Особенности творчества левитана кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ни Левитан, ни его современники или ученики не оста­вили заметок о технической стороне творчества художника. Это во многом затрудняет ее изучение. Публикуемая статья стала первой попыткой анализа техники мастера.

Ни Левитан, ни его современники и ученики не оста­вили нам заметок о технической стороне его творчества. Это во многом затрудняет ее изучение. Настоящая работа является первой попыткой анализа техники мастера с привлечением современных методов исследования.

В результате исследования картин пока получены очень скудные данные о разбавителях и лаках, которыми пользовал­ся Левитан. Нижний, подмалевочный слой имел быстро уле­тучивающийся разбавитель, скоро высыхал и имел матовую поверхность. Следы такой краски видны в некоторых местах на кромках. В процессе работы, в зависимости от того, на­сколько сочным и блестящим предполагался красочный слой, на этот подмалевок наносились различные лаки, играющие роль соединительной прослойки и в свежем состоянии хорошо принимающие краску. Каковы эти лаки, пока установить не удалось. Можно предположить, что в основе они имели мяг­кие смолы, так как характерного для масла пожелтения и сморщивания красочного слоя на картинах Левитана почти нигде нет. Анализ краски фактурного слоя, обнаруженный на кромке одной из картин, выявил наличие в ней мастикса. Можно предположить, что в качестве разбавителя художник пользовался мастичным лаком. Характер люминесценции тоже подтверждает наличие его в верхнем слое краски, осо­бенно отчетливо это видно при рассматривании переписок во

1 В основу статьи положены результаты изучения произве­дений И. Левитана, экспонировавшиеся на Юбилейной вы­ставке 1960 года в Государственной Третьяковской галерее.

Авторы использовали данные рентгенографирования кар­тин, исследования свечения (люминесценции) живописной по­верхности, возникающего в результате облучения фильтрован­ными ультрафиолетовыми лучами, осмотра под микроскопом, химических анализов грунтов, фотосъемки в отраженных инфракрасных лучах и фактурные снимки деталей. Работу проводили сотрудники Государственной Центральной худо­жественно-реставрационной мастерской имени академика И. Э. Грабаря под руководством заведующей научно-исследова- тельским отделом А. Зерновой. Рентгенограммы выполнены М. Виктуриной и Б. Ларионовой, химические анализы Г. Тома шевич, фотоснимки — М. Вентцелем.

И. Левитан работал самыми рзличными кистями — круглы­ми и плоскими колонковыми и плоскими щетинными, в основ­ном, маленьких и средних размеров. В более поздний период он писал и широкими щетинными кистями. Художник был очень изобретателен в способах создания разнообразной фактуры. По сырой краске он работал и пальцем, и черенком кисти, и мастихином, используя его для нанесения краски на холст. Для обработки высохшей краски применялись нож и стеклянная бумага.

Построение красочного слоя у Левитана всегда подчинено мотиву, настроению, содержанию. В этом плане трудно гово­рить о единой живописной манере. Левитан очень разнообра­зен не только при рассмотрении развития всего его творчества в целом. Каждое его полотно своеобразно по строю краски.

Никогда не отрывая форму от содержания, отрицая всякий шаблон и манерность, Левитан не придавал самодовлеющего значения технологии. Она всегда подчинена содержанию,

тесно с ним связана. Таким образом, технические приемы включаются в единую гармоническую цепь: глаз — художест­венный образ — рука художника. Огромную роль играла и очень развитая зрительная память Левитана, сообщающая та­кую жизненность картинам, над которыми он работал в мастер­ской, используя зачастую лишь небольшие, мало проработан­ные этюды.

Техника Левитана менялась на протяжении его творческого пути.

В ранних произведениях, носящих в большей или меньшей степени ученический характер, видна школа Саврасова. Они исполнены на мелкозернистом плотном холсте с тонким глад­ким грунтом, соответствующими тщательной манере исполне­ния, подробному выписыванию деталей. Большое значение имеет подготовительный рисунок, сделанный обычно мягкой кистью красновато-коричневой краской. В живописном про­цессе сначала устанавливаются самые общие отношения, подмалевок исполняется краской (чаще всего коричневой) с большим количеством разбавителя. При этом художник стремится к наибольшей тонкости подмалевка, для этого и без того тонкий слой жидкой краски он иногда еще проскаб­ливает мастихином. Затем следует основной красочный слой, обычно тоже тонкий. Сквозь него просвечивает подмалевок, цвет которого становится превалирующим, определяющим колорит всей картины. В последнюю очередь несколько более пастозно прорабатываются детали маленькой мягкой кистью, сливающимися друг с другом мазками. Фактура ранних про­изведений маловыразительна, мазок неуверенный и неотчет­ливый.

Здесь можно уже говорить о единстве содержания и испол­нения.

Левитан особенно пристрастно любил несколько тем и мотивов — соединившись в его творчестве, они зазвучали подобно симфонии, прославляющей красоту русской природы. Эта симфония положила начало новой пейзажной лирике в русской живописи.

Художественный мир Левитана — при взгляде издали — представляется единым целым, но при ближайшем рассмотрении распадается на несколько согласно звучащих мелодий и тем. Такой аналитический взгляд не уничтожает непоколебимой цельности этого мира, но лишь подчёркивает его сложность и многообразие.

Считалось, что природы, способной вызвать восхищение, в России не существует. Есть некая безликая и бесформенная масса, которой нужно придать сформированный вид, чтобы она соответствовала канонам красоты. Ценились вещи четкие и конкретные, с которыми были связаны определенные чувства и мысли: яркий солнечный свет, синее покрывало моря, изящные изгибы величественных гор. Но Левитан — это новый взгляд на русскую природу, взгляд пронзительный и трепетный.

И.И. Левитан. Июньский день. Лето. 1890-е

И.И. Левитан. Перед грозой. 1890

И.И. Левитан. Лесное озеро. 1890-е

Ответы на эти вопросы даёт исследование эволюции Левитана. Да, его творчество кажется законченным и неотменимым — иногда просто не верится, что тех или иных знаменитых полотен мастера ещё совсем недавно (по историческим меркам) не существовало. То есть почти иконописный лик русской природы пребывал закрытым, не обретшим своего выражения в музыке красок. Это кажется невероятным.

И.И. Левитан. Ветряные мельницы. Поздние сумерки. 1870-е

И.И. Левитан. Осень. Дорога в деревне. 1870-е

И.И. Левитан. Снопы и деревня за рекой. Начало 1880-х

И.И. Левитан. Лунная ночь. Деревня. 1897

И.И. Левитан. Первая зелень. Май. 1883

К сожалению, ранний период творчества Левитана недоступен для исследователей. Первые его известные работы, выполненные в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, страдают подражательностью. Но это нормально — чтобы хорошо пойти вперёд, следует оттолкнуться от чего-то. Важно, чтобы первоначальный толчок был по-снайперски точным. И вот тут Левитану повезло. Повезло с учителями. Трудно представить, во что бы развился талант Левитана, не встреться ему в самом начале его пути Саврасов, не попади он в пейзажную мастерскую Поленова.

И.И. Левитан. Конюшня. Сарай. 1880-е

И.И. Левитан. Поля. 1899

И.И. Левитан. Берёзовая роща. 1878

Поленов познакомил Левитана и его однокашников, остававшихся — при вечной закрытости, герметичности русской жизни — в неведении по поводу революционных дерзаний их западных коллег, с новейшими художественными течениями в живописи: в частности с импрессионизмом. Причём он повлиял на них (больше всего — на К. Коровина) в большей степени даже не рассказами о Париже, а собственным творчеством, прозрачным и полным солнечного света.

Мощное воздействие испытал Левитан, увидев картины барбизонцев (например, Т. Руссо) и К. Коро, к тому времени появившиеся в собраниях московских коллекционеров.

Наконец, не прошла даром для Левитана и его поездка в Крым. Эта поездка заметно обогатила его палитру: в Крыму художник узнал, что такое чистые краски. На этом, кажется, ученичество Левитана закончилось.

И.И. Левитан. Осенний лес. 1886

И.И. Левитан. Садик в Ялте. Кипарисы. 1886

Волга, Плёс, Тверская губерния открыли зрителю несравненного, ни на кого не похожего мастера, который, в свою очередь, открыл зрителю пронзительную прелесть русской природы. При этом надо понимать, что это было, прежде всего, актом философского осмысления, актом гениального вчувствования в мир природы, облегчённого умением трепетно слышать и зорко видеть, но не техническим жонглированием.

И.И. Левитан. У деревни

И.И. Левитан. Ствол распускающегося дуба. 1884

И.И. Левитан. Солнечный день. Деревня. 1898

И.И. Левитан. Сумерки. Стога. 1899

И.И. Левитан. Уборка сена. 1899

И.И. Левитан. Опушка леса. 1891

И.И. Левитан. Осень. 1885

И.И. Левитан. Тихая обитель. 1890-е

И.И. Левитан. Плёс. 1881

И.И. Левитан. Зима в дервеньке. 1885

Акварели и пастели

И.И. Левитан. Серый день. 1890-е

И.И. Левитан. Луг на опушке леса. 1898

И.И. Левитан. На озере Комо. Набережная. 1894

И.И. Левитан. Осень. Усадьба. 1894

И.И. Левитан. Туман. Осень. 1899

И.И. Левитан. Весна. Большая вода. 1897

И.И. Левитан. Озеро. 1899-1900

И.И. Левитан. Волга. 1889

И.И. Левитан. На реке. Пароход на Волге. 1880-е

И.И. Левитан. Деревня на берегу реки. 1883

И.И. Левитан. Зимой в лесу. 1885

И.И. Левитан. Ранняя весна. 1889

И.И. Левитан. Осень. Мельница. Плёс. 1888

И.И. Левитан. Осень. 1880

И.И. Левитан. Солнечный день. Весна. 1876-1877

И.И. Левитан. Вечер на болоте. 1882

И.И. Левитан. Вечер на Волге. 1887-1888

И.И. Левитан. Вечер на пашне. 1883

И.И. Левитан. Летний вечер. 1900

Атмосферные явления

И.И. Левитан. После дождя. Плёс. 1889

И.И. Левитан. Свежий ветер. Волга. 1895

И.И. Левитан. Цветущие яблони. 1896

И.И. Левитан. Хмурый день. 1895

Биография художника

Биография Исаак Ильич Левитан

Работы художника


У омута


Владимирка


Над вечным покоем


Вечерний звон

Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французcких картин, в которых прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Здесь нет "красот природы". Только то, что является одинокому страннику, бредущему от города к городу, от села к селу по бесконечным русским дорогам, влекомому тем "божественным нечто, что разлито во всем, но что не всякий видит, что даже и словом назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а одной лишь любовью постигается. " Только хмурые перелески, бедные поля и покосившиеся избенки, грустящие под ситцевым небом. Словно в насмешку над всеми националистами, тайна русской природы открылась бедному еврейскому юноше, на котором до конца жизни стояло клеймо его происхождения. Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран.

У Левитана обычно отсутствует изображение человека, но почти всегда присутствует напоминание о нем: церкви, дороги, мостики, избы, могилы. Наделяет он человеческими чувствами и саму природу- в ряде работ эта особенность приобрела философский смысл: "Над вечным покоем"(Левитан как-то сказал: "Я весь в этой картине"),"Владимировка".

Проникновение в психологию человека, в сокровенные уголки русской души стало ведущей тенденцией пейзажа рубежа XIX-XX веков.
Если в начале творчества Исаак Ильич Левитан (1860 -1900) остро чувствовал психологические нюансы русской жизни и закреплял их в тонко переданных состояниях природы, то в конце 1890-х годов он фиксировал эти же состояния в материально богатой, предельно натурной живописи, отчего настроенчество получило иную тональ­ность, более ностальгическую и социально окрашенную.
Левитан как бы соединил в себе все завоевания предше­ствующего пейзажного творчества: Васильевский лиризм, саврасовскую ностальгию, каменевский психологизм, по-леновскую живописность. Но все же до высшего предела, до совершенства его творчество довело лишь одну тен­денцию русского пейзажа - настроенческую линию, кото­рая в некоторых работах окрашивалась социальными мо­тивами (Владимирка, 1892).

. Дважды неудачно стрелялся, а один раз пытался повеситься. Мог зарыдать посреди разговора. Или убежать в разгар выставки, чтобы спрятаться от людских глаз. Уходил, бросив свои этюды и никого не предупредив, на охоту в лес без еды на несколько дней, был объявлен в розыск как пропавший без вести, а когда вернулся, арестован на сутки – дабы впредь не морочил полиции голову. Дважды, словно в повторяющемся дурном сне, с отчаянием и яростью швырял к ногам возлюбленных (сначала одной, а потом второй – обе были давно и прочно замужем не за ним и какое-то время за больное сердце Левитана конкурировали) мертвую чайку, собственноручно застреленную. Переживал мучительные припадки депрессии. И умер в неполные 40 лет от расширения аорты.

Но какое это всё имеет отношение к его искусству? Что общего у биографии Левитана и его картин? Жизнь и живопись – параллельные вселенные! Не трогайте гения скользкими лапами, продажные жёлтые писаки! Разве это что-то объясняет или что-то помогает понять?!

Посмеем утверждать – помогает. Попробуйте нам поверить, а мы попробуем объяснить.

Пейзажи как отражение личности и биографии Исаака Левитана

Что скрывало детство Левитана?

Биографам стоило усилий в общих чертах восстановить картину начала жизни Левитана.

Он родился у западной оконечности Российской империи, у железнодорожной станции Кибарты (ныне территория Литвы) в интеллигентной еврейской семье. Дед Левитана был раввином, его отец также закончил раввинскую школу, но дальше совершенствоваться в талмудических премудростях не пожелал. Самостоятельно выучив немецкий и французский, Эльяшив (Илья) Левитан работал контролером на железной дороге, переводчиком во французской фирме. Жили бедно. Детей в семье было четверо: сыновья Авель (он позже станет называть себя Адольфом) и Исаак, дочери Тереза и Эмма. О матери семейства Басе (Берте) Левитан, заядлой книгочейке, биографы говорят, что вместо горячего обеда она могла с упоением и страстью пересказывать детям содержание какой-нибудь захватившей её книжки.

У сына Авеля обнаружились кое-какие способности к рисованию и он был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Скоро туда же поступил 13-летний Исаак. По некоторым мемуарам выходит, что особой одарённости отец в нём не замечал: просто было сподручно, когда сыновья учатся в одном месте и держатся вместе. Кстати, точно так же вслед за страшим братом Сергеем, которого ему предстоит превзойти, поступил в Училище и однокашник Левитана – Константин Коровин.

Жить Левитаны продолжали очень бедно, в крохотной съёмной квартирке. Исааку исполнилось 15, когда умерла его мать. А когда ему было 17, Илью и Исаака Левитанов одновременно свалил брюшной тип. Перепугавшиеся сердобольные соседи доставили отца и сына в разные больницы, вернуться откуда было суждено одному только Исааку – отец скончался. За несколько последующих лет Левитан познает унижение бездомности и безденежья, гонения по национальному признаку и даже голод.

Но почему же всё-таки он не желал вспоминать о родителях?

Несколько лет назад кандидат экономических наук Михаил Рогов разыскал и опубликовал архивные данные, из которых следует, что Илья и Берта Левитан, у которых в 1860-м родился сын Авель, никак не могли быть родителями появившегося на свет в том же 1860-м году, всего за 5 месяцев до Авеля, Исаака. Исаак Левитан, согласно метрикам, был сыном родного брата Ильи – Хацкеля, но почему-то воспитывался в семье и носил отчество своего дяди. Причин мы не знаем. Эта семейная тайна умерла вместе с братьями-художниками Левитанами: Исаак велел после своей смерти уничтожить всю свою переписку, а переживший его на 33 года Авель был чудовищно скрытен.

Студенчество затянулось в биографии Левитана на целых 11 лет

Как только наступала весна, Саврасов уводил студентов из пыльных классов в лес, парк или к речке. Он мог явиться в училище с веткой вербы и требовать, чтобы коллеги оценили неповторимый тонкий запах первой зелени. А от учеников требовал не копирования, а наблюдательности. Некоторые считали Саврасова странным, а Левитан понимал его с полуслова. И если учитель просил ответить, шумит на его картине дуб или не шумит, Левитан не только не удивлялся вопросу, но и очень скоро начал понимать, как живописными средствами добиться того, чтобы дуб – шумел, берёза волновалась, а природа в целом – жила, печалилась и радовалась.

Но еще несколько лет Левитан продолжал посещать классы училища: после Саврасова преподавать в МУЖВЗ пришёл Василий Поленов – замечательный колорист и очень образованный человек, много давший Левитану в плане живописи и писавший с него Христа для своих картин.

Взрослая жизнь художника Левитана

В начале 1980-х годов Чеховы гостили у помещиков Киселёвых в Бабкине, а Левитан снимал комнатку в соседней деревеньке Максимовка. Чехов забеспокоился, что Левитан давно не показывается на люди, и вместе с братьями отправился его искать. В сумерках они застали Левитана лежащим на кровати. От неожиданности Левитан выхватил и навел на них охотничье ружьё, а хозяйка дома шепнула Чехову: Исаак давеча сам стреляться хотел. Чехов, подозревая у Левитана начало душевной болезни и понимая, что его не следует оставлять в одиночестве, взялся опекать его: пригласил пожить с ними в Бабкино, подыскивал работу в юмористических журналах, в которых сотрудничал сам. Чехов же впервые привёл Левитана в салон Софьи Петровны Кувшинниковой.

Но разбила Софье Петровне сердце другая женщина – которой, кстати, на момент знакомства с Левитаном тоже исполнилось 39, Анна Николаевна Турчанинова. В то лето Левитан с Кувшинниковой приехали на этюды в Тверскую губернию, их соседями оказалась семья видного петербургского чиновника Турчанинова – три очаровательных дочки в возрасте невест и их мать Анна Николаевна, не желавшая прощаться с молодостью, а красотой даже превосходившая дочек.

В конце концов, Левитан порвал с Софьей Петровной, предпочтя ей Турчанинову. Но ни долгого счастья, ни тем более покоя с новой возлюбленной не обрёл. Одна из дочерей Анны Николаевны тоже влюбилась в художника. Их борьба с матерью за сердце Левитана была ожесточённой и длилась до самой его смерти. К Левитану вернулись депрессии, он снова стрелял в себя.

Последние годы и последние картины Исаака Левитана

Левитан умер, не дожив до сорока, в августе 1900 года и был похоронен в Москве, на еврейском кладбище у Дорогомиловской заставы (в 1941-м его могила была перенесена на Новодевичье). По легенде, в тот август, когда умирал Левитан, чудесным образом второй раз за год зацвела сирень, которую художник так любил.

Эмоций в корзине: 0

Особенности техники живописи Левитана.

1) Фундаментом творчества Левитана является колорит, то есть особая способность художника, обладающего изощренным глазом, видеть не только переходы теплых тонов в холодные и обратно, что совершается непрерывно, но и передавать на холсте художественную правду природы.

4) Под этюды Левитан обычно использовал карточную бумагу небольших размеров, проклеенную желатином и имеющую светлый охристый фон или толстый светло-коричневый картон, даже непроклеенный, который обеспечивал особую матовость его живописи. В начале своего творческого пути художник любил писать на мелкозернистом и среднезернистом холсте масляными, эмульсионными с добавлением свинцовых белил красками по светло-серому грунту. В поздний период – использовал и крупнозернистый холст и различные вариации фактур (с помощью мастихина, черенка кисти и даже пальца).

6) Живописная манера безукоризненно подчиняется выбранному мотиву, настроению. Поэтому каждое его полотно своеобразно по строю краски. Никогда не отрывая форму от содержания, отрицая всякий шаблон и манерность, Левитан не придавал самодовлеющего значения технологии. Она всегда подчинена содержанию, тесно с ним связана. Таким образом, технические приемы включаются в единую гармоническую цепь: глаз – художественный образ – рука художника. Огромную роль играла и развитая зрительная память Левитана, сообщающая такую жизненность картинам, над которыми он работал в мастерской, используя зачастую лишь небольшие, мало проработанные этюды. Однако в этих этюдах верно были заложены цветовые отношения, схвачена убедительность, жизнестойкость пейзажного состояния, а детализация могла быть выполнена и в мастерской по памяти, на основе полученных визуальных наблюдений.

7) Фактура произведений Левитана очень разнообразна. Художник применяет сильно разбавленные и густые, лессировочные и корпусные краски, слой их наносится и тонко, и пастозно. Поверхность красочного слоя бывает ровной и рельефной, матовой и блестящей, эмалевой и шероховатой. Иногда эти качества сочетаются в одной картине и, ритмично чередуясь, дополняют ее живописную красоту.

Читайте также: