина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Библейские мотивы.

Большинство исследователей пришло к единому мнению – в лице пророка дан высокий образ вдохновенного, истинного поэта. Смысл стихотворения – рождение творческого вдохновения у поэта-пророка, призываемого к активной деятельности, — передан в библейской форме. За основу Пушкин берёт VI Книгу пророка Исайи.

Некоторые места Библии, обличающие злых царей, неправых земных владык, давали поэтам возможность высказывать свои оппозиционные настроения. Особенно много в этом смысле давали Книги пророков. Пророки, по Библии, бесстрашно вещали правду в лицо царям, обличали их несправедливости, и поэтому большинство из них было казнено. Так случилось и с пророком Исайей.

Церковнославянизмы в стихотворении особым образом дифференцируются: лексика, придающая повествованию библейский колорит; грамматические формы, которые создают повествовательно-риторический тон, близкий к библейскому сказанию; символика церковно-религиозного плана.

Лексика стихотворения отличается большой образностью, и образная система его поэтому особенно сложна и необычна. Слова типа пустыня, духовный, пророк совмещают в себе как бы два плана, два смысла – библейский и житейский. И эти два смысла слиты здесь, в этом поэтическом контексте, в некое синкретическое единство. Пророк – это и пророк, и поэт; пустыня – это и место уединения, отдалённое от центра, и мир, лишённый божественного начала, света и т.д.

Построчный комментарий.

Духовная жажда – страстное желание мудрости, обретения нового знания.

В этой строке особенно ярко проявилась двуплановость стихотворения. Мрачная пустыня – место, где человек остро чувствует своё одиночество, в библейском смысле – место, утратившее божественное начало, духовный свет.

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Начинается преображение пророка:

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он…

Отметим поразительную точность и экспрессивность сравнений: как сон, то есть подобно чему-то почти неощутимому, рассеянному в воздухе. И далее: Как труп в пустыне я лежал… Абсолютная лёгкость сменяется абсолютной неподвижностью, безжизненностью.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье…

Гад – в данном случае это устаревшая форма родительного падежа множественного числа (гадъ); более новая форма – гадов.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык…

Приникнуть — значит прикоснуться к чему-либо, прильнуть.

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой…

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул…

Сердце трепетное – сердце охваченное страхом, боязнью. Поэт-пророк должен быть бесстрашным.

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул…

Угль, пылающий огнём – скрытая метафора; имеется в виду пламенное бесстрашное сердце.

Преображение поэта-пророка завершено. Этот процесс, как мы увидели, был мучительным, кровавым и необратимым. Пророк обновлён, перерождён. Теперь он способен воспринимать происходящее в мире горнем, дольнем, подводном; он способен увидеть скрытое от других; он готов действовать…

Воззвать – значит обратиться с призывом, побуждать к действию.

Виждь – поэт употребляет особую форму повелительного наклонения от старославянского глагола видѢти (видеть).

Воля – в данном случае требование, желание.

Исполниться волею – значит проникнуться требованием, велением голоса мудрости и справедливости.

Глагол – в данном случае это речь, слово.

Особенности произношения некоторых слов.

Особенности композиции стихотворения.

Литературоведы неоднократно отмечали удивительную композиционную стройность стихотворения. Его две части построены по принципу параллелизма. Немалую роль в создании неторопливо-торжественного, риторического тона повествования играет анафорический союз и.


Переосмыслив библейский сюжет, Пушкин создает свой, в котором к поэту приходит серафим, самый близкий к Богу ангел. Таким образом поэт показывает важность труда писателя.

Несмотря на отсутствие деления на строфы, композиционно стихотворение можно разделить на три части.

Но слышать и видеть все – недостаточно. Настоящий пророк должен быть наделен не простым языком, а жалом мудрой змеи. И этот символ имеет двойное значение. С одной стороны, змея является мудрейшим животным. Так и поэт должен быть мудрым и рассудительным. С другой – у него не просто змеиный язык – жало. И жало правдоносное. Правда часто бывает горькой и болезненной, но именно она нужна людям, чтобы пророк смог помочь им.

И наконец, вырывает серафим из груди путника человеческое сердце, помещая в его грудь пылающий огнем уголь. Наверное, самое главное, что должно быть у пророка – горячее сердце, потому что он должен говорить сердцем, сгорая каждый раз при этом. Но такова участь поэта – сгорать в служении народу.

В третьей части происходит перерождение усталого одинокого путника. Его убивают действия серафима, но он перерождается и с радостью принимает дар Божий.

Заканчивается стихотворение призывом Господа исполнять только его волю на земле:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайлово после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – происхождение и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использовано все виды рифмовки.

История создания

Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь.

Жанр – элегия, так как автор размышляет над вечной философской проблемой. В произведении есть признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.


Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 288.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 288.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайловское после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – роль и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использованы все виды рифмовки.

История создания

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для её раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой: автор использует все виды рифмовки. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь – обращение шестикрылого серафима.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал мужские и женские рифмы.

Жанр – ода, то есть торжественное стихотворение. На принадлежность к оде указывает и множество старославянизмов.
.

Средства выразительности

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

Лексический состав стихотворения “Пророк” продиктован содержанием, отсылающим читателей к библейской теме древних пророков, получавших божественный дар всеведения и миссию открывать людям правду, как бы она ни была горька. Пророки всегда гонимы: “Нет пророка в своём отечестве”.

Пушкин описывает мучительный процесс рождения из человека пророка: все его чувства должны переродиться и обрести новое качество. Использование возвышенной церковно-славянской лексики, архаизмов, устаревших грамматических форм придаёт стихотворению суровую торжественность.

Знакомство с лексическим комментарием подготовит к пониманию образов и смысла всего стихотворения:

  1. Вступление: герой бредет по пустыне, он измучен духовной жаждой.
  2. Герою является слуга Господень и касается его глаз.
  3. Герой чувствует изменения, видит иные явления и проявления.
  4. Манипуляции ангела над человеком (могут быть восприняты как в прямом, так и в переносном смысле).
  5. Он лежит в пустыне обессиленный и слышит глас Бога.

Вопросы к творению поэта Александра Сергеевича Пушкина:

Автор был человеком религиозным, поэтому он был уверен, что свой дар получил от Бога. Во времена Пушкина, его обвиняли, что он восхваляет себя в своих творениях. Но это поверхностный взгляд на произведение. Если вникнуть в его суть, то можно понять, что это совсем не так.

Основной темой можно назвать предназначение поэта в мире, а также происхождение в нем божественного начала, его взаимоотношения с вечностью. Что же касается композиции, творение можно поделить на 2 составные части. Первая повествует о том, как обычный человек стал пророком. Что же касается строф, на них стихотворение поделить невозможно.

Относительно жанровой принадлежности – это элегия. Размером служит уже привычный Пушкину четырехстопный ямб. Пушкин обращается к таким метафорам:

А также сравнениям:

Способы стихосложения представлены и употреблены широко – точнее, присутствуют практически все существующие.

  • Использует четырехстопный ямб.
  • Лирическое стихотворение.
  • Герой с Богом не встречается, он словно находится в изгнании.

Поэт и общество, предназначение поэта.

  • Пророк – олицетворение поэта.
  • Поэт должен, прежде всего, видеть и слышать.
  • Нужно нести творчество в массы.
  • Пророк – олицетворение поэта.
  • Поэт в толпе всегда одинок.
  • Толпа не желает учиться, развиваться, не желает слышать всего того, что несет им пророк.

Средства художественной выразительности:

Иногда кажется, что поэт ассоциирует вольнодумцев, которые погибли, с творениями Всевышнего, бессмертными и особыми. Над ними не властно время, они опровергают смерть, чья основополагающая миссия – менять мир и людское создание. Но так же, как Иисус погиб на кресте, за людские грехи, так и декабристы лишились жизни – не только за благое дело, но и потому, что данный путь, путь пророков, был дарован им небесами.

Поднимается вечный риторический вопрос о предназначении творческого человека и творчества. Считается, что источником была глава Корана о пророке Исайе. Однако поэт не стал слепо адаптировать тексты священных писаний, он лишь позаимствовал образы. Но не сюжет.

Образ лирического героя достаточно сложен. Можно сказать, что он включает в себя и описание самого автора. Герой повествует, что после долгих мучительных скитаний он повстречался с ангелом, который оказался божьим посланником. Именно он сделал его пророком.

Что же касается тематической составляющей творения – автор пытается понять, кто творческий человек в этом мире, как он должен жить и что ставить своим главным приоритетом. Делает он это с помощью религиозных образов. Можно сказать, герой — многогранная личность по натуре своей. Встреча с ангелом становится для него судьбоносной. Последний, коснувшись его очей, дает ему дар пророка – мужчина начинает слышать голоса небес, птиц и прочих обитателей флоры и фауны.

Стоит отдельно рассмотреть, почему ангел заменил ему язык на жало змеи. Вовсе не потому, что насмехался над ним из-за недостатков внешности. Если же смотреть глубже, имеет место своеобразный символ человеческой мудрости. А точнее, высшее ее проявление. Это и отличает поэта от иных людей, которые не имеют способностей. Конечно же, все оканчивается сердцем – поэту представляется вместо него пылающий уголь.

Основная мысль – поэт должен слышать и видеть все явления этого мира, чувствовать глубже. Но дар свой он должен использовать не для самолюбования, не для прославления собственного Эго или самого себя, а для того, чтобы помочь людям. Это своеобразный мессия. Давая поэтический дар, Господь рассчитывает на то, что он будет использован на благо общества.

Нередко Пушкин прибегает к сравнениям:

Разобраны почти все строки стихотворения.

Читайте также: