Отличие аутсорсинга от аутстаффинга кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основным заданием и аутстаффинга, и аутсорсинга является оптимизация трудовых, денежных и временных ресурсов компании-заказчика. Плюсы такого подхода:

  • явная экономия денежных средств.
  • высвобождение людских ресурсов (для их последующего привлечения к новым направлениям деятельности компании или более сложным задачам)

Схожесть проявляется также и в ведении кадрового, бухгалтерского и налогового учета. И в первом, и во втором случае данные функции возложены на аутстаффера или аутсорсера, а не на компанию-заказчика.

Для наглядности основные различия между аутстаффингом и аутсорсингом представлены в виде небольшой таблицы.

Аутстаффинг и аутсорсинг несут компании-заказчику конкретные экономические выгоды. На этом сходство между этими двумя вариантами привлечения внештатных сотрудников заканчивается. Отличия проявляются во всем: в законодательной базе, предмете, условиях и сроках действия соответствующих договоров, а также в ответственности за невыполненные денежные обязательства. Поэтому выбор варианта сотрудничества – аустаффинга или аутсорсинга – зависит исключительно от задач компании-заказчика.


Стоит сказать, что на российском рынке кадрового делопроизводства существует заметная путаница в понятиях. Происходит это и из-за относительной молодости направления, и из-за несовершенства законодательной базы, и из-за того, что каждая компания трактует одни и те же понятия по-своему.

В данной статье мы опишем свое виденье ситуации, которое, на наш взгляд, наиболее логичное и соответствующее законам РФ.

Понятие аутсорсинга

Простыми словами, организация отдает выполнение той или иной задачи стороннему подрядчику.

Передать на аутсорсинг можно многие процессы. В нашей стране наиболее распространен, например, аутсорсинг бухгалтерского учета, технической поддержки компьютерной сети, уборки офисов, транспортных услуг. Также на аутсорсинг зачастую отдают полное ведение кадрового делопроизводства.

Повторим, что такое аутстаффинг

Часто можно услышать, что аутстаффинг — это вывод уже существующих сотрудников компании за штат и их трудоустройство в аутстаффинговую фирму с последующим предоставлением обратно. Однако в чистом виде такой процесс противоречит существующему законодательству РФ и пока что не может полноценно применяться в российских организациях.

Аутстаффинг в его российской интерпретации можно сравнить с предоставлением персонала. Главное — не путайте его с услугой подбора персонала.

В чем разница?

По факту получается, что в обоих случаях происходит своего рода предоставление персонала. Так в чем же тогда различие между аутсорсингом и аутстаффингом?

— Аутсорсинг подразумевает, что заказчик отдает внештатным сотрудникам выполнение какого-либо процесса и ждет от них определенный результат. Работа персонала прозрачна для клиента, и его в большинстве случаев интересует не то, как исполнитель выполняет свои обязанности, а какой результат он в итоге предоставляет.

Например, вы заключаете с аутсорсинговой компанией договор на уборку офисов и вам важно, чтобы каждое утро были чистые полы, выкинут мусор и на поверхностях не было пыли. Компания-исполнитель сама оценивает ситуацию и принимает решение, что каждый день к 8 утра в ваш офис будут приходить два клинера: один будет мыть полы, а другой протирать пыль и выкидывать мусор. К началу каждого рабочего дня офис будет чистый. Если вам понадобится еще и помыть окна, то вы обратитесь в аутсорсинговую компанию с новой задачей, а они, в свою очередь, сами решат, когда именно и с какими ресурсами это сделать.

— Аутстаффинг же подразумевает, что клиенту предоставляется определенный персонал на оговоренное время. Заказчик сам определяет, как организовать работу предоставленного ему персонала.

Например, вы заключаете с аутстаффинговой компанией договор на предоставление двух уборщиц, которые должны будут выходить на работу каждый день с 9 до 18. На протяжении их рабочего времени они должны будут выполнять ваши поручения по уборке: протирать пыль, мыть полы и выкидывать мусор по мере его накопления. Если вам понадобится помыть окна, вы сами назначите это предоставленным уборщицам: объясните, какие окна следует вымыть, к какому времени должно быть готово, когда лучше это сделать и т.д.

Таким образом, при аутсорсинге компания-исполнитель отвечает за результат работы своих людей и сама распределяет ресурсы для достижения этого результата; а при аутстаффинге исполнителю важно предоставить заказчику персонал в нужном количестве и на определенный срок, но учитывается только отработанное время, а не результат.

Выводы

Какой вид кадровой оптимизации использовать — решать вам. Для любого бизнеса можно подобрать то решение, которое наилучшим образом учтет специфику компании и упростит выполнение важных процессов и задач.

А вы знали, что.

Подробнее читайте в этой статье.

На бесплатной индивидуальной консультации специалисты Lexintel подробно расскажут о каждой услуге и помогут выбрать наиболее подходящую.

Уменьшить налоги компании

Согласны ли вы с тем, что для достижения положительного результата в бизнесе, каждый процесс без исключения, должен быть выполнен уполномоченными профессионалами в определенной сфере? Но в то же время, содержание узкоспециализированной команды специалистов для выполнения каждого процесса — удовольствие не из дешевых.

Если вы и ваша компания заинтересованы минимизировать риски и расходы на процессы производства, которые не относятся к основной специфике и направлению, а являются лишь сопутствующими - данная статья будет вам полезна.

Еще одна проблема, с которой сталкивается каждый владелец бизнеса, это уменьшение налогов и оптимизация затрат на содержание персонала.

Решение данных задач уже давно нашли специалисты на западе. Там никого не удивишь терминами аутсорсинг и аутстаффинг, различие и преимущества которых вы узнаете из данной статьи.

Аутсорсинг и аутстаффинг – оба понятия обозначают особый вид взаимоотношений между компанией и сотрудниками вне основного рабочего штата, которые играют немаловажную роль в развитии организации и выполнении отдельных процессов.

Для того, чтобы разобраться чем эти услуги отличаются, давайте рассмотрим их каждую по отдельности.

Что такое аутсорсинг в компании

В чем разница между аутстаффингом и аутсорсингом

Проще говоря, эта технология кадрового менеджмента позволяет вам, без необходимости контролирования самого процесса, получать качественно выполненную работу в указанный вами срок.

Отличительной чертой этой услуги от аренды персонала и лизинга является наличие самого бизнес-процесса и профессиональное сопровождение, подтвержденное составленным договором.

Существует два основных понятия – аутсорсинг персонала и бизнес-процессов. Первый вид — это передача обязанностей определенных отделов предприятия (например бухгалтерского отдела, отдела кадров, услуг по обслуживанию компьютерной техники) исполнителям из компании-провайдера.

В то же время, аутсорсинг бизнес-процессов это самая глубокая форма услуги, которая подразумевает длительные и тесные взаимоотношения между клиентом и аутсорсером. Данный вид сотрудничества предполагает передачу исполнителю не отдельно взятую задачу, а целый сегмент внутри своего бизнеса. В отличие от аутсорсинга персонала может не ограничиваться по времени и фиксированному бюджету.

Кроме того, услуга помогает решить следующие задачи вашего бизнеса:

  • Поиск и подбор персонала на определенный срок для выполнения поставленных задач.
  • Управление персоналом.
  • Ведение полной отчетности, кадровых процедур и делопроизводства предприятия.
  • Подсчет заработной платы, налогов и взносов
  • Подготовки документации и необходимой отчетности для контролирующих органов
  • Учет кадровой документации.


В каких же ситуациях вам будет выгодно использовать аутсорсинг вместо обычного найма на работу?

Привлечение внешних трудовых ресурсов будет удобно использовать при необходимости в персонале на относительно короткий период, например, для сезонных работ. Вы сможете заполучить на конкретный промежуток времени команду высококвалифицированных специалистов, что поможет сократить затраты на содержание персонала.

К этой услуге также прибегают при нехватке квалифицированных сотрудников и в том случае, когда учреждение не может себе позволить расширения штата. Ведь чем больше сотрудников работает в организации – тем больше налоги. И зачастую, увеличение постоянного количества работников приводит только к большим затратам и нагрузкам на бухгалтерские отделы.

Кроме того, у вас пропадет необходимость содержать огромный штат по работе с персоналом. Все вопросы по работе с кадрами, включая налоги, решает компания – аутсорсер. Вы получите высокие результаты от бизнес-процесса не заботясь об условиях труда, рабочих местах, контроле и рисках связанных с выполнением поставленной задачи.


Что такое аутстаффинг?

Отличия аутстаффинга и аутсорсинга

Под аутстаффингом понимают формальное увольнение сотрудников и одновременное принятие в штат аутстаффинговой компании. При этом рабочее место и обязанности не меняются. С юридической точки зрения, работник будет состоять в штате аутстаффера, но продолжит выполнять указания своего прежнего руководства.

Аутстафферы предоставляют своему заказчику следующий перечень услуг:

  • Перевод персонала из штата заказчика в свой штат.
  • Заключение трудового договора с работником.
  • Ведение полной отчетности по сотрудникам.
  • Своевременная оплата труда.
  • Надзор за соблюдением налогового и трудового законодательства.
  • Аттестация рабочих мест.
  • Инструктаж по технике безопасности на производстве.
  • Проведение медосмотра.
  • Открытие зарплатного проекта и начисление налогов.
  • Расчеты по нетрудоспособности.
  • Оформление больничных листов и командировочных затрат.
  • Решение конфликтных и спорных ситуаций с персоналом.

Вывод персонала за штат будет полезен при необходимости сокращения штатных единиц без потери квалифицированных и опытных кадров. Данная процедура поможет вашей организации уменьшить нагрузку на кадровые службы и бухгалтерию на 13-17%.

Наш многолетний опыт работы с различными компаниями и организациями показывает, что аутстаффинг, в среднем, минимизирует налоговые затраты на 20% благодаря сокращению кадровых служб и отсутствию штрафов со стороны контроля государственных структур по персоналу.

Внештатный кадровый менеджмент предоставляет компании-заказчику юридическую защищенность в решении вопросов персонала. При этом все риски связанные с работниками переходят на компанию-аутстаффера, которая является юридическим работодателем. Например спорные ситуации с ФМС, либо несчастные случаи на производстве, включая летальный исход.

Кроме того, аутстаффинг поможет любой компании динамично развиваться в регионах, при этом не открывая там свои представительства и филиалы.


Так в чем же разница?

Таким образом, анализируя эти управленческие технологии, отличия между ними заключаются в том, что аутсорсинг это передача подрядчику полномочий по выполнению определенного бизнес-процесса, а аутстаффинг – оформление персонала в штат подрядчика.

При аутсорсинге, подрядчик ищет для компании заказчика работников и оформляет их в собственный штат, а при выводе за штат, подрядчик оформляет в свой штат сотрудников предприятия–заказчика.

Подведем итоги:

Если вам необходимо быстро найти квалифицированный персонал, решить ряд бизнес задач в другом регионе либо не по вашему профилю - смело используйте услугу “Аутсорсинг”.

Если у вас уже есть штат сотрудников и вам нужно сократить налоговые расходы либо затраты на бухгалтерию и кадровую службу, воспользуйтесь услугой “Аутстаффинг”.

Кроме того услуга аутстаффинга позволяет абсолютно легально оформить иностранный персонал и навсегда забыть о проверках соответствующих структур.

Итак, давайте разберемся, что к чему, базируясь на наших знаниях об IT-сфере и IT-рынке.

Я имел удовольствие работать в нескольких компаниях, в том числе, в стартапах, в очень маленьких частных IT-аутсорсерах и на крупных предприятиях с десятками тысяч человек на борту.

Играя разные роли на разных уровнях, я сталкивался с множеством особенностей, которые диктуют принципиальные различия между аутстаффингом, аутсорсингом и управляемыми услугами

Давайте посмотрим на сводную таблицу, а позже пройдемся по каждой категории.

Это вид сотрудничества наиболее прост для понимания. Клиент испытывает нехватку рабочей силы и нуждается в большем количестве сотрудников для выполнения работы. Задача клиента — увеличить производительность команды. Поэтому клиент нанимает сотрудников из офшорной компании для ускорения процесса разработки.

Менеджмент

Менеджмент осуществляется клиентом. Команда просто перенимает существующую методологию, процессы, инструменты мониторинга и подход к коммуникации. Репозитории, среды и средства автоматизации обычно находятся на стороне клиента или управляются клиентом.

Ответственность за качество

Поставщик пополняет существующую команду клиента своими сотрудниками. Ответственность за сроки, качество и бюджет несет менеджер. А менеджер — сотрудник компании клиента.

Доход

Источник дохода

Ключ к получению большего дохода в области аутстаффинга — продажа большего количества часов. Например, имея больше людей в наличии.

Чем больше людей, тем больше денег.

Источник дохода — трудовые ресурсы.

Аутсорсинг — передача одной из бизнес-функций стороннему провайдеру. Компания может передать на аутсорсинг свое производство, бухгалтерский учет, разработку, тестирование, поддержку или центр обработки звонков и т. д.

Говоря об IT, разработка, тестирование, управление продуктом, техническое обслуживание и поддержка могут быть переданы на аутсорсинг как отдельные услуги или как интегрированная функция разработки ПО.

Управление

Управление аутсорс проектом может иметь сложную структуру. Как правило, частично управление осуществляется на стороне клиента (управление продуктами, программами), а частично — на стороне поставщика (менеджер проекта, тимлид, Proxy Product Owner).

Ответственность за качество

В зависимости от структуры менеджмента, поставщик берет на себя ответственность за качество выполнения отданной на аутсорсинг функции. Для измерения качества и результатов применяются стандарты качества и формализованные методики разработки. Наличие управленческих функций позволяет компании-поставщику применять стандарты и метрики и осуществлять контроль над ними. Это также влечет за собой обязательство соблюдать стандарты и выполнять KPI.

Доход

Другими словами, при правильном подходе, для заказчика не будет разницы, если разработчик Иван выйдет из проекта, а QA-специалист Петр автоматизирует свои тесты. Пока команда разработчиков обеспечивает результаты, которые она должна обеспечивать, никого не волнует, как это делается.

Источник дохода — операционное совершенство.

PDS означает, прежде всего, изменение мышления. Зрелые компании понимают, что кроме выполнения технических заданий, они могут предоставить свои знания, опыт и консультацию. Происходит эволюция от исполнителей к мыслителям, а затем — к технологическим партнерам клиента. Эволюция к тому, чтобы быть ответственным за продукт, а не только за часы.

Управление

Чтобы иметь возможность предоставлять услуги по разработке продуктов (PDS), компания-поставщик должна наработать опыт и знания в области бизнес-анализа, управления проектами, управления продуктами (Product Ownership) и знание отраслей (domains), в которых работают клиенты.

Поэтому на PDS проектах, как правило, есть роли Проектного менеджера, Владельца продукта (Product Owner), Архитектора, Руководителей направлений (QA Lead, DevOps Lead и т. д.). В некоторых случаях эти роли могут дополнять или зеркально отображать соответствующие роли на стороне клиента. В других случаях эти роли позиционируют как роли со стороны поставщика, заказчик только формулирует бизнес-задачу. Вендор сам превращает ее в требования, помогает с анализом рынка, строит архитектуру, процесс разработки и контроля качества и т. д.

Кроме того, компания получает возможность создавать центры компетенций и доменные практики. Люди в них могут работать не в рамках конкретного проекта или группы проектов. Основная задача практик и центров компетенции — приобретать и развивать знания в конкретных областях. Например, медицина, автомобилестроение, электронная коммерция, банкинг (Health Care, Automotive, e-Commerce, Finance and Banking)

Это дает компании-поставщику гораздо больше свободы. Команды могут организовать удобные процессы, выбирать и адаптировать свои методологии.

Ответственность за качество

Когда управление продуктами (Product Management) и проектами (Project Management) осуществляется на стороне поставщика, это означает не только свободу, но и полную ответственность за поставку программного продукта включая соблюдение сроков, бюджетов и уровня качества. Таким образом, ответственность за качество лежит на поставщике.

Доход

В PDS-проектах компания по-прежнему зарабатывает больше денег, имея больше людей. Но это становится побочным эффектом. Источник дохода — интеллектуальный продукт. Он может принимать разные формы, например, более высокие почасовые тарифы (рейты) для инженеров с более высокой квалификацией и/или дополнительными знаниями в индустрии и бизнесе. Или в форме фаз и сервисов, генерирующих интеллектуальный продукт. Например, фазы проектирования (Solution Design), бизнес-анализа, аудита, а также сервисы разработки, тестирования, поддержки (support and maintenance).

Как правило, чем больше рисков и ответственности берет на себя поставщик, тем выше его прибыль.

Будучи IT-компанией, мы являемся поставщиком для наших клиентов, поставщиком IT-услуг. Существует классическая категоризация поставщиков.

Давайте на нее посмотрим.

(Commodity) Сырьевые, широкого потребления: для поставщиков, предоставляющих недорогие или легкодоступные продукты или услуги, которым легко найти альтернативу.

(Operational) Операционные поставщики: для поставщиков операционных продуктов и услуг. Эти взаимоотношения обычно регулируются младшим операционным руководством и предполагает нечастые, но регулярные контакты и оценку эффективности работы.

(Tactical) Тактические поставщики: для отношений, связанных со значительной коммерческой деятельностью и деловым взаимодействием. Эти отношения обычно регулируются руководителями среднего звена и предполагают регулярные контакты и оценку эффективности работы, часто включающие в себя программы усовершенствования.

(Strategic) Стратегические поставщики: для установления значимых партнерских отношений, в рамках которых топ менеждеры обмениваются конфиденциальной стратегической информацией в целях выполнения долгосрочных планов.

Занимаясь аутстаффингом, поставщик попадает в категорию Commodity — сырьевой поставщик, или поставщик продуктов / услуг широкого потребления. Серьезные риски отсутствуют, и альтернативы могут быть найдены и задействованы достаточно быстро. Аутсафинговая компания, по факту, покупает час работы у программиста и продает этот час со своей маржей клиенту.

Аутсорсинг-компания может быть и операционным, и тактическим поставщиком, в зависимости от уровня вовлечения (влияния) и важности для бизнеса клиента. Чем больше ответственности и рисков поставщик готов брать на себя, тем выше его важность и влияние на бизнес заказчика, тем ближе он к стратегическому партнерству.

Зрелые IT-компании стремятся внедрять PDS- и Managed Services-подходы, потому что стремятся достичь стратегического партнерства с клиентами, стать технологическими партнерами для бизнеса, а не поставщиками трудовых ресурсов.

Стоимость развития

Пребывание в категории commodity ограничивает цены (и, в свою очередь, заработную плату). Они не могут быть выше рыночной. Множество поставщиков аутстаффинга в погоне за максимальными доходами исчерпывают рынок труда и снижают критерии для входа в профессию. Именно это и происходит на украинском рынке труда в индустрии IТ.

Чтобы предоставлять услуги в качестве стратегического партнера, компания должна доказать, что способна понять клиента и внести более весомый вклад в успех бизнеса клиента, чем конкуренты. Это требует инвестиций:

В менеджмент— улучшать организационную и управленческую культуру. Инвестировать в обучение руководителей, изучение методологий и лучших практик (best practices).

В практики и компетенции — приобретение уникальных коммерчески привлекательных качеств (unique selling point) в виде группы людей, обладающих уникальным знаниями в отраслях, технологиях. Если бизнес клиента связан, допустим, с медициной, он предпочтет тех, кто знает специфику этой индустрии (особенности сертификации, существующие стандарты, государственный контроль и т. д.), тем кто просто хорошо и быстро пишет код.

Ценность развития

Лучше продажи, более крупные проекты, более интересные задачи, больше влияние, выше высокие зарплаты, интереснее проекты, комфортнее условия труда, гораздо больше места для профессионального роста практически в любом направлении.

Цена этому – принимать риски и нести ответственность за результат.

Надеюсь, вам понравилась статья. Полностью охватить такую широкую тему в одной статье непросто. Пожалуйста, поделитесь своим опытом, вопросами и комментариями. Обратная связь всегда вызывает интерес и мотивирует.

Читайте также: