Особенности русского красноречия кратко

Обновлено: 30.06.2024

По мнению древних философов, искусство красноречия указывает единственный ис­тинный путь к воздействию на людей. Слово, насыщенное смыслом, было дано человеку, и с его помощью человек осу­ществляет свое предназначение — проникает в тайны мирозда­ния, схватывая его устройство сетью слов-понятий, означивая элементы мира и отношения между ними словами-знаками.

Слово красноречие употребляется в наших разговорах довольно часто. Научное определение термина красноречие , звучит так:

1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать;

2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).

В русской риторико-стилистической традиции термин красноречие имеет ясные корни. Он восходит к греческим словам типа (златоречие, краснословие, доброязычник, красогласование).

Инициатором ввода слова красноречие в русскую науку был М.В.Ломоносов. Если первый рукописный вариант его учебника 1743 г. имел название “Краткое руководство к риторике”, то второй, изданный печатно и получивший распространение, получил название “Краткое руководство к красноречию” (1748). У М.В.Ломоносова, оформившего научную классификацию “словесных наук”, ясно различены термины риторика и красноречие: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать…” (1743), а “красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению” (1747). Таким образом, риторика – это “наука”, “учение”, правила, а красноречие – “искусство, способность, умение говорить и писать[1] .

Данное понимание термина красноречие четко прослеживается в последующей русской традиции в риториках и теориях словесности конца XVIII – первой половины XIX веков. Так, М.М.Сперанский начинает учебник “Правила высшего красноречия” словами: “Основания красноречия суть страсти… Обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром… И вот то, что я собственно называется риторикою ”. Риторика есть “средство усилить красноречие”, даруемое природой.

Со слов А.Ф.Мерзлякова: “Риторика заключает в себе полную теорию красноречия. Красноречие … есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего. Древние под именем красноречия разумели единственно искусство оратора, а под именем риторики – правила , служащие к образованию оратора”. Итак, риторика есть та наука , которая содержит правила, руководствующие к красноречию и витийству”. Я.В.Толмачев дает и самое краткое определение риторики: “наука красноречия”, а “предметом риторики можно почесть систему правил, касающихся до красноречия”.

После критики риторики в середине XIX века и выведения ее из состава преподавания термин красноречие потерял свою определенность и в настоящее время употребляется в достаточно широком смысле, хотя и не выходит за рамки двух указанных выше значений. Чаще всего можно встретить обсуждение природы красноречия в книгах афоризмов, мудрых мыслей, крылатых выражений. Причем многочисленными будут ссылки и на античных авторов (Платон, Цицерон и др.), и на зарубежных классиков, и на отечественную художественную литературу.

Таким образом, в современном русском научном языке термин красноречие может быть ясно отделен по смыслу от термина риторика , сохраняя и развивая два своих классических значения[2] :

1) природное дарование, способность, талант, искусство действовать словом;

2) область ораторского искусства, изучающая правила построения искусной монологической речи в разных сферах профессионального общения.

В современной литературе можно встретить сопоставления ораторской речи и поэзии. Конечно, прежде всего то, что художественное творчество вообще, как и красноречие, будучи видом его, относится к сфере духовной жизни, являясь определенной формой идеологической и – шире – культурной деятельности. Как поэзия и театр, так и ораторское искусство есть созидание духовных ценностей. Все виды эстетического труда и красноречия по своему существу идеологичны, хотя, конечно, в разной степени и форме выражения. Как поэзия, театральное искусство, так и красноречие чутки к современности в своей исследовательской сущности и стремлении соответственно воздействовать на общественное мнение и психологию людей. Однако как раз это существенное обстоятельство, общее для этих видов искусства и красноречия, рассматривалось далеко не во всех исследованиях. Общее для поэзии и сценического искусства, а также красноречия большинство исследователей видели лишь в том, что они оперируют словом. При этом фактически забывалось, что живым, то есть устным и звучащим, словом пользуются только актер и оратор, а поэт пишет и не всегда декламирует собственные творения точно так же, как драматург творит на основе и по нормам литературного языка, хотя и обязан подчиняться законам сценического искусства.

В художественном творчестве весьма существенное место занимают вымысел и домысливание. В красноречии применяется лишь домысливание, и то в сравнительно редких случаях, когда оратор говорит о возможном развитии освещаемого события или процесса. Конечно, талантливый оратор так же, как поэт или драматург, актер, одарен воображением, способностью к фантазии.

Если художественная фантазия вполне правомерно может творить на основе вымысла, то воображение оратора всецело опирается на данные действительности, на опыт и достижения науки. Ораторское воображение нередко проявляется в форме гипотезы, предположения или донаучного предвидения, но никогда не может быть плодом вымысла, воображения. Под художественным вымыслом, как известно, подразумевается то, чего никогда не было и даже не могло быть в жизни, но что тем не менее благодаря силе творческого дарования, талантливого созидания воспринимается как нечто реальное, могущее быть или даже будто бывшее.

В красноречии условность применяется ограниченно, исключительно в образности, стиле, манерах, а также жестах и мимике оратора. Предмет красноречия, как и его конкретное содержание, всегда вполне реален. И говорится ли об этом предмете конкретно или в отвлеченной форме – все равно речь не может быть условной по существу[3] .

Красноречие отличается от собственно искусства и тем, что в нем, как правило, не бывает художественного образа как основной формы воплощения ораторской мысли. В поэзии слово обязательно образно, метафорично и воплощает видимое или конкретно чувствуемое, так или иначе эмоционально переживаемое. В публичной речи мысль (идея) выражается в понятиях и определенных теоретических положениях, раскрываемых суждениями и доказательствами, умозаключениями и другими логическими категориями. Конечно, талантливый и опытный оратор всегда стремится пользоваться образностью речи, добивается ее наиболее яркой выразительности. Он стремится к живости описательной части своего публичного выступления, использует такие речевые средства, которые способны давать наглядное представление о вещах, разбираемых в лекции или обозрении. Но эти моменты в ораторском труде играют не главенствующую, а подчиненную роль, поэтому категория образа в красноречии не имеет того значения, которое она имеет в любом виде художественного творчества.

Обратимся еще к некоторым сравнениям, на этот раз между красноречием и актерским искусством.

Иначе обстоит дело с ораторским трудом. Красноречие, будучи живым процессом, состоящим из двух стадий, едино по своему творческому характеру. Первая стадия может быть названа временем ораторского замысла, его вынашивания, продумывания идеи и темы, а тем более конкретного содержания предстоящего выступления, его конспектирования. Вторая стадия – это уже реальное воплощение замысла и темы ораторской речи – ее публичное исполнение. Как на первой, так и на второй стадиях оратор целиком предоставлен самому себе, и его труд составляет единство первичного и вторичного творчества. В своей работе истинный оратор самостоятелен и в известной меря оригинален от начала и до конца.

Другая особенность красноречия – полное отсутствие в нем игры или представления, а тем более перевоплощения в какой-либо образ. Яркая личность лектора, его очевидная одаренность, блеск и глубина его ума, манера говорить, его голос и эмоциональность, наконец, примечательная внешность в совокупности нередко воспринимаются слушателями как определенный образ, но не чужой, а образ самого оратора, счастливо одаренного природой множеством привлекательных качеств.

В общем, традиционное понимание красноречия как вида искусства , а нередко и словесности никого не должно вводить в заблуждение. Искусство и научность составляют сложный синтез двух относительно самостоятельных способов воздействия на людей, не одному современному слушателю, хочется в красноречии видеть прежде всего искусство – творчество в высшем его выражении, способное увлечь и заразить эмоционально любого слушателя.

В отличие от актера оратор всегда один с аудиторией. Лектор или докладчик должен одинаково свободно вести себя и с одинаковым успехом держать слушателей в своей власти. Оратор обязан приковать аудиторное внимание к себе, порою меняя какие-то частности в своем выступлении, импровизируя мыслями и чувствами, повторяя трудные положения речи, прибегая к шуткам и т.д.

Основные отличия красноречия от поэтического и актерского творчества в том, что быть талантливым оратором труднее, чем одаренным поэтом и актером. Устанавливая сходные черты между поэзией и ораторским искусством, мы стремимся лишь доказать, что красноречие есть вполне самостоятельное творчество, имеющее свою специфику. Попытаемся охарактеризовать и оценить ее, рассматривая ораторское искусство дифференцировано.

История российской риторики тесно связана с историей русской идеологии и общества в целом. Мы с вами увидим, что время создания основных риторических трудов совпадает со временем общественных ломок и преобразований.

Почему мы обращаемся к духовному красноречию? Потому что юристу надо владеть и этим видом красноречия. Мы часто сталкиваемся с чужим горем, кем бы мы не работали, следователями, прокурорами, адвокатами. К нам приходят потерпевшие, матери, дети, жены обвиняемых, и нам порой приходится искать слова, чтобы их успокоить, примирить с тем, что уже случилось, ободрить. Вот в таким моменты и надо помнить, что мы должны говорить не для ума, мы говорим все то, о чем человек знает, а для сердца.

Самая ранняя из дошедших до нас русских риторик принадлежит митрополиту Новогородскому и Великолуцкому Макарию, она датирована 1620 годом. Хотя надо сказать, что об авторстве этой риторики до сих пор спорят. В основе первой русской риторики – перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот учебник был написан на латинском языке, и издан во Франкфурте, а затем переведен на русский язык и переработан с учетом особенностей России. При переводе была снята фамилия автора, опущены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, даны новые примеры.

Риторика Макария переписывалась и изучалась в течение всего 17 столетия. Это был основной учебник риторики 17 века. Он был распространен в Москве, Новгороде, Ярославле, Соловецком монастыре.




«Правила высшего красноречия М.М.Сперанского( 1772-1839 гг.)

Для нас представляют интерес и мысли М.М.Сперанского о виде оратора вообще, а также о том как должен выглядеть молодой оратор, чтобы добиться успеха.

Эта книга Сперанского написана удивительно легко, увлекательно и образно. Она была очень популярна, поскольку это одна из самых ярких риторик 19 века.

Судебная реформа 1864 года в России ввела суд присяжных. В результате колоссального расцвета достигает судебное красноречие. Появилась возможность свободного обмена мнениями, проведения прений сторон. В это время судебное красноречие обрело статус искусства. Имена известных ораторов-юристов – А.Кони, П.Пороховщикова, Ф.Плевако, П.Александрова, С.Андреевского, В.Спасовича, С.Урусова и других вошли в историю русской культуры и ораторского искусства.

История российской риторики тесно связана с историей русской идеологии и общества в целом. Мы с вами увидим, что время создания основных риторических трудов совпадает со временем общественных ломок и преобразований.

Почему мы обращаемся к духовному красноречию? Потому что юристу надо владеть и этим видом красноречия. Мы часто сталкиваемся с чужим горем, кем бы мы не работали, следователями, прокурорами, адвокатами. К нам приходят потерпевшие, матери, дети, жены обвиняемых, и нам порой приходится искать слова, чтобы их успокоить, примирить с тем, что уже случилось, ободрить. Вот в таким моменты и надо помнить, что мы должны говорить не для ума, мы говорим все то, о чем человек знает, а для сердца.

Самая ранняя из дошедших до нас русских риторик принадлежит митрополиту Новогородскому и Великолуцкому Макарию, она датирована 1620 годом. Хотя надо сказать, что об авторстве этой риторики до сих пор спорят. В основе первой русской риторики – перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот учебник был написан на латинском языке, и издан во Франкфурте, а затем переведен на русский язык и переработан с учетом особенностей России. При переводе была снята фамилия автора, опущены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, даны новые примеры.

Риторика Макария переписывалась и изучалась в течение всего 17 столетия. Это был основной учебник риторики 17 века. Он был распространен в Москве, Новгороде, Ярославле, Соловецком монастыре.

«Правила высшего красноречия М.М.Сперанского( 1772-1839 гг.)

Для нас представляют интерес и мысли М.М.Сперанского о виде оратора вообще, а также о том как должен выглядеть молодой оратор, чтобы добиться успеха.

Эта книга Сперанского написана удивительно легко, увлекательно и образно. Она была очень популярна, поскольку это одна из самых ярких риторик 19 века.

Судебная реформа 1864 года в России ввела суд присяжных. В результате колоссального расцвета достигает судебное красноречие. Появилась возможность свободного обмена мнениями, проведения прений сторон. В это время судебное красноречие обрело статус искусства. Имена известных ораторов-юристов – А.Кони, П.Пороховщикова, Ф.Плевако, П.Александрова, С.Андреевского, В.Спасовича, С.Урусова и других вошли в историю русской культуры и ораторского искусства.

Ораторская речь - вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых средств общения.

Содержимое работы - 1 файл

Введение.docx

История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества.

Знакомство с историей ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, способствуют лучшей подготовке к практической деятельности.

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Под термином риторика, как правило, понимается теория красноречия, сама наука о красноречии, исследование основ ораторского искусства, курс обучения красноречию.

Ораторская речь - вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых средств общения.

Особенности древнерусского красноречия

С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы- проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего. Церковное проповедничество - устное и письменное - было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания.

История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.

Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие - обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия - торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика - торжественное и учительное красноречие.

Во всех речах древнерусских ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого слова, в силу и действенность красноречия.

Древнерусский оратор – это, прежде всего, проповедник, несущий христианское мировоззрение.

Развитее риторики в России

Как справедливо отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знаний не раз претерпевало кардинальные изменения.

Среди других теоретических работ следует назвать "Краткую риторику" А.Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н.Ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М.В. Буташевича-Петрашевского и В.Г. Белинского. Как уже говорилось, университетское (академическое) красноречие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства.

Но во второй половине XIX века начинается постепенный упадок риторики как науки. В системе образования появляется новый предмет – теория словесности. Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов XIХ века до 20-х годов XХ века. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе все больше ориентируется на изучение фольклора и художественной литературы.

Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект - культура речи и стилистика.

И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

Возрождение риторики было связано с социальным заказом – необходимостью повышения устной агитации и пропаганды, особенно лекционной, - и появлением новых учебных дисциплин – лингвистики текста, прагматики и др.

В последние годы риторики начали обучать в вузах, в отдельных школах, лицеях, гимназиях в рамках факультативных и элективных курсов. Появились авторские программы.

Однако единого подхода к определению предмета и содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета в настоящее время не существует.

Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе новых мыслей, новых соотношений между старыми мыслями, наполнена уже известными сентенциями, а нередко не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим в институте, по телевизору, на улице.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Именно этому и может научить предмет риторики.

Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что если все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как минимум на порядок за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего.

Конкретно владение риторикой необходимо каждому человеку: нанимаясь на работу, надо уметь рассказать о себе, чтобы начальнику захотелось принять говорящего в число своих сотрудников; в новом коллективе заявить о себе как о человеке, с которым приятно и интересно говорить; отчитаться о проделанной работе так, чтобы открылись дальнейшие перспективы карьерного и материального роста.

Тот, кто обладает риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в процессе социального, бытового, делового и профессионального общения. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

imgpreview (49)

С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего. Церковное проповедничество - устное и письменное - было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания.

История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.

В житиях русских святых выразились три основных национальных идеала человеческого поведения: добровольный кроткий и страдающий мученик-страстотерпец во имя идеи, не противящийся угнетению и смерти (Борис и Глеб); суровый аскет, живущий в уединении и обнаруживающий при этом великую силу духа и разума (Антоний, Иосиф Волоцкий); кроткий радетель человеческого счастья, устроитель и заступник (Феодосии Печерский, Сергий Радонежский).

Огромно значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской риторики. Первые русские руководства по риторике XVII века написаны вологодским епископом Макарием, одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем. Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность. Они служили пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятыми в церковной службе, речитативом.

Во всех речах древнерусских ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого слова, в силу и действенность красноречия.

Древнерусский оратор - это, прежде всего, проповедник, несущий христианское мировоззрение.


Вторую половину XIX века можно назвать временем постепенного упадка риторики. Из школы постепенно изгонялись прозаические деловые, научные, ораторские виды речи. При обучении языку и литературе использовались только художественные тексты. В трудах, написанных в тот период, излагаются требования к ораторскому искусству , используемые на практике. Однако эти требования не находили широкого распространения в образовании.

Искусство публичного выступления советского направления в России связано с развитием университетского красноречия. Лишенная парламентских форм демократии, как и других, более или менее свободных общественных трибун, передовое красноречие стремилось к университетским аудиториям, было чутко к влияниям времени, обращалось к молодому поколению, туда, где живое слово усилиями смелых ученых начинало развиваться и совершенствоваться на благо науки и общественного прогресса.

Читайте также: