Особенности ведения бизнеса в россии кратко

Обновлено: 03.07.2024

При общей развитости там рыночных отношений и гораздо более высоком платёжеспособном спросе населения, у них принято почему-то больше отдыхать и вообще не заморачиваться с дополнительными заработками.

Часто это происходит в многолюдных туристических местах, да ещё и в разгар сезона. Казалось бы — они теряют клиентов и деньги! Казалось бы нужно ловить момент, ловить клиента и работать, а они закрываются!

А в тоже самое время у нас в России, где ещё вчера царила советская казенщина и вообще не было принято особо ухаживать за клиентом, бегать за ним — все наоборот!

У нас магазин будет работать допоздна, если вокруг ходят потенциальные клиенты! Кафе никто не закроет, если клиенты могут постучатся в дверь.

Да и вообще, там где в западном городке открыли бы один магазинчик, наши бизнесмены обязательно откроют три, да ещё и рядом друг с другом, неистово конкурируя друг с другом.

Почему? В чем причина такого странного различия в принципах ведения бизнеса у них и у нас?

Пытаясь это понять, приходишь к очевидному выводу, тут только одна причина — более высокие уровни зарплат персонала.

Европейскому бизнесмену, хозяину лавки, слишком дорого обходится его сотрудники, чтобы заставлять их работать круглосуточно, без выходных. Ему дешевле, закрыть магазин ровно в 17-00, или открыть ресторан ровно в 19-00, только бы не доплачивать своему персоналу за сверхурочные.

У нас — все наоборот.

У нас дешёвая рабочая сила и потому выгоднее заставлять работников сидеть на работе лишние 3-4 часа, лишь бы дождаться ещё одного клиента.

Казалось бы, дешёвая рабочая сила — наше преимущество. За счёт дешевой рабочей силы бизнесмен может заработать себе больше.

Но по факту оказывается, что более дешёвая рабочая сила лишь усиливает конкуренцию между бизнесменами. Они при этом теряют больше, конкурируя между собой.

Открыв рядом другое кафе, второй бизнесмен лишь заберёт кусок прибыли у первого и в результате бизнес лишь проиграет.

Будь в условном городе только одно кафе, условный бизнесмен заработал бы больше прибыли, даже платя более высокую зарплату персоналу, чем два бизнесмена открыв два кафе с более дешевым персоналом.

И получается, что на Западе бизнес зарабатывает больше, чем у нас, при этом платя более высокую зарплату персоналу, да ещё и больше отдыхая.

Все в выигрыше!

А мы, работая больше и платя меньшие зарплаты сотрудникам, только теряем прибыль в вечной конкуренции друг с другом.

Отсюда, для нас один простой и важный вывод — нужно увеличивать уровень зарплат в России, при чем в разы.

Именно эту задачу должно ставить перед собой Правительство и ЦБ, а не мнимые задачи по борьбе с инфляцией или по росту ВВП.

Увеличение уровней зарплат повысит не только доходы населения, но, в результате, и прибыль бизнеса, а через налоги и доходы государства.

Именно таким подходом к ведению бизнеса и отличается развитой мир от недоразвитого.

Спустя 2,5 года после основания студии, Константин так и не бросил эту затею и не отказался от идеи производства только правильных сайтов, чего бы это не стоило. Пройдя сквозь бури и невзгоды, предпринимателю в итоге удалось разработать 9 правил ведения бизнеса, которые помогают добиться успехов в любом начинании.

Правило 1. Чтобы научиться плавать — нужно плавать

Я работал руководителем кемеровского филиала одной небольшой компании. Я набирал сотрудников, обучал их, распределял задачи, налаживал связи, поднимал продажи, выполнял план и, в результате, вывел убыточный до этого филиал на прибыль. Думаете, это мне сильно помогло в своем собственном деле? Вы бы удивились.

Правило 2. Не заработал — не трать

Я не брал кредит на открытие бизнеса, но свои собственные накопления благополучно спустил большей частью на обустройство офиса, от которого мы в последствии вообще отказались. Как выяснилось, для веб-студии офис не является предметом первой необходимости. Кто бы мог подумать.

Правило 3. Не жди поддержки со стороны

Дело в том, что человек по своей природе боится оказаться слабее, глупее и хуже окружающих. Поэтому тебя будут уверять в том, что затея с собственным бизнесом — бредовая, что без связей и денег его не начать, что глупо увольняться с хорошей работы. Не слушай никого. Они просто боятся твоего успеха. И никогда не поверят в тебя так, как ты сам веришь.

Правило 4. Тщательно выбирай людей

Делать вместе бизнес — это очень интимно. Главное тут — взаимопонимание и схожие культурные ценности (в широком смысле). Иначе конфликты, ссоры, скандалы и, как следствие, — развод. И хорошо, если развод на начальном этапе, когда делить нечего. Гораздо веселее, когда вопрос касается уже серьезных денег. Так что бизнес-партнера нужно выбирать по любви, а не по расчету.

Правило 5. Общайся с клиентом на равных

Не давай клиенту понять, что ты в нем нуждаешься. Люди существа по своей природе злобные и, почуяв слабость, из тебя начнут выбивать скидки, требовать большего объема работ за те же деньги, бесплатную пожизненную поддержку и так далее, и далее. Держись достойно. Сделка должна быть взаимовыгодной. Клиент получает качественный продукт, ты — достойную оплату.

Правило 6. Работай со своими клиентами

За время работы мы нарисовали портрет нашего клиента:

  • он заинтересован в проекте не меньше нашего;
  • он знает для чего ему сайт вообще и понимает, что сделать сайт — это только начало;
  • он доверяет нам как профессионалам;
  • ему важен качественный результат, а не размер скидки.

Правило 7. Хороший продукт — еще не гарантия прибыли

Во-первых, может так получиться, что до тебя никто не делал качественного продукта, потому что он не так уж и востребован рынком.

Нечто подобное произошло с нами. Организовать студию нас сподвиг тот факт, что в нашем городе не было ни одной конторы, которая бы делала действительно хорошие сайты. Где-то хромал дизайн, где-то верстка и код, где-то логика разделов и подача информации на сайте. В большинстве случаев — вообще все сразу.

Когда же мы начали искать клиентов и предлагать свои услуги, то выяснилось, что доплачивать за качество никто не хочет, так как просто не видит разницы между качественным сайтом и некачественным. Со временем мы нашли своих заказчиков, которые по достоинству оценили нашу работу. Но это было не так просто, как казалось в самом начале.

Во-вторых, иногда в погоне за качеством продукта срываются намеченные сроки и превышаются обозначенные бюджеты. В результате, не смотря на высокое качество продукта, прибыль становится только меньше. Помни: лучшее — враг хорошего.

Правило 8. Не замыкайся в себе, общайся

Когда все вокруг рассматриваются только как клиенты либо конкуренты, очень легко потерять адекватность восприятия мира. Будь открытым, делись идеями, мыслями, проектами. Изучай мир вокруг. Не только свой рынок, но и смежные области, опыт других стран и регионов. Общайся с такими же как ты. Главное — люди. Всегда и везде.

Правило 9. Учиться, учиться и еще раз учиться

Светлое будущее несется нам в лицо со скоростью звука. Не будешь ловить ветер перемен — останешься далеко позади прогресса. Читай, слушай, изучай. И обязательно — применяй на практике.

Статья актуальна на 03.10.2011

Мнения экспертов разные: одни говорят, что бизнес развивается и у нас всё хорошо; другие — что хорошо не будет, а скоро малого бизнеса не станет совсем. Скорее читайте нашу статью и пишите в комментариях, что думаете вы.

Николай Кульбака

Елена Теленова

Илья Болтунов

Рассказывает Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук

Если посмотреть на развитые страны, там малый и средний бизнес занимает 60—70% всей экономики. В России в 2017 году было 22%, через год — уже 20%. Дальше долю бизнеса не измеряли, поэтому говорить можно только приблизительно, но, думаю, сейчас это где-то 15%.

Такая маленькая доля малого и среднего бизнеса — это результат политики государства, препятствующей развитию.

Государство не заинтересовано, чтобы малый бизнес развивался: его сложно контролировать, а денег он приносит меньше, чем крупный бизнес. Конечно, государству важно получить как можно больше налогов, но еще важнее контролировать бизнес, что лучше получается с крупным.

Также важно то, как государство вообще относится к бизнесу. В России предпринимателей зачастую воспринимают как преступников и воров, даже президент Владимир Путин говорит, что предприниматели — это жулики:

Люди, которые сегодня управляют страной, получили советское образование и воспитание. А еще эти люди прошли 90-е, сами занимались тогда бизнесом и сравнивают сегодняшний бизнес с теми временами, потому что другого и не знают.

Но с малым бизнесом связаны 10—15% населения России, а это электорат на выборах, с которым государству не нужны проблемы. Поэтому приходится поддерживать картинку внешнего благополучия бизнеса.

Если государство будет ужесточать меры, бизнес совсем уйдет в тень, а это никому не нужно. Но и помогать бизнесу государство не хочет, потому что на это нужно тратить ресурсы. Остается изображать видимость помощи.

Помогать бизнесу государство не хочет, потому что на это нужно тратить ресурсы. Остается изображать видимость помощи

В ближайшие год-два это, возможно, изменится: сегодня нефть и газ перестают приносить деньги, Россия окажется в стагнации или будет вынуждена искать другие пути развития.

А российскому бизнесу есть куда развиваться: люди сейчас намного экономически образованнее, чем были в 90-е. Она учатся, путешествуют, смотрят на бизнес в других странах. У нас есть предпосылки для развития бизнеса: как только государство перестанет мешать, движение будет хорошим.

Бизнесу в России сложно, но особенно сложно стало в последние годы. Прежде всего всё больше судебных решений выносится против бизнеса, стало сложно защищать позиции бизнеса в суде, уголовные преследования стали чаще.

В налоговой системе появилась установка: если платишь налоги, отдавай всё, что есть. Например, предприниматель открыл компанию, работает, всё нормально. У него специальный налоговой режим, компания развивается, предприниматель открывает вторую фирму. До 2018 года это было нормально, нигде не написано, что один человек не может открыть две фирмы.

А после 2018 года налоговая подумала, что может получить больше налогов, объявила это дроблением бизнеса, объединила доходы двух фирм в одну сумму и доначислила налог по общей системе налогообложения.

Также переписали закон о банкротстве, появилась субсидиарная ответственность директора — это значит, что если фирма обанкротится, то руководитель заплатит из личных денег. К субсидиарной ответственности теперь можно привлекать наемных сотрудников: бухгалтера, юриста.

Из судебной практики

Руководитель компании работал с несколькими партнерами, а главный бухгалтер отражал сделки в учете. Через два года налоговая обнаружила, что эти партнеры были сомнительными, и доначислила недоимку на 124 млн руб.

У компании такой суммы не было, поэтому ее объявили банкротом. Ответственными за сомнительные сделки стали руководитель и бухгалтер. Бухгалтер в компании уже давно не работал, но его всё равно привлекли, потому что он вносил в отчетность недостоверные сведения. С руководителя и бухгалтера суд взыскал 97 млн рублей.

Затем ввели маркировку, которая увеличивает себестоимость продукции, а еще затраты компании — ведь нужно наладить процессы, нанять человека, который будет этим заниматься. Получается, государство делает всё, чтобы вытащить бизнес из тени и установить контроль, но не думает, какой ценой.

Государство делает всё, чтобы вытащить бизнес из тени и установить контроль, но не думает, какой ценой

О малом бизнесе можно сказать, что это работа ради работы. Что-то зарабатывают, рабочие места дают, но ни о каких больших деньгах речи не идет.

Предприниматель в России должен отстаивать свое право быть предпринимателем. Не пошел работать наемным сотрудником, решил, что самый умный, — вот тебе своеобразная расплата. В налоговой сломалась программа, заблокировали расчетный счет — иди и отстаивай свое право работать дальше.

В целом бизнес в России развивается, но в сторону укрупнения: у нас хорошо среднему и крупному бизнесу, но не малому. Думаю, выживут очень крупные и очень мелкие предприниматели без сотрудников, но не те, что посередине. Если всё будет так продолжаться, малого бизнеса просто не станет.

Чтобы говорить, развивается в России бизнес или нет, нужно понимать, о каком бизнесе мы говорим: всё зависит от отрасли и региона.

Мы работаем в сфере юридических услуг, и у нас всегда есть работа, а во время пандемии ее стало даже больше.

Не могу говорить за бизнес в целом, но нам несложно работать: несложно было открыть фирму, найти клиентов, сотрудников. Есть текущие проблемы, например, с поиском квалифицированных кадров, но это решаемо.

Думаю, что бизнес в России развивается, но всё зависит от конкретных людей. Например, я знаю предпринимателей, которые получили помощь от государства как пострадавшая от коронавируса отрасль. И они говорили, что государство их кинуло, им не помогают, налоги не списывают. А есть предприниматели, которые помощь не получили, но не жаловались, а быстро переквалифицировались, в итоге заработали деньги и репутацию.

Моя мысль такая: при всех минусах государства и общества всё упирается в конкретного человека.

Если я предприниматель, то должен быть готов ко всему, к любым печальным событиям. Что бы ни случилось, предприниматель должен уметь адаптироваться и подстроиться. И, конечно, не нужно ничего ждать от государства: нужно вариться самому, а любые преференции воспринимать как бонус. Дали льготы — хорошо, увеличили НДС — плохо, но работаем дальше.

Не нужно ничего ждать от государства: нужно вариться самому, а любые преференции воспринимать как бонус

Люди, которые говорят, что государство душит бизнес, просто не умеют работать, выстраивать процессы и перестраиваться под реалии. Кто-то делает их работу быстрее, он и преуспевает.

Например, пока одни кафе и рестораны во время коронавируса жаловались, что им не помогают, другие быстро перестроились на новое меню, доставки, какие-то мобильные приложения запустили, потом быстренько летние кафе поставили — нашли, как развиваться.

Сейчас лучшее время, чтобы начать бизнес, потому что любой кризис, когда с рынка уходят более слабые предприниматели, отлично подходит для старта.

Рассказывает Илья Болтунов, владелец похоронной компании и франшизы Guravli

Скоро в России бизнеса не будет. Я говорю о нормальной бизнес-модели, которая есть в других странах: когда бизнес может работать открыто и развиваться. Любые попытки создания нормальной бизнес-модели в России уничтожаются государством, поэтому у нас есть своя российская бизнес-модель: работай в черную и не высовывайся, а если высунулся, найди, с кем поделиться.

У нас есть своя российская бизнес-модель: работай в черную и не высовывайся, а если высунулся, найди, с кем поделиться

В России даже масштабируемый бизнес работает по этим правилам, но под красивой оберткой. Крупные международные франшизы в наших регионах договариваются с местной властью: мы вам, вы нам.

Государству малый бизнес не нужен, а деньги приносит крупный бизнес, который находится под контролем или создан кем-то из власти. У нас в стране всё, что делает власть, бьет по малому бизнесу, не по среднему или крупному.

Во время пандемии всё стало еще хуже: реальных мер поддержки как не было, так и нет. Я работаю в похоронном бизнесе, так государственные крематории подняли цены в два раза: хотите пользоваться, платите. Никакого повышенного спроса нет, просто решили воспользоваться ситуацией, вот и поддержка от государства.

Из-за отношений с государством бизнес вынужден работать в черную, он не может быть цивилизованным. И даже если пытается работать в открытую, приходит государство. Например, не дают строить частный крематорий, но говорят, что если дадите денег тому-то, мы разрешим. А где взять деньги, чтобы дать чиновникам во власти? Работать в черную.

Бизнес в России

Если вы читаете эту статью, то почти наверняка знаете о бизнесе в России не понаслышке. А как смотрят на бизнес в России иностранцы? И что можно познавательного о бизнесе в России им рассказать .

Сегодня есть тенденция, что все больше детей и подростков в России хотят стать государственными муниципальными служащими, ведь сейчас это практически гарантирует стабильно будущее. А вот количество взрослых, желающих, чтобы их дети занимались бизнесом, значительно выросло по сравнению с прошлыми годами.

Это говорит о том, что отношение к бизнесу в России сильно изменилось. Люди стали понимать: в этой сфере больше возможности реализовать себя. Также людей привлекает перспектива финансового благополучия. Сегодня мы имеем возможность наблюдать развитие огромного количества стартапов в России, различных масштабов и направлений. Однако огромный интерес россияне проявляют к бизнесу за рубежом. Это массовая тенденция, касающаяся как молодых начинающих предпринимателей, так и уже состоявшихся бизнесменов. Одна из причин этого явления – недоверие к государству, его системе контроля предпринимательства.

Многие молодые специалисты, закончившие получать образование (возможно, бизнес образование) в России, уезжают из страны, чтобы начать свое дело. Стоит отметить, что наши соотечественники отличаются решительностью, гибкостью мышления и обилием бизнес-идей.

Сегодня благодаря санкциям, антисанкциям и скачкам валютного курса конкуренция в России значительно уменьшилась. К вспышке новых проектов это не привело. Но стали расширятся и укрепляться уже существующие предприятия.

Бизнес в России

В России существует электронный документооборот, однако на практике пока это не развито настолько сильно, как в Европе. Интересный факт, что в России бухгалтеров больше, чес во всем европейском пространстве. Вести бизнес в России сложно. По простоте ведения бизнеса наша страна занимает 120 место (из 183).

Малый бизнес в России

Сфера услуг – самая развитая область для малого бизнеса в России. Существуют и развиваются в большом количестве различные кафе и рестораны, магазины и ателье, службы доставки и производства сувенирной продукции. Очень популярны франшизы, так как они снижают риск и упрощают работу над созданием бизнеса.

На видео: Малый и средний бизнес в России, старт бизнеса, подводные камни

Малый и средний бизнес в России. Чем заняться?

  • Как уже говорилось выше, наиболее популярной в нашей стране является сфера услуг. Потребителями тут могут выступать как частные лица, так организации любого уровня. Рассмотрим наиболее популярные направления в сфере услуг.
  1. Услуги общественного питания. Рестораны, бары, пиццерии, кафе, закусочные, столовые и магазины-кулинарии – все эти заведения пользуются большой популярностью. Они различаются по размеру, стилю и ценам, но каждое из них найдет своего клиента.
  2. Жилищно-коммунальные услуги. Это очень разноплановая отрасль. Сюда можно отнести услуги по ремонту, обслуживанию и содержанию помещений.
  3. Финансовые услуги. Сегодня нам трудно представить свою жизнь без них. Это обслуживание банковских карт, переводы денежных средств, пополнение счета, выплата пенсий и заработных плат и т.д.
  4. Информационные услуги. Сюда относятся как консультационные услуги так и различные курсы, школы и т.д.
  5. Услуги аренды
  6. Туристические услуги
  7. Гостиничные услуги
  8. Транспортные услуги
  9. Услуги сферы развлечений
  • Конечно же, как и в любой стране, у нас очень перспективны IT-технологии. Количество людей, задействованных в этой сфере, неуклонно растет. Преимуществами такого бизнеса является удаленность и возможность начать бизнес с минимальным стартовым капиталом.

На видео: Инвестиции в России

Особенности российского бизнеса

Характерное отличие российского бизнеса от практически любого другого в том, что, создавая бизнес в России, предприниматель вынужден бороться не столько с конкурентами, сколько с государством. Хотя, на сегодняшний день существуют различные моратории на проверки для малого и среднего бизнеса.

Бизнес в России

Высшее руководство нашей страны часто говорит об упрощении условий для ведения малого и среднего бизнеса. Однако, сегодня сделано крайне мало шагов в этом направлении. В стране тяжелая налоговая нагрузка и сложная система законов. Это делает создание бизнеса в России делом сложным и высокорисковым.

На видео: Комментарий эксперта о бизнесе в России

Понравилась статья из нашего справочника? Сохраните в соц. сетях, расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этой статье из справочника, а именно - Бизнес в России, ПРОГОЛОСУЙТЕ - это анонимно и всем видно. Может есть чем поделиться и дополнить?

Читайте также: