Особенности лирики маяковского кратко

Обновлено: 05.07.2024

В.В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта.

Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года).

Творческая судьба Маяковского сложна и противоречива. Он принял рожденную октябрьскую революцию 1917 г., более того – своим поэтическим творчеством самозабвенно служил ее укреплению. Тем не менее, к концу жизни у него обозначился конфликт с правящей идеологической системой, отнюдь не в последнюю очередь подтолкнувший его к выстрелу в себя.

Темы ранней лирики

Маяковский продолжает важнейшие традиции русской любовной и гражданско-публицистической лирики. Пейзажная лирика представлена в основном городским пейзажем индустриальной эпохи.

В целом поэт любит город, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. Так, уже одно название стихотворения “Адище города” шокирует читателя:

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

По эхам города проносят шумы

На шепоте подошв и на громах колес,

А люди и лошади – это только грумы,

2. Тема неприятия действительности, поэт и толпа.

Какую же любовь отрицает поэт? Любовь, которую можно купить деньгами или роскошью. Вывод: любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где всё продаётся и покупается. Рассматривая художественные особенности второй главы поэмы, следует обратить внимание на сравнение любви с пожаром: “Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца”. Сопоставление любви и пожара не ново в литературе, но у Маяковского оно приобретает особый характер. Образ горящего сердца постепенно теряет условность, превращается в величественную и страшную картину пожара.

П оэт не только обличает несправедливость, ложь, лицемерие существующего строя, но и зовёт к его уничтожению: “Долой ваш строй!” Как лозунг восстания против “жирных” — хозяев жизни — звучат слова: “Выше вздымайте, фонарные столбы, окровавленные туши лабазников!” Написанная накануне революции поэма предвосхищает её: “…в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год”.

4. Тема революции, единения лирического героя с массами.

Тему революции можно раскрыть: советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого .

5. Тема поэта и поэзии.

Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом (“Во весь голос”), пишет, что работа поэта трудна и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия – это “острое и грозное оружие”. Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был “наступать на горло собственной песне”, и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве (“Неоконченное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”).

6. Гражданская тема.

7. Антимещанская и антибюрократическая тема.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Стихотворение “Прозаседавшиеся” рисует гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы теперь знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В “Прозаседавшихся” читатель встречает “людей половины”, видит, как люди разрываются пополам, чтобы все успеть.

В стихотворении “О дряни” достаточно безобидные детали быта, вроде канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале появляется традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение.

8. Тема сочувствия и доброты.

9. Тема будущего

Маяковский – известный литературный деятель двадцатого века. Его поэтический стиль кардинально отличался от традиционных, классических форм. Раннее творчество Маяковского посвящается особенностям эпохи, в которую довелось расти молодому писателю. Россия столкнулась с глобальными противоречиями в обществе, потрясениями, социальными переменами. Особенности стихов Маяковского сформировались под влиянием этих событий, значительно повлиявших на его взгляды.

Раннее творчество Маяковского – стихи

Ранний творческий этап Владимира Владимировича основывается на объединении лирических, политических аспектов. Поэзия наполнена пренебрежительными интонациями, насмешливыми выражениями, фамильярностью. Особенности поэтики Маяковского заключаются в использование простых, оригинальных слов, ранее не применяемых поэтами.

Раннее творчество Маяковского

При дальнейшем знакомстве с произведениями читателю станет заметна важная особенность. За внешней бравадой автор скрывает одиночество, ранимость, чувствительность. Он глубоко переживает события в стране, его душа болит. Поэт хочет любить, понимать и быть понятным. Рассмотрим ранний поэтический стиль Владимира Владимировича:

Особенности творчества Маяковского

Лирический герой писателя – это самоотверженный борец за свободу народа, стремящийся к изменениям. Отличительные черты поэзии Маяковского:

В XX веке было множество удивительных и необычных поэтов — Сергей Есенин, Марина Цветаева, Анна Ахматова и другие. В творческой среде особенно выделялась любовная лирика Маяковского. Его обычно считали певцом революционного толка, но среди его работ можно найти немало тех, что посвящены чувствам. В них Владимир Владимирович отразил личные переживания.

Владимир Владимирович Маяковский

Биографические факты

Не всегда читатель понимает, как оценивать произведения Маяковского о любви. Его стихотворения отличались необычной формой и поэтому их сложно воспринимать. Поэт выглядел грубо и часто вел себя не самым лучшим образом, но в душе он был ранимым и чутким человеком. В его сердце жила любовь, и она нашла выражение в стихотворениях.

Адресатом его лирики была не только Лиля Брик. В жизни Маяковского было несколько женщин, которых он любил и посвящал им стихи. Среди них особо выделяются три дамы:

Мария Денисова

Тема любви в творчестве Маяковского стоит особняком. Ему не везло на личном фронте и все его отношения заканчивались плохо. Поэт не смог вынести разлуки с Полонской и закончил жизнь самоубийством.

Лиля Брик тоже занимала важное место в жизни Маяковского. Часть стихотворений была посвящена именно ей. Их отношения были странными: Лиля была замужем за Осипом, но встречалась с Владимиром. Официальный супруг женщин был в курсе ее союза с поэтом, но не препятствовал связи.

Особенности лирики

Маяковский был уверен, что в поэзии нужно рассказывать о том, что испытывал человек сам. Поэтому его работы являются отражением пережитого опыта. Он стремился поделиться с миром своими переживаниями, чувствами, мыслями.

В первой части произведения Владимир противопоставляет обыденное восприятие чувств поэтическому. Маяковский описывал любовь как врожденный навык, но у большинства людей оно постепенно отмирает. В остальной части произведения поэт детально описывает свои эмоции, но он признает: в жестоком и равнодушном мире нет места чувствам.

Позже лирический герой встречает женщину, которая становится его мечтой. Она не спешит отвечать на чувства мужчины и словно играет с ним как с мячиком. Герой стремится подарить свои чувства и ничего не желать взамен.

Любовные стихотворения

Основная мысль стихотворения — любовь может вдохновлять человека на самые смелые поступки. В другой работе поэт рассуждает на тему, что значат чувства в жизни человека. Владимир подчеркивает размер своих эмоции, придает им эмоциональную окраску и всячески превозносит.

Лирика для поэта всегда была способом самовыражения. С помощью текстов мужчина рассказывал миру о своих мыслях, чувствах. Кратко изучать его стихотворения невозможно, так как в них скрыт глубокий смысл, поэтому каждый текст нужно внимательно читать и выделять важные моменты.

Любовная лирика Маяковского — это отражение маленького кусочка жизни поэта.

Творческий путь писателя Маяковского начался в сложный период, во время революций и войн, когда на смену старому миру, приходит новый. Писатель хочет делиться с читателем происходящими событиями, отражая их в своих стихах. В целом, творчество Маяковского можно разделить на дореволюционную лирику, и послереволюционную. Естественно и темы лирики Маяковского на каждом этапе затрагивались свои. Так, в дореволюционном творчестве писатель раскрывает в основном тематику города, отрицания буржуазной жизни, пишет на тему любви и одиночества. А вот лирика послереволюционная в основном раскрывает тему гражданско-патриотическую, антимещанскую, революционную. Также Маяковского волнует тема поэта и поэзии, тема поэта и толпы.

Как видим, тематика лирики включила в себя множество мотивов. Но в целом, все свое творчество Маяковский посвящает одной цели — служению народу. Свою же любовь к народу автор называет движущей силой в своей творческой жизни.

15 стр., 7274 слов

Что дает лирика поэтам 20 века. Поэтическое осмысление действительности XX века

Давайте более подробно рассмотрим темы лирики Маяковского, что поднимает поэт в своих стихах.

Сатирическая лирика Маяковского

Продолжая работу над характеристикой лирики Маяковского, нужно сказать и о сатире, которая присутствует на всех этапах его творчества. Сатира занимает одно из главных мест в его работах. Сначала это были пародийные гимны, в годы гражданской войны под шаржами и картинками он писал небольшие сатирические подписи из которых сложился цикл сатирических произведений, среди которых такие известные, как Бюрократиада, О дряни, . Там высмеиваются приспособленцы, бюрократы и подлизы. В своих сатирических образах поэт затрагивает не только портреты политиков, но и в таких работах, как Сплетник, Подлиза, Халтурщик, раскрывает пороки общества. Чтобы лучше передавать суть, Маяковский применяет такие средства сатиры, как насмешка, сарказм, гротеск.

Раннее творчество Маяковского – стихи

Ранний творческий этап Владимира Владимировича основывается на объединении лирических, политических аспектов. Поэзия наполнена пренебрежительными интонациями, насмешливыми выражениями, фамильярностью. Особенности поэтики Маяковского заключаются в использование простых, оригинальных слов, ранее не применяемых поэтами.

Раннее творчество Маяковского

При дальнейшем знакомстве с произведениями читателю станет заметна важная особенность. За внешней бравадой автор скрывает одиночество, ранимость, чувствительность. Он глубоко переживает события в стране, его душа болит. Поэт хочет любить, понимать и быть понятным. Рассмотрим ранний поэтический стиль Владимира Владимировича:

Трагичность существования человека

Автор говорит о том, что классовое общество калечит красивого и сильного от природы человека. В своих произведениях он открыто выражает ненависть к эксплуататорам и любовь к народным низам, порабощенным, обездоленным людям, смятым этим строем. Он выступает за подъем самосознания человека. Капиталистическая система обрекает народ на физическое и духовное вымирание. ясно понимает и формирует образ бунтующего героя. Конфликт с окружением, существовавший сначала как разъединенность с толпой, впоследствии начинает приобретать все большую социальную направленность.


Мотив

Маяковский: художественный мир ранней лирики поэта


Критический пафос

Читайте также: