Отличие науки от мифологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

В начале это миф, с годами десятилетиями столетиями это НАУЧНО доказанная истина :*((( такова жизнь .

Сама проанализируй что в итории было мифом и затем стало ИСТИНОЙ . Кроче ты поняла :))) И не слушай идеотов НАУЧНО ИЗЛОГАЮЩИХ СВОИ ГИПОТЕЗЫ.

МИФ — форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственнонаглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности
Научное знание.
Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

Научное знание:
- является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности;
- социально обусловлено; и
- обладает различной степенью достоверности.

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные “сказки” о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших “золотое руно”, Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово “миф” имеет древнегреческое происхождение и означает именно “предание”, “сказание”.

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею “героического”, что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры ХХ века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифология часто используется в ХХ веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже вьшячивать. Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком. Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф живет в своем, особенном времени - времени “первоначало”, “первотворения”, к которому неприложимы человеческие представления о течении времени. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества. Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Миф выступает способом существования права. Закон фундируется мифом, а миф настраивает на веру в правосудие.

В мифологической интерпретации победа добра над злом несомненно значима и для человеческих отношений, принципом упорядочения которых,

по смыслу мифа, выступает божественная справедливость. Победа справедливости есть вместе с тем, согласно логике мифа, утверждение правового начала и права вообще как торжества права над неправом. Миф тем самым отражает представление о божественном происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе взаимоотношении в божественных и человеческих делах.

Политико-правовые умения и знания людей возводятся к некоторому нечеловеческому (по смыслу - и божественному) источнику и авторитету. В ряде мифологических сказаний и гимнов в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог, жестоко карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит путь правды, справедливости и права - ждет по тогдашним правопредставлениям неминуемая и суровая кара.

Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Наука исследует окружающие человека явления и процессы и пытается найти им обоснование, логическое объяснение, выявив причинно-следственные связи. В науке возможно создание нескольких школ понимания того или иного события, построение нескольких конкурирующих теорий, гипотез. Для науки источником истины являются знания, в основе которых лежат опыт, эксперимент, наблюдение и логические рассуждения, математические вычисления, и прочие научные умозаключения.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Мифология – своеобразное видение мира, в котором реальное сливается с фантастическим.
Религия – вера, которая допускает магическое и чудесное, но отличает его от действительного, но при этом переживает это отличие как расхождение между идеальным
и реальным. Религия монополизирует истину. Наука же всегда сомневается. Философия – способность отличать одно от другого (по Канту).

В подходе к проблеме соотношения между мифом и наукой можно выделить несколько точек зрения:
1. Прогрессистко­эволюционистская концепция: анемизм (одухотворение человеком природы) ­> мифология ­> религия (христианство, ислам, буддизм) ­> рациональные виды мировоззрения (философия и наука): классическая философия, О. Конт (мифологическое сознание ­­ “детство человечества”, появление науки ­­ достижение фазы зрелости).
2. Концепция плюрализма и несоизмеримости типов мышления, в частности научного и мифологического: в философии XX в. происходит размытие границ между наукой и мифом в рамках неопозитивизма, начинавшегося с противоположного ­­ очищении языка от элементов мифа и метафизики; в конечном итоге философия постпозитивизма начинает рассматривать науку и миф как явления одного порядка
(П. Фейрабенд: “Наука ­­ это миф XX в.”). Миф перестаёт пониматься только как иррациональная форма мышления.
3. Концепция, которая рассматривает науку как некую усечённую и вырожденную форму мифа, а миф ­­ арсенал первосимволов, дальше которых не может пойти рационализация: Ф.В.Й. фон Шеллинг (немецкая классическая философия), О. Шпенглер (философия жизни, конец XIX ­ начало XX вв.). Вечному возвращению мифологического мышления противопоставляется линейность религиозного и научного сознания.
4. Концепция, рассматривающая в качестве условия соизмеримости науки и мифа язык (философия символических форм Э. Кассирера; структурализм: К. Леви­Стросс; постсруктурализм: Ж. Деррида, М. Фуко). Происходит смещение ориентиров с проблем истины на проблему языка: единой может быть уже не истина, а язык, который обеспечивал хотя бы возможность диалога и позволял бы
отличать истину от заблуждения, смысл от бессмыслицы. Отличия мифа от науки:
1. Миф практичен, наука – теоретическое отношение. Миф не выявляет порядок, а устанавливает его, описывает мир, а не объясняет.
2. Науку интересует не само бытие, а его законы. Мифу интересно само бытие.
3. Наука требует подготовки, миф общедоступен.
4. В мифе человек не наблюдает, а живёт в самом мифе. В науке человек является наблюдателем.
Отношение науки и мифа:
1. Мифология дает науке первоначальный материал, над которым наука может производить свои абстрактные операции. Однако наука не возникает из мифа.
2. Если брать реальную науку, то наука не только сопровождается мифологией, но части и питается ей, черпает из неё какие­то интуиции.
Миф и сейчас продолжает оставаться основным инструментом обыденного мышления. Мы используем миф, когда не желаем или не можем помыслить. Современная наука может быть рассмотрена как одна из мифологем (например, слепая вера во всемогущество науки). Насколько мифологична современная наука?

В начале это миф, с годами десятилетиями столетиями это НАУЧНО доказанная истина :*((( такова жизнь .

Сама проанализируй что в итории было мифом и затем стало ИСТИНОЙ . Кроче ты поняла :))) И не слушай идеотов НАУЧНО ИЗЛОГАЮЩИХ СВОИ ГИПОТЕЗЫ.

МИФ — форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственнонаглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности
Научное знание.
Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

Научное знание:
- является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности;
- социально обусловлено; и
- обладает различной степенью достоверности.

Читайте также: