Особенности условного торможения у детей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нервная деятельность осуществляется в результате взаимодействия двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

Возбуждение — нервный процесс, приводящий организм в деятельное состояние. Внешне возбуждение проявляется, например, в сокращении группы мышц или в выделении секрета. Более точным показателем возбуждения служит возникновение в возбужденном участке ткани электроотрицательного потенциал а.

Торможение — нервный процесс, приводящий к временному прекращению или ослаблению деятельного состояния органа. При торможении возникает электроположительный потенциал . Образование условных рефлексов, их связь, сохранение и преобразование возможны только при взаимодействии возбуждения с торможением.

Чтобы образовался условный рефлекс на определенное раздражение, временно должны быть задержаны все рефлексы на другие раздражения, непрерывно воздействующие на организм . Процесс торможения также отменяет действие условного раздражителя, если он временно потерял свое жизненное значение . Наконец, торможение охраняет нервные клетки коры от разрушительного действия вредоносных раздражителей.

Различают торможение безусловное, или пассивное, и условное, или активное.

Особенностью безусловного торможения является его врожденность. Оно не требует специальной выработки и свойственно всем отделам центральной нервной системы. Условное торможение, которое называют также внутренним, возникает постепенно в процессе образования условных рефлексов. Оно свойственно только коре больших полушарий.

К безусловному торможению относят внешнее и запредельное торможение, к условному (внутреннему) относят угасательное, дифферен-цировочное, торможение запаздывания и так называемый условный тормоз.

Внешнее торможение возникает под действием посторонних к образуемому условному рефлексу раздражителей. Посторонний к опыту раздражитель, особенно новый и сильный, вызывает ориентировочный рефлекс, и возбуждение, относящееся к этому рефлексу, тормозит вырабатываемый условный рефлекс до тех пор, пока посторонний раздражитель не исчезнет или не потеряет новизны. Во избежание тормозящего действия посторонних раздражителей для некоторых лабораторных опытов создаются специальные условия —’ изолированные звуконепроницаемые камеры.

Замечено, что под действием посторонних раздражителей легче всего затормаживаются молодые, слабо упроченные условные рефлексы.

Новейшие исследования ориентировочного рефлекса (Е. Н. Соколов и др.) доказывают его сложную природу. Обнаружено, что ориентировочные рефлексы не только тормозят образование условных рефлексов, но являются также необходимым условием их образования. Любой раздражитель в начале своего действия вызывает ориентировочную реакцию организма, повышающую чувствительность соответствующих анализаторов. Индифферентный раздражитель, т. е. тот, который потерял характер новизны в данных условиях опыта, не вызывает ориентировочной реакции до момента сочетания его действия с подкреплением. С момента же сочетания каждое появление условного раздражителя будет вызывать к себе ориентировочную реакцию, что повышает чувствительность анализатора и способствует образованию условной связи.

Сходным с внешним торможением является торможение, называемое отрицательной индукцией.

Запредельное торможение возникает под действием сверхсильных, чрезмерно длительных и других вредоносных условных и безусловных раздражителей, превышающих предел работоспособности нервных клеток. Запредельное торможение выполняет роль охранительного, так как оберегает нервные клетки от непосильных напряжений.

Приведем примеры. У собаки вырабатывают слюнный рефлекс на слабый звуковой раздражитель, а затем постепенно увеличивают его силу. Соответственно увеличивается и сила возбуждения в нервных клетках анализаторов, о чем можно судить по интенсивности слюноотделения. Однако это наблюдается до определенного предела. В какой-то момент действия очень сильного звукового раздражителя наступает резкое падение слюноотделения. Возбуждение предельной силы сразу сменяется торможением. То же самое наблюдается при непрерывном и чрезмерно длительном действии раздражителя. Нервные клетки, которые отличаются от других клеток организма высокой интенсивностью деятельности, быстро утомляются. При непрерывном и длительном их раздражении утомление развивается быстрее, и нервные клетки переходят в тормозное состояние. Наступает сон как защитная реакция нервной системы от непосильного напряжения.

Был такой случай. Шестилетний ребенок оказался свидетелем тяжелой сцены в семье: его сестра нечаянно опрокинула на себя кастрюлю кипящей воды. В доме поднялась суматоха. Испуг мальчика был настолько сильным, что он после нескольких минут отчаянного плача внезапно глубоко -заснул и спал в течение нескольких часов, хотя случай произошел утром. Нервные клетки коры не вынесли чрезмерного напряжения.

Предел возбудимости нервных клеток не является постоянным. Он снижается вследствие длительного утомления, болезни, действия на организм отравляющих веществ. Кроме того, имеют значение индивидуальные особенности людей, тип их высшей нервной деятельности.

Наиболее простым видом условного торможения является угасание условных рефлексов.

Оно возникает в результате их неподкрепления. Если условный раздражитель выработанного условного рефлекса дать несколько раз подряд через короткие промежутки времени без сочетания его с безусловным, то условный рефлекс постепенно исчезнет, угаснет. Так, многократно поданный световой сигнал, на который у собаки был выработан слюнный рефлекс без подкрепления, вместо возбуждения начинает вызывать торможение. Голуби слетаются к кормушке до тех пор, пока в ней есть зерна; при отсутствии корма их прилеты становятся все реже и реже, пока совсем не прекратятся. Ребенок, наученный самостоятельно мыть руки, при отсутствии контроля постепенно перестает выполнять это гигиеническое требование.

Угасание условных рефлексов лежит в основе забывания, вызванного отсутствием повторений.

Установлены следующие закономерности угасания: легко угасают молодые, слабо упроченные условные рефлексы; угасание развивается тем быстрее, чем чаще условный раздражитель применяется без подкрепления; условные рефлексы, образованные на основе сильных подкрепляющих раздражителей, угасают медленно; угасание одного условного рефлекса влечет за собой ослабление других, сходных с угасающим и непрочных условных рефлексов и т. д. Эти закономерности полезно использовать в процессе обучения учащихся и в организации самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков.

Угасание не есть разрушение условных рефлексов. Угасший рефлекс можно быстро восстановить путем повторного подкрепления. Что касается хорошо упроченных, а затем угашенных рефлексов, то известны факты их само произвольн ого восстановления. Положительное значение угасания состоит в том, что оно отменяет те временные связи в коре, которые оказались в дальнейшем ненужными, что позволяет заменить их другими.

При образовании условного рефлекса на определенный раздражитель вначале положительную реакцию вызывают и другие однородные раздражители, хотя их действие и не сочетается с безусловным раздражителем. Так, при образовании у собаки условного слюнного рефлекса на тон определенной высоты первое время слюна течет и на другие тоны. Это явление называется генерализацией. Однако, если основной тон систематически подкреплять безусловным раздражителем, а сходный звук (или звуки) систематически оставлять без подкрепления, то возникает дифференцировка, различение этих звуков: подкрепляемый тон будет вызывать положительный рефлекс (возбуждение), а неподкрепляемый — отрицательный рефлекс (торможение). Установлено, что чем больше сходства между однородными раздражителями, тем труднее происходит их дифференцировка. Для ее образования требуется большое количество повторений опыта.

Дифференцировочное торможение

совместно с некоторыми другими физиологическими механизмами лежит в основе всякого рода различения, анализа как у животных, так и у человека: различения звуков, цветов, запахов, формы и величины предметов, движений. У человека, кроме того,— различения слов, понятий, мыслей, действий.

При экспериментальном образовании условного рефлекса

Обычно при экспериментальном образовании условного рефлекса условный раздражитель дают за 1—5 секунд до начала действия безусловного раздражителя, затем оба раздражителя действуют совместно. Однако если постепенно от опыта к опыту увеличивать промежуток времени между изолированным действием условного раздражителя и совместным действием обоих раздражителей, то можно наблюдать интересный результат. После нескольких повторений опыта условный раздражитель (например, свет) вызовет на некоторое время тормозной процесс, и условный рефлекс появится с запозданием. Это и есть торможение запаздывания. И чем больше будет время изолированного действия условного раздражителя при выработке условного рефлекса, тем длительнее будет и процесс торможения. Биологически это очень целесообразно: условная реакция приурочивается точно к тому времени, когда она должна возникнуть в ответ на подкрепление.

У животных торможение запаздывания длится в пределах от 1 до 3 минут изолированного действия условного раздражения. Условные рефлексы, полученные таким образом, называют запаздывающими. А если безусловный раздражитель будет подаваться лишь после прекращения действия условного и совпадения не будет, то образуется следовой условный рефлекс. Условная реакция возникает не на наличный раздражитель, а на след от него.

Торможение запаздывания является физиологической основой различных отсроченных реакций, которые играют большую роль в приспособительной деятельности животных и в практической деятельности людей. Не всякое задуманное действие можно сразу осуществить. Иногда необходимо задержать действие до определенного времени, иметь терпение, выдержку. Одним из физиологических механизмов отсроченных реакций является торможение запаздывания на уровне второсигнальных связей.

Торможение запаздывания вырабатывается с большим трудом у возбудимых индивидуумов.

Установлено также, что чем сильнее условный раздражитель, тем труднее вырабатывается торможение запаздывания. Хорошо известно, как трудно маленькому ребенку сдерживать себя не брать находящееся перед глазами лакомство до того момента, когда разрешат старшие, например до времени окончания обеда. Вид сочного яблока или сладкого пирожного является очень сильным условным раздражителем. Ребенку легче, если лакомство до поры уберут. Торможение запаздывания с трудом возникает также при сильном безусловном раздражителе. Проголодавшемуся человеку трудно дождаться установленного времени обеда. Длительное упражнение в выработке торможения запаздывания облегчает его возникновение.

Если условный раздражитель, на который выработан положительный условный рефлекс, дать одновременно с каким-либо другим дополнительным раздражителем и эту комбинацию не подкреплять, то возникает условное торможение. Роль условного тормоза здесь принадлежит дополнительному раздражителю.

Так, у собаки выработан положительный условный рефлекс на стук метронома определенной частоты. Если затем к стуку метронома присоединить бульканье и эту комбинацию двух раздражителей не подкреплять безусловным рефлексом, то возникнет условное торможение (в узком смысл е слова). Стук метронома, поданный в новых условиях (совместно с бульканьем), временно теряет сигнальное значение, условный рефлекс на него затормаживается. Дополнительный раздражитель — бульканье — выступает в качество условного тормоза.

Условным тормозом к сигнальным раздражителям может стать любой внешний агент.

Таким образом, малейшее изменение в окружающей среде меняет сигнальную роль условного раздражителя, что свидетельствует о тончайшем приспособлении организма к условиям своего существования.

Вот пример натурального условного торможения. Собака-ищейка научена брать пищу только из рук своего хозяина и не прикасается к ней, если ее кормит кто-то другой: вид и запах пищи перестают быть условным раздражителем в других условиях. Роль условного тормоза здесь играет вид и запах постороннего человека.

Воспитывая детей, мы прививаем им навыки и умения изменять свое поведение в зависимости от конкретных условий, временно задерживать те действия, которые в определенной обстановке считаются неуместными. Одним из физиологических механизмов такого задерживания реакций является условное торможение. Полезно знать, что раздражители, выступающие в качестве условного тормоза, могут оказать на человека отрицательное влияние, снизить его работоспособность. Так, если неопытный учитель однажды сильно испугал ребенка криком или угрозой наказания, то ученик впоследствии долгое время не может спокойно и продуктивно работать: вид и голос учителя становятся для него условным тормозом.

Любой вид внутреннего торможения является активным процессом задержки, подавления условных рефлексов.

В этом легко убедиться, если в момент внутреннего торможения подействовать на животное посторонним к опыту раздражителем, который в других условиях является внешним тормозом. Внешнее торможение встречается с внутренним и происходит растормаживание: сигнальный раздражитель вновь вызывает временно задержанный условный рефлекс.

Частичное торможение коры может перейти в общее торможение, сон. Этот процесс имеет три фазы: уравнительную, парадоксальную и ультрапарадоксальную. На уравнительной фазе сильные раздражители уравниваются по своему действию со слабыми. На парадоксальной фазе сильные раздражители оказывают меньшее влияние, чем слабые раздражители. На ультрапарадоксальной фазе раздражители, ранее вызывавшие положительную реакцию организма, теперь совсем не вызывают ее, а раздражители, вызывавшие тормозную реакцию, теперь дают положительную.



Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться: Авторизация пользователя

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности внд у детей младшего школьного возраста

Высшая нервная деятельность (ВНД)- деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых структур, обеспечивающая сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру, направленная на уравновешивание организма с окружающей средой через заблаговременное приспособление на основе выработки и торможения условных рефлексов. ВНД является физиологической основой высших психических функций: ощущения, восприятия, представлений, мышления, памяти и сознания. От выработки условных рефлексов во многом зависят адаптационные возможности организма и его биологическая надежность. В данном случае, я рассмотрю, как развита ВНД у детей младшего школьного возраста.

Особенности ВНД у детей младшего школьного возраста

В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы).

Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте.

Высшая нервная деятельность - совокупность разнообразных форм совместной деятельности, коры полушарий большого мозга и подкорковых структур, которая обеспечивает взаимодействие целостного организма с окружающей средой (поведение человека).

Кора конечного мозга и подкорковые образования является высшими отделами ЦНС человека. Они обеспечивают рефлекторные реакции, за счет которых осуществляются сложные взаимодействия человека с окружающей средой.

У детей слабая уравновешенность нервных процессов, условные рефлексы формируются медленно. Сильные или длительные раздражители вызывают у детей запоздалое торможение, они быстро устают. Посторонние раздражители легко вызывают у них внешнее торможение. Динамический стереотип изменяется с большими трудностями. Поступив в школу, такие дети трудно контактируют с другими школьниками, часто плачут. Нуждаются в постоянном педагогическом наблюдении, особенном внимании.

В этот период изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников.

Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.

Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, и прежде всего его высшего отдела - коры головного мозга. Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами. Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников.

Однако только на базе обучения письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все более отдаляясь от связанных с ним образов предметов и действии.

Незначительное ухудшение процессов высшей нервной деятельности наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе. Интересно отметить, что в младшем школьном возрасте на основе развития второй сигнальной системы условно - рефлекторная деятельность ребенка приобретает специфический характер, свойственный только человеку.

Словесная инструкция значительно ускоряет образование условных рефлексов и в некоторых случаях даже не требует безусловного подкрепления: условные рефлексы образуются у человека в отсутствие непосредственных раздражителей.

Эти особенности условно-рефлекторной деятельности обусловливают громадное значение словесного педагогического воздействия в процессе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками

Таким образом, в младшем школьном возрасте нервные процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью.

Все виды внутреннего торможения хорошо выражены. Однако внутреннее торможение, как и раньше, нуждается в управлении, тренировке с целью усиления.

В этом возрасте могут достаточно легко развиваться нарушение нормальной возбудимости в результате избыточной нагрузки в учебе.

Растет значение второй сигнальной системы. В связи с некоторой незрелостью регулирующих влияний коры на подкорковые структуры мозга в этом возрасте наблюдается несовершенство механизмов, которые определяют активное внимание и сосредоточенность.

К 10-11 годам кора приобретает главную роль в корково-подкорковом взаимодействии, которое является важным фактором формирования высших нервных и психических процессов.

Торможение — активный физиологический процесс в ЦНС, приводящий к задержке возбуждения.

Виды торможения условных рефлексов

Безусловное (внешнее) торможение

1. И. П. Павлов после формирования условного рефлекса применял посторонний раздражитель — звонок.

2. У собаки формировался ориентировочный рефлекс, она переключалась на другую деятельность и слюна переставала выделяться.

3. Механизм безусловного торможения: новый очаг возбуждения в слуховой зоне височной доли коры (вызван звуком) настолько сильный, что в других частях коры идет торможение, в том числе в затылочной зоне зрительной доли. Последняя была связана с продолговатым мозгом, передавая ему возбуждение по временной связи. При торможении коры, продолговатый мозг также тормозился и переставал отдавать импульсы к слюнным железам (рефлекс затухал).

4. Например, младенец хочет есть и плачет, но подготовка к кормлению займет еще несколько минут. На этот время его нужно отвлечь. Если показать ему яркую игрушку, включится ориентировочный рефлекс.

5. При этом у ребенка идет безусловное (внешнее) торможение — в момент появлении нового раздражителя одна стратегия поведения сменяется другой.

7. Вот как проявление запредельного торможения было выявлено в лаборатории И. П. Павлова — на собаку одновременно воздействовали чрезвычайно сильными раздражителями: громкими звуками, взрывом пороха, наряженным в страшную маску человеком, да еще и поставили ее при этом на качающуюся платформу. Животное поначалу хотело бежать, но потом сделалось неподвижным, словно впало в ступор. Исследователи объясняли, что в эти мгновения в коре мозга разлилось общее торможение, которое распространилось вплоть до среднего мозга. Торможение в высших центрах длилось две недели, попутно у собаки исчезли условные и безусловные пищевые рефлексы.

Условное (внутреннее) торможение

1. И. П. Павлов прекращал кормить собаку, но продолжал включать свет. Слюна сначала выделялась только на свет (условный рефлекс). Однако через какое-то время у собаки переставал выделяться пищеварительный сок.

2. Условный сигнал (свет лампочки) остался без подкрепления безусловным раздражителем (пищей), поэтому вскоре условный рефлекс угас.

3. Так, в результате многократного неподкрепления формируется условное, или внутреннее торможение, которое является приобретенным.

4. Вновь пример с ребенком. Его несколько месяцев кормили из бутылки с соской, при виде бутылки он проявлял признаки возбуждения и заинтересованности, но затем стали кормить ложкой. Вскоре у ребенка пропал интерес к бутылочке, которая каждый раз оказывалась пустой. В этом случае безусловный раздражитель — пища в бутылке, условный — вид бутылки. При отсутствии пищи идет торможение условного рефлекса выделения слюны на вид бутылки.

Выделяют четыре вида условного торможения

1. Угасательное торможение — положительный сигнал не поддерживается безусловным раздражителем. Например, собака перестала выделять слюну на лампочку, потому что пища после сигнала не появлялась. Другой пример — человек долго работал за письменным столом при свете старой лампы, которую включал нажатием кнопки левой рукой. Если заменить лампу на современную и переставить ее, человек будет еще какое-то время искать кнопку левой рукой, но постепенно отвыкнет это делать (свет не зажигается — положительный сигнал не подкрепляется).

2. Дифференцировочное торможение — прекращение реакции на фактор, похожий на тот, который вызывает рефлекс, но не идентичный ему. С помощью череды опытов Павлов выработал у собаки условный рефлекс на стук метронома 120 ударов в минуту. Если включать метроном на 60 ударов в минуту, рефлекс не проявляется. Данное торможение позволяет различать похожие, но все-таки различающиеся сигналы. Фактически из множества сходных сигналов реакция появляется только на один из них — подкрепляемый. Так, например, кошка даже не шелохнется, если в дом войдет не хозяйка, которая всегда ее кормит, а другой член семьи. На этих людей у животного срабатывает торможение.

3. Условный тормоз возникает при неподкреплении комбинации условного положительного сигнала и одновременного постороннего сигнала. Например, Павлов уже выработал у собаки пищевой рефлекс на звук. Затем добавил к звуку вспышку света, но пищу при этом не давал. На комбинацию звука и света слюна у собаки не выделялась, но продолжала выделяться на отдельный звук. Условный тормоз часто встречается в обычной жизни — это ситуации, связанные с запретом на деятельность в определенных условиях.

4. Запаздывательное торможение — торможение, при котором действие условного раздражителя не подкрепляется безусловным в течение первых же минут. Раздражитель в это время приобретает тормозное значение, развивается торможение условного рефлекса. Например, кошка-охотница ждет мышь у норы, но не выделяет понапрасну слюну, ведь грызун может появиться через несколько часов. И только когда добыча попадет в зубы кошке, начинается выделение слюны.

Итак, основное условие, необходимое для сохранения уже сформированного условного рефлекса — условный раздражитель необходимо подкреплять безусловным. В противном случае приобретенный рефлекс угаснет.

Центральное (сеченовское) торможение, открытое И. М. Сеченовым

В нейронах нервной системы действуют два процесса — возбуждения и торможения. Низшие центры работают под контролем высших центров, которые могут затормозить безусловные рефлексы. Именно такое торможение Сеченов назвал центральным. Например, центры коры больших полушарий посылают тормозящие сигналы в спинной мозг, и человек не отдергивает руку, когда ему колют палец скарификатором, чтобы взять кровь для анализа. Заметьте, что маленький ребенок не в состоянии затормозить этот рефлекс, он пугается и отдергивает руку.

Нарушения высших психических функций у детей и подростков.

Возрастные особенности высшей нервной деятельности

Регуляторные системы организма. Нервная и эндокринная системы регулируют функции других органов и систем. Нервная система контролирует синтез и секрецию гормонов, а гормоны оказывают влияние на состояние ЦНС, что обуславливает наличие нейрогуморального механизма регуляции функций.

Нервная система (НС) выполняет следующие функции: обеспечивает регуляцию функций внутренних органов; обеспечивает координацию функций организма; обеспечивает связь организма с внешней средой, его адаптацию и формирование поведения; обеспечивает сознание и всю психическую деятельность человека; управляет деятельностью опорно-двигательного аппарата.

НС состоит из нервной ткани. Нервная ткань, в свою очередь, состоит из нейронов и нейроглии. Нейрон имеет тело и отростки (дендриты и аксоны). Длина аксона может варьироваться от 1 см до 1,5 м. Дендриты – короткие разветвленные отростки нейрона, по которым к телу нейрона поступает информация от рецепторов. Количество дендритов может составлять от 1 до 1000.

НС разделяют на центральную (ЦНС) и периферическую (ПНС). К ЦНС относят головной и спинной мозг. К ПНС относят рецепторы, нервы (афферентные и эфферентные).

По функциям НС делят на соматическую (греч. soma – тело) или цереброспинальную и вегетативную (vegetativus – расти). Соматическая НС иннервирует опорно-двигательный аппарат (ОДА) и обеспечивает чувствительность нашего тела. Вегетативная НС регулирует работу внутренних органов, тонус сосудов, кожи, желез внутренней и внешней секреции, обмен веществ.

Головной мозг находится в полости черепа, максимального веса достигает к 25 годам (1400 г.). вес мозга менее 900 г. или окружность головы меньше 48 см. свидетельствуют о микроцефалии и слабоумии. Головной мозг состоит из 6 отделов: 1) мозжечок; 2) продолговатый мозг; 3) средний мозг; 4) мост; 5) промежуточный мозг; 6) большие полушария. Промежуточный мозг включает: таламус, гипоталамус, гипофиз.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале. Вверху соединен с продолговатым мозгом, внизу заканчивается на уровне 2 поясничного позвонка. Центральный канал спинного мозга содержит спинномозговую жидкость. Спинной мозг связывает головной мозг с туловищем и конечностями.

Процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Нейроны обладают тремя свойствами – возбудимостью, проводимостью и лабильностью.

Возбудимость – способность нейрона генерировать потенциал действия в ответ на влияние раздражителя любой природы (физического, химического). Возбудимостью обладают только нервные и мышечные клетки.

Возбуждение – активный процесс, протекающий в нервной системе, главным признаком которого является сдвиг электрического состояния поверхности мембраны нейрона в положительную сторону.

В покое мембрана нервной клетки поляризована, вследствие неодинаковой концентрации ионов натрия, калия, хлора и др. элементов в цитоплазме клетки и в межклеточной среде. Потенциал покоя – разность электрических потенциалов между наружной и внутренней сторонами мембраны нейрона. Он составляет 50-80 мВ со знаком минус.

При раздражении мембраны нейрона на возбужденном участке мембраны ионы натрия поступают внутрь клетки. Мембрана при этом перезаряжается (внутренняя ее поверхность заряжается положительно, а наружная – отрицательно), и возникает потенциал действия – нервный импульс. Вдоль нервного волокна от одного нейрона к другому нейрону происходит передача нервных импульсов (потенциалов действия).

В проведении нервных импульсов (потенциалов действия) от одних нейронов к другим нейронам и заключается второе свойство нервной ткани – проводимость.

Скорость протекания потенциала действия (проведения нервного импульса) в возбужденном нейроне характеризует его лабильность (функциональную активность). Нервная ткань головного мозга обладает наибольшей лабильностью, которая снижается при утомлении.

Важным свойством нервной системы является торможение – также активный процесс в нервной система, в результате которого происходит ослабление, или прекращение возбуждения. Торможениесовокупность процессов, приводящих к ослаблению или прекращению передачи нервных импульсов по нервным волокнам через синапсы. Процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны. Торможение не позволяет возбуждению беспредельно распространяться в нервной системе. Торможение рассматривают как вторичный процесс относительно процесса возбуждения, т.к. оно является следствием возбуждения.

У детей раннего возраста и первого детства, в нервных центрах преобладает возбуждение над торможением. Особенности процессов торможения в ЦНС у ребенка раннего возраста: слабость процессов торможения вследствие незрелости нейронов.

Дети дошкольного возраста по сравнению с взрослыми также имеют более высокую возбудимость нейронов коры. У них более выражены процессы индукции и иррадиации в ЦНС. У детей младшего школьного возраста (7-11 лет) хорошо развиты возбуждающие и тормозные синапсы. У них в ЦНС уравновешены по силе процессы возбуждения и торможения. Поэтому дети данной возрастной группы легче поддаются педагогическим воздействиям. Их учебную деятельность и поведение организовать проще.

У подростков в нервных центрах нарушается уравновешенность возбуждения и торможения, так как большую силу приобретает возбуждение. В 12-15 лет ослабляется деятельность коры, но усиливается деятельность подкорковых структур, что сопровождается различными нарушениями со стороны психической и вегетативной сферы (агрессия, вегетативные дисфункции).

Возбуждение нервной системы у школьников средних классов проявляется неадекватным поведением, ослаблением внимания, отвлечением от работы, выключением из учебного процесса к концу учебной недели, к окончанию уроков (урока). К детям, у которых преобладает в нервной системе возбуждение, требуется индивидуальный подход.

Возбуждение и торможение в ЦНС не остается неподвижным, они распространяется (иррадируют) на ближайшие и отдаленные участки коры головного мозга. Различают три вида динамики нервных процессов – иррадиация, концентрация, индукция.

Иррадиация – распространение нервного процесса (возбуждения или торможения) по нервной системе. Чем сильнее раздражение, тем шире распространяется возбуждение. Например, реакция радости у детей, испуг, поведение школьника с неуравновешенным типом высшей нервной деятельности и др.

Концентрация нервного процесса – это ограничение иррадиации, сосредоточение возбуждения в первоначальном месте. Очаг возбуждения сначала иррадирует по коре до определенного предела, а затем собирается в первоначальном месте. Концентрация возбуждения лежит в основе внимания, памяти, мышления.

Особенности динамики основных нервных процессов могут происходить по типу индукции. В коре отмечается быстрое влияние возбуждения или торможения на другие области мозга. Возникшее возбуждение в одних участках НС всегда сопровождается торможением в других участках.

Индукция – возникновение физиологического процесса в ЦНС противоположного знака. Например, при возникновении возбуждения в одних участках ЦНС, в соседних возникает противоположный процесс-торможения.

У детей 7-11 лет в ЦНС уравновешены по силе процессы возбуждения и торможения, хорошо выражены процессы концентрации и индукции. Для детей более раннего возраста характерно ослабление внимания, так как недостаточно выражена концентрация возбуждения.

По мере взросления у детей наблюдается ослабление иррадиации возбуждения и усиление индукции и концентрации. Этот процесс совершенствуется с возрастом.

Особенности физиологического доминанты. Деятельность ЦНС связана с возникновением в ее отдельных участках доминирующих очагов возбуждения. Доминанта – это временно господствующий в ЦНС очаг повышенного возбуждения.

Доминантный очаг обладает повышенной возбудимостью, способностью к суммации возбуждений (нервных импульсов) и длительному сохранению возбуждения после прекращения воздействия раздражителя. Характерно наличие сопряженного торможения в других нервных центрах, функционально не связанных с деятельностью доминантного очага.

Аналитико-синтетическая деятельность коры. В коре осуществляется разделение раздражителей (дифференцировка), т.е. анализ полученной информации, а затем на основе анализа происходит синтез – обобщение полученной информации и построение ответной реакции. Анализ и синтез раздражителей – это аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга, которая служит физиологической основой высшей нервной деятельности человека.

Анализ – дифференциация различных сигналов. Он начинается уже в рецепторах и заканчивается в коре головного мозга. Каждому внешнему воздействию соответствует свой особый вид возбуждения. Поэтому близкие по свойствам раздражители дифференцируются.

Синтез – объединение очагов возбуждения, возникающих в различных участках коры, происходящее благодаря функциональному взаимодействию нейронов. Проявлением аналитико-синтетической функции коры больших полушарий головного мозга является сформированный у ребенка условный рефлекс.

Таким образом, по проводящим путям нервной системы происходит быстрая, точная передача информации, ее анализ и синтез в коре головного мозга. В результате формируются (синтезируются) ответные реакции на эти сигналы – мышление, речь, осознанные действия.

Аналитическая деятельность коры осуществляется благодаря наличию в ней сенсорных и моторных центров (зон). Ассоциативные зоны располагаются вокруг моторных и сенсорных зон.

Чувствительные (сенсорные, или эфферентные зоны)

Чувствительные (сенсорные зоны) – центры обработки информации, поступающей от органов чувств. К сенсорным зонам относятся: зрительная зона – в затылочной доле, слуховая – в височной доле, соматосенсорная (кожной и проприцептивной, т.е. мышечно-суставной чувствительности) – в области задней центральной извилины.

Двигательные (моторные, или афферентные зоны)

Моторные зоны – центры управления движениями; расположены в области передней центральной извилины лобной доли, в которой имеются крупные пирамидные клетки. Аксоны этих клеток образуют пирамидный путь, связывающий кору с мотонейронами спинного мозга и обеспечивающий регуляцию произвольных движений.

Вегетативная нервная система (ВНС) – часть периферической НС, которая иннервирует внутренние органы, кровеносные сосуды и регулирует их деятельность. ВНС включает: вегетативные ядра, узлы и волокна.

По анатомо-функциональным особенностям ВНС подразделяется на симпатическую и парасимпатическую НС. Влияние симпатической и парасимпатической НС на работу внутренних органов противоположное.

Симпатический отдел ВНС является трофическим: усиливает потребление питательных веществ, O2, пов. АД, ЧСС, ЧД, секрецию потовых желез, но ослабляет секрецию слюнных желез.

Парасимпатический отдел ВНС обеспечивает восстановительные процессы, урежение ЧСС, снижение АД, урежение ЧД, опорожнением полостных органов.

В раннем детском возрасте основную роль играет симпатический отдел ВНС, а по мере взросления усиливается роль парасимпатической НС.

Причины нарушения психических функций в детском возрасте. Понятие об органических поражениях головного мозга. Нарушения приобретения учебных навыков. Причины и виды нарушений приобретения учебных навыков (нарушения чтения, письма, математических действий и др.). Нарушение функции программирования, регуляции и контроля у детей. Выявление начальной стадии нарушения приобретения учебных навыков и психофизиологическая диагностика причин трудностей обучения. Коррекция недоразвития школьно-необходимых функций.

Психофизиологические основы нарушения различных форм поведения у детей и подростков (гиперактивность, дефицит внимания, негативизм, реактивные состояния, тики, нарушения пищевого поведения, рискованное поведение и др.). Индивидуальные особенности школьников. Нервно-психические расстройства у детей и подростков.

Условно-рефлекторный характер высшей нервной деятельности.

Классификация условных рефлексов. Правила выработки условных рефлексов. Возрастные особенности выработки условных рефлексов. Динамический стереотип, как система условных рефлексов, сформированная в процессе учебной или трудовой деятельности.

Торможение условных рефлексов у школьников. Виды безусловного торможения в учебном процессе. Виды условного торможения. Условное торможение как основа воспитания детей и подростков. Особенности условного торможения у детей. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности школьников. Возрастные особенности ВНД (особенности высшей нервной деятельности младшего школьника и подростка)

ФМФ Зао ВФШГ Лекция 1 (ВОПРОСЫ)

Раздел 1. Физиологические особенности систем организма детей и подростков Введение. Основные закономерности роста и развития организма. Возрастные периоды развития. Возрастная физиология и школьная гигиена: предмет и содержание курса. Значение возрастной физиологии для педагога. Организм как единая, саморегулирующаяся система. Рост и развитие, возрастные закономерности роста. Гетерохронность и гармоничность развития. Возрастные периоды развития. Структурно-функциональные особенности нервной системы детей и подростков Совокупность образований НС: рецепторы, нейроны, нервы, синапсы, нервные центры, головной и спинной мозг. Возбуждение и торможение в НС. Возрастные особенности возбуждения и торможения. Индукция и ее значение в обучении. Особенности созревания нейронов и синапсов. Рефлекторная деятельность нервной системы (рефлекс, рефлекторная дуга и ее элементы). Головной мозг: функции, отделы. Кора больших полушарий: нейронная организация, зоны коры (сенсорные, моторные, ассоциативные), сроки их созревания. Речевые центры коры. Подкорковые образования, их функции, сроки формирования. Возрастные особенности аналитико-синтетической функции коры. Возрастные особенности ЭЭГ (электроэнцефалограммы). Физиологическая доминанта. Структурно-функциональное созревание мозга в онтогенезе

ФМФ зао ВФШГ Лекция 2 (ВОПРОСЫ)

Структурно-функциональные особенности костно-мышечной системы. Организация и объем двигательной активности детей разных возрастных групп

Читайте также: