Особенности советского федерализма кратко
Обновлено: 04.07.2024
Особенности советского федерализма. субъектом советской федерации является класс; для коммунистической партии нация, подобно государству, является не самоцелью, а средством социального переворота; государства-члены имеют почти совершенно тождественное политическое устройство, а их конституционные тексты построены по одному шаблону; советский федерализм ограниченный: над Советом национальностей стоит орган чисто унитарной природы - Союзный съезд Советов; Советский Союз являет собой пример федерации, которая отнюдь не построена на широком самоуправлении отдельных частей. Более того, самоуправление чуждо советской теории и практике: в административном устройстве Союза самоуправление совпадает с управлением: советы всех уровней - такие же органы государства, как и любой центральный орган; советская система, с одной стороны, чрезвычайно централизованна: местное законодательство допустимо только постольку, поскольку центр не выставляет общих норм и не устанавливает общих начал. Кроме того, центральные органы Союза имеют широкое право отмены постановлений органов союзных республик, а те, в свою очередь, имеют аналогичные права по отношению к местным органам. Но в то же время в сфере управления наблюдается довольно широкая административная децентрализация: губернский или уездный исполком является чрезвычайно сильной властной единицей.
Россия
1. Тема 3 Советский федерализм – особый этап развития российской государственности
2. Распад Российской империи после Октября 1917г. (появление независимых государств)
25.10.1917г. – РСФСР
12.12.1917г. – УССР
01.01.1919г. – БССР
январь 1918г. - Финляндия
22.12.1918г. – Латвия
июнь 1920г. – Литва
24.02.1918г. – Эстония
28.05.1918г. – Азербайджан
28.05.1918г. – Армения
1918 год – Грузия
1918 год - Польша
12.1918 год – захват Бессарабии Румынией
Среднеазиатские территории бывшей империи остались в составе
РСФСР. В результате проведенного в 1924г. национальногосударственного размежевания впоследствии были образованы
советские республики в составе Союза ССР.
3. Особенности формирования советского федерализма
• Наличие двух рубежей при его формировании: первый – образование
РСФСР, второй – образование СССР.
• Советские федерации являлись государствами разного типа (РСФСР –
конституционная, СССР – договорная).
• Национальный принцип наделения территорий административной и
политической автономией.
• Многоступенчатость национально-государственного устройства
(Россия одновременно являлась и федеративным государством, и
субъектом другой федерации – СССР).
• Провозглашение суверенитета субъектов Союза и права свободного
выхода из его состава.
• Партийная основа управления, построение политической власти на
принципах демократического централизма.
• Огромные территориальные диспропорции между субъектами РФ.
• Субъекты Союза ССР фактически являлись неравноправными. (Россия
была, по сути, аналогом западного федерального округа с
усеченными правами. В первую очередь это касалось отсутствия
коммунистической партии РСФСР).
5. продолжение
6. Образование РСФСР
7. продолжение
8. Конституция РСФСР от 10.07.1918г. о федеративном устройстве страны
10. Порядок образования субъектов федерации в РСФСР
12. продолжение
13. Практически все республики современной России возникли, как автономные образования, в начале 20-х годов ХХ в.
Автономные советские социалистические республики
* Башкирская АССР — г. Уфа - 23.03.1919
* Бурятская АССР — г. Улан-Удэ – 30.05.1923
* Дагестанская АССР — г. Махачкала - 20.01.1921
* Кабардино-Балкарская АССР — г. Нальчик -5.12.1936 (с 16.01.1922 – АО)
* Калмыцкая АССР — г. Элиста - 20.10.1935 (с 4.11.1920 – АО)
* Карельская АССР — г. Петрозаводск – 25.7.1923
* Коми АССР — г. Сыктывкар – 5.12.1936 (с 22.08.1921 АО)
* Марийская АССР — г. Йошкар-Ола - 5.12.1936 (с 4.11.1920 – АО)
* Мордовская АССР — г. Саранск – 20.12.1934
* Северо-Осетинская АССР — г. Орджоникидзе - 5.12.1936 (с 7.07.1924 АО)
* Татарская АССР — г. Казань – 27.5.1920
* Тувинская АССР — г. Кызыл - 17.08.1944
* Удмуртская АССР — г. Ижевск – 28.12.1934
* Чечено-Ингушская АССР — г. Грозный Чечня в Гражданскую войну :
Горская республика (1917—1919)
Терская Советская Республика (1918—1919)
Северо-Кавказская Советская Республика (1918)
Северо-Кавказский эмират (1919—1920)
Горская АССР (1921—1924)
Чеченский национальный округ (1920—1922)
Чечня в СССР :
Чеченская автономная область (1922—1934)
Чечено-Ингушская АССР (1934—1944)
Депортация чеченцев и ингушей (1944)
Грозненская область (1944—1957)
Чечено-Ингушская АССР (1957—1991)
* Чувашская АССР — г. Чебоксары - 21.04.1925 (с 24.06.1920 АО)
* Якутская АССР — г. Якутск – 27.4.1922
Автономные области
* Адыгейская АО — г. Майкоп - 27.07. 1922
* Горно-Алтайская АО — г. Горно-Алтайск - 1.6.1922
* Еврейская АО — г. Биробиджан - 7.5.1934
* Карачаево-Черкесская АО — г. Черкесск -т 12.01.1922
* Хакасская АО — г. Абакан -2.10.1930
15. Образование СССР
16. продолжение
• Второй Всесоюзный съезд Советов (январь 1924 г.)
окончательно утвердил оба документа, составивших
первую Конституцию СССР. Тем самым, Договор об
образовании СССР приобрел государственно (конституционно-) правовой характер.
• В состав СССР входили 15 республик:
РСФСР(30.12.1922), УССР(30.12.1922) БССР (30.12.1922),
ЗСФСР(30.12.1922; самостоятельно Азербайджан,
Армения, Грузия с 05.12.1936), Казахстан (05.12.1936),
Киргизия (05.12.1936), Туркмения (27.10.1924),
Узбекистан (13.02.1925), Таджикистан (05.12.1929),
Молдавия (02.08.1940), Литва (03.08.1940),Латвия
(05.08.1940), Эстония (06.08.1940).
17. Конституция РСФСР 1925 года
• Конституция РСФСР 1925 года была принята 11 мая
1925 года 12 Всероссийским съездом Советов.
• Закрепила очередной этап в формировании новой
государственности в России. Он был связан с
образованием нового государства СССР – Союза
Советских Социалистических Республик.
• В Конституции СССР 1925 года закреплялась новая
для того исторического времени модель федерации,
построенная на принципах национальнотерриториального устройства и суверенных прав
участников с правом свободного выхода каждой
республики из состава Союза.
• РСФСР вошла в Союз на правах равноправной
союзной республики в составе СССР.
• Конституция закрепила передачу части своих
полномочий органам власти союзного государства,
по предметам компетенции Союза решения
союзных органов власти имели обязательную силу
на всей территории РСФСР;
• Конституция установила систему органов
государственной власти, соответствующую
конституционной модели соподчинения союзным
органам;
• Конституция уточнила конституционный статус
автономных республик и автономных областей в
составе РСФСР.
19. Конституция РСФСР 1937 года.
• Причины принятия и основные моменты содержания этой
конституции нельзя понять без уяснения причин принятия и
содержания Конституции СССР 1936 года. Ведь РСФСР являлась
составной частью СССР.
• 21 января 1937 года Чрезвычайный 17 Всероссийский съезд
Советов утвердил Конституцию РСФСР.
• В Конституции РСФСР воспроизводилась структура и
содержание Конституции СССР 1936 года. В то же время она
имела свои особенности:
• 1) в ней более подробно, чем в союзной конституции
определялись вопросы ведения РСФСР;
• 2) детальнее закреплялась компетенция высших органов
государственной власти и управления республики;
• 3) получили большую конкретизацию положения о
полномочиях высших органов государственной власти и
управления автономных республик, автономных областей,
расширено конституционное регулирование местного
самоуправления.
20. Особенности Конституции РСФСР 1978г.
Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 года Верховным Советом
РСФСР. Эта Конституция по структуре и содержанию соответствовала
Конституции СССР. В то же время следует выделить несколько особенностей
этой Конституции:
в преамбуле не давалась развернутая характеристика этапа развитого
социализма, общенародного государства. В ней подчеркивалось единство
РСФСР в союзе с другими республиками Союза и провозглашалось, что народ
РСФСР сознает себя неотъемлемой частью всего советского народа;
подробно определена компетенция республики, в том числе ее суверенные
права; включены специальные главы о статусе автономной республики в
составе РСФСР и о статусе автономных областей, автономных округов;
более подробно закреплены полномочия высших органов государственной
власти и управления РСФСР, а также компетенция местных органов
государственной власти.
С точки зрения оценки тенденций становления и развития реального
конституционализма в России Конституция СССР 1977 года и Конституция
РСФСР 1978 года создали конституционно-правовые предпосылки для
дальнейшей модернизации модели социализма, а в дальнейшем и
радикального переустройства советского общества. Доказательствами этого
являются дальнейшие шаги по изменению государственного строя, который
происходил в рамках этих конституций.
21. Вопиющее нарушение конституции РСФСР 1937 г.
22. Попытки реформирования советских федераций
23. Распад СССР
Даты принятия деклараций о суверенитете в республиках СССР:
• 25.12.1991 – спущен флаг СССР
• 16.12.1991 – Казахстан
• 27.10.1991 – Туркменистан
• 05.10.1991 – Кыргызстан
• 21.09.1991 – Армения
• 09.09.1991 – Таджикистан
• 08.09.1991 – Азербайджан
• 01.09.1991 – Узбекистан
• 27.08.1991 – Молдова
• 16.07.1990 – Украина
• 27.07.1990 – Беларусь
• 31.03.1991 – Грузия
• 20-08.1990 – Эстония
• 12.08.1990 – Литва
• 12.06.1990 – Россия
• 04.05.1990 – Латвия
12 июня 1990 г. Первый Съезд Народных Депутатов РСФСР принял Декларацию о
государственном суверенитете Российской Федерации, в которой ещё упоминается о
стремлении создать новое союзное государство
24. Как это было?
26. ФОМ: россияне по-прежнему ностальгируют по СССР и считают главной причиной его распада действия политиков, а не объективные причины
27. продолжение
Децентрализационные процессы русской истории иногда ощущались и правительством императорской России, которое обсуждало мероприятия, могущие предотвратить их возможные в будущем и опасные для государства последствия. Так в проекте Государственной Уставной Грамоты 1820 года, предполагалось преодоление децентрализационных тенденций русской истории путем раздробления России на наместничества с тем, чтобы в число их превратить такие самостоятельные части империи, как Финляндия и Польша. Это деление, по замыслу Уставной Грамоты, очень своеобразно отражалось и на составе верховных имперских органов: в числе их Государственный Сейм состоял из двух палат из общегосударственного или общего Сейма и из Сеймов наместнических областей. По видимому, проект не создавал особого федерального парламента, но сливал федеральное представительство с совокупностью наместнических Сеймов, противопоставляя их общегосударственному Сейму, как представителю Государственного единства (2).
Федералистический проект государственного устройства был выработан Никитой Муравьевым. Согласно этому проекту, Россия делилась на области, приблизительно равные Деление это также исходило не из национального, а из чисто территориального принципа (5). Области делились на уезды, уезды на волости. Верховным законодательным учреждением было Народное Вече, состоящее из двух палат из Верховной Думы и Палаты представителей. Первая выражала федеративное начало и состояла из депутатов от областных палат, по 3 от каждой. Вторая же была представительством общенациональным и состояла из депутатов, избранных по расчету: один представитель на 50 000 жителей. Таким образом в конституции этой явно выражено начало федеративное, обнаруживающееся в праве областей участвовать в законодательстве через своих представителей.
Мы называем федеральным такое государство, отдельные части которого являются участниками в отправлении верховной государственной власти или суверенитета (16). Таким образом верховным носителем власти в федеральном государстве необходимо должна быть коллегия, в которую части государства входят самостоятельными членами. Так Соединенные Штаты Америки являются государством федеральным, ибо во главе штатов стоит коллегия, именуемая конгрессом и состоящая не только из представителей всего населения (нижняя палата), но из представителей и отдельных штатов, избранных по два от каждого (Сенат). Так как законы в штатах издаются конгрессом, то в верховных законодательных функциях принимают участие через своих представителей не только американская нация, как целое, но также и отдельные штаты Америки , депутаты коих являются членами Сената. Такое право участия штатов в верховных законодательных функциях и делает государство федеральным . Отсюда видно, что федерализм никак нельзя смешивать с децентрализацией или автономным самоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным, однако федеральным. Это означает, что отдельные части государства участвуют в отправлении суверенитета, однако в государстве не выделен никакой определенный круг вопросов, который бы решался самостоятельно частями, а не центром. И наоборот государство может быть построено на чрезвычайно широкой автономии частей и в то же время может быть не федеральным. Это значит, что громадные области государственного управления вынесены из центра на периферию, однако, составные части государства не являются самостоятельными соучастниками в образовании верховной воли или суверенитета (17).
Обычно, особенно в новой европейской культуре, федеральные государства являются и государствами с широко развитой автономией, однако это вовсе не есть закон, а случайное стечение фактов. В действительности децентрализованный унитаризм так же возможен, как и централизованная федерация.
Поставим теперь вопрос о том, возможно ли Советское государство считать федеральным. Вопрос этот нельзя решить иначе, как утвердительно. Со времени учреждения Союза Советских Социалистических республик 30 декабря 1922 года и принятия текста союзной конституции 6-го июля 1923 года один из верховных органов Союза Центральный Исполнительный Комитет является составленным из двух палат: Союзного совета и Совета национальностей. Таким образом союзная конституция устанавливает нечто в роде двухпалатной системы с тем, что одна из палат становится выразительницей общегосударственного принципа, другая принципа федерального. Союзный совет избирается на всесоюзном Съезде Советов в пропорциональном отношении к населению союзных республик по особо установленным нормам. Совет же национальных республик, а также автономных областей и, именно, по пяти представителен от каждой из этих республик и по одному представителю от каждой области. Так как в промежуток сессий между Союзными Съездами Советов верховная власть в республике переходит к Центральному Исполнительному Комитету, то ясно, что участникам в образовании государственной воли являются в этот период времени отдельные части советского государства в лице членов Союзного Совета. Согласно советской конституции Союзный Центральный Исполнительный Комитет в лице двух его палат рассматривает и издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения и объединяет работу по законодательству и управлению. Ему, следовательно, присваиваются и законодательные и правительственные функции, причем конституция особо подчеркивает, что все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Союза, а также вносящие коренные изменения в существующую практику его органов, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение Комитета. Постановления, исходящие от Союзного Центрального Комитета имеют характер актов, обязательных на территории всего Союза. Равным образом, на всю территорию Союза простираются и широкие контрольные права Комитета, который может приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения всех органов союза, за исключением только постановлений Союзного Съезда Советов.
Таким образом, строение одного из главнейших органов советского государства неоспоримо имеет природу не унитарную, а федеративную. Во главе союза стоит коллегия, членами которой являются не только всесоюзные представители, но и представители отдельных частей Союза. Главнейшие государственные акты решаются совокупным участием целого и частей. Советская конституция ввела, стало быть, в государственную структуру России некоторое совершенно новое начало начало участия отдельных частей государства в образовании верховной государственной воли.
Мало того, подобное же чисто федеративное начало введено и в устройство другого высшего органа советского государства—именно, Президиума Центрального Комитета Союза. На этот орган, по советской конституции, переходят в промежутки между сессиями Центрального Исполнительного Комитета все права последнего. Он является таким образом в этот период времени высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом Союза. Он выбирается центральным комитетом из двадцати семи членов, причем так, что в него автоматически попадают президиумы, как Союзного Совета, так и Совета Национальностей. Таким образом мы снова видим, что части союза определенным образом участвуют в образовании верховной государственной воли через своих представителей, избранных в Президиум Союза Национальностей и являющихся членам Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза.
При наличии этих постановлений было бы несправедливым отрицать в Советском Государстве наличность федеративного начала (18). Повторяем, что мы утверждаем это, разбирая в данный момент вопрос о государственном строе Союза чисто догматически, с точки зрения положительного права и методологически удаляя с поля зрения вопрос о коммунистической диктатуре. С этими оговорками приходится сказать, что советское государство в своем писаном праве и в организации действующих по этому праву официальных государственных органов, утвердило начало федеративного устройства. Причем советский федерализм имеет совершенно особую природу, по сравнению с федерализмом западных государств, природу обнаруживающуюся не только в самых принципах и способах объединения советских республик, но и в особом отношении к началам централизма и децентрализации.
в) Из сказанного вытекают очень существенные последствия, касающиеся определения самого способа организаций Советского федерального строя. Всякое федеративное объединение государств требует некоторой однотипности государственного строя федеративных частей. Республики обычно федерируются с республиками, монархии с монархиями и это понятно, так как при разной природе государственного строя затруднительно провести начало соучастия государств в образовании верховной воли. Нелегко придумать такие верховные органы, в которых соучаствовали бы столь исторически противоположные начала, как монархическое, и демократически-республиканское. Однако однотипность политических форм отнюдь не исключает сравнительного разнообразия самих конституций у государственных членов. В Швейцарской федерации, конституции отдельных кантонов чрезвычайно разнообразны, так же, как разнообразны были монархические конституции Германской Империи, в которую даже вошли три республиканского типа (Гамбург, Бремен и Любек), так же как разнообразны конституции государств-членов современной республиканской Германии. Не то мы наблюдаем в советской федерации. Здесь способ федерирования тесно связан с тем политическим строем, который, по мнению правящей партии, обеспечивает осуществление коммунистических принципов именно борьбы с эксплуатацией и диктатуры пролетариата. Оттого государства-члены в советской федерации имеют не только однотипное, но и совершенно однородное, почти что тождественное политическое устройство. Советские конституционные тексты отличаются большим однообразием, все они построены по одному шаблону, который выработан был в Москве, в первой конституции РСФСР в 1918 году, служащей до сих пор трафаретом для всех других советских конституций. Точное усвоение известного политического устройства является необходимым условием советского способа федерирования государств; государства, вступающие в федерацию должны быть государствами советов и не могут иметь иных конституций, как конституций советских.
Примечания Н. Н. Алексеева:
1- Н. Н. Фирсов Исторические характеристики и эскизы, т. I, 1921 г. стр. 299
2 Г. В. Вернадский. Государственная уставная грамота 1820 г. Прага 1925.
3 П. И. Пестель, Русская Правда, СПБ, 1906, стр. (так в тексте, указания страницы нет Р.В.)
5- М. В. Довнар-Запольский, Мемуары декабристов, 1906, стр. 60
6 М. Драгоманов, Вольный Союз. Опыт украинской политико-социальной программы, Женева, 1884, стр. 9.
7 Ibid, стр. 45. Драгоманов предлагал разделить Россию на след. области: 1. Северная, 2. Озерная, 3. Балтийская, 4. Литовская, 5. Польская, 6. Белорусская, 7. Полесская, 8. Киевская, 9. Одесская, 10. Харьковская, 11. Московская, 12. Нижегородская, 13. Казанская, 14. Приуральская, 15. Саратовская (Нижневолжская) 16. Кавказская, 17. Западная Сибирь, 18. Восточная Сибирь, 19. Земля Казачья, 20. Области среднеазиатские.
9 См. Программа Р. С. Д. Р. Партии , принятая на 2-м Съезде, пункт. 9
10 См. Программа, утвержденная первым Съездом партий в 1905 г.
11 Программа Дашнакцутюна, Женева, 1908.
13 Формулировка польской газеты Rabotnik, № 41, передовая статья.
14 П. П. С. о еврейском рабочем движении, стр. 10
17 Финляндия была напр., совершенно автономной частью Российской Империи. Она имела не только собственный законодательный орган, но и полную административную и культурную автономию, даже собственный язык. Объединенными с империей областями управления были только иностранные дела и военное командование. В сходном положении находились некоторые земли, входившие в Австрийскую Империю. Креация имела собственный сейм, собственные суды, собственное право, собственную главу правительственной власти, собственный язык. Однако, никто не будет утверждать, что Финляндия или Креация находились в федеративных отношениях с Россией или Австро-Венгрией.
19 См . мою статью в «Праве Советской России , т . I См . N. N. Alexejew, Die Entwicklung des russischen Standes in den Jahren 19231925, Jahrbuch des offentlichen Rechts, Bd. XIV, 1926
22 Но ни в коем случае не лишает советский строй федеральной природы, что думает А. А. Боголепов.
24 Подробнее в моей брошюре.
25 Подобную политику совершенно резонно рекомендует Крамарж
26 Подробнее см. в моей брошюре
IV агломерат (от латинского agglomero присоединяю, накопляю) в геологии рыхлые скопления обломков неправильной формы, в металлургии спекшаяся в куски мелкая руда, в переносном смысле сочетание неоднородных элементов
V партейтаг (от нем. Parteitag) съезд партии
Читайте также: