Особенности консультирования подростков кратко

Обновлено: 04.07.2024

Психологическое консультирование — это базовый вид психологической помощи, который выделился из психотерапии наряду с психологической коррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.

Понятие и особенности психологического консультирования

Психологическое консультирование является сравнительно новой профессиональной областью психологической практики. Она представляет собой разновидность психологической помощи. Это направление имеет основу в психотерапии, поскольку концентрируется на клинически здоровом индивиде, не способном самостоятельно решить житейские трудности.

Ключевая задача психологического консультирования заключается в оказании помощи человеку в поиске выхода из сложившихся проблем, над которыми он одержать победу без посторонней поддержки не может. В ходе консультаций осознаются и изменяются малоэффективные поведенческие паттерны для принятия судьбоносных решений и достижения намеченных целей.

В зависимости от целевой направленности задачи психологического консультирования классифицируют на коррекционное воздействие и задачи, концентрирующиеся на достижении пациентом личностного роста, саморазвития и успеха в жизни.

Психологическое консультирование помогает:

  • Осознанно выбрать направление и действовать в соответствии со своим усмотрением;
  • Обучиться новому поведению;
  • Развить личность.

Цели и задачи психологического консультирования подростков

Цели психологического консультирования были заимствованы из определенных психотерапевтических концепций. Так, сторонники психоаналитического направления, видят задачу консультирования в преобразовании вытесненной в бессознательный мир информации в осознанные образы. Они рассматривают помощь клиенту в воссоздании раннего опыта, проводя анализ вытесненных конфликтов и восстанавливая основу личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Предопределение целей психологического консультирования подростков — это достаточно сложная задача, поскольку они зависят от потребностей и теоретической направленности самих консультантов. В психологии предусмотрено несколько универсальных задач консультирования:

  • Способствование трансформации поведенческих реакций подростка с целью более продуктивной жизни и деятельности, роста удовлетворенности жизнью даже при существовании определенных социальных ограничений;
  • Развитие умений преодолевать трудности при столкновении с новыми повседневными обстоятельствами и условиями жизни;
  • Обеспечение результативного принятия важных решений;
  • Развитие способности заводить контакты с дальнейшей поддержкой межличностных отношений;
  • Облегчение роста личностного потенциала подростка.

Этапы психологического консультирования

Психологическое консультирование характеризуется общей системной моделью, объединяющей 6 стадий, которые вытекают друг из друга. На первом этапе консультант должен выяснить проблему подростка, устанавливая контакт (рапорт) и достигая направленного доверия. Он внимательно слушает повествование, выражая максимальное сопереживание и показывая предельную искренность. Здесь важно не использовать субъективные оценки и манипуляции.

На следующей стадии осуществляется двумерное определение проблемной ситуации. Консультант должен устремиться к точной характеристике проблемы клиента с акцентированием на эмоциональном и когнитивном аспекте. Проблемы необходимо формулировать через конкретные понятия, позволяющие осмыслить их причины и указывающие на возможные варианты разрешения. Если возникают сложности при определении проблем, то консультант возвращается к предыдущему этапу.

На третьем этапе происходит идентификация альтернатив с установкой и обсуждением потенциальных вариантов решения проблем. Консультант, используя открытые вопросы, побуждает подростка перечислить все вероятные альтернативы, которые тот определяет как подходящие и реальные.

Четвертая стадия заключается в планировании, когда подростку предлагается критически подойти к оценке выбранных альтернатив. Консультант должен помочь субъекту выбрать представленные варианты, которые подходят и являются реалистичными в соответствии с готовностью к изменениям.

Пятая стадия представляет собой непосредственную деятельность, на которой происходит последовательное воплощение намеченной стратегии для решения проблем. Психологи помогают клиентам выстраивать деятельность с учетом обстоятельств, эмоциональных и временных затрат, а также возможности отсутствия успеха в реализации целей. Подросток должен осознать, что частичный провал не может стать полным крахом.

Последняя стадия включает оценивание и поддержание обратной связи. Подросток вместе с психологом на этом этапе должен оценить степень достижения цели, представляющую собой уровень разрешения проблемы. Вместе они подводят итог достигнутых результатов, детализируя и уточняя стратегии решения. При появлении новых или обнаружении глубоко спрятанных проблем, им необходимо вернуться к предшествующим стадиям.

Представленная модель показывает содержание консультативного процесса, способствуя пониманию того, как происходит консультирование. На практике психологическое консультирование и его стадии значительно более обширны и часто не всегда соответствуют данному алгоритму. Помимо этого, выделение стадий или этапов является условным, поскольку на практике одни стадии объединяются с другими.

6. Столкновение со стрессом, агрессией и другими негативными проявлениями.

В результате в беседе с клиентом необходимо выделить наличие наиболее важных конфликтов или противоречий, которые могут быть между:

1) Стилем воспитания и реальными потребностями подростка;

2) Выполнением всех работ за ребенка с детства и требованием от него самостоятельности в подростковом возрасте;

3) Требованием взрослых уважения к себе и отказом в этом подростку;

4) Постоянными упреками в неблаговидных поступках, как проявлением проекции родителями собственных нежелательных качеств на подростка и отсутствием реальной помощи ему;

5) Использование любого проступка как предлога для конфликта вместо обсуждения;

6) Несоответствием уровня притязаний подростка и его реальными возможностями.

Многие из этих проблем решаются в процессе групповой работы. Вообще с ними можно проводить и индивидуальные работы и групповые, но некоторые отказываются от групповых, а некоторые от индивидуальных. Вся работа направлена на выработку необходимых навыков поведения в определенных ситуаций.

Принципы работы с подростками:

1. Обучение отдельным психологическим понятиям, необходимым для успешной социализации (общение, характер, личность, воля, темперамент). В ходе дальнейшей работы должны проводится психодиагностика и анализ основных личностных характеристик;

2. В любой программе должен быть использован блок разминок (психодиагностических разминок). Снятие эмоциональных зажимов, спонтанности поведения и другое;

3. Установление различного по степени сложности вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом, когнитивном уровне с использованием игровых методов;

4. Распознавание, анализ и моделирование эмоциональных состояний в разных ролевых ситуациях с использованием технических и дидактических средств (видеоролики, фрагменты из фильмов);

5. Обучение обратной связи через вербальные и невербальные упражнения;

6. Проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения адекватному поведению в конфликтных обстоятельствах во многих сферах социальной жизни;

7. Анализ различных ситуаций и обучение адекватному поведению в семейных подсистемах;

8. Использование различных упражнений на развитие когнитивных структур и логики мышления;

9. Использование домашних заданий на закрепление полученных навыков для переноса в микросреду и освоение ряда психотехнических приемов.

Принципы работы консультанта с подростками:

1) Принятие подростка таким, какой он есть;

2) Использование на протяжении всего курса работы положительного подкрепления и выявление позитивных сторон личности подростка;

3) Работа с подростком в ролевой позиции ВЗРОСЛЫЙ-ВЗРОСЛЫЙ;

4) Эталонное поведение (умение воспроизводить все игры, быть образцом мужского или женского пола);

5) Обязательно в конце занятия должно быть проведено обобщение всего происходящего на занятиях. Анализ должен делать не только подросток, но и консультант (на него ложится основная нагрузка, он обобщает);

6) Поиск и предоставление информации для работы с проблемной ситуацией;

7) Использование подсказки, различных приемов и игровых средств для стимуляции спонтанной активности.

ПОДРОСТКИ.

В подростковом возрасте дети обращаются самостоятельно на консультирование, либо же родители, но наравне. Т.к. психологическая помощь осуществляется по запросу подростка, то диагностика теряет свою значимость. Консультирование родителей подростка тоже имеет большое знание, т.к. проблемы связаны с отделением ребенка от семьи и развитие самостоятельности подростка.

Особенности подросткового возраста при определении проблемных областей:

1. Повышенная агрессивность;

2. Приоритет мнения сверстников;

3. Вредные привычки;

4. Существенная динамика в развитии самосознания:

- Трудность в общении;

- Признание их внешности и самого факта взросления (особое значении придают внешности, снижается самоуважение к себе);

- Сравнивают себя с другими.

Искажение или депривация одного или нескольких звеньев самосознания, что может привести к суицидальному поведению. Значимыми становятся факты взросления и изменения внешности подростка. Все внешние недостатки видят окружающие люди, и это негативно влияет на подростка. Происходит снижение самоуважения, сравнение себя с другими, фрагментарное представление о себе. Притязание на телесное представление тесно связано с сексуальным представлением о себе.

С возрастом это проходит, подростки не видят уже отдельные элементы своей внешности, а полную картину своей внешности. Но есть такие подростки, которые оставляют фрагментарное восприятие себя, что необходимо учитывать - актуализируется сексуальность.

5. Факт собственного взросления.

Подростки доказывают всем факт своего взросления, они ориентированы на активное отстаивание своих прав. Доказывают это родителям, близким и самому себе. С одной стороны они отстаивают свои права, а с другой они боятся их использовать. У них появляется внутренний страх. Много прав – много обязанностей, но обязанности выполнять подростки не хотят. В целях полноценного развития подростки должны иметь право на наличие своего личностного пространства. Своё пространство подростки помечают (плакаты, определённая обстановка в комнате и т.д.). может быть депривация прав подростка путём лишения его личного пространства, постоянный контроль за состоянием комнаты подростка, контроль за порядком в комнате.

В процессе консультации необходимо доносить до родителей, что подросткам реально необходимо свое пространство.

Если подростки не метят свою территорию, то можно предположить, что в семье происходит депривация прав подростка.

Обособленность и желание уединится от родителей – это норма. Родителям надо помочь принять эту мысль и не держать подростка на привязи, а дать свободу деятельности.

6. Меняется отношение к запретам.

Запреты игнорируются и скорее наоборот, нарушаются специально. Это следствие чувства взросления. По мнению подростка, следовать запретам – это значит быть маленьким, а нарушать их – это значит быть взрослым.

Консультирование подростков основываются на применении методов разговор и беседа. Игра не занимает ведущего места, т.к. это уже подростки, а не младшие школьники. При этом особое значение приобретают такие аспекты взаимоотношения по К. Рождерсу с подростком, как полное принятие, умение консультанта проявлять эмпатию и быть с ним конгруэнтным - и все это по отношению к подростку. Подростки очень хорошо чувствуют фальшь. Естественная реакция на это – агрессия и защита.

Консультирование подростков осуществляется по общепринятой схеме:

1. Установление контакта с подростком;

2. Запрос подростка (описание трудностей, отношений к себе и т.д.);

3. Диагностическая беседа;

4. Интерпретация (словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных трудностях подростках);

5. Реоринтация - совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта с подростком. С помощью вербальных и невербальных средств. Представляет некоторые трудности для некоторых консультантов. Здесь нельзя спешить. Необходимо максимально потратить время для установления контакта.

Запрос подростка. Необходимо дать возможность подростку самостоятельно описать свою проблему, самому составить запрос. Можно ему в этом помочь с помощью вопросов и наводящих фраз. Наблюдается затруднение вербализации у подростков. Подростки часто высказывают желанные представления о себе.

Диагностическая беседа. Для эффективности беседу можно проводить с применением проективных методик (рисунок семьи, несуществующее животное, придумать сказку по данному началу, ранние воспоминания). Цель – определение проблемы и необходимо найти причину трудностей подростка.

Консультирование родителей подростков. Консультант не должен всё полностью рассказывать родителям о работе с подростком. В присутствии одного из родителей ребенок подросткового возраста может не все сказать. А если родитель пришел один, то им очень аккуратно необходимо сообщать информацию об их ребенке (принцип конфиденциальности). На провокации не поддаваться, можно провести просвещение о ребенке, но лишь, в общем, дать рекомендации, как себя вести с подростком.

Психолог не имеет права проявлять свой негативизм по отношению к клиенту. Это в особенности касается подростков и их родителей, которые могут обращаться в психологическую консультацию. При консультировании по психолого-педагогическим вопросам следует также иметь в виду, что полностью и добросовестно выполнять рекомендации психолога-консультанта не всегда будут именно те люди, кого они касаются и кому персонально на самом деле адресуются. Например, родителям часто приходится давать рекомендации, которые на самом деле касаются их детей, а детям - советы, которые больше относятся к поведению их родителей (возможные реакции взрослых людей на педагогически неадекватное поведение их родителей по отношению к ним). Это обстоятельство следует принимать во внимание. За консультацией к психологу также может обратиться подросток с проблемой, которая порождена не им самим, а в общении с ним окружающими его взрослыми людьми: родителями или учителями. Тогда проведение психологической консультации только с самим ребенком вряд ли сможет всерьез изменить к лучшему сложившееся положение дел. Во-первых, подросток еще не настолько взрослый человек, чтобы глубоко понять, принять и правильно реализовать в общении со взрослыми людьми те рекомендации, которые ему может дать психолог-консультант. Во-вторых, взрослые люди, которые своим неправильным поведением создают проблему в общении с подростком, далеко не всегда готовы прислушиваться к его мнению, особенно если инициатива в исправлении сложившегося неблагополучного положения дел принадлежит не им, а ребенку. Здесь для успешного решения проблемы необходимо так называемое системное или многоканальное психологическое консультирование. В случае его проведения практические рекомендации со стороны психолога получают все участники конфликтной или проблемной ситуации, и при этом, как правило, каждый из них знает, кто и какие рекомендации получил. В результате создается ситуация, в которой каждый участник может не только следить за собой и другими, но реально помогать другим в выполнении полученных рекомендаций.

Прежде всего, в процессе консультирования необходимо создать у подростка чувство безопасности. Создание безопасного окружения заключается и в конфиденциальности информации о ребенке, чтобы он был уверен (особенно, если это подросток), что факты и события его прошлой жизни не будут обсуждаться детьми и взрослыми, что его не будут дразнить или обвинять. О том, что информация о прошлом не подлежит разглашению и обсуждению, нужно сразу сказать подростку, успокоить его.

2. Свободные, неуправляемые высказывания подростка. В отличие от следователя, для социального педагога, психолога, социального работника важны не столько протокольные подробности, сколько ха­рактерная для данного подростка манера рассказывать, даже заведомая ложь может быть полезна для выявления его личностных осо­бенностей.




Вопросы, которые задаются во время проведения диагностики, бывают трех видов:

4. Подробное исследование.

5. Попытка ослабить напряжение и сделать заключение с выражением признательности подростку.

Психолог не имеет права проявлять свой негативизм по отношению к клиенту. Это в особенности касается подростков и их родителей, которые могут обращаться в психологическую консультацию. При консультировании по психолого-педагогическим вопросам следует также иметь в виду, что полностью и добросовестно выполнять рекомендации психолога-консультанта не всегда будут именно те люди, кого они касаются и кому персонально на самом деле адресуются. Например, родителям часто приходится давать рекомендации, которые на самом деле касаются их детей, а детям - советы, которые больше относятся к поведению их родителей (возможные реакции взрослых людей на педагогически неадекватное поведение их родителей по отношению к ним). Это обстоятельство следует принимать во внимание. За консультацией к психологу также может обратиться подросток с проблемой, которая порождена не им самим, а в общении с ним окружающими его взрослыми людьми: родителями или учителями. Тогда проведение психологической консультации только с самим ребенком вряд ли сможет всерьез изменить к лучшему сложившееся положение дел. Во-первых, подросток еще не настолько взрослый человек, чтобы глубоко понять, принять и правильно реализовать в общении со взрослыми людьми те рекомендации, которые ему может дать психолог-консультант. Во-вторых, взрослые люди, которые своим неправильным поведением создают проблему в общении с подростком, далеко не всегда готовы прислушиваться к его мнению, особенно если инициатива в исправлении сложившегося неблагополучного положения дел принадлежит не им, а ребенку. Здесь для успешного решения проблемы необходимо так называемое системное или многоканальное психологическое консультирование. В случае его проведения практические рекомендации со стороны психолога получают все участники конфликтной или проблемной ситуации, и при этом, как правило, каждый из них знает, кто и какие рекомендации получил. В результате создается ситуация, в которой каждый участник может не только следить за собой и другими, но реально помогать другим в выполнении полученных рекомендаций.

Прежде всего, в процессе консультирования необходимо создать у подростка чувство безопасности. Создание безопасного окружения заключается и в конфиденциальности информации о ребенке, чтобы он был уверен (особенно, если это подросток), что факты и события его прошлой жизни не будут обсуждаться детьми и взрослыми, что его не будут дразнить или обвинять. О том, что информация о прошлом не подлежит разглашению и обсуждению, нужно сразу сказать подростку, успокоить его.

2. Свободные, неуправляемые высказывания подростка. В отличие от следователя, для социального педагога, психолога, социального работника важны не столько протокольные подробности, сколько ха­рактерная для данного подростка манера рассказывать, даже заведомая ложь может быть полезна для выявления его личностных осо­бенностей.

Вопросы, которые задаются во время проведения диагностики, бывают трех видов:

4. Подробное исследование.

5. Попытка ослабить напряжение и сделать заключение с выражением признательности подростку.

ВложениеРазмер
osobennosti_konsultativnoy_raboty_s_podrostkami.docx 39.59 КБ

Предварительный просмотр:

1. Особенности консультативной работы с подростками 4

2. Методические приемы консультативной практики 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Можно также отметить, что возрастно-психологическое консультирование соседствует с семейным психологическим консультированием, консультированием родителей детей, имеющих отклонения в развитии, профориентационным консультированием.

1. Особенности консультативной работы с подростками.

Прежде всего, в процессе консультирования необходимо создать у подростка чувство безопасности . Создание безопасного окружения заключается и в конфиденциальности информации о ребенке, чтобы он был уверен (особенно, если это подросток), что факты и события его прошлой жизни не будут обсуждаться детьми и взрослыми, что его не будут дразнить или обвинять. О том, что информация о прошлом не подлежит разглашению и обсуждению, нужно сразу сказать подростку, успокоить его.

Типичными запросами в консультировании детей подросткового возраста является:

1) консультирование по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;

2) консультирование по вопросам преодоления кризиса подросткового возраста;

3) консультирование по вопросам нарушения межличностных отношений;

4) консультирование по проблемам дисгармонийности характера;

5) консультирование по развитию самосознания подростков.

Итак, рассмотрим подробнее перечисленные запросы консультирования.

1. Консультирование подростков по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации.

Подростковый возраст традиционно считается тяжелым не только в плане воспитания, но и об учебных достижений. Снижается успеваемость, угасает интерес к учебе и его значимость. Среди школьников растет количество неуспевающих подростков, у которых наблюдается апатия и отрицательное отношение к школе. Все это приводит к различным проблемам, которые обусловливают школьную дезадаптацию подростков.

2. Консультирование по вопросам кризиса подросткового возраста.

Существует два основных пути протекания подросткового кризиса: независимости и зависимости. Симптомами кризиса независимости является: своенравие, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание родителей, отрицательное отношение к требованиям взрослых, которые они ранее выполняли, протест - бунт, ревность к собственности. Противоположными симптомы кризиса зависимости: чрезмерное послушание, обособленность от взрослых или сильных, регресс к старым интересов, вкусов, форм поведения.

Основными задачами для психолога в этом возрасте являются:

1) дифференциация доминирующей позиции школьника (стремление к независимости или зависимости) для возможности самоопределения подростка, развития у него чувства идентичности;

2) предоставление подросткам помощи в понимании того, что с ними происходит и выработки конструктивных форм преодоления кризиса;

3) создание условий для продуктивного разрешения кризиса: разъяснения родителям и педагогам особенностей подросткового периода, заложенных в нем возможностей.

3. Консультирование подростков по вопросам нарушения межличностных отношений.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, что отражается в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка иметь солидный статус среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам референтной группы. Поэтому нарушения взаимоотношений со сверстниками имеют для подростков существенное значение. Кроме этого, нарушения межличностных взаимоотношений среди одноклассников вызваны отсутствием у них коммуникативных умений, проявляется в использовании неадекватных способов убеждения (давление, протест, противопоставление и т.д.).

В процессе индивидуального консультирования подростков с целью коррекции их межличностных отношений, важной задачей психолога является определение индивидуально-психологических особенностей личности подростка, которые блокируют успешную межличностное взаимодействие.

Для развития у подростков умение выстраивать позитивные межличностные отношений консультант в процессе беседы с ними должен делать акцент на: развития представления о собственных ценностях и ценности другого человека; развитие доверия к людям; осознание различных видов мотивов межличностных отношений; усвоение способов решения собственных проблем; умение устанавливать психологический контакт; развитие навыков эмпатического слушания; использование различных вербальных и невербальных способов общения.

4. Консультирование по проблемам дисгармонийности характера .

Проблема дисгармонийности характера является чрезвычайно актуальной в работе психолога-консультанта с подростками. В подростковом возрасте особенности характера обостряются, что может привести к акцентуации, явлений социальной дезадаптации и формированию личности по психопатическим типам. Поэтому в консультативной работе с акцентуированными подростками, в которых отмечены явления дезадаптации, важной задачей для психолога является распознавание психогенных факторов и помощь в преодолении патогенного воздействия. Учитывая тип акцентуации подростка, психологу стоит подобрать индивидуальный подход к нему. Ниже приведены особенности работы психолога с различными типами акцентуаций характера у подростков.

При консультировании гипертимных подростков психологу необходимо занять доброжелательную неавторитарную позицию. В индивидуальной беседе четко аргументировать обязанности и пределы приемлемого поведения подростка; использовать методы тренировки самоконтроля, планирования, систематизации.

В консультативных беседах с учителями и родителями подростков, психолог должен информировать их об особенностях типов акцентуаций подростков и одновременно давать рекомендации о том, как устранить психотравмирующие моменты социальной ситуации развития.

5. Консультирование подростков по вопросам развития самосознания.

Личностный рост подростков неразрывно связано с развитием их самосознания (усвоением нравственных понятий, развитием нравственных чувств, усилением ответственности за себя и других, повышением уровня саморегуляции), поэтому важной задачей психолога является использование комплекса консультационных методов, способствующих развитию и гармонизации их самосознания.

Консультируя подростков из личностных проблем, психолог имеет акцентировать их внимание на ценности жизни, полученных психологических знаниях, подчеркивать, что, прилагая волевые усилия при решении проблем, они могут стать жертвами манипуляций других людей. В связи с этим, психолог в процессе консультирования решает две задачи: во-первых, выясняет, какие ценностно-нормативные установки превалируют в отношениях подростка, способствует тому, чтобы он сам осознал сущность взаимодействий; во-вторых, помогает понять, насколько его реальное поведение соответствует общечеловеческим нормам.

В процессе индивидуального консультирования психолог знакомит ребенка с необходимыми психологическими знаниями, которые важны в процессе решения проблем, подчеркивает важность использования при этом рационального, логического мышления, знакомит с основами саногенного (здорового) мышления. Заметим, что мышление по своей природе рефлексивное, и именно эта особенность является основой его саногенности, точнее здоровья, ведь внутренний диалог личности дает ей возможность для развития всех видов дифференцированного и одновременно целостного видения мира, способствует изменениям отношений к своим мыслям, убеждений.

Таким образом, для повышения эффективности решения различных личностных и межличностных проблем у подростков и предотвращения их возникновения, психолог в консультативной работе с учениками влияет на глубинную сферу личности - самосознание подростков.

Очень важным аспектом консультирования подростков по развитию самосознания и решения их обособленных проблем является работа психолога с их родителями. Психолог-консультант должен анализировать проблемы подростков, рассматривая их через призму целостного жизненного пути, интегрирует семейную ситуацию в прошлом и будущем, отражает особенности происхождения трудности из-за нормативных возрастных кризисов, учитывает врожденные и социальные факторы развития личности, факторы риска и т.д.

В связи с этим, необходимым условием закрепления достигнутых результатов является активное воздействие психолога на родителей с целью изменения их отношения к подростку и вооружение их адекватными способами коммуникации.

В процессе консультирования учащихся подросткового возраста психолог, как правило, решает две основные задачи: диагностическое и терапевтическое. Для решения первой (диагностического) задачи психологу-консультанту необходимо осуществить всесторонний анализ необходимой информации о подростке, его ситуацию и определить проблемы, которые заставили человека обратиться за помощью. В первую очередь выясняются источники и факторы возникновения проблемы ученика. Второе (терапевтическое) задача - это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов подростка.

В период взросления происходит интенсивное развитие самосознания личности, в связи с этим важным оказывается активный поиск путей самореализации и самоутверждения подростка. Имея уже достаточный социальный опыт, личность этого возраста способен осознавать свои переживания, выражать их вербально и отрефлексировать то, чем они вызваны. Подростки уже четко определяют природу своих трудностей и осознают, что именно может им помочь. Впрочем, отношение к процессу консультирования в них может быть неоднозначным. Старшие подлее неохотно допускают психолога в свой внутренний мир, стараются избегать глубокого контакта, однако легко могут просить о помощи, чтобы наладить взаимоотношения с родителями [1].

2. Методические приемы консультативной практики

Перед психологом - подросток или старший школьник с пассивной установкой. Чтобы нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, психолог начинает консультацию следующими словами: «Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение. Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные знания и жизненный опыт. Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому.

В качестве одного из эффективных средств активизации внимания и позиции подростка или старшего школьника на консультации может быть использовано постоянное подчеркивание со стороны психолога того факта, что не только ученик, но и он сам в данный момент находятся в проблемной ситуации. Такое положение дел вполне естественно, поскольку на консультации решаются действительно сложные вопросы.

Планируя повторную консультацию, можно предложить школьнику самому придумать историю о своем ровеснике и рассказать ее при новой встрече с психологом. В этом случае консультант может попросить своего клиента более подробно охарактеризовать ситуацию в семье персонажа, его успехи в школе, описать взаимоотношения с друзьями, родителями. Кроме фактической стороны жизни главного героя, психолог может попросить ученика оценить поступки и решения героя своего рассказа.

Исходя из вышесказанного, основными условиями контакта с подростком является добровольность, конфиденциальность и ответственность. Подросток должен быть уверен, что психолог не использует против него все то, что сообщалось на приеме, и содержание бесед с ним не станет известным ни учителям, ни родителям, ни одноклассникам. Психологу важно взаимодействовать с подростком с позиции принятия последнего, причем независимо от того, что он говорил и как действовал, то есть, какие бы вины не сделал. Психологу важно не только быть в позиции принятия к подростку, который нуждается в помощи, но и проявлять заинтересованное отношение к нему, строя такую дистанцию, не предполагает фамильярности, высокомерия и демонстрации преимуществ.

Психолог в самом начале работы с подростком, чтобы войти в его внутренний мир, должен учитывать культурную специфику его развития (обычаи, верования, домашний уклад, способы коммуникации), учитывать систему взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:

1) установление контакта с подростком;

2) запрос подростка, описание проблем и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

3) психодиагностическая беседа: поиск причин трудностей;

4) психологическая интерпретация (вербально высказана гипотеза консультанта о возможных факторы труда подростка).

Использование различных приемов и методов при консультировании подростка (при условии индивидуального отбора) помогает устанавливать контакт и преодолевать трудности вместе с подростком.

Таким образом, индивидуальное консультирование подростков занимает важное место в работе психолога, в основе индивидуальной работы с юношами и девушками должны лежать принципы диалогического общения, равноправные отношения с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения.

1. И. С. Булах, И. М. Бушай, В. У. Кузьменко и др. Консультативная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Вінниця, Україна, 2014. - 484 c.

Консультирование детей и подростков — профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупрежде­ние психологических проблем у детей. К наиболее распространен­ным расстройствам детского возраста относятся: гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, прово­кационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучае­мость, задержку психического развития, аутизм и другие син­дромы).

Кроме того, психотерапевтическая помощь бывает нужна детям, даже если у них нет психологических нарушений, — на­пример, в ситуациях, когда ребенок оказывается жертвой сексу­альных домогательств, развода или пренебрежения родителей ребенком. В большинстве случаев в основе детского поведения, по поводу которого обращаются с жалобой взрослые, лежат отрица­тельные аффективные переживания ребенка, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними [25].

Как правило, аффективные переживания устраняются у де­тей только после того, как меняется ситуация, провоцирующая эти переживания. Но бывает так, что изменить ситуацию невоз­можно в силу каких-то объективных причин. Тогда психолог должен суметь изменить личностный смысл ситуации для ребен­ка и тем самым изменить его переживания. Для этого необходи­мо показать ребенку ситуацию не с привычной для него точки зрения, а совершенно с другой, новой позиции. Причем эта новая позиция, которую консультант предлагает занять ребенку, должна быть привлекательной для консультируемого и соответ­ствовать его личностным притязаниям.

С одной стороны, процесс консультирования может быть об­легчен благодаря тому, что все без исключения психологи- консультанты имеют детский опыт, а у многих из них есть соб­ственные дети.

Однако, по мнению Бремса [20], это не является достаточным условием для эффективного консультирования.

оценить ситуацию, абстрагироваться от ценностей и установок, идущих из детства. Опыт любого человека — и взрослого (психоло­га), и ребенка (клиента) — уникален, и решение проблемы носит уникальный характер, исходящий из конкретной ситуации.

Оказание психологической помощи (в частности, консульти­рование) детям имеет свою специфику, в значительной мере от­личается от консультирования взрослых. Если, работая с взрос­лыми, консультант в основном ориентирован на цель клиента, то в работе с детьми он ориентирован на:

- фундаментальные цели (те, которые ставят специалисты перед всеми детьми, приходящими на прием);

- цель, которую поставили перед психологом родители или специалисты, работающие с ребенком;

- свои собственные профессиональные цели;

- цель самого ребенка.

Еще одним немаловажным отличием консультирования детей от консультирования взрослых является то, что в силу своих фи­зиологических особенностей ребенок не может в течение длитель­ного времени концентрировать свое внимание на беседе с взрос­лым. Кроме того, поскольку язык ребенка недостаточно хорошо сформирован, в большинстве случаев ему трудно выразить свои чувства и объяснить, что с ним происходит. Дети зачастую не только не могут сформулировать запрос психологу, но и не пони­мают реально, с какой целью их привели к психологу. Отсюда — отсутствие мотивации к работе. И психолог должен cуметь доне­сти до ребенка цель совместной работы. Уже этот аспект сам по се­бе является как частью специфики консультирования детей, так и одним из первых барьеров при взаимодействии с данной клиент­ской группой.

Процесс консультирования подростков может быть осложнен проявлениями негативизма, сопротивления вербальному обще­нию со взрослым. Поэтому консультирование детей и подростков требует вовлечения в терапевтический процесс дополнительных средств, помогающих активизировать познавательные процессы ребенка, например, удерживать его внимание на должном уровне или активизировать его мыслительные действия. Консультанту (психологу) также надо мотивировать ребенка/подростка, под­держивать его интерес и побуждать оставаться в рамках опреде­ленной проблемы, особенно в тех ситуациях, когда мы не распо­лагаем достаточным количеством времени.

Г. В. Бурменская [25] отмечает такие особенности процесса консультирования детей и подростков:

1. Дети почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно в связи с их проблемами обращаются к консультанту взрослые.

2. Психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в дет­ском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом.

3. Консультант не может возложить на ребенка ответствен­ность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.

Детское консультирование проводится различными метода­ми, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ре­бенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Исполь­зуются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за желаемое поведение, обсуждение положительных случаев успешного реше­ния проблем и др. Все внимание консультанта обычно сосредото­чено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует.

Поскольку возможности вербальной терапии в случае ма­ленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игро­вые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми.

Предлагая ребенку рисо­вать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутрен­него конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональ­ные нарушения.

По мнению Д. Лейна [50], психологическое воздействие в ра­боте консультанта с детьми в настоящее время направлено на:

1) уменьшение выраженности явных проблем;

2) обеспечение нормального развития ребенка;

3) развитие самостоятельности и уверенности в своих силах;

4) генерализацию терапевтических изменений и их сохранение.

Причем Гарри Л. Лэндрет [127] отмечает, что фундаментом

всех терапевтических изменений является система взаимоотно­шений с ребенком, которая оказывается всегда важнее использо­вания конкретных терапевтических техник. Основной формой терапии чаще всего является межличностное общение, вербаль­ное и невербальное взаимодействие.

Специалисты выделяют более 230 видов психосоциального воздействия, различия между терапевтическими школами за­ключается в способах определения проблемы, стратегиях и тех­никах вмешательства, но их общая цель — изменение в мыслях и чувствах ребенка, которые будут способствовать их более успеш­ной адаптации.

К наиболее значимым аспектам консультирования можно отнести взаимоотношения между консультантом и ребенком, фи­зическая обстановка, соблюдение расписания, предсказуемые условия, четкие правила взаимодействия и др.

Дети — самая незащищенная часть общества, незащищенная от непрофессионализма и невежества медицинского персонала, педагогов, жестокого обращения родителей, произвола государ­ственных учреждений [72].

Детство — это период жизни человека, в процессе которого ему необходимо адаптироваться в мире, научиться понимать себя и других, ставить цели и принимать решения, выявить свои ре­сурсы, чтобы максимально реализовать их в последующей жиз­ни. Когда ребенок сталкивается с социально-педагогическими проблемами, он нуждается в консультировании [36; 164; 165].

Уровень способности к приспособлению оказывает влияние на уровень социального статуса и самоощущения человека — удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью.

Предполагается, что действиями взрослых руководят лю­бовь, жизненный опыт и здравый смысл, однако зачастую взрос­лые, сами того не желая, создают стрессовые ситуации для ре­бенка. Большое количество запретов или вседозволенность, авто­ритарное руководство действиями ребенка или попустительский стиль воспитания, гиперопека или жесткие наказания — все это может стать причиной стресса, испытанием адаптивности ребен­ка, как и начало посещения детского сада, учеба в школе, рожде­ние брата или сестры, переезд в другой район или город, развод родителей и многое другое.

Консультирование — это иногда просто разговор с ребенком, но разговор, который помогает ему осознать его проблемы и улуч­шить качество жизни. К сожалению, тенденцией современного мира является, по мнению специалистов, отсутствие не только со­вместной полезной деятельности в семье, но и дефицит общения. П. Коулмен [75] приводит результаты исследования: общая про­должительность домашних бесед (просто разговора с детьми за сто­лом) сократилась почти на 100%. Цель общения взрослого и ре­бенка — улучшить отношения. Цель общения консультанта и ре­бенка — создать такие условия, которые помогут ребенку осознать проблему и найти собственные ресурсы для ее решения.

Далеко не все существующие методы работы психотерапевта можно применять при работе с детьми, а некоторые методы ис­пользуются лишь в своей модификации, адаптированной к пси­хологическим особенностям детей. Психологические особенно­сти личности подростка также накладывают ограничения на применение методов, традиционных при работе со взрослыми клиентами.

Однако сходные по форме методы могут базироваться на раз­личных теориях личности (психодинамические теории, геш­тальт-терапия, поведенческая терапия, и т.

п.), а также заим­ствовать из направлений психотерапии отдельные психотерапев­тические средства (психодрама, гештальт-техники), существуют коррекционные методы, используемые преимущественно в дет­ском возрасте, т. е. методы работы с детьми и подростками мож­но отнести к интегративной психотерапии.

Цели психологического консультирования зависят от кон­кретной психологической школы.

Бихевиорально-ориентированное направление в консульти­ровании ставит своей целью изменение поведения человека.

Для экзистенциального направления, цель психологического консультирования нацелена на поиск собственного направления в жизни. Данный процесс подразумевает осмысление целей и на­мерений человека, а также его общего отношения к жизни

Процесс консультирования детей и подростков усложняется в связи с тем, что:

1. Как правило, дети редко приходят сами на консультацию к психологу. Гораздо чаще их приводят, присылают взрослые — родители, учителя, воспитатели, опекуны и т. д. Поэтому у них зачастую отсутствует мотивация общения со специалистом.

Во-первых, необходимо понять, какие педагогические меры (например, коррекционное обучение, изменение стиля общения в семье и др.) могут помочь ребенку в решении его проблем. Во- вторых, надо подобрать такие рекомендации и так преподнести их родителям, чтобы они приняли их и были в состоянии выполнить.

1. Возрастная дистанция между клиентом-ребенком и кон­сультантом может усилить неравенство позиций собеседников. Й. Шванцара [181] рекомендует психологу занимать позицию, определяемую принципами недирективной психотерапии:

1) создать мягкое, теплое, понимающее отношение к ре­бенку;

2) принимать ребенка таким, каков он есть;

3) дать ребенку почувствовать атмосферу благожелатель­ности, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства;

4) не осуждать и не оправдывать позиции ребенка, пони­мать их, причем так, чтобы ребенок это почувствовал.

2. Дети, как правило, особенно остро чувствуют фальшь, не­искренность. Поэтому так важно создать особое терапевтическое пространство, доверительные отношения.

3. Ограниченные способности детей к самонаблюдению дик­туют необходимость правильной, т. е. посильной для понимания и способствующей нахождению ответа формулировка вопросов помогают ребенку осознать свои переживания, чувства, отноше­ния, мысли, способствуют их вербализации.

4. Дети и взрослые стоят на разных уровнях развития и име­ют разные возрастные задачи. Речь детей, их познавательные способности, эмоциональное выражение и восприятие еще недо­статочно развиты. Поэтому психолог должен обладать особой чувствительностью, умением видеть и слышать.

5. Детям (особенно маленьким детям и детям с особенностями развития) не всегда доступен вербальный язык консультанта- взрослого. Поэтому к языку психолога, к его способности к вы­ражению мыслей и чувств с помощью невербальных средств об­щения предъявляются особые требования.

6. Для партнерского общения с детьми и подростками психо­лог-консультант должен знать особенности детской и подростко­вой субкультуры (особенности мировоззрения, игры, литератур­ные и телегерои, игрушки, особенности языка и др.).

1. Учитывая возрастные особенности детей, психолог должен создавать комфортное и в физическом смысле пребывание ребен­ка в кабинете: мебель, предметы интерьера, игрушки, книжки, игры, которые могут заинтересовать ребенка и подростка.

Читайте также: