Особенности северного возрождения кратко

Обновлено: 05.07.2024

До 1500 года искусство Возрождения в Италии почти не влияло на развитие живописи и скульптуры в Северной Европе. (Во всяком случае, Италия находилась под влиянием Севера.) Даже после 1500 года, во воемена расцвета Высокого Возрождения, такие проблемы, как религия, политика, климат и различные художественные традиции, как правило, сводили к минимуму принятие культурных идей из Флоренции и Рима.

Ренессанс в Северной Европе
О фламандской и голландской масляной живописи: Искусство эпохи Возрождения Нидерландов. О росписи и резьбе по дереву в Германии (1430-1580):
Искусство немецкого Возрождения.

Скульптура эпохи Возрождения
Подробнее о трехмерных пластических произведениях искусства из мрамора, бронзы, дерева и их авторах:
Скульпторы эпохи Возрождения (1400-1600).

Эволюция визуального искусства
Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире можно найти здесь: Хронология истории искусства.

Готические традиции

Что касается форм искусства, то Север знал об истинном Возрождении так же мало, как Италия о подлинном готическом стиле искусства, но интеллектуальное движение, благодаря которому Западная Европа вышла из Средневековья, было столь же сильным на Севере, как и на Юге. Если мы датируем начало новой эры примерно 1492 годом, годом открытия Нового Света, то это только поворотный момент революции. Движение, которое привело к этому, началось в начале века и с тех пор Европа пережила полную реконструкцию своей культуры.

Северные страны, особенно Фландрия (с ее процветающими центрами, такими как Антверпен, Гент и Брюгге) – в то время часть большого герцогства Бургундия – были, наряду с Флоренцией, самым богатым и наиболее экономически развитым регионом Европы. Как и в Италии, здесь развивалась городская культура, в которой усиливалось влияние буржуазии. Несмотря на это общее социальное сходство, на севере не было сопоставимой революции в искусстве. Живопись значительно дольше оставалась привязанной к средневековым традициям. Лишь постепенно в реальном мире появились священные темы. В своих религиозных картинах художники пытались максимально естественно передать пространство, цвет, объем и свет.

В отличие от итальянских художников, северные художники не были заинтересованы в повторном открытии духа Древней Греции. Вместо этого они стремились использовать весь потенциал масляной краски и запечатлеть природу именно такой, какой они ее находили. (Примечание: Подробнее о пигментах, использованных в масляной живописи эпохи Возрождения: Цветовая палитра эпохи Возрождения)

Ренессанс в Нидерландах – характеристика

Фламандская живопись и голландская живопись, которые охватывали как светские, так и религиозные темы, отличались широким распространением использования масла и яркими цветами. Фрески были редкостью. Гентский алтарь – пример нидерландского христианского искусства начала 15-го века, хотя Босе и Брейгель Старшие создавали свои собственные инновационные религиозные произведения.

Детальный Реализм

В то время как итальянское искусство 15 века было основано на математически рассчитанной линейной перспективе, Голландское искусство определялось эмпирической перспективой. В отличие от итальянских художников эпохи Возрождения, которые стремились к научному и рациональному пониманию мира и создавали картину, так сказать, изнутри, голландцы пытались докопаться до тайн мира с точным наблюдением за всеми вещами, фиксируя каждую деталь. Художники учились на непосредственном наблюдении и знании последовательности вещей. Они рисовали то, что видели – и, таким образом, как на рисунке выложенного плиткой пола в работе Рогира ван дер Вейдена, они очень близко подошли к эффекту центральной перспективы. Этот подход, основанный на наблюдении и опыте, показал художникам, что формы теряют свои очертания по мере удаления от них, а интенсивность цвета уменьшается и приобретает голубоватый оттенок.

Для пейзажных видов, которые придавали глубину их интерьерам, они изобрели – задолго до Леонардо – воздушную и цветовую перспективу. Вовремя эпохи голландского барокко 17 века, внимание нидерландцев к детализированным повседневным темам легло в основу Золотого века голландского реализма (около 1600–1680 гг.).

Нидерландские художники

Возрождение в Германии – характеристики

Графика

Новая техника гравировки по металлу предназначалась не только для воспроизведения эфемерных рисунков; более гибкое искусство и еще одно способное к развитию, оно взяло на себя задачу книжной иллюстрации от художников-миниатюр. В свободной идиоме линии можно было выразить многие вещи, которые было бы запрещено воспроизводить более сложным использованием цвета. По этой причине даже великие мастера шестнадцатого века прибегали к рисованию линий, чтобы выразить свои глубочайшие чувства.

Портретная живопись, как и резьба по дереву, была еще одной областью, в которой немецкие художники сияли. Экспрессионистская сторона немецкого характера проявилась в ряде ярких религиозных произведений, в том числе выдающихся запрестольных образах и панно.

Величайшие художники Северного Возрождения

Величайшие скульпторы Северного Возрождения

Ведущие немецкие скульпторы: Ханс Малтшер (1400-1467) автор алтарей в городах Вурцахер (1437) и Штерцинг (1457); Михаэль Пахер (1430-98), наиболее известный из-за Алтаря Святого Вольфганга (1471-81); Вейт Штосс (около 1447-1533) создатель алтаря Смерти Богородицы и Святой Марии , Краков (1477-89); Тильман Рименшнайдер (ок. 1460-1531), скульптор Алтаря Святой Крови (1499-1504); Грегор Эрхарт (c.1460-1540), который вырезал известную Марию Магдалину ("La Belle Allemande") (c.1500).

Величайшие картины Северного Возрождения (1430-1580)

Альбрехт Альтдорфер (1480-1538)
Битва при Александре при Иссе (1529) Старая пинакотека Мюнхена.

Ханс Бальдунг Грин (1484-1545)
Коронация Алтаря Богородицы (1512-16) Фрибург-им-Брайсгау.
Три возраста человека со смертью (около 1540 г.) Прадо, Мадрид.

Иероним Босх (1450-1516)
Сад земных наслаждений (1504) Музей Прадо, Мадрид.
Страшный суд (Триптих) (1505-10) Венский сецессион, Вена.
Ecce Homo (1515-6) Музей изобразительных искусств, Гент.
Триптих Хейвейн (1516) Прадо, Мадрид.

Дьерек Баутс (1415-1475)
Алтарь Тайной вечери (1464-7) Церковь Святого Петра, Лувен, Бельгия.

Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569)
Нидерландские пословицы (1559) Государственный музей, Берлин
Битва между карнавалом и Великим постом (1559) Исторический музей, Вена
Безумная Мег Дулле Грит (1562) Музей Майера ван ден Берга, Антверпен
Вавилонская башня (1563) Исторический музей, Вена
Резня младенцев (c.1565-7) Исторический музей, Вена
Охотники в снегу (1565) Исторический музей, Вена
Вифлеемская перепись (1566) Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Притча о слепых (1568) Национальный музей Каподимонте, Неаполь
Крестьянская свадьба (1568) Исторический музей, Вена.

Роберт Кампен (1375-1444)
Триптих Зайлерн (Положение во гроб) (1410) Институт Курто, Лондон.
Алтарь Мероде (около 1427) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Алтарь Верля (Диптих) (1438) Музей Прадо, Испания.

Петрус Христос (ок. 1410-1475)
Портрет молодой девушки (1470) Галерея старых мастеров, Берлин.

Лукас Кранах Старший (1472-1553)
Портрет Лютера и жены (Диптих) (1529) Уффици, Флоренция.

Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Молодой Заяц (1502) Альбертина, Вена.
Большой кусок дерна (1503) Альбертина, Вена.
Адам и Ева (1507) Музей Прадо, Мадрид.
Четыре апостола (1526) Старая пинакотека, Мюнхен.

Ян ван Эйк (1390-1441)
Гентский алтарь (1432) Святой Бавон Катердал, Гент.
Человек в красном тюрбане (1433) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Арнольфини (1434) Национальная галерея, Лондон.
Мадонна Ролен (1435 г.) Лувр, Париж.

Хуго Ван дер Гус (1440–1482)
Алтарь Портинари (Триптих) (1475) Уффици, Флоренция.

Маттиас Грюневальд (1475-1528)
Изенхеймский алтарь (1512-15) Музей Унтерлинден, Колмар.

Ганс Гольбейн Младший (1497-1543)
Тело мертвого Христа в гробнице (1521) Художественный музей Базеля.
Послы (1533) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Генриха VIII (1536) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Портрет Эразма Роттердамского (1523 г.) Национальная галерея, Лондон.
Портрет сэра Томаса Мора (1527) Собрание Фрика, Нью-Йорк.
Портрет дамы с белкой и скворцом (1527–28) Национальная галерея, Лондон.
Портрет купца Георга Гизе (1532 г.) Государственные музеи Берлина.
Портрет Томаса Кромвеля (1532–1532). Национальная портретная галерея, Лондон.

Стефан Лохнер (1400-1451)
Страшный суд (ок. 1440) Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн.

Ганс Мемлинг (1433-1494)
Триптих Страшного суда (1471) Народный музе, Гданьск.
Доннский Триптих (1480 г.), Национальная галерея, Лондон.

Михаэль Пахер (1434-1498)
Алтарь Вольфганга (1471-81) Зальцкаммергут.
Алтарь отцов церкви (1484 г.) Старая пинакотека, Мюнхен.

Иоахим Патенье (Патинье или Патинир) (1485-1524)
Путешествие в подземный мир (1522) Прадо, Мадрид.
Отдых на пути в Египет (1515 г.) Музей Конинклейка.

Рогир ван дер Вейден (1400-1464)
Снятие с креста (1435-40) Музей Прадо.
Алтарь семи таинств (1445) Музей изящных искусств Конинклейк, Антверпен.
Оплакивание гроба (1450 г.) Галерея Уффици.

Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Читать дальше

стал важнейшей культурной вехой развития европейской цивилизации. В конце XV — начале XVI века Италия , подарившая миру Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, распространила свое влияние практически на всю Европу. Так , практически на столетие позднее , зародилось Северное

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Северное Возрождение

Первыми странами , обратившимися к ренессансным идеалам , стали Германия и Нидерланды. Затем Северное

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Ганс Гольбейн Младший. Послы (Портрет Жана де Дентевиля и Жоржа де Сельва)

Художники Северного Возрождения

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

проявило себя в архитектуре , живописи , литературе , философии и науке , однако наиболее выдающие достижения этой эпохи относятся к живописи. Среди крупнейших живописцев можно назвать голландцев и фламандцев Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха и Питера Брейгеля. В Германии представителями ренессансных течений стали Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн, во Франции — Жан и Франсуа Клуэ, Жан Фуке, династия Дюмустье.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов

Рогир ван дер Вейден. Семь таинств. Фрагмент

Ганс Мемлинг. Триптих Воскресения Христова

Особенности Северного Возрождения

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

стало отправной точкой гуманистического развития , духовного переосмысления античности и религиозных преобразований. В отличие от Италии , в странах Северного Возрождения главенствующую роль играло именно религиозное обновление. Живопись северных стран характеризовалась своими уникальными выразительными чертами.

Франсуа Клуэ. Кормление младенца

— В отличие от итальянского Возрождения , черпавшего вдохновение в античности , северные художники больше тяготели к готическому наследию, его архаичности , символизму и религиозности.

— В основу сюжетов легла христианская любовь к ближнему и смирение. Это во многом повлияло на Реформацию и зарождение протестантизма.

— Значительное место в живописи Северного Возрождения заняла природа как олицетворение божественного начала. Природа живая и мертвая как символ связи с Богом , гармонии , конечности и бесконечности жизни воплотилась в таких жанрах , как пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

— Для Северного Возрождения характерна детализация , порождающая невероятную реалистичность , и одновременно с этим — некоторое пренебрежение анатомической достоверностью.

Жан Фуке. Мадонна в окружении серафимов и херувимов. Створка Диптиха из Мелена

Ян Ван Эйк

Ян Ван Эйк стал основоположником Ренессанса в Голландии. Его крупнейшим произведением считается Гентский алатарь, начатый старшим братом художника Хубертом и законченный Яном Ван Эйком в 1432 году. Несмотря на очевидные готические черты , Гентский алтарь стал знаковым произведением Северного Возрождения — Ван Эйку удалось передать сложную религиозную символику через удивительно правдоподобные , осязаемые образы.

Ван Эйк стал одним из первых крупнейших мастеров портрета в Европе. В его портретах строгость сочетается с удивительной выразительностью , как , например , в первом европейском парном портрете купца Джованни Арнольфини с супругой — символичный и сдержанный , в то же время этот портрет

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Ян ван Эйк. Гентский алтарь

Будучи одним из первых художников , освоивших масляную живопись , Ван Эйк создал фламандское многослойное письмо. Этот метод наложения тонких , просвечивающих слоев краски позволил художнику добиться невероятной глубины и яркости.
Творчество Ван Эйка не только в значительной мере определило развитие нидерландской живописи в будущем , но и повлияло на итальянских мастеров , таких как Антонеллло да Мессина.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший был прекрасным художником , графиком и рисовальщиком. В 1550-х годах он посещал Италию , а с 1563 года работал в Брюсселе. В его работах религиозные сюжеты переплетались с бытовыми , что позволяет считать художника главой демократического направления нидерландской живописи. Отображая скрытые смыслы и наполняя свои работы символами , Брейгель обращался к культурному опыту и повседневной жизни своего народа. Гротеск и фантастическая причудливость Босха в значительной мере повлияли на монументальные композиции и на воплощение камерных сюжетов из крестьянской жизни Брейгеля. Отметим , что широта композиции и тональное единство живописи Брейгеля заложили основы национального нидерландского пейзажа.

Питер Брейгель Старший. Крестьянский танец

Питер Брейгель Старший. Игры детей

Иероним Босх

Иероним Босх провел всю жизнь в городе Хертенбосе в Северной Фландрии. Его поразительные многофигурные композиции , основанные на поговорках , притчах и пословицах , сочетают гротеск , фольклорно-сатирические и нравоучительные черты. Работы Босха одновременно наивны и изощренны , традиционны и оригинальны.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений

Завораживающее чувство тайны , известной только художнику , сделало Босха известным далеко за пределами родного города — среди его поклонников был и король Испании Филипп II. Босх — удивительно современный художник , его видение повлияло на экспрессионистов и сюрреалистов.

Иероним Босх. Искушение святого Антония

Иероним Босх. Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер является одним из столпов Северного Возрождения. Находясь под влиянием итальянской гуманистической мысли и поздней готики , этот великий германский живописец , график и теоретик искусства сочетал в своих работах экспрессивность , философское начало , прославление человека как венца божественного творения и сложный символизм

Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и Дьявол

Лукас Кранах Старший

В своих работах германский художник Лукас Кранах Старший обращался к самым разным сюжетам , причудливо сочетая как античные традиции , так и готическую трактовку человеческого тела и пейзажа. Основатель Дунайской школы , Кранах прославился гармоничным сочетанием пейзажа и человеческой фигуры.

Лукас Кранах Старший. Оленья охота близ замка Хартенфельс

Художник жил в Австрии и Нидерландах , был сторонником Реформации и часто писал портреты своего друга Мартина Лютера.

Лукас Кранах Старший. Диптих. Портрет Мартина Лютера и его супруги Катарины Бора

Лукас Кранах Старший. Портрет Саксонских принцесс Сидонии, Амелии и Сибиллы

Во всех сферах

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

стало эпохой научных открытий , среди которых можно отметить гелиоцентрическую модель Вселенной , предложенную польским астрономом Николаем Коперником.

Культурное явление и масштабное направление в развитии искусства – Ренессанс – было ярким этапом в развитии живописи, архитектуры и скульптуры Италии XV века. В конце XV – начале XVI века Ренессанс покинул пределы Италии, и начал развиваться на территории Франции и стран Северной Европы.

Для искусства каждой страны этого периода выделяют характерные черты. Эпоха Ренессанса стала отправной точкой развития общества и духовного пробуждения. Выделяется 2 пути преобразований: гуманистическая идеология и религиозное обновление. По второму пути пошли художники северных стран Европы.

История термина

стили живописи, северное возрождение, брейгель

Наиболее яркой и узнаваемой формой развития искусства эпохи Возрождения стала живопись северных стран. Северное Возрождение зародилось в Германии и Голландии. Основными центрами развития стали Амстердам, Аугсбург, Галле, Нюрнберг.

Общими чертами для итальянского и северного Ренессанса являются:

  • Тяготение к гуманистическим идеям;
  • Концентрация внимания на личности человека, его самосознании – картины отображают внутренний мир, эмоции личности;
  • Отказ от феодального мировоззрения.

Выразительные черты стиля

Главные особенности и причины отличия Северного Возрождения от других разновидностей объясняются специфическими условиями исторического и культурного развития стран. В Германии и Нидерландах

Возрождение зародилось с запозданием на 100 лет и имело свои особенности. Цели и главные черты идеологии:

poklonenie-pastuhov-altar-portinari-gugo-van-der-gus

  • Целью развития живописи стало воскрешение основ религии ранних христиан. В этом принципиальное различие с итальянским Возрождением: в основе сюжета полотен – сильная, героическая личность.
    Центральная идея: роль первенства имеет христианская любовь к ближнему.
  • Живописи северных стран свойственна архаичность, религиозность, символизм – искусство имеет меньше связей с античностью.
  • В основе идеологии – пантеизм: Бог есть, но он воплощен в природу, все одухотворенное и неодухотворенное. Природа символизирует связь с Богом, гармонию, бесконечность. Из этого следует желание художников передавать природу при помощи живописи. Так пейзаж выделился в отдельный жанр живописи.

Выделяют несколько принципиальных отличий, благодаря которым можно выделить картину, представляющую Северное Возрождение:

  • В творчестве художников более заметно влияние готического, а не античного искусства.
  • Практически не уделяется внимание анатомическим подробностям человека.
  • Отсутствует связь с античной традицией или она минимальна.
  • Детализация письма.
  • Сильное влияние на Реформацию и зарождение протестантизма.

Базой для развития искусства стала придворная живопись Бургундии, метод записи нот Арс Нова.

Наиболее известные живописцы

В конце XV века художники Северного Возрождения Германии начали развивать портретный жанр. Особенность работ – отсутствие интереса к красоте и гармонии внешности, в отличие от итальянской живописи. Главное в работах немецких творцов – передача эмоциональности, живости, индивидуальности. Это говорит о доминирующей этической составляющей искусства Северного Возрождения. Работы нидерландских художников отличаются тягой к детализации письма. В этом живописцы достигали совершенства.

Ян ван ЭйкЯн ван Эйк, стили живописи, северное возрождение

Основоположник Ренессанса в Голландии. Его главное творение – полиптих Гентского алтаря. Работа полностью отображает идеи культурной эпохи: гуманистическую направленность, детализацию природы, эмоциональную передачу образов.

Считается, что именно ван Эйк впервые применил масляную живопись для создания алтарных сюжетов.

Иероним Босхстили живописи, северное возрождение

Иероним Босх – нидерландский живописец, обладающий особым стилем и передачей реальности. Главная особенность творчества – аллегоричность. Босх критиковал пороки общества, демонстрируя отрицательные эпизоды жизни, был художником-морализатором. Зло изображает под разными обличиями.

Питер БрейгельPieter_Bruegel

Живописец из Нидерландов, график. Главными темами его работ были: противостояние добра и зла, отображение скрытого смысла явлений, безумие и бессмысленность существования человека. Религиозные сюжеты переплетены с повседневными.


Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.

Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и др.

Содержание

Отличие от итальянского Возрождения

Духовное пробуждение Европы, которое началось в к. XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.

Этот процесс духовного пробуждения шел двумя путями (из-за социально-экономических, национальных и культурных особенностей):

Оба эти течения нередко соприкасались и сливались, но по сути все же выступали как антагонисты. По первому пути пошла Италия (см. Ренессанс, с его антикизирующими и реалистическими тенденциями), по второму — Северная Европа, пока еще — с формами зрелой готики, с её общим спиритуалистическим настроем и натурализмом деталей [1] .

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Англия
Германия
Испания
Италия
Нидерланды
Польша
Северная Европа
Франция

Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.

Периоды

Истоки: в числе прочих придворное искусство Бургундии. Истоки и первые этапы носят название Ars nova.

Представители

Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения представлены фламандо-голландской и немецкой живописью

В Швейцарии — Ганс Гольбейн (Базельского периода, 1515—1532),Никлаус Мануэль Дёйч, Ханс Леу младший, Ханс Фриз и Урс Граф.

Литература

Kemperdick, S. The Early Portrait from the collection of the Prince of Liechtenstein and the Kunstmuseum Basel. Munich-Berlin-London-New York, 2006.

Примечания

  1. ↑ Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. C. 44
  • Северное Возрождение
  • Художественные направления
  • Гуманизм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Северное Возрождение" в других словарях:

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ — принятое в современной искусствоведческой науке обозначение периода в культурном и идейном развитии стран, лежащих к северу от Италии (главным образом Нидерландов, Германии и Франции 1 й трети 15 16 вв.; для отдельных стран существует собственная … Большой Энциклопедический словарь

Северное Возрождение — принятое в современной искусствоведческой науке обозначение периода в культурном и идейном развитии стран, лежащих к северу от Италии (главным образом Нидерландов, Германии и Франции первой трети XV XVI вв.; для отдельных стран существует… … Энциклопедический словарь

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13 16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Роль искусства Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории… … Энциклопедический словарь

Возрождение — Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе… … Художественная энциклопедия

Возрождение Северное — культура европейских стран, расположенных к северу от Альп (Нидерланды, Германия, Франция; отчасти – Англия и Испания), где в 15–16 вв. произошёл расцвет изобразительных искусств и архитектуры во многом под влиянием Италии. Эти страны не обладали … Художественная энциклопедия

Возрождение (значения) — Возрождение: Содержание 1 История 2 Населенные пункты 2.1 Белоруссия 2.2 Россия … Википедия

Ленинское Возрождение — Хутор Ленинское Возрождение Страна РоссияРоссия … Википедия

Юго-Северное сельское поселение — Герб Флаг (описание) … Википедия

Читайте также: