Особенности музейных экскурсий кратко

Обновлено: 03.07.2024

Цель работы. Рассмотреть специфику организации и проведения музейной экскурсии.
Задачи:
1. Проанализировать основные признаки и принципы музейной экскурсии.
2. Определить особенности проведения музейной экскурсии
3. Изучить классификацию музейных экскурсий

Содержание

Введение ………………………………………………………………..……..3
§ 1. Основные признаки и принципы музейной экскурсии………….…….5
§ 2. Классификация музейных экскурсий ……………………………..…. 8
§ 3. Особенности проведения музейной экскурсии …………………..…..10
Заключение………………………………………………………………..…15
Библиографический список……………………………………..…….……16

Прикрепленные файлы: 1 файл

организация и проведение музейной экскурсии.docx

организация и проведение музейной экскурсии

§ 1. Основные признаки и принципы музейной экскурсии………….…….5

§ 2. Классификация музейных экскурсий ……………………………..…. 8

§ 3. Особенности проведения музейной экскурсии …………………..…..10

Актуальность работы. Значение музеев в культурной жизни современного человека трудно переоценить. Организация и проведение экскурсии является одним из видов музейной деятельности. Поэтому очень важно детально изучат и анализировать способы организации и проведения экскурсий, с целью улучшения просветительской и культурно-воспитательной деятельности в этой области. Учитывая то, что музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека, правильная организация и проведение выставок, поможет привлечь потенциальных посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях. Выработка этих форм – главная задача музейной работы. На сегодняшний день имеются вполне сложившиеся традиции в области организации и проведении выставок, хотя идет поиск новых форм.

Музейная экскурсия является одной из основных форм культурно-образовательной и рекреационной работы музеев, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа по заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста, гида. В отличие от других видов экскурсии, музейная имеет ряд преимуществ. Во-первых, подобная экскурсия опирается на подлинник. Во-вторых, процесс экскурсионного обслуживания проходит в залах музея, являющихся наиболее органичной средой для восприятия музейного памятника [1, С. 8].В последнее десятилетие в российских музеях зафиксировано изменение традиционной формы обзорной экскурсии. Это связано с учетом возраста детской и взрослой аудитории, профессиональной, национальной, конфессиональной и других составляющих аудитории.

Объект исследования. Процесс организации и проведения музейной экскурсии.

Предмет исследования. Музеи, применяющие на практике такую форму культурно-образовательной и рекреационной работы, как экскурсия.

Цель работы. Рассмотреть специфику организации и проведения музейной экскурсии.

1. Проанализировать основные признаки и принципы музейной экскурсии.

2. Определить особенности проведения музейной экскурсии

3. Изучить классификацию музейных экскурсий

Методологическую базу составляют труды отечественных и зарубежных авторов, изучающих организацию и проведение музейной экскурсии, а именно: Е. М. Акулича, Б. В. Емельянова, Б. А. Столярова.

Методы исследования. Основными методами исследования при написании контрольной работы являлись сравнение, анализ литературы, синтез.

Контрольная работа состоит из 3 параграфов, заключения, библиографического списка.

Во введении отражена актуальность, цели, задачи исследования, определен объект, предмет работы, методы исследования и определена методологическая база.

В основной части рассматриваются признаки и принципы музейной экскурсии, классификация экскурсий, особенности их организации и проведения.

В заключении подводятся итоги по работе в целом.

Библиографический список включает 12 источников.

§ 1. Основные признаки и принципы музейной экскурсии

В современных условиях музей как социокультурный институт строит свою деятельность преимущественно на основе экскурсий, поскольку именно экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Основная функция музеев заключается в собирании, хранении и пополнении коллекций ценными историческими материалами и памятниками. Следовательно, задача музея – привлечение посетителей, что возможно только посредством проведения качественных организационных мероприятий. Основная форма его работы – подготовка и проведение экскурсий.

Известный ученый Б.А. Столяров определяет экскурсию как форму образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений [8, С.47].

Музейная экскурсия всегда привязана к специально организованному пространству – к музейным помещениям и территории. В ней сочетается показ предметов с рассказом о них. Зрительные впечатления формируются за счет возможности осмотреть предмет с разных точек зрения, с различных расстояний, в процессе перемещения по музейному помещению. Рассказ экскурсовода включает увиденные предметы в более широкий информационный контекст, передаваемый вербально. В свою очередь, вербальная информация усиливается за счет формирования особого предметного образа тех феноменов, которым посвящена экскурсия [6, С. 84].

Усилению воздействия материалов экспозиции способствует и коллективный характер экскурсии, порождающий общность переживаний, дающий возможность обменяться мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсии все чаще рассматривают как особый вид коммуникации, предмет которого – ценности истории, культуры, природы, имеющие значимость для всех участников экскурсии – экскурсантов и экскурсовода.

Экскурсия, как и другие формы культурно- просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них. Основными признаками являются следующие [4, С. 90]:

а) Протяженность по времени проведения (в зависимости от вида экскурсии).

б) Наличие экскурсантов.

в) Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

г) Наглядность, зрительное восприятие.

д) Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

е) Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

ж) Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией. Помимо этих общих у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки [3, С. 66]:

- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

При разработке и проведении музейной экскурсии необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы [3, С. 70]:

  • Комплексность – включение всех типов восприятия;
  • Программность. Данный принцип обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
  • Научность. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний.
  • Принцип идейности. То есть четкий план действий для достижения поставленной цели. Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Каждая экскурсия должна быть подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.
  • Правдивость.
  • Связь теории с практикой.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность.

Таким образом, музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

§ 2. Классификация музейных экскурсий

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Классификация экскурсий - это распределение экскурсий по однородным группам в соответствии с присущими этим группам параметрами.

Каждая классификационная группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. В настоящее время музейные экскурсии разделяют [1, С. 7] :

а) по содержанию (обзорные (многоплановые) и тематические);

б) по составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные и групповые. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность. По составу участников различают экскурсии, рассчитанные на следующие категории: детей и школьников; взрослых (студентов, учащуюся молодежь и т. д. ); городских жителей; сельских жителей; местное население; приезжих туристов; индивидуалов.

в) по продолжительности. Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин);

г) по месту проведения и объектам показа различают:

  • по экспозиции, по временным выставкам, фондовая экскурсия (по открытому хранению или в фонды музея на закрытом хранении, экскурсия по музейной территории;
  • комплексная экскурсия: объединяет единой темой показ музейной экспозиции и памятников (внемузейных музеефицированных и немузеефицированных объектов);

д) по форме проведения различают:

Таким образом, деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний. Каждая рассмотренная группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. Группы делятся на подгруппы. Классификация способствует выделению основных черт экскурсий, определяющих характер их разработки, составления и проведения.

§ 3. Особенности проведения музейной экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. На этом этапе работа творческой группы состоит из нескольких частей [4, С. 89]:

- отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, в зависимости от экскурсионной группы (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;

- определение приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;

- выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода;

- отбор правил техники ведения экскурсии.

Важным моментом подготовки и проведения музейной экскурсии является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, на необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной – 10-12 залов, но только 5-10 памятников [5, С. 50].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейная аудитория – это совокупность всех посетителей музея, включая те группы, которые по тем или иным причинам пока еще не входят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными посетителями в будущем. Это особенность, которая обязательно учитывается при составлении экскурсий.

Музейные экскурсии подразделяются:

1. По месту проведения: по экспозиции, фондохранилищу, по территории всего музея. Также выделяют комплексные экскурсии, сочетающие показ экспозиции и других частей музея (заповедной зоны и др.).

2. По профилю: исторические, литературные, искусствоведческие и др.

3. По составу экскурсантов: для детской и взрослой аудитории; для местных жителей и туристов; для однородных или разнородных по составу групп (родители с детьми и т. п.).

4. По широте охвата: обзорная (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме).

5. По цели и направленности: культурно‑образовательные (обще образовательные) и учебные экскурсии. Среди учебных экскурсий также выделяют методические экскурсии музееведческого характера, знакомящие с особенностями хранения фондов, построением экспозиции.

Подготовка экскурсии проходит поэтапно:

1‑й этап. Экскурсовод (музейный педагог) формулирует название будущей экскурсии и определяет ее целевую направленность, изучает необходимые источники и литературу, делает полезные выписки, составляет библиографию и картотеку.

2‑й этап. Экскурсовод изучает экспозицию, отбирает основные и дополнительные объекты показа, знакомится с научными описаниями и карточками (паспортами) отобранных экспонатов, намечает маршрут, учитывающий время и оптимальные приемы показа каждого объекта, строит логические переходы от одного объекта к другому.

3‑й этап. Написание индивидуального (тезисного) текста экскурсии, развернутого плана экскурсии (цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, экспонаты, время показа), а затем после отработки этого плана на практике, в общении с аудиторией, – методической разработки экскурсии (здесь уже приводится подробный перечень используемых методических приемов).

Структура экскурсии по экспозиции музея или выставки стандартна:

• краткое вступление (знакомство с группой, напоминание о правилах поведения в залах музея или выставки, определение цели экскурсии);

Основные приёмы показа для музейной экскурсии:

• предварительный обзор – позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел или комплекс;

• зрительный анализ – с детальным наблюдением и всесторонним анализом экспонатов;

• зрительное сравнение экспонатов;

• зрительная реконструкция – попытка воссоздать памятник по сохранившейся его части, представленной в экспозиции, картину жизни того или иного народа – при показе интерьера и т. д.

Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:

• описание и характеристика объекта;

• цитирование подлинных документов или их копий;

• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;

• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);

Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:

• описание и характеристика объекта;

• цитирование подлинных документов или их копий;

• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;

• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);

Техника проведения музейной экскурсии.

Экскурсовод должен учесть:

• расстановку группы в экспозиционном зале по росту: экскурсанты более низкого роста встают впереди, более высокие – за ними;

• расстановку группы полукругом – по отношению к экскурсоводу и объектам показа, сам же экскурсовод стоит вполоборота к группе (поворачиваться спиной к группе или объекту нежелательно) и при первом упоминании о предмете смотрит на него – тогда это движение обязательно повторят и экскурсанты;

• не следует начинать новый фрагмент экскурсии, не дождавшись всей группы, как это часто делают начинающие экскурсоводы: не дав возможность рассмотреть экспонаты всей группе, они уже движутся к следующему объекту, но, выигрывая таким образом время, постепенно теряют свою аудиторию;

• отбор наилучших точек показа (в зависимости от времени и освещения объекта) лучше провести заранее, в разное время дня, обращая внимание на форму, размер, объемность экспоната, расстояние, с которого лучше показывать объект;

• если экскурсия долгая, нужно определить места на маршруте, где группа может отдохнуть (например, зал, в котором есть несколько скамеек или кресел для посетителей).

ü Руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. её ход целиком подчиняется его замыслу и воле;

ü Организующими признаками музейной экскурсии являются её тематичность: всякая экскурсия имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, - а также наличие маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему;

ü Главным признаком музейной экскурсии является приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями: рассказом.

Музейная аудитория – это общность людей, объединённых интересом к музею, что находит выражение в определённой активности и мотивации его посещения.

Учёт возрастных особенностей

Дошкольники и младшие школьники.

ü Дети лучше усваивают материал посредством осязания. Работающие с детьми специалисты стремятся вводить в экспозицию или специально приносить на занятия экспонаты, которые дети могут взять в руки;

ü Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость;

Учащиеся средних и старших классов.

ü Работа со школьниками средних и старших классов должна строиться с учётом их познавательных потребностей, сформировавшейся способности к усвоению значительного объёма знаний. Это предполагает информационную насыщенность, познавательную значимость музейных мероприятий;

ü Противоречивость сознания школьников среднего и старшего возраста. Восприимчивость к новому, доверчивость сочетаются со стремлением критически осмыслить опыт старших. Следствием этой противоречивости является особая потребность в убедительной аргументации, широте информации;

ü Для школьников средних и старших классов необходим диалог, доверительная интонация, беседа, побуждающая к совместному обсуждению тех или иных тем;

ü Познавательные интересы у учащихся данной возрастной группы зачастую формируются в самостоятельной деятельности;

ü Потребность в общении со сверстниками.

ü Руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. её ход целиком подчиняется его замыслу и воле;

ü Организующими признаками музейной экскурсии являются её тематичность: всякая экскурсия имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, - а также наличие маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему;




ü Главным признаком музейной экскурсии является приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями: рассказом.

Музейная аудитория – это общность людей, объединённых интересом к музею, что находит выражение в определённой активности и мотивации его посещения.

Учёт возрастных особенностей

Дошкольники и младшие школьники.

ü Дети лучше усваивают материал посредством осязания. Работающие с детьми специалисты стремятся вводить в экспозицию или специально приносить на занятия экспонаты, которые дети могут взять в руки;

ü Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость;

Учащиеся средних и старших классов.

ü Работа со школьниками средних и старших классов должна строиться с учётом их познавательных потребностей, сформировавшейся способности к усвоению значительного объёма знаний. Это предполагает информационную насыщенность, познавательную значимость музейных мероприятий;

ü Противоречивость сознания школьников среднего и старшего возраста. Восприимчивость к новому, доверчивость сочетаются со стремлением критически осмыслить опыт старших. Следствием этой противоречивости является особая потребность в убедительной аргументации, широте информации;

ü Для школьников средних и старших классов необходим диалог, доверительная интонация, беседа, побуждающая к совместному обсуждению тех или иных тем;

ü Познавательные интересы у учащихся данной возрастной группы зачастую формируются в самостоятельной деятельности;

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека. Следовательно, задача музея – привлечение посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях и т.д. Экскурсия в музее – это целенаправленный коллективный осмотр музея посетителями раскрывающий содержание музейной экспозиции.Музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека. Следовательно, задача музея – привлечение посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях и т.д. Экскурсия в музее – это целенаправленный коллективный осмотр музея посетителями раскрывающий содержание музейной экспозиции.

Читайте также: