Особый статус татарстана в рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное

Настоящий Договор утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Татарстан, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан;

учитывая опыт применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан;

исходя из исторических, культурных, экономических, экологических и иных особенностей Республики Татарстан,

оговорились о нижеследующем:

Статья 1

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и настоящим Договором.

Статья 2

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан Республика Татарстан (государство) - субъект Российской Федерации - обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Учитывая, что использование и охрана земли, недр, водных, лесных и других природных ресурсов на территории Республики Татарстан составляют основу жизни и деятельности ее многонационального народа, Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Республики Татарстан заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горно-геологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями Республики Татарстан. Правительство Российской Федерации и Государственный Совет Республики Татарстан по затронутым в данном пункте проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Республика Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами и администативно-территориальными образованиями иностранных государств, участвует в деятельности специально созданных для этих целей органов международных организаций, а также заключает соглашения об осуществлении международных, внешнеэкономических связей и осуществляет такие связи с органами государственной власти иностранных государств по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Республика Татарстан по согласованию с Правительством Российской Федерации оказывает государственную поддержку и содействие соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка.

5. Государственными языками в Республике Татарстан являются русский и татарский языки, статус и порядок использования которых определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральным законом и законом Республики Татарстан.

Для кандидатур на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан, вносимых в порядке, предусмотренном федеральным законом, устанавливается дополнительное требование, предусматривающее владение государственными языками Республики Татарстан. Владение государственными языками Республики Татарстан устанавливается в заявительном порядке.

Статья 3

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать основной документ, удостоверяющий личность (общегражданский паспорт гражданина Российской Федерации), с вкладышем на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан.

Статья 4

Органы государственной власти Республики Татарстан имеют соответствующее представительство при Президенте Российской Федерации в г. Москве.

Статья 5

1. Срок действия настоящего Договора - 10 лет со дня вступления его в силу.

2. Порядок продления действия настоящего Договора, а также порядок и основания досрочного прекращения его действия (расторжения) определяются федеральным законом.

Статья 6

Совершено в г. Москве "26" июня 2007 года в двух экземплярах, каждый на русском и татарском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Президент Российской Федерации В.В.Путин

Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан"

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

Утвердить Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, подписанный в городе Москве 26 июня 2007 года.

1. Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан.

2. Наименования Республика Татарстан и Татарстан равнозначны.

3. Статус Республики Татарстан не может быть изменен без взаимного согласия Республики Татарстан и Российской Федерации. Границы территории Республики Татарстан не могут быть изменены без ее согласия.

4. В пределах своих полномочий Республика Татарстан самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Татарстан.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Конституция Республики Татарстан и поправки к ней принимаются Государственным Советом Республики Татарстан или путем референдума.

5. Никто не может присваивать власть в Республике Татарстан. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 4

1. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Республика Татарстан осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

2. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Татарстан, изданным по предметам ведения Республики Татарстан, действует нормативный правовой акт Республики Татарстан.

Статья 5

1. Территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна.

2. Границы между Республикой Татарстан и субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Статья 6

Республика Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций.

Статья 7

Республика Татарстан вступает в отношения с субъектами Российской Федерации, заключает договоры и соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности совместных организаций.

Статья 8

1. Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

2. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях.

Статья 9

1. Государственная власть в Республике Татарстан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

2. Государственную власть в Республике Татарстан осуществляют Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, суды Республики Татарстан.

3. Кабинет Министров Республики Татарстан, министерства, государственные комитеты Республики Татарстан и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан составляют систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.

4. Органы государственной власти Республики Татарстан при осуществлении своих полномочий учитывают исторические, национальные и иные особенности Республики Татарстан.

Статья 10

В Республике Татарстан признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 11

1. Республика Татарстан - светское государство.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 12

1. В Республике Татарстан признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Общественные объединения вправе участвовать в управлении государственными делами через своих представителей в выборных органах государственной власти и органах местного самоуправления.

3. Не допускаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и целостности Республики Татарстан, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, запрещается использование в этих целях средств массовой информации, а также иных средств.

Статья 13

Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 14

Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан.

Статья 15

1. Республика Татарстан отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами.

2. В Республике Татарстан пропаганда войны запрещается.

Статья 16

1. Земля, ее недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир используются и охраняются в Республике Татарстан как основа жизни и деятельности народа.

2. Средства бюджета Республики Татарстан, иное государственное имущество, культурные и исторические ценности и другое имущество, обеспечивающее экономическую самодостаточность республики и сохранение материальной и духовной культуры, являются общенародным достоянием.

Статья 17

1. Основу экономики Республики Татарстан составляет социальное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законом обеспечиваются свобода хозяйственной деятельности и разнообразие форм собственности, равные условия их правовой защиты.

2. Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем.

3. Республика Татарстан в пределах своих полномочий регулирует развитие экономики посредством программ экономического и социального развития, бюджетной, налоговой, структурной, инвестиционной, кредитной, ценовой и иной экономической политики, не вмешиваясь в деятельность хозяйствующих субъектов.

Статья 18

1. В Республике Татарстан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 19

1. Собственность неприкосновенна. Ограничение прав собственника при владении, пользовании, распоряжении законно приобретенным имуществом не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

2. Собственность не должна использоваться во вред государственным и общественным интересам, правам, свободам и достоинству человека.

3. Принудительное изъятие объектов собственности не допускается, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Статья 20

1. В Республике Татарстан не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

2. Государственные органы содействуют развитию малого и среднего бизнеса.

Статья 21

1. Республика Татарстан имеет свое гражданство.

2. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан.

3. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации.

Статья 22

Граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Татарстан всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 23

Республика Татарстан имеет свои государственные награды.

Порядок их учреждения и присуждения определяется законом.

Статья 24

1. Конституция Республики Татарстан является Основным законом республики, имеет высшую юридическую силу в правовой системе Республики Татарстан, прямое действие и применяется на всей территории Республики Татарстан. Законы и иные правовые акты Республики Татарстан, а также правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Республики Татарстан.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, учреждения, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Татарстан.

3. Законы Республики Татарстан подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Республики Татарстан.

Статья 25

Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" - составная часть правовой системы Российской Федерации и Республики Татарстан.

Статья 26

1. Положения настоящего раздела Конституции составляют основы конституционного строя Республики Татарстан.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Татарстан.

Этим летом закончилось действие соглашения договора между Россией и Татарстаном. Это был второй документ, который сохранял особенный статус республики Татарстан в российской системе федерализма. Несмотря на то, что, по сравнению со своим предшественником 1994 года, новый документ все-таки сузил права республики, тем не менее, он по-прежнему оставлял за регионом право на совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями. Татарстан был единственным регионом, который заключил договор с государством.


Особенный статус давал возможность распоряжаться ресурсами и привлекать инвесторов. Отметим, что Татарстан три года подряд занимал первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности среди регионов России, оставляя далеко позади Москву и Подмосковье. Как ранее рассказал журналистам один из разработчиков второго договора о разграничении полномочий между федеральным центром и властями республики Рафаэль Хакимов, политическая позиция республики создала ей особенный имидж.



Республиканские власти хотели спасти свои казанские банки, которые по капитализации занимали третье место в России, но Центробанк не позволил это сделать. Власти Татарстана в случае решения о финансовом оздоровлении Татфондбанка готовы были докапитализировать его. ЦБ зарегистрировал отчет об итогах дополнительного выпуска обыкновенных акций Татфондбанка объемом по номинальной стоимости 2,4 млрд рублей. В марте, неожиданно для рынка, Банк России все-таки принял решение отозвать лицензии у Татфондбанка и Интехбанка, где почти три месяца до этого в казанских банках работал временная администрация, а власти республики не оставляли надежд на спасение своих крупных финансовых игроков.




Нежелание властей Татарстана бороться с федеральным центром за распределение полномочий в сложившейся ситуации единственно верный. Публичный отказ от всяких претензий на специальный договор президента Татарстана Рустама Минниханова логичен и основывается на политическом реализме. Как считает представитель АПЭК в Башкирии Дмитрий Михайличенко, в Татарстане проблемы с банковским сектором, много споров вокруг обязательного изучения татарского языка в школах (значительная часть русскоязычного населения против обязательного изучения татарского за счет учебного времени, отведенного по образовательным программам на русский язык). Более того, в республике есть тревожные сигналы по линии распространения исламистских течений и религиозного экстремизма, отмечает политолог.



Церемония возложения цветов к памятнику Льва Толстого в Казани

Он также добавил в разговоре с корреспондентом портала Регионы Online, что формат отношений регионов и центра позволяет Татарстану пользоваться преференциями, выделяемым из федерального центра в полном объеме.


В качестве примера аналитик АПЭК привел соседний Башкортостан, который такой щедростью федерального центра никогда не был наделен. В свою очередь, надо сказать, что Татарстан грамотно распорядился имеющимися ресурсами.

Таким образом, центр дал понять Татарстану, что в сложившейся политической системе ни один из регионов страны не может иметь особенных полномочий.

Татарстан входит в состав России. Это один из субъектов РФ, который является суверенной республикой. Также Татарстан входит в поволжский экономический район.

Состав РФ

В состав Российской Федерации входят следующие республики в 2022 году:

  • Чувашия;
  • Адыгея;
  • Чечня;
  • Алтай;
  • Хакасия;
  • Башкортостан;
  • Удмуртия;
  • Бурятия;
  • Тыва;
  • Дагестан;
  • Татарстан;
  • Ингушетия;
  • Кабардино-Балкария; -Алания;
  • Калмыкия;
  • Якутия;
  • Карачаево-Черкессия;
  • Мордовия;
  • Карелия;
  • Марий Эл;
  • Коми.

Последним регионом, вошедшим в состав России, стал Крым. Сегодня эта республика является самым дотационным российским регионом. Ежегодно на поддержку полуострова из государственного бюджета выплачивается до 50 миллиардов рублей.

Состав Российской Федерации

Состав Российской Федерации на карте

Немного истории

Республика Татарстан была присоединена к России в 1992 году. Власти региона отказались подписывать федеративный договор, который был общим для всех субъектов страны.

Тогда разногласия в верхах не привели к беспорядкам и вооружённым столкновениям. Одновременно споры о том, какой именно статус должен быть у Татарстана, до сих пор сопровождаются не очень честными дипломатическими играми.

До начала путча-91 Б. Ельцин дал Татарстану неосторожное обещание о суверенитете, но сдержать его так и не смог.

Минтимер Шаймиев и Борис Николаевич Ельцин

Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев и Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин во время церемонии подписания договора о разграничении полономочий между органами государственной власти России и Татарстана. Москва, Кремль. 15.02.1994

После этого власти России неоднократно пытались подтолкнуть руководство Татарстана к подписанию федеративного договора. Это привело к прямо противоположному результату – власти региона приняли решение о проведении референдума о независимости.

Больше половины граждан Татарстана (62%) заявили о своем желании жить в суверенном государстве.

Этот референдум был крайне нежелателен для России, и центральные СМИ практически обошли этот вопрос стороной. После того как референдум состоялся, российским конституционным судом было принято решение признать формулировку вопроса незаконной. Президент Ельцин неоднократно обращался к жителям региона, пытаясь повлиять на их решение.

Но все попытки были тщетными. В ноябре 1992 года Татарстан принял свою Конституцию, которая тогда же вступила в законную силу. Конституция и закрепила суверенитет региона.

В 1994 году президенту Татарстана М. Шаймиеву удалось заключить с российскими властями договор, согласно которому Татарстан не выходил из состава России, но был объявлен суверенным государством, ассоциированным с РФ.

Данное положение вещей сохранялась до пересмотра Конституции в 2000 году. В очередной редакции регион был отнесён к субъектам РФ. Сегодня он продолжает сохранять свои суверенные полномочия.

Сложная ситуация

В 2017 году в верхах заговорили о вероятном выходе Татарстана из состава РФ. Эти слухи оказались сильно преувеличенными, но основания они не лишены.

По словам президента Татарстана Р. Минниханова нынешний кризис в отношениях республики и Москвы обусловлен неудачным решением российских властей спонсировать дотационные регионы за счёт донорских.

Больше всего политика возмущает то, что средства из бюджета Татарстана изымаются без предварительного разрешения, а ведь республика не утратила своего суверенитета.

Дотационные и бездотационные регионы РФ

Татарстан – не единственный регион, критикующие действия властей России. Во всех случаях недовольства причина одна – выжимание средств.

  • Еврейский АО;
  • Бурятию;
  • Амурскую область;
  • Северную Осетию.

Татарстан на их фоне выглядит относительно стабильно, но устойчивость положения республики остается под большим вопросом.

По мнению ведущих экономистов страны, количество донорствующих регионов постепенно сокращается. Это же касается и благополучных субъектов России. Ещё в 2015 году количество регионов-доноров было 15. Сегодня их насчитывается только 11.

В рейтинге благосостояния семей Татарстан находится на 16 месте. По мнению региональных властей республика больше не может выделять Москве такое количество денег.

Рейтинг городов России по уровню жизни можно посмотреть пройдя по данной ссылке.

Конфликт вероятен

В начале 2022 года подтвердились слухи о том, что президент России сильно недоволен чересчур, по его мнению, независимой политикой Татарстана. По мнению независимых СМИ, глава государства был сильно раздражен якобы намерением республики выходить из состава России.

В ходе заседания государственного совета в Казани В. Путин не менее 2 раз сделал замечание Р. Минниханову. Недовольство президента было обусловлено тем, что руководитель региона не желает выполнять кремлёвское предписание и не удаляет из Конституции пункт о том, что он имеет право называться президентом.

Президент Татарстана Рустам Минниханов

Также в 2018 году федеральным центром было вынесено решение об отказе продления срока действия договора центра и республики. Речь в договоре шла о разграничении полномочий. В татарской Конституции сохранена позиция о том, что ответственность за соблюдение законов несёт лично президент.

Второй причиной разногласий является вопрос статуса национального языка республики. Некоторые русскоговорящие общественники выступают за отмену обязательных уроков татарского в средних школах. По мнению сторонников суверенитета Татарстана, это неприемлемо. Они выступают с требованием о сохранении изучения татарского языка как государственного.

Третьей причиной недовольства Москвы является дерзкая политика Минниханова, который не раз резко высказывался о вынужденном донорстве Татарстана.

В 2018 году с достаточно жёстким заявлением в адрес главы республики выступил Д. Медведев. По мнению премьер-министра, поведение Татарстана неприемлемо и республика не имеет право требовать того, что ей не положено.

Татарстан – мощнейший промышленный субъект Российской Федерации.

Основным ресурсом является нефть. На территории республики находится несколько нефтеперерабатывающих заводов. Всего Татарстан располагает 800000000 тонн извлекаемой нефти.

Также на территории региона имеется более сотни залежей угля. В недрах Татарстана также есть запасы:

  • торфа;
  • известняка;
  • песчано-гравийной смеси;
  • доломитов;
  • гипса;
  • строительного песка;
  • строительного кирпича;
  • глины;
  • строительного камня.

Структура промышленности Республики Татарстан

Ещё на территории Татарстана действует несколько автозаводов и один крупнейший авиазавод, который регулярно поставляет центру модернизированную технику.

Роль республики для обороноспособности и нацбезопасности очень высока. Попытки Казани установить прямой контакт с другими странами за спиной центра недопустимы.

Заключение

Президент Минниханов делает правое дело. О выходе из России речи не идёт, но граждане республики уверены, что и Москва должна знать своё место. Решать, на каком языке говорить, будут сами жители Татарстана.

Читайте также: