Особенности восприятия при речевых нарушениях кратко и понятно

Обновлено: 25.06.2024

1. Какие виды восприятий чаще всего страдают при нарушениях речи?

2. Опишите нарушения восприятия при разных формах афазии.

3. Охарактеризуйте разные виды памяти у детей с речевыми расстройствами.

4. Дайте характеристику зрительной и слуховой памяти взрослых заикающихся.

5. Каковы характеристики внимания при разных расстройствах речи?

6. Расскажите об условиях развития произвольного внимания у школьников с расстройствамиречи.

7. Охарактеризуйте закономерности развития разных видов мышления у детей с нарушениями речи.

8. Укажите особенности мыслительной деятельности при системных нарушениях речи.

9. Какие трудности в развитии мыслительных операций наблюдаются детей с нарушениями речи?

Особенности восприятия при нарушениях речи Подготовила: воспитатель Сальникова О.М г.Семилуки – 2018г.

Восприятие — это система процессов приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, восприятие опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки восприятие может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии.

Виды восприятия (объединяются по определенным признакам) По ведущему анализатору: зрительное; слуховое; осязательное; обонятельное; вкусовое; кинестетическое . По форме существования материи: восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движений. По форме психической активности: преднамеренное; непреднамеренное. По структуре: симультанное (одновременное); сукцессивное (последовательное).

Свойства восприятия Осмысленность и обобщенность: воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимается. Предметность: психические образы предметов человек осознает не как образы , а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. Целостность: в предметах и явлениях действительности отдельные их свойства и признаки находятся в устойчивой постоянной зависимости. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Структурность: человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Избирательность: из бесчисленного количества окружающих предметов и явлений человек выделяет в данный момент лишь некоторые из них в зависимости от того, на что направлена его деятельность, потребности и интересы. Константность: одни и те же предметы воспринимаются человеком в зменяющихся условиях (при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния и т.п.). Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизмененном виде.

Целостность Константность и избирательность Структурность Осмысленность

Нарушение зрительного гнозиса . Решающую роль в переработке и хранении зрительной информации играют вторичные поля зрительного анализатора и прилегающие к ним третичные поля коры больших полушарий. При недоразвитии или нарушении этих областей больные не в состоянии воспринимать целые зрительные структуры и изображать их. Патологии зрительного восприятия называются зрительными агнозиями – при этом элементарные зрительные функции остаются сохранными – страдают высшие формы зрительного гнозиса .

Виды агнозий предметная агнозия цветовая симультантная лицевая буквенная пальцевая метаморфопсия (макро и микропсия

Предметная агнозия – самая распространенная. Характеризуется тем, что человек не опознает предметы окружающей действительности. Он может описать отдельные признаки предмета, но не может сказать, что это такое. Первичными являются трудности опознания формы объектов и их контуров, копирование рисунков – сохранно. Исследование Хомской, Марцинковской показали, что у таких пациентов значительно увеличивается время узнавания изображения. В норме простое изображение воспринимается за 5-10 микросекунд, при зрительной агнозии возрастает до 1с. У детей с нарушением зрения предметная агнозия чаще встречается в скрытой форме и выявляется при выполнении специальных заданий. Цветовая агнозия – нарушается представление о цвете. В связи с этим становится невозможным классификация по цвету. Такая форма агнозии протекает на фоне сохранности цветоощущений. Различают отдельные цвета, правильно их называют, но затрудняются назвать предметы конкретного цвета. Симультантная агнозия – ребенок не может воспринимать два изображения одновременно. Это связано с сужением объема зрительного восприятия. Часто невозможно восприятие и целого предмета, ребенок видит лишь его часть. Это происходит потому, что эта агнозия всегда сопровождается сложными нарушениями движения глаз, так называемой атаксией взора. При этом глаза постоянно находятся в движении, совершают непроизвольные скачки, взор неуправляем. Это создает трудности в организационном зрительном поиске. Особенностью симультантивной агнозии является то, что сужение зрительного поля измеряется не единицами пространства, а единицами смысла, т.е. дети видят один предмет независимо от его размера, два и более предметов не воспринимаются . Лицевая агнозия – характеризуется тем, что человек теряет способность распознавать реальные лица или их изображение на фото или рисунках. Не распознаются женские и мужские лица, детские и взрослые.

Буквенная агнозия – характеризуется дефектами актуализации образа буквы и ее написания. Ребенок смешивает буквы близкие по оптической конфигурации. Отдельные буквы не узнаются и не соотносятся со звуками. При нарушениях речи наблюдаются зрительные алексии, так при поражении левой теменно-затылочной области мозга происходит распад восприятия символических знаков, приводящих к нарушению восприятия букв и слов. Если поражается височно-затылочная область мозга, нарушается актуализация зрительных представлений букв и слов. Явление зрительной алексии проявляется иногда в виде либеральной алексии (невозможность восприятия отдельных букв), или вербальной алексии, т.е. невозможности зрительного объединения букв в целые слова. Иногда это сопровождается нарушением зрительного восприятия цифр или новых знаков. В ряде случаев это приводит к нарушению чтения. Пальцевая агнозия – заключается в трудностях определения и словесного обозначения пальцев рук. Метаморфопсия – искажение восприятия предметов в пространстве. Если предметы воспринимаются в увеличенном виде – это макропсия и наоборот.

Нарушение пространственного гнозиса . Возникает при недоразвитии или нарушении теменно-затылочных отделов коры левого полушария. При этом страдает восприятие тонких пространственных отношений и взаимоотношений в пространстве. Затрудняются все операции, включающие в свой состав внутренний пространственный синтез.

Затруднения при нарушении пространственного гнозиса : Трудности расположения предметов в трехмерном пространстве. Больные не дифференцируют горизонтальный, фронтальный, сагиттальный план. Трудности построения с заданных элементов пространственно- ориентировочной фигуры - пространственная апраксия. Трудности передачи в рисунке пространственных признаков предмета (справа – слева, вверх – вниз). Иногда распадается общая схема рисунка. При копировании наблюдается грубое наложение рисунка с одной стороны. Наблюдается затруднение в восприятии пространственно заданных положений рук (проба Хеда ). Затруднения копирования пробы по образцу (апраксия позы). Трудности в изображении буквы на плоскости. Задержка в формировании пространственного гнозиса или его нарушение ведут к дефектам тех сторон речи, которые связаны с восприятием пространственных отношений. Поэтому сохраняется понимание коммуникации событий, но нарушается понимание коммуникации отношений. При этом больные не понимают падежные отношения, связи типов примыкания и управления .

Нарушение предметного тактильного гнозиса . Возникает при недоразвитии или нарушении вторичных полей коры (нижней теменной или верхней теменной области коры головного мозга). Виды тактильной агнозии: . Астереогноз – это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность дифференцировать тактильные ощущения, поступающие от объекта: пациент нормально воспринимает отдельные признаки предмета, но не может их синтезировать; ( 2) пациент не признает на ощупь ни отдельные признаки, ни предмет в целом. Тактильные агнозии текстуры объекта – это нарушение способности опознавать материал, из которого изготовлен предмет. Тактильные пальцевые агнозии – это нарушение способности узнавать пальцы рук с закрытыми глазами на ощупь. Тактильная алексия – это нарушение способности опознавать цифры и буквы написанные на кисти руки.

Нарушение слухового гнозиса . Возникает при поражении правой височной области коры головного мозга. Возникают речевые и неречевые слуховые агнозии. К неречевым относятся: 1) слуховая неречевая агнозия – неспособность определять значение различных предметных звуков при нормальном слухе; 2) слуховая аритмия – это неспособность узнавать и воспринимать ритм; 3) амузия – неспособность узнавать и производить мелодии.

Специфика восприятия при различных речевых нарушениях При нарушениях звукопроизношения часто отмечаются следующие дефекты восприятия: 1 ) Нарушение слухового речевого восприятия как следствие недоразвития или нарушения фонемного слуха. При этом отклонения в функциях фонемного анализа и синтеза тесно связанны с наличием расхождения между искаженным артикулярным укладом произвольно произносимого звука и его слуховым образом. 2 ) У детей- дислаликов выявляется недостаточность слухоречевого ритма, а также нарушение музыкального слуха. В силу того, что слуховое восприятие тесно связанно со зрительным, кинестетическим и пространственным, у детей с нарушениями звукопроизношения отмечаются также недостаточность всех этих видов восприятия. У лиц с дизартрией отмечается выраженная недостаточность кожной чувствительности, в частности исследования Поповой и Вартанян показали, что при речевой патологии по сравнению с нормой отмечается повышение порогов кожной чувствительности в области пальцев рук и в оральной области.

Коррекция нарушений восприятия На протяжении всей коррекционной работы необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать появившиеся улучшения в слитности и темпе произношения, удвоении, соблюдении орфоэпических норм. Также необходимо организовывать наблюдение за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время. Направление коррекционной работы будет зависеть от того, какая из сторон речи нарушена больше всего: импрессивная или экспрессивная. Особое внимание следует уделять развитию слухового внимания и памяти, а также устранению недостатков моторики и проведению гимнастики, развивающей артикуляционный аппарат. Важным звеном в коррекционной работе является развитие у детей умения дифференцировать звуки в произношении, которые сходны по звучанию или по артикуляторной позиции. Данное умение можно вырабатывать в ходе специально подобранных игр.

Игры по дифференциации звуков Кто внимательный? Волшебная палочка В поиске слов Сломанный телевизор Какие предметы спрятаны в рисунках? Угадай , что я нарисовал

Нарушение понимания речи встречается при ряде различных речевых и психоневрологических синдромов: алалии, афазии, аутизме, олигофрении, деменции и пр. Характеризуется отсутствием адекватной реакции на слышимую речь, неспособностью выполнить инструкцию, повышенной истощаемостью внимания. Иногда понимание нарушается частично. Собственная речевая продукция может быть сохранной или отсутствовать. Для установления причин нарушения проводится неврологическое, аудиологическое, нейропсихологическое, логопедическое обследование. Лечение осуществляется в рамках выявленного синдрома.

Причины нарушения понимания речи

Синдром Маугли

Тугоухость

Непонимание речи наблюдается у глухих с рождения или рано оглохших детей. Они не воспринимают даже неречевые звуки. Познание внешнего мира носит ограниченный характер, из-за чего вторично развивается интеллектуальный дефицит, возникают трудности в обучении. Иногда им может быть доступен ритмический рисунок слова, определенные интонации. Глухонемые дети не говорят и не понимают окружающих.

Аутизм

Степень выраженности нарушения рецептивной речи различна при разных формах аутизма. Худший уровень слухового восприятия демонстрируют лица с низкофункциональным аутизмом, лучший – с высокофункциональным аутизмом, синдромом Аспергера.

В целом понимание речи лицам с расстройствами аутистического спектра доступно, но часто носит непроизвольный, избирательный характер. Своеобразие мышления при аутизме таково, что ребенок реагирует только на те темы, которые вызывают у него эмоции и живой интерес. К другой вербальной информации аутичные дети не проявляют внимания, не отзываются на имя, просьбы. При этом хорошо воспринимают интонацию и жесты.

Синдром Ландау-Клеффнера

Для заболевания характерен распад речевых навыков в возрасте 3-7 лет. Сначала утрачивается понимание речи, затем возможность самостоятельного высказывания. Регресс речевой функции происходит внезапно и быстро, примерно в течение полугода. При синдроме Ландау-Клеффнера нарушение рецептивной стороны речи сочетается с эпилептическими приступами. Невербальный интеллект относительно сохранен: пациенты сохраняют способность к самообслуживанию и ручному труду.

Алалия

В легких случаях доступно понимание отдельных слов и бытовых инструкций, в тяжелых – отмечается полное невосприятие вербальной информации. Физический слух не нарушен, активная речь присутствует, интеллект первично сохранен. При сенсомоторной алалии дети не только не понимают словесное обращение, но и не говорят сами.

Нарушение понимания речи

Афазии

Расстройство речевого восприятия при различных формах афатического синдрома имеет свои особенности. В некоторых случаях имеет место полное непонимание любых словесных высказываний, в других – затруднения носят частичный, выборочный характер. Нарушения понимания речи встречаются при следующих формах афазии:

  • Акустико-гностическая. Слуховое восприятие крайне ограничено и практически невозможно вне ситуации, без использования собеседником мимики, жестов, интонационной выразительности. Устные инструкции больные не выполняют или выполняют с ошибками.
  • Семантическая. Основным дефектом при данном типе афазии служит импрессивный аграмматизм, т. е. неспособность понять сложные речевые обороты, отражающие временные, причинно-следственные и пространственные отношения.
  • Акустико-мнестическая. Короткие речевые высказывания больные, как правило, воспринимают без труда. Нарушение понимания возникает при предъявлении развернутых инструкций, длинных речевых рядов. Это связано со слабостью акустических следов, неспособностью больного удержать в памяти объемную информацию, воспринятую на слух.
  • Динамическая. Восприятие устной речи неполное ввиду персевераций, повышенной истощаемости внимания и отвлекаемости.
  • Тотальная. При глобальной афазии страдает как порождение, так и восприятие речи. Часто сохраняется только ситуативное понимание, отвлеченные темы недоступные осознанию и осмыслению пациентами.
  • Первичная прогрессирующая. Нарушение понимания речи характерно для семантической и комбинированной формы ППА. В основном это касается редко употребляемых слов, чтения текстов.

При моторных афазиях (афферентной, эфферентной) рецептивная речь нарушается только при грубых формах расстройства. При этом ситуативно-бытовые высказывания доступны пониманию больных, трудности возникают лишь с восприятием сложных логико-грамматических конструкций. Афазии чаще всего являются следствием ОНМК, черепно-мозговых травм, нейродегенеративных заболеваний.

Семантическая дислексия

Нарушение понимания письменной речи демонстрируют ученики с семантической дислексией. При удовлетворительной технике чтения и отсутствии произносительных проблем дислексики не улавливают смысл прочитанного. Они затрудняются в пересказе текста, ответах на поставленные вопросы, написании сочинений по литературным произведениям. Чтение носит механический, неинформативный характер.

Умственная отсталость

При врожденной олигофрении отмечается системное недоразвитие речи: скудость словарного запаса, несформированность грамматики, нарушения звукопроизношения. Имеются трудности с анализом речевого потока, поступающего к ребенку. Уровень нарушения понимания речи зависит от степени УО.

При самой тяжелой форме – идиотии – восприятие речевой информации практически недоступно. При умеренной идиотии возможно относительное понимание мимики, жестикуляции, элементарной речи, узнавание лиц и голосов близких.

У лиц с имбецильностью понимание ограничено кругом определенных бытовых тем, носит конкретно-ситуационный характер. Новая информация воспринимается и осмысливается с трудом. Имбецилы не понимают значения многих слов, причинно-следственных связей и пр.

При дебильности понимание речи имеет обиходный характер. Большинство больных может поддерживать диалог на повседневные темы, но абстрактное и логическое мышление затруднено. Не доступно понимание идиом, фразеологизмов, метафор, юмора.

Приобретенное слабоумие

Деменция встречается в клинике многих заболеваний: болезни Альцгеймера, церебрального атеросклероза, болезни Пика, нейроинфекций, у детей ‒ синдрома Геллера и др. Ослабление интеллекта сопровождается нарушением всех ВПФ, в том числе речи. В тяжелых стадиях речевая активность резко снижена или отсутствует, исчезает ответная реакция на обращение. В целом нарушения речи при глубокой деменции соответствуют тотальной афазии.

Диагностика

Пациентам с нарушениями импрессивной речи требуется проведение комплексной неврологической, аудиологической, логопедической, психолого-психиатрической диагностики, консультации соответствующих специалистов:

  • Неврологические обследование.На приеме невролога выясняют перинатальные факторы риска, особенности раннего развития детей; у всех пациентов определяют текущий неврологический статус. Для понимания этиологии речевого нарушения назначают инструментальную диагностику: церебральное МРТ-сканирование, МР-артериографию мозга, ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи.
  • Исследование слуховой функции. Чтобы исключить снижение слуха, как главенствующий фактор непонимания речи, исследуют акустические ВП, аудиограмму, выполняют акустическую импедансометрию, КТ височных костей. Наряду с осмотром отоларинголога проводится консультация сурдолога.
  • Нейропсихологическое тестирование. Предполагает изучение высших психических функций (памяти, восприятия, мышления), слухоречевой памяти. В ходе диагностики уделяют внимание состоянию различных видов гнозиса и праксиса. Делают заключение о когнитивных способностях пациента.
  • Логопедическое обследование. При анализе речевой функции логопед проводит углубленное исследование импрессивной речи. Оценивает понимание пациентом ситуативных и внеситуативных вопросов, вербальных инструкций, сложных предложных оборотов. Исследует фонематическое восприятие, способность к осмысленному чтению, а также экспрессивную речь.
  • Консультация психиатра. Необходима для оценки психического статуса пациента, исключения врожденных форм УО, приобретенной деменции, РАС. Применяемые методы – беседа, наблюдение, патопсихологическое исследование, нейротесты.

Логотерапия

Коррекция

Медицинская помощь

Терапевтическая тактика зависит от этиологии нарушения восприятия речи. При органических поражениях головного мозга необходима медикаментозная терапия нейропротекторами, нейропептидами, витаминами, корректорами мозгового кровообращения. Используются физические методы реабилитации: физиопроцедуры (дарсонвализация, электрофорез, магнитотерапия), лечебная гимнастика, механотерапия.

Больным с деменцией назначение фармакотерапии осуществляет психиатр. Чаще всего для коррекции психических нарушений используются ноотропы, антидепрессанты, антиоксиданты, ингибиторы холинэстеразы, нейролептики.

Пациентам с врожденной тугоухостью могут быть рекомендованы различные виды восстановления слуха: электроакустическая коррекция (подбор слухового аппарата), кохлеарная имплантация. В дальнейшем для развития понимания речи и активного высказывания пациентам необходимы занятия с сурдопедагогом.

Нейропсихологическое сопровождение

Методы нейропсихологической коррекции применяются в комплексной терапии алалии, афазии, умственной отсталости, аутистических расстройств. В рамках когнитивной реабилитации ведется работа по развитию ВПФ, сенсомоторная коррекция предполагает формирование схемы тела, пространственных представлений, невербального выражения своих потребностей и др. Используются различные методы: нейрогимнастика, упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, песочная терапия, различные виды сенсорной интеграции. При аутизме рекомендована АВА-терапия.

Логопедическая коррекция

Важную роль в коррекции нарушений понимания речи играют логопедические занятия, направленные на активизацию слухового восприятия. Основные направления логотерапии:

  • развитие восприятия неречевых звуков (узнавание звуков природы, голосов животных, музыкальных инструментов, бытовых шумов);
  • закрепление предметного образа слова (произнесение слова, показ обозначаемого им предмета и его написание);
  • работа над пониманием ситуативной речи (утвердительные и отрицательные ответы, усвоение коротких устных инструкций);
  • развитие фонематических процессов (дифференциация фонем, звуко-буквенный анализ);
  • работа над смысловой стороной речи (отработка понимания внеситаутивных вопросов, сложных предложений и грамматических оборотов, выработка навыка осмысленного чтения).

Положительный эффект для восстановления понимания речи отмечен от использования пальчиковых игр, мнемотехники, слуховых тренировок по методу Томатис. У детей с РАС выбор может быть сделан в пользу развития вербальной или альтернативной коммуникации (с помощью жестов, карточек PECS).

1. Сенсорная алалия: речевой онтогенез, клинические проявления, подходы к диагностике и коррекции/ Белоусова М.В., Меркулова В.А.// Практическая медицина. - 2016.

2. Особенности понимания речи у детей с умственной отсталостью/ Брюховских Л. А. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2009.

3. Психические нарушения, сочетающиеся с патологией речи, при очаговых поражениях головного мозга/ Шкловский В.М., Малин Д.И., Кудряшов А.В., Селищев Г.С.// Российский психиатрический журнал. – 2018.

4. Особенности коррекционной работы при нарушениях восприятия речи на слух/ ВИзель Т.Г.// Самарский научный вестник. – 2018.

Важность правильного функционирования системы слуха у человека переоценить весьма сложно, особенно если речь идет о речевом слухе. Этот вид отвечает за разборчивость речи, и его нарушения встречаются весьма и весьма часто. Как правило, первоначально проблемы с восприятием речи проявляются в обстановке фонового шума, в состоянии нервного напряжения, при дефектах дикции говорящего, при разговоре по телефону. Нарушение восприятия речи (фонемическая регрессия) чаще проявляется при прослушивании односложных слов, что же касается двух и трехсложных слов, они распознаются пациентом намного лучше.

Причины

Поскольку восприятие речи – сложный процесс, в котором участвуют наружное, среднее, внутреннее ухо, слуховой нерв и кора головного мозга, то причиной фонемической регрессии могут быть почти любые нарушения работы этих структур.

  • Поражения наружного и среднего уха вызывают, как правило, обратимое нарушение слуха. Эти повреждения связаны с травмами или контузиями, приводящими к разрыву барабанной перепонки; инфекциями, вызывающими отек слуховой трубы и заполнение ее экссудатом; серными пробками.
  • Повреждения внутреннего уха, приводящие к ухудшению речевого слуха, чаще всего связаны с поражением волосковых клеток вследствие перенесенной инфекции, шумовой травмы, возрастных изменений или генетических аномалий. Воспаление соответствующего нерва также ведет к потере речевой чувствительности, однако эти поражения сопровождаются и общим снижением уровня слышимости.
  • При нарушениях центров головного мозга, отвечающих за слух (центральных расстройствах), нарушений тонального звука обычно не наблюдается, страдает только речевое восприятие. У взрослых пациентов эта патология наблюдается достаточно редко и связана с нарушениями мозгового кровообращения, травмами, абсцессами и новообразованиями головного мозга.

Симптомы

Пациенты жалуются на трудности в восприятии речи, в частности, простых и сходных по звучанию слов, при этом общий уровень слуха не снижен. Кроме того, затрудняется понимание услышанного в условиях шумовой нагрузки и отсутствии визуального контакта с говорящим. Осложняется восприятие незнакомых слов, особенно на иностранном языке.

Если кроме проблем с восприятием речи пациента беспокоят такие симптомы, как головокружение, тошнота, нарушение координации движений, трудности с воспроизведением речи, то необходима срочная консультация невролога.

Диагностика

При жалобах пациента на нарушение восприятия речи, отоларингологом проводится определение уровня слуха с помощью аудиометрии. Наиболее простым способом аудиометрии является проверка уровня восприятия речи на различном расстоянии и при разном уровне громкости. Нормой считается способность услышать шепот на расстоянии 6 метров. Аудиометрия с использованием специальной аппаратуры позволяет оценить уровень тонального слуха. При фонемической регрессии уровни тонального и речевого видов резко отличаются – тональный остается нормальным или снижается незначительно.

Для диагностики органических поражений аппарата проводится УЗИ, рекомендуется МРТ для исследования изменений структуры головного мозга. При диагностике центральных поражений слуха проводят ЭЭГ с использованием звуковых стимулов.

Лечение

При нарушениях слуха, связанных с инфекционными заболеваниями или травмами, проводится соответствующая терапия. Назначаются противомикробные, нестероидные противоспалительные (Ибупрофен, Диклофенак) и сосудосуживающие препараты (Нафтизин, Отривин). При перфорации барабанной перепонки в большинстве случаев хирургическое вмешательство не требуется.

При нарушении функции внутреннего уха вследствие поражения волосковых клеток или контузии назначают ноотропы (Пирацетам, Ноотропил, Випоцетин), витамины группы В, антигипоксанты (Триметазидин, Мельдоний, Актовегин), кортикостероиды (Преднизолон, Целестон). Применяется физиотерапия – пневмомассаж и гипербарическая оксигенация.

Терапия центральных расстройств слуха, связанных с органическими патологиями головного мозга, проводится только в условиях стационара. При неэффективности медикаментозного и хирургического лечения рекомендована реабилитационная терапия – подбор слухового аппарата, и в большинстве случаев после адаптационного периода восприятие речи у пациентов восстанавливается.

Читайте также: