Особняк румянцева в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 05.07.2024


Особняк до Румянцева

Строительство легендарного особняка в отрезке набережной между Крюковым и Ново-Адмиралтейским каналами началось в 1730–1740-х годах. Оно не сопровождалось особыми проблемами, потому что тогда владельцами участка были князья Голицыны – представители одного из самых знатных и самых разветвлённых российских княжеских родов. А именно – Михаил Михайлович Младший – генерал-адмирал Российского флота.

Следующим владельцем особняка стал его сын Александр Голицын – сенатор, помощник канцлера (в царской России канцлер – высший гражданский чин; первым канцлером был сподвижник Петра I граф Фёдор Головин, который собрал вообще все высшие чины России) и обер-камергер царского двора. Последний чин предписывал Голицыну руководить придворными кавалерами и представлять членам императорской фамилии тех, кто получил право на аудиенцию.

Богатый и состоятельный потомок известного рода первым решил перестроить особняк. За дело взялся француз Вален-Деламот, который приехал в Россию в 1759 году по протекции своего дяди – знаменитого зодчего Блонделя. Именно Валлен-Деламот стал первым профессором архитектуры в Академии художеств, её вице-ректором, а также заложил в архитектуре города на Неве традиции классицизма, господствовавшего вплоть до середины 19 века.

В 1770-х годах особняк был перестроен. В период этой перестройки дом со стороны Английской набережной получил внешние архитектурные пропорции, которые сохранил до сегодняшнего дня: трёхэтажный особняк на одиннадцать осей. Вскоре после перестройки Александр Голицын дом продал, так как с концами переехал в Москву.

С 80-х годов 18 века владельцами дома были английские купцы: Фаркварсан, затем Фома Варра.

Новый хозяин

Свою историческую значимость и название особняк на Английской набережной получил из-за самого известного его владельца – Николая Румянцева – выдающегося государственного деятеля, канцлера Российской империи, просветителя и мецената. За жизнь он побывал членом нескольких правительственных комиссий по экономическим вопросам, директором дворянского банка, директором водяных коммуникаций и экспедиций об устройстве в России дорог, министром коммерции, министром иностранных дел и ещё много кем.

Потомки графа запомнили по его увлечению – любви коллекционировать. Находясь на дипломатической и государственной службе, Николай Петрович занимался собиранием памятников русской истории. Долгие годы, проведённые в Германии, приучили его к аккуратности и систематизации. Это позволило ему не только собрать огромную коллекцию, но и сделать её уникальной по качеству и подбору.

Кстати, Румянцев принадлежал к древнему российскому дворянскому роду. Его дед – Александр Румянцев – принимал активное участие в политической жизни России первых десятилетий 18 века. Затем фамилия Румянцевых была прославлена победами полководца Петра Румянцева-Задунайского. По стопам полководца пошли и его двое сыновей: Николай и Сергей Румянцевы.


Дом-сокровищница

Купив особняк в 1802 году, Румянцев превратил его из скромного жилища частного человека и купца в парадный, во вкусе Наполеоновского времени, дом важного государственного человека, богача и аристократа, где бывал сам император.

Сначала перестраивали внутренние покои. Жил граф в трёх комнатах с окнами на Неву. Во всех остальных помещениях особняка находились его бесценные сокровища. В те времена скромный фасад здания, не отличающийся от соседних построек, был обманчив: внутри дом выглядел гораздо богаче.

В 1824 году Румянцев пригласил для работы над проектом перестройки особняка молодого, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе архитектора Василия Глинку. Перед архитектором стояла сложная задача: практически без изменений пропорций архитектурного объёма создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание. Глинке это удалось. Он закрыл здание мощным, сильно выдвинутым 12-колонным портиком, установленным на высокий цоколь. Колонны портика с капителями коринфского ордера (верхняя часть) подчёркивали его монументальность. Похожее строение имеют колонны Пантеона.


Проект был по тем понятиям настолько хорош и талантливый, что Академия художеств дала за него Глинке звание академика.

Музей после Румянцева

Исполняя волю покойного брата, Сергей Голицын устраивает перепланировку дома под музей. Покупает новую мебель. Для особо ценного помещения – Большого зала, где должна была располагаться минералогическая коллекция, – выполняются фигурные шкафы, столики, стулья из карельской берёзы и другие элементы декора. Кстати, император повелел назвать музей Румянцевским, отдав должное не только собраниям Николая Румянцева, но и хлопотам, финансовым вложениям и пополнениям коллекций произведениями искусства его брата.

В 1831 году музей был открыт. И не просто музей, а первый в России частный публичный музей. Это стало важнейшим событием в научной и культурной жизни Петербурга, о чём написали все газеты.

В доме располагалась огромная библиотека, составленная из собраний русских и славянских рукописей, русских книг церковной и гражданской печати, иностранных изданий и карт. Весь Большой (Белый) зал занимал минералогический кабинет. Музей хранил коллекции монет и медалей, собрание одежд и вещей островитян, привезённых из кругосветного путешествия капитаном Отто Коцебу. В особняке работали учёные-историки, лингвисты, археографы. Здесь проводились не только научные изыскания, но и публичные лекции, чтения, концерты.

Каждый новый владелец – отдельная жизнь особняка

Затем опустевшим домом на Английской набережной владело множество почитаемых личностей: журналист и писатель Альберт Старчевский (при нём здание снова перестраивается в доходное, появляется третий этаж, производится капитальный ремонт внутри и снаружи особняка); купец Иоганн Шумахер, купивший здание за 250 тыс. рублей; почётный потомственный гражданин Егор Дрябин, его вдова и сын; супруга Его императорского величества Евгения Романовского (при ней дом находился уже совсем в аварийном состоянии, укрепляется и перестраивается внутри и снаружи, становится богаче); дворяне Евгений Лейхтенбергский и Зинаида Богарне; Дарья Евгеньевна – представитель династии Романовых; князь Лев Кочубея.


В 1918–1921 годах парадные залы со стороны набережной Красного флота (так называлась Английская набережная с 1918 года) пустовали. В помещениях с улицы Галерной располагались жилые квартиры.

С 1921 по 1938 год в здании располагались: Союз металлистов, Петропрофобр, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, облсобес, школа пионервожатых, промкомбинат предприятий инвалидов, лаборатория по семконтролю и карантину сельхозрастений и областное управление кинофикации.

С 1938 года в особняке начал размещаться музей истории и развития Ленинграда. Располагавшиеся здесь учреждения съезжали до 1946 года. Жильцы квартир были расселены лишь в начале 1990-х годов.

Особняк был не готов к окончательному переезду музея: требовался капитальный ремонт и масштабная реставрация, сотрудникам необходимо было исследовать здание и проложить экскурсионные маршруты, денег не хватало, а музейные фонды и имущество насчитывали более 100 тыс. единиц хранения.

В марте 1941 года исполком Ленсовета выделил дополнительные средства, обязав коллектив музея завершить работу к 25-й годовщине Октябрьской революции. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда нарушили эти планы.

Война и реставрация

В июле-августе 1941 года коллекции были эвакуированы в город Сарапул в Удмуртии. Оставшиеся предметы хранились в залах музея и в Исаакиевском соборе. В особняке разместился стационар для музейных работников.

Весь период блокады здание охранялось специальными службами. Были укреплены дверные и оконные проёмы, а доступ в здание со стороны набережной и дворовых флигелей закрыли. Каждый работник имел инструкцию на случай воздушной тревоги и обстрелов. Вскрытие ящиков с оставшимися музейными предметами в залах особняка и систематический контроль за их состоянием предотвратили утрату и порчу коллекций.

В апреле 1953 года, через месяц после смерти Иосифа Сталина, музею возвратили историко-краеведческий профиль. Он стал именоваться Государственным музеем истории Ленинграда. С этого времени началось активное развитие всех направлений музейной деятельности.


Сейчас особняк Румянцева – филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Настоящее музея: истории, живопись, фотографии, лекции

Можно посетить экспозицию, открытую в 1964 году в канун 20-летия полного разгрома фашистских войск под Ленинградом, и узнать о том, что пережил город в военное время.

В уютном внутреннем дворе особняка возможно проведение деловых мероприятий, вечерних туристических программ.

фото

На участке в первой трети XVIII в. была усадьба князя Михаила Васильевича Голицына. В 1774 г. князь умер, не оставив наследников.

В 1780-х гг. дом принадлежал англичанину Фаркварсану, котрый продал его английскому купцу Варе.

В 1796 г. здесь жил король Густав IV Шведский со своим дядей, герцогом Зюдерманландским (впоследствии Карлом XIII). (Соловьева Т. А..- Румянцевский особняк на Английской набережной, Адмаз, СПб, 1996, добавил: Mary)

фото

фото

Д. Доу.
Портрет
Н. П. Румянцева.

фото

фото

Герцог Евгений
со второй супругой
графиней Зинаидой
Дмитриевной Богарне.

фото

фото

План здания.
(добавил Mary)

фото

фото

фото

Английская набережная.
Старая открытка.

фото

Двор дома князя Л.М Кочубея.
1906 г.
Фотоателье К. Буллы.
(добавил Mary)

фото

Набережная Красного флота.
Фото 1934 г.
(добавил - Ладада)

фото

Парадная лестница
с Английской наб.
Фото 1906 г.
(добавил Mary)

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

"Театры
Ленинграда"
1964 г. С. 10

фото

Приложение к Топ-плану 2004
(добавил - IVa)

Постепенная застройка набережной началась со строительством Санкт-Петербурга. В начале XVIII в. эта часть новой столицы, со всех сторон окруженная водой наиболее страдала от наводнений и была весьма неблагоприятной для строительства. В определенные своего существования набережная носила разные названия. Первоначально она называлась Нижней. В отличии от Верхней – ныне Дворцовой.

Следующими владельцами были поочередно английские купцы Фаркварсен и Варра. Для содействия торговым отношениям с Англией, владельцы домов, сдающие жилье английским купцам, освобождались от воинского постоя. Поэтому здания Нижней набережной успешно сдавались внаем. С начала XIX в. набережная получает название Английская.

С 1802 по 1826 г. дом принадлежал Николаю Петровичу Румянцеву (1754-1826) - выдающемуся государственному деятелю, покровителю наук, меценату и коллекционеру. Н. П. Румянцев - сын героя екатерининского времени Петра Александровича Румянцева-Задунайского, образованный и воспитанный в духе просветительских идей XVIII в. принадлежал к особому типу людей, для которых любовь к отечеству воплощалась в собирательстве и сохранении памятников национальной истории.

Румянцев собрал огромную библиотеку (около 30 тыс. томов), около 200 редкостных этнографических предметов, коллекцию восточных и античных монет; его минералогическая коллекция насчитывало около 14 тыс. минералов.

1 сентября 1861 г. Румянцевский музей был переведен в Москву. В 1862 г. было утверждено «Положение о Московском Публичном музеуме и Румянцевском музеуме (МПМ и РМ). Являясь примером собирания культурного наследия на основе частной инициативы, Румянцевский музей пополнялся новыми отдельными экспонатами и целыми коллекциями. Для московских меценатов и коллекционеров дар музею почитался за честь.

В 1925 г. Государственный Румянцевский музей преобразован в Государственную библиотеку СССР им. Ленина (с 1992 г. - Российская государственная библиотека). Во время реорганизации Румянцевского музея его уникальные экспонаты пополнили коллекции ведущих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Владимира, Ростова Великого Иванова и других городов, и волею судеб последних десятилетий ХХ в. оказались за пределами России – в Киеве, Феодосии, Ялте, Гомеле, Ташкенте и др. городах

Летом я заглянул в безлюдный особняк Румянцева на Английской набережной. Это непопулярный у туристов музей, и совершенно напрасно, его экспозицию однозначно стоит увидеть. Сегодня я приглашаю вас пройти по залам музея вместе со мной.




4. Парадный вестибюль дворца.


5. Сразу за ним - парадная лестница.


6.


7.


8. Лестница носит название Мраморной.


9.


10. Проходим в парадные залы второго этажа.


11.


12.


13.


14. Ночник с бисквитным (!) экраном.


15. Кожаная спинка кресла.


16.


17.


18.


19.


21. Часть залов занята экспозицией по истории Ленинграда.


22. Через весь дом мы дошли до выхода на Галерную улицу. Здесь всё забито ящиками для картин.


23. По боковой лестнице поднимаемся на художественную выставку.


24.


25.


26. Тут в основном представлены картины советских реалистов с портретами и видами города.


29. Одним из главных украшений особняка является Дубовая лестница.


30.


31.


32.


33.


35. Макет района Гостиного двора начала 1920-х годов.


36.


37. Вывески магазинов.


38.


39. Кабинет учителя.


40.


41. Фрагменты ресторанного интерьера.


42. Жилая комната.


43. Коммунальная кухня 20-х годов.


45.


46.


47.


48.


49.


50.


52.


53. Зал, посвящённый блокаде и боям за город.


55.


56.


57.


58.


59. Куклы из детского театра.


60. Эскизы костюмов для фронтового цирка. Эти костюмы реально были сделаны, цирк гастролировал с ними по стране.


61. Интересный стенд: здесь показано, что производили ленинградские предприятия до и во время войны.


62. Кондитерский, обувной, оптический, радиоламповый заводы перевели на выпуск снарядов, гранат, штыков и формы.


63. Продукция, выпускавшаяся металлургическими предприятиями.


64. Метр земли с Невского Пятачка.


66. Часть коридора, оформленная как бомбоубежище.


67. Комната блокадника.


68. Диорама блокадного Невского проспекта.


69.


70. Разрушенный дом.


71. Застывший в переулке трамвай и армейский патруль вреди сугробов.


72. Закончим экскурсию в зале, полностью посвящённом блокадной жизни.


73.


76. Копия дневника Тани Савичевой. Почти вся её семья погибла с декабря 1941 года по май 1942 года. В дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации в 1944 году, в возрасте 14 лет.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

СПб, Английская набережная, дом 44, особняк Румянцева


О первых владельцах особняка
Появление первого каменного строения на этом участке, в отрезке набережной между Крюковым и Ново-Адмиралтейским каналами, относится к 40-м годам XVIII века. В этот период участком владели князья Голицыны.
С 80-х годов XVIII века владельцами дома были английские купцы: Фаркварсан, затем Фома Варра.
В 1802 году дом на Английской набережной приобретает граф Николай Петрович Румянцев (1754—1826).

01.jpg

02.jpg

Исполняя волю покойного брата, Сергей Петрович осуществляет внутренние переделки в доме, с целью преобразования его в музей; специально изготавливается новая мебель. Для особо ценного помещения — Большого зала, где должна была располагаться минералогическая коллекция, выполняются фигурные шкафы, столики, стулья из карельской берёзы и т. д.

Парадная лестница
Первое, что мы видим, попадая в особняк, это конечно Парадная лестница.

03.jpg

В 1884 году по заказу графини З.Д. Богарне зодчий А.А. Степанов создал новый проект парадной двухмаршевой лестницы из белого каррарского мрамора, заменив старую трёхмаршевую лестницу, построенную в 1863 году И.А. Цимом. В 1888 году для реализации этого проекта было увеличено лестничное пространство в сторону двора. В получившемся полукруглом ризалите прорезана полуциркульная балконная дверь в центре, а по сторонам две люкарны. Лестница освещалась люстрой-фонариком.

04.jpg

Сложная оригинальная конструкция лестницы А.А. Степанова поражает даже современных архитекторов. На сегодняшний день это единственная лестница подобной конструкции из сохранившихся в Санкт-Петербурге.

05.jpg

Мраморные ступени двух боковых пролётов защемлены в стены и соединены тетивой ограждения. Они точно подогнаны друг к другу по принципу ползучего свода, имеющего строительный подъём в 4 см. Несмотря на значительные размеры лестницы, зодчему удалось добиться необыкновенной лёгкости её восприятия. Ажурные перила в виде причудливо переплетённых акантов и лавровых гирлянд завершаются на верхней площадке позолоченным вензелем Лейхтенбергских. В двух лепных десюдепортах лестничных дверей видны гербы Богарне.

06.jpg

07.jpg

08.jpg

Жилое пространство гостиной было предельно насыщено разнообразной мебелью, множеством старинных предметов и старинных полотен европейских мастеров. Эти произведения являлись жемчужинами коллекции великой княгини Марии Николаевны. Позднее они оказались в собрании различных российских музеев.

09.jpg

Гостиная освещалась бронзовым фонарём работы известного английского мастера XVIII века Мэтью Болтона. В шкафах, на столах размещался фарфор Берлинской и Руанской фабрик, Императорского фарфорового завода, а так же предметы искусства Древнего Востока: китайские вазы и два декоративных слона из бронзы.

10.jpg

Миниатюры в будуаре были закреплены на большом планшете в простенке и подчёркивали страсть хозяев к коллекционированию.

11.jpg

12.jpg

13.jpg

На последний портрет смотрительница зала обратила наше особое внимание.
А много ли портретов того времени, где дама изображена с сигаретой, можете вспомнить вы?

Дубовый кабинет
Левая часть особняка сохранила значение мужской половины дома. Для хозяина дома герцога Е.М. Лейхтенбергского архитектор А.А. Степанов в 1884 году создал просторный рабочий кабинет, заложив дверной проём, выходивший в Парадный вестибюль.

14.jpg

Резной декор кабинетного дивана

15.jpg

А в советское время в дубовом кабинете устраивались камерные концерты, эта традиция продолжается и сейчас. На фотографии выше вы видели рояль, на котором часто играл знаменитый композитор И.О. Дунаевский.

Дубовая гостиная
Находится рядом с Дубовым кабинетом

16.jpg

Здесь можно увидеть уникальную мебель из резного черного дерева. Раньше она находилась в старинной аптеке Пеля на 7-й линии Васильевского острова.

17.jpg

Дубовая лестница

18.jpg

Дубовая лестница была выполнена в конце 1880-ых годов русскими мастерами по проекту А.А. Степанова вместо располагавшейся ранее в этой части дома боковой металлической лестницы. Перила и настенные панели лестницы украшены затейливой резьбой. Лестница состоит из пяти маршей и соединяет три этажа.

19.jpg

В первом этаже выход на неё возможен с двух противоположных сторон: из дубового кабинета и дубовой гостиной.

20.jpg

Потайная в первом этаже, на втором лестница выходит в антикамеру, ведущую к парадным залам.

21.jpg

Стены этой комнаты так же были полностью декорированы дубовыми панелями, а потолок профилированными кессонами. Завершение лестницы оригинальным световым фонарём прямоугольной формы позволило решить проблему её освещения.

22.jpg

23.jpg

Убранство зала конца XIX века было разностильным в духе историзма. Среди прочих предметов мебели здесь находился небольшой шкафчик красного дерева с росписью на дверцах, работы французского мебельщика Анри Дассона, представлявший собой копию с работы Адама Вейсвейлера XVIII века.
Правая стена (фото выше) практически полностью занята зеркалом (17,89 кв.м), заключённым в лепную золочёную раму. При огромных размерах оно выполнено единым стеклом и является единственным в городе подобным зеркалом. Первоначально на этом месте был большой гобелен итальянской работы, предположительно по рисунку Паоло Веронезе. На соседней стене находится парадный портрет Екатерины II, копия с работы Ж.-Б. Лампи старшего (1751-1830).

Музыкальный зал
В период существования в особняке Румянцевского музея в залах второго этажа невской анфилады располагались Мраморная и Портретная комнаты. Украшенные соответственно скульптурой и живописью. После приобретения особняка графиней З.Д. Богарне эти помещения подверглись большим изменениям.

24.jpg

Люстры, привезённые из Италии. Муранское стекло.

25.jpg

Желая увеличить архитектурное пространство помещения, предназначавшегося для музыкального зала, Степанов объединил почти равные пространственные объемы. Вместо трех залов окнами на Неву был сделан один анфиладный.

26.jpg

27.jpg

Работы по реконструкции дома проводились более двух лет и закончились в 1884 году.
В 1884 году, после продаж Мариинского дворца, петербургской резиденцией Евгения Максимилиановича Лейхтенбергского и Зинаиды Дмитриевны Богарне становится дом на Английской набережной. После окончания обучения в Сорбонне сюда приезжает дочь Евгения Максимилиановича от первого брака Дарья (Долли).
Дарью Евгеньевну с полным правом можно считать представителем династии Романовых. Её бабушка — Великая княгиня Мария Николаевна, её дед — герцог Максимилиан Лейхтенбергский, сын Евгения Богарне, внук Жозефины, супруги Наполеона Бонапарта, императрицы Франции. Её отец — представитель семьи герцогов Лейхтенбергских, получивших титул князей (княжон) Романовских и права членов императорской фамилии. В России они почитались высочайшими особами.
В 1893 году Дарья Евгеньевна вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея (1862—1927). Венчание состоялось в Баден-Бадене. В доме на Английской набережной прошло детство их детей Евгения и Натальи.
В 1911 году брак супругов был расторгнут. В особняке остался Лев Михайлович с детьми. Кочубеи владели домом до 1916 года.

28.jpg

29.jpg

30.jpg

Общий коридор, сан.узел, телефон, общая кухня. Многие знают об этом не по рассказам М. Зощенко. Мы сами до 80-ого года жили в коммуналке.

31.jpg

32.jpg

33.jpg

34.jpg

35.jpg

36.jpg

Кухня коммунальной квартиры, мебель и утварь жильцов.

37.jpg

38.jpg

39.jpg

Мы попали в коммуналку по парадным лестницам из парадных комнат особняка. Обитатели коммунальных квартир заходили в своё жильё конечно же не через музей, а с улицы Галерной имели отдельный вход по простой лестнице. Вот она.

Читайте также: