Особенности советского федерализма кратко

Обновлено: 04.07.2024

Особенности советского федерализма. субъектом советской федерации является класс; для коммунистической партии нация, подобно государству, является не самоцелью, а средством социального переворота; государства-члены имеют почти совершенно тождественное политическое устройство, а их конституционные тексты построены по одному шаблону; советский федерализм ограниченный: над Советом национальностей стоит орган чисто унитарной природы - Союзный съезд Советов; Советский Союз являет собой пример федерации, которая отнюдь не построена на широком самоуправлении отдельных частей. Более того, самоуправление чуждо советской теории и практике: в административном устройстве Союза самоуправление совпадает с управлением: советы всех уровней - такие же органы государства, как и любой центральный орган; советская система, с одной стороны, чрезвычайно централизованна: местное законодательство допустимо только постольку, поскольку центр не выставляет общих норм и не устанавливает общих начал. Кроме того, центральные органы Союза имеют широкое право отмены постановлений органов союзных республик, а те, в свою очередь, имеют аналогичные права по отношению к местным органам. Но в то же время в сфере управления наблюдается довольно широкая административная децентрализация: губернский или уездный исполком является чрезвычайно сильной властной единицей.

Россия

1. Тема 3 Советский федерализм – особый этап развития российской государственности

2. Распад Российской империи после Октября 1917г. (появление независимых государств)


25.10.1917г. – РСФСР
12.12.1917г. – УССР
01.01.1919г. – БССР
январь 1918г. - Финляндия
22.12.1918г. – Латвия
июнь 1920г. – Литва
24.02.1918г. – Эстония
28.05.1918г. – Азербайджан
28.05.1918г. – Армения
1918 год – Грузия
1918 год - Польша
12.1918 год – захват Бессарабии Румынией
Среднеазиатские территории бывшей империи остались в составе
РСФСР. В результате проведенного в 1924г. национальногосударственного размежевания впоследствии были образованы
советские республики в составе Союза ССР.

3. Особенности формирования советского федерализма

• Наличие двух рубежей при его формировании: первый – образование
РСФСР, второй – образование СССР.
• Советские федерации являлись государствами разного типа (РСФСР –
конституционная, СССР – договорная).
• Национальный принцип наделения территорий административной и
политической автономией.
• Многоступенчатость национально-государственного устройства
(Россия одновременно являлась и федеративным государством, и
субъектом другой федерации – СССР).
• Провозглашение суверенитета субъектов Союза и права свободного
выхода из его состава.
• Партийная основа управления, построение политической власти на
принципах демократического централизма.
• Огромные территориальные диспропорции между субъектами РФ.
• Субъекты Союза ССР фактически являлись неравноправными. (Россия
была, по сути, аналогом западного федерального округа с
усеченными правами. В первую очередь это касалось отсутствия
коммунистической партии РСФСР).

5. продолжение

6. Образование РСФСР

7. продолжение

8. Конституция РСФСР от 10.07.1918г. о федеративном устройстве страны

10. Порядок образования субъектов федерации в РСФСР

12. продолжение

13. Практически все республики современной России возникли, как автономные образования, в начале 20-х годов ХХ в.


Автономные советские социалистические республики
* Башкирская АССР — г. Уфа - 23.03.1919
* Бурятская АССР — г. Улан-Удэ – 30.05.1923
* Дагестанская АССР — г. Махачкала - 20.01.1921
* Кабардино-Балкарская АССР — г. Нальчик -5.12.1936 (с 16.01.1922 – АО)
* Калмыцкая АССР — г. Элиста - 20.10.1935 (с 4.11.1920 – АО)
* Карельская АССР — г. Петрозаводск – 25.7.1923
* Коми АССР — г. Сыктывкар – 5.12.1936 (с 22.08.1921 АО)
* Марийская АССР — г. Йошкар-Ола - 5.12.1936 (с 4.11.1920 – АО)
* Мордовская АССР — г. Саранск – 20.12.1934
* Северо-Осетинская АССР — г. Орджоникидзе - 5.12.1936 (с 7.07.1924 АО)
* Татарская АССР — г. Казань – 27.5.1920
* Тувинская АССР — г. Кызыл - 17.08.1944
* Удмуртская АССР — г. Ижевск – 28.12.1934
* Чечено-Ингушская АССР — г. Грозный Чечня в Гражданскую войну :
Горская республика (1917—1919)
Терская Советская Республика (1918—1919)
Северо-Кавказская Советская Республика (1918)
Северо-Кавказский эмират (1919—1920)
Горская АССР (1921—1924)
Чеченский национальный округ (1920—1922)
Чечня в СССР :
Чеченская автономная область (1922—1934)
Чечено-Ингушская АССР (1934—1944)
Депортация чеченцев и ингушей (1944)
Грозненская область (1944—1957)
Чечено-Ингушская АССР (1957—1991)
* Чувашская АССР — г. Чебоксары - 21.04.1925 (с 24.06.1920 АО)
* Якутская АССР — г. Якутск – 27.4.1922
Автономные области
* Адыгейская АО — г. Майкоп - 27.07. 1922
* Горно-Алтайская АО — г. Горно-Алтайск - 1.6.1922
* Еврейская АО — г. Биробиджан - 7.5.1934
* Карачаево-Черкесская АО — г. Черкесск -т 12.01.1922
* Хакасская АО — г. Абакан -2.10.1930

15. Образование СССР

16. продолжение

• Второй Всесоюзный съезд Советов (январь 1924 г.)
окончательно утвердил оба документа, составивших
первую Конституцию СССР. Тем самым, Договор об
образовании СССР приобрел государственно (конституционно-) правовой характер.
• В состав СССР входили 15 республик:
РСФСР(30.12.1922), УССР(30.12.1922) БССР (30.12.1922),
ЗСФСР(30.12.1922; самостоятельно Азербайджан,
Армения, Грузия с 05.12.1936), Казахстан (05.12.1936),
Киргизия (05.12.1936), Туркмения (27.10.1924),
Узбекистан (13.02.1925), Таджикистан (05.12.1929),
Молдавия (02.08.1940), Литва (03.08.1940),Латвия
(05.08.1940), Эстония (06.08.1940).

17. Конституция РСФСР 1925 года

• Конституция РСФСР 1925 года была принята 11 мая
1925 года 12 Всероссийским съездом Советов.
• Закрепила очередной этап в формировании новой
государственности в России. Он был связан с
образованием нового государства СССР – Союза
Советских Социалистических Республик.
• В Конституции СССР 1925 года закреплялась новая
для того исторического времени модель федерации,
построенная на принципах национальнотерриториального устройства и суверенных прав
участников с правом свободного выхода каждой
республики из состава Союза.

• РСФСР вошла в Союз на правах равноправной
союзной республики в составе СССР.
• Конституция закрепила передачу части своих
полномочий органам власти союзного государства,
по предметам компетенции Союза решения
союзных органов власти имели обязательную силу
на всей территории РСФСР;
• Конституция установила систему органов
государственной власти, соответствующую
конституционной модели соподчинения союзным
органам;
• Конституция уточнила конституционный статус
автономных республик и автономных областей в
составе РСФСР.

19. Конституция РСФСР 1937 года.

• Причины принятия и основные моменты содержания этой
конституции нельзя понять без уяснения причин принятия и
содержания Конституции СССР 1936 года. Ведь РСФСР являлась
составной частью СССР.
• 21 января 1937 года Чрезвычайный 17 Всероссийский съезд
Советов утвердил Конституцию РСФСР.
• В Конституции РСФСР воспроизводилась структура и
содержание Конституции СССР 1936 года. В то же время она
имела свои особенности:
• 1) в ней более подробно, чем в союзной конституции
определялись вопросы ведения РСФСР;
• 2) детальнее закреплялась компетенция высших органов
государственной власти и управления республики;
• 3) получили большую конкретизацию положения о
полномочиях высших органов государственной власти и
управления автономных республик, автономных областей,
расширено конституционное регулирование местного
самоуправления.

20. Особенности Конституции РСФСР 1978г.


Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 года Верховным Советом
РСФСР. Эта Конституция по структуре и содержанию соответствовала
Конституции СССР. В то же время следует выделить несколько особенностей
этой Конституции:
в преамбуле не давалась развернутая характеристика этапа развитого
социализма, общенародного государства. В ней подчеркивалось единство
РСФСР в союзе с другими республиками Союза и провозглашалось, что народ
РСФСР сознает себя неотъемлемой частью всего советского народа;
подробно определена компетенция республики, в том числе ее суверенные
права; включены специальные главы о статусе автономной республики в
составе РСФСР и о статусе автономных областей, автономных округов;
более подробно закреплены полномочия высших органов государственной
власти и управления РСФСР, а также компетенция местных органов
государственной власти.
С точки зрения оценки тенденций становления и развития реального
конституционализма в России Конституция СССР 1977 года и Конституция
РСФСР 1978 года создали конституционно-правовые предпосылки для
дальнейшей модернизации модели социализма, а в дальнейшем и
радикального переустройства советского общества. Доказательствами этого
являются дальнейшие шаги по изменению государственного строя, который
происходил в рамках этих конституций.

21. Вопиющее нарушение конституции РСФСР 1937 г.

22. Попытки реформирования советских федераций

23. Распад СССР

Даты принятия деклараций о суверенитете в республиках СССР:
• 25.12.1991 – спущен флаг СССР
• 16.12.1991 – Казахстан
• 27.10.1991 – Туркменистан
• 05.10.1991 – Кыргызстан
• 21.09.1991 – Армения
• 09.09.1991 – Таджикистан
• 08.09.1991 – Азербайджан
• 01.09.1991 – Узбекистан
• 27.08.1991 – Молдова
• 16.07.1990 – Украина
• 27.07.1990 – Беларусь
• 31.03.1991 – Грузия
• 20-08.1990 – Эстония
• 12.08.1990 – Литва
• 12.06.1990 – Россия
• 04.05.1990 – Латвия
12 июня 1990 г. Первый Съезд Народных Депутатов РСФСР принял Декларацию о
государственном суверенитете Российской Федерации, в которой ещё упоминается о
стремлении создать новое союзное государство

24. Как это было?

26. ФОМ: россияне по-прежнему ностальгируют по СССР и считают главной причиной его распада действия политиков, а не объективные причины

27. продолжение

Децентрализационные процессы русской истории иногда ощущались и правительством императорской России, которое обсуждало мероприятия, могущие предотвратить их возможные в будущем и опасные для государства последствия. Так в проекте Государственной Уставной Грамоты 1820 года, предполагалось преодоление децентрализационных тенденций русской ис­тории путем раздробления России на наместничества с тем, чтобы в число их превратить такие самостоятельные части империи, как Финляндия и Польша. Это деление, по замыслу Уставной Грамоты, очень своеобразно отражалось и на составе верховных имперских органов: в числе их Госу­дарственный Сейм состоял из двух палат — из общегосударственного или общего Сейма и из Сеймов наместнических областей. По видимому, проект не создавал особого федерального парламента, но сливал федеральное пред­ставительство с совокупностью наместнических Сеймов, противопоставляя их общегосударственному Сейму, как представителю Государственного един­ства (2).

Федералистический проект государственного устройства был вырабо­тан Никитой Муравьевым. Согласно этому проекту, Россия делилась на области, приблизительно равные Деление это так­же исходило не из национального, а из чисто территориального принципа (5). Области делились на уезды, уезды — на волости. Верховным законодатель­ным учреждением было Народное Вече, состоящее из двух палат — из Верховной Думы и Палаты представителей. Первая выражала федеративное начало и состояла из депутатов от областных палат, по 3 от каждой. Вторая же была представительством общенациональным и состояла из депутатов, избранных по расчету: один представитель на 50 000 жителей. Таким об­разом в конституции этой явно выражено начало федеративное, обнаружи­вающееся в праве областей участвовать в законодательстве через своих пред­ставителей.

Мы называем федеральным такое государство, отдельные части кото­рого являются участниками в отправлении верховной государственной вла­сти или суверенитета (16). Таким образом верховным носителем власти в феде­ральном государстве необходимо должна быть коллегия, в которую части государства входят самостоятельными членами. Так Соединенные Штаты Америки являются государством федеральным, ибо во главе штатов стоит коллегия, именуемая конгрессом и состоящая не только из представителей всего населения (нижняя палата), но из представителей и отдельных шта­тов, избранных по два от каждого (Сенат). Так как законы в штатах издают­ся конгрессом, то в верховных законодательных функциях принимают уча­стие через своих представителей не только американская нация, как целое, но также и отдельные штаты Америки , депутаты коих являются членами Сената. Такое право участия штатов в верховных законодательных фун­кциях и делает государство федеральным . Отсюда видно, что федерализм никак нельзя смешивать с децентрализацией или автономным самоуправле­нием. Государство может быть чрезвычайно централизованным, однако фе­деральным. Это означает, что отдельные части государства участвуют в от­правлении суверенитета, однако в государстве не выделен никакой опреде­ленный круг вопросов, который бы решался самостоятельно частями, а не центром. И наоборот государство может быть построено на чрезвычайно ши­рокой автономии частей и в то же время может быть не федеральным. Это значит, что громадные области государственного управления вынесены из центра на периферию, однако, составные части государства не являются са­мостоятельными соучастниками в образовании верховной воли или суве­ренитета (17).

Обычно, особенно в новой европейской культуре, федеральные госу­дарства являются и государствами с широко развитой автономией, однако это вовсе не есть закон, а случайное стечение фактов. В действительности децентрализованный унитаризм так же возможен, как и централизованная федерация.

Поставим теперь вопрос о том, возможно ли Советское государство счи­тать федеральным. Вопрос этот нельзя решить иначе, как утвердительно. Со времени учреждения Союза Советских Социалистических республик 30 декабря 1922 года и принятия текста союзной конституции 6-го июля 1923 года один из верховных органов Союза — Центральный Исполнительный Комитет — является составленным из двух палат: Союзного совета и Со­вета национальностей. Таким образом союзная конституция устанавливает нечто в роде двухпалатной системы с тем, что одна из палат становится выра­зительницей общегосударственного принципа, другая — принципа феде­рального. Союзный совет избирается на всесоюзном Съезде Советов в пропор­циональном отношении к населению союзных республик по особо устано­вленным нормам. Совет же национальных республик, а также автономных областей и, именно, по пяти представителен от каждой из этих республик и по одному представителю от каждой области. Так как в промежуток сес­сий между Союзными Съездами Советов верховная власть в республике переходит к Центральному Исполнительному Комитету, то ясно, что участни­кам в образовании государственной воли являются в этот период времени отдельные части советского государства в лице членов Союзного Совета. Со­гласно советской конституции Союзный Центральный Исполнительный Ко­митет в лице двух его палат рассматривает и издает кодексы, декреты, по­становления и распоряжения и объединяет работу по законодательству и упра­влению. Ему, следовательно, присваиваются и законодательные и правитель­ственные функции, причем конституция особо подчеркивает, что все декре­ты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономи­ческой жизни Союза, а также вносящие коренные изменения в существую­щую практику его органов, обязательно должны восходить на рассмотре­ние и утверждение Комитета. Постановления, исходящие от Союзного Цен­трального Комитета имеют характер актов, обязательных на территории все­го Союза. Равным образом, на всю территорию Союза простираются и широ­кие контрольные права Комитета, который может приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения всех органов союза, за исключением только постановлений Союзного Съезда Советов.

Таким образом, строение одного из главнейших органов советского го­сударства неоспоримо имеет природу не унитарную, а федеративную. Во главе союза стоит коллегия, членами которой являются не только всесоюз­ные представители, но и представители отдельных частей Союза. Главней­шие государственные акты решаются совокупным участием целого и частей. Советская конституция ввела, стало быть, в государственную структуру Рос­сии некоторое совершенно новое начало — начало участия отдельных ча­стей государства в образовании верховной государственной воли.

Мало того, подобное же чисто федеративное начало введено и в устрой­ство другого высшего органа советского государства—именно, Президиума Центрального Комитета Союза. На этот орган, по советской конституции, переходят в промежутки между сессиями Центрального Исполнительного Комитета все права последнего. Он является таким образом в этот период времени высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом Союза. Он выбирается центральным комитетом из двадцати семи членов, причем так, что в него автоматически попадают президиумы, как Союзного Совета, так и Совета Национальностей. Таким образом мы снова ви­дим, что части союза определенным образом участвуют в образовании вер­ховной государственной воли через своих представителей, избранных в Пре­зидиум Союза Национальностей и являющихся членам Президиума Цен­трального Исполнительного Комитета Союза.

При наличии этих постановлений было бы несправедливым отрицать в Советском Государстве наличность федеративного начала (18). Повторяем, что мы утверждаем это, разбирая в данный момент вопрос о государственном строе Союза чисто догматически, с точки зрения положительного права и методологически удаляя с поля зрения вопрос о коммунистической дикта­туре. С этими оговорками приходится сказать, что советское государство в своем писаном праве и в организации действующих по этому праву официальных государственных органов, утвердило начало федеративного ус­тройства. Причем советский федерализм имеет совершенно особую природу, по сравнению с федерализмом западных государств, — природу обнаружи­вающуюся не только в самых принципах и способах объединения советских республик, но и в особом отношении к началам централизма и децентрали­зации.

в) Из сказанного вытекают очень существенные последствия, касаю­щиеся определения самого способа организаций Советского федерального строя. Всякое федеративное объединение государств требует некоторой од­нотипности государственного строя федеративных частей. Республики обыч­но федерируются с республиками, монархии с монархиями — и это понятно, так как при разной природе государственного строя затруднительно прове­сти начало соучастия государств в образовании верховной воли. Нелегко придумать такие верховные органы, в которых соучаствовали бы столь ис­торически противоположные начала, как монархическое, и демократически-республиканское. Однако однотипность политических форм отнюдь не исключает сравнительного разнообразия самих конституций у государствен­ных членов. В Швейцарской федерации, конституции отдельных кантонов чрезвычайно разнообразны, так же, как разнообразны были монархичес­кие конституции Германской Империи, в которую даже вошли три республиканского типа (Гамбург, Бремен и Любек), так же как разнообразны конституции государств-членов современной республи­канской Германии. Не то мы наблюдаем в советской федерации. Здесь спо­соб федерирования тесно связан с тем политическим строем, который, по мнению правящей партии, обеспечивает осуществление коммунистических принципов — именно борьбы с эксплуатацией и диктатуры пролетариата. От­того государства-члены в советской федерации имеют не только однотипное, но и совершенно однородное, почти что тождественное политическое устрой­ство. Советские конституционные тексты отличаются большим однообра­зием, все они построены по одному шаблону, который выработан был в Москве, в первой конституции РСФСР в 1918 году, служащей до сих пор трафаретом для всех других советских конституций. Точное усвоение из­вестного политического устройства является необходимым условием совет­ского способа федерирования государств; государства, вступающие в феде­рацию должны быть государствами советов и не могут иметь иных консти­туций, как конституций советских.

Примечания Н. Н. Алексеева:

1- Н. Н. Фирсов Исторические характеристики и эскизы, т. I, 1921 г. стр. 299

2 — Г. В. Вернадский. Государственная уставная грамота 1820 г. Прага 1925.

3 — П. И. Пестель, Русская Правда, СПБ, 1906, стр. (так в тексте, указания страницы нет — Р.В.)

5- М. В. Довнар-Запольский, Мемуары декабристов, 1906, стр. 60

6 — М. Драгоманов, Вольный Союз. Опыт украинской политико-социальной программы, Женева, 1884, стр. 9.

7 — Ibid, стр. 45. Драгоманов предлагал разделить Россию на след. области: 1. Северная, 2. Озерная, 3. Балтийская, 4. Литовская, 5. Польская, 6. Белорусская, 7. Полесская, 8. Киевская, 9. Одес­ская, 10. Харьковская, 11. Московская, 12. Нижегородская, 13. Ка­занская, 14. Приуральская, 15. Саратовская (Нижневолжская) 16. Кавказская, 17. Западная Сибирь, 18. Восточная Сибирь, 19. Земля Казачья, 20. Области среднеазиатские.

9 — См. Программа Р. С. Д. Р. Партии , принятая на 2-м Съезде, пункт. 9

10 — См. Программа, утвержденная первым Съездом партий в 1905 г.

11 — Программа Дашнакцутюна, Женева, 1908.

13 — Формулировка польской газеты Rabotnik, № 41, передовая статья.

14 — П. П. С. о еврейском рабочем движении, стр. 10

17 — Финляндия была напр., совершенно автономной частью Рос­сийской Империи. Она имела не только собственный законодатель­ный орган, но и полную административную и культурную автономию, даже собственный язык. Объединенными с империей областями управления были только иностранные дела и военное командование. В сходном положении находились некоторые земли, входившие в Ав­стрийскую Империю. Креация имела собственный сейм, собствен­ные суды, собственное право, собственную главу правительствен­ной власти, собственный язык. Однако, никто не будет утверждать, что Финляндия или Креация находились в федеративных отноше­ниях с Россией или Австро-Венгрией.

19 — См . мою статью в «Праве Советской России , т . I См . N. N. Alexejew, Die Entwicklung des russischen Standes in den Jahren 1923–1925, Jahrbuch des offentlichen Rechts, Bd. XIV, 1926

22 — Но ни в коем случае не лишает советский строй федераль­ной природы, что думает А. А. Боголепов.

24 — Подробнее в моей брошюре.

25 — Подобную политику совершенно резонно рекомендует Крамарж

26 — Подробнее см. в моей брошюре

IV — агломерат (от латинского agglomero — присоединяю, накопляю) — в геологии рыхлые скопления обломков неправильной формы, в металлургии — спекшаяся в куски мелкая руда, в переносном смысле — сочетание неоднородных элементов

V — партейтаг (от нем. Parteitag) — съезд партии

Читайте также: