Особенности общественно политического устройства московского государства кратко

Обновлено: 25.04.2024

К концу 15 века Московское государство оправилось от затяжного кризиса, начало которому положило татаро-монгольское нашествие. На рубеже 15–16 веков Московское княжество по уровню политического развития не уступало европейским государствам. На этом уроке вы узнаете, из каких групп состояла социальная структура Московского государства на данном этапе и как эти группы взаимодействовали друг с другом.

В 15 -16 веках оформилась социальная структура московского государства. На ее верхушке находились три сословия: князья, бояре и дворяне. Это те категории населения, которые владели землёй. Впрочем, между собой они равны не были. Бояре и князья находились ступенькой выше на социальной лестнице. Это отражалось и в характере их землевладения. Бояре и князья владели вотчинами, то есть земельными владениями, которые они имели право передавать по наследству. Дворянское же землевладение называлось поместьем. Дворяне получали его за военную службу. Соответственно, по ее окончании, они эти участки должны были терять. На практике, впрочем, весьма часто дворе добивались того, что свои поместья они также передавали по наследству.

Московское государство в 15 - 16 веках

Духовенство

Еще одной категорией населения, владевшей землей было духовенство. Оно подразделялось на черное и белое. К черному относились те люди, которые принимали постриг, то есть становились монахами. К их числу чаще всего относились высшие чины русской православной церкви — митрополиты, епископы, игумены, то есть настоятели монастырей. Белое же духовенство составляли священники и диаконы. Они не прерывали свою связь с миром, оставались работать со своими приходами, имели право иметь семью. В целом же следует отметить, что русская православная церковь обладала огромным влиянием в тогдашней Руси. Церковь обладала большими богатствами, земельными участками, владела умами населения.

Купцы и ремесленники

Население городов того времени часто называется термином посад. Изначально посад это та часть города, которая располагалась вне кремля, вне детинца, то есть это та часть населенного пункта, которая, собственно говоря, находилась в состоянии постоянного роста. Здесь находились торжища, здесь находились ремесленные слободы.

Собственно говоря, в посаде проживало две категории населения: это купцы и ремесленники. Основной частью, естественно, являлись представители ремесленных профессий. Было их огромное число и ремесленники старались жить небольшими слободами, которые отличались друг от друга по характеру выполняемых ремесленных работ. То есть могли быть слободы кожевенные, овчинные, кузнецкие и многие другие. Ремесленники, жившие в таких слободах, выплачивали налоги в пользу государства. Такие налоги назывались тяглом. Также они могли быть выполнены в качестве каких-то работ по заказу государя.

Были также слободы, находившиеся во владении частных лиц. Такие слободы назывались белыми. Проживавшие там ремесленники также отбывали повинности, но не в пользу страны, а в пользу своих непосредственных хозяев.

Крестьянство

Самой многочисленной группой населения Московского государства на рубеже 15 -16 веков, разумеется, являлось крестьянство. Обычно, выделяются три типа крестьян того периода: это крестьяне черносошные, то есть жившие на государственных землях. Крестьяне монастырские и крестьяне частновладельческие, то есть, проживавшие на территориях каких-то хозяев. Такие крестьяне также отбывали повинности в пользу своих хозяев.

Существовало три основных типа повинностей: это барщина и два вида оброка — денежный и натуральный. Барщина — это, когда крестьянин обрабатывает часть времени на землях своего хозяина, то есть, допустим, три дня в неделю он будет работать не на своем поле, а в усадьбе или на полях своего владельца. Оброк — это налог, фактически, который уплачивал крестьянин своему хозяину. Оброк, соответственно, есть двух типов: денежный — это понятно, и натуральный, когда крестьянин выплачивал своему господину налог в виде продуктов питания, сельскохозяйственных продуктов, скота и что то в этом роде.

Начало процесса закрепощения крестьян

Постепенно к началу 16 века начинается процесс закрепощения крестьян. Процесс закрепощения непосредственно связан с понятием Юрьева дня. Дело в том, что еще начиная с 13 века началась активная колонизация Поволжских земель крестьянами переселенцами с Новгородских земель, с Днепра и так далее. Такие крестьяне были весьма многочисленны и найти быстро свое место на новых землях они не могли. Поэтому для северо-востока Руси было характерно текучка крестьян. Жившие здесь бояре и князья не могли силой удерживать крестьян на одном и том же месте. И поэтому зачастую они были вынуждены вести хозяйство в условиях постоянной смены крестьянского населения. Порой могло оказаться, что у кого-нибудь князя практически вообще не осталось крестьян в его владениях.

Разумеется высшее сословие Московского государства было этим фактом весьма и весьма недовольно и стремилось оно всевозможными способами прикрепить крестьян к земле. Для этого они заключали договоры, по которым крестьянам было очень сложно покинуть свои территории. Пытались также бояре купить уже закабаленных крестьян, фактически рабов. Однако, этого всего им было мало.

Они надавили на государя Ивана III и в 1497 году он издал знаменитый Судебник, в котором была статья о Юрьеве дне. В этой статье запрещалось крестьянам покидать свои земли, то есть можно было покинуть, но в специально оговоренный срок, за неделю до и неделю после Юрьева дня. Тем самым сделан был важный шаг закрепощения крестьянства.

На рубеже 15 — 16 веков в Москве сложилась система административного управления. Сложилась социальная структура общества. Наконец-то, был преодолен долгий затяжной кризис, начавшийся еще со вторжения татаро-монгол. Москва стала единым сильным государством, которое по уровню своего политического развития стояло на одной ступени с европейскими странами. Московское государство могло начать новый период своего развития.

На первом этапе своего существования Московское княжество являлось раннефеодальной монархией. Поэтому отношения между центральными и местными органами власти основывались на принципе сюзеренитета-вассалитета. Оставался и прежним порядок престолонаследия. Старший сын, став великим князем, занимал положение старшего князя среди своих младших братьев, имевших большие уделы и обладавших в них относительной самостоятельностью. Однако во второй половине XIV в. был введен порядок, в соответствии с которым старшему сыну полагалась большая часть наследства. Кроме того, он непременно получал и всю территорию бывшего Владимиро-Суздальского княжества.

Изменения взаимоотношений между великим князем и удельными князьями закреплялось в иммунитетных грамотах и договорах, предусматривавших службу удельных князей великому князю сначала за вознаграждение, а впоследствии и за владение вотчинами. Однако в начале XV в. был установлен новый порядок, в соответствии с которым удельные князья должны были подчиняться великому князю в связи с изменившимся их правовым статусом. Таким образом в Московском княжестве начинает формироваться институт подданства.

Боярская дума сформировалась на основе Совета при князе, который действовал в Московском княжестве на первом этапе его развития. Боярская дума являлась постоянно действовавшим органом при великом князе. В ее состав входили представители княжеско-боярской аристократии, которые затем стали называться думными чинами (введенными боярами и окольничьими). Вопросы, относившиеся к ведению Боярской думы, практически совпадали с компетенцией великого князя. Тем не менее великий князь фактически вынужден был считаться с мнением бояр, так как в противном случае решение какого-либо вопроса без поддержки бояр ему осуществить было достаточно трудно. Однако при великих князьях Иване III и Василии III роль Боярской думы в системе органов государственной власти стала значительно снижаться.

Феодальные съезды, обладавшие такой же компетенцией, как и съезды в Киевской Руси, созывались в Московском княжестве нерегулярно и только на раннем этапе его развития. Поэтому они не играли существенной роли в системе органов власти и управления Московского государства.

Унаследованная от предшествующего периода дворцово-вотчинная система управления делилась на две части: 1) управление дворца, возглавлявшееся дворецким (дворским); 2) пути, обеспечивавшие деятельность князя и его окружения (Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий и др.).

К ведению дворского наряду с управлением дворцовым хозяйством относились и вопросы управления крестьянами, проживавшими на землях великого князя. Пути управляли отдельными отраслями хозяйства и регионами. Они выполняли как административные, так и судебные функции. Лица, возглавлявшие пути, назывались путными боярами.

В XV в. компетенция дворцово-вотчинных органов управления стала уже распространяться на территорию всего государства. Присоединение новых территорий, укрепление центральной власти и усложнение ее функций способствовали становлению новой системы приказного управления. Так, из учреждений дворца выделилась казна великого князя, ставшая самостоятельным органом управления, а также дворцовая канцелярия, включавшая архив и другие службы.

Переход к приказной системе управления в Московском государстве начался в конце XV в., а окончательно завершился во второй половине XVI в. К первым приказам относят, прежде всего Большой Дворец, образовавшийся на основе ведомства дворецкого, а также Казенный приказ. Затем Конюшенный путь был преобразован в Конюшенный приказ.

В начале XVI в. был образован Разрядный приказ, к ведению которого относились вопросы учета служилых людей, а также их чинов и должностей. Потом были созданы Посольский приказ, к компетенции которого относились в основном вопросы организации дипломатической службы, а также Разбойный приказ, занимавшийся политическим сыском и решением уголовных дел, связанных, прежде всего с преступлениями против государства, и другие приказы.

В целом преобразование дворцово-вотчинной системы в приказную систему управления было обусловлено значительным расширением территории Московского государства и консолидацией центральных органов власти, так как учреждения великокняжеского дворца должны были управлять не только хозяйством княжеского домена, но и отдельными отраслями экономики обширного государства.

Местные органы управления. Московское государство делилось на уезды, которые подразделялись на станы, а те в свою очередь — на волости. Однако административно-территориальное деление страны в тот период еще не было четким и единообразным. В некоторых регионах продолжали еще существовать такие административно-территориальные единицы, как земли, а также разряды — военные округа и губы (судебные округа). На территорию губы, совпадающей часто с волостью, распространялась юрисдикция губного старосты.

Органы городского управления. На первом этапе развития Московского государства города не имели собственных органов управления. От имени великого князя наместники управляли городами, находившимися на территории уездов, относившихся к их ведению.

В конце XV в. городчики получили достаточно широкие полномочия в финансовой, земельной и других отраслях управления, как в самом городе, так и на территории данного уезда. В начале XVI в. их стали называть городовыми приказчиками. Выполняя функции военного и хозяйственного управления, они несли ответственность перед казначеем великого князя. В город направляли иногда несколько городовых приказчиков, к компетенции которых были отнесены отдельные вопросы городского управления. Таким образом, великий князь в лице городовых приказчиков получил верных сторонников политики укрепления центральных органов власти.

Церковь. На первом этапе объединения русских земель вокруг Москвы церковь поддерживала великих князей московских и сыграла большую роль в борьбе против золотоордынского ига. Впоследствии ее экономическое могущество способствовало тому, что она, хотя и признала верховенство светской власти, тем не менее неоднозначно отнеслась к вопросу централизации Русского государства. Одни церковные иерархи являлись сторонниками укрепления Русского централизованного государства, другие же оказывали сопротивление данному процессу.

Возглавлял церковь митрополит. Вся территория страны делилась на епархии, во главе которых стояли епископы. В 1488 г. Русская православная церковь стала автокефальной, т.е. самостоятельной по отношению к византийскому патриархату. После чего Московского митрополита избирал собор русских епископов.

Правящий класс Московского государства делился на феодальную аристократию – бояре и служилое сословие – дворяне. Для того чтобы входить в боярское сословие, нужно было иметь не только знатное происхождение, но и обладать чином боярина. Такой чин жаловал московский князь. Экономической базой боярства была вотчина, а дворянства – поместье.


Вотчина – форма наследственного землевладения.

Поместье – форма условного землевладения, при которой лицо наделялось землей на период несения службы.

Дворянство вырастает из княжеской дружины и княжеских слуг. Княжеские слуги могли быть как вольными людьми, так и холопами. Помимо выходцев из русских княжеств на службу к московскому князю поступали жители Литовского княжества и татары.

Первоначально феодалы обладали правом отъезда, т. е. сами могли выбирать себе князя, которому будут служить. Причем отъезжающий боярин не терял своих вотчин.

Бывали случаи, когда боярин имел земли в одном княжестве, а служил в другом. В XIV – начале XV в. такое положение было выгодно московским князьям. Но по мере укрепления централизованного государства московские князья пытаются ограничить право отъезда. Впоследствии отъезд был запрещен, а бояре, оставившие князя, лишались вотчин.

Городское население делилось на жителей черных и белых слобод. Жители черных слобод несли тягло – платили разнообразные налоги и сборы. Белые слободы, принадлежавшие феодалам и духовенству, были освобождены от тягла. Поэтому горожане стремились переселиться в белые слободы. Наиболее состоятельной частью городского населения были купцы. Самое высокое положение среди купечества занимали гости – купцы, ведущие иноземную торговлю.

Основную массу сельского населения составляли крестьяне. В зависимости от того, на чьей земле они жили, крестьяне делились на владельческих и чернотяглых. Владельческие крестьяне жили на землях помещиков и вотчинников, а чернотяглые – на землях, принадлежащих князю.

Основными категориями крестьян были старожильцы и новоприходцы. Старожильцами именовали тех, кто в течение длительного времени жил на одном месте. Старожильцы полностью несли все повинности. Новоприходцами называли крестьян, которые сравнительно недавно поселились на земле феодала. Новоприходцы пользовались некоторыми льготами, получали займы и кредиты. Из-за этого они попадали в долговую зависимость от феодала.

По форме зависимости крестьяне делились на серебряников и половников. Серебряники работали за проценты, а половники – за половину урожая.

Крестьяне постепенно прикрепляются к земле. К зависимым людям относились бобыли, получавшие от феодалов жилище и землю.

Судебник 1497 г. ограничил право перехода крестьянина от одного феодала к другому неделей до Юрьева дня (26 ноября) и неделей после. Кроме того, нужно было еще и уплатить пожилое.


Пожилое – денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца в Юрьев день.

Также сохраняется холопство. Но источники холопства ограничиваются. Холопы, бежавшие из татарского плена, становятся свободными. Часто холопов отпускают на волю, так как использование холопского труда становится экономически невыгодным. Статус холопов все более сближается с крепостными, холопы получают некоторые личные и имущественные права.

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

2. Особенности социально-политического развития Московского государства

Особенности процесса образования Московского государства в XIV- XV вв. наложило большой отпечаток на все последующее развитие. Особенности социально-политического развития Московского государства:
1. Вотчинно-династический взгляд на государство, присущий московским правителям. Проходило не объединение Руси, а увеличение территории одного княжества - Московского. Московские князья смотрели на Русь как на свою законную вотчину.
2. Популярность московского князя заключалось в том, что каждый представитель местной знати, просто мелкий дворянин приехавший к нему на службу получал достаточно большой участок земли - поместье (его помещали на землях московского князя). За полученный участок земли дворянин был обязан нести военную службу московскому государю. Служба - главная обязанность дворян. Так образовывалась поместно-служилая система.
3. На земле каждого служилого помещика должны были работать крестьяне, которые могли раз в году перейти к другому землевладельцу. Таким образом, помещик не должен был заботиться о своих крестьянах, дабы удержать их у себя.
Московское государство столкнулось с рядом серьезных проблем. К началу XVI в. можно говорить о социально-экономическом кризисе. Причины:
1. Поместно-служилая система была несовершенна. Простой биологический рост дворянских семей опережал возможности земельного фонда государства. Поместья мельчали и дробились. Это вынуждало Московское государство вести постоянные войны, увеличивая свою территорию. Иван III присоединил Новгород и воевал с Литвой на западе, присоединяя новые земли. Иван IV присоединил Поволжье, но земли этого региона были недостаточно плодородны. Ответом на выступление дворян стала Опричнина, фактически режим террора. Опричнина расколола дворянство и уничтожила возможных соперников - удельных князей.
2. Власть московского князя строилась на основах патернализма, когда общество устроено по образцу большой патриархальной православной семьи. Царь - отец своих подданных, он же единственный возможный государь в Москве. Такая система была слишком консервативной и не устраивала многих, и, прежде всего дворянство. Система государство-вотчина изживала себя.
3. Крестьянская проблема все больше беспокоила мелкое и среднее дворянство. Крестьяне переходили к более богатым землевладельцам, стремясь к льготам и легкой жизни в одной из боярских вотчин. Крестьяне размещались на землях помещиков и вотчинников крайне неравномерно.
Эти причины и стали основой для Смутного времени в России в начале XVII в.

Читайте также: