Особенности повествовательной манеры н с лескова в повести очарованный странник кратко

Обновлено: 30.06.2024

Лексов - это уникальный, самобытный и яркий автор со своим особенным языком, стилем и манерой повествования.

В этой статье представлен анализ особенностей языка и стиля Лескова, своеобразия повествовательной манеры.

Особенности языка и стиля Н. С. Лескова, своеобразие повествовательной манеры

А. И. Фаресов о Н. С. Лескове:

". он пишет массу рассказов, сильных по выполнению и проникнутых в каждой строчке
благородным настроением автора. Таковы его рассказы, вошедшие во II том под общим заглавием "Праведники", и полный эпического спокойствия "Сказ о тульском левше и стальной блохе" и т.д.

Живая и разговорная речь, действительно, резко отличается от книжной и правильно-литературной. Вот почему Лесков не сам рассказывает "Запечатленного ангела", "Очарованного странника" и т.д., а влагает их в уста людей, говорящих чужим для него языком. Лесков, как художник, прежде всего должен быть в воспроизведении жизни верен действительности: как характеру лиц, так и их языку.

А между тем многие удивляются тому, что у Лескова есть шепелявящие герои, которые вместо "город" произносят "голод"; в затруднительные минуты заговариваются и ставят одно слово вместо другого: "знако лицомое, а где вам помнил - не увижу" [из романа "Божедомы"] и т.д.

Удивляются тому, что рассказчик в "Стальной блохе" и приживалка в "Полуношниках" говорят приблизительно одним и тем же языком, хотя это объясняет просто тем, что оба они страдают недугом "артистической удали", свойственной многим беспокойным натурам, недостаточно интеллигентным, в простоте не говорящим ни одного словечка. Таких натур можно встретить всюду и даже среди публицистов в претензией на звание философов.

. язык в произведениях Лескова является результатом изучения самого предмета.

. он. в стомилионной массе русского народа не отрицал и добродетели ("Праведники"), и гений, и изобретательность ("Стальная блоха") и гордился сознанием положительных типов из русской нации.

. правильного отношения к себе вообще у большинства наших критиков Н. С. Лесков так и не дождался. С мнениями о нем господ Буренина и Волынского, однако, можно считаться: они оба иначе смотрят на Лесков, чем следует на него смотреть, но ни тот, ни другой не отрицают за ним его заслуг в литературе."

(А. И. Фаресов, "Против течений. Н. С. Лесков. Его жизнь, соч., полемика и воспоминания о нем", 1904 г.)

М. О. Меньшиков о Н. С. Лескове:

"Язык Лескова излишне меток и колоритен; это чисто русский язык, но уже слишком пересыщенный русской солью, отягощенный курьезами, облик которых подавляет.

Неправильная, пестрая, антикварная манера делает книги "Лескова" музеем всевозможных говоров: вы слышите в них язык деревенских попов, чиновников, начетчиков, язык богослужебный, сказочный, летописный, тяжебный, салонный, - тут встречаются все стихи великого океана русской речи.

Язык Лескова, пока к нему не привыкнешь, кажется искусственным и пестрым. Как некогда венецианцы, делая набеги на Восток, отовсюду привозили что-нибудь для своего собора св. Марка. так и Лесков в постройке своего языка: он обобрал, кажется, все сокровищницы и кладовые русской речи.

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороками богатства - пресыщенностью. В нем нет строгой, почти религиозной простоты стиля Лермонтова и Пушкина, у которых язык наш принял истинно классические, вечные формы; в нем нет изящной и утонченной простоты гончаровского и тургеневского письма, нет задушевной, житейской простоты языка Толстого, - язык Лескова редко прост.

Лесков совсем не похож по типу творчества ни на Достоевского, ни на Щедрина, но удивительно родствен им по темпераменту. Сатира требует, может быть, по своей природе особого языка; . яд речи, необходимый сатирику, черпается им из элементов распадения речи, из выразительных, причудливых словечек, не укладывающихся в организме языка.

Как у Щедрина и Достоевского, у Лескова такое же пристрастие причудливому, чрезмерному, резкому и курьезному, и как у них - способность при случае писать и совершенно спокойным языком. Некоторые романы Лескова очень напоминают Достоевского, а многие страницы, по выдержанности, не уступают лучшим тургеневским."

Воссоздание особой реальности русского мира происходит у Лескова через язык народа. Природа народного характера предстает у него в Стихии речи: В слове, в манере рассказывания историй, в интонации героя. Язык для писателя - та корневая система, которая создает нацию и питает ее. Читатель находится в постоянном языковом напряжении, вслушиваясь в звучащую речь рассказчика.

Внешняя композиция повести составляет 20 глав. Первая глава выполняет роль своеобразного пролога-экспозиции, последующие главы представляют собой рассказ Ивана Северьяновича Флягина о прошедшей жизни. Начало первой главы можно сравнить с пространной драматургической ремаркой автора, предваряющей будущее театральное действо - моноспектакль, главное действующее лицо которого и исполнитель его роли сам Иван Флягин.

Сказ Лескова стилистически неоднороден. В рассказе Ивана Флягина воспроизводятся речевые обороты множества персонажей, роли которых он проигрывает, демонстрируя их взгляд на происходящее и особенности характера. Возникает иллюзия множественности самостоятельных точек зрения, выражающих динамичный взгляд на событие, персонаж, предмет.

Проговаривая чужие роли (князя, Груши и иных героев), рассказчик, безусловно, накладывает на эти образы отпечаток личного отношения к ним. Автор же провоцирует сюжетные ситуации, принуждающие читателей дать варианты собственных оценок услышанного.

Сказ в художественном мире Лескова не средство для внешней отделки рассказа, не элемент занимательности или экзотичности, он является важнейшей составляющей содержательной стороны произведения. Возникшее у читателей впечатление многоракурсного изображения жизни создает динамическое всестороннее освещение образа и предполагает возможность и необходимость различных интерпретаций его смысла.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

– Попытаемся понять, закончены ли странствия Ивана Флягина.


Почему Лесков изменил название? Какой смысл в нём заложен?

Странник – это человек, который постоянно находится в пути. Ещё странниками называли людей, которые ходили на богомолье по святым местам. Но у Лескова не простой странник, а очарованный. Очарованный, значит, находящийся под властью чьих-то чар. В суеверные времена речь шла о колдовстве. Но слово очарованный давно уже употребляется в метафорическом смысле – выражающий или испытывающий восхищение, влюблённый.

Нетрудно догадаться, что очарованным странником писатель называет главного героя повести Ивана Флягина. И вся повесть представляет собой жизнеописание героя, его исповедь. Произведение состоит из 20 глав. В первой главе происходит знакомство с героем. Это экспозиция. Остальные главы – это развёрнутая исповедь главного героя.

Как влияет такой способ построения повести на её художественные особенности?

Чтобы рассказать историю очарованного странника, Лесков использует форму сказа – живого монолога героя. В сказе огромную роль играет воссоздание манеры речи рассказчика, насыщенность её просторечиями, диалектными словами и выражениями. При этом Лесков мастерски передаёт речевые особенности не только главного героя, но и всех людей, с которыми встречался Иван Флягин за свою долгую жизнь.

Исповедь Ивана Флягина состоит из нескольких законченных историй, связанных только личностью главного героя. При этом одни эпизоды описываются очень подробно, в деталях. Например, на степной ярмарке передаётся каждая реплика, даются яркие описание лошадей и степняков и так далее. А о некоторых вещах Иван Флягин говорит коротко и неохотно, практически односложно отвечая на вопросы любопытных слушателей.

Например, в повести есть такие признаки житийной литературы, как вымоленное рождение ребёнка, избранность героя для служения Богу, пророческие видения и сны, борьба с искушениями, раскаяние и преображение грешника. Жизнь Ивана Флягина – это долгий путь от греха к искуплению и покаянию.

Как и герой приключенческого романа, очарованный странник лишён семьи и дома, он скитается по белу свету в поисках лучшей жизни. А чтобы выжить, примеряет новые роли. Кроме того, у авантюрного героя нет конечной цели, после достижения которой герой остановится и обретёт счастье.


Лесков называет своего героя богатырём-черноризцем. Это вызывает ассоциации с ещё одним полумифическим персонажем – монахом-воином Пересветом, который сражался с татарином Челубеем. Вспомним, что Иван Флягин был солдатом и ещё хочет снять монашеский клобучок и надеть амуничку. И душа у него болит за судьбу русского народа. Это отражается в его видениях. То есть, перед нами фигура богатыря, народного заступника.

Герой Лескова раскрывается не только через слова и отношения с другими персонажами. Его бесконечные странствия по огромной России – отражение широты русского характера. Иван Флягин – эпический герой. При всей индивидуальности судьбы и образа этого героя, степень обобщения в нём очень высока. Сам писатель в письмах сравнивал образ Ивана Флягина с образами героев европейского эпоса, например, с Дон Кихотом и Телемаком. А мы помним, что первое название повести отсылало читателя к древнегреческому эпосу.

Ивану Флягину приходилось красть, убивать, обманывать, пьянствовать. Да и вера его очень своеобразна и порой далека от идеи христианства. Это скорее народное представление о христианстве, круто замешанное на суевериях.

Он очарован красотой жизни, которую находит во всём: в паре голубков, в лошадях, женской красоте и в образе Родины, за которую хочет умереть.

Автор

О книге

Интересные факты

Цитаты

История создания

Николай Лесков создавал собственную книгу довольно быстро. Ему удалось её написать меньше, чем за год. События повести разворачиваются на берегах Ладожского озера, где путешествовал в те годы писатель. Автор неслучайно остановил свой выбор именно на этих краях, так как здесь расположены обитель монахов, а также острова Кореллу и Валаам. Соответственно, замысел произведения родился именно в этой поездке.


В чем особенности этой повести и откуда появилась идея создать эту историю исправившегося праведника?

Содержание

Пассажиры судна плывут по Ладожскому озеру на остров Валаам. Среди путников выделяется некто Иван Северьяныч Флягин, одетый в послушничий подрясник. По просьбам спутников мужчина рассказывает им долгую историю своей жизни.

По замыслу автора, в характере и судьбе очарованного странника Ивана Флягина отчетливо слышна общенациональная нота, звучание которой определено православной христианской верой. В нем раскрываются лучшие стороны народного характера: бесстрашие, благородство, простодушие и открытость. Иван Северьяныч понимает православное вероучение как практическое доброделание и добротолюбие.


Формально повесть обнаруживает сходство с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями.

Об авторе


Интересные факты

«- Ты бессердечный, ты каменный.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Смысл названия

  • ведет насыщенную жизнь;
  • имеет богатый внутренний мир;
  • попадает в интересные приключения, пытаясь отыскать своё место в жизни.

Прилагательное в составе названия указывают на то, что Иван словно очаровывается красотой окружающего пространства, поставив её на высокие позиции. Кроме того, можно говорить о значении колдовских чар, ведь иногда персонажу приходится поступать, словно не по своей воле. Создается впечатление, будто какие-то неведомые силы ведут его, заставляя прислушиваться к знакам судьбы, а не к голосу разума.

Повесть имеет такое название еще и потому, что автор таким образом словно указывает на то, чем заканчивается вся эта история в итоге. Таким образом, он словно демонстрирует предназначение персонажа.

Когда юноша ещё не появился на свет, мать обещала его Богу. По этой причине ему приходится сталкиваться с чарами судьбы. Они словно ведут его к тому, чтобы исполнить высшее предначертание. То есть странником движет предопределение, он не принимает самостоятельных решений.

Популярные сочинения

Композиция повести

Её можно обозначить, как фольклорное произведение, имеющее те или иные особенности жанра. Это своего рода устный рассказ. У него имеется композиция рассказа, с одной оговоркой, что она является модернизированной. Здесь четко прослеживаются пролог и экспозиция. Их можно видеть во время описание сцены на судне, когда происходит знакомство путешественников. Дальше рассказчик приводит свои воспоминания, для каждого из которых характерны свои особенности. Флягин применяет те слова и выражения, которые свойственны для представителя его сословия. Кроме того, он умело передаёт речевые характеристики героев его историй.

В повести 20 глав. Их примечательной особенностью является то, что они не связаны друг с другом чёткой хронологией событий. Рассказчик ориентируется на случайные ассоциации, которые рождаются у героя, а потому выстраивает их на собственный лад. Автор дает понять, что Флягин придерживался стихийного образа жизни. Такое хаотичное отношение ко всему видно и по тому, как он рассказывает целые вереницы историй, объединённые нечеткими воспоминаниями.

Под конец книги Бог всё же помогает мужчине выдержать все эти испытания.

Содержание произведения

Действие происходит поначалу на палубе, где встречаются двое путешественников. Они оживленно обсуждают дьяка-самоубийцу, как неожиданно на горизонте появляется монах. Он желает спастись от искушений, а потому намерен ехать в святые места. Люди начинают интересоваться его жизнью, тогда как тот охотно рассказывает им истории, приключившиеся с ним. Вся эта биография и выступает основой повести.

Флягин родился в семье крепостных крестьян, какое-то время работал кучером. Мать испытывала проблемы во время беременности и просила Бога помочь ребёнку родиться. В обмен на это она обещала, что после рождения малыш будет ему служить. Женщина умерла в родах, но её сын впоследствии не пожелал идти в монастырь. Он стойко отмахивался от видений, преследовавших его.

Жизнь словно призывала его выполнить обещание матери, но Иван продолжал упрямиться. Возможно, именно потому, что он отвергал свое предназначение, юноше пришлось пройти через много испытаний. Из-за него умер монах, пришедший к нему во сне и рассказавший о погибели нескольких людей. По его словам, это должно было случиться до того, как тот посетит монастырь. Но даже все эти прогнозы не заставили молодого человека одуматься. Он хотел жить исключительно ради себя.

О книге

Время написания

История создания и замысел


Странник. В. Суриков. 1886

Содержание


Пассажиры судна плывут по Ладожскому озеру на остров Валаам. Среди путников выделяется некто Иван Северьяныч Флягин, одетый в послушничий подрясник. По просьбам спутников мужчина рассказывает им долгую историю своей жизни.

Особенности


Иван Северьяныч. Иллюстрация Ивана Глазунова, 1973

Название


Дорога во ржи. Г. Г. Мясоедов. 1881

Смысл произведения


Иллюстрация Николая Кузьмина. 1952

По замыслу автора, в характере и судьбе очарованного странника Ивана Флягина отчетливо слышна общенациональная нота, звучание которой определено православной христианской верой. В нем раскрываются лучшие стороны народного характера: бесстрашие, благородство, простодушие и открытость. Иван Северьяныч понимает православное вероучение как практическое доброделание и добротолюбие.

Эгоизм и дальнейший духовный рост

Иван чуть не погиб в аварии, после этого от него отвернулся барин. Юноша совершил грех, выкрав коней у собственного хозяина. В следующем эпизоде герой оформил себе фальшивые документы и устроился на работу к одному поляку. Но и здесь он не смог долго задержаться, так как поступил нечестно по отношению к господам. Участвуя в схватке за коня, молодой человек непреднамеренно убил своего противника.

Чтобы не попасть за решетку, ему пришлось уехать жить с татарами. Те не желали его отпускать, хоть на тот момент персонаж и обзавелся семьей. Он работал доктором. В какой-то момент ему попали в руки фейерверки, с помощью которых он отпугнул татар и сумел сбежать. Представившись беглым крестьянином, он смог проникнуть в родное имение. Но ему там были не рады, так как видели в нём грешника.

Затем молодой человек прожил на протяжении трёх лет в доме у князя, помогая ему в обмен на кров выбирать хороших коней. В один из вечеров парень напился, потратив все имеющиеся у него деньги на цыганку Грушу. Князь когда-то полюбил её и даже выкупил, но впоследствии его чувства остыли, из-за чего девушку прогнали. Она умоляла его об убийстве, и парень столкнул её в воду.

Сегодня на уроке мы:

– Попытаемся понять, закончены ли странствия Ивана Флягина.

возник во время летней поездки в Валаамский монастырь в 1872 году.

.
Телемак, или Телемах
, – герой античной мифологии, который отправился странствовать в поисках своего отца, хитроумного царя Одиссея. Сюжет о приключениях Телемака стал популярным в западноевропейской литературе.

. А своё привычное короткое название повесть получила через год, когда вышла отдельным изданием.

Почему Лесков изменил название? Какой смысл в нём заложен?

Странник – это человек, который постоянно находится в пути. Ещё странниками называли людей, которые ходили на богомолье по святым местам. Но у Лескова не простой странник, а очарованный. Очарованный, значит, находящийся под властью чьих-то чар. В суеверные времена речь шла о колдовстве. Но слово очарованный давно уже употребляется в метафорическом смысле – выражающий или испытывающий восхищение, влюблённый.

Нетрудно догадаться, что очарованным странником писатель называет главного героя повести Ивана Флягина. И вся повесть представляет собой жизнеописание героя, его исповедь. Произведение состоит из 20 глав. В первой главе происходит знакомство с героем. Это экспозиция

. Остальные главы – это развёрнутая исповедь главного героя.

Как влияет такой способ построения повести на её художественные особенности?

Чтобы рассказать историю очарованного странника, Лесков использует форму сказа – живого монолога героя. В сказе огромную роль играет воссоздание манеры речи рассказчика, насыщенность её просторечиями, диалектными словами и выражениями. При этом Лесков мастерски передаёт речевые особенности не только главного героя, но и всех людей, с которыми встречался Иван Флягин за свою долгую жизнь.

, ‒ говорит Иван Северьяныч. Например, в первой главе мы сначала слышим рассказ об укрощении коня, потом слова о родительском обещании, а уже в следующей главе Иван рассказывает историю своего рождения и детства.

Исповедь Ивана Флягина состоит из нескольких законченных историй, связанных только личностью главного героя. При этом одни эпизоды описываются очень подробно, в деталях. Например, на степной ярмарке передаётся каждая реплика, даются яркие описание лошадей и степняков и так далее. А о некоторых вещах Иван Флягин говорит коротко и неохотно, практически односложно отвечая на вопросы любопытных слушателей.

,
авантюрного романа, сказа, сказки и былины
.

Например, в повести есть такие признаки житийной литературы, как вымоленное рождение ребёнка, избранность героя для служения Богу, пророческие видения и сны, борьба с искушениями, раскаяние и преображение грешника. Жизнь Ивана Флягина – это долгий путь от греха к искуплению и покаянию.

‒ признаётся лесковский герой.

Как и герой приключенческого романа, очарованный странник лишён семьи и дома, он скитается по белу свету в поисках лучшей жизни. А чтобы выжить, примеряет новые роли. Кроме того, у авантюрного героя нет конечной цели, после достижения которой герой остановится и обретёт счастье.


Вспомните, как богатырские кони в былинах перескакивали леса и овраги одним скоком.

Лесков называет своего героя богатырём-черноризцем. Это вызывает ассоциации с ещё одним полумифическим персонажем – монахом-воином Пересветом, который сражался с татарином Челубеем. Вспомним, что Иван Флягин был солдатом и ещё хочет снять монашеский клобучок и надеть амуничку. И душа у него болит за судьбу русского народа. Это отражается в его видениях. То есть, перед нами фигура богатыря, народного заступника.

Герой Лескова раскрывается не только через слова и отношения с другими персонажами. Его бесконечные странствия по огромной России – отражение широты русского характера. Иван Флягин – эпический герой. При всей индивидуальности судьбы и образа этого героя, степень обобщения в нём очень высока. Сам писатель в письмах сравнивал образ Ивана Флягина с образами героев европейского эпоса, например, с Дон Кихотом и Телемаком. А мы помним, что первое название повести отсылало читателя к древнегреческому эпосу.

Ивану Флягину приходилось красть, убивать, обманывать, пьянствовать. Да и вера его очень своеобразна и порой далека от идеи христианства. Это скорее народное представление о христианстве, круто замешанное на суевериях.

‒ это повесть о духовном взрослении человека, становлении личности и формировании миропонимания. Ведь даже убийство цыганки Груши он совершает сознательно, чтобы спасти её от страшного греха самоубийства, а не случайно, в азарте или из шалости, как раньше. Свои грехи Иван искупает страданиями моральными и физическими.

Он очарован красотой жизни, которую находит во всём: в паре голубков, в лошадях, женской красоте и в образе Родины, за которую хочет умереть.

О праведниках в творчестве Николая Семёновича Лескова Максим Горький







Характеристика главных героев

В этой повести имеется несколько действующих лиц. Они происходят из разных слоев общества и относятся к тем или иным национальностям. По этой же причине их образы многогранны. Ключевым персонажем выступает Иван Флягин. Он предстаёт в начале произведения как:

  • старик с седыми волосами;
  • человек большого роста;
  • обладатель смуглого, открытого лица.

Ему на тот момент 53 года. Лесков пишет, что мужчина чем-то напоминает Илью Муромца. Он наивный и добрый, обладает не только смелостью, но и недюжинной физической силой. При этом в нем нет таких черт, как развязность и бахвальство. Этот герой чистосердечен и характеризуется откровенностью.

Хотя он имеет низкое происхождение, в нём присутствуют гордость и достоинство. Попав в плен, Иван не подумал продать собственную родину, так как он ощущал себя патриотом. Но, несмотря на все эти положительные качества, ему довелось совершить немало глупых поступков, из-за которых погибли невинные люди. Через этот момент Лесков передает всю противоречивость, свойственную для русского характера.

Другой интересный персонаж — Груша. Это глубокий и страстный человек. В ней можно выделить такие черты характера:

Она остаётся верной князю, который когда-то освободил её. Когда тот прогоняет девушку, она демонстрирует гордость, умоляя убить себя, так как не хочет принадлежать кому-то другому. Несмотря на добродетель, которая не вызывает и тени сомнения, в ней присутствует некая бесовская очаровательность. Именно она и приводит к проблемам в её жизни и в жизни мужчин, которые окружают девушку. Флягин также идет на нечестный поступок ради неё. После смерти эта особа принимает неожиданный облик. С одной стороны, она защищает Ивана от пуль, напоминая ангела, с другой стороны, посещает его в монастыре, обретая таким образом дьявольские черты.

Остальные действующие лица

Люди дворянского происхождения в повести предстают в виде отрицательных образов. Они выглядят несколько карикатурно. Например, хозяин Флягина описывается, как жестокий и самовлюбленный человек, не жалеющий крепостных. Князь — эгоист, легкомысленный подлец, готовый на всё ради богатства. Лесков дает понять, что наличие принадлежности к дворянству не предоставляет привилегий, как таковых.

Здесь важны только связи и деньги, поэтому герою так и не удаётся найти своё место, имея чин офицера. Иностранцы, как и представители других религий, отличаются своеобразием. Допустим, татары живут в окружении огромного количества детей, они имеют несколько жён, но чувствуется, что настоящей любви в их жизни нет.

Автор намеренно изображает народ в целом, а не отдельно взятых личностей. Таким образом, он подчеркивает отсутствие у этих людей индивидуальности.

Читайте также: