Особенности обустройства российской деревни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ещё недавно на благо­устройство сельских поселений не хватало ни денег, ни желания. В итоге разрыв в качестве жизни между городом и селом стал колоссальным, жители, особенно молодёжь, уезжали из глубинки. Власти региона смогли переломить ситуацию.

На региональном уровне теперь применяется комплексный подход к развитию сельских территорий. Помимо строительства новых дорог, социальных объектов, газификации, важную роль в подъёме волгоградского села играет благоустройство глубинки.

Например, Ленинский район Волгоградской области. После того, как райцентр Ленинск, в котором проживает 15 тысяч жителей, вошёл в число победителей областного гранта по благоустройству, там кардинально преобразили парковую зону. Объём финансирования из областного бюджета составил 7,7 млн руб.

В результате в парке Ленинска появились зона отдыха с фонтаном, детская площадка с игровым комплексом, спортплощадка и танцевальная площадка для молодёжи.

Дальнейшее благоустройство парка продолжили за счёт средств бюджета городского поселения Ленинск. Но на этом преобразования не остановились. С 2017 года, отметили в администрации Ленинского муниципального района, благоустройство коснулось и сельской глубинки. По три миллиона рублей на реализацию проектов получили Ильичёвское, Рассветинское и Царёвское поселения.

Впрочем, очень многие поселения не ждут областных средств, а начинают преобразования и своими силами. Пример для многих - Каршевитское сельское поселение. Недавно в этом приволжском поселке на самом краю области на месте пустыря появился парк.

Не стоит жизнь и в других районах. Интересен опыт городского округа Михайловка.

В Новоаннинском районе за масштабное благоустройство сёл взялись не менее основательно.

Так, в райцентре Новоаннинский появился собственный местный Арбат - пешеходная зона по улице Карла Либкнехта - с цветниками, зеленью, комфортными уголками отдыха, светильниками, лавочками, детской площадкой.

Тренажёр на улице

Впрочем, комфортная среда - это не только цветочки и парки. Это и чистота улиц, и досуговые и спортивные объекты.

Уже сейчас главная площадь и улицы села выглядят достойно: на главной площади, ставшей территорией для отдыха и прогулок, разбит огромный цветник и уютные газоны. И это на месте, где ещё несколько лет назад была заброшенная, неиспользуемая чаша фонтана, постепенно превращённая в свалку. А теперь сельские власти заверяют: скоро здесь будет ещё лучше и краше!

Первым проектом, завершённым в этом году в одной из отдалённых территорий Заволжья - Николаевском муниципальном районе - стала реконструкция центральной части села Степновское. В центре села замостили тротуарной плиткой более 725 кв. метров, обустроили детскую и универсальную спортивную площадки, установили 10 удобных скамеек. Здесь же высажено свыше двухсот растений, для полива которых проложен новый водопровод. В том же Николаевском муниципальном районе аналогичным образом уже благоустроены центры Солодушинского, Ленинского, Политотдельского и Совхозского сельских поселений.

Кстати, этот район является одним из лидеров в реализации мероприятий по комплексному благоустройству общественных территорий. А в 2017 году в число лидеров попали также Алексеевский муниципальный район и городской округ Урюпинск.

Последний свой 400-летний юбилей встретит осенью обновлёнными парковыми зонами в центральной части города.

· рассмотреть жилище с точки зрения материальной культуры;

· рассмотреть жилище древних славян в контексте мировоззренческого восприятия окружающего мира человеком.

· сравнить традиционное и современное значение и восприятие жилища.

Что же такое деревня?

- Деревня — населённый пункт с несколькими или несколькими десятками домов.

Наши предки чётко отделяли свой мир от чужого – мира, несущего опасности, неизведанного (лес, поле, река). Своим миром считалась деревня и, конечно же, свой дом. Поселение противостоит тому, что находится за его стенами (лесу, степи, природе, месту обитания врагов), как свое, закрытое, культурное и безопасное - чужому, открытому, некультурному. Человек окультуривает природу, создает свое пространство и стремиться его защитить.

Деревня состоит из дворов, расположенных в определенном порядке. Деревня, как правило, образует определенное пространство, окруженное лесом, полем. Первоначально люди строили поселки и деревни в самых удобных местах. Как вы думаете, в каких? Почему выбирались именно эти места?

- На берегу рек и других водоемов, также выбирались равнинные местности и т.д. Обуславливалось это удобством такого положения и практическим значением такого положения.

  1. Поселение по берегам рек могло идти волной вдоль берега или прямой чертой. Сначала силились близ рек, но с появлением колодцев все большее распространение получают поселения вдоль дорог, трактов.

Первоначально поселения тянулись вдоль береговой линии одной улицей, но потом появлялись и параллельные им улицы. Что касается поселений вдоль дорог, то они развивались по тем же законам.

Итак, деревня состояла из дворов. Двор - пространственное определение участка земли, где располагались жилые (дом) и хозяйственные постройки, за двором – огород. В число хозяйственных построек входили :

Гумно —в своём самом распространённом и типичном виде – это довольно массивная и приземистая клеть под двускатной крышей, разделённая внутри продольными стенами на три части: среднюю – широкую – и две боковые узкие. Средняя часть – часть – собственно ток – прочно вымощена добротными плахами. В её обеих торцовых стенах – широкие ворота, образующие сквозной проезд, а по бокам – отсеки для соломы, открытые внутрь широкими проёмами.

Ток — обширная, плотно убитая и смазанная жидкой глиной площадка. На ней в два рада колосьями внутрь расстилали предварительно развязанные снопы, и молотьбиты с цепами шли навстречу друг другу, вымолачивая зерно из колосьев.

В некоторых случаях овин с гумном связывался более органично, и тогда очаг, грядки и ток объединялись в одной общей постройке, называемой ригой.

Амбар — бревенчатая, каменная, кирпичная, саманная или глинобитная постройка, прочная, с тесовой или железной кровлей, размером в среднем 4x4 м, обычно с широкой выступающей площадкой перед входом и с навесом над ней, установленная на больших камнях или деревянных толстых чурбанах-стульях, без окон, но с небольшим отверстием для вентиляции. Использовался для хранения зерна, муки, имущества.

Хлев — постройка во дворе, обычно бревенчатая, иногда утепленная, на мху, где находился мелкий и крупный рогатый скот. Для лошадей рядом, под одной крышей, но отдельно от продуктивного скота, устраивалась конюшня.

(фото хозяйственных построек)

Но центральным объектом двора, конечно, был дом.

  1. Устройство дома. Дом как жилище человека. Комплекс мифологических представлений.

Счастливым местом считается то, на которое ложится отдыхать рогатый скот.

Выбор конкретного места постройки обычно происходил с помощью гадания.

Наиболее распространённым является следующий способ: по углам будущего дома хозяин насыпает 4 кучки зерна. Делается это вечером. Если на утро следующего дня зерно окажется нетронутым, то место считается выбранным удачно. Если зерно тронуто - место признаётся неудачным.

Семантическое поле данного набора жертвенных предметов включает, прежде всего, идеи богатства, плодородия (воспроизводства), благополучия коллектива, что является смыслом ритуала вообще, призванного, в первую очередь, обеспечить благосостояние и воспроизводство коллектива в потомках.

А чем обуславливалась именно такая конструкция?

Дверные и оконные проемы еще в прошлом веке прорубались, как правило, в уже собранном срубе, для чего вырубалось (а позже пропиливалось) необходимое число венцов (для волоковых окон рубили до половины два соседних бревна, для косящатых - 2-3 венца). В оконные проемы (косящатых) вставлялись массивные колоды из 4 брусьев, а уже в колоду вставлялась оконница, т.е. рама, куда в свою очередь вставлялась брюковица (обычно бычий или рыбий пузырь), которую постепенно вытеснило оконное стекло, ставшее к началу XIX века общеупотребительным. Дверной проем обрамлялся двумя косяками, притолокой и порогом.

Окна в мифологических рассказах осмысляются как обладающие особой сверхзоркостью очи-глаза крестьянского жилища (праславянск.

что находит свое естественное объяснение в общем контексте уподобления частей дома членам человеческого тела.

С окном соотносится и некая неведомая сила, слабо дифференцированная и, по сути, неперсонифицированная. Воспользовавшись окном как

постучав в окно и окликнув по имени спящую девушку, уводит ее из дома в глубь леса, а затем внезапно исчезает. Особую силу воздействия

Таким образом, рассматриваемый проем в стене крестьянской избы

осмысляется как окно в недифференцированный внешний мир, от мифических обитателей которого зависит судьба крестьянской семьи.

Чтобы обеспечить наиболее благоприятный исход во взаимодействии

с ним, живущим здесь предстоит соблюдать все связанные с окном,

как и с другими компонентами дома, установления и предписания традиционного этикета. Ведь это не только канал связи с иным миром, но

и страж, охраняющий границу крестьянского жилища от воздействия вредоносных сил.

Двери также представлялись как граница двух миров. Недаром порог связывался с культом предков. Поэтому запрещалось стоять, сидеть, есть на пороге, здороваться через него. Порог связывался с дорогой, чужим миром и смертью. Вспомните приметы, связанные с окном, порогом, дверью.

Не менее важна роль дверей и окон в топографическом плане. От того, в какой стене будет прорублена дверь, а в какой (каких) - окна, зависит не только вся внутренняя планировка жилища, но и функциональные характеристики каждой из четырех стен сруба. В свою очередь, традиция прорубать двери и окна в той или иной стене жестко связана с ориентированием всего жилища относительно частей света или общего плана застройки поселения.

Об остальных элементах декора избы, их разновидностях , функциональности и декоративных свойствах мы поговорим на следующем занятии.

В качестве домашнего задания предлагается письменно ответить на вопрос: сравнить традиционное и современное значение и восприятие жилища.

Список используемой литературы:

1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. 2-е

2 . Беловинский Л. В. История русской материальной культуры: Учебное пособие. Часть I. — M.: Издательство МГУК, 1995. - 112 с.

3. Криничная Н. А. Окно крестьянского жилища: к представлениям о границе и контактной зоне между мирами в севернорусской мифологии // Границы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и сопредельных регионов. Гуманитарные исследования. Вып.1. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2008. C. 131-141.

4. Русский Север: этническая история и народная культура. ХП-ХХ века. – М.: Наука, 2001.848 с, ил.

Из города в село

В Петербурге у Нади Артес была престижная должность руководителя отдела маркетинга в строительном холдинге, модные друзья, тусовки и квартира с мансардой, выходящей на Дворцовую площадь. Сейчас из окон ее избы — деревянных и с вышитыми занавесками — открывается вид на просторы Владимирской области.


Маршрут село — город односторонний, вектор этого движения почти никогда не меняется. Мегаполисы растут, деревни пустеют, и связь между ними постепенно утрачивается. А вместе с ней исчезает и культура большой страны, которая весело и задорно празднует День народного единства, толком даже не зная, единства кого и с кем. Как в этих условиях начать изучать Россию, что нужно и чего не следует делать, чтобы правильно помогать селам, и почему важно нащупать точку равновесия между модернизацией и аутентичностью?

Помогать там, где больно и некрасиво

То, что на первый взгляд кажется блажью, экзотикой и не поддается объяснению, на деле оказывается четкой и верной жизненной установкой: помогать там, где больно и некрасиво.

Так родилась и идея общественной уборки, которую Надя устроила еще до переезда.

Кто-то поднимал с земли банку йогурта 2008 года, смотрел на нее и приходил в ужас от того, что за 10 лет с ней ничего не случилось. Кого-то тошнило. Те, кто были со мной там, сказали потом, что больше никогда не смогут пользоваться пластиком. После уборки мы все почему-то молчали.

Я боялась, что никто не согласится больше на что-либо подобное. Но уже с утра меня завалили вопросами, когда будет следующая уборка. Я ответила, что это не главная моя цель. Я хотела вдохновить, дать новый паттерн действий и понимание, что каждый из нас может инициировать любые проекты и обязательно найдутся бренды, которые поддержат. Потому что я тоже когда-то думала, что в России вообще ничего невозможно сделать. Вот готовый сценарий, берите и пользуйтесь.

Туртино нашло Надю само. Она оказалась в архитектурном бюро, которое занималось проектом развития села. Тогда же Надя познакомилась с Вадимом Дымовым (тот самый, что делает колбаски) и заразилась его идеей восстановления молочного производства в регионе, взяв на себя разработку туристических проектов и инфраструктуры для местных.

И чем больше Надя ездила вдоль разноцветных, строго расчерченных полей Владимирской области от Суздаля к Туртину, тем лучше понимала, что совсем не хочет в город. Однажды она просто осталась в селе, чтобы посвящать его заботам всё время.


Зачем селу программисты

Жители Туртина, правда, охотнее доверили Наде собственную жизнь, чем своих буренок, хотя поначалу с подозрением отнеслись к такому энтузиазму. Сейчас ее главная цель — создать привлекательную инфраструктуру для приезжающих специалистов и туристов. Поднимающееся молочное производство не только обеспечило Туртину рабочие места и приток населения, но и вернуло веру в людей за пределами села в то, что и они могут быть неравнодушными.

И если местные соглашаются, они реально делают. Сельский человек всегда выполнит обещанное, и ему не нужны никакие бумаги.

У бизнеса в селе есть свои особенности. Проекты могут обсуждаться и в бане, и за рюмкой водки. Монастыри, морозы, тулупы — русская душа здесь обязательно в какой-то момент поднимается за хреновухой. Но мы, конечно, не пьем целыми сутками. Не больше городских уж точно! У нас много дел.

Городские всегда удивляются, когда узнают, что селу нужны даже программисты. Мы планируем запуск современного молочного комплекса, и нам на фермы требуются IT-кадры. Так что крестьянин, бегающий по полю с плугом и мотыгой, — это стереотип, не имеющий ничего общего с реальностью.

Культуре возделывания сельские и обязаны своим здоровьем. У них огромная связь с землей, они ей благодарны. Поэтому в деревнях такой культ хлеба и мяса.


Сейчас в Туртине зимний отпуск. Но летом, во время сбора урожая, в селе бывают пробки, жизнь бурлит, в столовой снова становится шумно. Надя уверена: это заслуга и социальная миссия бизнеса, обеспечившего селу зарплаты, которых здесь не было десятилетиями.

Местным с их завидным здоровьем легко дается физический труд, работают они много и, кажется, лучше городских знают, как жить селу. Но им нужна помощь извне, когда речь заходит об управлении процессами.

Главным источником информации в Туртине до приезда Нади были объявления в газете. Она переформатировала службу строительства и попробовала научить всех пользоваться электронными ресурсами и почтой.

«Помогать селу — обязанность бизнеса и государства. Устоявшееся мнение, что диалог с властью невозможен, — это стереотип. Я общалась со многими местными чиновниками — очень адекватными людьми. Просто у государства, как игрока, свой интерес, и его надо понимать.

Например, школы в Туртине нуждаются в восстановлении. Но сперва население должно вырасти минимум до тысячи человек, что логично: любое образовательное учреждение — это затраты на обслуживание и ответственность, оно не может стоять пустым.

Но когда ярые активисты приезжают в село и видят нерабочую школу, сразу заводят разговоры: „Государство опять наворовало, а делать ничего не хочет“. Эти процессы гораздо сложнее, громких фраз и голого энтузиазма здесь мало.

Помощь казенная

Но упадок российских сел связан не только с финансированием регионов, и одними деньгами его не преодолеть. Современное состояние глубинки — это печальное отражение коренных социальных изменений в стране за последние три столетия ее истории.

Волны урбанизации и дезурбанизации в России сменяли друг друга. Жизнь деревни в советский период, например, сильно зависела от сельскохозяйственных предприятий, которые и сдерживали людей. Тем не менее в 60-е годы жители массово мигрировали в большие города, население старело, а уровень рождаемости не мог компенсировать этих потерь.

Распад СССР ненадолго замедлил процесс урбанизации, обеспечив приток беженцев и мигрантов из бывших союзных республик, но при этом спровоцировал кризис сельского хозяйства и увеличил разрыв в доходах между городом и деревней. В годы, последовавшие за земельной реформой 90-х, производство во многих селах вымирало. Не видя перспектив трудоустройства, молодежь стремилась в города. Модернизация происходила выборочно, и всё заметнее становилась социальная поляризация периферия — центр.


В общем виде проблема сформулирована давно: современная российская деревня — территория массовой и застойной бедности.

В основном сельские регионы по инерции выживают за счет инфраструктуры, построенной в советские годы, но и она постепенно приходит в негодность.

Такие люди, как Надя, пытаются препятствовать этому процессу и вносят огромный вклад в выживание российской деревни, но без участия властей их помощь остается точечной. Да и сама Надя теперь убеждена: координация с государством очень важна.

К федеральным программам такого рода есть много вопросов. Во-первых, плановая государственная политика поддержки сел чаще всего однобока. Пытаясь оживлять производство (например, выдавая молодым фермерам удвоенные гранты в связи с программой импортозамещения), государство практически не занимается решением социальных проблем села. Во-вторых, сложно оценить их реальную эффективность.

Ответственные ведомства гордо заявляют, что целевые показатели выполняются и даже перевыполняются. Так говорят и про введенную в 2006-м программу развития агропромышленного комплекса, благодаря которой к 2013 году уровень фактической заработной платы в селе якобы превысил плановую отметку на 20 %.

Очевидно, кризис села, который приобрел системный и перманентный характер, во многом спровоцирован неэффективной аграрной политикой государства. И сказывается он не только на объективных экономических показателях, но и на человеческом потенциале. Деградация сельскохозяйственного труда разрушает и извращает понятие крестьянства, с которым до сих пор ассоциируют себя сельские жители. Когда-то крестьянин был хозяином своей земли — покорной и плодородной. Сегодня он лишился этих владений — поля опустели и одичали.

Если государство должно менять вектор политики в отношении сел, то у бизнеса своя миссия — инвестировать в региональные проекты. Но и у каждого из нас, у общества в целом есть возможность помочь. И для этого не обязательно менять уютную квартиру в новостройке на избу в поле.

Россия, которую мы не знаем

Если вы не Надин подписчик в инстаграме, то почти наверняка о селе Туртине слышите впервые. Большинство из нас видит Россию большим серым пятном на карте с маленькими знакомыми огоньками вроде Москвы, Санкт-Петербурга, Казани или Екатеринбурга. Культура внутреннего туризма развита очень слабо, и мы совершенно не знаем страну, в которой живем.


Но это всё та же Россия, и никакого противостояния нет — разве что безразличие и разобщенность.


Разница городского и сельского менталитета

Разница в менталитете обусловлена принципиально другим образом жизни. Сохранившееся и сегодня мышление крестьянина или поденщика выдвигает на первый план проблему выживания. Жизнь в селе предполагает ведение собственного хозяйства, от которого очень зависят местные.

С другой стороны, деревня — территория уникальных межличностных отношений, с особой, отличной от городской, границей между общественным и приватным. Социальные роли и статусы здесь часто накладываются друг на друга. Директор школы, продавец молока на местном рынке, организатор мероприятий в доме культуры вполне может оказаться одним человеком, да еще и вашим троюродным братом.

Возможно, за счет своей сплоченности и закрытости селам и деревням удается сохранять ту русскую культуру, о которой мы уже ничего не помним. Главными пунктами здесь продолжают оставаться столовая и дом культуры.

В Туртине, например, есть свой местный хор, который выступает на сцене ДК и даже соревнуется с коллективами из соседних деревень. В столовой, рассказывает Надя, происходит обсуждение всех важных вопросов, а продолжается оно в общественной бане.

Это волшебство — кто-то сидит в предбаннике и подбрасывает дрова на стук! Всё основано на абсолютном доверии: человек в парилке всецело поручает себя ответственному лицу за стеной!

Оказалось, что баня — это не просто постройка, чтобы закидывать туда дрова и потеть. Когда открывают дверь и выходит пар, здесь о нем говорят как о человеке: вот пар пришел и ушел. Его обсуждают. И это не абсурд, а культура с ее символами и образами, и люди в них верят.

Выражаясь философским языком, это колониальная практика в чистом виде.

Поэтому реальная ситуация очень отличалась от той черно-белой метафоры, которую все искали и хотели найти.

У ребят, конечно, были благие намерения, но что-то не срослось. Рассказывали, как местные сидели с бутылками пива и наблюдали за приезжими, которые продавали морских ежей по 600 рублей за штуку.

Мы должны понимать, что люди не всегда хотят, чтобы их развивали и поднимали с колен.

Такие инициативы работают, когда человек приезжает и долго живет, посвящает свою жизнь этому месту, становится частью сообщества. Но во время гостевых визитов ты остаешься гостем.

Наде удалось быстро стать своей в Туртине, несмотря на то что в селах так важна выслуга лет. И поняла она это, когда ей первый раз в столовой дали вафлю после обеда. Обряд разделения еды в русской культуре — знак доверия, о чем мы, кстати, тоже забыли. А если человека зовут за стол и он отказывается, значит ему нельзя доверять.

Как-то раз я шла по деревне, мимо проезжал трактор. Тракторист остановился, предложил подвезти — и через пять минут уже сделал мне предложение. В городе, чтобы услышать что-то подобное, нужно быть красивым, образованным, поющим и танцующим одновременно. В деревне, как выяснилось, достаточно носить нерваную одежду и иметь две ноги.

Деревенские жители — интересующиеся и опасающиеся одновременно, и они куда больше нас заботятся о своей идентичности. Социолог Артемий Позаненко, специализирующийся на проблемах изолированных сел (то есть отрезанных от связи с ближайшими поселениями), выводит парадоксальную закономерность: их жители осознают преимущества своего положения и зачастую считают, что хорошая дорога им бы навредила, привлекла бы массу ненужных чужаков и разрушила бы их образ жизни. Тем не менее они очень гостеприимны и открыты. Однако полноценным членом сообщества стороннему человеку стать крайне трудно. Ну а к чужакам, желающим без спроса порыбачить или поохотиться в их округе, местные относятся крайне отрицательно.

Говорить о едином паттерне отношения к гостям в российских деревнях всё же нельзя. Это зависит от многих факторов: переживает ли местное сообщество травму, как в случае с Териберкой; заняты ли жители в данный момент решением проблем, требующих помощи извне.

Искреннее желание помочь, с одной стороны, и столкновение полюсов город — село, с другой, наводят на важный этический вопрос: где та грань между модернизацией и аутентичностью, за которую мы не имеем права заходить?


Фото: Светлана Булатова

Катя, как социолог, выступает против навязывания обществу чуждых ему идей в любом виде:

Правильные формы помощи не политические. Мы не социальные инженеры и не имеем права менять людей. Должны работать образовательные формы: показывать и рассказывать. Люди либо перенимают этот опыт, либо нет.

Нужно давать не директивный пинок в будущее, а поле возможностей. У человека есть право отказаться и закопаться в прошлом. Есть право закладывать семечко за щеку и только потом положить его в землю, чтобы оно прорастало с любовью.

И не стоит подменять собой государство. Вы поднапряжетесь, построите кому-то дорогу, а через два года ее размоет. С другой стороны, вы можете приехать в деревню и рассказать людям про политическую грамотность, чтобы в будущем они выбрали себе другого главу.

В вопросе определения границы между технологиями и аутентичностью большую роль играют люди, занимающиеся бренд-стратегиями. Их задача — поддерживать не туристические бренды, а регион с его самобытностью.

С проблемой сохранения аутентичности Туртина Надя столкнулась, когда пригласила именитых дизайнеров и архитекторов из Москвы, которые представили отличные проекты в лучших традициях скандинавского минимализма. Если бы не одно но: все они не имели никакого отношения к Туртину и истории региона.

Да, должны быть канализация и удобства. Но как трактор парковался прямо у двери столовой, так он там и должен парковаться.

Так и не должно быть тротуаров, потому что все ходят вдоль дороги по тропинке. Здесь не нужна пешеходная зона. У нас нет задачи построить какую-нибудь неорганичную инопланетную тарелку. У людей нельзя забрать культуру, в которой они прожили сотни лет.

38. В настоящее время только одна треть населения России проживает в сельской местности. Вместе с тем очень многие из сегодняшних горожан имеют крестьянские корни. Крестьянство обладает огромным опытом жить в гармонии с природой. Это отразилось на укладе жизни, выборе места поселения, строительства дома, земледельческих и животноводческих навыках. Русская деревня – это огромный мир, который нуждается в изучении, сохранении традиций.

Выберите из предложенного списка тему и раскройте её, опираясь на знания по истории, литературе и другим предметам. Составьте план изложения и запишите его в тетрадь. Укажите список используемой литературы.

1. Особенности обустройства российской деревни.

2. Особенности деревенского дома: зависимость его строительства от природных условий.

3. Деревенский дом: устройство, убранство.

4. Особенности жизни и быта крестьянина;

5. Жизнь в деревне – это жизнь в гармонии с природой;

6. Традиционная сельская одежда;

7. Российская крестьянская кухня;

8. Российская деревня сегодня и её проблемы.

КРИЗИС РУССКОЙ ДЕРЕВНИ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Сегодня из деревни уезжает, прежде всего, молодежь. Проблема, как ее задержать в деревне, стояла еще в советскую эпоху, однако только в последние десятилетия она стала неразрешимой по одной главной причине – отсутствие какой-либо работы. Когда большинство колхозов и совхозов перестали существовать, их работники оказались не у дел. Если раньше уезжали за лучшей жизнью в города, то теперь встал вопрос о банальном выживании.

Читайте также: