Особенности рабовладения в афинах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Афины При Перикле. Составьте рассказ о рабстве в Афинах.

Ещё по теме

Что Такое История. Ключи к Познанию Прошлого. Что такое периоды и эпохи? Какие периода истории вы знаете?

Подведём Итоги 1 Раздела. Зачем людям в 21 веке необходимо знать о том, что произошло в далёком прошлом?

Подведём Итоги 1 Раздела. Какие науки, кроме истории, помогают изучать прошлое?

Падение Западной Римской Империи. Охарактеризуйте внутреннее положение Западной Римской империи в последний век её существования?

Древняя Мудрость. Изобретения Китайцев. Какими изобретениями китайцев мы пользуемся сегодня?

Проанализируйте общие черты и различия в государственном устройстве древнего Египта, древнего Вавилона, древней Индии и Древнего Китая.

Греко-персидские Войны. Назовите и охарактеризуйте греческих полководцев, прославившихся в ходе греко-персидских войн.

Подведём Итоги 1 Раздела. Зачем нужна историческая хронология?

Философия, Наука, Образование. Почему греки стремились к тому, чтобы дети получали достойное воспитание и образование?

Финикия — Страна Мореплавателей. Как и какие колонии основали финикийцы?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

Особенности рабства в Афинах

Основная часть афинских рабов были иностранцами, совершенно не знающих греческого языка. Такой подход существенно снижал риск бунтов невольников. Ведь говорящим на разных языках рабам, было проблематично организовать восстание. Хотя невольники конечно же бунтовали. Но восстания были не особо частыми.

Рабам надлежало беспрекословно выполнять все приказы своих хозяев. Но были некоторые нюансы, облегчающие жизнь афинских рабов. Ведь бесправными в Афинах являлись не только невольники, но и любые иностранцы. Даже богач, приехавший в Афины, считался метеком и не был гражданином. Да и женщины отнюдь не могли похвастаться особой свободой, например, они не могли участвовать в выборах. Кстати, лишь примерно 10% населения Афин были полноправными гражданами.

Во-вторых, владельцы старались содержать рабов в нормальных условиях. Ведь голодный раб не мог нормально работать, и от него было мало пользы. Разумеется, были и хозяева, жестокие к своим невольникам. Но их было значительно меньше, чем, например, в Римской республике. Кстати, убийство невольника было серьезным преступлением, за которое налагался солидный штраф.

Где рабы могли заработать?

Афинские рабы отнюдь не всегда были под постоянным присмотром своих хозяев или надсмотрщиков. Нередко их отпускали на различные работы, например, на строительство храмов или прокладку дорог. Такие невольники получали за свой труд такую же зарплату, что и свободные люди, но часть заработка они отдавали своим хозяевам. И тем не менее они были вполне довольны. Ведь у них оставалась большая часть зарплаты.

Афинские рабы имели куда больше шансов получить свободу, чем, например, их римские собратья по несчастью. Они могли выкупиться из рабства, заработав нужную сумму, трудясь на каких-либо работах. Нередко владельцы освобождали невольников посмертным завещанием.

Раб мог обратиться в суд, попросив предоставить ему свободу. И хотя этот вариант освобождения из рабства был дорогостоящим, к нему прибегали не так уж и редко. Кстати, если хозяин был жесток со своим невольником, последний мог обратиться в суд, и попросить смены владельца.

Интересный тест!

Жизнь рабов в Афинах трудно назвать счастливой и простой. Но все же, им было легче, чем в других античных державах Средиземноморья. Афинские невольники могли не только заработать, выполняя ту или иную работу, но и получить со временем свободу.

С течением времени начинает расти бездна между хозяевами и рабами, число последних постепенно увеличивается. В одной только Аттике, по Афинею, в 309 г. до н. э их было до 400.000, хотя некоторые учёные склонны считать эти цифры завышенными (согласно их подсчётам - около 120.000). Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам (не считая метэков, положение которых было совершенно особое, как и положение илотов в Спарте, гимнетов в Аргосе, коринефоров и катонакофор в Сикионе, мноитов (мноты), клеротов, войкеев, амафиотов, на Крите, пенестов в Фессалии, киллириев (калликирии, килликирии) в Сиракузах, Мариандины (дорофоры) в Гераклее Понтийской, кониподы в Эпидамне, киликраны в Гераклее Трахинской, кравгаллиды в Дельфах, вифины в Византии, и т. д. ) было 1:3. В Афинах не было почти ни одного семейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом. У богатых людей рабов было не менее 50. По словам Ксенофонта, в рудниках некоторых состоятельных греков работало по 300, 600 и даже 1000 рабов. Ещё больше было рабов в Коринфе и Эгине (по Атенею — 460.000 и 470.000). За ними по численности рабов следовали Мегара, Хиос, Родос, Милет, Фокея, Тарент, Сибарис, Кирена. Даже в Аркадии при отсутствии промышленности, торговли и мореходства число рабов доходило до 300.000.

Источники рабства

Источники рабства, в общем, были те же, как и везде: естественный прирост, война, морской разбой, похищение детей, торговля рабами, продажа детей (практиковавшаяся всюду, кроме Афин) и подкидывание их (дозволенное везде, кроме Фив), обращение в рабство несостоятельных должников; кроме того, закон признавал рабами вольноотпущенников и метэков, не исполнивших своих обязанностей по отношению к государству, а также иностранцев, обманом присвоивших себе права гражданина.

Занятия рабов

Рабы составляли домашнюю прислугу: вели хозяйство, прислуживали за столом, образовывали личную свиту — которая, однако, была немногочисленна (1—3 раба), нередко заменяли сторожевых собак. Они занимались также ремеслами и промыслами в городе и деревне. Многие рабы жили отдельно от своего господина, самостоятельно занимаясь ремеслами и внося известный оброк (греч. άποροφά ), весь остальной заработок оставался в их руках. В Афинах некоторые рабы успевали составить себе довольно крупные состояния и своей пышностью и расточительностью подавали даже повод к жалобам и нареканиям. Существовали спекуляторы, которые или сами эксплуатировали своих рабов, или отдавали их в наем с самыми разнообразными целями. Доходность рабов была различная в зависимости от их ремесла: так, рабы, занимавшиеся в мастерских отца Демосфена изготовлением мечей, приносили ему ежегодно 30 мин (при стоимости их в 190 мин); кожевенники Тимарха — 2 обола в день; Никий за каждого раба-рудокопа платил по оболу в день. Рабы служили гребцами и матросами во флоте, в случае крайности набирались иногда и в военную службу и за храбрость получали свободу, причём их владельцы вознаграждались за счёт казны.

Положение рабов

С согласия господина раб мог откупиться на волю. Можно было освободить раба и по завещанию. Когда освобождение совершалось при жизни господина, о нём объявлялось в судах, в театре и других общественных местах; в других случаях имя раба заносилось в списки граждан; иногда свобода давалась путём фиктивной продажи какому-нибудь божеству. Вольноотпущенные (греч. άπελεύθεροι ) не становились, однако, вполне независимыми от своих прежних владельцев и должны были по отношению к ним исполнять некоторые обязанности; в случае неисполнения ими этих обязательств они вновь могли быть обращены в рабство. После смерти вольноотпущенника его имущество поступало в распоряжение прежнего господина. Раб мог получить свободу и от государства, за исполнение военной службы или за особо важные заслуги, например за донос о государственном преступлении.

Кроме рабов частных были и рабы общественные (греч. δημόσιοι ), принадлежавшие городу или республике. Они находились в гораздо лучшем положении, могли владеть собственностью и достигали иногда значительного благосостояния; вне исполнения своих обязанностей они пользовались почти полной свободой. Из таких общественных рабов составлен был отряд стрелков, носивший название Σχύθαι, хотя не все они были скифами; на обязанносги его лежало охранение порядка в народном собрании, судах, других общественных местах и при общественных работах. Тюремщики, исполнители судебных приговоров, писцы, счетоводы, глашатаи и др. обыкновенно принадлежали к этому же классу; были и общественные рабы удовольствий, то есть обитатели домов терпимости. Храмы также владели рабами, носившими имя гиеродулов: одни из них служили в самом храме (певцы и певицы, флейтисты и трубачи, фигуранты, скульпторы, архитекторы и т. д. ), другие были на положении крепостных. Эти гиеродулы жертвовались в пользу храмов частными лицами, из благочестия или тщеславия.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Догреческий субстрат · Лелеги · Пеласги · Ионийцы · Ахейцы · Эолийцы · Дорийцы · Дорийское вторжение · Эллинское происхождение древних македонцев

фото: Рабство в Древней Греции

Рабство в Древней Греции было приемлемым и распространенным явлением, как и в большинстве организованных обществ того времен.

Рабы играли важную роль в древних обществах, поскольку их использовали при строительстве храмов и других строительных работах, однако, они были заняты в важнейшей области сельского хозяйства.

Ремесленники, которые работали со своими мастерами, жили в своих кварталах и зарабатывали деньги на добровольной основе.

Даже величайшие мыслители того времени, а их было очень много, не могли представить себе мир, свободный от рабства, поскольку это было столь устоявшимся явлением.

Однако с рабами обращались по-разному, и условия, в которых они жили и работали, могли различаться - в значительной степени в зависимости от времени и места, в котором они жили.

В Афинах, городе-государстве с демократическим правительством, люди росли вместе с семейными рабами, и дружить с ними было обычным делом.

С другой стороны, в олигархической Спарте с рабами обращались жестко, а условия их жизни были бесчеловечными и унизительными.

Кем были рабы в Древней Греции?

Было много источников, поставляющих рабов в экономику. Некоторые из рабов рождались свободными, но из-за бедности были проданы родителями на невольничий рынок.

Есть записи, в которых упоминается продажа не менее 20 000 рабов Филиппом II Македонским, отцом Александра Великого. После завоевания Скифии он добывал детей и женщин и продавал их на невольничьих рынках.

Рабство в древних Афинах

По оценкам, в Афинах в VI и V веках до нашей эры было до 80 000 рабов, а в среднем в семье было три или четыре раба.

Многие рабы работали и жили в доме своего хозяина, выполняя всю работу по дому и во многих случаях заботясь о детях семьи.

Рабы-мужчины делали покупки для домашнего хозяйства. Если они жили и работали самостоятельно, они платили своим хозяевам периодические выплаты.

Есть письменные документы, свидетельствующие о том, что рабы участвовали в строительстве Эрехтейона и работали на серебряных рудниках Лауриона.

Известно, что рабыни занимались обработкой шерсти и розничной торговлей, их также использовали в качестве кормилиц для младенцев. Также известно, что они работали в ремесленных мастерских на агоре.

Рабыни также работали проститутками в публичных домах и наложницами, лишенными любых прав. Иногда наложница оставалась с мужчиной в его доме - вместе с его женой. В других случаях ей давали отдельный дом, в котором жили бы ее дети.

В классические времена рабский труд был основной рабочей силой в ремесленной промышленности. Большинство ремесленных фабрик принадлежало богатым политикам.

Есть записи о том, что Демосфен владел двумя фабриками, которые в основном содержались рабами. Одна из этих фабрик производила мечи и имела около 30 рабов, а другая использовала 20 рабов и производила кушетки.

Лисий, известный писатель, владел крупнейшим в истории производственным центром: фабрикой по производству щитов, где 120 рабов работали, производя сложное оружие.

Рабы в Спарте

В городе-государстве Спарта все рабы принадлежали государству. Их считали врагами и заставляли носить унизительную одежду, чтобы отличать их от спартанцев.

Спартанцы называли их илотами (είλωτες) - это слово до сих пор используется в Греции для обозначения того, кто много работает с низкой оплатой и в плохих условиях.

Илоты невероятно превосходили численностью жителей примерно в двадцать один раз. Илоты составляли всю основу спартанской экономики и играли важную роль в производстве продуктов питания.

Однако спартанцы относились к илотам как к животным и не позволяли им покидать место, которое они обслуживали.

Илотов публично торжественно избивали, чтобы напомнить им об их рабском положении. Даже убийство илота не было наказуемым деянием.

По словам Плутарха, спартанцы даже заставляли своих рабов напиваться, чтобы показать молодым спартанцам проблему чрезмерного пьянства. Хуже того, юным спартанцам было дозволено кинжалами убивать илотов по своему желанию, чтобы терроризировать их и держать их в страхе и подчинении.

Спартанцы также производили потомство с женщинами-илотами, чтобы увеличить число государственных служащих. Этих детей называли ноти (νόθοι), они занимали промежуточное положение между рабом и свободным человеком.

Восстания рабов в Древней Греции

Рабство существовало в разных формах и на разных уровнях. Идеальный раб был безликим существом, не имеющим гражданской или даже биологической личности, и с ним обращались как с собственностью. В Древней Греции существовали различные уровни рабства, своего рода иерархия, или спектр, в котором рабы были разделены, что основывалось на их качествах и условиях содержания. Рабство не было ситуацией "или-или", в которой вы были либо свободны, либо подневольны; это был континуум.

Как рассматривалось рабство в Древней Греции?

Наличие рабов было общепринятым явлением для греков, дети росли вместе со своими рабами, образуя с ними своего рода дружбу. Это была вполне нормальная практика, и никто не считал это жестоким актом, который необходимо было отменить. Если кто-то подсознательно чувствовал, что рабство бесчеловечно, вместо того, чтобы подвергать сомнению сам факт рабства, он пытался обращаться с рабами гуманно и доброжелательно. Даже величайшие мыслители не могли представить себе мир, свободный от рабства, поскольку это было устоявшееся явление, вплетенное в культурное наследие нации.

Аристотель, великий греческий философ, считал, что рабы — это часть собственности, часть, которая может дышать. Аристотель делит рабов на две группы: рабы по природе и рабы по закону. Как следует из их названий, члены первой группы родились в плену, в то время как вторые были захвачены в результате войн или пиратства. В остальном они были свободными людьми, порабощенными более сильными соперниками.

Рабство в Древней Греции

Количество рабов в Греции

Очевидно, что официального реестра количества рабов в Древней Греции не существует, но историк Пол Кэтледж подсчитал количество рабов. Сравнивая данные современных рабовладельческих обществ, таких как Бразилия, Карибский бассейн и Довоенный Юг, он предположил, что их число составляло от 80 000 до 100 000. При общей численности населения в 250 000 человек в период между 450 и 320 годами до н. э. это означает, что примерно каждый четвертый житель Афин был рабом.

Права рабов

Рабы в Древней Греции не имели никаких человеческих или гражданских прав. Их пытали по разным причинам; их владелец мог избивать их, когда хотел; когда их показания требовались для судебного разбирательства, их пытали, чтобы они признали свою вину или обвинили кого-то другого. Их даже заставляли вступать в сексуальные отношения без согласия. Они были просто объектами недвижимости, такими как стол или стул. Единственная разница заключалась в том, что они были живыми существами.

Мозес Финли был первым историком, который исследовал историю рабства в Древней Греции. Он определил, что любой свободный человек может позволить себе иметь рабов, будет иметь раба-слугу, который будет сопровождать его, куда бы он ни пошел, и рабыню для домашних дел. Количество рабов, которыми владел человек, увеличивалось в зависимости от богатства этого человека.

Долговое рабство

Читайте также: