Сменовеховство в 20 е годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 572-573.

Смена вех: Сб. статей Ю. В. Ключникова, Н. В Устрялова, С. С. Лукьянова, А. В. Бобршдева-Пушкина, С. С. Чахотина и К). Н. Потехина. Прага, 1921; Смена вех: Еженедельный журнал / Под ред. Ю. В. Ключникова. Париж, 1921-1922; Устрялов Н. В. В борьбе за Россию. Харбин, 1920: Он же. Под знаком революции. Харбин, 1925.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 380, 416—17; т. 45, с. 19, 60—61, 92—94. 413, 416; т. 54, с. 157; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 2, М., 1970, с. 390—96; Трифонов И. Я., В. И. Ленин и борьба с буржуазной идеологией в начале нэпа, М., 1969.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Сменовеховство" в других словарях:

сменовеховство — сменовеховство … Орфографический словарь-справочник

СМЕНОВЕХОВСТВО — СМЕНОВЕХОВСТВО, общественно политическое течение в среде русской интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 20 х гг. 20 в. Возникло с введением новой экономической политики в России. Идеологи сменовеховства (Н.В. Устрялов и др.) призывали… … Современная энциклопедия

СМЕНОВЕХОВСТВО — общественно политическое течение в среде русской интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 20 х гг. 20 в. Возникло с введением новой экономической политики. Идеологи сменовеховства (Н. В. Устрялов и др.) надеялись на возврат к капитализму,… … Большой Энциклопедический словарь

СМЕНОВЕХОВСТВО — СМЕНОВЕХОВСТВО, сменовеховства, мн. нет, ср. (неол. полит.). Сменовеховская идеология. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СМЕНОВЕХОВСТВО — СМЕНОВЕХОВСТВО, общественно политическое течение в среде русской интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 1920 х гг. Возникло с введением новой экономической политики. Идеологи С. (Н. В. Устрялов и др.) надеялись на перерождение советской… … Русская история

Сменовеховство — общественно политическое течение в среде русской интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 20 х гг. 20 в. Возникло с введением новой экономической политики. Идеологи сменовеховства (Н. В. Устрялов и др.) надеялись на возврат к капитализму,… … Политология. Словарь.

Сменовеховство — СМЕНОВЕХОВСТВО, общественно–политическое течение в среде русской интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 20–х гг. 20 в. Возникло с введением новой экономической политики в России. Идеологи сменовеховства (Н.В. Устрялов и др.) призывали… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СМЕНОВЕХОВСТВО — общественно политич. течение среди гл. обр. рус. эмигрантской интеллигенции, призывавшей к сотрудничеству с Сов. властью в расчете на бурж. перерождение Сов. гос ва и коммунистич. партии. Социальной основой С. явилось нек рое оживление… … Философская энциклопедия

сменовеховство — а; ср. Общественно политическое течение русской (главным образом эмигрантской) интеллигенции 20 х гг. 20 в., связанное с фактическим признанием Советской власти. ● Термин произошел от названия сборника Смена вех , выпущенного в Праге в 1921 г.… … Энциклопедический словарь

сменовеховство — , а, ср. Общественно политическое движение в среде русской белоэмигрантской интеллигенции, возникшее в 1921 г. с надеждой на капиталистическое перерождение России в связи с введением нэпа (от названия печатного органа движения сборника “Смена … Толковый словарь языка Совдепии

Упоминания в литературе

Борьба с большевизмом, вернее, борьба за Россию, приобретала для эмигрантов важное значение. Но эмиграция была неоднородной, ее мучили политические разноречия, а соответственно, избирались и разные способы борьбы с большевизмом. Уже к середине 20-х гг. стало очевидным, что надежды на монархическую реставрацию потерпели крах. Белое дело, по словам самих эмигрантов, навсегда кануло в лету. Все очевиднее обнаруживалась несостоятельность либерального лагеря, который разъедали противоречия. Сторонники социалистической ориентации также не представляли собой единства. Намечалась тенденция сближения с либерализмом, с западными социалистическими теориями, с религиозной мыслью и т. д. Пореволюционные течения (евразийство, сменовеховство , младороссы), различные по своим истокам и психологии, с их известным преклонением перед советской властью и прогнозами построения будущей России с сохранением большевистских основ либо возвращением к монархизму, также не стимулировали жизнеспособность эмиграции и не могли быть базой, объединяющей ее.

Связанные понятия (продолжение)

Богостроительство — этико-философское течение в русском марксизме, развивавшееся левыми литераторами в первом десятилетии XX века с целью интеграции идей марксизма и религии и основанное на предполагаемом сходстве социалистического и христианского мировоззрения.

Отзови́сты — группа радикальных большевиков в РСДРП, возникшая после революции 1905 года. Отзовисты настаивали на полном отказе от легальных форм массовой партийной работы и отзыве депутатов-социал-демократов из Третьей Государственной Думы.

Пораже́нчество — политические настроения, соответствующие желанию поражения правительства собственной страны в войне.

Ликвида́торство — правое течение в РСДРП, возникшее в годы реакции 1907—1910, после поражения первой русской революции 1905—1907 годов, сторонники которого выступали за ограничение политической деятельности легальными формами.

Русский фашизм — период развития русского национализма в 1930—1940-е годы, характеризующийся симпатией итальянскому фашизму, ярко выраженным антикоммунизмом и антисемитизмом.

Бе́лая эмигра́ция (Русская белая эмиграция, также Русская эмиграция первой волны) — наименование волны эмиграции из России, возникшей вследствие событий почти шестилетней Гражданской войны (1917—1923).

Попу́тчик — советский политический жаргон, относится к человеку, который сочувствует убеждениям организации или партии, иногда даже сотрудничает с ними, однако не имеет в них формального членства. На ранних этапах после Октябрьской революции 1917 года в советской прессе слово не имело негативной окраски — попутчиками называли писателей и художников, относившихся с симпатией к большевикам, однако формально не бывшими членами ВКП(б). Изобретение термина обычно приписывается Луначарскому, а с 1923 его.

Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей (РАПП) — литературное объединение в СССР послереволюционных времён.

Еврази́йство — философско-политическое направление в России, акцентирующее на преемственности и кооперации культуры русскоязычных с кочевыми империями степей Евразии (прежде всего с Монгольской империей Чингизидов).

Биокосмизм — направление в российской философии и литературе начала 20-х годов XX века, основными принципами и целями которого были максимальная свобода личности и её творчества вплоть до свободы передвижения в космосе, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную, достижения физического бессмертия, способности создавать и пересоздавать Вселенную, управлять временем, воскрешать умерших людей и т. д. Было связано с анархизмом.

Антисовети́зм — система взглядов, направленных против советской власти, советского образа жизни или Советского Союза (во всех значениях). При этом одни называют антисоветизмом любое несогласие с действиями органов советской власти и осуждение этих действий, а другие — ненависть к советскому обществу, или Советскому Союзу. Антисоветская агитация и пропаганда в СССР преследовалась советскими властями в порядке уголовных наказаний.

Мирова́я револю́ция — идея Карла Маркса и Фридриха Энгельса о том, что коммунистическая революция — еди­ный ин­тер­на­цио­наль­ный про­цесс за­вое­ва­ния про­ле­та­риа­том государственной вла­сти и ра­ди­каль­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний.

Социа́л-фаши́зм — политическая тенденция сращивания социал-демократии с фашизмом, выражавшаяся в фактической поддержке фашистских режимов и применении фашистских методов управления и борьбы с революционными рабочими в странах, где социал-демократические партии находились у власти. К соответствующему выводу представители международного рабочего движения пришли в конце 1920-х годов, после расстрела социал-демократическими властями первомайской демонстрации в Берлине в 1929 году. Тенденция сращивания.

Национа́л-большеви́зм (НБ) — политико-философская парадигма, возникшая в среде русской эмигрантской интеллигенции.

Союзы возвращения на родину — организации, возникшие в США, Франции, Болгарии (самый крупный Союз был в Софии) в среде русских эмигрантов после издания декретов ВЦИК от 3.11.1921, ВЦИК и СНК от 9.06.1924 об амнистии участников белого движения. Союзы помогали вернуться тысячам беженцев.

Монархи́зм — общественно-политическое движение, целью которого является установление, сохранение или реставрация монархии.

Старые большевики — получившее распространение после Октябрьской революции наименование для членов РСДРП(б), а позже — РКП(б) и ВКП(б), стаж пребывания которых в рядах большевиков начал исчисляться в период существования Российской империи.

Левый коммунизм — термин, которым принято обозначать взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые после второго конгресса Коминтерна выступили с критикой ленинизма с левой позиции. Левые коммунисты признавали прогрессивное значение Октябрьской революции, но подвергали критике её развитие. Некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нём государственный капитализм. Левокоммунистические группы осуждали политику фронтизма, участие в выборах, «право наций на самоопределение.

Реакция в политике, или политическая реакция, — общественное движение в направлении, резко противоположном предшествовавшему или современному общественному строю, если такой строй считается наиболее прогрессивным. Реакцией также называется движение за сохранение и укрепление существующих порядков и подавление любых революционных или оппозиционных сил.

Русское освободительное движение (также — Освободительное движение народов России) — антикоммунистическое движение на территории СССР в 1941—1951 годах, целью которого было создание антисоветских вооружённых сил в период Второй мировой войны и после её окончания для свержения советской власти и создания Русского государства. В это движение входили как русские, так и представители других национальностей, проживающих в СССР.

Русский национали́зм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности русской нации как высшей формы общественного единства и сплоченности народа, а также этнической, культурной, языковой и генетической общности.

Внутренняя эмиграция — уклонение от участия в политической и общественной жизни государства; духовное отделение от государства; пассивная конфронтация с государственной системой, вызванная внутренним несогласием с господствующей идеологией, при невозможности это несогласие выразить. Является метафорой аномии — своеобразного бегства от действительности, неучастия в делах государства и в жизни общества по тем правилам, которые заданы политическим строем. Альтернативой внутренней эмиграции могут быть.

политич. течение, зародившееся в 1921 в эмиграции в среде рус. бурж. интеллигенции. В июле 1921 в Праге группа кадетско-октябристских деятелей выпустила сборник "Смена вех", к-рый и дал название всему течению. Авторами сборника были быв. заведующий агитац. частью в армии Колчака и пред. вост. отдела ЦК кадетской партии Н. В. Устрялов, быв. министр колчаковского пр-ва Ю. В. Ключников, видный деятель октябристской партии, адвокат А. В. Бобрищев-Пушкин, С. С. Лукьянов, С. С. Чахотин и Ю. Н. Потехин. С окт. 1921 сменовеховцы стали выпускать в Париже журн. "Смена вех" и газ. "Накануне".

С. зародилось в условиях, когда бурж. контрреволюция потерпела полное поражение и Сов. Россия перешла к мирному строительству на основе новой экономической политики. В связи с введением нэпа среди нек-рых слоев буржуазии возникли надежды на перерождение Сов. гос-ва. На страницах своих изданий сменовеховцы призывали рус. интеллигенцию к совместной работе с Сов. властью "во имя русского национального дела". Чахотин писал: "признаем, что проиграли игру, что шли неверным путем". Сменовеховцы надеялись, что наступит перерождение идеологии большевизма.

С. проникнуто бурж. национализмом, мечтами о "великой, единой и неделимой России", идеями славянофильства. У сменовеховцев не было единой программы. В идеологии С. было много противоречий. Появление С. отражало перелом во взглядах нек-рых представителей бурж. интеллигенции, выразившийся в призыве к сотрудничеству с Сов. властью. С. вызвало враждебное отношение со стороны той части белогвардейско-помещичьей бурж. эмиграции, к-рая ждала повторения антисов. интервенции и готовила вооруж. контр-революц. выступления внутри Сов. республики. С. способствовало возвращению ряда представителей старой, бурж. интеллигенции из эмиграции. Как отмечала XII конференция РКП(б), появление С. явилось симптомом ослабления антисов. лагеря, разложения и распада внутри белой эмиграции. В то же время резолюция конференции подчеркивала, что в С. были сильны бурж. реставраторские тенденции, надежды на возможность эволюции Сов.России в сторону бурж.-демократич. гос-ва. Устрялов в ст. "Эволюция и тактика" ("Смена вех", No 13, от 21 янв. 1922) выдвинул положение о том, что якобы нэп "не тактика, а эволюция, внутреннее перерождение", "экономический Брест большевизма". Идеология С. нашла широкий отклик внутри Сов. России среди кругов старой интеллигенции. Сборник "Смена вех" вызывал оживленное обсуждение и диспуты; С. в то время стало идеологией бурж. интеллигенции и капиталистич. элементов, оживившихся в первые годы нэпа. В. И. Ленин, Коммунистич. партия вскрыли политич. сущность С. и разоблачили всю тщетность надежд сменовеховцев на бурж. перерождение Сов. власти. Ленин характеризовал выступления сменовеховцев как "предостережение нам со стороны буржуазии, которая устами сменовеховца Устрялова заявляет, что нэп не "тактика", а "эволюция" большевизма" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 60 (т. 33, с. 223)). В докладе на XI съезде РКП(б) (март 1922) Ленин, вскрывая клас. корни С., говорил: "Сменовеховцы выражают настроение тысяч и десятков тысяч всяких буржуев или советских служащих, участников нашей новой экономической политики" (там же, с. 94 (т. 33, с. 257)). Ленин формулировал задачу перегруппировки сил для подготовки наступления на капиталистич. элементы с целью обеспечения разрешения вопроса "кто кого" в пользу социализма. Развернутая характеристика сущности С. и отношения к нему со стороны Коммунистич. партии была дана в резолюции XII конференции РКП(б). В ней отмечалось, что "Так называемое сменовеховское течение до сих пор играло и еще может играть объективно-прогрессивную роль. Оно сплачивало и сплачивает те группы эмиграции и русской интеллигенции, которые "примирились" с Советской властью и готовы работать с ней для возрождения страны. Постольку сменовеховское направление заслуживало и заслуживает положительного отношения. Но вместе с тем нельзя ни на минуту забывать, что и в сменовеховском течении сильны буржуазно-реставраторские тенденции, что сменовеховцам обща с меньшевиками и эсерами та надежда, что после экономических уступок придут политические в сторону буржуазной демократии и т. п." ("КПСС в резолюциях. ", 7 изд., ч. 1, 1954, с. 671).

Отношение Коммунистич. партии к С. и сменовеховцам является примером исключительно гибкой политики. Коммунистич. партия, разоблачив клас. сущность сменовеховцев, сумела вместе с тем использовать это бурж. течение в целях привлечения на свою сторону определенной части бурж. интеллигенции. Многие представители интеллигенции, отдав в свое время дань сменовеховским идеям, стали затем активными деятелями сов. культуры и науки (А. Н. Толстой, М. С. Шагинян, Е. В. Тарле, В. Г. Богораз-Тан и др.). В дальнейшем, в связи с развитием социалистич. строительства, наступлением на капиталистич. элементы, в сменовеховской идеологии усилились реакц. черты. XIII, XIV съезды партии призывали решительно бороться с этой идеологией, выражавшей политич. устремления капиталистич. элементов.

В условиях успешного осуществления развернутого социалистич. строительства в СССР были разбиты иллюзии и надежды сменовеховцев на восстановление капиталистич. отношений. Победа социализма, полная ликвидация капиталистич. элементов в СССР окончательно похоронили С.

Лит.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 416-17; т. 45, с. 19, 60-61, 92-94 (4 изд., т. 33, с. 179, 223, 228, 256-57); КПСС в резолюциях. 7 изд., ч. 1, с. 671.

Смотреть что такое СМЕНОВЕХОВСТВО в других словарях:

СМЕНОВЕХОВСТВО

общественно-политическое течение русской буржуазной интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 20-х гг. 20 в., которое выражало буржуазно-р. смотреть

СМЕНОВЕХОВСТВО

СМЕНОВЕХОВСТВО, общественно-политич. течение рус. бурж. интеллигенции (гл. обр. эмигрантской) в 20-х гг. 20 в., к-рое выражало бурж.-реставраторскую . смотреть

СМЕНОВЕХОВСТВО

идейно-политическое и общественное движение, возникшее в нач. 1920-х гг. в среде рус. зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сб. *Смена вех*, вышедшего в Праге в июле 1921 г., куда вошли статьи Ю. В. Ключникова, Устрялова, С. С. Лукьянова, А. В. Бобрищева-Пушкина, С. С. Чахотина и Ю. Н. Потехина. Идеи С. пропагандировали издававшийся в Париже с окт. 1921 по март 1922 г. журн. *Смена вех*, берлинская газ. *Накануне*, а внутри страны журн. *Новая Россия* (с авг. 1922 г. - *Россия*), среди авторов к-рого были И. Лежнев, С. Андриянов, В. Богораз-Тан, Н. Ашешев и др. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - в свете новых политических реалий, сложившихся в ходе гражданской войны, пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества, примирения и гражданского согласия. При этом делался вывод о том, что диалектика истории выдвинула Советскую власть с ее идеологией интернационализма на роль национального фактора совр. жизни рус. народа, на роль объединителя России. Радикальная перемена политических установок предполагала пересмотр общемировоззренческих ориентиров и личных убеждений. Она повлекла за собой отказ от такой базисной ценности либерализма, как приоритет идеалов гражданского об-ва, примат личности по отношению к об-ву, и привела к утверждению сильной государственности и национальной идеи. Ведущим стал тезис о *великой и единой России* в плане как пространственно-территориальном, так и в экономическом и социокультурном. В способности восстановить Россию в качестве могучего государственного образования - непременного условия ее дальнейшего социально-экономического и духовного развития - сменовеховцы видели объективную историческую миссию большевизма. Понятие *территория* приобрело у них, кроме обычного, географического или экономического, еще и философско-метафизический смысл. Они исходили из наличия некой мистической связи между территорией государства главнейшим внешним фактором его мощи и культурой, выражающей его внутреннюю силу. Лишь *физически* мощное государство способно обладать великой культурой: *топографический национализм* дополнялся принципом *государственной лояльности*, выдвижением на первый план идеи *государственного блага*. Существенным компонентом сменовеховской философии истории являлось эволюционистское представление об общественном развитии. Социальная революция с этой т. зр. выпадала из органического эволюционного процесса, *искривляла* естественный ход истории. Приняв Октябрь 1917 г. как факт, идеологи С. верили в возможность постепенного социального развития при условии отказа народа, поддержавшего революцию, от немедленного осуществления прекрасных, но непосильных идеалов. По оценке участников движения, в истории России завершился длительный революционный период и открылся период мощного эволюционного прогресса. Новая экономическая политика была воспринята мн. сменовеховцами как пролетарский термидор, отход новой власти от первоначальных замыслов, *экономический Брест*. При этом часть из них во главе с Устряловым считали нэп выражением эволюции Советской власти к об-ву капиталистического типа, а др. часть, группировавшаяся вокруг газеты *Накануне*, стремлением сочетать принципы коммунизма с требованиями жизни*. Однако и программа Устрялова и его сторонников не была полностью реставраторской. Они характеризовали ее как национал-большевизм использование большевизма в национальных целях, высказываясь вместе с тем за ликвидацию элементов коммунизма из жизни об-ва, сохранение сильной власти, опирающейся на выдвинутую революцией активную часть об-ва, за неприятие всех форм монархизма и парламентаризма как сугубо формального принципа. Важнейшим элементом их философско-исторических взглядов выступали русская идея, рус. мессианизм. Сменовеховцы левого крыла, связанные с газ. *Накануне*, критиковали совр. капитализм и в качестве социального идеала выдвигали *государство трудовой демократии*, где реальная власть принадлежит рабочим и трудящейся интеллигенции. Т. обр., С. было явлением неоднородным. Стремление реалистически оценивать историческую обстановку нередко сопровождалось у них абстрактно-теоретическими рассуждениями; решительная установка на признание революции и Советской власти, призыв к сотрудничеству с ней в возрождении России уживались с расплывчатыми конструкциями будущего общественного устройства. Позиция, занятая участниками движения, в тех условиях требовала личного мужества. Они подвергались резкой критике со стороны непримиримой части эмиграции. Под влиянием С. тысячи представителей интеллигенции возвращались на родину. Политика Советской власти по отношению к сменовеховцам строилась на основе решений XII партийной конференции и указаний Ленина об использовании того ценного и полезного, что могли дать участники движения в хозяйственно-культурном строительстве, при неприятии всего противоречащего господствовавшей идеологии. Взгляды сменовеховцев освещались в печати, им разрешали читать лекции, устраивать диспуты и собрания интеллигенции внутри страны. Дважды (в Твери и Смоленске) переиздавался сб. *Смена вех*, газ. *Накануне* распространялась без препятствий внутри страны. Ряд лидеров движения (Ключников, Потехин, Бобрищев-Пушкин) по возвращении на родину заняли ответственные государственные посты. К сер. 20-х гг., когда большая часть интеллигенции определила свои позиции. С. изжило себя. Судьба значительной части вернувшихся, в т. ч. и лидеров движения, оказалась трагичной. Развиваемые С. философско-социологические идеи являются составной частью рус. философской культуры послеоктябрьского периода и позволяют создать более объемное представление о переломном периоде отечественной истории. смотреть

СМЕНОВЕХОВСТВО

СМЕНОВЕ́ХОВСТВО общественно-политич. течение среди гл. обр. рус. эмигрантской интеллигенции, призывавшей к сотрудничеству с Сов. властью в расчете н. смотреть


Были ли они правы, или нет?

В преддверии выхода СВ к столетнему юбилею мы публикуем частично предисловие к нему, написанное автором нашего портала, кандидатом философских наук, специалистом по истории отечественной мысли, научным сотрудником философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и старшим научным сотрудником ИНИОН РАН Пущаевым Юрием Владимировичем. Полностью предисловие к СВ и сам сборник читайте в: Смена Вех [1921] / Предисловие Ю.В. Пущаева. Переиздание под редакцией и послесловие М.А. Колерова. М.: Модест Колеров, 2021. 000 с. (Исследования по истории русской мысли. Т. 30).

Только сейчас, получается, настало время для возвращения этого сборника в широкий культурный и публично-интеллектуальный оборот.



Следует признать, что последнее утверждение не может претендовать на универсальность, так было и бывает далеко не всегда – чтобы оказавшись у власти, антигосударственники всегда автоматически делались государственниками. Тем не менее, разве уже мы сами в постсоветские годы не видели, как приобретали охранительские навыки государственнического подхода многие пришедшие во власть радикальные либералы – силой логики вещей, логики управления страной?


В то же время активная проповедь возвращенчества, уверения в скором перерождении советской власти и возможности безбоязненного сотрудничества с нею бывших её противников оказались роковыми для очень многих из сменовеховцев. Так что нужно отдавать отчёт в том, что это движение было сложным явлением, которое объединяло под своим названием разные имена, интенции и намерения, где правильное сплелось с трагически ошибочным, а также фальшью и коррупцией, и поэтому его не стоит изображать какой-то одной краской, или даже всего лишь двумя-тремя.

О том, что на идеи сменовеховства, несмотря на начавшуюся ожесточенную полемику, многие откликнулись с пониманием и даже энтузиазмом, говорит и то, что в 1921 году на Родину из эмиграции вернулось самое большое число соотечественников – около 122 тысяч человек: представителей технической и творческой интеллигенции, офицеров, солдат и казаков15. Также, «согласно советским источникам, в 1922 году из 230 опрошенных инженеров Москвы 110 стояли на сменовеховских позициях, 28 – на советской платформе, 12 – на антисоветской платформе, 46 человек были безразличны к большевизму, остальные не дали ответа. Таким образом, около 50% опрошенных инженеров разделяли идеи сменовеховства.

– Подчеркивание того, что революционеры-большевики просто силой вещей становятся государственниками, интернационалисты все более проникаются российскими национальными мотивами. Констатация воссоздания большевиками государства и армии. В то же время так называемые русские националисты, белые ведут себя антипатриотично, поддерживая иностранных интервентов.

– Надежда на перерождение большевизма и мирную эволюцию режима: уверенность в том, что правые фракции партии объединятся с народившейся нэпмановской буржуазией и отменят засилье партийных догматиков и доктринеров.

– Идея национального характера русской революции. Ее делали не инородцы, последние были лишь захвачены общероссийским вихрем. Корни революции лежат глубоко в русских общественных и культурных радикальных традициях.

– В то же время утверждение мессианского значения революции и новой революционной России. Возрождение большевиками международного престижа и значения страны.

– Убежденность в кризисе либеральных ценностей, наступающем закате западной культуры и мессианской роли России уже на новом, советско-коммунистическом фундаменте.

– Идея необходимости союза интеллигенции и власти во имя блага Отечества.

Однако кардинальная проблема была в том, что вторая сторона идти на принципиальные компромиссы со сменовеховцами совсем не собиралась. Разве что лишь тактически, временно. В том числе и так называемые правые коммунисты, на которых поначалу рассчитывали Устрялов и иные авторы.

Полностью эту статью читайте в:

Смена Вех [1921] / Предисловие Ю.В. Пущаева. Переиздание под редакцией и послесловие М.А. Колерова. М.: Модест Колеров, 2021. 000 с. (Исследования по истории русской мысли. Т. 30).

[1] В поисках пути. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992. 381, [2] с.

[2] См. Сорокина М.Ю. “В Каноссу!”, или Как Сергей Чахотин вернулся в СССР // Природа. 2007. № 3. С. 69–77.

[3] Ключников. Ю. В. Смена вех // В поисках пути. Русская интеллигенция и судьбы России. C. 249.

[4] Бобрищев-Пушкин А. В. Новая вера. Там же. C. 335.

10 А. В. Квакин. Между белыми и красными. С. 8.

11 Квакин А. В. Там же. С. 12.

12 Цит. по: Квакин А. В. Между белыми и красными. С. 243.

14 См.: Дубровский А. М. Власть и историческая мысль в СССР. (1930–1950-е гг.). М., 2017. С. 34–58.

15 Романовский В. К. Жизненный путь и творчество Николая Васильевича Устрялова. М., 2009. С. 247.

19 Ленин В. И.. Полное собрание сочинений. Т. 45. М., 1970. С. 60.

Читайте также: