Особенности права литовского государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Великое княжество Литовское, образовавшееся в XIII в., в XIV в. включало некоторые русские земли. В 1385 г. в замке Крево была подписана уния (союз) между Литвой и Польшей (Кревская уния), в 1569 г. в Люблине — уния об образовании единого государства — Речи Посполитой.

Галицко-Волынское княжество и Литва

На середину XII в. приходился расцвет Галицко-Волынского княжества, которое в XIV в. было разделено между Литвой и Польшей. Эти русские земли в составе Литовского государства имели некоторые особенности общественного строя: наличие богатого боярства, владевшего большими земельными угодьями, значительная политическая и правовая автономия этих групп. В пределах Галицко-Волынского княжества насчитывалось более 80 городов, в княжестве образовался довольно широкий слой служилого дворянства, наделенного поместными землями.

Еще в XIII в. соседи Галицко-Волынского княжества (Польша, Литва и Венгрия) вели активную борьбу за контроль над ним, вскоре Литве и Польше удается захватить Гродно, Полоцк и Минскую землю (конец XIII в).

В начале XIV в. Литва присоединяет к себе еще ряд русских княжеств: Туровское, Пинское, Витебское; во второй половине XIV в. под ее контроль подпадают Чернигов, Брянск, Киевская область, Волынь, Смоленск. Великий Новгород долгое время остается в центре политических интриг и военных столкновений между Литвой и Москвой.

Таким образом в XIV в. вся юго-западная Русь оказалась под властью Литвы. На территории русских княжеств действовали литовские законы и администрация, их связи с северо-восточной Русью прервались.

Литва объединялась в борьбе с наступавшими с запада рыцарскими орденами (Тевтонским, Ливонским, Меченосцев), также как восточно-русские земли объединялись в борьбе с монголами. Юго-западные руские княжества (прежде всего Галицко-Волынское) предпочли объединение с Западом татаро-монгольскому игу, ища против него покровительства у католических Литвы и Польши (князь Даниил даже принял Католичество).

Русские князья принимали участие вместе с польскими и литовскими поисками в битвах с немецкими орденами (наиболее значительной стала Грюневальдская битва 1410 г.).

В первой половине XIV в. Литовское государство состояло на две трети из русских областей, русское влияние было весьма значительным и пыли все предпосылки для образования Литовско-русского государства со столицей в Вильно. Однако усиление союза Литвы с Польшей (начало было положено моргонатическим браком вел. кн. литовского Ягеллы с польской королевой Ядвигой в 1386 г.). Затем последовали унии 1413, 1.69,1596 гг. и другие, что обеспечило вторжение католичества и польских государственных порядков в традиционно русско-литовские отношения.

Во второй половине XIV в. разрастается борьба Литвы с Москвой за обладание русскими областями (Тверью и др.). Особенно усилится противостояние объединенных Литвы и Польши (Речи Постолитой) и Московской Руси в XVI—XVII вв. В этой ситуации русские княжества, входившие в состав Литвы, очень часто занимали прорусскую политическую позицию.

До принятия Люблинской унии об объединении Литвы и Польши 1569 г. Черниговские и Смоленские земли вышли из состава Литовского княжества и отошли к Москве, но значительная часть русских земель оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до конца XVIII в. (Полоцкая, Витебская, Турово-Пинская, Берестейская и др.). Люблинская уиия оформила многонациональное государство — Речь Посполитую.

Развитие общественного, государственного и правового строя этих княжеств происходило в рамках литовских и польских порядков и траИ1ЦИй.

Сословная монархия.

По сравнению с постоянно усиливавшейся властью московских князей на Востоке, власть великого князя в Литовско-русском государстве ослабевала, решающее влияние в государственных делах оказывала феодальная аристократия. Само государство представляло собой федерацию земель, каждая из которых пользовалась значительной автономией.

Собственно литовскими провинциями были Вильно и Тракай; русские княжества — Полоцкое, Витебское, Смоленское, Волынское, Киевское, Черниговское — управлялись на основе особых положений.

В литовских и западнорусских городах действовали нормы германского муниципального (Магдебургского) права. Корпоративные советы и гильдии, вводимые на основании этого права, окончательно подорвали политическую роль вечевых собраний.

В 1447 г. частновладельческие крестьяне, сидевшие на землях магнатов и дворян, прикрепляются к земле, им запрещается переходить на коронные, государственные земли. Таким образом на юго-западе крепостное право установилось намного раньше, чем на северо-востоке Руси.

Во второй половине XVI в. в ходе объединения Литвы и Польши (Люблинская уния 1568 г.) именно западно-русское, украинское дворянство настаивало на более тесном союзе с Польшей, рассчитывая на привилегии, равные привилегиям польской шляхты.

Украинские провинции (Волынь, Киев, Полоцк) были переданы Польше, в 1569 г. Литовская рада одобрила проект объединения Литвы и Польши.

В объединенном государстве (Речь Посполитая) правитель выбирался на совместном съезде магнатов и шляхты обоих государств. При этом княжество Литовское сохраняло собственную армию, финансовую систему и законодательство (Литовские статуты 1529 и 1588 гг.).

Высшие должностные лица Литовского государства — маршалки (земский, дворный и др.), канцлер (государственное делопроизводство, канцелярия и казна), подскарбий земский (государственная казна), подскарбий дворный (государева казна), гетман земский (военное командование).

После подписания Люблинской унии были образованы единые центральные органы: король (избираемый шляхтой), сенат (из 16 членов), сейм.

Местное управление Литвы до подписания унии состояло из воеводств, поветов, волостей, держав, уездов. Образовывались местные сеймики. Местными управителями были воеводы, старосты, урядники, иойты, державцы, лавники.

Во главе городской администрации стояли выборные органы: войт, раддцы, бурмистры. Им принадлежала административная и судебная класть в городе.

Высший судебный орган — суд господаря. Другими судебными инстанциями были суд панов-рады, Главный трибунал (с 1581 г. избираемый на сеймиках от шляхты и духовенства), земские и подкоморские (по земельным спорам) суды. С начала XVI в. формируется суд асессоров (по поручению господаря) и маршалковский суд (разъездной). На местах действовали копные (общинные) крестьянские суды, суды старост и воевод.

Источники права

В 1447 г. принимается первый общеземский привелей Литвы, Руси и Жмуди, в 1468 г. — первый судебник (25 статей по уголовному и процессуальному праву). В 1529 г. был принят первый статут Великого княжества Литовского, оказавший существенное влияние на развитие русского права и основанный на Русской Правде и русском обычном Ирине. Другими источниками статута были литовское и польское законодательство, привелей, римское и немецкое право, судебная практика. Ноная редакция, или второй Литовский статут, появилась в 1566 г., третий статут — в 1588 г.

Первая редакция Литовского статута была составлена в 1529 г. и записана на русском языке. По своему составу Статут являлся сборником норм русского обычного права, действовавшего на территории Литвы вплоть до XVI в. На более поздней редакции Статута (1588) уже заметно сильное польское влияние.

По своему содержанию и структуре Литовский статут 1529 г. сложнее русского Судебника 1497 г. Его юридическая техника выше (нумерация статей, более четкая систематизация материала и пр.). Провозглашались принцип единства закона для всех сословий (разд. I, ст. 9), право любого подданного на правосудие (I, 14), защиту собственности (I, 15, 19).

В целях сохранения шляхетской собственности от распродажи Статут ограничивал распоряжение ею — возможно было навечно отчуждать лишь одну треть земли (1,16). Закон устанавливал обязательную службу в пользу князя для всех владельцев недвижимости, даже залогодержателей (II, 3).

Статут подчеркивал государственный интерес короны: обязанность великого князя расширять пределы государства (III, 2), отказ от пожалований чужеземцам земель и званий (III, 3), обязательство сохранять старые постановления, вольности панов и шляхты, ранее выданные должности и т.п. (III, 4, 6, 7). Вместе с тем много места закон отводил нормам, защищавшим феодальные права и свободы — право выезда, наследственного владения, шляхетскую честь и пр. (III, 8, 9,12,14). Князю прямо запрещалось возвышать простых людей над шляхтичами (III, 10).

Подробным образом Статут регламентировал наследственные отношения, институт опеки, последовательно проводил принцип майората (приоритета старшего сына — наследника), порядок оформления завещаний (раздел V).

В разделе об уголовных преступлениях особенно заметно влияние на Статут древнего русского права (Русской Правды). Вместе с тем в законе содержатся ряд положений разработанных на значительно более высоком техническом уровне: об установлении причинно-следственной связи между преступным деянием и его последствиями (VII, 7, 10), о соучастии в преступлении (VII, 8,18, 23), о квалифицированных видах убийства (VII, 14, 15) и проч.

Закон особо выделял убийство низших категорий людей: бортников, ремесленников, приставов, челядинов, крестьян (XI, 1—4). Евреям и |.(тарам запрещалось держать в неволе христиан (XI, 6), признавались недействительными договоры о продаже детей в рабство из-за голода. Однако законным невольничество признавалось в нескольких случаях: давность и рождение в неволе, иноземцы-пленники, приговор к смерти и его замена неволей, самопродажа и брак на невольнице (ср. с Русской Правдой).

Воровству в Статуте посвящен целый раздел (XIII). Регламентиро-М.1ЛСЯ порядок поиска улик (поличного — ст. 2—5), процедура обвинения 'I норовстве без предъявления поличного (ст. 7—9), пытка (ст. 14, 22), убийство вора на месте преступления (ст. 20—21) и др.

Законы о сословиях

Горожане, организованные в гильдии и цеха, управляемые на основе Магдебургского права, стремились создать систему самоуправления (магистраты). Однако феодальное давление на города было очень значительным, поэтому полной независимости они не могли получить.

Магдебургское городское право включало комплекс норм, выработанных судебной практикой городского совета по тем или иным конкретным делам. Судебные решения фиксировались в протоколах и рассматривались как прецедент, на котором основывались частные решения других судов. Позже эти решения превращаются в официально изданные сборники городских законов. Влияние Магдебургского права распространялось не только на многие города Германии, но и на города Литвы, Польши, юго-западной Руси в XIV—XV вв.

Нормы городского права регламентировали организацию и деятельность муниципальных учреждений и должностных лиц, порядок и размеры налогообложения, определяли статус различных городских корпораций (купцов, ремесленников и т.д.), отношения города с феодальными политическими центрами и центральной государственной властью.

Нормы Магдебургского права подробно регламентировали организацию городских (в том числе корпоративных, сословных) судов и сам процесс судопроизводства (который принимал более рациональные Черты, чем традиционный феодальный судебный процесс — отсутствовали судебный поединок, ордалии, важную роль играли письменные доказательства, примирение сторон, денежные гарантии и т.п.).

Значительное место занимали нормы, регулирующие торговую и промысловую, ремесленную деятельность горожан. Нормировались различного рода протекционистские и контрольные меры, осуществляемые городскими советами в отношении торговой, финансовой (кредитной), ремесленной деятельности, порядок разрешения хозяйственных споров, целый ряд договоров и сделок, заключенных как внутри города, так и вовне, вопросы найма рабочей силы, поземельные отношения в городе и города с соседними землевладельцами и т.п.

Земельное право.

Литовский статут выделяет три формы землевладения — пожалованное (держание), наследственное (отчизна) и купля. Закон накладывал ограничения на распоряжение землей с целью предотвратить ее дробление, устанавливался сложный порядок ввода во владение землей: выдача грамот, ввод, регистрация.

Уголовное право

Наиболее распространенным видом наказания были штрафы, но появляются и устрашающие виды смертной казни (сожжение, колесование), членовредительские наказания. В системе наказаний прослеживается сословный характер: за одно и то же преступление шляхтич и простолюдин наказывались по-разному.

Литовское законодательство (статуты, привилеи и т.п.) оказало заметное влияние на формирование правовой системы Московского государства: Судебники 1497 и 1550 г. восприняли из этого источника целый ряд важных положений.

Именно с юго-запада, из русских княжеств, входивших в состав Великого княжества Литовского, в законодательство и судебную практику Московского государства стали проникать идеи и принципы римского (западного) права.

В будущем, после присоединения к России, земли, долгое время существовавшие под властью католических Литвы и Польши, в своей политике ориентированные на Запад, сохранят политическое и правовое с своеобразие в составе многонациональной Российской империи.

Источник права, обычай, правовой обычай, санкционирование, правовой акт, система права, систематизация, кодификация, писаное право, естественное право, бежественное право, земское или посполитой право, Судебник Казимира 1468 года, привилеи – общеземские, городские, волостные и др.

Материал к лекции

Становление системы права ВКЛ

В Великом княжестве Литовском существовал феодальный строй с его двумя классами — феодалами и зависимыми крестьянами. В сёлах и городах проживало также некоторое количество людей, считавшихся свободными. Естественно, что отношения между ними нужно было регулировать с помощью определённых правовых норм. Для этой цели поначалу использовался местный обычай, но с нарастающими темпами расслоения общества перед господствующим классом феодалов возникала необходимость оформить свои права законодательно. Так появились всеземельные привилеи, которые представляли собой основные законы государства с закреплёнными в них нормами права. В большинстве своём привилеи являлись заимствованными у Польши иммунитетными грамотами только одного сословия — шляхты: юридически подтверждались права и льготы феодалов и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств.

Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины 15 века в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему,

Первые попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм.

Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя,

С развитием писаного права и частичной его систематизации возникла необходимость определить, какие нормы поведения людей подлежат регламентации в законе, а какие следует относить к нормам религии и морали, необходимость создать определенную систему его классификации.

Согласно этим идеям в Западной и Центральной Европе все право подразделялось в зависимости от источников на три основные части:

1. Божественное, то есть данное богом в священном писании.

2. Естественное, данное богом всем людям и заложенное в их природе. Считалось, что оно соответствует идеям разума, истины и справедливости, независело от нрмативных госудаственных актов.

3. Человеческе или положительное право, то есть право, созданное людьми. Положительное право подразделяли на публичное и частное, а частное в свою очередь – на отдельные институты: о вещах, о лицах, об обязательствах.

В ВКЛ при систематизации права кодификаторы не придерживались такого деления и выработали свою системы, отличную от римского права. Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отноше­ний интенсивно развивалось под воздействием экономи­ческих, социальных и политических причин. Для него ха­рактерны два основных этапа развития.

Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI в. происходило под воздействием внутренних и вне­шних социально-экономических и политических причин. Расширение торговли внутренней и внешней, розничной и оптовой, государственной и частной ускорило рост горо­дов и дифференциацию городского населения, обуслови­ло более интенсивную выдачу городам грамот на магдебургское право (Волковыску - в 1503, Новогрудку - в 1511, Слониму - в 1531, Речице - в 1561, Радошковичам -в 1569, Могилеву и Мозыру - в 1577, Пинску - в 1581, Витебску - в 1597 годах и т.д.)

Указанные процессы наряду с другими (более благо­приятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутри сословных противоречий, формирование более совер­шенного государственного аппарата и др.) содействовали консолидации земель в составе Великого княжества Ли­товского, унификации их правового статуса во второй по­ловине XVI в. и в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование которо­го невозможно без наличия единого права Именно под воздействием многообразных и разносторонних процес­сов и причин идет интенсивная правотворческая деятель­ность государства, цель которой - приспособить феодаль­ное право к новым более сложным условиям социально-экономического и политического развития страны.

В развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI в. четко проявляются тенденции, которые как вместе взятые, так и каждая в от­дельности являются прогрессивными:

- происходит изме­нение в источниках права: основным источником стано­вится нормативный акт, хотя и правовой обычай во мно­гих случаях продолжает использоваться при разрешении конфликтов в обществе;

- нормативные акты носят раз­личные названия (привилеи, грамоты, постановления, ус­тавы, статуты и др.), различны по действию в простран­стве и по кругу лиц, но все они равны по юридической силе, ибо вводятся в действие от имени великого князя и прини­маются коллегиально высшими органами государства.

2. Городские, волостные, областные грамоты как источники феодального права

Одним из источников права феодальной Беларуси являются областные грамоты (привилеи). Такие грамоты выдавались тем белорусским землям, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и сохраняли свои автономные права. Наиболее известные из них были: Витебские -- I503, I509, 1561 гг., Полоцкие -- 252I, 1547, I580, I634 гг., Смоленская -- I505 г., Мстиславская -- I55I г., Драгиченские -- I511, I547 гг.

Нормы, содержащиеся в областных грамотах, происходили: во-первых, из местного обычного права, разработанного в то время, когда многие из этих земель были самостоятельными государствами и их население, избирая себе князя, заключало соглашение, в котором были определены права и обязанности, как князя, так и народа; во-вторых, с предыдущих нормативных актов; в третьих, из норм, разработанных административной и судебной практикой.

Наиболее типовыми областными грамотами можно считать Витебскую 1503 г., Смоленскую 1505 г. и Полоцкую 1511 г. В них закреплены обязанности князя и местного воеводы действовать только согласно с местным правом, не вмешиваться в церковные дела, обеспечивать имущественные и личные права.В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной. Так, в привилеи Полоцкой земле великий князь не мог вмешиваться в дела местных церквей, назначать воеводу без согласия полочан, дарить земли полоцкие и полочан врадникам за службу и т.д. Жители Полоцкой земли имели ряд существенных привилегий (льгот), освобождались от подводной повинности и пограничной службы, не платили торговые пошлины, свободно могли выезжать за пределы Полоцкой земли, судиться только в своих местных судах, состоящих из полочан, и по праву Полоцкой земли; подавать жалобы непосредственно князю. В грамоте указывались и обязанности полочан: военная служба, уплата серебщизны и судебной пошлины и некоторые другие.

В областных привилеях так же упоминаются некоторые местные органы управления и должностные лица, которые сохранились в этих землях после их вхождения в состав Великого княжества Литовского. Поэтому областные привилеи являются ценным источником и при изучении истории органов местного управления. Так же эти грамоты можно использовать и для исследования социальной и сословной структуры общества. Все это позволяет говорить о научной значимости областных привилеев для изучения истории общественного и политического строя Беларуси в период феодализма.

Для изучения быта крестьян средневековой Беларуси, их повинностей перед государством и местной администрацией особый интерес имеют грамоты (привилеи), которые выдавались волостям. Такие грамоты выдавались, как правило, по ходатайству жителей той или другой волости, расположенной на государственных (великокняжеских) землях в связи с произволом администрации (незаконное увеличение размера податей, новые подати и повинности). Так, 4 сентября 1535 г. был выдан привилеи жителям Усвятской и Озерищской волостей в связи с их жалобой на витебского воеводу. Подобная грамота была выдана в 1536 г. жителям Могилевской волости в связи с жалобой на державца. с целью защиты их интересов от самоуправства местной администрации. Данные акты по своему содержанию носили различный характер. Одни из них довольно подробно определяли размеры многих повинностей населения (полюдье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), права населения на выбор местной низовой администрации - старцев и право самим собирать подати, а не посылать специальных сборщиков податей, которые в течение времени сбора податей содержались за счет населения, что было весьма обременительно для крестьян.. Другие касались только одной или нескольких повинностей. Общий анализ этих актов позволяет в значительной мере представить характер эксплуатации сельских жителей феодальным государством в целом и отдельными феодалами в частности.Главное назначение волостных грамот - ограничить произвол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социального конфликта.

Действие волостных грамот не ограничивалось сроками. Чаще всего они действовали до новых постановлений администрации. В тех случаях, когда такого указания не было, имелось в виду, что они должны действовать вечно. Если волостные грамоты игнорировались местными должностными лицами, то издавались повторные привилеи.

Территория на которую распространялось действие того или иного волостного привилея, не была одинаковой. Например, действие привилея от 2 октября I511 года распространилось на территории современных Гомельской и Могилевской областей. Другие же действовали только в одной волости.

Содержание волостных грамот в основном было направлено на закрепление повинностей и некоторых прав населения.

Главное назначение волостных грамот - ограничить про­извол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социаль­ного конфликта.

Изучение областных и волостных привилеев позволяет сделать вывод о том, что основным источником права, содержащегося в этих грамотах, было местное обычное право.

Выдача городских привилеев резко возрос­ла в XVI в.. Они выдавались по разным причинам: 1) по просьбе жителей предоставить им магдебургское право; 2) в свя­зи с тяжёлым положением мещан, вызванным стихийны­ми бедствиями (наводнением, пожаром) и военными дей­ствиями, происходившими на территории города; 3) в свя­зи с произволом администрации; 4) по просьбе админист­рации города с целью развития города и привлечения в город новых жителей.

Причины выдачи городских привилеев обусловливали их содержание, которое было различным. Самыми зна­чительными по содержанию были городские привилеи на магдебургское право. В них предусматривалось создание городских органов самоуправления, повинности и подати мещан, всевозможные льготы в области торговли, фор­мирование местного бюджета и др. вопросы. Во всех дру­гих видах городских привилеев либо четко определялись подати и повинности, либо мещане частично или полнос­тью освобождались от них на определенный срок. Напри­мер, 28 января 1566 г. Сигизмунд II Август выдал жите­лям г. Дисны привилеи, по которому вновь поселявшиеся лица освобождались от поборов и повинностей на срок до 8 лет. Витебску подобный привилеи был выдан в 1563 г.

3. Судебник 1468 года (Статут Казимира IV Ягеллончика)

Судебник 1468 года (Статут Казимира IV Ягеллончика)–первый кодекс криминального и процессуального права Великого княжества Литовского.

Судебник был составлен в период массовой раздачи феодалам земли вольных людей с превращением их владельцев в крепостных и освобождения этих земель и сидевших на них людей от государственных повинностей и великокняжеского суда, а потому подтверждал постановления Привелея 1447 г. о феодальной зависимости крестьян.

Особого внимания заслуживает статья 1, вводившая запрет на передачу потерпевшему детей до семилетнего возраста, родители которых были признаны виновными в воровстве и не имели возможности заплатить за содеянное преступление. Отныне , уголовная ответственность наступала с достижения семилетнего возраста. В статьях 5 и 6 была ограничена ответственность жены и детей правонарушителя, если они не знали о совершённом преступлении и не пользовались украденными вещами, хотя раньше вместе с осуждённым вся его семья также несла ответственность. Тем самым в законе закреплялась идея индивидуализации наказания. Новым также в Судебнике было то, что преступление классифицировалось уже как противоправное действие.

Судебник Казимира различал 3 вида краж:

Мелкие кражи — стоимость украденного меньше 1/2 рубля;

Средние — больше стоимости 1/2 коня;

Крупные кражи — украденное равно и больше стоимости одного коня.

За мелкую кражу, совершённую впервые, применялось наказание в форме штрафа, средней и большой — смертная казнь через повешение.

Статьи 9-10 также определяют компетенцию государственного суда над княжескими крестьянами, а статьи 11-12 компетенцию государственных судов над барскими крестьянами в случае, когда паны не выполняют своих обязанностей как судьи.

Основным внимание в Судебнике обращено на случай нарушения интересов одного феодала подданными др. феодала (ст. 9, 10, 11, 19, 20 и др.). В статье 24 было закреплено усиление гнёта феодалов и запрет права крепостных крестьян на свободный уход от землевладельца — тому, кто помогал челяди или крестьянам прятаться от своих господ, грозила смертная казнь.

Заканчивался Судебник Казимира Ягеллончика предписанием, обязывающим всех жителей содержать в порядке дороги и мосты. За неисполнение предусматривался штраф в размере десяти рублей.

Кратко: защищал всех собственников от нападений и насилия, предусматривал обязательное исполнение судебного постановления, лишение звания и всех прав взамен смертной казни для шляхтича и лишение личной свободы — для не шляхтича, освобождал от наказаний семью преступника, вводил принцип индивидуальной ответственности, требовал возвращать законным владельцам найденные вещи и животных, а также закреплял феодальную зависимость крестьян, а всех жителей обязывал поддерживать в надлежащем порядке дороги и мосты. В статьях сборника закреплялся также ряд других важных норм, которые впоследствии успешно совершенствовались в дальнейшей работе над систематизацией права.

Судебник действовал до издания первого Литовского статута 1529 г.

Следует также отметить, что Судебник не являлся общегосударственным кодексом, а только дополнял нормы общеземских привелеев. Он использовался в основном в центральных землях Великого княжества Литовского. Окраинные земли пользовались местным обычным правом.

Судебник 1468 г. намного опередил своё время. Наряду с типичными признаками феодального права (правовые привилегии, классовый характер) ему уже характерны такие прогрессивные по тому времени положения, как:

- право феодалов на общественный суд;

- чётко обозначенный возраст наступления уголовной ответственности;

- свободное распоряжение недвижимым имуществом;

- ограничение ответственности близких родственников;

- запрет судебного самоуправства.

Это свидетельствует о высоком уровне развития государства, общества и правовой мысли. Необходимо отметить, что, несмотря на довольно жестокие виды наказаний за преступления (повешение, сожжение, четвертование), уголовное право всё же придерживалось некоторых идей гуманизма. К их числу относятся, например: неприменение уголовного наказание к детям, запрет смертной казни для беременных женщин, введение для шляхтича уголовной ответственности за убийство человека низшего сословия, а также большей ответственности за преступления, направленные против женщин. Своим появлением 29 февраля 1468 года Судебник Казимира заложил тот фундамент, на котором впоследствии строилась и развивалась русская и литовская правовая система.

По терминологии и формулировкам к Статуту Казимира Ягайловича очень близок был первый сборник правовых норм Московского государства — Судебник князя Ивана III, принятый в 1497 году. Объясняется это тем, что составители московского свода пользовались сводом законов данного Статута и многое из него позаимствовали.

Контрольные вопросы:

1. Что в юридической литературе понимается под источником права?

2. В чем заключаются особенности правового обычая?

3. Почему Судебник Казимира 1468 года называют первым кодексом белорусско-литовских земель?

4. В чем заключалось основное содержание общеземских, областных, волостных и городских грамот?

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1. Общественный и государственный строй Литовского государства

1.2. Основные черты права ВКЛ, этапы его развития. Виды источников права

2. ДОСТАТУТНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПРАВА ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

2.1. Грамоты, постановления сейма, договоры, привилеи как источники права

2.2. Судебник Казимира 1468г.

3. СТАТУТНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПРАВА ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

3.1. Статут ВКЛ 1529 года

3.2. Статут ВКЛ 1566 года

3.3. Статут ВКЛ 1588 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Источник права, обычай, правовой обычай, санкционирование, правовой акт, система права, систематизация, кодификация, писаное право, естественное право, бежественное право, земское или посполитой право, Судебник Казимира 1468 года, привилеи – общеземские, городские, волостные и др.

Материал к лекции

Становление системы права ВКЛ

В Великом княжестве Литовском существовал феодальный строй с его двумя классами — феодалами и зависимыми крестьянами. В сёлах и городах проживало также некоторое количество людей, считавшихся свободными. Естественно, что отношения между ними нужно было регулировать с помощью определённых правовых норм. Для этой цели поначалу использовался местный обычай, но с нарастающими темпами расслоения общества перед господствующим классом феодалов возникала необходимость оформить свои права законодательно. Так появились всеземельные привилеи, которые представляли собой основные законы государства с закреплёнными в них нормами права. В большинстве своём привилеи являлись заимствованными у Польши иммунитетными грамотами только одного сословия — шляхты: юридически подтверждались права и льготы феодалов и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств.

Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины 15 века в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему,

Первые попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм.

Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя,

С развитием писаного права и частичной его систематизации возникла необходимость определить, какие нормы поведения людей подлежат регламентации в законе, а какие следует относить к нормам религии и морали, необходимость создать определенную систему его классификации.

Согласно этим идеям в Западной и Центральной Европе все право подразделялось в зависимости от источников на три основные части:

1. Божественное, то есть данное богом в священном писании.

2. Естественное, данное богом всем людям и заложенное в их природе. Считалось, что оно соответствует идеям разума, истины и справедливости, независело от нрмативных госудаственных актов.

3. Человеческе или положительное право, то есть право, созданное людьми. Положительное право подразделяли на публичное и частное, а частное в свою очередь – на отдельные институты: о вещах, о лицах, об обязательствах.

В ВКЛ при систематизации права кодификаторы не придерживались такого деления и выработали свою системы, отличную от римского права. Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отноше­ний интенсивно развивалось под воздействием экономи­ческих, социальных и политических причин. Для него ха­рактерны два основных этапа развития.

Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI в. происходило под воздействием внутренних и вне­шних социально-экономических и политических причин. Расширение торговли внутренней и внешней, розничной и оптовой, государственной и частной ускорило рост горо­дов и дифференциацию городского населения, обуслови­ло более интенсивную выдачу городам грамот на магдебургское право (Волковыску - в 1503, Новогрудку - в 1511, Слониму - в 1531, Речице - в 1561, Радошковичам -в 1569, Могилеву и Мозыру - в 1577, Пинску - в 1581, Витебску - в 1597 годах и т.д.)

Указанные процессы наряду с другими (более благо­приятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутри сословных противоречий, формирование более совер­шенного государственного аппарата и др.) содействовали консолидации земель в составе Великого княжества Ли­товского, унификации их правового статуса во второй по­ловине XVI в. и в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование которо­го невозможно без наличия единого права Именно под воздействием многообразных и разносторонних процес­сов и причин идет интенсивная правотворческая деятель­ность государства, цель которой - приспособить феодаль­ное право к новым более сложным условиям социально-экономического и политического развития страны.

В развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI в. четко проявляются тенденции, которые как вместе взятые, так и каждая в от­дельности являются прогрессивными:

- происходит изме­нение в источниках права: основным источником стано­вится нормативный акт, хотя и правовой обычай во мно­гих случаях продолжает использоваться при разрешении конфликтов в обществе;

- нормативные акты носят раз­личные названия (привилеи, грамоты, постановления, ус­тавы, статуты и др.), различны по действию в простран­стве и по кругу лиц, но все они равны по юридической силе, ибо вводятся в действие от имени великого князя и прини­маются коллегиально высшими органами государства.

2. Городские, волостные, областные грамоты как источники феодального права

Одним из источников права феодальной Беларуси являются областные грамоты (привилеи). Такие грамоты выдавались тем белорусским землям, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и сохраняли свои автономные права. Наиболее известные из них были: Витебские -- I503, I509, 1561 гг., Полоцкие -- 252I, 1547, I580, I634 гг., Смоленская -- I505 г., Мстиславская -- I55I г., Драгиченские -- I511, I547 гг.

Нормы, содержащиеся в областных грамотах, происходили: во-первых, из местного обычного права, разработанного в то время, когда многие из этих земель были самостоятельными государствами и их население, избирая себе князя, заключало соглашение, в котором были определены права и обязанности, как князя, так и народа; во-вторых, с предыдущих нормативных актов; в третьих, из норм, разработанных административной и судебной практикой.

Наиболее типовыми областными грамотами можно считать Витебскую 1503 г., Смоленскую 1505 г. и Полоцкую 1511 г. В них закреплены обязанности князя и местного воеводы действовать только согласно с местным правом, не вмешиваться в церковные дела, обеспечивать имущественные и личные права.В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной. Так, в привилеи Полоцкой земле великий князь не мог вмешиваться в дела местных церквей, назначать воеводу без согласия полочан, дарить земли полоцкие и полочан врадникам за службу и т.д. Жители Полоцкой земли имели ряд существенных привилегий (льгот), освобождались от подводной повинности и пограничной службы, не платили торговые пошлины, свободно могли выезжать за пределы Полоцкой земли, судиться только в своих местных судах, состоящих из полочан, и по праву Полоцкой земли; подавать жалобы непосредственно князю. В грамоте указывались и обязанности полочан: военная служба, уплата серебщизны и судебной пошлины и некоторые другие.

В областных привилеях так же упоминаются некоторые местные органы управления и должностные лица, которые сохранились в этих землях после их вхождения в состав Великого княжества Литовского. Поэтому областные привилеи являются ценным источником и при изучении истории органов местного управления. Так же эти грамоты можно использовать и для исследования социальной и сословной структуры общества. Все это позволяет говорить о научной значимости областных привилеев для изучения истории общественного и политического строя Беларуси в период феодализма.

Для изучения быта крестьян средневековой Беларуси, их повинностей перед государством и местной администрацией особый интерес имеют грамоты (привилеи), которые выдавались волостям. Такие грамоты выдавались, как правило, по ходатайству жителей той или другой волости, расположенной на государственных (великокняжеских) землях в связи с произволом администрации (незаконное увеличение размера податей, новые подати и повинности). Так, 4 сентября 1535 г. был выдан привилеи жителям Усвятской и Озерищской волостей в связи с их жалобой на витебского воеводу. Подобная грамота была выдана в 1536 г. жителям Могилевской волости в связи с жалобой на державца. с целью защиты их интересов от самоуправства местной администрации. Данные акты по своему содержанию носили различный характер. Одни из них довольно подробно определяли размеры многих повинностей населения (полюдье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), права населения на выбор местной низовой администрации - старцев и право самим собирать подати, а не посылать специальных сборщиков податей, которые в течение времени сбора податей содержались за счет населения, что было весьма обременительно для крестьян.. Другие касались только одной или нескольких повинностей. Общий анализ этих актов позволяет в значительной мере представить характер эксплуатации сельских жителей феодальным государством в целом и отдельными феодалами в частности.Главное назначение волостных грамот - ограничить произвол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социального конфликта.

Действие волостных грамот не ограничивалось сроками. Чаще всего они действовали до новых постановлений администрации. В тех случаях, когда такого указания не было, имелось в виду, что они должны действовать вечно. Если волостные грамоты игнорировались местными должностными лицами, то издавались повторные привилеи.

Территория на которую распространялось действие того или иного волостного привилея, не была одинаковой. Например, действие привилея от 2 октября I511 года распространилось на территории современных Гомельской и Могилевской областей. Другие же действовали только в одной волости.

Содержание волостных грамот в основном было направлено на закрепление повинностей и некоторых прав населения.

Главное назначение волостных грамот - ограничить про­извол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социаль­ного конфликта.

Изучение областных и волостных привилеев позволяет сделать вывод о том, что основным источником права, содержащегося в этих грамотах, было местное обычное право.

Выдача городских привилеев резко возрос­ла в XVI в.. Они выдавались по разным причинам: 1) по просьбе жителей предоставить им магдебургское право; 2) в свя­зи с тяжёлым положением мещан, вызванным стихийны­ми бедствиями (наводнением, пожаром) и военными дей­ствиями, происходившими на территории города; 3) в свя­зи с произволом администрации; 4) по просьбе админист­рации города с целью развития города и привлечения в город новых жителей.

Причины выдачи городских привилеев обусловливали их содержание, которое было различным. Самыми зна­чительными по содержанию были городские привилеи на магдебургское право. В них предусматривалось создание городских органов самоуправления, повинности и подати мещан, всевозможные льготы в области торговли, фор­мирование местного бюджета и др. вопросы. Во всех дру­гих видах городских привилеев либо четко определялись подати и повинности, либо мещане частично или полнос­тью освобождались от них на определенный срок. Напри­мер, 28 января 1566 г. Сигизмунд II Август выдал жите­лям г. Дисны привилеи, по которому вновь поселявшиеся лица освобождались от поборов и повинностей на срок до 8 лет. Витебску подобный привилеи был выдан в 1563 г.

3. Судебник 1468 года (Статут Казимира IV Ягеллончика)

Судебник 1468 года (Статут Казимира IV Ягеллончика)–первый кодекс криминального и процессуального права Великого княжества Литовского.

Судебник был составлен в период массовой раздачи феодалам земли вольных людей с превращением их владельцев в крепостных и освобождения этих земель и сидевших на них людей от государственных повинностей и великокняжеского суда, а потому подтверждал постановления Привелея 1447 г. о феодальной зависимости крестьян.

Особого внимания заслуживает статья 1, вводившая запрет на передачу потерпевшему детей до семилетнего возраста, родители которых были признаны виновными в воровстве и не имели возможности заплатить за содеянное преступление. Отныне , уголовная ответственность наступала с достижения семилетнего возраста. В статьях 5 и 6 была ограничена ответственность жены и детей правонарушителя, если они не знали о совершённом преступлении и не пользовались украденными вещами, хотя раньше вместе с осуждённым вся его семья также несла ответственность. Тем самым в законе закреплялась идея индивидуализации наказания. Новым также в Судебнике было то, что преступление классифицировалось уже как противоправное действие.

Судебник Казимира различал 3 вида краж:

Мелкие кражи — стоимость украденного меньше 1/2 рубля;

Средние — больше стоимости 1/2 коня;

Крупные кражи — украденное равно и больше стоимости одного коня.

За мелкую кражу, совершённую впервые, применялось наказание в форме штрафа, средней и большой — смертная казнь через повешение.

Статьи 9-10 также определяют компетенцию государственного суда над княжескими крестьянами, а статьи 11-12 компетенцию государственных судов над барскими крестьянами в случае, когда паны не выполняют своих обязанностей как судьи.

Основным внимание в Судебнике обращено на случай нарушения интересов одного феодала подданными др. феодала (ст. 9, 10, 11, 19, 20 и др.). В статье 24 было закреплено усиление гнёта феодалов и запрет права крепостных крестьян на свободный уход от землевладельца — тому, кто помогал челяди или крестьянам прятаться от своих господ, грозила смертная казнь.

Заканчивался Судебник Казимира Ягеллончика предписанием, обязывающим всех жителей содержать в порядке дороги и мосты. За неисполнение предусматривался штраф в размере десяти рублей.

Кратко: защищал всех собственников от нападений и насилия, предусматривал обязательное исполнение судебного постановления, лишение звания и всех прав взамен смертной казни для шляхтича и лишение личной свободы — для не шляхтича, освобождал от наказаний семью преступника, вводил принцип индивидуальной ответственности, требовал возвращать законным владельцам найденные вещи и животных, а также закреплял феодальную зависимость крестьян, а всех жителей обязывал поддерживать в надлежащем порядке дороги и мосты. В статьях сборника закреплялся также ряд других важных норм, которые впоследствии успешно совершенствовались в дальнейшей работе над систематизацией права.

Судебник действовал до издания первого Литовского статута 1529 г.

Следует также отметить, что Судебник не являлся общегосударственным кодексом, а только дополнял нормы общеземских привелеев. Он использовался в основном в центральных землях Великого княжества Литовского. Окраинные земли пользовались местным обычным правом.

Судебник 1468 г. намного опередил своё время. Наряду с типичными признаками феодального права (правовые привилегии, классовый характер) ему уже характерны такие прогрессивные по тому времени положения, как:

- право феодалов на общественный суд;

- чётко обозначенный возраст наступления уголовной ответственности;

- свободное распоряжение недвижимым имуществом;

- ограничение ответственности близких родственников;

- запрет судебного самоуправства.

Это свидетельствует о высоком уровне развития государства, общества и правовой мысли. Необходимо отметить, что, несмотря на довольно жестокие виды наказаний за преступления (повешение, сожжение, четвертование), уголовное право всё же придерживалось некоторых идей гуманизма. К их числу относятся, например: неприменение уголовного наказание к детям, запрет смертной казни для беременных женщин, введение для шляхтича уголовной ответственности за убийство человека низшего сословия, а также большей ответственности за преступления, направленные против женщин. Своим появлением 29 февраля 1468 года Судебник Казимира заложил тот фундамент, на котором впоследствии строилась и развивалась русская и литовская правовая система.

По терминологии и формулировкам к Статуту Казимира Ягайловича очень близок был первый сборник правовых норм Московского государства — Судебник князя Ивана III, принятый в 1497 году. Объясняется это тем, что составители московского свода пользовались сводом законов данного Статута и многое из него позаимствовали.

Контрольные вопросы:

1. Что в юридической литературе понимается под источником права?

2. В чем заключаются особенности правового обычая?

3. Почему Судебник Казимира 1468 года называют первым кодексом белорусско-литовских земель?

4. В чем заключалось основное содержание общеземских, областных, волостных и городских грамот?

Читайте также: