Особенности молодежного досуга кратко

Обновлено: 04.07.2024

Досуг подростка является одним из важных средств формирования личности, ведь в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Именно в данной сфере молодые люди могут максимально проявить свою индивидуальность, выбирая форму, место, время проведения досуга. Таким образом, досуг молодежи является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Часто среди родителей и детей происходят разногласия в сфере досуга. Старшее поколение порой не разделяет вид досуга своих детей, что связано с различиями круга духовных потребностей и интересов. Исходя из выше сказанного, проблема проведения досуга современной молодежью является актуальной. Представляет интерес изучение и анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века, ведь не зная прошлого, не ценя его, невозможно понять настоящее и построить будущее.

Целью нашей работы является анализ проведения досуга современной молодёжью и молодёжью прошлого века.

ВложениеРазмер
pinegin_51_-_dosug_molodezhi_vchera_i_segodnya.doc 98 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Пинегин М. Д., ученик 8 Б класса.

Руководитель: Перекопская Т.Я.,

учитель английского языка.

Глава 1. Теоретическая часть. Понятие досуг и его характеристика

1.2 Функции и принципы молодёжного досуга …………….…5-6

1.3 Характеристика досуга прошлых веков …………………. 6-8

Глава 2. Практическая часть. Сравнительный анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века

2.2. Анализ результатов опроса родителей …………………..9-10

Список литературы …………………………………………. 12

Досуг подростка является одним из важных средств формирования личности, ведь в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Именно в данной сфере молодые люди могут максимально проявить свою индивидуальность, выбирая форму, место, время проведения досуга.

В основном досуг привлекает молодежь свободой и добровольностью выбора, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную, производственную и игровую деятельности. Таким образом, досуг молодежи является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Кроме того, он непосредственно влияет на производственно-трудовую сферу деятельности человека, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и эмоциональные нагрузки [2].

Часто среди родителей и детей происходят разногласия в сфере досуга. Старшее поколение порой не разделяет вид досуга своих детей, что связано с различиями круга духовных потребностей и интересов.

Исходя из выше сказанного, проблема проведения досуга современной молодежью является актуальной. Представляет интерес изучение и анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века, ведь не зная прошлого, не ценя его, невозможно понять настоящее и построить будущее. Думаю, данное исследование будет интересно как моему поколению, так и поколению наших родителей.

Цель - анализ проведения досуга современной молодёжью и молодёжью прошлого века.

1. Изучить научную литературу по вопросу молодёжного досуга .

2. Провести анкетирование среди учащихся 8 класса.

3. Провести анкетирование среди родителей учащихся 8 класса.

4. Выявить основные особенности проведения досуга современной молодёжью и молодежью 80-х годов прошлого века на основании социологических исследований.

Работа проводилась поэтапно:

  1. Организационный этап: определение модели исследования, изучение литературы и различных источников по теме.
  1. Практический этап: разработка анкет для учащихся 8 классов и их родителей; проведение анкетирования; анализ полученных результатов.
  1. Обобщающий этап: формулирование выводов и результатов работы.

Предмет исследования - сравнение проведения досуга современной молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века.

Проблема исследования – часто возникающие противоречия в сфере досуга между детьми и их родителями.

В работе рассматривалась гипотеза существования достаточно значимых различий в проведении досуга молодёжью двух поколений, которыми являемся мы и наши родители. Предполагалось, что эти различия возникли в ходе технического и социального прогресса современного мира, а также связаны с изменением менталитета, как данной возрастной категории, так и общества в целом.

При написании научно-исследовательской работы применялись следующие методы: экспериментальный, анкетирование; поисковый и описательный; аналитический, предполагающий сопоставительный анализ отобранных данных.

Практическая значимость исследования: материалы данной работы могут быть использованы при проведении бесед просветительского характера с подростками. Работа может быть применена в дальнейших исследованиях по обозначенной проблематике.

Глава 1.Теоретическая часть. Понятие досуг и его характеристика

1.1. Этимологический разбор термина

1.2. Функции и принципы молодёжного досуга

Свободное время – это часть внерабочего времени, которая освобождена от семейных, общественных и бытовых забот, а также от необходимой физиологической деятельности (сна, питания и пр.). Свободное время можно использовать на что угодно, например, заниматься домашними делами. Некоторые люди предпочитают вовсе ничего не делать. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый.

Досуг – это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, спортом, общением и другое [2, 5].

Выделяют следующие функции досуга:

1) рекреационная и терапевтическая (отдых, восстановление психической и физической энергии). Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни;

2) творческо-развивающая (интеллектуальное, физическое, художественное, развитие личности);

3) воспитательная и просветительная (расширение кругозора как у детей, подростков, так и у взрослых);

4) поддержание социальной солидарности, сплоченности разных по социальному статусу людей на основе общих для них досуговых традиций и интересов [2].

Выделяют следующие принципы досуга:

  1. принцип всеобщности и доступности – возможность приобщения всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих запросов и интересов;
  2. принцип самодеятельности;
  3. принцип индивидуального подхода – учет индивидуальных интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей людей при организации их досуга, что обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой сферы;
  4. принцип систематичности и целенаправленности;
  5. принцип преемственности предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений;
  6. принцип занимательности заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. отсутствие эмоциональной привлекательности способно обречь на неудачу любые формы и методы работы [2].

Таким образом, я узнал, что досуг развивается по своим законам и принципам, имеет чёткие функции теоретически обоснованные и апробированные на практике. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия преимущественно реализуется в сфере досуга.

1.3. Характеристика досуга прошлых веков

Неоднородность мещанства, особенности хозяйственной деятельности обусловили различия между отдельными группами мещан в быту, в проведении повседневного и праздничного досуга, в приверженности к тем или иным обычаям и обрядам. Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие. Им занимались горожанки всех возрастов, вышивали, вязали, плели кружева. Характер рукоделия, его практическое значение и место в повседневном укладе определялось той средой, к которой принадлежала семья, ее имущественным положением, и материальными возможностями. Необходимым компонентом досуга мещанок являлось общение с родственниками, знакомыми, соседями. В среде малоимущих мещан, где сохранялись некоторые крестьянские традиции, была распространена форма “работных посиделок”, когда женщины сочетали беседу с рукодельной работой. У мещанок зажиточных и среднего достатка общение, разговоры превращались в один из основных видов досугового поведения. С этой целью устраивался прием гостей, угощение чаем, обмен подарками.

В городах летом оставалась в основном трудовая молодежь: мастеровые, ремесленники, подмастерья, рабочие. В их летнем досуге так же, как и в осенне-зимнем, четко прослеживалось влияние крестьянского быта. В воскресные и праздничные дни на городских заставах, выгонах, пустошах с полудня до позднего вечера окраинная, слободская молодежь устраивала нечто близкое к деревенским “игрищам”: парни и девушки водили хороводы, пели песни, играли. К началу XX века хороводы практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались [6].

Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко отграничен от домашних забот, чем досуг женщин, и они часто проводили его вне дома, преимущественно в мужских компаниях. Содержание досуга и его формы во многом определялись принадлежностью мещанина к той или иной имущественной группе. Представители зажиточных слоев проводили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, в лото. Молодые люди из зажиточных семей нередко проводили время на танцах под духовой оркестр в клубах. Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы.

Конец XVIII - начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были как узко сословными, дворянскими (например, известный салон З. Волконской, который любил посещать А.С. Пушкин), так и более открытыми в сословном отношении.

В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более “открытой” для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, “ассамблеи” постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий.

С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 году в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов [3, 6].

Глава 2. Практическая часть. Сравнительный анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века

2.1. Анализ результатов опроса учеников

Интересно выявить и проанализировать причины тех изменений, которые претерпевают формы досуга с течением времени, являются ли эти изменения существенными. Это может быть связано с изменением экономической и политической ситуации в стране, социальным развитием общества, с изменением менталитета людей. Изменение форм досуга возможно также за счёт идущего социального и имущественного расслоения общества (если раньше стоимость билета в театр или на концерт популярных исполнителей была доступна каждому школьнику или студенту, то теперь далеко не все могут себе позволить сходить на модный спектакль или на хороший концерт) [2].

В ходе опроса было выявлено, что 46% учеников свободное время предпочитают проводить в интернете, 32% - занимаются спортом, 22% учеников свободное время посвящают занятиям танцами, чтением, рисованием и прогулками на улице. Спортом занимаются 64% опрошенных, 18% - не интересуются им совсем, остальные 18% - занимаются спортом нерегулярно.

Современная молодежь предпочитает слушать поп-музыку – 48%, классику слушает 10% опрошенных, рок – 12%, рэп – 20%, а остальные 10% - не слушают музыку вовсе.

Что касается игр в свободное время, то в равном количестве опрошенные предпочитают спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол) и компьютерные игры – 34% соответственно. Настольными играми увлекаются 24% учащихся. А лишь 8% учеников не играют вообще.

Выявлено, что из всех опрошенных 42% собирают коллекции (монеты, фишки, игрушки). Регулярно смотрят телевизор 40% учеников, иногда – 36%, не смотрят телевизор вообще 24% учеников. Чтением книг увлекаются всего 34% опрошенных, любимые жанры которых – фантастика, детективы, драмы. Небольшое количество из них предпочитают ужасы и энциклопедии. Большинство учеников предпочитают интернет и телефон (82%).

Из всех опрошенных большая часть любит проводить свободное время и отдых на море (32%), в равном количестве – предпочитают лагерь и отдых в деревне у дедушки, бабушки (28%), остальным (12%) опрошенным нравится отдых в любом месте.

В ходе опроса было выяснено, что многие ученики (56%) хотели бы, чтобы в школе организовали такие кружки, секции, как футбол (80% опрошенных), волейбол, хоккей, бадминтон, танцы, фитнес, кулинария.

2.2. Анализ результатов опроса родителей

В ходе опроса было выявлено, что среди родителей в свободное время 36% посещали различные кружки, 54% - занимались спортом, 22% - чтением, 30% - играми во дворе.

Среди любимой музыки родителей преобладали такие виды как поп-музыка (44%), классика (14%), диско (26%), рэп (16%). Все опрошенные ответили, что их досуг был интересным без компьютера.

По результатам анкетирования выявлено, что половина родителей предпочитала на каникулах отдых в деревне, 42% - отдых в лагере и лишь 8% - в городе.

Большинство родителей (66%) считает, что время 80-х лучше современного, 20% опрошенных имеют противоположное мнение, 14% - затруднились ответить на данный вопрос.

Результаты опроса показали, что современные ученики проводят свой досуг и свободное время в основном дома, играя в компьютерные игры и в интернет-ресурсах, тогда как представители молодежи 80-х предпочитали проводить его на улице. Данная тенденция в некоторой степени сокращает время для самообразования, саморазвития и творчества. Среди современной молодежи отмечается значительное снижение увлеченности чтением. Современные подростки предпочитают компьютер и интернет, а не книгу и игры с ровесниками во дворе. Но стоит отметить тот факт, что среди современных подростков спорт остается, по-прежнему, актуальным и интересным хобби.

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодёжи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в сфере досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

В своей работе я выдвигал гипотезу о наличии существенных различий в проведении досуга юношами и девушками двух поколений, которыми являемся мы и наши родители. В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Выявленные различия достаточно существенны. Изменилось процентное соотношение между старыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом (например, широкое распространение компьютеров, телефонов, интернет-ресурсов). Кроме того выявлено значительное снижение увлеченности чтением среди современной молодежи. Ряд выявленных отличий связан с экономическими и политическими изменениями в стране (например, возможность зарубежных туристических поездок для отдыха на каникулах). Однако надо отметить, что современная молодёжь не потеряла интерес к спорту.

Анализируя полученные данные в ходе опросов, можно сделать вывод, что большая часть молодежи не имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, в интернет-ресурсах, кроме того, нарастающий темп жизни, увеличение продолжительности рабочего дня наших родителей не даёт возможности уделить достаточно времени своим детям, а это приводит к возникновению таких социальных проблем, как наркомания, алкоголизм, детская и молодежная преступность.

В качестве прогноза хочу предположить, что изменения, происходящие в досуге, будут углубляться. Возможно появление новых форм досуга. Но будем надеяться, что всё это будет не мешать, а способствовать активному участию российской молодёжи в жизни нашего общества.

Практическая значимость моей работы связана с возможностью ее использования педагогами и классными руководителями в образовательных учреждениях в рамках агитационной и просветительской работы с молодёжью, а также специалистами городских культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации молодежного досуга.

Читайте также: