Особенности творчества кафки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Литература абсурда — это особый стиль написания текста, для которого характерными являются подчеркнутое отсутствие причинно-следственных связей и гротескная демонстрация бессмысленности и нелепости человеческого существования.

Стиль написания произведений Франца Кафки

Франц Кафка – талантливый писатель, но при этом очень странный. Возможно даже самый странный из писателей 20-го столетия. И странность его еще и в том, что его прижизненная и посмертная судьба своей необыденностью нисколько не уступает его сочинениям. Кто-то в писателе видит экзистенционального пророка, кто-то – иудейского вероучителя, кто-то консерватора, кто-то-авангардиста. Кто-то ищет ключ к тайнам Кафки в его психоанализе, а кто-то надеется найти объяснение в семиотическом или структуральном анализе. Однако настоящий Кафка всегда словно выскальзывает за рамки четкого мироощущения.

Зрелые годы Ф. Кафки пришлись на время становления искусства экспрессионизма – шумного, яркого, кричащего и протестующего. Кафка, как и экспрессионисты, в своем творчестве разрушал традиционные художественные структуры и представления. Однако его творчество сложно отнести к какому-либо из направлений. Творчество Кафки скорее прикасается с литературой абсурда, но и то только внешне. Его стиль совершенно не совпадает с экспрессионистическим. Изложение Кафки аскетично, подчеркнуто суховато, в нем отсутствуют какие-либо тропы или метафоры.

Этим объясняется существование такого множества точек зрения на произведения этого писателя, множества способов прочтения. В связи с этим же существует так мало обстоятельных монографий, посвященных творчеству Кафки, и так мало исследователей, изучающих метафизический мир его произведений.

Готовые работы на аналогичную тему

Метафора четко разделяет мир на сравнивающее и сравниваемое, на способ отражения и отображаемую действительность.

Мир произведений Франца Кафки – это переплетение нескольких реальностей, связанных непрерывностью взаимопревращений и внутренних переходов.

Герои Кафки оказываются застигнутыми врасплох сверхъестественными обстоятельствами, которые случаются в самое неудобное время и место, в самые неожиданные моменты, заставляя их испытывать трепет и страх перед бытием.

Герой Кафки – абсурден и обитает в абсурдном мире. но он трогательно и трагически борется, пытаясь всеми силами из него выбраться в мир человеческих существ, и в конце концов, умирает в отчаяние.

Через творчество Кафки проходи бесконечное балансирование между:

  • Личностью и вселенной;
  • Необычайным и естественным;
  • Логикой и абсурдом;
  • Повседневным и трагическим.

Чтобы понять абсурдное произведение, необходимо помнить об этих парадоксах и обращать внимание на эти противоречия.

Сублимация Ф. Кафки в литературное творчество как способ защиты психики.

Свои занятия литературным творчеством Франц Кафка рассматривал как способ избавления от невроза.

Коме того, к неврозу могут привести и нереализованные желания. Фрейд писал о том, что человек, если не находит возможности удовлетворить физическую потребность, ищет замещение недостающего удовлетворения. Главная тенденция таких симптомов – отстранение от реального мира.

Однако Кафка, к сожалению, при помощи литературного творчества сумел только отдалить наступление невроза. Литературное творчество на миг заглушало неврозы, затем прежнее состояние возвращалось снова. И все же писатель понимал, что творчество является единственной возможностью выжить.

Кошмары Кафки настолько страшны, что литература стала единственным выходом из них.

Таким образом, сублимация в литературное творчество стала единственной возможностью для Кафки хотя бы на время заглушить внутренние противоречия, во власти которых он находился и власть над которыми была бессильна.

Такая сублимация позволила австрийскому гению создать бессмертные творения, которыми зачитывается не одно поколение читателей. Кафка оставил в своих произведениях тайну, в разгадке которой каждый находит что-то близкое лишь ему, что-то свое. И в этом заключается величие Франца Кафки.

Пражская немецкая литература приобрела самостоятельное значение с конца XIX в. Специфические ее особенности определяются положением немецкой колонии в Праге и характером распадающейся Австро-Венгерской империи. Немецкая колония, насчитывавшая 300 тысяч человек в полумиллионной Праге, была оторвана от народа. Это были по преимуществу чиновники, торговцы, ремесленники, учителя, врачи, адвокаты, фабриканты.

Творчество этого писателя, замеченное при жизни крупнейшими немецкими авторами Т. Манном и Б. Брехтом, отмеченное в 1915 г. премией Фонтане, влекло всеобщее внимание только в 40-е гг., когда он был воспринят на Западе как пример современного модернизма.

Биография и творчество Франца Кафки

Итак, Франц Кафка был еврейским мальчиком. Он родился в июле 1883 года, и, понятно, что тогда еще гонения этого народа не достигли своего апогея, но некое пренебрежительное отношение в обществе уже было. Семья была довольно обеспеченная, отец держал свой собственный магазинчик и вел в основном оптовую торговлю галантереей. Мать происходила тоже не из бедных. Дедом Кафки по материнской линии был пивовар, причем довольно известный в своей местности и даже богатый. Семья хоть и являлась чисто еврейской, но говорить предпочитала на чешском языке, да и жили они в бывшем пражском гетто, а в то время – небольшой районе Йозефов. Сейчас это место относят уже к Чехии, но в период детства Кафки оно принадлежало Австро-Венгрии. Именно поэтому мать будущего великого писателя предпочитала разговаривать исключительно на немецком языке.

Вообще, еще будучи ребенком, Франц Кафка отлично знал сразу несколько языков, мог свободно говорить и писать на них. Предпочтение он отдавал, как и сама Юлия Кафка (мать) тоже немецкому, однако активно пользовался и чешским, и французским, вот только родным практически не владел. И лишь достигнув возраста двадцати лет и столкнувшись близко с еврейской культурой, писатель заинтересовался и идишем. Но специально учить его так и не стал.

Мальчик получил хорошее образование. Сначала он учился в школе, затем перешел в гимназию. Но на этом его обучение не закончилось. В 1901 году Кафка поступил в Карлов университет в Праге, из которого выпустился уже со степенью доктора юридических наук. Но на этом, собственно, карьера по профессии и закончилась. Для этого человека, как для истинного гения, главным делом всей жизни было литературное творчество, оно и душу излечивало, и являлось отрадой. Поэтому по карьерной лестнице Кафка никуда не двигался. Как после университета он поступил на невысокую должность в страховом ведомстве, так с такой же и уволился в 1922 году, всего лишь за два года до кончины. Страшная болезнь точила его тело – туберкулез. Писатель боролся с нею несколько лет, но безуспешно, и летом 1924 года, не дожив всего лишь месяца до дня рождения (41 год), Франц Кафка скончался. Причиной столь ранней смерти до сих пор считают не саму болезнь, а истощение вследствие того, что он не мог глотать пищу из-за сильных болей в гортани.

Становление характера и личная жизнь

Франц Кафка как человек был очень закомплексованный, сложный и довольно трудный в общении. Его отец был очень деспотичным и жестким, и особенности воспитания повлияли таким образом на мальчика, что он только сильнее замкнулся в себе. Появилась и неуверенность, та самая, которая не раз потом будем сквозить в его произведениях. Уже с детства у Франца Кафки проявлялась потребность в постоянном писательстве, и она вылилась в многочисленные дневниковые записи. Как раз благодаря им, мы знаем, насколько неуверенная в себе и боязливая это была личность.

Отношения отцом не заладились изначально. Как и любой писатель, Кафка был ранимым человеком, тонко чувствующим и постоянно рефлексирующим. Но суровый Густав не мог этого понять. Он, истинный предприниматель, много требовал от своего единственного сына, и такое воспитание вылилось в многочисленные комплексы и неумение Франца строить прочные отношения с другими людьми. В частности, работа для него являлась адом, и в своих дневниках писатель не раз жаловался на то, как тяжело ему идти на службу и как люто он ненавидит свое начальство.

Но не ладилось и с женщинами. Для молодого человека время с 1912 по 1917 года можно охарактеризовать, как первую любовь. К сожалению, неудачную, как и все последующие. Первая невеста, Фелиция Бауэр – та самая девушка из Берлина, с которой Кафка дважды разрывал помолвку. Причиной было полное несоответствие характеров, но и не только это. Молодой человек был неуверенным сам по себе, и в основном именно из-за этого роман развивался преимущественно в письмах. Конечно, расстояние тоже было тому виной. Но, так или иначе, в своем эпистолярном любовном приключении, Кафка создал идеальный образ Фелиции, очень далекий от реальной девушки. Из-за этого отношения и разрушились.

Вторая невеста – Юлия Вохрыцек, но с ней все было еще более быстротечно. Едва заключив помолвку, сам же Кафка ее и расторг. И уже буквально за несколько лет до собственной смерти, писатель имел некие романтические отношения с женщиной по имени Мелена Есенская. Но тут история довольно темная, ибо Мелена была замужем и отличалась несколько скандальной репутацией. По совместительству она же являлась главной переводчицей произведений Франца Кафки.

Особенности творческого пути

Особенности творческого пути

Кафка – признанный литературный гений не только своего времени. Даже сейчас, через призму современных технологий и стремительного бега жизни, его творения кажутся невероятными и продолжают поражать уже довольно искушенных читателей. В них особенно привлекает характерная для этого автора неуверенность, страх перед существующей реальностью, боязнь сделать хотя бы один шаг и знаменитая абсурдность. Чуть позже, уже после смерти писателя, по миру торжественным шествием прошел экзистенционализм – одно из направлений философии, пытающее осознать значимость человеческого существования в этом бренном мире. Кафка застал только лишь зарождение этого мировоззрения, но его творчество буквально пропитано им. Наверное, сама жизнь подтолкнула Кафку к именно такому творчеству.

Краткое содержание Превращения Кафки

Невероятная история, произошедшая с коммивояжером Грегором Замзой в “Превращении” Кафки, во многом перекликается с жизнью самого автора – замкнутого неуверенного в себе аскета, склонного к вечному самоосуждению.

Абсолютно уникальная книга Франца Кафки “Процесс”, которая фактически “создала” его имя для культуры мирового постмодернистского театра и кинематографа второй половины XX в.

Трагическая судьба Кафки

А случилось это вот как. Уже перед самой кончиной, Кафка позвал своего доверителя, довольно близкого ему человека, друга, Макса Брода. И высказал тому довольно странную просьбу: сжечь все литературное наследие. Ничего не оставить, уничтожить до последнего листа. Однако Брод не послушался, и вместо того, чтобы сжигать, он их издал. Удивительно, но в большинстве своем незавершенные работы понравились читателю, и вскоре имя их автора стало известным. Однако все же некоторая часть произведений так и не увидела свет, потому что их все же уничтожили.

Имя Франца Кафки прочно ассоциируется с абсурдом. Можно ли понять парадоксальный мир его романов и новелл? Рассказываем об основных приметах его творчества.

Четыре стены и низкий потолок


Отчужденность от семьи


Волокита и бюрократия

Староста пытается объяснить ошибки (точнее, недоразумения) канцелярии, ищет нужные документы, не находит, зовет жену, она вытаскивает из огромного шкафа обвязанные веревками как кучи хвороста кипы бумаг и разбрасывает их по комнате, почти полностью заваливая ее. Потом выясняется, что есть еще и целый амбар с бумагами, но и там далеко не все распоряжения, которые получал глава деревни из Замка. Жена уходит за подмогой, топча циркуляры, а бесполезные помощники наводят еще больше беспорядка. И все это на глазах у изумленного и обеспокоенного землемера К., чья судьба зависит от этих документов. Сцена, достойная Монти Пайтона.


Путаная речь персонажей

Герои Кафки часто лебезят или говорят загадками, противоречат друг другу и самим себе. Персонаж может сказать одно, потом опровергнуть себя же, потом засомневаться в своем же опровержении, уточнить в итоге первое же предположение и заключить, что все, что он сказал, в общем-то — ахинея (но, если вдуматься, добавит он, то не такая уж и белиберда). И все это в одном предложении. Иногда это демонстрирует неуверенность героев или страх перед начальством, иногда иллюстрирует, насколько зыбко положение действующих лиц, ведь они сами ни в чем не уверены, даже в самых, казалось бы, очевидных вещах. Как и рассказывая сон, мы часто бываем не уверены, что именно мы видели, так и персонажи Кафки не могут понять, что же они реально чувствуют, слышат, знают и переживают.

Безликий герой борется с абсурдом

Как выглядят протагонисты произведений Франца Кафки? Зачастую описания нет. А что мы знаем об их интересах, увлечениях, прошлом? Ничего. Читатель иногда даже имени главного героя за всю книгу не встречает ни разу. Критики часто упоминают, что Йозеф К. или К. скорее функции, чем личности, но когда абсурду было не плевать, что из себя представляли люди?

В какой последовательности читать

Превращение

Превращение Франц Кафка Мягкая обложка 182 ₽ Добавить в корзину В корзину

Новеллы и рассказы

Тут можно рекомендовать все, до чего доберетесь. Малая проза Кафки очень хороша и подготавливает к большим вещам, чтение которых осложняется еще и тем, что они так и не были закончены.

Йозеф К. просыпается и ничего не понимает: ему предъявлено обвинение по неизвестному ему преступлению. Ведет следствие некий неофициальный, но всесильный суд: его присутствия размещены на чердаках всех домов. Герою, не знающему за собой никаких грехов, кажется, что все будет в порядке и обвинения скоро снимут. Он просто не знает, что находится внутри мира Кафки.

Процесс

Процесс Франц Кафка Твердый переплет 492 ₽ Добавить в корзину В корзину

Самый сложный роман писателя, он не дает читателю вырваться из кошмарного и холодного зыбкого мира. В заснеженную деревню приезжает К. Деревня расположена на подступах к загадочному Замку, владелец которого пригласил главного героя на должность землемера. Персонаж устраивается на ночлег на постоялом дворе, но его будят среди ночи с требованием покинуть деревню, так как там нельзя находиться без специального разрешения. С этого момента начинаются долгие злоключения К. в странном и загадочном мире в попытках добраться до Замка.

Замок. Рассказы

-30% Замок. Рассказы Франц Кафка Твердый переплет 144 ₽ 350 ₽ -18% Добавить в корзину В корзину

Юный эмигрант из Европы Карл Россман отправляется в Нью-Йорк и попадает в место, абсолютно неведомое и необычное, в страну, где открываются бесконечные возможности и где в то же время можно сгинуть в безвестности. Довольно нетипичная книга для Кафки. Но остроумная. В ней, возможно, реализовалась так и не воплощенная в жизнь попытка бегства писателя за пределы столь ненавистного мира, охваченного к тому же пожаром мировой войны.

Прежде чем стать легендой, Франц Кафка (1883–1924) был обыкновенным страховым агентом из Праги. Как случилось, что он стал анализируемым наравне с Шекспиром автором — в атмосферном графическом романе.

Франц Кафка. Графический роман

Франц Кафка. Графический роман Дэвид Зейн Майровиц Мягкая обложка 633 ₽ Добавить в корзину В корзину

Читайте также: