Особенности реформации во франции 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реформация во Франции берет свое начало еще с конца 15 века. Тогда первыми противниками католической церкви были гугеноты. Позднее они стали последователями кальвинизма, который уже являлся открытой реформацией. Сами по себе гугеноты представляли собой движение, которое не имело единой области, а были разбросаны по всей Франции. Движение гугенотов постепенно росло. Так в 1559 году в Париже гугенотами проведен синод, на котором было принято Галликанское исповедания. Правда, из-за гибели короля Генриха 2 в 1560 году во Франции вспыхивает религиозные войны.

Реформация во Франции считается в современной исторической науке самой пассивной формой протеста против католической церкви. Идеи протестантизма во Франции появились в 20-х годах XVI века.

Особенностью Реформации во Франции стала сама католическая церковь государства, которая не прерывая отношений с Папой Римским, сумела правильно регулировать финансовую политику римской курии и отстраниться от чрезмерных притязаний Ватикана.

Ещё в 1516 году король Франции Франциск I заключил Болонский конкордат с Папой Римским, который фактически подчинил светской власти церковь. Франциск получил право на назначение высших церковных чинов.

Второй причиной пассивности французского населения в период Реформации стала аграрная революция произошедшая в XVI веке. Во Франции крестьяне не были так негативно настроены к королю и церкви, поскольку их социальное и материальное положение были значительно лучше, нежели в Германии или других странах Западной Европы.

Французский гуманист Лефевр д’Этапль высказывал подобные Лютеру убеждения. Его последователи были названы “группой в Мо”. Они не были категорически настроены, не занимались активным проповедничеством. Ещё одна личность французской Реформации – Бриссон не был ни вождём, ни яросным проповедником.

Единственной вспышкой реформационного движения стало выступление Сорбонны в 1521 году. Король Франции, который поддерживал немецких протестантов, не стал особо противиться выступлению еретиков. Протестантское движение начало ширится во Франции, но не получило достаточного общественного согласия.

Развитие Реформации во Франции имело несколько отличительных черт, от её проведение в других странах Европы.

  • она проходила позднее, чем в Германии;
  • Реформацию не стали проводить сверху, как в Англии;
  • учение Мартина Лютера не получило у французов широко распространения;
  • французские протестанты являлись сторонниками учения Жана Кальвина и называли себя гугенотами.

Начало Реформации связано с деятельностью Лефевра де Этапля. В 1512 году он выступил с тезисом об оправдании верою. Распространение реформаторского движения можно разделить на три этапа:

  1. 1520-1540-е годы – распространение лютеранства;
  2. 1540-1560-е годы – распространение кальвинизма;
  3. 1562-1598 год – религиозные войны.

Первые два этапа Реформации

На первом этапе идеи Мартина Лютера приобрели популярность у цеховых ремесленников. Горожане под знаменем лютеранства старались долбиться своих экономических требований. Буржуазия осталась католической, так как была тесно связана с монархией и получала от неё защиту и подачки. Крестьянство также не поддержало лютеранство, их положение было лучше английских и немецких крестьян. Лютеранство не получило широкой социальной поддержки и не превратилось в массовое движение.

Готовые работы на аналогичную тему

Третий этап Реформации – религиозные войны

Религиозные войны во Франции продолжались больше тридцати лет. Две противостоящие конфессии – католицизм и кальвинизм – разделили население страны на два лагеря. В 1560 году принц Конде и гугеноты попытались совершить дворцовый переворот, получивший название Амбуазского заговора. Заговор потерпел поражение. В эдикте 1562 года гугенотам разрешалось исповедовать свою религию в строго определённых местах. Обнаружение протестантов вне этих территорий привело к бойне в Васси, начинается религиозная война.

В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В свою очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.

Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.

Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты – французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.

Если в Англии с усилением реформационного движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.

Протестантизм во Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкого признания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступила против Реформации.

В 30-х гг. XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этого времени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-х гг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короля Франциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружок Маргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвин бежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто не успел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: одни были сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образом судьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказалась трагичной.




Французские протестанты получили название гугенотов.

К концу XVI в. Север и Юг Франции окончательно размежевываются на два вероисповедания. Такое размежевание привело к созданию двух религиозно-политических партий, оказавших в дальнейшем серьезное влияние на характер государственного развития страны.

Ведущим реформационным направлением на Севере было лютеранство. И на Севере же создается крупная католическая партия, которую возглавили герцоги Гизы. Эта партия определяла политику короля и жизнь страны. Кальвинистская или гугенотская партия возглавлялась на юге страны домом Бурбонов. Лидерами гугенотов были король Наварры Антуан Бурбон, его сын Генрих (будущий французский король Генрих IV) и принц Конде, а также представитель старинного французского рода Шатильонов адмирал Гаспар де Колиньи.

Гугенотское движение дало видных теоретиков Реформации – историка де Ту и поэта Агриппу д'Обинье. Они были сподвижниками и единомышленниками Генриха Наваррского.

Религиозное размежевание страны привело к длительным (1562-1598 гг.) гражданским войнам, которые принесли стране огромные бедствия. Кровавым и страшным символом этих почти 40-летних войн стала Варфоломеевская ночь 14 августа 1572 г., когда было уничтожено значительное число протестантов и католиков Франции.

Гражданские войны не прекращались до конца XVI в., пока Генрих Наваррский, ставший королем Франции Генрихом IV (1589-1610) (с ним к власти во Франции пришла династия Бурбонов), не издал Нантский эдикт (1598), уравнявший религиозные, государственные и политические права гугенотов и католиков. После подписания Нантского эдикта через три года во Франции прекратились гражданские войны. В 1685 г., при Людовике XIV, Нантский эдикт был отменен, и гонения на гугенотов возобновились. Гугеноты, к тому времени составлявшие экономическую основу страны, бежали за границу, в Англию и Голландию.

В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В свою очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.

Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.

Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты – французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.

Если в Англии с усилением реформационного движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.

Протестантизм во Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкого признания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступила против Реформации.

В 30-х гг. XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этого времени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-х гг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короля Франциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружок Маргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвин бежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто не успел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: одни были сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образом судьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказалась трагичной.

Французские протестанты получили название гугенотов.

К концу XVI в. Север и Юг Франции окончательно размежевываются на два вероисповедания. Такое размежевание привело к созданию двух религиозно-политических партий, оказавших в дальнейшем серьезное влияние на характер государственного развития страны.

Ведущим реформационным направлением на Севере было лютеранство. И на Севере же создается крупная католическая партия, которую возглавили герцоги Гизы. Эта партия определяла политику короля и жизнь страны. Кальвинистская или гугенотская партия возглавлялась на юге страны домом Бурбонов. Лидерами гугенотов были король Наварры Антуан Бурбон, его сын Генрих (будущий французский король Генрих IV) и принц Конде, а также представитель старинного французского рода Шатильонов адмирал Гаспар де Колиньи.

Гугенотское движение дало видных теоретиков Реформации – историка де Ту и поэта Агриппу д'Обинье. Они были сподвижниками и единомышленниками Генриха Наваррского.

Религиозное размежевание страны привело к длительным (1562-1598 гг.) гражданским войнам, которые принесли стране огромные бедствия. Кровавым и страшным символом этих почти 40-летних войн стала Варфоломеевская ночь 14 августа 1572 г., когда было уничтожено значительное число протестантов и католиков Франции.

Гражданские войны не прекращались до конца XVI в., пока Генрих Наваррский, ставший королем Франции Генрихом IV (1589-1610) (с ним к власти во Франции пришла династия Бурбонов), не издал Нантский эдикт (1598), уравнявший религиозные, государственные и политические права гугенотов и католиков. После подписания Нантского эдикта через три года во Франции прекратились гражданские войны. В 1685 г., при Людовике XIV, Нантский эдикт был отменен, и гонения на гугенотов возобновились. Гугеноты, к тому времени составлявшие экономическую основу страны, бежали за границу, в Англию и Голландию.

Читайте также: