Дуэль волошина и гумилева причина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Использованы воспоминания Волошина М.А., Маковского С.К. и Толстого А.Н.

Дуэль Волошина и Гумилева состоялась на берегу Черной речки 22 ноября 1909 г.

Максимилиан Волошин (1877-1932). К 1909 г. перед нами преуспевающий молодой литератор, его работы охотно публикуются, он лично знаком со многими интересными людьми, чьи имена впоследствии будут вписаны в летопись Серебряного века, посещает салоны, становится ярким представителем столичного бомонда. Он внешне интересен, разносторонне развит, полон идей, финансово независим, но пока неизвестен широкой общественности как интересный поэт – его первая книга стихов выйдет в 1910 г.

К 1909 г. оба молодых поэта, Волошин и Гумилев, успели пожить в Париже и Москве, полны честолюбивых замыслов и проектов, их работы охотно печатают газеты и журналы. Волошин был женат, Гумилёв увлечен Анной, вскоре они обвенчаются – в 1910 г.

Мужчины подрались из-за самой что ни на есть реальной женщины, из-за ее интриги. Она говорила одно – Гумилеву, другое – Волошину, третье – Вячеславу Иванову. В конце концов, Волошин поверил в то, что Гумилев действительно распространял про нее недостойные слухи. Вот это и послужило причиной скандала.
Вот как позже комментировала сама Елизавета Ивановна Дмитриева (Черубина де Габриак) события, предшествовавшие конфликту.

Неожиданным завершением этой истории явилась дуэль Максимилиана Волошина и Николая Гумилева. Гумилев в 1909 г. в Коктебеле сделал Лиле предложение. Потом выяснилось, что Гумилев всем рассказывает о большом романе с Лилей, причем в очень грубых выражениях. Жених Лили не мог за нее вступиться, поскольку отбывал воинскую повинность. Волошин, с разрешения жениха, сам вызвал Гумилева на дуэль.

Дуэль Волошина с Гумилевым происходит из-за женщины – этой дамой была знаменитая Черубина де Габриак (Дмитриева), которая фактически стала одной из самых ярких поэтических легенд ХХ века. В тот же день, в день ссоры в мастерской, Гумилев просит М.А. Кузмина и Е.А. Зноско-Боровского быть его секундантами.

Но надо было уломать Гумилева. На это был потрачен следующий день, 21 ноября. Кузмин и Зноско-Боровский ездили к Волошину с официальным уведомлением о дуэли.
Где могут стреляться поэты? Разумеется, на Черной речке, 72 года спустя.

Гумилев стрелял с целью убить и сожалеет о том, что это не получилось. Он требует третьего выстрела, но, посовещавшись, секунданты решили, что это не по правилам. Впоследствии Волошин говорил, что он, не умея стрелять, боялся сделать случайный неверный выстрел, который мог бы убить противника. Дуэль окончилась ничем.

Поведение Волошина до и после дуэли вызвало возмущение всех окружающих, в числе которых были Вяч. Иванов и Анненский. История дуэли сильно повлияла на общее отношение к Волошину.

Так состоялась одна из последних громких дуэлей с выстрелами, пусть и с осечками: пистолеты были пушкинских времен, ненадежные в сырую погоду. Больше выстрелы не звучали, хотя серьезные стычки и дуэли между поэтами были.

Две несостоявшиеся дуэли Александра Блока с Андреем Белым – это тоже Серебряный век, как и Серебряный век – несостоявшаяся дуэль Михаила Кузмина с Сергеем Шварсалоном – пасынком Вячеслава Иванова. Кузмин распространил недостойный слух об отношениях Вячеслава Иванова со своей падчерицей Верой Шварсалон, сестрой Сергея Шварсалона.

В 1913 г. не состоялась дуэль Осипа Мандельштама с Велимиром Хлебниковым из-за антисемитских высказываний последнего.

В 1914 г. не состоялась дуэль Бориса Пастернака с его другом Юлианом Анисимовым, также связанная с антисемитскими высказываниями. Анисимов принес извинения и дуэль не состоялась.

А потом начинаются уже истории советского времени, в частности, 1921-й год – скандал Осипа Мандельштама с поэтом Владимиром Шершеневичем в Театре Таирова. Это история показывает, как изменились нравы к тому времени. Шершеневич начал задевать Мандельштама. Мандельштам стал угрожать, что он даст ему пощечину. Кончилось тем, что Шершеневич сам дал ему пощечину. Тот ответил тем же. Между ними началась драка. Но это уже совсем другие истории.

Жизнь поэта Максимилиана Волошина прошла под знаком творчества и гуманизма. Дом Волошина в Коктебеле стал приютом для всех литераторов независимо от их литературных и культурных предпочтений. В гостях у Волошина поэты и писатели могли спокойно творить, отдыхая от забот суетного мира.

Гуманизмом пронизано стремление Волошина дать приют любому солдату времен Гражданской войны. Белый или красный - политические взгляды не имели для Волошина ценности, а единственное сокровище в его представлении составлял сам человек, судьбу и жизнь которого нужно сохранить и спасти. А началось стремление Волошина помогать людям с одной истории.

Тем временем Дмитриева на одном из поэтических заседаний знакомится с Волошиным. Тот влюбляется в нее особой, почти наставнической любовью, которую пронесет потом через всю жизнь. Несправедливость в положении Дмитриевой не может не взволновать душу поэта, и он придумывает для нее выход.

Черубина де Габриак становится первой поэтессой России. Поэт Николай Гумилев влюбляется в нее и отправляет ей пылкое письмо с мольбами о встрече. Но Гумилев не знает, что в то самое время, когда он взволнованно говорит о Черубине на собраниях поэтов, его далекая возлюбленная сидит прямо напротив него с сияющими от удовольствия глазами. Елизавета Дмитриева (а именно она скрывается за фигурой Черубины!) находится здесь же рядом с Волошиным, который из желания помочь поэтессе и придумал эту мистификацию.

С самой Дмитриевой Гумилев равнодушен и холоден. Недоуменно пожимает он плечами, когда Дмитриева дрожащим голосом рассказывает ему историю о преследующем ее двойнике. Была то нарочная выдумка или действительно разыгравшееся воображение девушки пугало ее? Попытка заинтересовать Гумилева не удается, и провожать Дмитриеву вызывается совсем другой человек. Контраст чувств Гумилева к Черубине и самой Дмитриевой больно ранит поэтессу. Расстроенная, она признается своему провожатому, кто именно скрывается за фигурой Черубины.

Обман раскрылся, литературный Петербург возбужденно обменивается последними новостями, а гордость влюбленного в Черубину Гумилева уязвлена. Распространяется слух о том, что Гумилев стал подсмеиваться над Дмитриевой, называть ее сумасшедшей, считающей, что ее преследует двойник. Узнав об этом, Волошин в защиту чести Дмитриевой дает Гумилеву пощечину. Гумилев вызывает обидчика на дуэль.

Кажется, все в окружающем мире хочет помешать этой, по сути, нелепой и никому не нужной дуэли. Машина Гумилева застревает в сугробах. Волошин теряет в глубоком снегу калошу и долго ищет ее с секундантами. Он растерян: нельзя отрицать косвенную вину Волошина в случившемся, долю его ответственности перед обманутым Гумилевым. Сам Гумилев решителен и яростен. Обманутый в лучших чувствах и оскорбленный, он поторапливает нарочно медлящего Волошина и готовится к решающей минуте.

Нервы Гумилева не выдерживают напряжения: стреляющий первым, он промахивается. Курок на револьвере Волошина, абсолютно не умеющего стрелять, дважды дает осечку. Третьего выстрела секунданты не допустили, сославшись на правила. Последняя дуэль в русской литературе завершена, а ее участники становятся предметом осмеяния в светских кругах.

Но хуже всех в этой ситуации приходится несчастной Елизавете Дмитриевой. На фоне Черубины де Габриак, степень красоты которой зависит только от силы человеческого воображения, Дмитриева кажется еще более неприглядной и серой. Ползут слухи о том, что все стихи за нее создавал Волошин. От Дмитриевой отворачиваются многие друзья. Она сломлена и подавлена.

В итоге Дмитриева уехала на Урал. Сохранилось прощальное письмо поэтессы к Волошину. Дмитриева решает больше не писать стихи. Волошина она не винит: ведь она сама согласилась на мистификацию, уверенная в том, что ее поэтическая звезда вот-вот взойдет на небосклон. Но жизнь распорядилась иначе.

Волошин утверждал, что никогда не переставал любить Елизавету Дмитриеву. В случившемся он не мог не винить себя: именно он подал идею превратить Дмитриеву в таинственную Черубину. Стремясь помочь возлюбленной найти поэтическое признание, желая, чтобы вся Россия прониклась ее необыкновенными стихами, Волошин разрушил ее жизнь.

Гуманист Волошин потерпел первое поражение. Но поражение это не означало проигрыш. Всю свою жизнь Волошин посвятил не только поэтическому творчеству, но и помощи нуждающимся в защите, крове, совете. Широкая душа поэта не признавала насилия над любым живым созданием. Неразделение людей на близких и далеких, чужих и родных, друзей и врагов всегда пронизывало дом Волошина в Коктебеле, обитель спокойствия и творчества.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Николай Гумилев и Максимилиан Волошин (коллаж)

110 лет назад поэты Николай Гумилев и Максимилиан Волошин дрались на дуэли на Черной речке. Инициатором поединка стал Гумилев, которому Волошин отвесил пощечину за неприличное высказывание о поэтессе Елизавете Дмитриевой. Дуэль окончилась бескровно: пистолет Волошина дважды дал осечку, а Гумилев промахнулся или специально выстрелил мимо.

5 декабря 1909 года по новому стилю на Черной речке в Санкт-Петербурге состоялась последняя известная дуэль поэтов. На том же месте, где 72 годами ранее в смертельном поединке сошлись Александр Пушкин и Жорж Дантес, стреляли друг в друга 23-летний Николай Гумилев и 32-летний Максимилиан Волошин. Поэты остались живы: у Волошина дважды подряд произошла осечка, а Гумилев промахнулся или специально выстрелил вверх. Причиной дуэли стала женщина — поэтесса Елизавета Дмитриева, более известная под литературным псевдонимом-мистификацией Черубена де Габриак.

Любовный треугольник

«Это была молодая звонкая страсть.

Очарованные Черубиной

Заочно таинственной испанкой были увлечены многие поэты, и Гумилев пытался назначить ей свидание.

О тайне проболтался немец

Чуть позже состоялось скандальное разоблачение Дмитриевой: узнать правду удалось литератору Михаилу Кузмину, которому проболтался немецкий поэт и переводчик Ганс Понтер. Ему, в свою очередь, все рассказала сама поэтесса.

Кстати, в пожилом возрасте Понтер, также имевший интимную близость с Дмитриевой, составил ее словесный портрет:

«Она была среднего роста, скорее маленькая, довольно полная, но грациозная и хорошо сложена.

Пистолеты пушкинской эпохи

«Я знаю и утверждаю, что обвинение, брошенное ему, — в произнесении им некоторых неосторожных слов — было ложно: слов этих он не произносил и произнести не мог.

Однако из гордости и презрения он молчал, не отрицая обвинения, когда же была устроена очная ставка и он услышал на очной ставке ложь, то он из гордости и презрения подтвердил эту ложь.

А вот как вспоминал драматичный момент сам Волошин:

Вторым секундантом Волошина согласился выступить художник Александр Шервашидзе. Для Гумилева эти функции исполнили Кузмин и шахматист Евгений Зноско-Боровский. Вдвоем им не удалось вытащить из снега машину Гумилева, которая наглухо застряла по пути к месту дуэли. Завяз в сугробах и извозчик, на котором ехал Волошин. Отправившись к месту дуэли пешком, он потерял галошу и отказался стреляться без нее. Секунданты бросились на ее поиски. Когда же галоша Волошина была найдена, дуэль началась.

Первым стрелял Гумилев и промахнулся. Пистолет Волошина два раза дал осечку.

«Дул мокрый морской ветер, и вдоль дороги свистели и мотались голые вербы. Гумилев, спокойный и серьезный, заложив руки в карманы, следил за нашей работой, стоя в стороне.

Выехав за город, мы оставили на дороге автомобили и пошли на голое поле, где были свалки, занесенные снегом.

После осечек у Волошина его противник категорически требовал третьего выстрела, но секунданты после совещания ему в этом отказали. Тогда Гумилев поднял шубу и пошел к машине.

Впоследствии он не общался и даже не здоровался с Волошиным. Их примирение произошло только в июне 1921 года.

Судьба главных действующих лиц сложилась по-разному. Гумилева в августе 1921 года под Петроградом расстреляли чекисты, Волошин скончался в 1932-м после второго инсульта в Коктебеле, а Толстой после возвращения из эмиграции на удивление органично прижился в Советском Союзе, вошел в круг друзей Иосифа Сталина и дожил до 1945 года.


И в середине ноября Петербург узнал, что в жизни никакой Черубины де Габриак не существует. А за этим литературным псевдонимом скрывается преподаватель русской словесности Петровской женской гимназии дворянка Елизавета Дмитриева.




Читайте также: