Откуда взялся гранит на берегах невы кратко

Обновлено: 04.07.2024

"Одним из первых указов вступившей на российский престол Екатерины II учреждалась "Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". В задачу комиссии входило "привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние, которое соответствовало бы столице столь пространного государства".

К середине 18 века все самые большие и красивые здания столицы строились вдоль берегов Невы, сами же невские набережные по-прежнему оставались деревянными. Поэтому в первую очередь Комиссия занялась разработкой проекта облицовки набережных Невы камнем. Был издан специальный указ, в котором говорилось: "Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные". Общее руководство этими работами легло на плечи архитектора Ю. Фельтена. В 1762 году закончилось строительство Зимнего дворца, и первая каменная набережная была сооружена именно здесь. Затем строительство продолжилось вверх по течению Невы.

Далее, цитирую книгу "Набережные Невы", написанную в 1954 году В. И. Кочедамовым. http://www.russianlaw.net/files/art/kochedamov/nab_nevy_web.pdf
"Ни один из городов мира в XVIII и XIX веках не знал столь значительных градостроительных мероприятий по укреплению берегов рек и каналов, как Петербург. Наряду с набережными Невы возводятся гранитные берега Екатерининского (теперь Грибоедова) и Крюкова каналов, рек Фонтанки и Мойки, осуществляется облицовка гранитом стен Петропавловской крепости и т. д. Только за 25 лет, в 60–80-е годы XVIII столетия, было построено свыше 30 км гранитных набережных.

Для этого понадобилось расчистить русла рек, вырыть новые каналы, укрепить берега сотнями тысяч свай, уложить десятки тысяч кубических метров гранита и еще больше бутовой плиты. Объём работы и на сегодняшний день грандиозный! На стр. 27 вышеуказанной книги вы может увидеть схему укрепления берегов и вбитые сваи в разрезе.

В этой книге, как и во всей официальной истории, не упоминается о применении каких-либо механизмов, станков, оборудования, машин, технологий, транспортных средств, без которых построение гранитных набережных не представлялось бы технически возможным. Если упомянуть эти механизмы, станки и оборудование, то немедленно встаёт вопрос: а на какой энергии они все работали? А поскольку разглашение источников энергии было под строжайшим запретом, то есть никаких источников энергии в те времена официально не существовало, то логично, что имеханизмов, работающих на несуществующей энергии, тоже не существовало!

Открытым текстом говорится, что для построения гранитных набережных привлекались случайные , необученные, малограмотные крепостные, которые буквально вручную создали небережные, которые являются произведением искусства!

Художественные качества гранитной стенки набережной Невы на-
столько совершенны, что она воспринимается как выдающееся пла-
стическое произведение.
Тяжелый и плотный материал — гранит
приобрел искусные формы полукруглых спусков, причем сохраняется
ощущение большого веса сооружения и его надежной устойчивости,
с одной стороны, силе прибоя невской волны, с другой — напору
массы земли берега. Построенная во второй половине XVIII века, на-
бережная является одним из ранних памятников архитектуры русского
классицизма.
Набережная левого берега Невы сооружена из серого крупнозер-
нистого выборгского гранита. Высота стенки 3, 5 – 3, 6 м. Длина ее
вместе с мостами (Эрмитажным, Нижне-Лебяжьим и Прачечным) — 3
780 м (без Адмиралтейской набережной). Гранитный парапет разме-
ром 85 х 45 см. Примерно через каждые 125 м были расположены
спуски и съезды к воде. До нашего времени сохранилось 18 спусков и
3 съезда

Где находились каменоломни по добыче гранита для построения набережных в Санкт-Петербурге?
Книга даёт ответ на этот вопрос: "Близ Выборга были созданы специальные гранитные разработки."

"Вы́борг — город в России, административный центр Выборгского муниципального района Ленинградской области. Находится в 68 км к северо-западу от административной границы и в 122 км от исторического центра Санкт-Петербурга."(Википедия).

Добытый в выборгской каменоломне гранит надо было транспортировать до места строительства 122 км! Каким образом это происходило? На это официальная история ответит без запинки: конечно, запрягали лошадей!
Это сколько ж надо лошадей запрячь, чтобы в течение 20 лет доставляли необходимое для постройки 30 км. набережных количество гранита!
Железных дорог в те времена, согласно официальной истории, не существовало. Первая российская железная дорога была открыта только в 1837 году и соединяла Петербург и Царское Село.

Вот такую комичную фальшивую историю про набережные Санкт Петербурга преподносят нам официальные историки. Чтобы убедиться, насколько эта придуманная официальная история лжива и не имеет под собой никакой реальной почвы, давайте посмотрим, как в наше время добывается, транспортируются и обрабатываются гранитные блоки, чтобы убедиться в том, что вручную строить набережные невозможно!

Добыча гранита в карьерах:

Добыча и обработка гранита

Добыча натурального природного камня. Гранит, габбро.

Как добывают гранит

Посмотрите, как ведётся погрузка и выгрузка гранитных блоков, а заодно обратите внимание, на каких транспортных средствах ведётся их транспортировка.

Погрузка каменных блоков гранита, габбро.

Выгрузка гранитных блоков с помощью манипулятора

Какие механизмы существуют в наши дни для резки прямой и фигурной резки гранита:

Резка гранитных блоков

Обработка гранита и габбро в цеху.

Станок канатный для распиловки мраморных и гранитных блоков

Тросовик для фигурной и прямой резки камня

А вот так забивают сваи:

Забивка свай на пирс

Как мы видим, сочинения своры официальных историков не имеют абсолютно ничего общего с реальностью! Вот бы собрать вместе всех господ официальных историков и заставить их вместе построить хотя бы сотню метров набережной из гранита, чем они хуже тех крепостных?

Сегодня представить себе Санкт-Петербург без знаменитых гранитных набережных довольно затруднительно. Кажется, что они были здесь всегда, что волны Невы с давних времен бились о прочный надежный красноватый гранит. На самом деле, дела обстояли совсем по-другому.

Гранит

До середины XVIII века набережные оставались деревянными. Даже несмотря на то, что по берегам Невы уже строили роскошные дворцы и особняки, оформление реки оставляло желать лучшего. К тому же деревянные набережные были небезопасны: дерево при соприкосновении с водой быстро ветшало, к тому же процесс ускорялся непростым Петербургским климатом.

Начало перемен

В свою очередь первым масштабным проектом строительства стало оформление набережных камнем. После завершения строительства Зимнего дворца возле него появилась и первая каменная набережная города. А затем стали обновляться берега вверх по течению Невы.

Многолетние работы

Первоначально для облицовки использовался не гранит, а известняк. Но это — достаточно мягкий камень, который тоже относительно быстро приходил в негодность. Поэтому со временем мастера стали осваивать прочный и долговечный гранит.

Работа на набережных была непростой и небыстрой. Более двадцати лет берега Невы представляли собой строительную площадку. Первым делом болотистые берега нужно было укрепить с помощью свай. Затем все пространство между ними заполняли булыжниками и землей, а кое-где и вовсе приходилось достраивать берега (например, у Летнего Сада).

Даже в самом первом проекте берега делались высокими, чтобы защитить город от наводнений. После укрепления, наступало время облицовки камнем. Кстати, в камень одевалась не только Нева, но и малые реки и каналы, которые в те времена были важными транспортными путями Петербурга.

Откуда родом петербургский гранит?

В основном, гранит, который использовался и используется для отделки набережных, добывали на карельских и выборгских каменоломнях. Это, действительно, оптимальный вариант для отделки набережных, так как камень способен выстоять перед невзгодам погоды и природы, атаками вандалов и другими опасностями, которые поджидают набережные.

Правда, со временем ветшает даже этот прочный минерал. Поэтому и в наши дни то тут, то там можно увидеть, как реставрируют прекрасные набережные Петербурга, чтобы придать им пышный, сдержанный облик, украшающий Северную столицу.

Над набережными трудились архитекторы С. А. Волков, Ю. М. Фельтен, К. И. Росси, Ж.-Б. Валлен-Деламот. Первой облицевали Дворцовую набережную, от Зимнего дворца до Лебяжьей канавки; затем были отделаны Французская и Английская набережные.

О том, как начиналась облицовка, можно узнать из строительной ведомости 1767 года.

Пять пристаней или лестниц прежде полагались прямыми уступами с берега, но по высочайшему повелению сделаны овальной фигурою в Неву реку и по чистой работе обошлись дороже.

Через Фонтанную реку хотя прежде назначено было мосту быть каменному только с берегов, а в средине деревянному подъемному, но для прочности имеет быть весь каменный со сводами.

По берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был с железными решетками, но по вышеписанному же для прочности сделаны из морского тесаного камня панели.

Каменный берег хотя сначала тескою камня полагался против того как перед новым Зимним домом, но сделан тескою с лицевой стороны и в швах весьма чище.

Против 1-го сада на 130 саженях хотя сначала каменный берег полагался, уступя в Неву реку к концу Фонтанки на 5 сажен, но по усмотрению в практике для прямой линии 3-й дистанции (третьего участка строительства, от Фонтанки до Литейного дома. – Ред.) и чтобы в Фонтанку вода быстрее течение имела, уступлено до 25 сажен, и в глубине Невы реки с великим укреплением фундамент, а также берег в отделку почти приходит.

Размеры предлагаемого мною проекта превосходят принятые римлянами для их сооружений. Неужели побоимся мы сравниться с ними в великолепии? Под этим словом следует понимать не легковесность украшений, а величие форм, благородство пропорций и прочность материала. Это сооружение должно быть вечным.

Размер проекта по своей протяженности составляет 300 саженей и разделен десятью большими арками пролетом в 12 сажен, чтобы оставить свободный проход для спуска кораблей. Ныне существующие размеры и формы доков Адмиралтейства будут сохранены за исключением одного из последних корабельных спусков, который следовало бы отодвинуть ради сохранения симметрии плана и фасада. Один только гранит может придать величавый характер и обеспечить исключительное преимущество. Потому следует применять этот материал для всех частей сооружения, подвергающихся воздействию воздуха.

Пусть сооружение этой набережной станет эпохой, в которую мы восприняли систему древних, поскольку памятник этот в целом должен превзойти своим величием все, что было создано европейцами нашей эры.

Этот замысел остался неосуществленным, но его размах поражает: от Зимнего дворца до Исаакиевского наплавного моста, три ростральных колонны в память деяний Петра Великого и побед русского флота, малые колонны с фонарями.

Предлагались и другие проекты, а окончательный вид Адмиралтейская набережная приобрела лишь в 1879 году.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Третий урок: Дагобер. Карл Мартелл. Пипин Короткий. Карл Великий

Третий урок: Дагобер. Карл Мартелл. Пипин Короткий. Карл Великий Белое вино кассис придало блеска глазам Берюрье.— А после Хлодвига? — спрашивает он.Надо же, история интересует его всё больше.— После Хлодвига, Толстяк, в королевстве пошёл раскол. У Хлодвига было четверо

ВЕДОМОСТЬ НИКИТЫ ШАЛАУРОВА

ВЕДОМОСТЬ НИКИТЫ ШАЛАУРОВА Возле устья речки Вшивой Шалауров встретил людей, ехавших на собачьих нартах в Русское Устье. С этими попутчиками он прибыл на Индигирку, откуда перешел на Яну, а потом в ЯкутскТам Шалауров безуспешно хлопотал о выдаче муки, соли, вина и масла и

3. Иоанн VIII, папа, 872 г. — Смерть императора Людовика II. — Сыновья Людовика Немецкого и Карл Лысый ведут борьбу из-за обладания Италией. — Карл Лысый, император, 875 г. — Упадок императорской власти в Риме. — Карл Лысый, король Италии. — Германская партия в Риме. — Распущенность знати. — Формоз,

3. Иоанн VIII, папа, 872 г. — Смерть императора Людовика II. — Сыновья Людовика Немецкого и Карл Лысый ведут борьбу из-за обладания Италией. — Карл Лысый, император, 875 г. — Упадок императорской власти в Риме. — Карл Лысый, король Италии. — Германская партия в Риме. —

Зодчего Росси, улица

Зодчего Росси, улица 1832. В 1828–1834 годах от здания Александринского театра к Фонтанке была проложена новая улица, первоначально названная Новой Театральной. Название оказалось довольно удачным. И улица в Петербурге была новой, и функция, на нее возложенная, была важной. Она

Император Петр III Годы жизни 1728–1762 Годы правления 1761–1762

Император Петр III Годы жизни 1728–1762 Годы правления 1761–1762 Мать — старшая дочь Петра I Анна Петровна.Отец — герцог Голштейн-Готторпский Карл Фридрих, племянник Карла XII.Будущий российский император Петр III родился 10 февраля 1728 года в городе Киле, столице маленького

Ив Росси (Швейцария)

Ив Росси (Швейцария) Родился 27 августа 1959 г. в Швейцарии. Школу закончил в Лозанне. В возрасте 20 лет добровольно пошёл в авиационные войска. И вскоре ему как отличнику боевой подготовки предложили поступить в военное лётное училище.Через два года курсант Росси получил

Гранит науки и другие камушки

Гранит науки и другие камушки Честно признаюсь: я — гуманитарий с ног до головы и очень далек от науки и техники (лирик и совсем не физик). Но тем не менее книга обязывает организовать небольшую главу на научно-техническую тему.Что есть наука? Академик Лев Арцимович дал

Ведомость о числе рекрутов, поступивших в Морское ведомство в 1849–1855 годах[286]

Ведомость о числе рекрутов, поступивших в Морское ведомство в 1849–1855 годах[286] Рекрутские наборы Русские Поляки Евреи Всего 1849 2430 1000 — 3430 1850 2000 270 — 2270 1851 1500 500 200 2200 1852 1000 500 — 1500 1853 2000 250 50 2300 1854 (1-й набор) 1750 — — 1750 1854 (2-й набор) 2000 250 75 2325 1854 (3-й набор) 3800 — — 3800 1855

Ведомость Никиты Шалаурова

Ведомость Никиты Шалаурова Возле устья речки Вшивой Шалауров встретил людей, ехавших на собачьих нартах в Русское Устье. С этими попутчиками он прибыл на Индигирку, откуда перешел на Яну, а потом в Якутск.Там Шалауров безуспешно хлопотал о выдаче муки, соли, вина и масла и

Император Петр III Годы жизни 1728–1762 Годы правления 1761–1762

Император Петр III Годы жизни 1728–1762 Годы правления 1761–1762 Мать — старшая дочь Петра I Анна Петровна.Отец — герцог Голштейн-Готторпский Карл Фридрих, племянник Карла XII.Будущий российский император Петр III родился 10 февраля 1728 года в городе Киле, столице маленького

НАША ПАРТИЯ ТВЕРДА, КАК ГРАНИТ


Автор приводит данные по основному камню Петербурга - гранитным карьерам, минералогическому составу гранита-рапакиви, из которого сделаны монументальные циклопические колонны города на Неве. И снова официальная версия не может ответить на самые простые вопросы.

Суханов довел способ ломания граниту до черезвычайной простоты и легкости. Вероятно, петербургские жители не преминут воспользоваться сим важным открытием и столица наша превратится в скорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создали град сей.

Петербург строился всего-то за несколько сотен лет до нас. Наши родственники четыре поколения назад могли участвовать в начальном этапе строительства Исаакиевского Собора. Это происходило при жизни Пушкина в очень хорошо задокументированный период. В те годы написаны горы научной и художественной литературы на современном языке. Но почему нет ни слова об инструментах и способе изготовления идеальных колонн из гранита? Нет ни документов, ни устных знаний у камнетесов следующих поколений.

Официальные документы изображают процесс транспортировки колонн из карьера на строящийся объект так: монолиты якобы грузили на плоскодонные баржи и затем многотонный цилиндр якобы скатывается на берег по тонким доскам.

Давайте ещё раз посмотрим на официальные картины логистики гранитных заготовок.

1. Перевозка гранитных блоков на специальных баржах. Гравюра Карла Фридриха Сабата:


2. Выгрузка двух колонн около Адмиралтейства – литография по оригиналу Монферрана:


(кстати, длина изображённой колонны не 17 официальных метров, а около 1.8х7 = 12 плюс минус 2 метра на неточность оценки):


3. Установка 1-й колонны северного портика. Литография с тоном. Бишбуа, В.Адам, по оригиналу О. Монферрана:


и, наконец, 4. оригинальная акварель самого Монферрана 1824 года – выгрузка колонны для Исаакиевского собора:






Вот смотришь на эти рисунки и понимаешь: рисовать - не гранит ворочать.

Могут ли эти рисунки отражать действительность тех лет? Нужны ли какие-то высоконаучные анализы, чтобы понять, что такая логистика гранитных блоков весом 600, да и 114 тонн (для Исаакия) не выдерживает никакой критики?

Тем не менее, для специалистов-караблестроителей и связанных с ними специальностей, которые захотят поучавствовать в оценке и достоверности специальных транспортных судов, приведём цитату Монферрана:

Были приняты все меры к тому, чтобы 5 июля 1832 г. судно бросило якорь у Пютерлакского карьера.

Подрядчик Яковлев, которому была поручена операция погрузки и выгрузки колонны, приступил к работе, располагая четырьмястами человек. Для осуществления погрузки колонны я распорядился выстроить мол, выдающийся в море на 30 сажен. Мол был сооружен из осколков гранита, отколовшихся при разработке скал. Заканчивался он портом длиною в 105 футов, шириною в 80. Сооружение это состояло из поставленного на сваи сруба, брусья которого, скрещиваясь, создавали подобие клеток; клетки эти заполнялись гранитом.

Сверху клетки перекрывались брусьями на близком расстоянии, а поверх брусьев укладывались доски в два слоя, что составляло мостовую порта, у окончания которого был выстроен поперек него выдающийся в море мол. Это создавало фарватер для судна. На молу были установлены кабестаны для погрузки колонны.

Мол, как и порт, имел 106 футов длины. Что же касается фарватера, то он был только 44-х футов ширины, чтобы создать устойчивость судна во время погрузки.

Чистка фарватера производилась двумя бригадами, работавшими посменно день и ночь. Этот форсированный темп расчистки дна был предпринят во избежание задержки работ.

Чтобы получить 10 футов глубины, необходимой для погрузки, потребовалось извлечь со дна два фута глины чрезвычайной плотности.

Хотя для доставки на судно колонны с места ее разработки приходилось преодолеть расстояние всего в 300 футов по прямой дороге, бесконечные шероховатости и неровности скалы по всему пути следования чрезвычайно затрудняли эту процедуру. Пришлось взрывать их на всей протяженности в 300 футов, а после расчистки от щебня уложить путь балками, положенными одна к другой.

Спуск колонны к молу начали еще до окончания нижнего участка пути, причем пришлось орудовать восемью кабестанами, так как, ввиду разности диаметров оконечностей колонны, она при спуске все время принимала диагональное направление. А исходя из того, что для правильности погрузки требовалось соблюдение абсолютной параллельности груза на краю причала, приходилось во все время пути следования колонны неоднократно поворачивать ее для восстановления параллели. Эта процедура поворота осуществлялась при посредстве мощного клина, оправленного железом, который через каждые 12 футов возвращал отклонившуюся в сторону колонну. Между клином и колонной попеременно помещали одну за другой доски, натертые мылом. Шесть кабестанов при помощи полиспастов тащили колонну вперед, в то время как два других, помещенных сзади, удерживали ее от вращения.

После двух недель упорного труда добились наконец того, что колонна покоилась на краю мола…

Кстати, любопытно, что карьеров адекватных размеров с учётом тотальной "гранитизации" Петербурга в окрестности нет.

Пользователь под ником piligrim ]]> ]]> побывал на месте ]]> ]]> , которое сейчас считается заброшенным Питерлюксовским карьером, он сейчас находится в Финляндии - ни объёмы разработки, ни характер самого гранита не сильно подходят под источник гранита для колонн Петербурга. Нет следов "мола, выдающегося в море на 30 сажен".






А сам Монфферан по этому поводу написал очень смешные вещи:

. было бы заблуждением считать, что гранитные колоссы, обелиски и прочие египетские монолиты выломаны из сердцевины горных массивов. Только за исключением некоторых мест на юге Суаны египтяне во избежание больших затрат, связанных с этими работами, довольствовались выбором гранита среди отстоящих скал, рассеянных по стране, форма и размеры которых соответствовали каждому данному случаю.
Точно так же поступают современные подрядчики, которым поручено снабжение гранитом.

Этим и объясняется незначительное количество следов гранитных разработок в Финляндии по сравнению с громадным количеством потребления его в Петербурге.

Как бы там ни было, если знаменитый монолитный храм в Саисе был создан из единого блока гранитных скал, идущих вдоль берега Нила, близ Элефантианы, если огромная скала, служащая пьедесталом статуи Петра Великого, с трудом была извлечена из топи болот, где она была погребена в течение многих столетий, то эти скалы нисколько не значительней, чем та скала, из которой впоследствии был вырезан монолит Александрийской колонны.

Ну то есть шли мужики мимо, увидели подходящий кусок, взяли-подняли-принесли-установили-отполировали и вот оно, великолепие Петербурга во всей красе.

Набережные Невы, Мойки, канала Грибоедова (Екатерининский канал), Фонтанки - всё это было одето в гранит именно во время Екатерины Второй. Например, напротив Мраморного (Константиновского) Дворца того же Ринальди, на набережной есть пристань, там на камне выбита дата 1776 год.

70-80-е годы XVIII века и считаются годами, когда Петербург стал не просто каменным, а гранитным. Гранит использвался десятками, если не сотнями тысяч кубометров . Известно, например, из указа 1768 года об основании Рускеальского мраморного карьера, хотя мрамора использовалось гораздо меньше, чем гранита, но нет ни указа, ни распоряжения по созданию Питерлюксовского карьера - основного источника гранита по официальной версии.

В Имбилахте при одном утесистом береге находится гора из хорошаго, крепкаго, серокраснаго гранита. В низу сея горы находится великое множество отпадших от нее квадратных и продолговатых кусков длиною до 3 аршин [около 2,1 метра], которые столь прямы и гладки, как будто бы нарочно были вырублены для какого употребления. Чудно, что подрядчики ставящие камни не нашли сея горы. Да и целую гору с малыми издержками можно бы разломать, по тому что есть на ней совершенно прямыя глубокия разселины.

Несколько слов о традицинной уже в среде альтернативщиков полемике литья или монолита колонн.

Почему я считаю, что это не литьё? Дело в том, что минералогический состав гранита-рапакиви, из которого сделаны колонны Исаакиевского собора, хорошо известнен. Он состоит из крупных (до 5 см) округлых, так называемых овоидальных, или яйцевидных, выделений розового полевого шпата — ортоклаза, обросших белой оболочкой другого полевого шпата — олигоклаза. Эти овоиды переполняют породу и сцементированы среднезернистой массой из розовых и белых полевых шпатов, серо-черного кварца, зелено-черной слюды и роговой обманки такого же, как у слюды, цвета.


При такой сложной и неоднородной структуре, которая хорошо изучена минералогами, если мы предполагаем технологии литья, то они должны создавать 100%-копию природного материала, с яйцевидными включениями, кристалами разной зернистости и кристаллизацией после отливки, которая к тому же как-бы режет яйцевидные включения пополам.

Ещё один довод против подобной технологии - на одной из колонн видны следы состыковки двух частей, видимо первоначальной высоты колонны не хватало, либо колонна была повреждена. Подобная доделка в случае литья совершенно не имеет смысла, так как никто не мешает отлить колонну до конца.

Читайте также: