Отечественная наука и культура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Петровские преобразования в области просвещения позволили к началу второй четверти XVIII века сделать очередной шаг вперед в развитии отечественной науки и культуры. Развитие народного хозяйства, промышленного производства, освоение огромных пространств Сибири и дальнего Востока требовали развития научного и технического знания.

Первым важным шагом на этом пути было создание Российской Академии наук, которая возникла в декабре 1725 г., вскоре после смерти Петра I. Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Деятельность Академии носила чисто светский характер. Поскольку в России тогда практически не было научных кадров, поэтому на работу в Академию наук пригласили иностранцев. Наряду со случайными людьми и самозванцами в Россию приехали и крупные ученые. Среди них были математики Я.Герман, Н. и Д.Бернулли, Л.Эйлер, историки - Г.З.Байер и Г.Ф.Миллер. Постепенно в Академии появляются отечественные ученые. Первым русским академиком был математик В.Е.Ададуров, несколько позднее в Академию было принято 7 русских ученых, и среди них М.В.Ломоносов, сыгравший огромную роль в истории Академии.

Российская Академия наук с самого начала отличалась от академий западных стран. Она была свободна от богословия и ставила своей задачей не только разработку научных проблем, но и распространение знаний среди народа. Академия имела неплохую по тем временам техническую и производственную базы. При Академии находилась химическая лаборатория, физический кабинет, механическая и оптическая мастерские, в которых работал знаменитый русский изобретатель И.П.Кулибин. Академия быстро стала центром развития российской науки. Для подготовки отечественных кадров при Академии наук были учреждены Университет и гимназия. В 1755 г. в Москве был учрежден Московский университет, сыгравший огромную роль в развитии отечественной науки культуры. При нем первоначально была учреждена Академия художеств, вскоре выделившаяся в самостоятельное научное и учебное учреждение.

Середина XVIII века это время развития отечественной светской литературы. Наиболее известными ее представителями являлись В.К.Тредиаковский и А.П. Сумароков, Д.И.Фонвизин, Н. И. Новиков. В эпоху Елизаветы в Ярославле появляется русский национальный театр, основателем которого был Ф.В.Волков.

Вопросы:

Какие цели преследовал Верховный Тайный Совет приглашая на престол из Курляндии Анну Ивановну?

Как называли эпоху правления Анны Ивановны и почему?

Как можно охарактеризовать положение крестьянства в период правления Елизаветы Петровны?

В чем было отличие российской Академии наук от европейских Академий?

Лекция 9. Эпоха, Екатерины II и царствования Павла I

Учебные вопросы:

Внутренняя политика Екатерины II.

Внешняя политика и приращение новых территорий.

Павел I и его время .

1. Внутренняя политика Екатерины II

Императрица Екатерина II (1762-1796) взошла на российский престол в результате свержения своего мужа - императора Петра III. На российском троне оказалась умная, талантливая, энергичная и европейски образованная женщина. Уже в молодости Екатерина Алексеевна была хорошо знакома с идеями европейских просветителей и сочувственно к ним относилась.

Происходившие в стране с середины 80-х гг. перемены существенно повлияли на развитие науки и культуры. Важнейшим завоеванием реформ стала обретенная свобода слова, т. е. право на получение и распространение информации. Это привело к образованию большого количества независимых от государства средств массовой информации, конкурирующих между собой за аудиторию. В таких условиях невозможно диктовать населению волю только одной политической силы, что создает основу развития общества на цивилизованных, демократических принципах.

Негативные последствия социально-экономических реформ сказались на развитии в первую очередь фундаментальной науки – было урезано бюджетное финансирование этой сферы. Процесс конверсии также не прошел безболезненно, прежде всего для науки, ориентированной на военную промышленность. С другой стороны, получило определенный импульс развитие информационных технологий и связанных с ними отраслей. На современном этапе успешно развивается медицина, геология, генетика и ряд других наук, которые имеют в первую очередь прикладное значение и дают быструю экономическую отдачу от внедрения результатов исследований в жизнь.

После десятилетий гонений государство коренным образом изменило свою политику по отношению к церкви. В настоящее время наблюдаются попытки возвести православие в ранг государственной религии вместе с констатацией важной роли ислама, буддизма и других традиционных для России конфессий. С конца 80-х гг. начался процесс возвращения церквам их имущества и восстановления культовых сооружений, особенно активно проходивший в середине 90-х гг. По данным социологических исследований, за последние годы резко возросло число людей, считающих себя верующими, – в современной России. напр., их насчитывается около 65 % населения.

Таким образом, можно говорить о том, что под влиянием социально-политических реформ к настоящему времени сферы науки и культуры во многом перестроены и адаптированы к механизмам рыночной экономики.

§ 20. КУЛЬТУРА И НАУКА

§ 20. КУЛЬТУРА И НАУКА

12. ТАМПЛИЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

12. ТАМПЛИЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ После крушения коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. этот тамплиерский орден распространил свою деятельность на территорию Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехии, Словакии,

3.5. Вынужденные мигранты в современной России

3.5. Вынужденные мигранты в современной России В нынешние времена нет пострадавших от принудительных миграций репрессивного типа, т. е. нет спецпоселенцев из числа кулаков или депортированных народов. Но зато появилось большое число пострадавших от принудительных

НАУКА И КУЛЬТУРА

3.7. Псевдославянские мифы в современной России

3.7. Псевдославянские мифы в современной России Ревизия русской истории как порождение кризиса общества. После отмены советской цензуры появилось множество книг о тайнах русской истории, скрытых от народа властями и лакействующей официальной наукой. Их принято

Черты современной культуры России

Черты современной культуры России Распад Советского Союза активизировал те процессы, которые происходили в области культуры и искусства в последние годы существования СССР. В рыночные отношения втягиваются новые сферы культуры (в том числе образование и наука),

О СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

О СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ О конце правления Брежнева и об атмосфере этого времени прорицатель сказал так:Время настанет, и рыба заменит им мясо,Главный закон в этом мире будет абсурдным.Крепко вцепился старик, но все же не вечно,Сцену покинет он, власть уступивши другим.(ц. 4, к.

ДОНОСЫ И ДОНОСЧИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ДОНОСЫ И ДОНОСЧИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ У Павлика Морозова внучат Повсюду наплодилось без него, Вокруг мои ровесники стучат, Один на всех и все на одного. Автор неизвестен Осенью 1991 года были рассекречены архивы КГБ и желающие получили доступ к множеству интересных

9.6. Ренессанс православия в современной России

9.6. Ренессанс православия в современной России Кначалу 1990-хгг. Русская православная церковь представляла собой религиозное образование, находящееся в стадии постепенного возрождения. В 1988 г. на государственном уровне было отпраздновано 1000-летие крещения Руси, начинали

НАУКА И КУЛЬТУРА

НАУКА И КУЛЬТУРА Одним из исследователей Крыма был профессор геолог и гидрогеолог Николай Алексеевич Головкинский (1834-1897). Его перу принадлежат около 25 опубликованных работ, посвященных тектонике, географии, водным ресурсам Крыма, и один из лучших путеводителей по Крыму.

4. Наука и культура

4. Наука и культура Честь Англии я чтенью научил, Я дал ему испить сладчайших вод Кристального истока Геликона, И тем его я музам приобщил. Стихи Джона Скелтона, наставника и придворного полна короля Генриха VII Тюдора Арабеска на панели, предположительно, из дворца

Развитие отечественной науки и системы образования во второй половине ХІХ — начале ХХ в

Успехи в развитии науки

Математики П. Чебышёв, А. Ляпунов, С. Ковалевская сделали ряд открытий в области теорий чисел и вероятностей. Толчком к развитию электронной техники стали результаты исследований А. Столетова. П. Лебедеву удалось опытным путём подтвердить электромагнитную природу света. Выдающийся вклад в отечественную науку принадлежит учёному-энциклопедисту В. Вернадскому. Его исследования касались таких сфер, как геохимия, биохимия, радиология, экология.

В области медицинских наук всемирную известность приобрели имена основателя русской физиологической школы И. Сеченова (рефлексы головного мозга), И. Павлова (условные рефлексы), И. Мечникова (теория иммунитета). И. Павлов и И. Мечников стали лауреатами Нобелевской премии.

Географическая и этнографическая науки развивались усилиями учёных П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. Миклухо-Маклая, Н. Пржевальского, внёсших огромный вклад в изучение территорий и народов Средней Азии и Океании. Океанограф С. Макаров дважды совершил кругосветное плавание, собрав подробное описание Чёрного, Северного и Мраморного морей. В начале ХХ в. были сделаны первые шаги в изучении Арктики. В этом направлении отправлялись экспедиции А. Колчака и Г. Седова.

Значительный вклад в развитие философской мысли в России внесли Н. Бердяев, В. Соловьёв, С. Булгаков, Е. Трубецкой, П. Флоренский. В их мировоззрение были глубоко интегрированы идеалы русского православия. С материалистической точки зрения на окружающий мир смотрели первые отечественные философы-марксисты Г. Плеханов, В. Ленин (Ульянов).

Система образования

Хотя в России всё ещё не была законодательно оформлена обязательность образования, позитивные тенденции в образовательной сфере имели место. Быстрыми темпами развивалось начальное образование, чему способствовало открытие трёхлетних земских школ. Также действовали церковно-приходские школы. В качестве дисциплин в них были представлены письмо, чтение, арифметика и Закон Божий.

Взрослое население могло посещать воскресные школы, а с конца ХІХ в. — рабочие курсы. Обучение на них позволяло получить основы грамотности и начальные знания профессионально-технического характера. Усилиями земств организовывались народные дома, которые предоставляли возможность всем желающим читать книги и периодические издания. Эти дома также становились местами проведения публичных лекций, театральных постановок, концертов. К началу ХХ века значительно вырос средний уровень образованности в стране, составив около 30 % от всего населения империи.

Высшее образование можно было получить в классических университетах и специальных учебных заведениях (Горный и Лесной институты, Сельскохозяйственная академия, технологические, политехнические институты и др.). Университеты по-прежнему оставались недоступны для женщин, которым была предложена альтернатива в виде Высших женских или Бестужевских курсов, действовавших в Санкт-Петербурге с 1869 г. Впоследствии подобные курсы появились и в ряде других крупных городов страны. Ещё одним видом образовательных учреждений были вечерние народные университеты, чьи двери были открыты для всех желающих. Перед Первой мировой войной в России действовало 120 вузов, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Хотя уровень грамотности в Российской империи оставался достаточно низким, объёмы печатной продукции постоянно росли. Перед Первой мировой войной в стране насчитывалось около 3 тыс. наименований журналов и газет, а по количеству изданных книг Россия вышла на третье место в мире, уступая лишь Германии и Японии. По всей стране постоянно пополнялся библиотечный фонд.

Русская культура во второй половине ХІХ — начале ХХ в

Общие тенденции в развитии культуры

Литература

В литературе второй половины ХІХ в. доминировал критический реализм, в основу которого были положены идеи гуманизма, народности и гражданственности. В творчестве реалистов прослеживалось стремление к максимально широкому отражению действительности, вскрытию и обличению общественной лжи. Их произведения способствовали утверждению положительных общественных идеалов. Близость к народу, любовь к Родине, отстаивание прав и интересов обычного человека, борьба против социальной несправедливости — все эти черты были присущи русскому реализму.

В начале ХХ в. заметным явлением в русской литературе стали поэты Серебряного века: А. Блок, А. Ахматова, С. Есенин, А. Белый, В. Брюсов, О. Мандельштам, В. Маяковский. Они пытались глубже проникнуть во внутренний мир человека. В связи с этим их творчество было пропитано идеями модернизма и авангарда (символизм, акмеизм, футуризм). Новые направления в поэзии отличал не только внутренний протест и неготовность к восприятию окружающей действительности, но и поиск новых путей самовыражения. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. Наиболее значимыми поэтами-акмеистами были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам. Новаторскими даже для этой среды идеями отличались поэты-футуристы В. Хлебников, Саша Чёрный, В. Маяковский.

Театр, кинематограф и музыка

Во 2-й пол. XIX в. русская театральная культура находилась под влиянием идей народности и гуманизма. Её характерными чертами было эмоциональное богатство, тонкая передача человеческих характеров и соблюдение исторической правды. Для развития театрального искусства огромное значение имело открытие Московского художественного театра (1898). У его истоков стояли выдающиеся режиссёры С. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Реалистические традиции в театральном искусстве продолжили и в Петербургском драматическом театре, открытом в 1904 г. благодаря усилиям В. Комиссаржевской.

В этот период музыкальная жизнь России выходит из стен салонов, предназначенных для избранной публики. В 1859 г. в Санкт-Петербурге происходит открытие Русского музыкального общества. В начале 1860-х гг. М. Балакирев основывает в столице бесплатную музыкальную школу. Заметным событием в русской музыкальной культуре стало открытие Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий.

Живопись и архитектура

В 1900‑х гг. всё больше сторонников приобретают такие авангардистские направления в живописи, как кубизм (Р. Фальк), экспрессионизм (М. Шагал, П. Филонов), абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич). Многие шедевры отечественной живописи находились в экспозиции и запасниках Третьяковской галереи (Москва), открытой для посетителей в 1856 г. и очень скоро составившей конкуренцию Эрмитажу и другим крупнейшим художественным собраниям Европы.

Петровские преобразования в области просвещения позволили к началу второй четверти XVIII века сделать очередной шаг вперед в развитии отечественной науки и культуры. Развитие народного хозяйства, промышленного производства, освоение огромных пространств Сибири и дальнего Востока требовали развития научного и технического знания. Первым важным шагом на этом пути было создание Российской Академии наук, которая возникла в декабре 1725 г., вскоре после смерти Петра I. Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный.

Деятельность Академии носила чисто светский характер. Поскольку в России тогда практически не было научных кадров, поэтому на работу в Академию наук пригласили иностранцев. Наряду со случайными людьми и самозванцами в Россию приехали и крупные ученые.

Среди них были математики Я.Герман, Н. и Д.Бернулли, Л.Эйлер, историки - Г.З.Байер и Г.Ф.Миллер. Постепенно в Академии появляются отечественные ученые. Первым русским академиком был математик В.Е.Ададуров, несколько позднее в Академию было принято 7 русских ученых, и среди них М.В.Ломоносов, сыгравший огромную роль в истории Академии.

Российская Академия наук с самого начала отличалась от академий западных стран. Она была свободна от богословия и ставила своей задачей не только разработку научных проблем, но и распространение знаний среди народа. Академия имела неплохую по тем временам техническую и производственную базы.

При Академии находилась химическая лаборатория, физический кабинет, механическая и оптическая мастерские, в которых работал знаменитый русский изобретатель И.П.Кулибин. Академия быстро стала центром развития российской науки. Для подготовки отечественных кадров при Академии наук были учреждены Университет и гимназия. В 1755 г. в Москве был учрежден Московский университет, сыгравший огромную роль в развитии отечественной науки культуры. При нем первоначально была учреждена Академия художеств, вскоре выделившаяся в самостоятельное научное и учебное учреждение.

Середина XVIII века это время развития отечественной светской литературы. Наиболее известными ее представителями являлись В.К.Тредиаковский и А.П. Сумароков, Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков. В эпоху Елизаветы в Ярославле появляется русский национальный театр, основателем которого был Ф.В.Волков.

Контрольные вопросы:

2. Какие цели преследовал Верховный Тайный Совет приглашая на престол из Курляндии Анну Ивановну?

3. Как называли эпоху правления Анны Ивановны и почему?

4. Как можно охарактеризовать положение крестьянства в период правления Елизаветы Петровны?

5. В чем было отличие российской Академии наук от европейских Академий?

Петровские преобразования в области просвещения позволили к началу второй четверти XVIII века сделать очередной шаг вперед в развитии отечественной науки и культуры. Развитие народного хозяйства, промышленного производства, освоение огромных пространств Сибири и дальнего Востока требовали развития научного и технического знания. Первым важным шагом на этом пути было создание Российской Академии наук, которая возникла в декабре 1725 г., вскоре после смерти Петра I. Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный.

Деятельность Академии носила чисто светский характер. Поскольку в России тогда практически не было научных кадров, поэтому на работу в Академию наук пригласили иностранцев. Наряду со случайными людьми и самозванцами в Россию приехали и крупные ученые.

Среди них были математики Я.Герман, Н. и Д.Бернулли, Л.Эйлер, историки - Г.З.Байер и Г.Ф.Миллер. Постепенно в Академии появляются отечественные ученые. Первым русским академиком был математик В.Е.Ададуров, несколько позднее в Академию было принято 7 русских ученых, и среди них М.В.Ломоносов, сыгравший огромную роль в истории Академии.

Российская Академия наук с самого начала отличалась от академий западных стран. Она была свободна от богословия и ставила своей задачей не только разработку научных проблем, но и распространение знаний среди народа. Академия имела неплохую по тем временам техническую и производственную базы.




При Академии находилась химическая лаборатория, физический кабинет, механическая и оптическая мастерские, в которых работал знаменитый русский изобретатель И.П.Кулибин. Академия быстро стала центром развития российской науки. Для подготовки отечественных кадров при Академии наук были учреждены Университет и гимназия. В 1755 г. в Москве был учрежден Московский университет, сыгравший огромную роль в развитии отечественной науки культуры. При нем первоначально была учреждена Академия художеств, вскоре выделившаяся в самостоятельное научное и учебное учреждение.

Середина XVIII века это время развития отечественной светской литературы. Наиболее известными ее представителями являлись В.К.Тредиаковский и А.П. Сумароков, Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков. В эпоху Елизаветы в Ярославле появляется русский национальный театр, основателем которого был Ф.В.Волков.

Контрольные вопросы:

2. Какие цели преследовал Верховный Тайный Совет приглашая на престол из Курляндии Анну Ивановну?

3. Как называли эпоху правления Анны Ивановны и почему?

4. Как можно охарактеризовать положение крестьянства в период правления Елизаветы Петровны?

Образование

Уровень грамотности в народе заметно вырос. Система образования приобрела следующую форму:

  1. Начальное образование. Сюда входили, которые строились при церквях, земствах, а также государственные школы. Хорошее начальное образование давали школы при земствах. У детей, обучавшихся там, уровень грамотности был выше, чем у детей, обучавшихся в других школах.
  2. Среднее образование. Сюда входили училища, как епархиальные так и обычные, гимназии, которые имели дополнительное подразделение в виде женских гимназий. Между этими учреждениями имелись различия в предметах, на которые делался упор. В училищах преимущественно изучали естественно-технические науки. В гимназиях наоборот, тщательнее преподавались иностранные языки и гуманитарные науки.
  3. Высшее образование. Для поступления в университет требовался документ об окончании гимназии или училища. Без этого свидетельства поступить было невозможно. Высших учебных заведений в стране становилось все больше, также появлялись специальные институты, например, Горный и Лесной. В конце XIX века появились университеты стали появляться во многих городах России. Затем стали появляться частные высшие учебные заведения.

Грамотность распространялась не только среди детей и молодёжи. В 60-х года стали популярны воскресные школы для взрослых. В них бесплатно обучали грамотности и основам технических знаний. Позже возникли рабочие курсы. А затем стали появляться народные учебные заведения, так называемые народные дома. Чтобы попасть туда, достаточно было желания. На статус и положение никто не смотрел.

Издательство

Наблюдалось развитие книгопечатания и издательского дела в целом. К концу столетия число изданий, выходивших с определенной периодичностью, возросло в 3 раза.

Вместе с издательством книг росло и количество публичных библиотек. Они возникали при учебных заведениях и музеях, например, при Политехническом или Историческом. Музеи со своей стороны тоже принимали участие в развитии культуры страны. Среди них следует выделить:

  • собрание русской живописи Третьяковых, которое впоследствии стало основой для Третьяковской галереи;
  • Московский музей изящных искусств;
  • Петербургский Императорский Русский музей.

Деятельность этих музеев приобщала к культуре широкие слои граждан.

Наука

В XIX-XX веках наблюдалось стремительное развитие науки, причем во всех ее областях. Были совершены многие знаменитые открытия. Также это время стало периодом, в котором начавшееся разделение наук на фундаментальные и прикладные, только усилилось.

Естественные науки

Самые известные открытия, совершенные в то время:

  1. Менделеев открыл фундаментальный закон природы о химических элементах.
  2. Теория строения органических соединений Бутлерова.
  3. Органический катализ Зелинского.
  4. Множественные химические открытия Каблукова

Математика

Самыми знаменитыми исследованиями в области математики того времени являются исследования, на которых построены теория чисел и теория вероятностей. Хотя исследования проводились и во многих других разделах, данные теории стали большим прорывом в математике. Они проводились Чебышевым, Ляпуновым и Ковалевской, которая являлась первой в мире женщиной-профессором.

Физика и механика

Важнейшие открытия в области физики и механики:

  1. Знаменитая свеча Яблочкова.
  2. Лампа накаливания Лодыгина.
  3. Исследования явлений фотоэлектрики Столетова.
  4. Исследования в области гидроаэродинамики Жуковского.
  5. Первый самолёт был создан Можайским.

География

Продолжались исследования регионов Земли, о которых было мало известно:

  • Монголии;
  • Тибета;
  • Индонезийских островов;
  • Эфиопии;
  • Филиппинских островов;
  • Туркестана;
  • Тянь-Шаня.

На рубеже XIX-XX веков еще продолжались географические открытия. И русские ученые-географы принесли в них немалый вклад. Самые знаменитые достижения в области географии:

  • 2 плавания вокруг света совершил С. О. Макаров. Так же океанограф сделал описание Северного, Чёрного и Мраморного морей. Он же предложил исследовать Северный морской путь при помощи ледоколов.
  • Были отправлены экспедиции Толля и Колчака для изучения Арктики. Впоследствии эти экспедиции продолжились под командованием Г. Л. Седова.

В 1912-1914 годах прошла экспедиция к Северному полюсу, в которой проходили исследования побережья и островов Северного Ледовитого океана. Для этих исследований использовалась геодезическая съемка.

Гуманитарные науки

На развитие этой области оказывала влияние политическая ситуация в стране. Особенно сильное развитие получила история.

Самые знаменитые труды того времени:

Социальные конфликты и изменения в обществе задавали направление для развития. История Российского государства рассматривалось с разных сторон. Политик П. Н. Милюков описал историю государства с либеральной позиции, а историк Покровский с марксистской. Экономическое развитие страны тоже отражалось в некоторых работах.

Также в данный период были полностью перевернутый представления о материальном мире благодаря новым совершенным открытиям: рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома.

Другие знаменитые достижения

В данный период получили Нобелевские премии знаменитые учёные Павлов и Мечников. Вернадский составил энциклопедические труды, способствовавшие развитию геохимии, радиологии и биохимии.

Литература

Многие писатели-прозаики в своих произведениях придерживались традиции критического реализма. Среди них особенно выделились Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов. В их произведениях поднимались важные для русского общества вопросы: о гуманизм, гражданственности и народности. В творчестве Толстого были выражены нравственные проблемы. Максим Горький в своих произведениях обозначал острые социально-политические вопросы.

В искусстве и литературе проявлялись принципы модернизма:

  1. Среди поэтов-футуристов прославились В.В. Маяковский, Саша Чёрный в Д.Д. Бурлюк, В.В, Хлебников.
  2. Самыми знаменитыми поэтами-акмеистами являлись Ахматова, Кузьмин, Мандельштам, Н.С. Гумилёв.
  3. Символистами являлись Блок, Брюсов, Бальмонт, Мережковский.

Театр

Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом:

  • В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов.
  • В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.
  • Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. К театрам, развивавшим данное направление, относится Московский Большой театр, частная опера, основанная Мамонтовым и Зиминым и Петербургский Мариинский театр.

Также произошло зарождение метафорического театра.

Кино

Первые кинофирмы появились в 1907-1908 годах. К 1913 году их насчитывалось уже около 30.

Самым знаменитым режиссером того времени являлся Я. А. Протазанов. Популярными звездами немого кино были Вера Холодная и Мозжухин.

Музыка

  • Мусоргский;
  • Римский-Корсаков;
  • Балакирев;
  • Бородин;
  • Кюи.

Произведения создавались в стиле оперы, балета, симфонии. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались.

В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.

Множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели Балакирев и Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке.

В начале XX века наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского.

Живопись и скульптура

В конце XIX века в искусстве особенно выделялось несколько направлений:

  1. Исторический жанр, в котором присутствовали национальные сюжеты и народный эпос. Наиболее популярные живописцы исторического жанра – В.М. Васнецов и В.И. Суриков.
  2. Батальная живопись. Этот жанр использовал в своем творчестве Верещагин.
  3. Н.А. Ярошенко был мастером однофигурных жанровых композиций.

К концу столетия начались поиски новых направлений. Результатом этого поиска стали пейзажи, которые изображали на своих картинах И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи.

Часть живописцев выделялась среди остальных:

Эти художники объединяли в своем творчестве прошлое и будущее. Они сочетали традиции русского искусства с возникающими новыми направлениями.

  • К.А. Сомов;
  • Л.С. Бакст;
  • Е.Е. Лансере;
  • Н.К. Рерих;
  • А.Н. Бенуа;
  • Н.Э. Грабарь.

Самые знаменитые работы скульпторов:

На скульптуру конца XIX – начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени.

Архитектура

В конце XIX века здания сооружались в стиле архитектурной эклектики. Это означало, что в одном проекте могли использоваться разные элементы стилей прошлого. Например, во дворце великого князя Владимира Александровича, построенном по проекту Рязанова, который находится в Петербурге, сочетались элементы русского и британского стиля, а также барокко.

В начале XX века для архитектуры характерны три новых направления:

  1. Неорусский стиль. В нём использовалось древнерусское зодчество, смешанное с современным стилем (Казанский вокзал по проекту А.В, Щусева).
  2. Стиль модерн (Ярославский вокзал по проекту Ф.И. Шехтеля).
  3. Стиль неоклассицизм, в котором также смешивались принципы архитектурной классики и нового стиля (Киевский вокзал по проекту И.И. Рерберга).

Смешивание старых стилей в новыми приобрело широкое распространение в архитектуре.

Достижения в конце XIX – начале XX века сыграли важную роль в развитии мирового общества. Российские путешественники совершили множество открытий. Искусство и литература повлияли на мировую культуру. В целом, культурные достижения России получили мировое признание.

Читайте также: