Особенности сказов бажова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Палёнова Виктория Сергеевна

Организация: МБОУ Свердловской СОШ им.М.П.Марченко

Населенный пункт: г.о. Лосино-Петровский, рп Свердловский

Жанр литературного сказа. Сказы П. П. Бажова

Сказы Бажова, полные юмора и лукавого задора, где причудливо переплелись реальное и сказочное, говорят нам о поэзии творческих исканий и неустанного познания действительности.

Действительность в сказах изо­бражена с высот народной нравственности, они не­сут в себе концентрацию высокой духовности, те эти­ческие и эстетические ценности, которые определяли духовное бытие русского народа. Поэтому произведения П. П. Бажова, написанные в 30—40-е годы, остаются живым явлением нашей эпохи.

Сказ - особый тип повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора лица (конкретно поименованного или подразумеваемого), обладающего своеобразной собственной речевой манерой.

Сказ появился немного позднее, чем сказки. Этот термин был введен в литературную терминологию Н. С. Лесковым [19] . Одним из ярких примеров сказа являются произведения П. П. Бажова.

В произведениях, написанных в сказовой манере, повествование ведется от лица вымышленного, чаще всего малообразованного рассказчика и при этом воспроизводится ситуация живого разговора, рождающегося как бы сию минуту.

Сама жизнь писателя П. П. Бажова — высокий и поучительный пример для современного молодого человека.

Павел Петрович Бажов родился 15 января 1879 года в семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажовых в Пермской губернии [18] .

Павел Петрович учился в духовной среде десять лет: сначала в духовном училище, потом в Пермской духовной семинарии. Затем стал учителем начальной школы. Позже поступил учителем русского языка в Екатеринбургское духовное училище, где раньше обучался сам.

К сказам его привела неуемность лите­ратора, открыто защищающего интересы рабочего класса. Свои сказы П. П. Бажов писал как непосредственный отклик на самые насущные народные нужды, во всех сказах разрабатывается одна тема: жизнь простого труженика. Он воспел нравственные и трудовые качества рабочего люда. Все они — люди пытливой творческой мысли, добрые, человечные. Сказы Бажова, полные юмора и лукавого задора, где причудливо переплелись реальное и сказочное, говорят нам о поэзии творческих исканий и неустанного познания действительности.

Сказы Бажова не только знакомят детей с прошлым людей, живших на Урале, но также учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла. Знакомство с ними способствует развитию познавательного интереса у младших школьников, расширяют словарный запас.

Методические приёмы работы над сказами Бажова.

Методической особенностью обучения детей чтению произведений различных жанров на первом этапе является детализация анализа текста произведения, когда внимание детей фиксируется на каждом действии персонажей, на их словах и чувствах, ситуациях, определяющих эти действия и чувства, а цельность восприятия произведения задается таким методичексим приемом, как сопоставление основной иллюстрации к произведению с его названием и установкой на жанр. На втором этапе в процесс обучения младших школьников чтению произведений различных жанров целесообразно включить работу по составлению специального словаря.

В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру.

Способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. А если она отсутствует, то читатель вос­принимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сю­жета и пропускает в произведении все, что ему неинтересно. По­этому надо учить детей вдумчивому восприятию, умению размыш­лять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раз­думьем вслух, что со временем приведет к развитию у ребенка естественной потребности самому разобраться в прочитанном.

Существует несколько подходов к анализу литературного произ­ведения: 1) стилистический анализ; 2) проблемный анализ; 3) ана­лиз развития действия; 4) анализ художественных образов.

Готовя урок по сказам Бажова, учитель определяет задачи: развивать представления о жанре сказа; учить применять знания о сказах при знакомстве с новым сюжетом; вызвать интерес к изучению сказов; развивать фантазию, воображение; формировать систему читательских умений, воспитывать уважение к человеку-труженику.

Можно использовать разные методы обучения: исследовательский, игровой, объяснительно – иллюстративный, эвристический.

Возможные формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах.

- Скажите, в каком жанре создавал произведения П. П. Бажов?

- Ребята, вы верно заметили, что в сказе есть черты реальности и вымысел, как в сказке.

- Сейчас вам необходимо в своих группах записать в двух колонках вымышленных героев и реальных на основе прочитанных сказов. Можете воспользоваться книгами Бажова.

- Назовите, сколько у вас вымышленных и реальных героев записано. Группа, которая назвала наибольшее число, называет героев поимённо.

- Герои сказов заговорили, и оказалось, что язык их по-своему красив, выразителен и необычен. Назовите, какие незнакомые слова и выражения в сказах Бажова вы встретили.

В процессе чтения-поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказе как жанре, о "чудесном мире", то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

  1. умение характеризовать образ рассказчика;
  2. умение определить место и время действия;
  3. умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия, дающий возможность проследить изменения героев;
  4. умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;
  5. умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета, функцию добра и зла по отношению к персонажам.

При анализе произведения используются такие приемы работы, как ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, составление плана, выразительное чтение, пересказ, различные задания творческого характера.

Все эти методы и приемы имеют большое значение для обучения, развития и воспитания детей. Так, ответы на вопросы, пересказ, словесное описание героя, словесное иллюстрирование развивает речь учащихся. Выборочное чтение, составление плана учит ориентироваться в тексте. А изучение архаичных слов расширяет кругозор ребенка и увеличивает словарный запас.

Например: прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений.

Барская рукодельня - ручной труд (например, вышивание, вязание, шитьё).

взъесться – невзлюбить кого-то, упрекать, обвинять, бранить.

голбчик – приступка для выхода на печь.

Пожитки – домашние вещи, одежда, обувь.

похлёбка –суп из картофеля или крупы.

Несподручно– неудобно, неловко.

пособник – помощник в делах.

Горюн – человек из народа, этноса горюн.

Приказчик –управляющий имением помещика.

Вспомните, что означают слова, выведенные на экран: барская рукодельня, взъесться, голбчик, пожитки, похлёбка, несподручно, пособник, покосные ложки, статочное ли дело.

Пожалуй, у всех сказов П.П. Бажова есть особое очарование: его ощущаешь, когда погружаешься в незамысловатый текст, украшенный диалектными словами и людской мудростью. Современным детям не хватает именно этого волшебства сказок, волшебства родного языка. Для того чтобы дети прочувствовали героев сказа, погрузились в атмосферу волшебства, им предлагается прочитать отрывок сказа по ролям. Это совершенствует речь и развивает воображение.

– Найдите отрывок – диалог Коковани и Дарёнки, в котором Кокованя описывает Серебряное копытце. Читаем этот отрывок по ролям.

Для развития памяти и внимания можно предложить для работы в группе.

Например: Впиши нужные слова. Чья группа быстрее справится с заданием, той и будет засчитан балл.

Козлик этот __________________. У него на правой______________ ноге______________ копытце. Ростом он __________ стола, ножки_______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой________.

Последовательность событий в сказе. Задание на карточке.

В какой последовательности происходят события в сказе? Пронумеруй.

□ Даренка и Кокованя отправляются в лес.

□ Кокованя забирает к себе Даренку.

□ Старик рассказывает про козлика.

□ Даренка и кошка остаются одни.

Одним из видов работы на уроке является самостоятельная работа. Выполняя эту работу, дети тренируют память, развивают воображение, развивают чувство композиции, развивают речь.

Дальнейшее мое знакомство не только с творчеством, но и с жизнью Бажова продолжилось, когда я в 4-м классе поехал на родину этого замечательного писателя в Екатеринбург. Я рад, что мне посчастливилось пройтись по улицам, где когда-то хаживал этот удивительный мастер сказов. Я думаю, что он даже не догадывался, что одна из таких улиц скоро будет называться его именем, а барельеф с его изображением будет величественно возвышаться на административном здании, расположенном здесь же.

Также, я посетил уральский минералогический музей в городе Екатеринбурге. Этот музей по праву считается лучшим музеем камня в России, так как в нем представлено множество экспонатов, имеющих высокую научную и художественную ценность. Увиденные мною в этом музее образцы драгоценных и поделочных камней, а также изделия из них не оставили меня равнодушными. Меня очень впечатлили уральские камни и самоцветы. Те самые, о которых так много рассказывал нам сам Павел Петрович Бажов.

Читая сказы Павла Петровича Бажова, я задумался над тем, что отличает эти повествования от других сказок и рассказов. Почему все произведения уральского писателя называются сказами? И в чем их особенности?

Цель исследования – выявить жанровые особенности сказа и объяснить, в чем его своеобразие.

Объект исследования: язык рассказчика-повествователя и героев сказов.

Гипотеза: язык сказов – это живая разговорная речь русского народа.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. Прочитать сказы П.П. Бажова и изучить авторские комментарии к ним.
  2. Выяснить, что представляет собой жанр сказа.
  3. Сравнить, в чем отличие сказа от сказки.
  4. Проанализировать язык рассказчика и героев сказов и установить взаимосвязь сказа с живой разговорной речью.
  5. Певец земли Уральской.

Изучая литературу, посвящённую творчеству П.П.Бажова, мы заметили, что в некоторых критических статьях, журнальных и газетных публикациях Бажова называют чудесным сказочником, а в других – сказителем. Так кто же П.П.Бажов — уральский сказочник или сказитель?

Отвечая на этот вопрос, мы погрузились в таинственный и не до конца разгаданный мир сказок и сказов.

По определению словаря С.И. Ожегова — Шведовой сказ – это

1) народное эпическое повествование (Сказ о народных героях.)

2) в литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. (Сказы Лескова, Бажова)

Этот жанр, в отличие от сказки, повествует о действительных (или принимаемых за действительные) событиях и конкретных лицах недавнего прошлого, нередко в нём идёт рассказ от первого лица.

Таким образом, перед нами два разных литературных жанра, имеющих индивидуальные жанровые черты:

  • Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях.
  • Сказ — эпическое прозаическое произведение фольклора, имеющее определённую художественную форму, повествующее о действительных событиях и конкретных лицах недавнего прошлого, нередко рассказываемое от первого лица.

Сравнивая место действия в данных произведениях, образы повествователей, героев, композицию (строение) и язык, мы убедились, что сказ и сказка хоть и имеют определённое сходство, но отличаются гораздо в большей степени, чем на первый взгляд.

Основным местом действия почти во всех сказах Бажова являются реальное географическое место: окрестности уральских заводов — Полевского и Сысертского.

Рассказчик в сказе выступает, как правило, свидетелем и участником тех событий, о которых повествует. Со многими героями своих сказов он знаком лично. Часто это местный сторожил из числа бывших горняков. Это и понятно. Ведь надо родиться на Урале, проработать тут немало лет, прожить целую жизнь, чтобы так хорошо знать и горное дело, и быт уральских рабочих, и здешний фольклор (предания и легенды).

Итак, основное отличие сказочника и сказителя в том, как ведется рассказ о событиях: сказочник описывает события со стороны, а сказитель — активный участник действий.

Сказ и сказка имеют и разную композицию, т.е построение.

Чтобы понять, в чём состоит особенность композиции сказа, мы обратились к справочной литературе.

  • основанность на известном, близком к действительным фактам содержании;
  • ограниченное число персонажей;
  • пейзажные зарисовки;
  • небольшой объём и краткость;
  • отсутствие традиционных сказочных присказок, зачинов и концовок.

Таким образом, основными элементами композиции сказа являются:

  1. завязка – начало действия;
  2. развитие действия: реальные события перемежаются с фантастическими;
  3. развязка – конец действия, не всегда счастливый.
  4. Герои

Различия в жанровых особенностях сказок и сказов определяют и непохожесть героев произведений.

Образ Иванушки-дурачка сочетает в себе неприглядный вид и красоту внутреннего мира. Иванушка-дурачок добр, доверчив, всех жалеет, трудолюбив, честен, в результате становится удачливым, побеждает своих врагов. Счастье приходит именно к нему, а не к тем, кто тянул руки к богатству. Дурачок женится на красавице царевне, сам становится писаным красавцем. Смысл таких сказок в осуждении мира, где царят жадность, жажда наживы и корысть. Презираемый всеми, простодушный дурачок оказывается самым разумным героем.

Главное богатство в сказах Бажова — люди: старатели, рудокопы, литейщики. Все они великие труженики, талантливые умельцы.

Однако, будучи носителем лучших человеческих качеств, Степан не обрёл счастья. Он угасает, так как нездоров. Герой работал в горе, не видя солнечного света, вдыхая малахитовую пыль вместо свежего воздуха. Такой финал противоречит сказочным традициям. Но вполне соответствует сказу.

Особую роль в сказах и сказках играют волшебные герои. И это скорее роднит сказ со сказкой, нежели служит отличительной чертой.

Волшебные предметы в сказках (скатерть – самобранка, клубок, кожа лягушачья, ковер-самолет и т.п.) помогают героям в их трудной борьбе со злыми силами.

Мы проанализировали языковой состав сказов и сказок и отметили существенные различия в лексике, выразительных средствах, в построении предложений.

Бажов допускал просторечные элементы в сказы, но такие, которые не создавали бы впечатления языковых грубостей: видать (видно), малость, даровщина, своротить (повернуть) в сторону, цельный (целый), бросовый, ладный, хворый, обробеть, зазорно, вдосталь и подобные.

Широко употребляются в сказах разговорные слова: весточка, головушка, запасец, низенько, ноженька, одежонка, шубейка.

Иностранные слова, как правило, не допускались в сказы совершенно. Исключение составляют слова, обозначающие горные породы: агат, аметист, алмаз, аквамарин, александрит, топаз, яшма. На среди названий камней есть и русские слова: змеевик, королёк, орлец и др.

Речь автора богата такими художественными средствами, как пословицы, поговорки, фразеологизмы, эпитеты, диалектные слова, устаревшие слова, слова с диалектными морфемами и с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксом — то.

Так, мы выделили из текста сказов слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: сиротко, парнишечко высоконький, чистенький, волосенки кудрявеньки; глазенки голубеньки, думка, дедко, маленько, сизенька, из-под крылышек, маленько, свеженьких,

Также сказы полны устойчивыми выражениями: фразеологизмами, пословицами и поговорками.

Обобщая все наши вышеизложенные наблюдения, мы составили таблицу, в которой отразили отличительные черты сказа от сказки.

Сказка Сказ
I. Место действия
Фантастическое, нереальное Реальное географическое место
II. Образ рассказчика
Сказочник не участник событий. Сказитель – свидетель событий
III. Герои
Вымышленные Живущие в реальной жизни
IV.Фантастические образы
Помогают героям в борьбе со злыми силами. Воплощают мощь и богатство природы, хранители недр.
V.Концовка
Счастливый конец Счастье, но недолговечное
VI. Язык
Изобилие эпитетов, гипербол, метафор. Живой народный язык

Стиль сказов П.П.Бажова своеобразен из-за совмещения в одном тексте разных по стилю языковых средств, но с чувством меры. Сказы повествуют о жизни горно-заводских рабочих Урала, но написаны на фольклорном материале. Они повествуются рассказчиком — дедушкой Слышко, который является простым представителем народа, но его устами говорит писатель, мастер слова.

Основное отличие сказочника и сказителя в том, как ведется рассказ о событиях: сказочник описывает события со стороны, а сказитель — активный участник действий.

Таким образом, основными элементами композиции сказа являются:

  1. завязка – начало действия;
  2. развитие действия: реальные события перемежаются с фантастическими;
  3. развязка – конец действия, не всегда счастливый.

Обычно сказки имеют счастливый конец: добро торжествует, зло наказано. У Бажова герой тоже получает награду за смелость, мужество и верность. Однако финал сказа счастливым назвать нельзя.

Сказы повествуют о жизни горно-заводских рабочих Урала, но написаны на фольклорном материале. Они повествуются рассказчиком — дедушкой Слышко, который является простым представителем народа, но его устами говорит писатель, мастер слова.

Урал - сердце русской глубинки. В его недрах хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии. Но главная загадка и сокровище Урала – уральский характер, люди, которые здесь живут. Как же познать этот характер? Один из путей - это изучение сказов П. П. Бажова.

Со сказами Бажова мы знакомимся в детстве. Перед нами возникает волшебный мир героев, подобных сказочным героям русской народной сказки: Хозяйка Медной горы похожа на Василису Прекрасную, Золотой полоз – на Змея Горыныча, Козлик – Серебряное копытце похож на Сивку-Бурку. Но некоторые удивительные образы (Голубая змейка, Огневушка-поскакушка, Синюшка) не встречаются в русских народных сказках. Это герои наших уральских сказов. Появляется гордость за то, что наш уральский писатель П. П. Бажов сумел создать произведения, которые стали достоянием не только уральской, но и русской культуры в целом.

Цель исследования– выяснить особенности сказов Бажова.

Для этого пришлось решать следующие задачи:

1. Узнать, что такое сказ, и кратко рассмотреть использования данной формы в творчестве Гоголя, Лескова, Зощенко.

2. Разобраться в сказовой лексике.

3. Рассмотреть рабочие сказы и легенды Урала как фольклорную основу сказов.

4. Проанализировать сказы Бажова и выяснить, в чем особенности его сказов.

1. 1 Биография П. П. Бажова.

Для того, чтобы лучше понять истоки дарования автора, необходимо познакомиться с его биографией

Ранние впечатления оставили неизгладимый след в душе юноши, определили его жизненный путь. Мы видим, что Бажов не обработчик уральского фольклора, он сам принадлежит к талантливой семье уральских народных поэтов-сказочников.

После революции добровольцем уходит он на фронт и с 1918 по 1920 год участвует в гражданской войне.

Творчество П. Бажова – гимн человеку – мастеру и созидателю, своим чудесным трудом преображающему жизнь на земле.

Особенности жанра сказа

Словари дают нам два значения этого слова:

1) Фольклорная форма (в том числе устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и худ. творчества. Лит. Сказы (Н. С. Лескова, П. П. Бажова) генетически связаны с фольклором.

2) Принцип повествования, основан на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа – рассказчика: лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь (А. Веселый, М. Зощенко)

1) Народное эпическое повествование. Сказ о народных героях.

2) В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Сказы Лескова

Итак, в произведениях, написанных в сказовой манере, повествование ведется от лица вымышленного, чаще всего малообразованного рассказчика и при этом воспроизводится ситуация живого разговора, рождающегося как бы сию минуту.

Как видим из определений сказа в словарях, эту форму и тип повествования использовали многие русские писатели, с творчеством которых, безусловно, был знаком П. П. Бажов: Гоголь, Лесков, Чехов, Зощенко. К тому же, в фольклоре достаточно распространенным является сказ, который, как правило, повествует о событиях давно минувших и возможно реально происходивших.

Нам кажется, что по отношению к Бажову можно употребить оба определения сразу, потому что содержание его сказов имеет фольклорную основу, а повествование, ориентированное на устную речь, ведется от лица рассказчика. Особенности звучащей речи проявляются на лексическом, синтаксическом и интонационном уровне.

Сказы Гоголя, Лескова, Зощенко

Автор указывает на основу данного произведения – народную легенду, сказ.

М. А. Зощенко

Особенности сказовой лексики

Поскольку сказ как фольклорная форма и особый тип рассказчика основан на устном повествовании или подражании ему, то, как правило, используется особый слой лексики. Имитация устной речи, особенности звучащей речи рассказчика, общение рассказчика со слушателем создается с помощью использования оценочной лексики (эмоционально-экспрессивной), разговорной лексики, просторечий, диалектизмов.

Считаем необходимым дать теоретическое определение всех типов лексики, характерных для сказов.

Оценочная лексика

Оценочное содержание включается в лексическое значение слова по-разному:

1. Оценка может выступать на правах дополнительной семы, оценочной коннотации, что в словаре показывается с помощью особых помет: горлан, горлодер, горлопан (прост. Неодобрение). Они обозначают предметы и явления сами по себе нейтральные, не содержащие признаков объективно отрицательных или объективно положительных для общества. За ними стоит субъективное отношение говорящего к данному явлению.

2. Оценка может входить в понятийное содержание на правах семы: прелесть. (Прелесть- очарование, обаяние, привлекательность. ) Уже в самом значении этого слова содержится положительное значение, оценка.

3. Возможно совмещение обеих этих форм выражения оценки. Оценочный признак, вошедший в понятие, совмещается с субъективной эмоциональной оценкой явления: свистопляска. (Свистопляска – разнузданное проявление чего-нибудь отрицательного). Отрицательное значение содержится и в самом значении и в субъективном отношении к нему.

Функцию оценочного характера выполняет экспрессивно-эмоциональная лексика, в которой номинативное значение сочетается с оценкой называемого понятия, предмета, явления, сопровождающейся определенными эмоциями. Эмоционально–экспрессивные оттенки определяются семантикой самих слов, разделяющихся на положительные и отрицательные по выражению оценки явлений действительности. Например: Ростом невеличка, а ладная. А сами-то мелкодушные ворюги.

Экспрессивная лексика - это слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т. д. Например: Глупышка, балбес, забулдыга. Экспрессия заключена в самом содержании слова вне зависимости от конкретного контекста.

Эмоциональная лексика – 1. это слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность. Например: бабуся, доченька, духотища. 2. Бранные слова. Например: мерзавец, подлец, негодяй. 3. Междометия. Например: Браво! Крышка! Черт побери!

Эмоциональная и эмоционально-окрашенная лексика - содержит два основных раздела:

1. Эмоциональная лексика. Которая обозначает чувства человека: лютость, тоска, мука, слюбиться, осерчать.

2. Эмоционально-окрашенная лексика, выражающая чувства посредством суффиксов субъективной оценки.

В области речевой экспрессии сказов, помимо эмоциональной лексики, передающей чувства, широко вовлечены эмоционально-окрашенные слова, которые отражают субъективное отношение говорящего к предмету мысли посредством суффиксов оценки, широко распространенных в русском языке.

Разговорная лексика

Это слова, употребляющиеся в непринужденной беседе.

Разговорные слова могут иметь нейтральные синонимы, например: адски – чрезмерно, балагур – шутник, бахвал – хвастун, башковитый – умный, безмозглый – глупый и т. п. Наряду с такими словами в разговорной лексике есть много слов, не адекватных по своему понятийному содержанию соответствующим нейтральным словам, т. е. не имеющие точных нейтральных синонимов.

Слова, закрепленные за разговорно-бытовым стилем, составляют пласт сниженной лексики, которая по степени своей сниженности делится на разговорную – нормативную, но непринужденную, обслуживающую неофициальное общение, и просторечную – грубоватую, стоящую на грани литературной нормы.

Просторечная лексика

Это слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, не входящие в норму литературной речи, характеризующиеся оттенком упрощения, сниженности, грубоватости, часто используемые в литературных произведениях и разговорной речи как экспрессивные элементы.

К периферии литературного варианта русского национального языка относятся диалектизмы, специфические для местных народных говоров слова и выражения, они нередко используются в языке художественной литературы со стилистической целью: для создания местного колорита, для речевой характеристики персонажей.

Типы диалектизмов определяются в зависимости от того, элемент какого языкового уровня включен с выразительными целями в литературный текст.

1) Фонетические диалектизмы (передают звуковые особенности диалекта)

2) Морфологические диалектизмы (отражают особенности формообразования слов: слово существующее и в литературном языке, выступает в диалектном морфологическом оформлении. )

3) Словообразовательные диалектизмы (представляют собой однокоренные синонимы литературных слов, т. е. единицы с тем же лексическим значением и тем же корнем, что литературное соответствие, но в ином словообразовательном оформлении. )

4) Синтаксические диалектизмы (очень редки в литературных текстах)

Лексические диалектизмы (бывают разных типов в зависимости от их соотношения с литературным языком.

Фонетические, морфологические, синтаксические, фразеологические, семантические особенности, присущие отдельным диалектам в сопоставлении с литературным языком.

Диалект, местные народные говоры – это особые варианты русского национального языка, ограниченные территориально, обслуживающие устное общение жителей определенных регионов. Основную часть составляет специфическая лексика, в которой и проявляется отличие говоров как от литературного языка, так и от других местных говоров: шубенки (меховые рукавицы), базгать (бить).

Фольклорная основа литературного сказа

1. Хозяйка Медной горы – образ, придуманный Бажовым на основе фольклорных образов Каменной девки, девки Азовки, Малахитницы.

Пример одного предания, объясняющего, откуда взялась девка Азовка и прочему у неё в пещере много золота и драгоценных камней.

«На Азов-горе разбойники жили. Золота много у них было, драгоценных камней. А не было у них девушек. А на нашем заводе красивые девки были. Стали разбойники красавиц себе подглядывать. Нашли одну девку и украли ее. Азовкой назвали, потому что главный-то разбойник Азиным прозывался. Уже до чего красива девка была: статная, пригожая, глаза большие да темные, как колодцы. Стали разбойники ссориться. Всем хотелось Азовку женой своей сделать. Делили-делили, да так не смогли решить. Тогда взяли Азовку и спрятали в пещере. А иногда людям являлась. Красоты она была невиданной. А вот говорят, что геологи нашли ту пещеру и много золота. И еще говорят, что девка Азовка и теперь жива, но не является людям, боится. (г. Полевской, М. А. Семыкина).

Ящерки обычно указывали на какое-нибудь месторождение.

В тексте сказа Великий Полоз показывает золото ребятишкам-сиротам, словно помогает им. Это характерная черта сказов – волшебные силы помогают детям, сиротам, старикам, умельцам, нежадным, независтливым, веселым людям. Проводят их через испытание богатством и затем награждают.

Методика лексической работы

При работе со стилистически окрашенной лексикой очень важно использовать данные словаря, проверяя свою языковую интуицию и обогащая свои языковые навыки. Учитывая важность словарной работы по этой теме, продемонстрируем ее методику. Попробуем выписать из данного текста все стилистически окрашенные слова.

Стилевые особенности сказов Бажова

Бажов совмещает сказовую форму, имеющую под собой фольклорную основу, со сказовой манерой повествования. Установка на устную речь и образ рассказчика создаются с помощью просторечной и разговорной лексики, диалектизмов и эксрессивно-эмоциональной лексики.

В этих примерах отражено характерное для уральского говора фонетическое явление - оканье.

Перейдем к рассмотрению лексических особенностей сказов Бажова.

Сказ оживает только благодаря живому, меткому народному слову. Лексический состав сказа мы уже обозначили: разговорная, просторечная лексика, диалектизмы, часто имеющие экспрессивно-эмоциональную окраску. Рассмотрим каждую группу слов, проанализируем, что она привносит в образ рассказчика, героев, отношение к тому, о чем рассказывается.

Разговорная лексика

Просторечная лексика

Разговорная и просторечная лексика помогают создать образ рассказчика, придают его речи особую экспрессию.

Диалектизмы

Из змеевику да шлаку – из чего? Р. п. из змеевика и шлака

Наблюдается замена окончаний: а-у; е-и; ую-у в) Словообразовательные (однокоренные синонимы литературных слов, но в ином словообразовательном оформлении)

Своеобразие значения придают суффиксы глаголов: ива, ова, ыва, указывающие на неоднократность действий.

Наблюдается усечение основы слова, характерное для уральского говора.

3. Экспрессивно-эмоциональная лексика

Денежки – деньги (неодобрительная оценка)

Брюхо (прост. не одобрит. ) - живот человека (у хозяина)

С оценочными суффиксами

Ребятишки; многонько; парнишечки; веселенький; горбик; пимешки; шубейка; сапожнешки; мамонька; гладенько; братишки; спокойненько; сапожишек; девчушка-годовушка; шарички для бусок; коробушечка;

Умкньшительно-ласкательные суффиксы встречаются в словах, относящихся к положительным героям

Имена собственные

Наиболее ярко экспрессивные особенности личного имени раскрываются в именах с оценочными суффиксами. Для ребенка уменьшительно-ласкательное имя снимается в сказах, если персонаж в процессе повествования становится взрослым.

Специальные слова

Малахит – Непрозрачный минерал ярко-зеленого цвета, ценный поделочный камень

Агат – Твердый слоистый минерал, разновидность халцедона. Черну смородину из агату делали

Хризолит – Прозрачный драгоценный камень золотисто-зеленого цвета

Фразеологизмы

Синтаксический строй сказа

Бажов строит синтаксис, близкий к разговорному.

1. Употребляет вводные слова, передающие значение общения со слушателями:

2. Употребляет междометия и частицы, характерны для устной речи

3. Неполные, односоставные предложения

Топонимы

Гумешки – гумешенский медный рудник

Змеиная горка – горка недалеко от рудника

Полевой – ныне город Полевской

Северский пруд – пруд версты две от гумешинского рудника

Топонимы сказов – это реальные места, в которых жил сам Бажов – окрестности г. Полевского.

Сказы Бажова вошли в сокровищницу русской литературы, сохранив при этом уральский колорит и неповторимость. Безусловно, это не просто обработанные рабочие сказы, уральские легенды, а литературные произведения, имеющие свои художественные достоинства.

Особенности сказов Бажова следующие:

• соединение жанровых признаков с характерной сказовой манерой изложения, как у Гоголя и Лескова,

• создание предисловия и образа рассказчика с его своеобразной манерой разговора, как и у Гоголя, и у Лескова, и у Зощенко,

• соединение выдумки и реальности (волшебные образы и реальная топонимика),

• создание неповторимого уральского колорита в образах волшебных героев, мастеровых людей, их занятий и живой речи,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сказы П.П. Бажова как особый жанр

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сказы П.П. Бажова как особый жанр

Сказы П.П. Бажова как особый жанр

Книги П.П.Бажова

Сказка — это вымысел, а сказ — это описание реальных событий, но с элементами.

Сказка — это вымысел, а сказ — это описание реальных событий, но с элементами фантастики.
Сказ – это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.
Сказ и сказка.

Отличительные черты сказа от сказки

Отличительные черты сказа от сказки

Сказ — жанр литературы, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфи.

Сказ — жанр литературы, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще.
Сказ как жанр литературы

Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В ег.

Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров.

горняцкие сказы – о Хозяйке Медной горы; старательские сказы («Синюшкин колод.

В сказах Бажова можно выделить три тематические группы:

Сказы написаны на фольклорном материале Они повествуются рассказчиком (дедушк.

Сказы написаны на фольклорном материале
Они повествуются рассказчиком (дедушкой Слышко в первых рассказах) в аудитории слушателей
Рассказчик- простой представитель народа, но устами его говорит писатель, мастер слова
Сказы повествуют о жизни горнозаводских рабочих Урала
Особенности сказов П.П. Бажова

Главная тема сказов Бажова это радость творчества, умение жить в гармонии с п.

Главная тема сказов Бажова это радость творчества, умение жить в гармонии с природой, находить счастье в самой природе.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 269 материалов в базе

Материал подходит для УМК

П. П. Бажов. Медной горы Хозяйка

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.10.2021 361
  • PPTX 2 мбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Новикова Светлана Виталиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: