Особенности возникновения государства у различных народов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общие закономерности возникновения и развития государства специфически проявлялись в тех или иных регионах, в различных культурных и религиозных средах, у конкретных народов. Природно-климатические условия, географическое положение страны, религиозные верования и традиции оказывали влияние на процессы социальной дифференциации, лежащие в основе формирования государства. Эти факторы обусловливали конкретные пути и формы государствообразования у различных народов. Однако при том, что процесс возникновения государства у конкретного этноса, народа был уникален, условно можно выделить группы стран, которым были присущи некоторые общие черты в формировании государства. Это позволяет говорить о двух путях возникновения государства: восточном и западном.

Различия между ними состоят, главным образом, в том, каким образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой основе органов публичной политической власти, монопольно правящей группы.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства. Самые древние государства возникли около пяти тысяч лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Яндзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем-состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю.

В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как "власть-собственность", суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности. Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодно. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин "по должности" появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать "выборность" этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы.

Такой (восточный, или азиатский) путь формирования государственности отличался, прежде всего, тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. Одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов "по восточному типу" было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность - верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом "свободных" общинников. Помимо всего, "частный" характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства ("власть-собственность"), а частная собственность имела второстепенное значение.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Основными причинами появления государства здесь были:

а) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

б) необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

в) необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Восточное общество было застойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX века оставалось в основном неизменным.

Свои особенности имело формирование государств в Африке. Верховная власть была выборно-наследственной, система управления строилась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом - для более высоких. Кроме того, правители ранних государств Африки были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений об их сакральности; в принятии важнейших решений, т. к. существовал известный противовес их власти в лице совета из представителей родовой знати. В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции общественного управления общинной верхушкой, т. е. зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основные средства производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка

Западный путь возникновения государства. Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства (чифдома), формой которого была "военная демократия", происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Афин в Древней Греции. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военноначальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям. Трения между наследственной аристократией и массами отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью: утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социальнополитическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н. э. к созданию мощной государственной машины.

Несколько иным путем шло становление Франкского государства. Г ерманские племена долгое время служили поставщиками рабов для Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества.

Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле Римской империи.

Западным путем шло развитие и многих других государств на территории Европы, таких как Древняя Русь, Ирландия и другие.

Контрольные вопросы

1. Как объясняли мыслители различных времен и народов происхождение государства и права?

2. В чем заключается сущность каждой теории происхождения государства и права? Расскажите о них.

3. Какие подходы к типологии государства Вы знаете?

4. В чем сущность формационного подхода? Виды формаций.

5. В чем сущность цивилизационного подхода? Виды цивилизаций.

6. Какие исторические типы государства Вы знаете? Расскажите о каждом.

7. Какие пути возникновения государства Вы знаете? Охарактеризуйте их.

90. Историко-материалистическая теория возникновения государства

90. Историко-материалистическая теория возникновения государства Историко-материалистическая теория связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, но последние опирались на труды предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как

§ 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки

§ 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала

§ 1.4. Завершение процесса возникновения государства

§ 1.4. Завершение процесса возникновения государства Существовало несколько подходов к объяснению появления древнейшего государства.1. Согласно марксистско-ленинской теории коренной причиной возникновения государства явился раскол общества на противоположные классы

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства Образование Советского государства имело как объективные, так и субъективные предпосылки.К объективным относится общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России к 1917 году и обусловленная трагическими

§ 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов

§ 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов Юридические факты - это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.Уже в

Основные пути возникновения государства

Основные пути возникновения государства Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Однако можно выделить три группы в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

1. Понятие формы государства

1. Понятие формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.Форма государства отвечает на

§ 1. Причины и условия возникновения государства и права

§ 1. Причины и условия возникновения государства и права Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и

Глава 14. Формы государства

Глава 14. Формы государства § 1. Понятие и значение формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная

4. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства

4. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства При переходе к производящей экономике на смену естественному приходит общественное разделение труда – между различными племенами или различными социальными группами:– выделяются пастушеские

7. Особенности восточного пути образования государства

7. Особенности восточного пути образования государства Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, должности.Огромное влияние на способ

2.3 Типичные и уникальные формы возникновения государства

2.3 Типичные и уникальные формы возникновения государства Вопрос о причинах возникновения государства остается в науке дискуссионным. Несомненно одно — в процессе длительного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для качественного его

27.6 Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления

27.6 Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления Явлением, противостоящим законности и правопорядку, выступает правовой, или юридический, нигилизм.Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в

Все существующие государства имеют свою историю развития и условия формирования, однако у них есть и общая черта: неолитическая революция (переход от присваивающей формы экономики к производящей) стала катализатором разрушения родоплеменной организации, спровоцировала социальное расслоение в обществе, стала основой для трансформации обычаев в правовые нормы. В зависимости от того, каким способом осуществлялись указанные изменения, возможно выделить два пути формирования государства: восточный и западный.

Восточный путь возникновения государства

Такое направление развития государственного строя называют также азиатским. Основными предпосылками к реализации восточного сценария стали:

  • переход от кочевого образа жизни к оседлому;
  • необходимость в связи со сменой образа жизни организации крупномасштабных общественных работ (строительство поливных сооружений, земледельческие работы и пр.);
  • потребность объединить для осуществления вышеуказанных задач существенное количество людей (родоплеменное объединение) и территорий;
  • необходимость всестороннего контроля проведения работ и управления рабочими.

Все вышеописанные процессы происходили на фоне зарождающихся древних восточных деспотий. Очевидно, что целесообразным было централизовать руководство. Так начало проявляться социальное расслоение: появился управляющий слой, узурпирующий не столько само производство, сколько вопросы распределения ресурсов во время и после производства. Также очевидно, что интересы самой структуры управления стали значительно отличаться от интересов прочей массы людей. Фактически это была сила, эксплуатирующая трудовые ресурсы остальных членов сообщества. Собственно, описываемый управляющий слой стал прародителем государственного аппарата.

С ростом числа вопросов, требующих решения, возникла потребность функционального разделения управляющей структуры. Так начал зарождаться бюрократический аппарат власти, представляемый различными подразделениями (ведомствами), в частности, финансовым, военным и ведомством публичных работ.

Для экономики этого периода развития характерна государственная форма собственности: фактически все блага принадлежали управляющей единице, основная часть населения не владела ничем.

Общие характеристики государств восточной формы развития

Едиными для всех государств, развивающихся по восточному сценарию, являются следующие черты:

  • государственная форма собственности, единоличное владение всеми благами монархом;
  • сохранение такой первобытной формы уклада жизни как община, что, в том числе, исключало факт появления частной собственности;
  • отсутствие условий для развития средств производства и в целом отсутствие в обществе возможностей для развития, модернизации;
  • расслоение общества, основанное на положении людей в структуре власти;
  • в отсутствие каких-либо иных собственников, кроме государства – ненаказуемое злоупотребление властью, превышение полномочий, коррупция;
  • неограниченная власть государственного аппарата, возглавляемого одним лицом, абсолютным монархом.

Восточный тип формирования присущ самым первым государственным структурам на Земле: как уже было отмечено выше, первичной формой стала древневосточная деспотия. Это были важные исторические шаги плавного перехода от первобытного общества к государству.

Западный путь возникновения государства

Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь также зарождение государства строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.

Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля. Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Такие условия были благоприятны для модернизации средств производства: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов. Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).

Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.

На протяжении всей истории развития государства, идущие европейским путем, претерпевали эволюционные метаморфозы: в этом еще одно их отличие от неповоротливой восточной модели.

В ХХ веке практически каждый гражданин (или все граждане в некоторых государствах) являлся собственником, так или иначе; получили распространение основные положения о равноправии и демократии. Эти значительные перемены в обществе совокупно с постоянно развивающейся технологической сферой создали для западной модели достаточную устойчивость и потенциал.

Общие характеристики государств западной формы развития

Базовыми чертами, присущими государственному устройству западного типа, являются:

Развитие первобытного общества во всех регионах мира первоначально проходило примерно одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути различных первобытных обществ разошлись.

Различают два основных пути возникновения государства:

европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства);

восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.).

На Древнем Востоке, в Азии и Африке (восточный, азиатский путь возникновения государства) первые государства возникли в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Проведение крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений потребовало сохранения сельскохозяйственной общины и общественной формы собственности на землю. Постепенно общественная собственность превратилась в государственную. Частная собственность не приобрела существенного значения.

Восточные государства — деспотические монархии — не имели отчётливо выраженной классовой дифференциации. Здесь государство стало и организатором производства, и правителем над членами общины, их эксплуататором. Родоплеменная знать присваивала не сами средства производства, а управление ими. Имея в собственном распоряжении какие-то материальные блага, она утрачивала их вместе с утратой должности. Значение частной собственности, занимавшей определенное место в странах Древнего Востока, было небольшим. Рабы, как правило, являлись собственностью государства или церкви, но не частных лиц.

Особая роль отведена божественному освящению власти. Родовая знать стремилась сохранить свое положение и власть как данные Богом. Правитель объявлялся носителем божьей воли, посредником между богом и людьми. Так шёл процесс сакрализации власти — объявления её священной, незыблемой, неприкосновенной.

Особенности возникновения государств восточного типа:

основу экономических отношений составляет государственная форма собственности;

частная собственность имеет второстепенный характер;

государственная власть является деспотической;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

имеется мощный чиновничий аппарат;

происходит сакрализация (освящение) власти;

устанавливается застой и неподвижность в обществе, которое на протяжении веков не развивается.

На территории Европы (европейский путь возникновения государства) главным фактором образования государства было классовое расслоение общества в связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов. В южной Европе государства возникли в эпоху железа. Там не требовалось таких общественных работ, как при восточном (азиатском) пути возникновения государств. В результате разложения общин возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта).

В Афинах появление государства нередко называют классической формой происхождения государства. Оно возникло непосредственно из внутренних, классовых противоречий, которые развились в недрах родоплеменного общества.

В Древнем Риме процесс формирования классов и государства в силу целого ряда причин тормозился, и переходный к государству период растянулся на столетия. В основном процесс образования государства в Древнем Риме был таким же, как и в Афинах, только сопровождался борьбой плебеев (пришлого населения) против патрициев (римской родовой знати).

Плебеи — лично свободные, не связанные с римским родом, обладали торговым и промышленным богатством. Борьбой против патрициев за власть они стимулировали разложение родоплеменного строя и образование государства.

В Древней Спарте появление государства обусловлено не только внутриэкономическими причинами, но и завоевательными походами, в результате которых завоеванное население становилось не личными рабами завоевателя, а общинными рабами (илотами). Превышение количества илотов над спартанцами и боязнь угрозы восстания с их стороны предопределило формирование государства на базе специфической формы землепользования. Здесь частная собственность на землю и рабов не допускалась, земля распределялась поровну среди общинников на правах владения.

У древних германцев образование государства было ускорено завоеванием значительных территорий Римской империи. Родовая организация не была приспособлена для господства над завоеванными территориями. Это привело к развитию прафеодального (или раннефеодального) строя на земле некогда могущественной Римской империи. Путем возникновения прафеодального государства из первобытного строя шло развитие и государств на территории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии у арабов и т. д. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалось приглашением на княжение варягов.

В образовании каждого государства имеет значение целый комплекс причин — экономических, политических, внутренних, внешних, ибо возникновение государства у каждого народа имеет свои особенности, характеризуется определенными чертами.

Имеется немало народов и наций, которые создали свои государства только в XX веке. В силу конкретных исторических причин они либо никогда не имели собственного государства, либо утратили раннюю государственность и долгое время входили в состав других многонациональных государств, испытывали национальные притеснения со стороны господствующей власти основной нации (например, Украина в составе дореволюционной России). Многие из них сумели добиться собственной государственности в XX в. в результате реализации права наций на политическое самоопределение. Эта причина была решающей, ей сопутствовала характерная для возникновения ранних государств социальная неоднородность общества, его противоречивость. Такие государства образовались в процессе ликвидации империй, колоний, суверенизации государственно-подобных образований.

Так, на руинах прежних колониальных империй в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании с середины 50-х годов XX в. возникло более 90 новых государств. Их количество в наши дни выросло. Пополнил ряды новых государств распад СССР. К государствам, образовавшимся в результате развала СССР, относится Украина и другие страны СНГ.

Общие закономерности возникновения и развития государства специфически проявлялись в тех или иных регионах, в различных культурных и религиозных средах, у конкретных народов. Природно-климатические условия, географическое положение страны, религиозные верования и традиции оказывали влияние на процессы социальной дифференциации, лежащие в основе формирования государства. Эти факторы обусловливали конкретные пути и формы государствообразования у различных народов. Однако при том, что процесс возникновения государства у конкретного этноса, народа был уникален, условно можно выделить группы стран, которым были присущи некоторые общие черты в формировании государства. Это позволяет говорить о двух путях возникновения государства: восточном и западном.

Различия между ними состоят, главным образом, в том, каким образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой основе органов публичной политической власти, монопольно правящей группы.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства. Самые древние государства возникли около пяти тысяч лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Яндзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем-состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю.

В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как "власть-собственность", суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности. Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодно. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин "по должности" появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать "выборность" этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы.

Такой (восточный, или азиатский) путь формирования государственности отличался, прежде всего, тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. Одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов "по восточному типу" было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность - верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом "свободных" общинников. Помимо всего, "частный" характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства ("власть-собственность"), а частная собственность имела второстепенное значение.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Основными причинами появления государства здесь были:

а) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

б) необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

в) необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Восточное общество было застойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX века оставалось в основном неизменным.

Свои особенности имело формирование государств в Африке. Верховная власть была выборно-наследственной, система управления строилась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом - для более высоких. Кроме того, правители ранних государств Африки были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений об их сакральности; в принятии важнейших решений, т. к. существовал известный противовес их власти в лице совета из представителей родовой знати. В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции общественного управления общинной верхушкой, т. е. зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основные средства производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка

Западный путь возникновения государства. Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства (чифдома), формой которого была "военная демократия", происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Афин в Древней Греции. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военноначальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям. Трения между наследственной аристократией и массами отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью: утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социальнополитическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н. э. к созданию мощной государственной машины.

Несколько иным путем шло становление Франкского государства. Г ерманские племена долгое время служили поставщиками рабов для Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества.

Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле Римской империи.

Западным путем шло развитие и многих других государств на территории Европы, таких как Древняя Русь, Ирландия и другие.

Контрольные вопросы

1. Как объясняли мыслители различных времен и народов происхождение государства и права?

2. В чем заключается сущность каждой теории происхождения государства и права? Расскажите о них.

3. Какие подходы к типологии государства Вы знаете?

4. В чем сущность формационного подхода? Виды формаций.

5. В чем сущность цивилизационного подхода? Виды цивилизаций.

6. Какие исторические типы государства Вы знаете? Расскажите о каждом.

7. Какие пути возникновения государства Вы знаете? Охарактеризуйте их.

90. Историко-материалистическая теория возникновения государства

90. Историко-материалистическая теория возникновения государства Историко-материалистическая теория связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, но последние опирались на труды предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как

§ 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки

§ 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала

§ 1.4. Завершение процесса возникновения государства

§ 1.4. Завершение процесса возникновения государства Существовало несколько подходов к объяснению появления древнейшего государства.1. Согласно марксистско-ленинской теории коренной причиной возникновения государства явился раскол общества на противоположные классы

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства Образование Советского государства имело как объективные, так и субъективные предпосылки.К объективным относится общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России к 1917 году и обусловленная трагическими

§ 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов

§ 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов Юридические факты - это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.Уже в

Основные пути возникновения государства

Основные пути возникновения государства Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Однако можно выделить три группы в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

1. Понятие формы государства

1. Понятие формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.Форма государства отвечает на

§ 1. Причины и условия возникновения государства и права

§ 1. Причины и условия возникновения государства и права Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и

Глава 14. Формы государства

Глава 14. Формы государства § 1. Понятие и значение формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная

4. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства

4. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства При переходе к производящей экономике на смену естественному приходит общественное разделение труда – между различными племенами или различными социальными группами:– выделяются пастушеские

7. Особенности восточного пути образования государства

7. Особенности восточного пути образования государства Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, должности.Огромное влияние на способ

2.3 Типичные и уникальные формы возникновения государства

2.3 Типичные и уникальные формы возникновения государства Вопрос о причинах возникновения государства остается в науке дискуссионным. Несомненно одно — в процессе длительного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для качественного его

27.6 Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления

27.6 Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления Явлением, противостоящим законности и правопорядку, выступает правовой, или юридический, нигилизм.Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в

Читайте также: