Освобождение мышц станиславский кратко

Обновлено: 02.07.2024

В театр понятие атмосферы пришло из жизни. А в жизни оно сопутствует нам каждую минуту. Атмосфера - это как бы материальная среда, в которой живет, существует актерский образ. Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи и т.д. Атмосфера - понятие динамическое, а не статическое, она меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий. Атмосфера относится к чувственной сфере, но это не значит, что если спектакль насыщен индивидуальными чувствами артистов, то в нём есть атмосфера. Сценическая атмосфера зависит от характера событий, развертывающихся перед нами, от места и времени действия. В произведении театрального искусства атмосфера возникает через выявление взаимодействия человека с окружающими людьми и с обстановкой.

3. Элемент системы к.С. Станиславского: освобождение мышц.

Очень мешают творческому процессу мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно паралитик; когда зажим в руках – руки коченеют, превращаются в палки. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, в плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику. Зажим может появиться в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку. Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о правильном, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни роли. Поэтому, прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободы действия. У нервных людей мышечные напряжения неизбежны во все моменты жизни. У актера, поскольку он человек, они всегда будут создаваться при публичном выступлении. Уменьшишь напряжение в спине – оно появится в плече, удалишь его оттуда – глядь, оно перекинулось на диафрагму. И так все время будут появляться там или здесь мышечные зажимы. Поэтому нужно постоянно и неустанно вести борьбу с этим недостатком, никогда не прекращать ее. Уничтожить зло нельзя, но бороться с ним необходимо. Борьба заключается в том, чтобы развить в себе наблюдателя или контролера. Роль контролера трудная: он должен неустанно, как в жизни, так и на сцене, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности. Мало того – его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность и не только для спокойных моментов роли, но, главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема. Конечно, при выработке механической привычки вначале приходится много думать о контролере и направлять его действие, а это отвлекает от творчества. Но впоследствии освобождение мышц или по крайней мере стремление к нему в минуты волнения становится нормальным явлением. Артисту, точно грудному ребенку, приходится всему учиться с самого начала: смотреть, ходить, говорить и так далее. Все это мы умеем делать в жизни. Но беда в том, что в подавляющем большинстве мы это делаем плохо, не так, как установлено природой. На сцене надо смотреть, ходить, говорить иначе – лучше, нормальнее, чем в жизни, ближе к природе: во-первых, потому, что недостатки, вынесенные на свет рампы, становятся особенно заметными, во-вторых, потому, что эти недостатки влияют на общее состояние актера на сцене.

Превращение всего нашего физического аппарата в выразительное средство актерского творчества — это искусство из искусств, и возможно это только при условии повседневной работы над речью, голосом, над развитием выразительности своего тела.

Чтобы выработать умение двигаться выразительно и правдиво, нужно научиться освобождать наши мышцы от излишних зажимов, от ненужного напряжения. Предметом нашего изучения должны быть мышцы произвольных движений, которые подчиняются воле человека.

В начале занятий надо прежде всего предложить ученикам ощутить, что такое напряжение и освобождение мышц.

1. Напрячь все мускулы и разделить число 3450 на 15.

Тянуть стул из рук партнера и в то же время мысленно произвести умножение числа 17 на 120; или вспомнить строки знакомых стихов; или вспомнить последовательно все события сегодняшнего дня.

Предложить ученику отыскать оброненный предмет (карандаш, записную книжку, кольцо и т. п.). Когда же он это сделает логично и правдиво, попросить его повторить все эти действия. И тут же надо ему сказать, что остальные ученики будут проверять, так ли он все делает, как сделал в первый раз.

Затем предлагается другим ученикам выполнить ряд подобных упражнений. Все на собственном опыте убеждаются, что физическое напряжение, непроизвольная зажатость мышц парализуют активную деятельность человека, его психическую жизнь, мешают творческому процессу.

Работа над телом требует большого тренажа. Пока актером владеет физическое напряжение, не может быть и речи ни о каком творчестве, о правильном действии, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни действующего лица! Следовательно, прежде чем начать творить, надо привести в порядок свои мышцы, научиться понимать их, управлять и владеть ими.

Изучение этого элемента мы разбиваем на четыре этапа:

1. Выработка мышечного контролера.

2. Определение центра тяжести и точки опоры.

3. Воспитание навыков и умения определять работу мышц. Знать, какие мышцы несут нагрузку при том или ином физическом действии, и уметь пользоваться этими мышцами ровно настолько, насколько требует свершение данного действия.

4. Оправдание позы, жеста, движения. Каждое движение, положение, поза и жест должны быть оправданы, продуктивны и целесообразны.

Освобождение цен

Освобождение цен В. Л.: Мы с самого начала с Егором договорились, что 15 % идет на свободный рынок. Всего, за что я отвечаю. Это позволило, поскольку мы все время следили за свободными ценами, примерно понимать, где реальность. И мы подтягивали так называемые фиксированные

Освобождение

Освобождение Зима 1928/29 года была для нас особенно тяжелой. Предрассветные поездки в Лукьяновскую тюрьму в холодном дребезжащем трамвае, тревога за отца, образовавшаяся вокруг нашей семьи почти полная пустота, настороженное отношение в школе леденили душу и угнетали. Тем

27. Освобождение

ОСВОБОЖДЕНИЕ

ОСВОБОЖДЕНИЕ Прошло несколько лет. Граф Дмитрий Шереметев из малолетнего несмышленыша превратился в молодого кавалергардского офицера, пустого и бессердечного, как требовали век и мода. Давно никто не вспоминал о Батове в шереметевских хоромах. Дмитрий Николаевич

Освобождение

Освобождение

Освобождение Я, как и раньше ходил на разгрузку, таскал бревна, кидал лопатой уголек и цемент. Поднимался ночью по вызову, шел со всеми на вахту, ждал конвоя. Как и раньше, у меня были головокружения, но я больше не отказывался от выхода на работу: не хотелось последние дни

4. Освобождение

4. Освобождение В конце января 1946 года Колю Бородина освобождают. За ним приехал из Сталино (Донецк) отец, потерявший на войне ногу. Приблизительно через неделю освобождают по малолетству и меня с Андреем. Андрей — серб, но выдаёт себя за русского. Адресом, сведениями о

Освобождение

Освобождение Меня терзал невыносимый голод, готов был идти в любой дом и просить есть. Вышел из лесу и пошел по направлению к деревне. У меня уже выработалась привычка запоминать названия деревень (на всякий случай).Я прочитал название поселка и несколько раз повторил его

Освобождение

Освобождение Кто же практически мог выжить в условиях концлагеря?Общее мнение очевидцев и участников описанных выше событий таково:1. Могли выжить отдельные узники из числа немцев и австрийцев, которым посчастливилось пережить один-два месяца лагерного существования и

Освобождение

22. Освобождение

22. Освобождение Прибежал человек из комнаты дежурных: письмо прямо из Министерства авиации, немедленно переводящее меня в часть. Так что я избегаю последних недель обучения и оргии испытаний на физподготовку, которой она кончается. Слава Богу. Кто-то, возможно, Тренчард,

62: Освобождение

Освобождение

Освобождение Итак, 29 апреля 1945 года лагерь был освобожден и ликующие пленные, разгромив проволочную ограду, вырвались на свободу. Не позавидуешь жителям прилежащих немецких селений. Изголодавшиеся русские военнопленные наверняка не очень затрудняли себя

РАБОТА НАД ТЕЛЕСНЫМ АППАРАТОМ (ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В начале занятии надо прежде всего предложить ученикам ощутить, что такое напряжение и освобождение мышц.

1.Напрячь все мускулы и разделить число 3450 на 15.

2. Тянуть стул из рук партнера и в то же время мысленно произвести умножение числа 17 на 120; или вспомнить строки знаковых стихов; или вспомнить последовательно все события сегодняшнего дня.

3. Предложить ученику отыскать оброненный предмет /карандаш, записную книжку, кольцо и т.п. Когда же он это сделает логично и правдиво, попросить его повторить все эти действия. И тут же надо ему сказать, что остальные ученики будут проверять, так ли он все делает, как сделал в первый раз".

Производится разбор проделанного, указывается на зажимы тех или иных мышц, в результате которых и возникла нелогичность действий.

Изучение этого элемента, мы разбиваем на четыре этапа:

1.Выработка мышечного контролера.

2.Определение центра тяжести и точки опоры.

3. Воспитание навыков и умения определять работу мышц. Знать, какие мышцы несут нагрузку при том или ином физическое действии, и уметь пользоваться этими мышцами ровно настолько, насколько требует свершение данного действия.

4. Оправдание позы, жеста, движения. каждое движение, положение, поза и жест должны быть оправданы, продуктивны и целесообразны.

ВЫРАВОТКА МЫШЕЧНОГО КОНТРОЛЕРА ИЛИ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Раздел I. Научить определять излишние напряжения /зажимы/ и освобождаться от них

1. Предложить группе учеников сесть поудобнее, ослабить напряжение и начать проверку лишних напряжений. Обратить их внимание на то, что даже в этом спокойном положении можно наблюдать частичные напряжения в мышцах рук, ног и т.д. Чтобы точнее научиться определять зажимы, слегка напрячь кисти рук, плечи, ноги и т.д., а потом объяснить разницу в состоянии и ощущениях.
2.Сесть на ручку кресла, определить зажимы и снять их.
3. Походить по комнате, определить излишние напряжения и снять их. Проверить, не перешло ли напряжение, например, из кисти руки в локоть или шею, а. из шеи в плечи и т.д.

4. Прислониться к стене, облокотиться на стол, на подоконник и т.д. и опять найти лишнее напряжение.

5.Лежа отдыхать на диване. Определить, где зажимы, снять их.
6. Сесть нескольким ученикам на диван, определить, где зажимы.

Все эти упражнения надо варьировать до тех пор, пока ученик не почувствует ощущение хотя бы частичной мышечной свободы.

1.Измерить длину комнаты обыкновенным, спокойным шагом.
2.Открыть и закрыть дверь.
3.Поставить пять стульев к стене.
4.Приготовить комнату для приема гостей.
5.Открыть окно и протереть стекла.
6.Разобрать содержание сумочки.
7. Завязать галстук, зашнуровать ботинки, повязать косынку.

Педагог отмечает присущее кому-либо напряжение и указывает на это, добивается снятие зажима.

Раздел II. Научиться подчинять мышцы своему намерению

ВТОРОЙ ЭТАП, ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ И ТОЧКИ ОПОРЫ

Раздел I. Научить определять центр тяжести и точки опоры для большей устойчивости

Упражнения.
1. Взять два стула и поставить на расстоянии метра один от другого. Предложить одному из занимающихся встать коленкой на один стул и, дотянувшись, ухватиться рукой за другой стул, одновременно оторвав другую ногу от пола. Сделать разбор движении по перемещению центра тяжести и точек опоры.
2. Встать коленками на стул, придерживаясь одной рукой за стул, другой, не дотрагиваясь до пола, попытаться поднять смятый лист бумаги.
3. Стоя на коленях, не касаясь ступнями пола, дотянуться до висящего предмета.
4. Не вставая со стула, передать книгу далеко стоящему соседу.
5. Сидя на диване, потянуться и достать книгу, лежащую на столе. Не поднимаясь со стула, достать цветы, стоящие
на окне, иголку, лежащую на полу; вытянуть как можно дальше одну руку, потом обе руки.
6. Быстро или медленно сходить с лестницы, со ступеньки на ступеньку.
7. Опуститься на колени посреди комнаты, потом по знаку начать подниматься и в это время представить, что получаете неожиданный толчок в спину или в грудь. Определить точку опоры, чтобы удержаться.
8. Предложить ученику представить себе, что он сидит и кто-то пытается столкнуть его со стула. Стул накреняется, но он удерживается. Проделать это упражнение и определить, где же точка опоры .

Требовать точного определения точки опоры, устранения лишнего напряжения, зажимов. Рекомендовать проводить этот тренаж и дома.

Раздел 2. Перенесение центра тяжести, мгновенная ориентировка - нахождение центра тяжести и точек опоры при постоянное изменении положения тела.

1. Облокотиться на стул и определить точки опоры локти, ноги. Затем, убрав стул', прислониться к стене, двери и также определить точки опоры спина, ноги.
2. Стоять на обеих ногах, перенести центр тяжести на левую ногу, потом на правую. Встать на одну ногу, приготовиться к бегу.

Следить за тем, чтобы положения-позы не заранее, а принимались внезапно.

ТРЕТИЙ ЭТАП. УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ, КАКИЕ МЫШЦЫ НЕСУТ
НАГРУЗКУ ПРИ ДАННОМ ФИЗИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ, И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ РОВНО НАСТОЛЪКО НАСКОЛЬКО БЫВАЕТ ЭТО НЕОБХОДИМО
В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ ПРИ СОВЕРШЕНИЙ ДАННОГО ДЕЙСТВИЯ

Раздел I. Получение правильного мускульного ощущения данного действия

1. Сесть к столу. Положить руки на стол. Взять со стола спичечную коробку или карандаш. Добиваться, чтобы это движение было естественным, как в обыденной жизни.
2. Взять в руки вазу, часы, книгу, очки и т.д.
3. Стряхнуть рукой с колен крошки, пыль. Сбросить с колен книгу, камешки и т.д.
4. Бросить смятый в комок листок бумаги просто на пол и в цель в корзину или ящик.
5. Указать рядом сидящему, как пройти в кацелярию, в библиотеку, в зрительный зал, в другую комнату. Указать незаметно для других на человека, который интересует партнера.
6. Достать из реки уплывающий платок.
7. Идти по ковру и ногой нащупывать впадину или сучок. Ногой пытаться нащупать, нет ли впереди лужи. Представить, что идешь ночью по узкому мостику, на котором не хватает
одной доски.
8. Сравнить портьеры, висящие на дверях.
9. Отыскать на стене гвоздик.

Все время напоминать о зажимах и освобождении тех или иных мышц.

1. Перенести стул от стены к столу и определить, какие мышцы участвуют в этой работе.
Затем предложить перенести мнимый стул, то есть произвести точно такую же работу, с тем же напряжением тех мышц и с той же затратой энергии. Если тpe6уемых результатов с мнимым стулом не получается, то упражнение следует повторить еще раз с реальным стулом. И в последующих упражнениях также следует переходить от реального к мнимому предмету.
2. Перенести маленький столик.
3. Сдвинуть стол с места, в сторону.
4. Отдернуть тяжелую портьеру, легкую шторку, занавеску.
5. Открыть крышку рояля, пианино.
6. Передвигать одному человеку шкаф. Толкать тяжелый сундук.
7. Поднять ящик, чемодан, ведро с водой.

8. Добившись правильного мускульного ощущения в проделанных действиях, оправдать их и, решив, для чего именно они делаются, для какой цели, проделать их снова. При этом
надо точно знать все о предаете, с которым производятся действия. Нужно следить за тем, чтобы были напряжены именно те мышцы, которые необходимы для действия, чтобы в этом была правда.

Тщательно следить за тем, чтобы при упражнениях и тренаже не попускались перенапряжения.

1. Выяснить у занимающихся, кто каким спортом увлекается. Затем предложить им вспомнить, какие именно мышцы испытывают особенно сильное напряжение в этом виде спорта, и воспроизвести эти действия с максимальной точностью, наметить цель и произвести эти же действия.
2. Узнать, с каким физическим трудом участники занятия знакомы, какие трудовые навыки они имеют. Потом предложить воспроизвести их по памяти.
Вот примерный перечень этих действий:
- рубить дрова,
- подтягивать гирю,
- волочить ящик или сундук,
- качать воду из колонки, доставать ведро воды из колодца, носить ведра с водой на коромысле,
- тянуть или катить бревно,
- нести мешок с картошкой,
- забивать кол и вытаскивать его из земли,
- вбивать гвоздь в стену и вытаскивать его клещами,
- поднимать мешок с мукой,
- выжимать мокрое белье,
- копать грядку в саду, землю на целине, снег, скованный льдом, и рыхлый снег, только что выпавший,
- вытаскивать лодку на берег.
3. Повторять все эти действия по напряжению мышц оправдав, зачем это делается, наметив себе целъ действия.

1. Парные, согласованные беспредметные действия: пилить дрова; тащить большой ящик, диван; передвигать шкаф; грести; играть в теннис; играть в мяч и т.д.
2. Передавать тяжести по кругу, все время меняя предметы: то тяжёлый ящик, то кирпичи, то ведра с водой, то пустые. Действуя, наметьте задачу; меняя предмет, с которым действуете, также меняйте цель, для чего это делаете?.
3. Групповое упражнение на беспредметные действия с тяжестями:
- посадка молодых деревьев и кустов. Воскресник по озеленению района, копать землю, таскать на носилках землю, нести посадочные кусты, нести ведра с водой, поливать из лейки;
- на стройке перенос тяжестей, укладка кирпича, работа с цементом и т.д.

В этих упражнениях нужно воспроизводить только те действия, которые знакомы ученикам по жизненному опыту. Доводить до правильного, точного мускульного напряжения.

Раздел 2. Добиться правильного ощущения мышц и напряжения при борьбе, не нарушая свободы партнера

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПОЛОЖНИЕ, ПОЗА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ, ЦЕЛЕСООБРАЗНЫ, ПРОДУКТИВНЫ

К.С. Станиславский говорил, что на сцене при каждой принимаемой позе или положении тела существуют три момента:
1. Излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой позе и при волнении от публичного выступления.
2. Механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью внутреннего мышечного контролера.
3. Обоснование или оправдание позы.

Известно, что на ответственных соревнованиях спортсмены часто не достигают тех рекордных результатов, которые зафиксированы в нормальных условиях их тренировки. Им мешает излишнее волнение, возникающее от сознания ответственности, от торжественной и нервной обстановки. В этих необычных условиях у спортсмена повышается кровяное давление, учащается биение пульса, нарушается ритм дыхания и возникают непроизвольные мышечные напряжения, препятствующие выполнению заранее отработанных физических действий: бега, прыжков, бросков, гребли и т.п. Появляется и психическое торможение, нарушающее быстроту и точность ориентировки, остроту восприятия. Дополнительная затрата физических и душевных сил приводит к быстрой утомляемости.

Откуда же берутся мышечные зажимы с точки зрения психологии?

Любой человек в идеале, а не только актер, должен уметь управлять своим телом: мгновенно расслаблять и напрягать по своей воле нужные мышцы.

Иногда принимают расслабленность за свободу мышц. Это различие необходимо разъяснить, так как расслабленность, будучи таким же препятствием, как и излишнее напряжение, лишает всякой инициативы и способности действовать. Свобода мышц эта та степень мускульного напряжения, которая необходима для данного действия. На сцене актёр никогда не должен доводить тело до полного мышечного расслабления (т.е. до состояния расслабленности), а лишь освобождаться от излишков напряжения, сохраняя его настолько, насколько это необходимо для совершения данного действия. (Исключением могут быть случаи изображения сна, обмороков, смерти, когда актёр должен полностью ослабить мышцы).

Чтобы устранить мышечные зажимы, можно вначале довести напряжение во всём теле до возможного предела, после чего сразу ослабить мышцы и, наконец, вернуться к нормальному физическому состоянию. Для развития каждой части тела и снятия излишних напряжений выработаны специальные упражнения.

Очень важно подмечать малейшие мышечные зажимы, которые возникают по ходу выполнения любого упражнения, у кого-то напряжение в мимике, у кого-то в походке, а у кого-то зажаты пальцы рук, приподняты плечи, напряжено дыхание и т.п.

Упражнения на напряжения и расслабления мышц нужно продолжать до тех пор, пока человек не научится моментально напрягать и освобождать любую мышцу. Кроме актёрских упражнений, для освобождения от мышечных напряжений очень полезны упражнения из хатхи-йоги, гимнастика тай-дзи цюань и система айки­до.


1 чел. помогло.

ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ

Превращение всего нашего физического аппарата в выразительное средство актерского творчества — это искусство из искусств, и возможно это только при условии повседневной работы над речью, голосом, над развитием выразительности своего тела.

Чтобы выработать умение двигаться выразительно и правдиво, нужно научиться освобождать наши мышцы от излишних зажимов, от ненужного напряжения. Предметом нашего изучения должны быть мышцы произвольных движений, которые подчиняются воле человека.

В начале занятий надо прежде всего предложить ученикам ощутить, что такое напряжение и освобождение мышц.


  1. Тянуть стул из рук партнера и в то же время мысленно произвести умножение числа 17 на 120; или вспомнить строки знакомых стихов; или вспомнить последовательно все события сегодняшнего дня.

  2. Предложить ученику отыскать оброненный предмет (карандаш, записную книжку, кольцо и т. п.). Когда же он это сделает логично и правдиво, попросить его повторить все эти действия. И тут же надо ему сказать, что остальные ученики будут проверять, так ли он все делает, как сделал в первый раз.

Затем предлагается другим ученикам выполнить ряд подобных упражнений. Все на собственном опыте убеждаются, что физическое напряжение, непроизвольная зажатость мышц парализуют активную деятельность человека, его психическую жизнь, мешают творческому процессу.

Работа над телом требует большого тренажа. Пока актером владеет физическое напряжение, не может быть и речи ни

о каком творчестве, о правильном действии, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни действующего лица! Следовательно, прежде чем начать творить, надо привести"в~ порядок свои мышцы, научиться понимать их, управлять и владеть ими.


  1. Выработка мышечного контролера.

  2. Определение центра тяжести и точки опоры.

  3. Воспитание навыков и умения определять работу мышц. Знать, какие мышцы несут нагрузку при том или ином физическом действии, и уметь пользоваться этими мышцами ровно настолько, насколько требует свершение данного действия.

  4. Оправдание позы, жеста, движения. Каждое движение, положение, поза и жест должны быть оправданы, продуктивны и целесообразны.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ВЫРАБОТКА МЫШЕЧНОГО КОНТРОЛЕРА ИЛИ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Раздел I. Научить определять излишние напряжения (зажимы) и освобождаться от них


  1. Предложить группе учеников сесть поудобнее, ослабить напряжение и начать проверку лишних напряжений. Обратить их внимание на то, что даже в этом спокойном положении можно наблюдать частичные напряжения в мышцах рук, ног и т. д. Чтобы точнее научиться определять зажимы, слегка напрячь кисти рук, плечи, ноги и т. д., а потом объяснить разницу в состоянии и ощущениях.

  2. Сесть на ручку кресла, определить зажимы и снять их.

  3. Походить по комнате, определить излишнее напряжение и снять его. Проверить, не перешло ли напряжение, например, из кисти руки в локоть или шею, а из шеи в плечи и т. д.

  4. Прислониться к стене, облокотиться на стол, на подоконник и т. д. и опять найти лишнее напряжение.

  5. Лежа отдыхать на диване. Определить, где зажимы, снять их.

  6. Сесть нескольким ученикам на диван, определить, где зажимы.

«Он (мышечный контролер. — Л. Н.) должен неустанно, как в жизни, так и на сцене, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов. [. ] Этот процесс самопроверки и снятия, излишнего напряжения


  1. Измерить длину комнаты обыкновенным, спокойным шагом.

  2. Открыть и закрыть дверь.

  3. Поставить пять стульев к стене.

  4. Приготовить комнату для приема гостей.

  5. Открыть окно и протереть стекла.

  6. Разобрать содержимое сумочки.

Педагог должен очень тщательно следить за учениками, делающими эти упражнения. И лишь только он заметит присущее кому-либо из них напряжение, он должен указать ему на это и добиться снятия зажима.

^ Раздел II. Научиться подчинять мышцы своему намерению

В плане занятий необходимо предусмотреть упражнения, которые бы выработали у учеников умение ощущать работу мышц и подчинять их своей сознательной воле.

ноги, то левой, затем правой руки, левой руки. Напрячь одновременно мышцы правой ноги и левой руки и наоборот. Переводить напряжение с правой ноги на левую и т. д.

3. Сесть прямо и отвести плечи назад. Проверить, какие мускулы спины работают. Эти движения повторить несколько раз.


  1. Встать у стены и на счет 4, 8, 16, 32 постепенно сгибаться и так же, на тот же счет, разгибаться. Это же упражнение проделать в сидячем положении. Сначала падает голова, затем сгибается шея, первый позвонок, второй и т. д.

  2. Проверить работу мышц кисти рук:

в) сцепить кисти и сделать руками непрерывную волну — можно всем вместе, а можно по очереди, как бы передавая ее поочередно друг другу.

10. Оставляя все тело спокойным, действовать только од ной рукой, одной ногой, затем головой и т. д.


  1. Положить правую ногу на левую и ступней правой ноги нарисовать буквы: О, Д, А и другие, а затем то же самое сделать левой ступней.

  2. Упражнение на выразительность рук и ног: например, для рук — за обедом, на экзамене, примирение; для ног — ожидание встречи; первый год на военной службе.

ВТОРОЙ ЭТАП. ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ И ТОЧКИ ОПОРЫ

Раздел I. Научить определять центр тяжести и точки опоры для большей устойчивости

Центр тяжести человеческого тела находится в точке, лежащей на 2—2,5 см ниже крестцовой кости и на 4,5 см выше линии, соединяющей центры обоих тазобедренных суставов. При перемене положения тела центр тяжести смещается. Когда при наклоне туловища в любую сторону центр тяжести оказывается не над площадью опоры, человек падает. Этого он может избежать, переставив одну ногу и тем самым создав новую площадь опоры, над которой оказывается теперь смещенный центр тяжести.


  1. Взять два стула и поставить на расстоянии метра один от другого. Предложить одному из занимающихся встать коленкой на один стул и, дотянувшись, ухватиться рукой за другой стул, одновременно оторвав другую ногу от пола. Сделать разбор движений по перемещению центра тяжести и точек опоры.

  2. Встать коленками на стул, придерживаясь одной рукой за стул, другой, не дотрагиваясь до пола, попытаться поднять смятый лист бумаги.

  3. Стоя на коленях, не касаясь ступнями пола, дотянуться до висящего предмета.

  4. Не вставая со стула, передать книгу далеко стоящему соседу.

  5. Сидя на диване, потянуться и достать книгу, лежащую на столе. Не поднимаясь со стула, достать цветы, стоящие на окне, иголку, лежащую на полу; вытянуть как можно дальше одну руку, потом обе руки:

  6. Быстро или медленно сходить с лестницы, со ступеньки на ступеньку.

  7. Опуститься на колени посреди комнаты, потом по знаку начать подниматься и в это время представить, что получаете неожиданный толчок в спину или в грудь. Определить точку опоры, чтобы удержаться.

8. Предложить ученику представить себе, что он сидит и кто-то пытается столкнуть его со стула. Стул накреняется, но он удерживается. Проделать это упражнение и определить, где же точка опоры.

При каждом упражнении надо требовать точного определения точки опоры. При этом очень важно, чтобы устранялись лишние напряжения и не принимались посторонние зажимы за необходимые для соблюдения равновесия. Рекомендовать про* водить этот тренаж и дома.

^ Раздел II. Перенесение центра тяжести, мгновенная ориентировка — нахождение центра тяжести и точек опоры при постоянном изменении положения тела

ТРЕТИЙ ЭТАП. УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ, КАКИЕ МЫШЦЫ НЕСУТ НАГРУЗКУ ПРИ ДАННОМ ФИЗИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ, И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ РОВНО НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО БЫВАЕТ ЭТО НЕОБХОДИМО В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ДАННОГО ДЕЙСТВИЯ

^ Раздел I. Получение правильного мускульного ощущения данного действия

1. Сесть к столу. Положить руки на стол. Взять со стола спичечную коробку (или карандаш). Добиваться, чтобы это движение было естественным, как в обыденной жизни.


  1. Взять в руки вазу, часы, книгу, очки и т. д.

  2. Стряхнуть рукой с колен крошки, пыль. Сбросить с колен книгу, камешки и т. д.

  3. Бросить смятый в комок листок бумаги просто на пол и в цель (в корзину или ящик).

  4. Указать рядом сидящему, как пройти в канцелярию, в библиотеку, в зрительный зал, в другую комнату. Указать незаметно для других на человека, который интересует партнера.

  5. Достать из реки уплывающий платок.

  6. Идти по ковру и ногой нащупывать впадину или сучок. Ногой пытаться нащупать, нет ли впереди лужи. Представить, что идешь ночью по узкому мостику, на котором не хватает одной доски.

  7. Сравнить портьеры, висящие на дверях.

  8. Отыскать на стене гвоздик.

Упражнения (на ощущения мускульного напряжения при поднятии мнимых тяжестей).

1. Перенести стул от стены к столу и определить, какие мышцы участвуют в этой работе.


  1. Перенести маленький столик.

  2. Сдвинуть стол с места, в сторону.

  3. Отдернуть тяжелую портьеру, легкую шторку, занавеску.

  4. Открыть крышку рояля, пианино.

  5. Передвигать одному человеку шкаф. Толкать тяжелый сундук.

  6. Поднять ящик, чемодан, ведро с водой.

  7. Добившись правильного мускульного ощущения в проделанных действиях, оправдать их и, решив, для чего именно они

«Ильич. Не так берешься, лапотница!

Актерам надо правдиво передать впечатление, что чемодан действительно тяжел. Передать напряжением мышц, вызванным их волей.

Вот почему нужно тщательно следить за тем, чтобы рри упражнениях и тренаже не допускались перенапряжения.


  1. Выяснить у занимающихся, кто каким спортом увлекается. Затем предложить им вспомнить, какие именно мышцы ио-пытывают особенно сильное напряжение в этом виде спорта, и воспроизвести эти действия с максимальной точностью, наметить цель и произвести эти же действия.

  2. Узнать, с каким физическим трудом участники занятий знакомы, какие трудовые навыки они имеют. Потом предложить воспроизвести их по памяти.

  • рубить дрова,

  • подтягивать гирю,

  • волочить ящик или сундук,

  • качать воду из колонки, доставать ведро воды из колодца, носить ведра с водой на коромысле,

  • тянуть или катить бревно,

  • нести мешок с картошкой,

  • забивать кол и вытаскивать его из земли,

  • вбивать гвоздь в стену и вытаскивать его клещами,

  • поднимать мешок с мукой,

  • выжимать мокрое белье,

  • копать грядку в саду, землю на целине, снег, скованный льдом, и рыхлый снег, только что выпавший,

  • вытаскивать лодку на берег.

  1. Парные, согласованные беспредметные действия: пилить дрова; тащить большой ящик, диван; передвигать шкаф; грести; играть в теннис; играть в мяч и т. д.

  2. Передавать тяжести по кругу, все время меняя предметы: то тяжелый ящик, то кирпичи, то ведра с водой, то пустые. Действуя, наметьте задачу; меняя предмет, с которым действуете, также меняйте цель (для чего это делаете?).

  3. Групповое упражнение на беспредметные действия с тяжестями:

  • посадка молодых деревьев и кустов. Воскресник по озеленению района (копать землю, таскать на носилках землю, нести посадочные кусты, нести ведра с водой, поливать из лейки);

  • на стройке (перенос тяжестей, укладка кирпича, работа с цементом и т. д.)

^ Раздел II. Добиться правильного ощущения мышц и напряжения при борьбе, не нарушая свободы партнера

«Расплюев. Постой, пусти, пусти, пусти, говорят! Что ты? Да что же ты?

Все это со сцены должно выглядеть правдивым. Этого можно достичь совершенствованием, отработкой техники сокращения мышц, участвующих в этих действиях.

Упражнения (на выработку правильного ощущения мышц и чувства взаимосвязи партнеров).

1. Одному из участников занятий встать в защитную позу, крепко упершись ногами в пол. Другому делать попытку сдвинуть его плечом с места. Затем каждому из действующих определить, какие мышцы напряжены. Потом повторить борьбу, но без физического воздействия на партнера. Требовать от учеников по памяти восстановить последовательно правильные мускульные ощущения борьбы.


  1. Оторвать партнера от стола.

  2. Взять за руку и потащить партнера за собой.

  3. Остановить и повернуть бегущего на вас человека.

  1. Сцепившись руками, заставить партнера встать на колени.

  2. Вырвать свою руку из рук партнера. Выхватить стул, книгу, письмо.

  1. Освободить колени от рук партнера.

  2. Связать руки за спиной.

11. Внезапно наброситься из-за угла сзади на партнера. Освободиться от внезапно напавшего партнера.

12. Тянуть веревку — кто кого перетянет.

Каждое упражнение необходимо проводить сначала с физическим воздействием на партнера, то есть вести настоящую борьбу, чтобы проверить правильность мускульного ощущения и уточнить, какие мышцы напрягаются и насколько. Потом уже повторить эти упражнения без физического воздействия, так как на сцене при борьбе прямого физического воздействия на партнера не допускается.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ, ПОЗА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ, ЦЕЛЕСООБРАЗНЫ, ПРОДУКТИВНЫ


  1. Излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой позе и при волнении от публичного выступления.

  2. Механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью внутреннего мышечного контролера.

  3. Обоснование или оправдание позы.

1. Предложить сесть на стулья 6—8 участникам занятий. По первому хлопку им надо принять какую-либо позу; по второму хлопку — не меняя позы, найти точку опоры, убрать лишнее напряжение, ненужные зажимы; по третьему — всем оправдать свои позы вымыслом. После этого поставить перед ними ряд вопросов, выясняя смысловые значения той или иной позы, положения и действия.

Например, спросите ученика: чем вы оправдываете ваше положение? Каково ваше действие? Почему вы устремили взор на пол, чем напуганы? Почему ваши руки вытянуты, как бы защищаясь, а сами сидите?

Ответ. Я сижу на берегу моря. Мои друзья все ушли, оставив меня отдыхать на солнечном берегу. У меня парализованы ноги. И вдруг я увидел, как на меня ползет сколопендра.

Педагог. Хорошо. Ваша поза оправдана. Продолжайте ваше действие.

Практика показывает, что смелые и интересные решения в оправдании поз и действий во многом зависят от жизненного опыта и наблюдательности человека. И очень важно подсказать, как обогащать свой творческий багаж, черпая примеры из повседневной жизни.

Богатство жизненных впечатлений — необходимое и важное условие творчества, но, кроме материала, нужна способность, во-первых, увидеть и отобрать нужное, во-вторых, прочувствовать, понять материал и домыслить его, подчинив его своей творческой цели.

Читайте также: