Барабан в архитектуре храма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бараба́н (в архитектуре) — опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, которая венчается куполом. Он очень часто встречается в христианских храмах, в особенности православных. Снаружи почти всегда оформляется архитектурным декором: чаще аркатурным или аркатурно-колончатым поясом. Обычно барабан прорезан окнами, пропускающими свет внутрь здания. Для перехода от прямоугольного (чаще квадратного) в плане основания к круглому в сечении барабану используются особые треугольные своды (паруса), либо нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания (тромпы).

Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы, то есть нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.

Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-колончатым поясом и другим архитектурным декором. Барабан часто употребляется в архитектуре купольных христианских церквей, в особенности, православных.

Барабан бывает двух видов:

световой — прорезанный окнами, как правило, прямоугольной или арко-подобной формы, простенки между которыми часто внешне оснащались пилястрами, колонками, резьбой, лепными украшениями, а в средине — фресками.
глухой (слепой) — сравнительно узкий, без прорезей. Часто такой барабан под куполом называют шеей.
Барабанами также называются те монолиты цилиндрической формы, из которых иногда составляются стержни колонн.

БАРАБАН (в архитектуре) — опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, которая венчается куполом. Он очень часто встречается в христианских храмах, в особенности православных. Снаружи почти всегда оформляется архитектурным декором: чаще аркатурным или аркатурно-колончатым поясом. Обычно барабан прорезан окнами, пропускающими свет внутрь здания.

Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы, то есть нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.

Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-колончатым поясом и другим архитектурным декором. Барабан часто употребляется в архитектуре купольных христианских церквей, в особенности, православных.

Барабан бывает двух видов:

световой — прорезанный окнами, как правило, прямоугольной или арко-подобной формы, простенки между которыми часто внешне оснащались пилястрами, колонками, резьбой, лепными украшениями, а в средине — фресками.
глухой (слепой) — сравнительно узкий, без прорезей. Часто такой барабан под куполом называют шеей.
Барабанами также называются те монолиты цилиндрической формы, из которых иногда составляются стержни колонн.

Православный храм — это место, куда приходят верующие, чтобы молиться, слушать проповеди священника, поставить свечи, приложиться к иконам, заказать молебны.



Для православного храма характерен крестово-купольный тип, возникший еще в средневековой архитектуре

В православном храме выделяются основные три части:

  1. Алтарь с престолом. В эту часть могут войти только лица мужского пола.
  2. Наос. Это средняя часть храма.
  3. Притвор. Здесь стоят только определенные люди.

Многие православные люди часто интересуются, из каких частей состоит православный храм, как они называются. А также частый вопрос, как называется крыша церкви. Давайте в этом разберемся.

У церкви не крыша, а купол

Все знают, в обычных домах крыша так и называется, а вот у церкви не крыша, а купол. Это связано с тем, что крыша храма сделана в форме купола. Почему же у него такое строение?

так называется крыша церкви

Купол — это такая геометрическая фигура, очень похожая на половинку большого шара или круглую шляпку гриба.



Обратите внимание на фото, здесь можно увидеть, как выглядит купол внешне и при внутренней отделке. И действительно, если присмотреться, то так и есть. Очень хорошо это можно увидеть с высоты птичьего полета

Но вопрос состоит в том, что, почему же изначально было задумано именно так. На самом деле все дело в греках, ведь именно они строили первые храмы на Руси. Храмы по внешнему виду похожи на византийские храмы, они тоже имели круглую форму, а купола в форме полусферы.

Такая форма церкви была принята еще в средневековье.

Купол является как бы символом неба. Он как бы приближал к Богу.

Круг считался совершенной формой, которая, по сути, подходит ко всем религиям. Поэтому круглая форма купола считалась наиболее классической для православного храма.

Почему определили именно круг? На самом деле все очень просто. В древности люди считали сферу символом вселенной, и естественно земля имеет форму шара. Отсюда все и пошло.

Затем русские мастера сильно изменили форму куполов, сделав их в форме шлема.

После этого, в 16 веке купола русских церквей обрели форму луковиц, что и вытеснило форму полусферы. Именно такие купола сейчас и видят православные люди на всех храмах.

Как давали храму название? Название храма было дано по какому-нибудь православному празднику или в честь святого.

Барабаны в прославлении

Барабаны и история церкви

С началом Методистского и Евангелического движения в 1700-х годах пробуждение выражалось через некоторое оживление с помощью новых гимнов поклонения. Конгрегации вдохновлялись к совместному пению, и поднимали свои голоса в объединенном выражении веры в Бога. Isaac Watts, John и Charles Wesley, и другие в то время написали гимны, которые некоторые деноминации поют до сих пор.

Аккомпанемент органа был общепринятым музыкальным сопровождением в то время в городских церквях, в то время как более бедные деревенские церкви использовали фагот, виолончель или духовые инструменты, чтобы создать некий тип гармонии. И на этот раз перкуссии не нашлось места.

В 1800-х, дальнейшее духовное пробуждение привело массы людей к познанию Иисуса Христа через собрания в городских залах, церквях, часовнях и на открытом воздухе. В Америке, когда движение за отмену рабства набирало силу, черные церкви росли в числе и влиянии. В них отражалось смешение традиций, и неформальные танцы были центральной частью опыта поклонения. Они включили перкуссионные инструменты в поклонение, и в то же время, возникает новый тип христианской музыки — Белый Госпел. Песни Белого Госпел достигали многих людей большой свободой исполнения и простотой послания. Мелодии были легки для запоминания, слова просты и эффект был большим. Ira Sankey и D.L. Moody написали сотни гимнов, которые продвигали совместно-конгрегационный тип поклонения, который используется еще и поныне.

Барабаны в современном поклонении Поклоняющийся барабанщик обеспечивает музыке основу, на которой располагается вокальная группа. Барабаны контролируют духовный поток хвалы и поклонения, обеспечивая твердый пульс, необходимый, чтобы склеить или соединить оркестр или группу вместе. Кроме того, барабаны несут энергию, возбуждение и настроение в момент поклонения.

Очень важно, чтобы барабанщик в группе поклонения не конкурировал с остальной частью группы, или с вокалистами, но правильно понимал ту роль, которую он несет для достижения общего результата. Чувствительный барабанщик играет скорее с авторитетом, чем с повышенной громкостью. Он должен обладать чувствительным слухом, что позволяет ему сочетать его технику и акустические свойства комнаты. Он должен хорошо знать свое оборудование, и понимать, какие части ударной установки соответствуют нужному моменту. Барабанная установка — это не просто один инструмент, а много инструментов, соединенных вместе. Понимая тональные возможности, опытный барабанщик может снабдить группу почти безграничным количеством звуков и эффектов.

Меня часто спрашивают, что делает барабанщика хорошим исполнителем-христианином. По моему мнению, это сильно зависит от индивидуальности характера, посвящения Богу и поместной церкви. Хороший барабанщик имеет персональное время поклонения, в соединении с музыкальным совершенствованием. У него хорошо отработана техника игры, чтобы он мог спокойно акцентироваться в нужный момент поклонения на том, что на самом деле придаст в нужный момент окраску, стиль, нежность или усиление. Его музыка становится персональным выражением любви и преданности под водительством Духа Святого, и он использует этот дар как предложение Богу. Музыка не является посланием сама по себе, но она прекрасно помогает запечатлеть нужную информацию прямо на сердце. Она раскрывает основные истины, принципы и чувства, которые не могут быть эффективно переданы через другие средства.

В начале 21 века, музыка поклонения наилучшим образом включает в себя целый ряд звуков и инструментов, от простых акустических до супер-технологичных. Независимо от того, в каком настроении, оно играется: в буйном и неистовом, или в спокойном и мягком, сегодняшнее поклонение твердо связано с вездесущим, прочным ритмом барабанов.

По религиозным канонам православный храм — Дом Божий

Теперь рассмотрим остальные части православного храма.

Раньше считалось, что это место совершения ритуальных приношений. Но сейчас алтарь не несет такую функцию, но также очень важный элемент в церкви.

В алтарь имеют право войти только лица мужского пола.

Женщинам туда вход строго воспрещен. Объясняется это тем, что женщины нечисты особенно в дни ежемесячного непроизвольного течения. А алтарь является святилищем.

Алтарь — отделяется преградой. Он имеет трехчастное деление: в центре находится престол, слева, с севера — жертвенник, где готовится вино и хлеб для причастия, справа, с юга — дьяконник, где хранятся книги, одежды и священные сосуды.

Алтарь храма всегда обращен в сторону востока, туда, откуда восходит солнце.

Посмотрим, из каких же частей состоит весь храм и как эти части называются.



Постройка православного храма ведется с соблюдением строгих правил

Архитектура в православной церкви — довольно сложная система

Для начала рассмотрим внешний вид храма и его части.

Апсида — полукруглый или многоугольный выступ в храме, где расположен алтарь. Про то, что такое алтарь и где он расположен, уже мы сказали.

Аркатурный пояс — ряд декоративных настенных украшений в виде небольших арок.

Барабан — верхняя часть храма, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, на которую воздвигают купол

Барабан бывает двух видов:

  • световой — прорезанными окнами, как правило, прямоугольной или аркоподобной формы;
  • глухой (слепой) — сравнительно узкий, без прорезей. Часто такой барабан под куполом называют шеей. На фото это хорошо можно рассмотреть.

Глава в архитектуре — купол, увенчивающий здание храма.

Закомары — выполненные в виде свода полукруглые завершения верхних наружных стен церкви. Появились еще в 12 веке. Уже более современные закомарные покрытия появились в конце 20 века и стали более устойчивы к дождю и снегу.

Куб — понятие, определяющее внутренний объем храма.

Неф — внутренняя часть храма, расположенная между аркадами.

Паперть — место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в храм.

Паруса — элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности барабана.

Пилястра — вертикальный выступ на поверхности стены, плоской формы, выполняющий конструктивные или декоративные функции. Подклет — часть здания, соответствующая нижним этажам.

Трапезная — пристройка с западной стороны церкви. Была местом проповедей, общественных собраний. Сюда посылались в качестве наказания за грехи, для их искупления.

Шатер — конструкция в виде многогранника пирамидальной формы, служившая покрытием церквей и колоколен.

Яблоко — элемент на куполе, выполненный в виде шара под основанием креста.

Ярус — деление объема здания в горизонтальной плоскости, с убыванием по высоте.



В православных храмах используются криволинейные перекрытия. Это своды храма

А что такое своды храма? Своды храма — это тип перекрытия или покрытия помещения, ограниченными стенами, балками или столбами. По-другому конструкция, которая образуется наклонными поверхностями. Например, криволинейные, прямолинейные.







Галерея

  • The Trinity Cathedral Troitse Sergiyeva Lavra.jpg

Древнерусские храмы с цилиндрическими барабанами (Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры)

Церковь в селе Киш. Азербайджан.

Собор Никорцминда. Грузия. Барабан купола.

Храм Гандзасар. Нагорный Карабах

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Волоколамск)

Внутренний вид храма — тоже довольно сложная, но продуманная система

С обеих сторон мы видим клирос. Клирос — предназначен для певчих людей. Если, например мужской монастырь, то на клиросе в основном поет мужской хор. В деревенских храмах обычно поют люди, которые обучены пению сами.

А в более больших городах на клиросах поют только профессиональные люди, которые знают музыкальную грамоту и ноты.

Горнее место — место у восточной стены алтаря, напротив престола, где на некотором возвышении ставится кресло (трон) для архиерея, а по сторонам, но ниже его – сидения для священников.

Как видите, внешний и внутренний вид храма довольно сложный. Тот человек, который только начинает ходить в храм, может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно.

Каждой вещи в храме есть применение.

Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас прямо к Богу.

Читайте также: