Острожская библия ивана федорова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Острожская Библия – первое полное издание библейских книг Ветхого (за исключением Послания Иеремии) и Нового Завета на церковнославянском языке, которое было выпущено в 1581г. в городе Острог печатником Иваном Фёдоровым по инициативе и на деньги князя К. К. Острожского; вы­даю­щий­ся па­мят­ник восточно-славянской фи­ло­ло­гической мыс­ли и пе­чат­но­го де­ла XVI века.

Из истории

О древнем восточнославянском городе Острог упоминается еще в Ипатьевской летописи от 1100 года. К моменту приезда туда Ивана Федорова Острог был уже одним из крупнейших политических, административных, экономических и культурных украинских центров. В этом городе и была создана Иваном Федоровым знаменитая Библия – издание, известнее и прославленнее которого, пожалуй, нет во всей старопечатной славянской книжности.

Острожская Библия представляла русскую и украинскую старопечатную книгу и за рубежом: Иван Грозный, к примеру, подарил экземпляр ее Дж. Гарсею (посланнику королевы Англии), а князь Константин Острожский – римскому папе Григорию XIII. Известен экземпляр, принадлежавший королю Швеции Густаву II Адольфу.

Для тех времен тираж этой книги, по некоторым оценкам, от 1000 до 1500 экземпляров, был необычайно велик, и об издании хорошо знали современники и ближайшие потомки.

Выпуск в свет первой полной славянской Библии, конечно, не мог пройти незамеченным в тогдашнем мире. Знаменитое издание Ивана Федорова было известно во Франции, где оно хранилось в Парижской королевской библиотеке. Экземпляр Острожской Библии хранился и в Дрездене – у известного востоковеда Элиаса Хуттера, экземпляры ее находились в колледжах Кембриджа, а о распространении Острожской Библии в Болгарии поведал католический епископ Петр Богдан.

В литературе описывается около 450 отдельных экземпляров Острожской Библии. На сегодняшний день сохранились (полностью или частично) около 350 экземпляров.

Острожская Библия-11

Создание Острожской Библии

За очень короткие сроки были сверены разные списки Библии, отобран оригинал и сопоставлен с зарубежными изданиями. Кроме этого, нужно было отлить новые шрифты – славянские и греческие, набрать текст (3 240 000 знаков), отпечатать том в 1 256 страниц, а также переплести часть тиража.

Многие из приемов художественного оформления, которые Иван Федоров применял во время создания Острожской Библии, встречались и в предыдущих его изданиях, но только здесь художественные детали и дополнительные статьи текста выступили именно в той последовательности, которая в последствии станет характерной для украинского и белорусского книгоиздания: титульный лист с рамкой-порталом, герб и геральдические вирши на его обороте, далее предисловие издателя и составителей, оглавление и в конце книги – календарные указатели и послесловие печатников.

Описание

Острожская Библия состоит из 76 книг Ветхого и Нового завета, украшена ксилографической титульной рамкой, гербом князя К. К. Острожского и печатным знаком Ивана Федорова. Заставки острожского издания Библии содержат орнаментальные мотивы, которые тогда были распространены в украинской рукописной книге. Они были сделаны белым узором на черном фоне, так как Иван Федоров стремился визуально сблизить их с московской старопечатной орнаментальной традицией.

Центральная часть заставки, открывающей основной текст Острожской Библии, была оттиснута с доски из Апостола 1564 г., но ей придана П-образная форма (как в польской Библии, которая была издана в 1563 г. в Бресте). Из этой же Библии была позаимствована и форма картуша для герба князя К. К. Острожского на обороте титульного листа.

Острожская Библия-12

Заставки, в большинстве своем помещенные в начале каждой книги Библии, устанавливают нужные между ними паузы и облегчают чтение. Вместе с этим они выполняют и декоративную функцию, нарушая однообразие наборных страниц. По сравнению с прежними заставками Ивана Федорова в Острожской Библии форма их в значительной степени упрощена: навершия в виде шишек, листьев или плодов встречаются лишь 4 раза, а остальные украшения имеют характер четких вертикальных прямоугольников. В рисунках преобладают растительные элементы – гроздья винограда, плоды граната, цветы.

Редкой красотой и выдержанностью стиля отличаются в Острожской Библии многочисленные инициалы. У всех у них форма прямоугольников, обведенных по краям белой линией. Как и заставки, заглавные литеры в них моделированы растительными мотивами, однако симметрия (свойственная заставкам) в них нередко нарушена.

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.

Печатник Иван Федоров

В связи с ограничениями, введёнными Роскомнадзором на трафик платформы Facebook, трансляция нашего издания в группе Facebok временно приостанавливается. На момент .

ТРАСЛЯЦИЯ В FACEBOOK ПРЕОСТАНОВЛЕНА!

Орнаментика этого и последующих федоровских изданий отличается изяществом и во многом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия Изографа. Отпечатанная Иваном Федоровым и Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий.

Отъезд из Москвы

Заблудувский период

Печатник Иван федороф

Печатник Иван федоров

Печатник Иван федоров

Печатник Иван федоров

Первопечатник Иван Федоров

Первопечатник Иван Федоров

12 июля 1580 г Иван Федоров опубликовал Острожскую Библию— первое полное издание Библии на церковнославянском языке, подготовленное совместными усилиями православного князя Константина Острожского и кружка ученых, собранного вокруг Острожской школы. Издание опубликовано в Остроге первопечатником Иваном Фёдоровым в 1581 году по благословению дубенского игумена Иова.

Острожская библия Ивана Федорова

Острожская библия Ивана Федорова

Имеются экземпляры с различными выходными сведениями, помещенными в конце книги. Небольшая часть экземпляров имеет на последнем листе текст выходных данных в виде треугольника с датой 12 июля 1580, ниже помещена типографская марка Ивана Федорова. В других экземплярах текст оканчивается в два столбца, ниже типографской марки и выходных данных с датой 12 августа 1581 помещена концовка. В связи с этим часто говорят о двух различных изданиях книги. Однако на титульном листе всех известных экземпляров стоит 1581 год; по наблюдениям А.С. Зёрновой, описавшей 29 экземпляров, издание было одно, хотя по какой-то причине затянулось и некоторые листы были перепечатаны; разных комбинаций из перепечатанных и неперепечатанных листов достаточно много.

До сих пор используется старообрядцами, не признавшими новый перевод Библии, как и другие исправления богослужебных книг в XVII веке.

Печатник Иван федоров

Печатник Иван федоров

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Острожская Библия - история создания

Первое завершенное издание Библии на церковнославянском языке считается шедевром печатного искусства. Все в ней - от оформления до перевода - выполнено на наивысшем уровне. Эта книга была издана фантастическим для своего времени тиражом - до 1500 экземпляров и без единой опечатки.
После подписания Люблинской унии, в 1569 году, Польское королевство и Великое княжество Литовское образовали единое государство - Речь Посполитую, а вместе с Литвой к Польше были присоединены и земли юго-восточной Руси, принадлежавшие литовцам. Если литовцы предоставляли украинскому населению относительную социально-экономическую, религиозную и культурную свободу, то поляки вмешивались во все сферы жизни. И начали они с активного насаждения католицизма.

Нехороший король

В то время наука и письменность были тесно связаны с церковью, что ставило кириллическое письмо и православное образование.
Под угрозу исчезновения. В противовес католической экспансии князь Острожскои принял решение напечатать Библию на церковнославянском языке.

Василий-Константин Острожский был младшим сыном великого гетмана литовского князя Константина Ивановича Острожского. Мальчик, в четыре года потерявший отца, получил прекрасное образование в православном духе и стал покровителем православной веры.
Князь Острожский был крупнейшим землевладельцем после короля Речи Посполитой — ему принадлежали сотни городов и тысячи сел на землях Волыни, Подолья, Киевщины, Галичины, Чехии и Венгрии. Он был самым богатым украинским магнатом своего времени — его годовой доход составлял около одного миллиона злотых. Князь Острожский заботился о развитии просвещения и оказывал покровительство учёным. Он собрал огромную библиотеку западноевропейской и греческой литературы.
Для подготовки Библии Василий-Константин Острожский призвал учёных мужей со всех концов света. Это способствовало созданию Острожскои академии, которая возникла на базе славяно-греко-латинской школы, основанной в 1576 году, и стала первым высшим образовательным учреждением Украины и одним из первых университетов в Восточной Европе.
Новое учебное заведение не было университетом в современном понимании этого слова. Образование там начиналось с начальной школы, где впервые было осуществлено разделение учеников на классы, введена школьная программа и каникулы. Конечно же, и преподавателями, и студентами могли стать исключительно мужчины. Но в истории академии была и женщина — племянница князя Острожского, Гальша Острожская, которая вложила крупную сумму денег в развитие образовательного учреждения.
На оплату труда педагогов, организацию обучения и строительство помещений тратились огромные средства. Острожская академия стала символом образованности и письменности.

Общими усилиями

Главным редактором

Острожской Библии был, скорее всего, первый ректор Острожской академии Герасим Смотрицкий. Но, судя по грамматическим стилям, над ней, предположительно, работали четыре редактора. По всей видимости, они к тому же были выходцами из разных регионов.
Специально для печати Библии Иван Фёдоров изготовил шесть разных по размеру и графике шрифтов — четыре кириллических и два греческих. Печать основного текста выполнена достаточно мелким шрифтом, что свидетельствует о том, что она предназначалась не только для церковного, но и частного использования: церковнослужителям во время богослужения удобнее пользоваться крупным шрифтом, а для домашнего чтения в этом нет необходимости. Благодаря мелкому шрифту Библия не кажется массивной и громоздкой. Шрифт Острожской Библии был подобен канцелярскому шрифту того времени, то есть привычным и удобным для чтения.



Первые экземпляры Острожской Библии были выпущены 12 июля 1580 года, а основная часть — 12 августа 1581 года. Объём текста оценивается в 3240 тысяч печатных знаков. В Библии отпечатаны герб князя Острожского и типографская марка Ивана Фёдорова. В начале помещены два предисловия — Василия-Константина Острожского и Герасима Смотрицкого. В самом конце книги находится небольшое послесловие в виде молитвы Ивана Фёдорова.
В Библии отсутствуют потекстовые иллюстрации, но в оформлении широко использовались традиционные для кириллических книг декоративные элементы — заставки, концовки, инициалы.

Выход в свет

ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ - первое издание полного корпуса библейских книг Ветхого (за исключением Послания Иеремии) и Нового Завета на церковнославянском языке, выпущенное в 1581году в городе Острог печатником Иваном Фёдоровым по инициативе и на средства князя К.К. Острожского; вы­даю­щий­ся па­мят­ник восточно-славянской фи­ло­ло­гической мыс­ли и пе­чат­но­го де­ла XVI века.

Сразу после публикации Острожская Библия получила широчайшее распространение на всей восточнославянской территории, а со временем - и у южных славян. Уже в 1581 году английский посол Дж. Горсей получил в подарок экземпляр от царя Ивана IV Васильевича Грозного. Шрифты Острожской Библии уже в конце XVI века оказали заметное воздействие на великорусские книжные почерки, а её заставки и инициалы - на художественное оформление рукописных книг. К тому же времени относятся первые списки предисловий и послесловий, явно рассматривавшиеся как произведения, имеющие самостоятельную литературную ценность. В 1663 году Острожская библия с небольшой редакционной правкой была переиздана Московским печатным двором. В Петровскую эпоху Острожская Библия использовалась Комиссией по исправлению славянской Библии, сопоставлявшей славянский текст с греческим и латинским изданиями; результаты редактуры отразились в так называемой Елизаветинской Библии (1751), которая легла в основу всей позднейшей церковнославянской печатной традиции.

Острожская Библия является наиболее сохранившимся славянским кириллическим изданием XVI века. [из первоначального тиража (не менее 1 тысячи экземпляров) сохранилось около 350 экземпляров, т. е. около 30%]. В 1988 году, к 1000-летию Крещения Руси, Острожская Библия была факсимильно переиздана.

Читайте также: