Особенности серебряного века русской литературы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

Серебряным веком условно называют период, в течение которого активно развивалась русская поэзия. В эти временные рамки появилось большое количество поэтов и поэтических течений в поисках новых поэтических форм и эстетических идеалов.

Название эпохи сформировалось по аналогии с Золотым веком и стало распространенным во второй половине ХХ века. Период характеризуется неоднородностью, рядом литературных стилей, которые обладают специфическими особенностями или фундаментальными духовно-эстетическими принципами. Понятие данного времени характерно для среды русской эмиграции и соотнесено с Золотым веком, ретроспективно оценивая прошедший период в качестве расцвета культуры в России после него.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Периодизация

У эпохи Серебряного века отсутствуют четкие рамки. Это связано с наличием разных подходов для исследований. Общепринятым началом периода считаются 1890-е годы. Историки и литераторы со всего мира выдвигают несколько основных гипотез конца Серебряного века:

  • 1917 год;
  • 1921 год;
  • промежуток между 1920-1930 гг.

По поводу окончания ведется множество споров. Несмотря на глубину проводимых исследований, конкретные хронологические рамки невозможно назвать по сей день.

Литературные направления

В Серебряном веке присутствуют разные литературные направления. Такие черты присуще любому периоду развития русской культуры. Ключевые жанры, характерные для эпохи, отожествляются с художественными методами. Общие фундаментальные духовно-эстетические принципы присутствуют в каждом течении. Писатели, представленные в период Серебряного века, объединены в группировки и школы с собственными программно-эстетическими установками. В развитии литературного процесса можно отметить тенденцию к развитию с четкой закономерностью.

Реализм

Реализм — литературное направление или жанр в искусстве, цель которого выражается в правдивом воспроизведении реальности в присущих ей чертах.

Расцвет реализма отмечен периодом времени между господством романтизма и символизма. В понимании философии реализмом является доктрина, которая предполагает существование предметов видимого мира, независимо от восприятия и познания его человеком.

Основные черты направления:

  • исторически определенное общество, события, эпоха;
  • приближенная к реальности жизнь показана в произведении;
  • закономерности жизни, определенные причинно-следственными связями, занимают центральные роли;
  • литература в реализме является средством познания себя и окружающего мира;
  • демонстрация того, как общество влияет на духовность людей, формирует характер человека;
  • типизация характера для типической обстановки;
  • взаимодействие характеров и обстоятельств;
  • описание глубоких конфликтов, отражение жизни в условиях драматических столкновений;
  • развитие определяет действительность, обсуждение не только уже сложившихся форм социального взаимодействия и типов характеров, но и обнаружение зарождающихся.

Модернизм

Модернизм положил начало эпохе Серебряного века. Писатели модернистского жанра путем разных способов самовыражения расширяли рамки реалистичного видения жизни. Авторы великих произведений отстаивали право на свободу литературы, сопротивлялись нравственным установкам и общественному строю. В числе главных идейных вдохновителей направления Ф. Ницше. Возникло множество литературных течений таких, как символизм, акмеизм, футуризм. Жанры модернизма соответствовали друг другу, происходили один из другого.

Символизм

Символизм, как направление, возник по итогам кризиса всей европейской культуры. Характерной особенностью представителей течения является способ выражения идей с помощью символов. Авторы познавали тайны человеческой души, подсознания, пребывали в поисках духовной свободы. Писатели по-разному отражали символизм в своих произведениях. Первыми символистами Серебряного века считаются:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • К. Бальмонт;
  • З. Гиппиус;
  • Д. Мережковский.
  • А. Белый;
  • В. Иванов;
  • С. Соловьев;
  • А. Блок.

Писатели старшего поколения воспринимали символизм в эстетическом плане. Более молодое поколение авторов принимало направление в качестве философии жизни. Для модернистов символ находился за гранью человеческого понимания. По мнению символистов, на постижение прекрасного мира искусства не оказывают влияние рассудок и рационализм. Авторы старались концентрировать свое внимание на мистической стороне произведений.

Основные признаки символизма:

Эстетика символизма — это эстетика намека. Авторы отстраняются от мира вещей, не выражают конкретное мнение, а формулируют ассоциации, связанные с определенными вещами. Согласно Ш. Бодлеру, символизм служит единственным возможным способом отражения действительности.

Имажинизм

Имажинизм — культурное направление, характерное для Серебряного века, целью которого служит создание образа.

Основоположниками имажинизма являются А. Мариенгоф и В. Шершеневич, которые использовали метафору в качестве основного выразительного средства и создавали в произведениях целые метафорические цепи. В некоторых чертах направление схоже с футуризмом.

Особенностью творчества писателей является стремление к созданию нового поэтического языка и отстранение от клишированных фраз. Движение имажинизма отличается организованностью. Его участники проводили время на литературных вечерах и встречах, публиковали множество сборников. Наряду с такой сплоченностью, авторы не сходились в творческих взглядах.

К примеру, в поэзии Анатолия Мариенгофа или Владимира Шерневича наблюдаются упаднические настроения, личные переживания, пессимизм. В круг писателей входил Сергей Есенин, который использовал тему родины в качестве основы всего творческого процесса. Подобные примеры подтверждают факт разнородности поэтов течения имажинизма, особенно относительно принципов создания художественных произведений. Имеющиеся разногласия послужили причиной раскола литературного направления на две группы, которые с течением времени вовсе прекратили свое существование.

Акмеизм

Акмеизм пришел на смену символизму. Основоположниками направления являются Н. Гумилев и С. Городецкий. Авторы придерживались ясного взгляда на жизнь и некого культа реальности. В произведениях просматривается уход от символизма в пользу конкретных образов. Наряду с этим шедевры проникнуты тоской и декадентскими мотивами. Кроме создателей жанра, к акмеистам можно отнести:

  • О. Мандельштама;
  • А. Ахматову;
  • М. Кузмина;
  • М. Зенкевича;
  • В. Ходасевича.

Акмеизм является самым загадочным явлением Серебряного века. Направление берет начало в 1911 году. Некоторые историки придерживаются теории о полном отсутствии акмеизма. Сторонники подобного мнения считают, что направление является специфической формой символизма. Несмотря на очевидные сходства, у этих жанров есть существенные отличия. Акмеизм представляет собой новое, более свежее течение и начинается в то время, когда такое понятие, как символизм, изжило себя, что послужило причиной для раскола в обществе его последователей.

Различия между символизмом и акмеизмом:

  • произведения авторов-акмеистов отличаются более простой манерой изложения мыслей, отсутствием глубокого сакрального смысла;
  • на второй планы отошли темы религии и мистики;
  • для символизма характерна идея непостижимой тайны, которую авторы-акмеисты рассматривают, как загадочное явление, над которым следует задуматься, чтобы в конечном итоге найти ответ.

Следует отметить, что течение акмеизма просуществовало недолгое время. В первые годы был опубликован манифест акмеизма, не особо соответствующий действительности. Данные противоречия вызывали множество негативных отзывов критиков относительно произведений писателей-акмеистов. С началом войны в 1914 году направление забылось, так и не успев достигнуть высшей точки развития.

Футуризм

  • В. Хлебников;
  • В. Маяковский;
  • В. Каменский;
  • А. Крученых.

В жанре эгофутуризма писали такие авторы, как:

  • И. Северянин;
  • В. Шершеневич;
  • Р. Ивнев.

Среди основных признаков и особенностей футуризма можно отметить:

  • ориентация на разные культурные типы, поэт в роли разрушителя и творца одновременно;
  • авангардное явление со стремлением эпатировать общественность;
  • многие писатели-футуристы ранее увлекались живописью и ориентировались на это направление искусства при формулировке смысловых посылов;
  • уход от традиционного искусства;
  • большое внимание уделялось конкретике слова, которое видоизменялось, чтобы задеть читателя.

Футуризм развивался во многом под влиянием итальянских авторов. Большое значение для направления имел манифест Филиппо Томазо Маринетти, датированный 1910 годом.

Писатели-футуристы создавали принципиально новые формы искусства. Основные мотивы творчества авторов:

Футуристы в творчестве старались привлечь большое внимание к своей персоне. Для этого писатели применяли разные средства, включая странный стиль в одежде, рисунки на лицах, плакаты и скандирование собственных произведений. Общество отвечало неоднозначно. Некоторые восхищались смелыми авторами, а кто-то относился к подобным проявлениям культуры настороженно или агрессивно.

Декаданс Серебряного века

Многие писатели Серебряного века отличались особым умонастроением, связанным с окончанием эпохи, процессом исчезновения четких ориентиров и норм морали, ощущением завершения периода, для которого было характерно традиционное искусство, начала всеобщего упадка и деградации.

Признаки декаданса:

Особенности направления:

  • замена мистики мистификацией;
  • трансформация религиозных переживаний в эстетику;
  • нетрадиционные методы изучения мира;
  • гипертрофический интерес к сатанинским, магическим, колдовским, оккультным вещам;
  • грех понимается в качестве очевидного проявления человеческих качеств.

К разным формам декадентства относятся индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм, которые призваны подчеркнуть особый эмоционально-психологический характер авторов. В произведениях отмечается кризисность сознания, общее неблагополучие, размытые ориентиры и отсутствие связи с действительностью.

Наиболее остро декадентское настроение проявляется на рубеже 1910 года. Писатели в своем творчестве отстранялись от общечеловеческих императивов, ставили под сомнения общепризнанные правила, включая религию. В какой-то степени радикальная и смелая культурная революция в Серебряном веке послужила духовной основой для социальной революции.

Поэты Серебряного века

Наиболее ярко тенденции Серебряного века прослеживаются в произведениях великих поэтов. Несмотря на объединение особенным духом эпохи, каждый автор обладал индивидуальностью и специфическим стилем.

Анна Андреевна Ахматова

В произведениях знаменитой поэтессы часто просматривается тематика любви, которая проявлялась во всем: к семье, к родине. Несмотря на реальную возможность эмигрировать из страны, Анна Ахматова предпочла остаться в России и вселять в людей своим творчеством надежду на лучшее.

Николай Степанович Гумилев

Николай Гумилев создал школу акмеизма. Великий писатель известен талантливой прозой, работал переводчиком и литературным критиком. Автору всегда было присуще бесстрашие. Даже в самых безнадежных ситуациях Николай Степанович мог одерживать победу. Литераторы отмечают, что часто фигура писателя представлялась в довольно комичном свете, однако такие обстоятельства положительно сказывались на его творчестве.

Марина Ивановна Цветаева

Владимир Владимирович Маяковский

Владимир Маяковский считается одним из самых авторитетных писателей ХХ века. Автор проявил талант не только в литературе, но и в кино, драматургии, сценарном мастерстве. Некоторое время писатель трудился художником и редактором журналов. Творчество Маяковского относят к направлению футуризма. Являясь сложной фигурой, автор обладал специфическим стилем. Так как произведения поэта насильственно заставляли читать, у интеллигенции к нему сформировалась стойкая неприязнь.

Детство, проведенное в деревенской местности Грузии, коренным образом повлияло на дальнейшее становление личности писателя и его манеру преподносить себя обществу. Тюремное заключение послужило причиной отстранения от политики и погружению в искусство. В художественной академии Маяковский знакомиться с Д. Бурлюком, что полностью меняет его жизнь. Поэт-оратор в своем творчестве старался донести до читателя новые истины и свои идеи.

Осип Эмильевич Мандельштам

В творчестве поэта нередко просматриваются отсылки к другим классическим произведениям жанра. Благодаря тонкой манере письма, истинный смысл произведений дано понять только начитанному и умному человеку. Излишняя экзальтация чужда творениям Мандельштама. Основным мотивом творчества являются размышления о Боге и вечном, которые тесно переплетались с проблемой одиночества.

Сергей Александрович Есенин

Русский поэт представляет новокрестьянскую поэзию и лирику, а в поздний творческий период — имажинизм. Есенин обладал уникальным качеством окружить свою личность завесой тайны. По этой причине о жизни и творчестве писателя по сей день спорят многие литературоведы. В раннем творчестве поэта наблюдается поэтическая зрелость. Но обман заключался в том, что при сборке последнего сборника автор включил в него стихотворения, написанные в то время, когда Есенин уже был опытным поэтом.

Образ простого парня позволил писателю быстро завоевать популярность в поэтических кругах. Народные стихотворения основаны на фольклоре, которым интересовался автор. В 1917 году писатель резко меняет направление творчества и входит в круг имажинистов.

Анатолий Борисович Мариенгоф

Анатолий Мариенгоф известен, как русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист. Автор увлекался творчеством с самого детства, так как был начитанным ребенком и тяготел к русской классической литературе. Вдохновением послужило направление символизма и творчество А.А. Блока. Расцвет литературной карьеры писателя отмечен знакомством с Сергеем Есениным. Дружба повлияла на жизнь обоих поэтов.

Художественные стили Серебряного века

Эпоха характеризуется расцветом театрального искусства. Русское искусство прославляют имена К. Станиславского, Ф. Шаляпина, М. Ермолаевой. Новаторство и глубинный смысл музыкальных произведений А. Скрябина и С. Рахманинова определяют развитие мировой культуры на десятки лет вперед. В изобразительном искусстве появляются новые направления.

В эпоху Серебряного века возникает модернизм, как результат изысканий новых методик познания мира. Часть русской интеллигенции придерживались мнения о стремлении искусства к обострению чувств и страстей, а художественный образ приобретал характер символа сложных ассоциаций. Такие настроения послужили основой для символизма, как художественного течения в русской поэзии. Его черты характерны для творчества В. Брюсова, А. Блока, А. Белого. Произведениям авторов присущи образы маски, тайны, иллюзорного и хаотичного понимания окружающего мира.

Окончание Серебряного века

Начало Серебряного века отмечено в 1890-х годах. Принято считать, что конец эпохи соответствует первому десятилетию ХХ века. Однако в ученых кругах на этот счет по сей день ведутся споры. Часть исследователей полагает, что концом Серебряного века необходимо принимать за 1917 год, а их оппоненты уверены в окончании эпохи в 1921 году. Первая гипотеза объясняется фактом начала Гражданской войны в 1917 году, что послужило причиной для прекращения существования Серебряного века русской литературы. Вместе с тем следует отметить, что в 20-е годы продолжали творчество писатели, которые считаются создателями этого явления. Есть и третья теория, исходя из которой, конец эпохи приходится на даты с 1920 по 1930-е годы. События отмечены самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературным творчеством со стороны правительства.

Результаты влияния эпохи Серебряного века

Судьба многих гениев Серебряного века сложилась трагическим образом. Особенности настроений в гражданском обществе и зарождение новых стилей кардинально изменили направления творчества великих писателей. Талантливые представители эпохи пронесли любовь к Родине, незыблемую веру в величество России через время перипетий революций, войны, эмиграцию, ошибки и заблуждения. Богатый и многообразный период российской истории культуры определяется разнообразием творческих индивидуальностей, что делает его особенно увлекательным с одной стороны и трудным – с другой. Литературе Серебряного века присущи такие черты, как любовь к малой Родине, характеристика стародавних народных обычаев и традиций морали, широкий спектр применения религиозной символики.

В произведениях великих писателей того времени прослеживаются оттенки христианских мотивов и языческих верований. Народные сюжеты и образы использовались в творчестве многих авторов. Черты отрицания обрела наскучившая обществу городская культура, сопоставимая с культом приборов и железа. Серебряный век подарил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд мирового культурного достояния.

img16[1]

Серебряный век датируется рубежом двух столетий - 19 и 20. Этот рубеж считается периодом небывалого подъема во всех направлениях искусства. Бердяев утверждал, что это возрождение после длительного упадка в философии, поэзии. Это время, когда вознеслась духовная жизнь народа - это серебряный век русской литературы, давший истории много новых имен и течений мышления. Восьмидесятые годы 19 столетия характеризовались большой депрессией и спадом в культуре. Все же восьмидесятники того периода смогли вырыть яму для залива фундамента будущего века развития культуры, где за дело взялись декаденты.

Новые течения

С приходом нового периода приходят и новые течения. Таким течением на рубеже веков стал авангардизм (от французского военного термина). Характеризовалось это течение своей драматичностью из-за невостребованности и не популярности. В нем ощущалось стремление выйти из теперешнего строя и сделать все на новый лад. Авангардисты не были согласны с текущими стереотипами культуры и выказывали свою несогласованность в произведениях литературы. Авангардизм имел несколько направлений. Одним из таких был футуризм.

Особенности серебряного века. Основной особенностью того периода стали отчаянные настроения, которые вылились в появлении символизма. Эти годы характеризуются экспериментаторской деятельностью поэтов. Литература не согласия становилась все радикальней и загадочней. Частым явлением стали знаки, символика, намеки, а не прямые высказывания. Серебряный век русской литературы дал таких великих поэтов, как Маяковский, Ахматова, Пастернак, Есенин, Цветаева и другие. Мережковский отмечает несколько особенностей серебряного периода:

  1. Употребление символов (символизма);
  2. Содержание произведений становилось все более мистичным и загадочным;
  3. Выразительной стала художественная впечатлительность на страницах произведений.

0002-002-Serebrjanyj-vek-russkoj-literatury[1]

Развитие архитектуры. Заметным в то время, стало развитие и других направлений, особенно архитектуры, которая все больше поддавалась тенденции к синтезу с другими витками искусства: с живописью и скульптурой. Чем более синтезированным было произведение архитектора, тем больше оно тогда ценилось. Зодчий ставил следующие задачи: органично совместить формы, конструкции и материал. В архитектуры появились новые направления:

  1. Модерн;
  2. Новорусский стиль;
  3. Неоклассицизм.

Акмеисты настойчиво утверждали на значительности материального и предметного мира. Новым течение, которое не было официально выделено, стало новокрестьянская поэзия, характеризующаяся деревенскими настроениями России и преобладанием описаний связи человека с природой. Развитие серебряного века было сменено его упадком. Причиной стало стремление к новому в религии, философии, а также потребность в развитии государства и в реформах.

Несмотря на то, что многие кружки и течения не сохранились с того времени, но литература серебряного века считается сильным, если не сильнейшим, звеном в становлении русской культуры. К тому же, на рубеже веков ни одна, кроме русской, культура не ощутила на себе столь стремительного развития. Все по-разному оценивают значение того периода: кто-то считает это сплавом предшествующего романтизма и реализма, а кто-то считает, что это небывалый полет мышления и идей для русской культуры.

poetiSerVekaNabor[1]
77134321[1]
0003-003-Serebrjanyj-vek[1]
LGelMRLOTo8[1]
0001-001-Serebrjanyj-vek-russkoj-poezii[1]
0006-006-Nastroenija-Serebrjanogo-veka-russkoj-kultury-nashli-glubokoe[1]

Похожие материалы:

Неделя русской литературы в Лондоне
В британской столице пройдет неделя русской литературы. В отделении знаменитого книжного магазина Waterstones Piccadilly - магазине русской книги .

Литературные течения серебряного века и их особенности
Серебряный век оставил огромный след во всей русской культуре, хотя и был, вместе с тем, необычайно коротким. Затронув также философию и .

Известные поэты серебряного века русской поэзии
Поэзия "Серебряного века" - это новизна, напряженность, борьба, вызов. Это понятие объединяет выдающихся гениев, которые творили в конце 19 - .

Реализм и особенности литературы 19 века
Каждое литературное направление характеризуется своими особенностями, благодаря которым его запоминают и выделяют в отдельный вид. Так случилось .

Особенности перевода художественной литературы
Перевод художественной литературы и поэзии – это всегда творчество, индивидуальный подход, глубокое знание стиля переводимого автора и его .

Поэты великой отечественной войны и их произведения

Самым страшным событием для всего человечества в ХХ веке стала Великая Отечественная война. Она оставила после себя огромное количество погибших и покалеченных советских солдат. А задумывался ли .

Поэты 20 века русские: А. Ахматова

Стихотворная форма, лирический или повествовательный сюжет, интересные сцены - все это выделяет поэму среди остальных литературных жанров. Обычно читается она на одном дыхании, ведь хочется .

Поэтический конкурс родина негромкая моя: приемы аллитерации

Поэтическая викторина для детей

Для того чтобы дети смогли с новыми силами приступить к новому учебному году, родителям следует позаботиться об их полноценном отдыхе и оздоровлении. Отличным вариантом в таком случае считается .

Серебряный век русской литературы… Так принято называть период в истории русской поэзии, который приходится на начало ХХ столетия.

Серебряный век русской литературы

Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира. Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах, а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века. Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году. Чем это обосновано? С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование. Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление. Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы. Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов. Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.

В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию. Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.

Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения. Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.

СИМВОЛИЗМ

В конце 1870 годов русской литературе серебряного века присуще такое направление, как символизм. Авторы старались сосредоточиться на художественном выражении и использовали для этого интуитивно постигающие символы и идеи. В ход шли самые изощрённые чувства. Они хотели познать все тайны подсознания и увидеть то, что скрыто от взора обычных людей. В своих произведениях они делают акцент на свечную красоту. Символисты серебряного века выражали неприятие буржуазии. Их произведения пропитаны тоской по духовной свободе. Именно ее так не хватало авторам! Разные писатели воспринимали символизм по своему. Одни – как художественное направление. Другие – как теоретическую основу философии. Третьи - как христианское учение. Серебряный век русской литературы представлен множеством символистских произведений.

АКМЕИЗМ

В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни. Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.

Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности. Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы. Авторы пытались освободить ее от содержания.

В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением. Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.

Видео: Серебряный век русской культуры

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.

Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.

Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечественной литературы яркими и запоминающимися произведениями.


В истории русской литературы особое место занимает литература Серебряного века. В данной статье, которая поможет при подготовке к урокам литературы в старших классах, рассмотрим, что значит этот термин.

Определение

Серебряный век – это название периода в истории русской литературы, охватывающего конец XIX – начала XX вв.

Течения

Серебряный век тесно связан с теми литературными направлениями, которые появились в то время. Рубеж веков родил огромное количество поэтов.

К течениям Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм.

Символизм, имажинизм, акмеизм и футуризм – направления модернизма.

В соответствии с традициями символизма творили А. А. Блок, В. Я. Брюсов; имажинизма – раннее творчество С. А. Есенина, А. Б. Мариенгоф; акмеизма – А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам; футуризма – В. В. Маяковский, В. В. Хлебников.

Модернистские течения

Рис. 1. Модернистские течения.

Модернизм приходит на смену реализма, который еще продолжает развиваться в Серебряном веке (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький).

Модернизм предполагал выход за рамки реалистического направления. Писатели стали обращаться к вечным проблемам и мотивам, к библейским и фольклорным мотивам.

Каждое модернистское течение имело ряд отличительных черт.

Декаданс

В произведениях Серебряного века часто отражались проблемы обреченности и неминуемости конца века. Это говорит о таком понятии, как декаданс. Писатели в своих работах демонстрировали настроение тревоги и одиночества, ощущалась надвигающаяся катастрофа.

Что мы узнали?

Серебряный век – период в истории русской литературы, охватывающий конец XIX – начала XX вв. Данный термин связан с модернистскими литературными направлениями, которые выходили за рамки реалистического направления: символизм (А. А. Блок, В. Я. Брюсов), имажинизм (ранний С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф), акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам), футуризм (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников). Данные литературные течения имели отличительные черты. Все они сосуществуют с реализмом (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький). Серебряный век также связан с понятием декаданса (проблемы обреченности и неминуемости конца века, настроение тревоги и одиночества, надвигающейся катастрофы).

Читайте также: