Особенности скульптуры средневековья кратко

Обновлено: 07.07.2024

В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображавших Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) около 9 тысяч статуй.

Существовали и определенные правила украшения романских храмов: внутри в центре помещали изображения Христа или фигуру Богоматери, ниже – ангелов, апостолов, святых. Богаче всего украшали западный фасад, где был главный вход.

В романском искусстве более всего проявились такие черты, как фантазия, грубоватый юмор. На колоннах, окнах, рельефах стен и дверей изображались кентавры, полуптицы-полуживотные, различные химеры и другие сказочные существа. Они должны были представлять силы дьявола, но попали в искусство из языческих верований и связанного с ними народного творчества – сказок, басен, песен.

В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники средних веков стремились раскрыть богатство мыслей, чувств и настроений человека. Романские мастера часто изображали человека с немощным, иссушенным страданием телом, но при этом более глубоко отражали его внутренний мир.

Римская скульптура

Символ города, триумфальная арка Константина, построенная Сенатом и римским народом в 315 году, стоит возле Палатинского холма. Памятник состоит из трех проходов с отдельно стоящими колоннами и группой скульптур, в том числе повторно использованные элементы из ранее известных памятников, для подтверждения имперского наследия. Исторический фриз в заметном положении на полпути иллюстрирует как имперскую идеологию, так и стиль эпохи Константина. В дополнение к изображениям выступлений перед гражданами и сценам распределения субсидий, особенно заметной особенностью является постановка иератического придворного ритуала, в котором император занимает строго фронтальную позицию. Эта условность, подчеркнутая приветствующими фигурами, показанными в профиль, была принята консулами на диптихах из слоновой кости, владельцами вилл на мозаиках и даже в представлении Христа среди апостолов под куполами церковных апсид.

Стиль, общий для скульптуры и цветного визуального искусства, появляется в первой половине четвертого века. Вот почему чрезвычайно линейное и графическое изображение фигур на фризе Арки Константина и на современных саркофагах близко к рисункам на мозаиках Пьяцца Армерина на Сицилии, Санта-Костанца в Риме, Аквилея на севере Италии и Центцеллы возле Таррагоны в Каталонии. Основные элементы портрета с широко открытыми глазами и короткими волосами, подчеркивающими округлость головы, уже наблюдаются в работах, созданных при тетрархии, наиболее известной из которых является группа порфира из четырех суверенов, повторно использованная в средние века на боковом фасаде базилики Святого Марка в Венеции.

Раннехристианская скульптура

В период римской империи христианизация общества неуклонно возрастала, но мы должны дождаться поздней античности, в частности четвертого века, чтобы увидеть публичное выражение раннехристианской скульптуры – по крайней мере, в Риме. Первые христианские изображения появились в римских катакомбах, тех подземных кладбищах с вызывающими воспоминания именами (Каликст, Присцилла, Петр и Марцеллин), которые располагались за пределами города живых. Они были римским эквивалентом поверхностных некрополей, расположенных вблизи входов в имперские города. Мы знаем те раннехристианские образы, а также вкусы и культуру городской элиты из скульптурного убранства саркофагов, которые были помещены в мавзолеи или частные ограждения внутри кладбищ. (См. Также: Христианско-римское искусство.)

Рельефная скульптура саркофага включает несколько различных типов: со спиральными структурами, с непрерывным фризом, на двух регистрах, с колоннетами и т.д. Наглядно, за крупными буколическими и пасторальными сценами вскоре последовали ветхозаветные сцены (Иона, Даниил) в типологическом противостоянии, сцены из Нового Завета, такие как публичная жизнь Христа и ранние события Его Страсти. Смерть Христа никогда не представляется; с другой стороны, акцент делается на его воскресении, его победе над смертью и обещании его возвращения в конце времени.

Среди наиболее значимых примеров можно упомянуть порфировые саркофаги Елены и Константина (музей Ватикана), которые между 320 и 340 годами демонстрируют темы, характерные для императорской иконографии или украшения самых богатых вилл. А также саркофаг, украшенный сценами охоты, обнаруженный в некрополе Тренкетай в Арле в 1974 году. Из того же времени происхождит саркофаг с двумя регистрами, изображающими прославленную пару, очень похожий на так называемый Догматический саркофаг (Музей Ватикана). В дополнение к эпизодам Ветхого Завета (Адам и Ева), он изображает сцены из Нового Завета, начиная от Богоявления до чудес Христа. Эти средства частной пропаганды говорят нам об очень раннем обращении некоторых элит, а также об их вкусах, потому что саркофаг Овна, несомненно, был куплен в Риме за большие деньги. Саркофаг Юния Басса является особенно хорошей иллюстрацией монументального качества этих произведений и концентрации христианской мысли, которую они передают.

Примечание о признании скульптуры
Чтобы узнать, как оценить религиозную средневековую скульптуру, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ, пожалуйста, смотрите: Как оценить современную скульптуру.

Варварская скульптура и металлообработка

С начала 5-го века прибытие на Запад различных германских народов и их расселение на территориях древней Римской империи привело к появлению оригинальной культуры с римской и германской составляющими. Первое вторжение произошло в 401 году, когда вестготы во главе с Алариком вышли в Италию. После прибытия к воротам Рима этот народ во главе с Атаульфом отошел в южную Галлию в 412 году. Чуть раньше, в конце 406 года, вандалы, аланы и суеви пересекли Рейн в Майнце или Вормсе и пошли на Пиренейский полуостров. История походов этих народов, их завоеваний и прогрессивной седентаризации охватила весь 5-й век. Их окончательная оседлость в определенных областях составила первое слияние в средневековой исторической географии. Франки в Галлии, вестготы на Пиренейском полуострове и остготы в Италии создавали оригинальные произведения искусства, принадлежащие почти исключительно к металлообработке и кузнечному делу. Архитектурно, они ценили то, что они нашли в романизированных странах. Вот почему, в то время как некрополи показывают погребальную обстановку германского происхождения, виллы, раскопанные археологами, раскрывают архитектуру и мозаичное искусство в самой чистой римской традиции. Симбиоз между этими различными художественными культурами положил начало новой средневековой цивилизации.

Работы ювелиров периода варварских нашествий были многочисленными. Они состояли из литургических предметов, посуды, оружия, личных украшений. Хорошо известна работа святого Елигия, ювелира двора Меровингов и создателя литургических предметов, таких как Крест Сен-Дени. Но ювелирное дело этого периода в основном изучается по погребальным находкам. Сокровище Саттон Ху является самым известным из королевских или княжеских погребений раннего англосаксонского периода. Его содержимое, находящееся в настоящее время в Британском музее, было эксгумировано из захороненного корабля в 1939 году. Объекты, составляющие это сокровище, включали в себя импорт из Восточного Средиземноморья (серебряные и бронзовые блюда), Швеции (щиты), Меровинговской Галлии (монеты) и Рейнской области (броня). Дата погребения установлена по ​​византийским предметам из серебра, на которых были обнаружены инспекционные марки императора Анастасия.

Англосаксонские артефакты в сокровищнице Саттон Ху состоят в основном из оружия, драгоценных камней и предметов повседневного использования. Золота в изобилии, а эмаль – в основном перегородчатая – распределяется в маленьких разноцветных ячейках, которые сочленяют поверхность. Но, подчеркивая технику, мы не должны пренебрегать декоративным репертуаром, который появляется на современных продуктах. Геометрические формы и фигуративное убранство тесно переплетены в клубок кривых, которые часто описывают непрерывные чередования. Эти мотивы затем распространились по Западной Европе через распространение артефактов и рукописей.

К хранилищу ведет лестница с десятью ступенями. Памятник состоит из комнаты, увеличенной двумя боковыми аркозолиями. Помимо колонн и капителей, обрамляющих вход, архитектурная скульптура простирается на три ступеньки лестницы, дверные косяки и ступеньку перед алтарной платформой. Это украшение в очень мелком рельефе состоит из листвы сальников, рыбы и четырехконеной косы с головами змей на конечностях. Памятник также сохраняет элементы резной мебели, которые доказывают существование хорошо организованных мастерских. Крылатые фигуры украшают плиты, использованные для закрытия саркофагов, стоящих возле алтаря. На одном из них изображены символы евангелистов Матфея и Иоанна и архангелов Рафаила и Рахили. Рядом с алтарем находилось скульптурное основание колонны, украшенное двумя фигурами, пригвожденными к крестам, которые можно было бы интерпретировать как двух воров, обрамляющих распятие Христа, которые теперь пропали без вести. Другой изваянный фрагмент представляет нижнюю часть, обозначенную в надписи как Симеон.

Искусство Каролингов: слоновая кость и золото

Культурное возрождение Каролингов не возникло внезапно, ни с приходом к власти Карла Великого, ни с его коронацией Папой в 800 году. Оно началось в конце 7-го века в Италии, Галлии и на Британских островах. С этого периода началось монашеское возрождение Запада. Корби, Лан, Тур, Флери-сюр-Луар и Сен-Дени были культурными центрами задолго до возрождения Каролингов, славились своими скрипториями и библиотеками, как и германские аббатства Эхтернах, Сен-Галль и Фульда. (См.: Немецкое Средневековое Искусство c.800-1250.) Царствование Карла Великого и его сына Людовика Благочестивого (с 768 по 855) привело к строительству сотен монастырей, почти тридцати новых соборов и около ста королевских резиденций. См. Искусство Каролингов (c.750-900).

Новые художественные тенденции, появившиеся при Людовике Благочестивом после его коронации, прослеживаются в Евангелиях (Старая Императорская сокровищница, Вена), это эллинистический или александрийский стиль. В Реймсе при архиепископе Эббо рукописи были проиллюстрированы в стиле, в котором доминирует движение, которое, кажется, сотрясает фигуры и их одежду. Утрехтский псалтырь, написанный и проиллюстрированный в аббатстве Утвилье в конце первой трети IX века, особенно характеризует этот каролингский ренессанс и школу Реймса своим быстрым, резким, ярким и нервным пером. После смерти Карла Великого и падения Эббо в Реймсе несколько художников возродили школу Сен-Мартен Тур, отличавшуюся от аббата Вивиана (843-851) иллюстрацией Библий с повествовательными сценами, расположенными в накладных регистрах.

При Карле Лысом мастерские Корби, Реймса и Сен-Дени были особенно активны и имели более стилистическую близость к реймсским рукописям. Обложка псалтыря Карла Лысого (Национальная библиотека, Париж) особенно напоминает интерпретацию резчиков из слоновой кости, сделанную из иллюстраций рукописи. В данном случае модель – это Утрехтский Псалтырь. Мюнхенское Распятие, с его изображением Воскресения под персонификациями Солнца и Луны и его античными ссылками на Океан и Рому, вполне может быть шедевром этого периода. Эта обложка из слоновой кости роскошно обрамлена оправой из золота, драгоценных камней и эмалей, что еще раз побуждает нас размышлять о сотрудничестве между резчиками из слоновой кости и ювелирами в этих выдающихся мастерских. (Более подробно см. Также: Искусство кельтских мастеров по металлу.)

Развитие культа реликвий и увеличение размеров основных церквей стали источником роскошной работы ювелиров в период Каролингов: урны, всевозможные статуи, реликвии всех видов, обложки книг и другие предметы для литургического использования составляли существенную часть производства, предназначенного играть важную роль в развитии монументальной скульптуры. Хороший пример этого мы находим в реликварии под названием Триумфальная арка Эгинхарда, известная только по рисунку. Несомненно, она служила подножием креста, и ее богатое убранство находит свое вдохновение в римских и раннехристианских триумфальных объектах, в то же время провозглашая монументальный иконографический образ великих романских церковных порталов.

О другой влиятельной, но более поздней школе средневекового искусства в Западной Европе, на которую сильно повлияла культура Каролингов, читайте Искусство Мосана, появившееся вокруг Льежа, примером которого являются металлоконструкции и ювелирное дело Николая Вердунского (1156-1232) и Годфруда де Клэр (1100-1173).

Красота старых европейских городов в их архитектурных пропорциях. Они пронизывают всё, чувствуются в деталях и при этом подчиняются общему ансамблю, в центре которого возвышается собор.

В Средние века соборы встречали первые лучи солнца. Они же воплощали в себе весь синтаксис архитектуры: от коробовых сводов и полуциркульных арок, до чарующих орнаментов на стенах и витражах. Религиозные изображения над входом и в галереях собора служили библией для неграмотных. Именно здесь с момента падения Римской империи развивалась христианская скульптура.

Вспомните основные характеристики античной скульптуры. Она была выражением греческой жизни. Воплощением чувственности и божественной сексуальности. И разумеется, что все это с позиции ранней христианской церкви осуждалось и приговаривалось к уничтожению.




Опираясь на веру, а не на здравый смысл, первые церковные активисты сжигали всю античную литературу. То немногое, что все-таки удалось сберечь, было свалено в подвалы монастырей и тихонько гнило. А когда пергамента для библейских текстов стало не хватать, церковь приняла гениальное решение — достать то, что вопреки всему уцелело, соскоблить дьявольский текст, чтобы записать закон божий! Это явление получило название палимпсест.

Уничтожение ценных античных текстов привело к тому, что ученым, врачам, художникам приходилось открывать все заново. А в освобожденном от знаний молодом христианском мире царствовали болезни, войны, голод и невежество.

В средневековом искусстве сразу стал действовать принцип религиозного чувства — раз приняв известный образ, религия запрещала художникам отступать от него. Это превращало художника в безымянного ремесленника, создающего копии, приговаривало к воспроизводению работ предшественников. Скульпторы не могли вносить существенные изменения в оригиналы, но у них была возможность проявлять себя в техническом исполнении. И, прежде чем мастера эпохи Возрождения отвоевали у церкви право на авторство и приблизились к гению античной мысли, прошла тысяча лет!

Причина столь долгого развития все та же. Наряду с техническими приемами обработки камня было утрачено и моделирование — великая сила, добытая древними путем изучения законов солнечного света. Именно эта сила участвовала в создании жизни, насыщала произведения античных авторов, как кровь, оживляя их красоту.

Общецерковные требования и дефицит знаний привели к тому, что переход от низкого рельефа к высокому, а потом к портретной, станковой и отдельно стоящей скульптуре продлился несколько веков. За это время христианскую скульптуру лишили динамики, сделали жесткой, освободили от античных канонов и накинули покрывала. Повсюду звучала та самая меланхолическая нотка:

Форма кронштейна, когда из-за наклона торса получается тупой угол, тоже впервые возникла в ранней средневековой скульптуре. Это была попытка нащупать, по обломкам античных изваяний, ту тонкую науку планов. Но из-за отсутствия полноценных статуй четыре вектора превратились в два и сегодня на всех распятиях торс Христа смотрит вправо, а ноги и таз — влево.

Вспомните Венеру Милосскую — одно из высших воплощений античного вдохновения. Голова и торс богини наклонены вперед. Эта деталь, заимствованная художниками средневековья, проявляется теперь во всех лучших образцах христианской скульптуры. Отсюда сходство Венеры Милосской с изображениями например Девы Марии. Тот же спокойный ритм, та же вдумчивость.

Христос на кресте с ослабевшими ногами и торсом, склонёнными к людям, грехи которых искуплены Его страданиями. Дева Мария, распростертая на трупе своего сына. Мария Магдалина на одном из алтарей Баптистерия во Флоренции — все это вариативные копии с Венеры Милосской, и их бесчисленное множество.

Для греков красота заключалась в идее порядка, но эту красоту могли постигнуть только высокие интеллекты. Она презирала простую смиренную душу, в ней не было ни капли жалости к смутным стремлениям обездоленных. Это она внушила Аристотелю апологию рабства и, допуская только идеальные формы, бросала уродливых новорожденных в пропасть.

Греческий порядок, так возбуждающий восторг философов, был чересчур определён. Они построили его по законам человеческой геометрии. Мы знаем например, что греки представляли себе вселенную, ограниченной хрустальным кругом. Беспредельное внушало им ужас. Они не менее боялись и прогресса, идея которого расцветала в позднем Риме.

В Средневековье существовала своя идея порядка. Высшая мудрость стремилась к царству небесному, презрев мир. Искусства больше на служили природе, теперь они создавались для церкви. Но ни живопись, ни скульптура не в состоянии были удовлетворить душу, обращенную к божественной любви.

Основной художественной задачей искусства Средневековья было отразить картину мироздания. Изображения должны были напугать смертного человека, заставить его жить по заповедям и верить в отпущение грехов. Отсюда типичные композиционные элементы: искушение и самодовлеющая душа, страдание, покаяние и прощение, отвращение к земной жизни и борьба с оковами плоти. Конечно, в раннем средневековье скульптура шла несколько позади всех изобразительных искусств, но расцвет готической мысли быстро вывел её на ведущие позиции.

В готике возникает принцип единения всех искусств, подчиненных основным формам архитектурных конструкций. Скульптура хоть и выступает из каменной массы здания, но остается его частью. Статуи умерших, восстающих на Страшный суд, пророков, евангелистов продолжают вертикали колонн и арки порталов. Вместе они образуют единый эстетический ансамбль готической архитектуры.

Внутри самого храма располагались гробницы святых, которые также имели архитектурную конструкцию, щедро украшенную небольшими статуями апостолов, мифологических существ и животных. Пример такой гробницы святого Зебальда есть в итальянском дворике Пушкинского музея.




Сегодня средневековая архитектура восхищает нас своим гением. Будь то Шартрский собор, или собор в Кёльне, Базилика во Флоренции, или Нотр Дам де Пари. Вы просто входите внутрь и видите, как солнечный свет струится в витражное окно. Вы физически ощущаете небольшой прибой, а иногда даже цунами душевного подъема. Все это плод великих лишений и еще более великих открытий Средних веков. Собор — это не просто церковь, это благоухание, это месса Моцарта, когда со всех сторон льются божественные звуки.

Средневековое искусство тесно было связано с христианством, что отражалось в тематике скульптурных сооружений. Церковь была главным заказчиком произведений искусства.

В период раннего Средневековья скульптуры использовали в основном для художественного оформления зданий: украшали входы, фасады, колонны, внутреннее пространство .

800px-Cathédrale_de_Cahors_159714.jpg

Соборы в романском стиле в основном украшали рельефы на религиозную тематику, которые были расположены на западном фасаде. Над главным порталом (входом в храм) обычно размещали тимпан (углублённая часть стены треугольной формы) с рельефом, изображающим сцены важных христианских событий.

Tympan_Ave_Gratia_Plena_Église_Notre-Dame-des-Grâces_@_Lancy.jpg

Chartres2006_077.jpg

Чаще всего это были фигуры людей или мифических персонажей (горгулий, химер). Скульптурные изображения горгулий устанавливали на водостоках, чтобы отвести потоки дождевой воды от стен зданий (вода обычно выходила через открытый рот изваяния).

Читайте также: