Особенности конституционной модели египта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конституция Египта была принята в 1971 г. после того, как была сформирована составом ЦК Арабского социалистического союза. Процесс ее утверждения проводился путем референдума.
Конституция Египта содержит две части:
конституционную декларацию, содержащую цели государства, такие как арабское единство, мир в Египте, постоянное развитие государства по всем направлениям;
Конституцию Египта, в кᴏᴛᴏᴩой закреплены юридические нормы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Конституция Египта была принята в 1971.docx

Конституция Египта была принята в 1971 г. после того, как была сформирована составом ЦК Арабского социалистического союза. Процесс ее утверждения проводился путем референдума.

Конституция Египта содержит две части:

  1. конституционную декларацию, содержащую цели государства, такие как арабское единство, мир в Египте, постоянное развитие государства по всем направлениям;
  2. Конституцию Египта, в кᴏᴛᴏᴩой закреплены юридические нормы.

Конституция Египта основана на сочетании социалистических идей и исламских ценностей, общегуманистических положений и общечеловеческих принципов. Также в основы Конституции входят нормы функционирования рыночной экономики и развитие государства в капиталистическом направлении.

Конституция Египта разрешает три формы собственности:

  1. государственную;
  2. кооперативную;
  3. частную.

Особенностью конституции Египта будет наличие традиционной эксплуататорской собственности крупных капиталистов и землевладельцев.

Общество Египта базируется на социальной солидарности, равенстве возможностей всех граждан, социальном мире. Также к основам общества ᴏᴛʜᴏϲᴙт справедливость, политический и социальный прогресс, уважение человеческого достоинства. Важно заметить, что одна из основных целей египетского общества, записанных в конституции – снижение уровня противоречий демократическим путем.

Государственной религией в Египте будет ислам, принципы мусульманского права – главный источник законодательства. Уместно отметить, что определенные государственные структуры строятся с учетом исламских традиций. Конституция Египта признает особую роль ислама в общественном развитии страны. Законы шариата в египетском обществе будут религиозной, моральной, даже правовой обязанностью всех граждан.

Египет будет простым унитарным государством, представляющим собой объединение административно- территориальных единиц с президентской формой правления. Конституционно установлен либеральный (полудемократический) государственный режим.

Египетская Конституция признана жесткой по процессу ее изменения, она считается постоянной. Правом внесения поправок и изменений в текст Конституции обладает Президент Египта и 1/3 депутатов Парламента. Поправки должны быть рассмотрены Консультативным советом (аш-шура) и одобрены 2/3 постоянного состава Парламента. Затем одобренный перечень поправок выносится на референдум, на кᴏᴛᴏᴩом принимается окончательное решение простым большинством голосов.

Конституционное развитие Египта

Большинство египетских правоведов считают, что Конституция 1923 г. была принята путем октроирования (дарования). При этом они ссылаются на вступительную статью, которая гласит, что Конституция является детищем единоличной воли короля.

Что касается Конституции 1956 г., то она была принята путем всенародного референдума, после того как проект правительственной комиссии был представлен народу для одобрения. Это была первая египетская конституция, принятая таким способом.

Временная Конституция 1964 г. не была принята теми способами, которыми принимаются постоянные конституции (октроирование, договор, учредительное собрание, всенародный референдум). Она была издана в соответствии с решением главы государства (президента республики) и должна была действовать до того момента, пока, как значилось в тексте, Национальный совет не закончит подготовку проекта постоянной конституции, который будет предложен для всенародного референдума.

Так, 11 сентября 1971 г. на всенародном референдуме была принята ныне действующая Конституция Египта, проект которой был подготовлен народными представителями - депутатами (как в Народном собрании, так и в Социалистическом союзе). Народ участвовал в создании конституционного документа, как через своих представителей на этапе его подготовки и формулирования, так и непосредственно при его одобрении и принятии. Поэтому Конституция 1971 г. похожа на Конституцию 1956 г. по способу своего принятия (путем всенародного референдума), а их различие заключается в этапе подготовки текстов (статей).

Конституция 1923 г. содержала две группы норм. С одной стороны общие положения, закрепляющие процедуру изменения и ее жесткость, с другой - специальные нормы, касающиеся определенных институтов и не подлежащие изменению в течение определенного периода (например, связанные с формой правления (парламентаризм и наследуемость трона), а также нормы, обусловленные принципами свободы и равенства и закрепленные Конституцией). Конституция 1971 г. содержала общую норму, которая допускала процедуру изменения, т.е. Конституция являлась относительно неизменяемой (ст. 189 Конституции). Она же содержала положения о том, что в Конституции есть абсолютно неизменяемые нормы, связанные с республиканским строем, свободой и равенством. Несомненно, что придание Конституции качества неизменности повлекло за собой формальное главенство всех ее норм. Эта особенность сделала возможным осуществление конституционного контроля за отраслевыми законами.

Присоединяясь к позиции многих авторов считаю, что все египетские конституции являются жесткими и для их изменения требуется гораздо больше формальностей, чем для обычного законодательства. Египетские правоведы различают два вида неизменяемых конституций: абсолютную и относительную. Абсолютная неизменяемость означает, что нельзя изменять специальные нормы по определенным вопросам, т.е. они никогда не могут быть изменены, а положения, которые регулируются этими нормами, являются абсолютно неизменяемыми. При относительной неизменяемости допускается процедура изменения конституционной нормы (или нескольких норм) в случае необходимости, но при наличии определенных условий.

Рассматривая и сравнивая египетские конституции с точки зрения порядка изменения, обратимся к Конституции 1923 г., которая предусматривает два вида норм:

1. Абсолютно неизменяемые нормы. Они касаются парламентско- представительской формы правления, наследования трона, принципов свободы и равенства, которые гарантирует Конституция (ст. 154 Конституции 1923 г.).

2. Относительно неизменяемые нормы (для изменения которых требуется гораздо больше формальностей и процедур, чем для изменения обычных законов).

Что касается Конституций 1956, 1964 и 1971 гг., то они не содержат норм, ясно указывающих на определенные условия, запрещающие временно или постоянно изменять Конституцию. Этим они отличаются от Конституций 1923 и 1930гг. Несмотря на то, что таковые нормы отсутствуют, считается, что имеются положения (исходя из предписаний фикха), которые нельзя изменять. По мнению египетских правоведов, это - республиканский строй, нормы, связанные с правом на свободу и равенство, которые гарантируются Конституцией. Эти нормы являются абсолютно неизменяемыми (если на это содержится точное указание в Конституции).

Таким образом, способы изменения действующей Конституции ограничиваются возможностью изменения статьи Конституции путем ее отмены или дополнения способами, которые допускает Конституция, за исключением положений, связанных с республиканским строем, правами, свободами и принципом гражданского равенства.

Ст. 189 действующей Конституции гласит: «Президент республики и Народное собрание имеют право требовать изменить одну или несколько статей Конституции. В требовании об изменении необходимо указать статьи, которые нужно изменить, и причины этого изменения. Если требование исходит от Народного собрания, необходимо, чтобы оно было поддержано не менее, чем третью его членов.

В большинстве случаев решение об изменении принимается большинством членов Народного собрания. В том случае, если требование отклоняется, оно не может быть повторно рассмотрено в течение года. Если Народное собрание повторно через два месяца одобрит основание изменения двумя третями своих членов, то вопрос об изменении выносится на всенародный референдум. И если референдум одобрит изменения, то они считаются обязательными с даты объявления результатов референдума.

Таким образом, процедура изменений состоит из трех этапов:

предложение об изменении (вносится президентом республики и третью членов Народного собрания);

процедура изменения (большинством членов Народного собрания, 2/3 членов для утверждения изменений);

утверждение изменений (одобрение народом на всеобщем референдуме).

2. Конституционный строй современной Арабской республики Египет

2.1.Государственное устройство современного Египта

Президент республики исполняет функции главы государства, главы исполнительной власти, верховного главнокомандующего вооруженных сил и полиции. Кандидатом на пост президента может выступить любой гражданин Египта, достигший 40-ка лет при условии, что его родители также были египтянами и обладали всеми гражданскими и политическими правами. Его кандидатуру должны выдвинуть поддержать не менее 6-ти депутатов Народного собрания (парламента) Египта. Президент страны избирается на шестилетний срок. Он может быть переизбран неограниченное количество раз.

В 1980 году был принят закон, согласно которому количество переизбраний на этот пост неограниченно. Именно поэтому уже в течение 25 лет страной руководит Хосни Мубарак. Среди прав, данных президенту конституцией страны, – назначать кабинет министров, налагать вето на любой законопроект, распускать парламент и даже совмещать свою должность с должностью премьер-министра. В исключительной ситуации он может на какое-то время взять на себя всю полноту исполнительной и законодательной власти в стране – для этого его должны поддержать две трети депутатов парламента. Но поскольку парламент может быть распущен президентом в любой момент, это ограничение не по сути таковым не является.

Национальный референдум в мае 2005 года утвердил конституционные поправки, которые изменили порядок президентских выборов из нескольких кандидатов всенародным голосованием; ранее кандидатура президента выдвигалась Народной ассамблеей и утверждалась национальным всенародным референдумом; последний референдум был проведен 26 сентября 1999 года; первые выборы в соответствии с конституционной поправкой состоялись 7 сентября 2005 года; следующие выборы запланированы на 2011 год.

Конституция Египта была принята в 1971 г. после того, как была сформирована составом ЦК Арабского социалистического союза. Процесс ее утверждения проводился путем референдума.

Конституция Египта содержит две части:

1) конституционную декларацию, содержащую цели государства, такие как арабское единство, мир в Египте, постоянное развитие государства по всем направлениям;

2) Конституцию Египта, в которой закреплены юридические нормы.

Конституция Египта основана на сочетании социалистических идей и исламских ценностей, общегуманистических положений и общечеловеческих принципов. Также в основы Конституции входят нормы функционирования рыночной экономики и развитие государства в капиталистическом направлении.

Конституция Египта разрешает три формы собственности:

В конституции заложен определенный минимум земельной собственности для того, чтобы обеспечить крестьян и сельскохозяйственных рабочих защитой государства от эксплуатации любого вида. Конституция поддерживает союзы трудовых сил власти в сельской местности.

Особенностью конституции Египта является наличие традиционной эксплуататорской собственности крупных капиталистов и землевладельцев.

Общество Египта основывается на социальной солидарности, равенстве возможностей всех граждан,

Социальном мире. Также к основам общества относят справедливость, политический и социальный прогресс, уважение человеческого достоинства. Одна из основных целей египетского общества, записанныхв конституции – снижение уровня противоречий демократическим путем.

Государственной религией в Египте является ислам, принципы мусульманского права – главный источник законодательства. Определенные государственные структуры строятся с учетом исламских традиций. Конституция Египта признает особую роль ислама в общественном развитии страны. Законы шариата в египетском обществе являются религиозной, моральной, даже правовой обязанностью всех граждан.

Египет является простым унитарным государством, представляющим собой объединение административно-территориальных единиц с президентской формой правления. Конституционно установлен либеральный (полудемократический) государственный режим.

Египетская Конституция признана жесткой по процессу ее изменения, она считается постоянной. Правом внесения поправок и изменений в текст Конституции обладает Президент Египта и 1/3 депутатов Парламента. Поправки должны быть рассмотрены Консультативным советом (аш-шура) и одобрены 2/3 постоянного состава Парламента. Затем одобренный перечень поправок выносится на референдум, на котором принимается окончательное решение простым большинством голосов.

В Египте действует конституция, вступившая в силу 11 сентября 1971 года, с поправками 22 мая 1980 года и 26 мая 2005 года. Первая из них разрешила действующему президенту баллотироваться на этот пост неограниченное число раз. Тогда же был создан законосовещательный орган — Консультативный совет (араб. Маджлис аш-шура) и разрешена деятельность оппозиционных партий. Вторая — ввела прямые выборы президента на альтернативной основе.

Специально правам, свободам и обязанностям граждан Египта посвящена гл. 2, 3 и 4 конституции, первая из которых поделена на 2 раздела.

Первый раздел гл. 2 описывает общие принципы защиты прав человека в Египте (ст. 7–22). Основными принципами являются: солидарность, защита семьи и традиционного образа жизни, равенство мужчин и женщин, право на равный доступ всех граждан Египта на государственную службу, право на социальное обеспечение, здравоохранение, бесплатное образование, отмена традиционных титулов. Труд провозглашается правом, обязанностью и честью каждого гражданина Египта.

Раздел 2 (ст. 23–39) гарантирует экономические, социальные и культурные права. Среди них — право на равную оплату труда, долю в национальном доходе, на участие в управлении предприятием, защиту всех форм собственности: государственной, кооперативной и частной, запрет на национализацию, кроме как в случае справедливого возмещения убытков, гарантии справедливого распределения земельной собственности.

Гл. 3 (ст. 40–63) и 4 (ст. 64–72) конституции гарантирует гражданам личные права и свободы: равенство перед законом, права на свободу личной жизни, запрет на проведение медицинских экспериментов, кроме как с согласия гражданина, право на честь и тайну личной жизни, принцип презумпции невиновности, приверженность принципу habeas corpus, запрет пыток, тайна переписки, свобода прессы, неприкосновенность жилища и личной информации, свобода слова, информации и СМИ, право на научные разработки, право на эмиграцию, свобода совести и вероисповедания, свобода передвижения.

К политическим свободам, которые гарантируются конституцией, относятся: свобода собраний и ассоциаций, право на мирную демонстрацию, право создавать политические партии, подавать петиции, право избирать и быть избранным.

Все вышеуказанные главы содержат обязанности граждан Египта: придерживаться норм морали в повседневном поведении (ст. 12), трудиться (ст. 13), заботиться о сохранности государственной собственности (ст. 33), экономить (ст. 39), защищать отечество, оберегать завоевания социализма и единство нации, платить налоги, а также участвовать в выборах (ст. 58–62).

Ст. 198 определяет порядок внесения поправок в текст конституции. Правом инициативы обладают президент или 1/3 депутатов Народного собрания. Консультативное собрание утверждает текст поправок. В первом чтении поправки принимаются Народным собранием простым большинством голосов, второе чтение должно проходить через 60 дней после первого. Окончательно поправки утверждаются 2/3 голосов депутатов. После этого текст поправок выносится на референдум.

Всего конституция содержит 201 статью, объединённых в 7 глав.

Актуальность данного исследования заключается в следующем. Весь Арабский Восток представляет собой весьма подвижную в политическом плане структуру в силу неустоявшегося характера процессов развития и общественной эволюции, аморфности участвующих в них политических и социальных сил, наличия значительных племенных традиций в недрах общества, что накладывает специфический отпечаток на политическое и государственно-правовое развитие этого региона.

Конституционный процесс в арабских странах также обладает рядом особенностей, которые носят разноплановый характер. Одни из них отражают общие закономерности развития политической системы в арабских странах и в большей или меньшей степени присущи всем странам региона; другие обусловлены спецификой исторического и социально-экономического развития каждой страны.

Целью данного реферативного исследования является проведение анализа основ конституционного права Египта. Для достижения этой цели

нам необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Предоставить исчерпывающий материал по разработке и
    основным положениям конституции Египта;
  2. Раскрыть основы правового статуса личности по конституции;
  3. Проанализировать, как в правовом смысле регулируются общественные
    объединения;
  4. Как функционируют институты непосредственной демократии;
  5. Рассмотреть законодательную власть в государстве;
  6. Рассмотреть исполнительную власть;
  7. Проанализировать, как функционирует судебная власть в
    государстве;
  8. Рассмотреть особенности местного самоуправления и
    управления.

Задачей данного исследования является описание вышеперечисленных институтов, представляющих в целом основы конституционного права в Египте.

Объектом исследование является процесс становления конституционного права в Египте.

Основная часть: «Основы конституционного права

§ 1. Конституция Египта

Многие конституции и конституционные акты в арабских странах принимались органом типа революционного совета, большинство конституций в монархиях введены в действие единолично правителем.

Накануне получения независимости большинства стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Несмотря на различие юридических форм зависимости от метрополий, все эти страны фактически оставались колониями или полуколониями. В договорах с метрополиями были закреплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран.

Отражением полуколониальной зависимости ряда стран явился факт принятия в них конституций еще в период между двумя мировыми войнами, например, конституция Египта 1923 г. При этом в период господства европейских колонизаторов конституции составлялись лишь по западноевропейским образцам. Конституция Египта, например, была составлена по образцу Бельгийской конституции 1831г.

Результатом быстро меняющейся политической ситуации в арабских странах является наличие временных конституций, действие которых предполагается в рамках относительно короткого переходного периода. Временные конституции принимались и в Египте в 1958г., 1964г.

В 80-х годах многие арабские страны предпринимали попытки реформировать свои политические системы в соответствии с представлениями о гражданском обществе, попытались совместить демократический путь развития с традиционными исламскими ценностями. Однако связанные с этим процессы эволюционируют чрезвычайно медленно, во многих случаях непоследовательно, перемежаясь серьезными откатами от демократической практики под влиянием разнообразных причин внутреннего и внешнего характера.

Прежде всего, следует отметить, что большую роль в политической жизни государственно-правовом развитии арабских стран до настоящего времени играют традиции, образующие мощный фонд социально-исторического, политического, культурного и, прежде всего, религиозного наследия. Преобразование политической системы в этих странах сочетается со стремлением руководителей рассматривать ислам как первооснову общества и государства. Общим моментом, присущим большинству стран региона является провозглашение в конституциях верности традициям ислама как одной из основ общества в арабских странах.

Таким образом, ислам остается одной из политико-идеологических основ большинства арабских государств, в частности, и в Египте.

Основные черты содержания конституции. Постоянная конституция Египта 1971 г. (до этого принимались несколько временных конституций) состоит из двух частей: конституционной декларации, где указаны цели государства (мир в стране, арабское единство, постоянное развитие и человеческое достоинство), и собственно конституции, где содержатся юридические нормы, хотя и в этой части есть положения, которые не могут быть обеспечены юридическими средствами.

Конституция Египта имеет сложный характер. Ей присуще сочетание социалистических идей (речь идет о так называемом арабском социализме), исламских ценностей, положений конституционализма, связанных с общегуманистическими, общечеловеческими принципами, наконец, норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капиталистическое развитие страны в его современных социальных формах. Социалистические концепции находят свое выражение в нормах о демократической социалистической системе, имеющей целью ликвидировать неравенство в доходах, о защите рабочих и крестьян, о мире, свободном от эксплуатации в любых ее формах, о том, что президент обязан осуществлять социалистические цели, о роли генерального социалистического прокурора и т.д.

В АРЕ (Арабская республика Египет) признаются три формы собственности: государственная, кооперативная и частная, причем первая характеризуется как собственность народа и основа социалистической системы. Государство поощряет создание кооперативов, в том числе ремесленных, и помогает им. Частная собственность представлена прежде всего неэксплуататорским капиталом (ст. 32 конституции), призвана выполнять социальную функцию на службе национальной экономики, не должна противоречить общему благополучию народа. Она не может быть отчуждена без соответствующего закона и должного вознаграждения, однако о судебном порядке определения размера вознаграждения конституция не упоминает. Конституция устанавливает минимум земельной собственности с целью защиты крестьян и сельскохозяйственных рабочих от эксплуатации и обеспечения союзу трудовых сил власти в деревне (ст. 37). В АРЕ неоднократно проводились земельные реформы и в настоящее время максимум земли составляет 100 федданов на семью (42 га); согласно исчислениям экономистов, в европейском варианте это эквивалентно приблизительно 100га.

Читайте также: