Откуда есть пошла земля русская кратко

Обновлено: 30.06.2024

Обращаясь к подобным источникам, мы заранее обрекаем себя на изучение русской истории в лучшем случае со времени основания Киева. И при этом видим, что дохристианская история и вера монахами-летописцами описывается кратко и крайне неохотно.

Сама же Русь, согласно ведической традиции, рождалась после исхода славяно-арийских родов с Урала, Индии и Ирана за тысячи лет до основания Киева-на-Днепре и Крещения Руси.

Русь рождалась в славяно-арийском море народов, живших в разные эпохи в землях от Урала и Алтая до Балкан, от Волги до Черного и Балтийского морей. И русами звали потомков русалки Роси (так в древности называли Волгу) . Русы славили Рось и супруга ее Солнце-царя Дажьбога, а также их сына бога Солнца и первого пращура Яра (Ария) . Они родили Русь, и они всегда оберегали Русь от бед.

Земля ниоткуда не пошла, она тут уже и была, а вот Восточные славяне на ней поселились и понеслась вся эппопея истории.

Чем доказывается, что государство на Руси построили норманны

Древнескандинавские амулеты, найденные на территории России

Норманны и славяне в IX в. находились примерно на одном уровне социального и культурного развития. Поэтому норманны не могли принести славянам более высокой культуры. И это подтверждается тем, что уже через несколько поколений потомки Рюрика полностью восприняли славянскую культуру, стали носить славянские имена, попросту культурно ассимилировались среди славян. То есть, хотя сама по себе русская государственность была заложена вождями-норманнами, культура Древней Руси является полностью самобытной, и норманны не оказали на нее практически никакого влияния.

кто основал древнюю русь

Викинги — норманнские воины

Научный поиск и стремление к объективности при­вели ученых историков к новому взгляду на возникно­вение славянской государственности на Руси — как на процесс, который шел по двум взаимосвязанным путям. Первый путь —с Дуная, через Карпаты на Днепр, объединивший поднепровское славянство (полян, древлян, словен, северян) вокруг Киева. Такой точки придерживались С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, считавшие придунайские земли той местностью, откуда началось расселение славян по Европе. Второй путь — из южной Балтики (северная Польша, северная Германия, Шлезвинг) к Волхову и Ладоге, объединивший северо-западное славянство (кривичей, родимичей, вятичей, дреговичей) вокруг Новгорода. Взаимообогащение этих двух традиций и создало то, что позднее историки назвали Древней Русью. Абсолютизация одного или другого миграционного потока в силу современных политических коллизий ничего общего с наукой не имеет.

Итак, попытаемся воссоздать этническую карту полутор а двухтысячелетней давности.

На обширных просторах Восточно-Европейской рав­нины жили племена различного происхождения. Современная наука делит все народы, в зависимости от того, па каких языках они говорят на языковые семьи, а семьи па группы. Славянская группа относится к индоевропейской семье, включающая также романскую, германскую, балтийскую и иранские группы.

Одни историки полагают, что еще в 1-м тысяч, до н. э. на территории Восточной Европы проживали славянские племена. Некоторые ученые отождествляют со славянами скифов. Но это мнение вызывает возражения, поскольку скифы принадлежат к иранской языковой группе. Об этом же свидетельствует множества неславянских названий, особенно среди гидронимов (название рек и водоемов): кажущиеся сегодня вполне русскими названия Дон, Днепр, Днестр — иранского происхождения.

Славяне, относясь к индоевропейской семье, были вовлечены в водоворот Великого переселения народов III—VII вв. н. э. Формирование славянской общности не являлось изолированным процессом и сопровождалось этнической и полиэтнической консолидацией. Этому способствовали и особенности русской колонизации, которая носила характер проникновения, освоения, а не завоевания, и тем самым весьма мало походила на экспансию тевтонских рыцарей, католических, а затем лютеранских миссионеров. Продвигаясь на северо-восток, славяне встретились с угро-финнскими и балтским населением, проживавшим здесь ранее. Постепенное соседство, обмен опытом, заимствование достижений привели к ославяниванию значительной части коренного населения, к взаимной ассимиляции. Славянизация древнего балтского и финно-угорского населения Восточной Европы была заметным фактором в формировании древнерусской народности.

На этот процесс влияние оказали и отношения (которые трудно назвать мирными) славян с их ближайшими соседями: племенами тюркской группы (алтайская языковая семья), хазарами, а также варягами. Постоянные столкновения с кочевниками оказывали значительное влияние на образование нового этноса и являлись тем историческим рефреном, который на столетия определял судьбу восточного славянства.

Через индоевропейские древности, создание родоплеменных структур, образование мощных союзов племен, а затем и первых государств на огромных территориях от Атлантики до Урала, прошли и нынешние европейские народы, включая народы нашей страны.


Датчане вторгаются в Англию. Иллюстрация из жития святого Эдмунда. XII век © Bridgeman Images / Fotodom

Скандинавы и восточные славяне в эпоху викингов. Рождение Руси

Славяне и германцы говорят на родственных языках, относящихся к индоевропейской языковой семье. Носители северогерманских (скандинавских) языков с глубокой древности жили на севере современной Дании и в южной части Швеции и Норвегии. Они были хорошими корабелами и воинами. В VIII веке началась колонизационная экспансия скандинавов, шедшая в основном по побережьям Балтийского и Северного морей, в том числе в Прибалтику, Исландию, Великобританию, Ирландию, Нормандию. Одним из важных направлений стала территория Восточно-Европейской равнины, по многочисленным рекам которой был открыт путь к богатствам Византии и Арабского халифата.





Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Viking Ship Museum, Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Viking Ship Museum, Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway


Призвание варягов

Ярослав Мудрый и его скандинавские потомки

В чем же историческое зерно, из которого была выращена легенда о призвании? С VIII века на землях, населенных восточными славянами, появляются скандинавские воины, купцы и ремесленники, а в IX веке власть над этими территориями попадает в руки скандинавской княжеской династии Рюриковичей. К XI веку сказание об этих важнейших исторических событиях под влиянием многочисленных образцов обретает форму легенды о призвании варягов, донесенной до нас летописцем.


Голова викинга © National Historical Museum, Stockholm / Fotodom


Маска с телеги, обнаруженной на Осебергском корабле. Норвегия, IX век © Viking Ship Museum, Bygdoy / Fotodom

Варяги

Внешняя торговля и ее обеспечение, в том числе и в качестве транзитного центра, действительно была едва ли не главным стержнем существования Киевской Руси. Вдоль всего Восточного пути располагались деревни, обитатели которых занимались исключительно изготовлением и поставкой необходимой для судоходства продукции.

Скандинавские имена русских князей


Фигура в виде звериной головы, найденная вместе с Осебергским кораблем. IX век © Museum of Cultural History, University of Oslo


Позолоченная медная пластина, изображающая датских солдат на корабле под командованием Вальдемара Великого. Дания, XII–XIII века © De Agostini Picture Library / A. Dagli Orti / Bridgeman Images / Fotodom

Браки

Амулеты
с молотом Тора

Вероятно, много браков русских со скандинавами, династических и нединастических, было заключено в конце X — первой половине XI века. Потом Рюриковичи стали проявлять больший интерес к другим странам, но уже в первой половине XII века Мстислав Владимирович Великий (во всех иностранных источниках известный как Харальд) двух своих дочек выдает замуж в Скандинавию. Одна из них даже стала матерью знаменитого датского короля Вальдемара I Великого, причем имя Вальдемар (= Владимир) появилось тоже не случайно: по-видимому, рожать она вернулась на Русь и назвала младенца в честь прадеда, Владимира Мономаха. Не исключено, что произошло это потому, что, пока она была на Руси, отца ребенка убили, и Мстиславна связывала дальнейшую судьбу сына с Русью, а не с Данией.

В 1054 году произошло разделение церквей, но заключению династических браков появление схизмы не помешало — отчасти потому, что сам факт разделения церквей люди игнорировали еще очень долго, по-видимому, вплоть до конца XII века. И хотя в древнерусских источниках сохранился, например, призыв иерарха церкви к русским князьям не жениться на латинянках и вообще на иностранках, этот призыв явно остался неуслышанным.

Откуда у Руси и Скандинавии такая близкая связь? Она во многом обусловлена географией: в каком-то смысле это как жениться на женщине из соседней деревни. Впоследствии эти связи сами по себе становятся системообразующим признаком: Русь, постепенно отдаляясь от Скандинавии культурно и политически, долгое время сохраняла с ней отношения. У многих русских правителей там была родня, пусть и все более и более дальняя.


Корабли Вильгельма Завоевателя. Фрагмент гобелена из Байё. Франция, XI век © Wikimedia Commons

Скандинавские короли при дворе русских князей

Наибольший наплыв выходцев из Скандинавии на Русь приходится
на IX–XI века. Скандинавами были первые русские князья Рюрик, Олег, Игорь. Тысячи скандинавов окружали их. Одни из них возвращались на родину, другие оставались навсегда на Руси, третьи уезжали искать денег и славы в более дальние края — в первую очередь в Византию, где в конце X века появился корпус варангов — воинов-наемников преимущественно скандинавского происхождения.

Русские, шведские, исландские источники сообщают о регулярном присутствии скандинавов на Руси, в том числе и многих представителей скандинавских правящих династий. Среди них были будущий норвежский конунг То есть король. Олав Трюггвасон, креститель Норвегии конунг Олав Харальдссон (Святой), его сын Магнус Олавссон — будущий конунг Магнус Добрый.


Фракийская женщина убивает варяга. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. XII–XIII века © Biblioteca Nacional de España

Женой Ярослава Мудрого и матерью большинства его детей была Ингигерд, дочь шведского конунга Олава. Их свадьба состоялась около 1019 года, и нельзя сомневаться, что многочисленные шведы находились при дворе Ярослава на протяжении всех лет его правления. Один из родственников Ингигерд, Ингвар, вероятно, участвовал в походе Владимира Ярославича, старшего сына Ярослава и Ингигерд, на греков в 1043 году. Вокруг Стокгольма установлено более 40 каменных стел с руническими надписями по воинам, погибшим в походах Ингвара, которым посвящена и отдельная исландская сага. Тесно связана с Русью судьба Харальда Сурового. Будущий правитель Норвегии бежал к Ярославу в 1030 году после битвы, в которой погиб его единоутробный брат Олав Харальдссон, затем много лет служил Ярославу и византийским императорам, женился на дочери Ярослава и Ингигерд Елизавете и вернулся в Норвегию только в 1046 году, где его племянник Магнус Добрый сделал его соправителем. В 1066 году Харальд погиб в Англии, на завоевание которой отправился.

Скандинавы в народе: руны и имена

Нам куда больше известно о династических русско-скандинавских связях, чем о том, как далеко простиралось скандинавское влияние на жизнь Руси X века, но, по всей видимости, скандинавы составляли вполне обыденную часть русского пейзажа. Очень многие варяги, послужив в Византии, возвращались на родину через Русь, некоторые оседали здесь навсегда. Из летописей известно, сколь много скандинавских наемников было при дворе Ярослава Мудрого. Иногда они начинали бесчинствовать, что вызывало естественную неприязнь коренного населения: из летописей известно о восстаниях горожан против варягов. Если судить по именам, которые встречаются за пределами княжеской династии, на Руси осело заметное количество скандинавов: явно скандинавские по происхождению имена встречаются в берестяных грамотах, известны новгородцы с типично скандинавскими именами Свень (Sveinn) или Якун (Hákon), они явно не звучали как нечто экзотическое для их современников.

В чем-то еще более показательно число рунических надписей, которые мы находим на территории Руси. Например, известно пряслице XII века, на котором рунами выцарапано скандинавское имя Сигрид (очевидно, имя хозяйки этой части ткацкого станка). Значило ли это, что скандинавы жили на Руси и в XII веке и пользовались к тому же руническим алфавитом, или потомки этой Сигрид сохранили пряслице прабабушки — мы не знаем, но надписи рунами встречаются на территории Руси в немалом количестве. Их выцарапывали на костях животных, на стенах, разного рода бытовых предметах, амулетах, монетах.


Крещение Харальда Синезубого. Фрагмент купели в церкви Tamdrup. Дания, XII век © Wiimedia Commons

Русь и Скандинавия крестились примерно в одно и то же время. Официальная дата Крещения Руси — 988 год. Чуть раньше крестилась Дания, примерно в 60-х годах X века — это связано с близостью Священной Германской империи и деятельностью династии Оттонов; существует знаменитый рунический камень из Еллинга, на котором конунг Харальд Синезубый говорит о том, что именно он сделал данов христианами. Вслед за Данией в 999 или 1000 году крестилась Исландия, причем это было результатом не насильственного обращения, а некоего консенсуса, решения на вече — в каком-то смысле страна проголосовала за христианство. После — Норвегия, и позже всех — Швеция, которая самими восточными скандинавами еще долго считалась языческой, почти варварской страной.

Крещение Полоцка

Согласно исландским сагам, крещение Полоцка произошло благодаря скандинавам. Некто Торвальд (имя явно языческое) Кодранссон по прозвищу Путешественник через Киев прибыл в Полоцк и, заручившись поддержкой тамошнего князя, остался в городе. Будучи христианином, Торвальд строит в Полоцке церковь и основывает монастырь. Предполагается, что умер Торвальд в Полоцке, был погребен у церкви Святого Иоанна Крестителя и долгое время почитался там как святой. Впрочем, решительно неясно, содержит ли это предание хоть какое-то историческое зерно.

Впрочем, на христианство в Скандинавии значительное влияние оказывала англосаксонская церковь: именно англосаксы занимались обращением Норвегии, и первые клирики здесь были преимущественно из Англии. В какой мере эхо этого влияния доходило до Руси — большой вопрос. Изводы христианства на Руси и в Скандинавии были все же не вполне одинаковы, хотя особенных противоречий между ними не было, а сходства хватало. Например, Владимир Святой, приняв христианство, привез мощи папы римского Климента, культ которого на время укоренился на Руси. Культ Климента явно был и в Норвегии, где конунг Олав Трюггвасон и Олав Святой строят в его честь не одну церковь.


© Werner Forman Archive / Bridgeman Images / Fotodom

Ослабление связей

Вплоть до XIII века отношения Руси и Скандинавии были тесными, если не сказать родственными. Русские правители, начиная с Рюрика, имели скандинавское происхождение — связь эта поддерживалась и то и дело обновлялась династическими браками, торговыми отношениями и наймом варягов в дружины князей. Но стремительные перемены, происходившие как на территории нынешней Швеции, откуда шел основной поток скандинавского влияния на русские земли, так и на Руси, привели к тому, что связи начали ослабевать.

Монголо-татарское иго заставило русских князей обратить свой взор в сторону захватчиков с Востока, с которыми предпочитали договариваться и дружить, тогда как ранее искали военной поддержки у воинственных свеев.

  • Джаксон Т. Н. Четыре норвежских конунга на Руси. Из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X — первой половины XI века.

Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света. Материалы Международной конференции, состоявшейся 14–18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. СПб., 2009.

XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. М., 1997.

Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год. Предпосылки и пути образования Древнерусского государства. М., 2012.

Самые ранние письменные источники, рассказывающие о славянских племенах, относятся к I—II вв. н.э. и принадлежат римским авторам Тациту, Плинию и Птолемею. В те времена славяне, называемые венедами, населяли территории в бассейне реки Вислы и побережье Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II—V вв. стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. В IV в. образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же дулебы и бужане).

Нестор Летописец

В VII—VIII вв. славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории вдоль Днепра и его притоков, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, рек Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей славяне строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.

Поселение древних славян. VII—IX вв. Реконструкция

Ильменские словене — одно из восточнославянских племен — построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.

Славянское языческое святилище на острове Хортица на Днепре, Украина

К IX в. большую часть территории Древней Руси заселяли словене, кривичи, вятичи, северяне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи и др. Их соседями стали финно-угорские (мордва, весь, чудь, меря) и балтские (голядь, латгалы, ятвяги) племена, обосновавшиеся там еще за несколько веков до прихода славян.

В те времена восточные славяне еще не были единым народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120—150 племен. К IX в. насчитывалось около 15 таких союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей.

Кому поклонялись славяне?

Каменный идол древних славян

Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури — Стрибог. Покровителем стад (скотьим богом) считался Велес. Ни храмов, ни жрецов у славян не было. На открытых местах славяне воздвигали идолов — каменные или деревянные изваяния своих богов. Умилостивить идолов можно было жертвами. Священными считались рощи, озера и реки, якобы населенные лешими, водяными и русалками.

Призвание варягов

Рюрик, Синеус и Трувор принимают славянских послов, призывающих их на княжение. 862 г.

Братья приняли предложение и в 862 г. прибыли в главные города пригласивших их племен со своими многочисленными дружинами. А поскольку варягов в те времена величали русами, то и территорию, контролируемую новыми правителями, стали называть Русью.

Что известно о Рюрике?

Рюрик (родился около 800 г., умер в 879 г.) — согласно летописи, основатель Новгородского княжества, варяг, князь новгородский с 862 г. и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрик был сыном ободритского князя Годолюба (ободриты — союз группы западнославянских племен), который погиб в бою в 808 г.

После потери прав на власть, которая перешла к его дяде, Рюрик отправился в Восточную Европу, где тамошние славяне конфликтовали с неславянскими племенами.

Жена Рюрика Ефанда, дочь урманского князя (урмане — племя, жившее на южном берегу Балтийского моря) из рода норвежских королей, умерла вскоре после рождения сына Игоря, кроме которого Рюрик имел еще дочь. В упомянутых выше летописях повествуется об Олеге, самодержавном правителе государства после Рюрика, родном брате Ефанды.

В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построенном им замке в городе Ладоге, находящемся от Новгорода в 200 км вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц (разногласий). Эти конфликты и помогли Рюрику захватить власть в Новгороде.

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя поспособствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода: он стал политическим центром союза, образованного северной группой славянских племен. С утверждения Рюрика князем среди северных племен (славянских и финских) начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству.

Памятник князьям Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге

Через два года, в 864 г., после кончины Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив их земли к своему княжеству, основал по сути первую русскую монархию. Она простиралась на восток до нынешних Ярославской и Нижегородской областей, а на юг - до Западной Двины.

Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его дружинников — Аскольд и Дир — с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). В 879 г. (год смерти князя) его сын Игорь был еще очень мал. Поэтому перед кончиной Рюрик поручил вест княжеские дела до того времени, как вырастет Игорь, своему родственнику Олегу.

Происхождение названия славян

Образование древнерусского государства

От классов — к государству

Древнерусское государство в X—XI вв.

Это древнейшее свидетельство о политическом образовании у восточных славян, которое, как и некоторые другие источники, позволяет судить о том, что их государственная жизнь началась задолго до возникновения древнерусского государства.

Начало государственности Руси

Олег у стен Киева. 882 г.

Именно с объединением под властью киевского князя огромных территорий русских и нерусских земель вокруг Киева возникло первое древнерусское государство, известное как Киевская Русь. В его состав вошел также и Новгород. Именно из этого города прибыл в Киев тамошний князь, захватил власть и стал первым правителем первого государства на русской земле. Звали его Олег — о нем мы уже упоминали немного раньше.

Почему именно Киев стал столицей Руси?

Памятник основателям Киева братьям Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбедь в столице Украины.

Киев в качестве столицы имел немалые преимущества перед Новгородом. Он находился в центре русских земель; он был ближе к Византии, к которой русские князья имели интерес из-за ее богатства и величия в те времена; наконец, Киев стоял в относительной близости к ряду других территорий — Хазарин, Крыму, Дунайской Болгарии.

Читайте также: