Особенности построения диалога кратко
Обновлено: 07.07.2024
Известно, что общение протекает в двух основных формах – монологической и диалогической. Их сравнение позволяет установить черты сходства и различия между данными формами, а также выявить специфику каждой из них.
Диалог является исторически первичной формой коммуникации. По-видимому, его возникновение относится к наиболее ранним формам речевого взаимодействия между людьми. Первоначально диалог сопровождал не только бытовое общение, но и способствовал организации совместной трудовой деятельности, а также помогал в передаче опыта и традиций между поколениями.
Со временем функция диалога расширилась, что связано с появлением новых сфер общественной жизни и усложнением коммуникации в целом. В наше время диалог является универсальным инструментом обмена информацией как в живом, непосредственном общении, так и в культурном плане. Недаром культура в понимании известного русского философа М.М. Бахтина представляет собой пространства диалога, являясь средой взаимодействия сознаний, мировоззрений, индивидуальностей.
В лингвистике диалог понимается как форма коммуникативного взаимодействия, речевое высказывание, зафиксированное в устной или письменной форме и состоящее из последовательности реплик его участников.
Бытует мнение, что диалог в основном характерен для разговорно-бытовой коммуникации, однако он реализуется во всех функциональных стилях, в каждой из которых имеет свои языковые особенности. Так, в научном стиле диалог используется для организации дискуссии, в публицистическом – во время проведения дебатов, в официально-деловом – в ходе пресс-конференций, совещаний, деловых переговоров.
Преимущества диалога как формы речевого взаимодействия заключаются в следующем:
- Наличие почти мгновенной обратной связи и возможности отслеживать реакцию собеседника.
- Свободная структура, предоставляющая каждому участнику право свободно излагать свои мысли.
- Возможность корректировки содержания высказывания, если собеседник его не до конца понял.
- Приращение смысла за счёт обмена информацией, мыслями, идеями.
Готовые работы на аналогичную тему
Монолог – это вторичная по отношению к диалогу форма взаимодействия, представляющая собой речевое произведение, структура которого предполагает последовательное изложение какой-либо темы без расчёта на ответные реплики собеседника.
Монолог возникает тогда, когда появляются формы общественной практики, требующие последовательного развёртывания мыслей: например, политика, судебная система, образование, искусство.
Хотя монолог по форме и строению исключает чередование реплик собеседник, он создаётся с ориентацией на адресата, поэтому любой монологической текст по своей природе диалогичен. Он существует в поле культурных смыслов, во взаимодействии с мировоззрением и идеологией своего времени.
Монолог также имеет положительные стороны:
Особенности построения и употребления монолога и диалога
Структура диалога включает как речевые, так и неречевые компоненты. К последним относятся:
- Коммуникативная ситуация – обстановка, в которой реализуется общение, а также её характеристики.
- Состав коммуникантов, их статус и выполняемые роли.
- Канал связи – способ передачи информации и наличие непосредственного или технически опосредованного контакта между собеседниками.
К речевым аспектам диалога относятся:
- Тема общения, определяющая его содержание и цели.
- Функциональная разновидность языка, используемого для общения.
- Отбор языкового материала и способы его структурирования.
- Реализация требований культуры речевого общения, соблюдение этических компонентов коммуникации.
Правила ведения диалога в любой ситуации общения базируются на следующих принципах:
- Уважительное отношение к собеседнику.
- Недопустимость стратегий и тактик, направленных на унижение или обесценивание партнёра.
- Умение выслушать чужую точку зрения, аргументировать собственную, корректно и обоснованно отстаивать своё мнение, не ущемляя права и интересы оппонента.
- Соблюдение норм культуры речи, отказ от использования жаргонной лексики, грубо-просторечных слов, вульгаризмов и мата.
- Следование принятым в данном обществе этикетным правилам вежливого общения.
Общая структура монолога включает три части, среди которых выделяют вступление, в котором даётся общая информация о теме, основную часть, посвящённую её раскрытию, и заключение, подводящее итог сказанному.
Наиболее общие принципы построения монолога таковы:
- Соответствие выбранной теме.
- Логичность и последовательность речи.
- Фактическая точность, основанная на данных верифицированных источников.
- Соблюдение нормативного и коммуникативно-этического компонентов речевой культуры.
Являясь двумя основными формами речи, монолог и диалог востребованы в различных ситуациях и сферах общения и необходимы для успешной коммуникации.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24.12.2021
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Правила ведения диалога содержатся еще в народной мудрости — пословицах. Однако сегодня кажется, что многие из этих правил прочно забыты и учить нам их предстоит с самого начала. Сегодня в рамках рубрики Спор-площадка мы хотим познакомить наших читателей с правилом построения дискуссии, изложенным в работах академика Ю.В. Рождественского.
1) Словесный ответ с новым содержанием.
2) Действие (несловесное).
4) Умолчание или отсутствие действия.
1) умолчание, если нет вопроса;
2) словесный ответ, если нет побуждения к неречевому действию;
3) пересказ другому лицу, если нет побуждения к неречевому действию или особого запрещения на речевое действие;
4) неречевое действие, если нет особого побуждения к бездействию.
Отправные этикетные правила речевого поведения восходят к самым основным культурно-историческим функциям языка и создаются для того, чтобы речевая коммуникация не прерывалась. Непрерывность речевой коммуникации обусловлена общественным характером языкового сообщества.
Так, например, если слушающих несколько, не следует отвечать на вопрос, не обращенный к тебе лично. Это этикетное положение может быть нарушено, если лицо, к которому обращен вопрос, не отвечает на него и, тем самым, не выполняет одно из основных правил речевого этикета.
Соблюдение речевого этикета — есть показатель развитой личности. Поэтому соблюдение правил речевого этикета контролируется стимулом признания элитарности личности участника беседы. Являясь критерием элитарности личности, речевой этикет есть одно из средств занять более высокое положение в обществе (в соответствии с пословичным выражением «элитарен тот, кто умеет «ступить и молвить «).
Диалог — это одна из основных разновидностей речи, которая заключается в обмене репликами между отдельными людьми.
Истоки диалогической речи восходят к древнегреческой и древнеиндийской философии. Наличие диалогов — один из главных признаков драматических произведений в художественной литературе.
Реплика — это отдельное высказывание конкретного лица, участвующего в диалоге.
Характерные черты диалогической речи:
- Чередование реплик.
- Функциональность.
- Краткость.
- Использование неполных и простых предложений.
- Непринужденность.
- Связанность.
Одна реплика диалога должна быть связана с другой. Если собеседники говорят невпопад о разных предметах, то такая речь не является диалогической.
Виды и значение, особенности построения
Диалогическая форма речи является одной из самых распространенных. Она выполняет ряд важных функций:
- Коммуникативная — обеспечивает процесс взаимодействия между людьми.
- Информационная — способствует передаче информации.
- Художественная — лежит в основе структуры драматических произведений, помогает раскрыть сюжет и характеры героев.
- Образовательная — через диалогическую речь строится образовательный процесс.
По способу фиксации выделяют диалоги:
По целям:
- Разговор.
- Диспут.
- Спор.
- Интервью.
- Деловая беседа.
По стилю:
- Бытовой (разговорный).
- Научный.
- Художественный.
- Публицистический.
По содержанию:
- Информационные — когда собеседники обмениваются информацией, восполняют пробелы в знаниях.
- Интерпретационные — когда оба собеседника владеют примерно одинаковым объемом информации и делятся своим пониманием событий.
- Смешанные — происходит обмен знаниями с последующей интерпретацией.
В диалогической практике выделяют также диалоги:
- Равноправные — участников объединяют общие идеи и ценности.
- Структурированные — собеседники путем последовательных действий приходят к общему пониманию.
- Из одних вопросов — одна из форм художественного диалога. Вопрос одновременно будет являться ответом на предыдущую реплику.
Диалоги могут строиться:
- с авторскими словами;
- без слов автора.
Диалог со словами автора:
Молодой человек растерянно посмотрел на погасший экран телефона, подбежал к первому попавшемуся прохожему и спросил:
— Вы не знаете, который сейчас час? Уже есть шесть часов?
— А вы что, на телефон не можете посмотреть? — раздраженно ответила женщина с огромными сумками в руках.
— У меня отключился телефон, — грустно объяснил юноша.
— Половина шестого, — ответила женщина и быстро побежала прочь.
Без слов автора:
— Я могу поговорить с Иваном Николаевичем?
— А кто его спрашивает?
— Это по поводу разгрузки стройматериалов.
Как оформить, правила написания
Правила оформления диалога зависят от его структуры.
В диалогах без слов автора каждая реплика пишется с новой строки и отделяется знаком тире. В кавычки высказывания не берутся.
— Много ль за часы-то, Алена Ивановна?
— А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит.
В диалогах с авторскими словами сохраняются те же правила для реплик, но добавляются знаки препинания, связанные со словами автора.
Знаки препинания для авторских слов в диалогах:
- После слов автора, предшествующих реплике, ставится двоеточие.
Наконец он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил:
— А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?
— Нет, учусь. — отвечал молодой человек.
Слова автора после реплики отделяются знаком тире. Если реплика заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, то они сохраняются. Точка меняется на запятую.
— Я делаю. — нехотя и сурово проговорил Раскольников.
— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.
Авторские слова, находящиеся посередине реплики, с двух сторон выделяются знаками тире.
— Забавник! — громко проговорил хозяин. — А для ча не работаешь, для ча не служите, коли чиновник?
— Для чего я не служу, милостивый государь, — подхватил Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову, как будто это он ему задал вопрос, — для чего не служу?
Слова автора после реплики обычно пишутся со строчной буквы. С заглавной буквы они будут писаться, только если начинается новое предложение.
— Что угодно? — строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.
— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы.
Формы выражения, манера речи, примеры
По форме выражения выделяют следующие типы диалогов:
- Беседа — это обмен мнениями между собеседниками в непринужденной форме. Предполагает доброжелательность и уважительное отношение друг к другу.
- Спор — это попытка участников диалога категорично отстаивать свою точку зрения, несмотря на все возражения оппонента. Часто споры бывают эмоциональными, с переходом на личные оскорбления.
- Дискуссия — диалогическая речь, основанная на четкой, логичной и последовательной аргументации. Имеет целью прояснить позиции, оценить мнение собеседника, скорректировать свою точку зрения.
— Сегодня замечательная погода, не так ли?
— Да, вы правы, сегодня очень тепло и солнечно. Мы собираемся идти загорать на речку всей семьей. А вы?
— Мы сегодня собираемся начать стройку своего нового дома.
— Поздравляю! Строить дом — это хорошее дело.
— Как ты мог сказать такую глупость? В этой газете никогда не пишут правду, а ты ее цитируешь.
— Я доверяю журналистам этой газеты больше, чем тебе! Они-то, по крайней мере, люди образованные.
— Так ты веришь в эту теорию заговора? Это же полный вздор!
— Позвольте уточнить, вы имели в виду Льва Николаевича Толстого?
— Теперь ваша мысль становится мне более понятной.
На продуктивность диалога влияет манера речи.
Манера речи — это набор характерных черт, свойственных для речи конкретного человека.
Включает в себя:
- тембр голоса;
- выразительность;
- скорость;
- чистоту речи;
- словарный запас;
- степень уверенности;
- наличие или отсутствие речевых дефектов.
Для письменного диалога на первый план выходят:
- правописание;
- грамотность;
- логичность;
- вежливость;
- корректное использование слов;
- отсутствие или наличие жаргонизмов, слов-паразитов;
- точность и однозначность толкования.
Независимо от того, в какой форме ведется диалог — в устной или письменной — для того, чтобы он был продуктивным, необходимо придерживаться следующих принципов:
- Целесообразность — диалог должен достигнуть поставленной цели или стремиться к ней.
- Аргументированность — свою точку зрения следует отстаивать с помощью последовательных аргументов.
- Логичность — разговор должен иметь логичную структуру.
- Взаимоуважение — следует выстраивать беседу в доверительной и уважительной атмосфере.
При составлении делового диалога обычно придерживаются следующей схемы:
Определение и функции
Одной из разновидностей речевых коммуникаций в русском языке является диалог. Это устный или письменный способ общения, который предполагает обмен репликами. В разговоре, в отличие от монолога, участвуют два человека, но присутствующих, обменивающихся последовательными репликами, может быть и больше.
Конструктивная коммуникация между людьми основана на важных принципах и логических средствах, позволяющих составить диалог и добиться конечной цели беседы. К ним относятся:
- способы доказательства и его формы (к примеру, демонстрация);
- тактические приемы;
- психологическое воздействие;
- специальные способы невербального общения.
Построение текста каждого участника диалога основано на тактах: один из них — произнесение речи, следующий — молчание. Это позволяет называть беседу активным ритмическим процессом.
Специалисты в сфере коммуникации считают, что в общении также большую роль играет молчание. Если человек прерывает речь в раздумьях, его собеседник не обязан заполнять образовавшуюся паузу. Чаще всего в такой момент удается интерпретировать смысл заминки как согласие или несогласие второго участника со сказанным.
В современных условиях коммуникации и активного развития ее отраслей (стилистики, риторики, лингвистической прагматики) правильное составление и написание диалогов имеет большое значение. Общение между двумя людьми — это очень сложный и многогранный процесс. В виде отдельного жанра такая форма общения появилась во II тысячелетии до нашей эры на Среднем Востоке. Также имеются доказательства ее присутствия в индийских песнопениях Махабхараты и Ригведы. На территории Европы огромный вклад в изучение диалога и его использование в литературе сделал Платон.
В современной практике понятие выступает в роли философского или литературного жанра, используется как коммуникативный или педагогический метод, а также представляет собой социальный инструмент.
В теории выделяют два класса — информационные и интерпретационные диалоги. Первые свойственны ситуациям, когда в начале беседы между присутствующими ощущается разрыв в знаниях. Вторые характерны для случаев, когда партнеры владеют одинаковым объемом информации, но в процессе разговора представляют друг другу разное толкование.
Виды и уровни общения
В речевой коммуникации распространены два уровня общения — деловой (конвенциональный) и информационный (событийный). Последний характерен для любой сферы взаимодействия людей, он используется в быту, на работе, в деловых отношениях. В таких беседах, как правило, всегда есть общая тема и предмет, собеседники реализуют свои высказывания в ситуации партнерства, у них появляется возможность личностной самопрезентации. Для делового уровня свойственны другие черты:
- разговор строится не на основе общего предмета;
- каждому из участников отводится своя роль, в соответствии с которой частично реализуется партнерство;
- самопрезентация происходит лишь в определенной степени.
Таким образом, исходя из задач и целей, выделяют несколько подвидов диалогов. К ним относятся короткий бытовой разговор, деловая беседа, интервью, собеседование и переговоры.
Общение, присутствующее в повседневности, возникает спонтанно, ему свойственна незапланированность. Участники могут затрагивать любые темы — от личных до политических. Разговору присуще частое отклонение и резкое перескакивание с одного предмета на другой.
Целью беседы не является принятие какого-либо решения, используется простой разговорный стиль речи. Деловые беседы характерны для официальной среды. Они происходят с применением лексически и логически грамотных предложений, а также невербальных средств, позволяющих оказать влияние на собеседника (жестов, манеры поведения, мимики). Главной задачей взаимодействия является достижение цели, выдвижение предложений и их критическая оценка, решение возникшей проблемы и т. д.
Специалисты советуют заранее писать небольшой план беседы, продумывать каждое слово использовать корректные формулировки, чтобы речь выглядела грамотной. Важно всегда учитывать мотивы и интересы собеседника, уважать его позицию и любые взгляды. В деловых беседах рекомендуется избегать лиц, не заинтересованных в теме.
Особенностью собеседования как разновидности диалога является наличие цели. Один из присутствующих намерен получить как можно больше сведений о другом (работодатель — о кандидате на должность). Это всегда стрессовая ситуация для последнего, но можно подготовиться и корректно ответить на вопросы.
В интервью одна из сторон представляет собой первичный источник информации, которая узнается собеседником посредством целенаправленно задаваемых вопросов.
Формы выражения
Диалогичность наглядно проявляется в беседе, дискуссии и споре. Первая форма — это последовательный обмен мнениями, способствующий пониманию и уточнению свойств конкретного предмета, описанию ситуации. Предполагаются аналогичные взгляды собеседников, доброжелательное отношение друг к другу.
В споре проявляется противостояние. Участники отстаивают исключительно свою позицию, защищают собственную точку зрения, стремясь одержать победу в разговоре. Редко встречаются случаи, когда сторонам удается достичь компромисса, как правило, каждый остается при своем мнении. Не исключены некорректное поведение, хамство и оскорбления, перетекающие в драку. Эмоциональная окраска отсутствует, если субъекты решают написать друг другу взаимные претензии.
Дискуссия как форма проявления диалога представляет собой ясное, последовательное и обоснованное оценивание различных мнений и взглядов. Она базируется на следующих принципах:
- сопоставление;
- грамотная и понятная аргументация;
- рассмотрение и оценивание.
Такая разновидность взаимодействия считается наиболее действенной, часто она встречается в политической сфере в виде полемики или дебатов.
К публичным беседам готовятся заблаговременно, если известна тема обсуждения. Рекомендуется составить план утверждений и опровержений. Постепенно можно дописать какие-либо факты, тезисы, а также изучить специальную терминологию.
Манера речи
Единого образца, как должен выглядеть, развиваться или писаться диалог, не существует. Принципы его построения основаны на взаимном уважении и корректном отстаивании интересов, умении внимательно слушать и логично объяснять свою точку зрения. В большинстве случаев на итог беседы оказывают влияние грамотность, правописание и манера речи.
Если один из участников выражается слишком громко, то второй может это воспринимать как навязывание мнения. Чрезмерно тихий, невнятный и неуверенный голос, наоборот, приводит к непониманию, вынуждает собеседника переспрашивать, задавать дополнительные вопросы. Высказывания должны быть точными и однозначными, чтобы не возникало некорректного толкования.
При очень быстром произнесении слов у одного из партнеров появляется впечатление навязчивости, ощущение незаинтересованности и желания поскорее закончить взаимодействие. Если же речь, наоборот, медленная, то второй участник может решить, что время затягивается намеренно с какой-либо целью.
Независимо от того, происходит диалог устно или письменно, к нему предъявляются строгие требования. Должна присутствовать четкая и логически последовательная система убеждений и аргументов. Партнеры обязаны уметь правильно выстраивать структуру общения, начинать с введения в проблематику и описания ситуации, а затем излагать позицию, принимать решение и подводить итоги.
Читайте также: