Памятники изобразительного искусства руси 14 17 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

В Новгороде было построено большое количество небольших каменных церквей (Ковалевская, Спаса на Ильине улице, Волотовская и др.).

В Московском княжестве первые каменные постройки – храмы в Звенигороде и Загорске, собор Андроникова монастыря в Москве. В 1367 г. возведены первые белокаменные стены Московского кремля.

Во второй половине XV в. кремль был значительно перестроен: возведены новые стены, построены красивые соборы: Успенский (1476–1479), архитектор – итальянец Аристотель Фиорованти; Благовещенский (1484–1489), построен псковскими мастерами; Архангельский (1505–1509). Для торжественных приемов построена Грановитая палата (1487–1491).

Во второй половине XIV – первой половине XV в. творили два великих русских живописца – Феофан Грек и Андрей Рублев. Совершенства они достигли в иконописи. Феофан Грек был автором фресок в московском храме Рождества Богородицы, участвовал в росписи Архангельского собора.

Для стиля Феофана Грека в иконописи характерны:

1) выбор ярких сочных красок;

1) высокий духовный пафос;

2) проникновенность, человечность образов.

В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).

В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца).

Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Начало XVII века ознаменовано господством в живописи двух художественных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Названия этих направлений связаны с именами заказчиков и с их художественными пристрастиями.

Годуновская школа ориентировалась на традиции прошлого, на рублевско-дионисиевскую школу. Здесь палитра икон и фресок плотная, сдержанная. Рисунок дробный, композиция перегруженная.

Строгановская школа - это искусство иконной миниатюры с тщательным мелким письмом, изощренным рисунком, полихромным колоритом с серебром и даже золотом.

Школа Оружейной палаты стягивала к себе самые одаренные художественные силы со всей России. Здесь трудился Гурий Никитин - вероятно, самый выдающийся стенописец XVII века.

С середины XVII века влияния барочной культуры Западной Европы (которая была уже культурой Нового времени) становятся все более очевидными.

С присоединением Украины (1654) и части белорусских земель становятся более активными культурные связи с этими землями, испытавшими сильное влияние католической барочной культуры. Белорусские мастера были авторами резных иконостасов и изразцового декора второй половины века.

Во фресковой росписи храмовых интерьеров, которая в XVII веке сочетается с темперной прорисовкой, активно используются барочные композиционные схемы, заимствуемые из европейских гравюр (особенно популярна была "Библия Пискатора").

Возникают новые тенденции в живописи, представленные творчеством кремлевских мастеров Оружейной палаты Симона Ушакова, Федора Зубова, Иосифа Владимирова. Для их живописи характерно использование приемов, близких к нехарактерной для иконописи светотеневой моделировке. Новым явлением стало написание трактатов о живописи (С. Ушаков, И. Владимиров).

Творчество Симона Ушакова

Ушаков — художник, ученый, богослов, педагог— был человеком новой эпохи, новым типом мыслителя и творца. Будучи новатором в искусстве, он в то же время понимал ценность старинных традиций русской культуры и тщательно оберегал их. Достаточно вспомнить его роль при росписи Архангельского собора в 1666 году. Именно в силу названных качеств, отмеченной редкой широты взглядов он смог более тридцати лет стоять во главе русского искусства.

С первых лет самостоятельного творчества определился интерес Ушакова к изображению человеческого лица. Излюбленной темой его становится Спас Нерукотворный. Изображений Спаса работы Ушакова сохранилось несколько — в собрании Третьяковской галереи, в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в Загорске, в Историческом музее и т. д. Самая ранняя из этих икон относится к 1657 году и хранится в Московской церкви Троицы в Никитниках. Настойчиво повторяя эту тему, художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изо-бражения и добиться телесного цвета лица, сдержанной, но отчетливо выраженной объемности построения и почти классической правильности черт. Правда, иконам Спаса работы Ушакова недостает одухотворенности русских икон XIV—XV веков, но это в известной мере искупается искренним старанием художника воссоздать на иконе возможно правдоподобнее живое человеческое лицо.

В 17 веке возникает светский портрет - парсуна. Парсуна – светский портрет, но выполненный иконописными изобразительными средствами.

Портрет князя М.В. Скопина-Шуйского.


Портрет князя М.В. Скопина-Шуйского.

Парсуна (портрет) царя Федора Иоанновича.


Парсуна (портрет) царя Федора Иоанновича.
Царь Федор Иоаннович - последний царь из династии Рюриковичей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Были высоко развиты ремесла, техника деревянного строительства. Особенности древнерусского искусства: христианское понимание миропорядка, духовность, соборность, анонимность, каноничность, символичность. Первые церкви на Руси сооружались по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, - основа, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Десятинная церковь в Киеве (конец X в.) выстроена в соответствии с византийской традицией греческими мастерами, В соборе Святой Софии в Киеве сочетаются славянские и византийские традиции: на основу крестово-купольного храма поставлены тринадцать глав храма, напоминающих о несохранившемся деревянном Новгородском храме Святой Софии. Массивность, тяжеловесность форм собора. Величественность композиции. Воплощение идеи величия Киевской державы.

Софийский собор в Новгороде (1045-1050) по сравнению с Софией Киевской строже, монолитнее и лаконичнее: 5 куполов, нет мозаик, мрамора. Иной строительный материал: не тонкая изящная плинфа, а местный грубый известняк. В архитектуре второй половины XI века усиливается аскетизм в художественном облике храмов по сравнению с праздничным образом первой половины столетия. Господствует одноглавый трехнефный шестистолпный храм.

3. Зодчество и живопись XIV – XVII вв.

Развитие древнерусского искусства в XIII веке было нарушено монгольским нашествием, многие художественные центры, в том числе Киев, Владимир, Суздаль, были разрушены. Подъем художественной культуры начался в Новгороде, который не подвергся монгольскому нашествию. Особенный расцвет переживают архитектура и живопись Новгорода в XIV в. Новый стиль явен в облике церкви Федора Стратилата (1360-1361) и церкви Спаса Преображения (1374). Для этих сооружений характерны мощь, конструктивность, почти полное отсутствие внешнего декора. Величественные стены храмов членятся четырьмя лопатками, на которые опираются многолопастные арки. Обе церкви характеризуются монументальностью и силой своего архитектурного облика, мужественностью, которая присуща новгородскому искусству.

4. Древнерусская живопись во второй половине XIV – XV вв.

5. Зодчество централизованного государства.

6. Творчество Дионисия.

7. Зодчество XVI столетия.

8. Живопись во время правления Ивана IV.

9. Последний этап древнерусской истории – XVII век.

В архитектуре этого столетия можно проследить три этапа: в первой четверти XVII в. или даже в первые 30 лет в ней еще сильна связь с традициями XVI столетия; середина века – 40–80-е годы – поиски нового стиля, соответствовавшего духу времени, и его расцвет; конец столетия – отход от старых приемов и утверждение новых, свидетельствующих о рождении зодчества так называемого нового времени.

Культовые здания все больше отходили от строгих византийских канонов, что вызывало тревогу церковных властей.

Активизировалось строительство деревянных церквей. Церковь Спаса Преображения в Кижах.

Гражданские постройки ориентировались на западноевропейские образцы. Отсюда строгая симметрия, разделение на этажи, упорядоченность декора. Однако русские мастера придавали зданиям красочность и убранство. Палаты Аверкия Кириллова, Симона Ушакова, князя Голицына, трапезные палаты Новодевичьего монастыря, деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.

10. Живопись XVII века.

В 1652-1666 гг. Яков Казанец, а затем Симон Ушаков осуществили роспись Архангельского собора. Основная тема фресок – прославление московской династии, поэтому над каждым надгробием помещено изображение святого покровителя того или иного московского князя.

Особую роль в развитии русской монументальной живописи XVII века сыграли ярославские стенописцы. В их произведениях ценились прежде всего занимательность изображения, многочисленные бытовые подробности, многофигурность композиций, передача движения, динамичность, ориентация на европейские образцы. Художники рисовали массовые сцены, и многие лица в толпе были портретно узнаваемы.

В этот период происходит осознанное разделение светской и религиозной живописи. Изографы разделились на иконописцев и живописцев. Живописцы расписывали дворцовые палаты и знамена, походные шатры и игрушки, мебель и повозки, конскую сбрую. Но они же могли писать иконы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Стилевые и жанровые особенности изобразительного искусства в контексте русско.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Стилевые и жанровые особенности изобразительного искусства в контексте русско.

Стилевые и жанровые особенности изобразительного искусства в контексте русской культуры

Искусство Московской Руси XIV-XVII вв.

Искусство Московской Руси
XIV-XVII вв.

Архитектура Монументальное зодчество Москвы в отличие от Новгорода и Пскова с.

Архитектура
Монументальное зодчество Москвы в отличие от Новгорода и Пскова с самого начала приобрело государственный целеустремленный характер.
Московские князья выступали продолжателями объединительной политики владимирских правителей 12 – 13 вв., а развитие искусства прочно опиралось на владимирское наследство.

Архитектура Московского княжества 14 – начала 15 в.: - Коренное переосмыслени.

Архитектура Московского княжества 14 – начала 15 в.:
- Коренное переосмысление крестово-купольной системы храма.

- Зодчество данного периода стало началом формирования общерусской национальной архитектуры.

Кремль 1485-1495 год

Кремль 1485-1495 год

Успенский собор 1475-1479

Успенский собор 1475-1479

Архангельский собор В 1505—1508

Архангельский собор
В 1505—1508

Теремной дворец Московского кремля

Теремной дворец Московского кремля

Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях

Живопись Московское искусство сложилось из традиций домонгольской живописи Се.

Живопись
Московское искусство сложилось из традиций домонгольской живописи Северо-Восточной Руси 13 в. и свежих художественных влияний, пришедших из Византии с митрополитом греком Феогностом, который был и художником.

Отличительные особенности иконописиМонументальность, экспрессия форм и линий.

Отличительные особенности иконописи
Монументальность, экспрессия форм и линий.
Насыщенный, контрастный колорит.
Смелые образы нарушающие иконографические схемы.
Проработанность форм.

Феофан Грек. Богоматерь Донская

Феофан Грек.
Богоматерь Донская

Андрей Рублев. Архангел Михаил

Андрей Рублев. Архангел Михаил

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов


Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 204 человека из 53 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 302 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.05.2021 112
  • PPTX 405.5 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кирина Светлана Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: