Становление личности александра 2 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Становление личности Александра II

Известно, что рождение Александра II (17 апреля 1818 г. в г. Москва) привлекло к себе особое внимание всего русского общества. Его отец Николай Павлович - третий сын императора Павла I, в то время еще не был наследником престола, но можно было предвидеть, что верховная власть перейдет к нему, так как оба его старших брата Александр I и Константин не имели наследников мужского пола. Таким образом в лице его сына род Романовых как бы получил долгожданное продолжение.

В честь рождения Александра был дан салют в 201 пушечный залп, а Москва гордилась тем, что именно в ней появился на свет — впервые за сто лет — очередной представитель дома Романовых. Впоследствии москвичи сохранят любовно-родственное отношение к государю, да и он всегда будет питать к Москве особую симпатию.

Родители будущего императора были люди очень разные. Жёсткий, требовательный, порой деспотичный в воспитании детей отец Николай Павлович и нежная, заботливая, безгранично любящая своих детей мать Александра Федоровна.

Александр II гораздо более унаследовал характер своей матери. Он рос мальчиком мягким, чувствительным, даже сентиментальным. Чувства и переживания всегда играли в его жизни большую роль. Твердость и непреклонная властность, присущие Николаю Павловичу, никогда не были отличительными чертами его сына.

Александр II с детства готовили к престолу. Он получил разностороннее образование, владел пятью иностранными языками.

Получаемые знания подкреплялись многочисленными путешествиями. Первый из царского рода он посетил (в 1837 году) Сибирь, и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. Посетив Сибирь и увидев там томящихся в ссылке декабристов, Александр обратился к императору с письмом, прося смягчить наказания ссыльных. Николай Павлович внял горячей просьбе сына, и сроки наказаний декабристам были сокращены. Путешествие ближе познакомило цесаревича с Россией, а народ русский с его будущим царем.

Позднее, будучи на Кавказе, цесаревич отличился при нападении горцев, за что был награжден орденом св. Георгия 4-ой степени.

В 1837 году по желанию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе. В Германии он познакомился со своей будущей супругой – принцессой Марией Гессен-Дармштадтской.

По возвращению в Россию наследник был привлечен к участию в делах государственного управления. Он был назначен членом Государственного совета и Кабинета министров. Несмотря на старания Жуковского и Сперанского воспитать Александра в либеральном духе, вплоть до смерти отца он оставался верен традициям русского самодержавия.

В 1846 г. наследник стал главой Секретного комитета по крестьянскому делу.

Все эти годы до восшествия своего на престол, Александр всегда старался точно и верно выполнять распоряжения императора. Никаких самостоятельных поступков он не совершал, никаких политических идей не высказывал. Он, по-видимому, разделял все консервативные взгляды своего отца и, работая, например, в Крестьянском комитете, не обнаружил никаких либеральных намерений. Даже внешне он старался походить на отца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ряду российских монархов-реформаторов одной из наиболее ярких фигур, безусловно, является Александр II (1818—1881 гг.).

Личность Александра II, его государственная деятельность привлекают внимание не только историков, но и поэтов, писателей, художников. Жизнь самого императора была полна драматических событий. Все эти обстоятельства делают его биографию ещё насыщеннее и привлекательнее для исследователей. В данной работе была сделана попытка выявить влиянние различных факторов, как объективных, так и субъективных, на становление личности Александра II

Становление личности Александра II

Известно, что рождение Александра привлекло к себе особое внимание всего русского общества. Отец его, великий князь Николай Павлович, третий сын императора Павла I, занимал в то время более чем скромное положение и даже не помышлял о престоле. Однако поскольку оба старшие брата не имели наследников мужского пола, то в лице его сына род Романовых как бы получил долгожданное продолжение.

Родители будущего императора были люди очень разные, но Александр гораздо более унаследовал характер своей матери. Он рос мальчиком мягким, чувствительным, даже сентиментальным. Чувства и переживания всегда играли в его жизни большую роль. Твердость и непреклонная властность, присущие Николаю Павловичу, никогда не были отличительными чертами его сына. В детстве Александр отличался живостью, быстротой и сообразительностью. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность, хорошие манеры и красивую внешность. Но вместе с тем признавали, что цесаревичу недостает настойчивости в достижении цели, что он легко пасует перед трудностями, не имеет характера и воли 1 .

Александр II всегда был окружен многочисленной родней: бабушка, отец, мать, братья и сестры, жена, шесть сыновей, две дочери. Отец Александра II Николай Павлович был деспотом из принципа, в соответствие со своим пониманием требований момента. Это в полной мере распространялось и на его семью, в которой он ощущал себя почти восточным владыкой. Он требовал от детей полной покорности, корил их за малейшие провинности, то есть, желая того или нет, ежедневно подавлял их личность. Понятно, что дети отвечали отцу чувством восточного же почитания. Вряд ли это можно назвать любовью, точнее будет обозначить как вынужденное уважение, основанное на укоренившейся привычке к безраздельному господству взрослых. К первенцу Николая I, наследнику престола, все сказанное относилось в первую очередь. Муштровать сына император начал в раннем детстве, заставляя его печатать шаг и выполнять приемы с оружием в любое время суток. Позже он мог прилюдно и грубо обругать сына за ошибку во время воинского развода или надавать ему пощечин за игру в карты посреди дня. Их отношения довольно долго оставались чересчур официальными, доходило до того, что отец общался с сыном посредством указов и рескриптов в основном запретительного характера. По-своему Николай I был внимательным отцом, позаботившимся о прекрасном образовании сыновей и дочерей, следившим за их успехами, активно приобщавшим подросшего наследника к государственной деятельности. Однако он был отцом-императором, более владыкой, нежели родителем. Некоторое сближение монарха с наследником престола началось слишком поздно, чуть ли не после женитьбы Александра Николаевича. Скорее всего, император, наконец, заметил, что первенец вырос, стал помощником, на которого можно переложить часть государственных забот. Подобная ситуация упростила их общение друг с другом, но вряд ли сделала отношения между отцом и сыном более теплыми, семейными.

Мать, Александра Федоровна, была для Александра Николаевича, безусловно, понятнее и ближе, чем отец. Но и от общения с ней теплых воспоминаний у наследника сохранилось не так уж много. Императрица, занимавшаяся по должности широкой благотворительностью, участвовавшая в обязательных официальных мероприятиях, также не могла уделять сыну достаточно много внимания.

Из братьев и сестер ближе всех к нему по возрасту и строю мыслей стоял великий князь Константин Николаевич. Однако последнего готовили к руководству Морским ведомством, что предполагало некоторую специфику его воспитания и образования 3

В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо военному - капитану Мердеру. Это был боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806 - 1807 годов. Современники единодушно отзывались о нем, как о человеке высоконравственном, добром, обладавшем ясным и любознательным умом и твердой волей. Вообще, выбор оказался удачным. Благодаря заботам родителей и учителей Александр Николаевич был резвым, физически крепким подростком, который многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться людям, был добр и сентиментален, обладал ярко выраженным чувством долга, искренне любил родных, особенно мать и сестер. В общем, у него вырабатывались весьма привлекательные черты характера, а они и являются тем инструментом, с помощью которого люди пытаются приспособиться к окружающей их действительности.

Набор предметов, предложенный Жуковским, включал в себя русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, закон Божий, языки: французский, немецкий, английский и польский. Большое внимание уделялось рисованию, музыке, гимнастике, фехтованию, плаванию и вообще спорту, танцам, ручной работе и декламации. Два раза в год наследнику устраивались экзамены, часто в присутствии самого государя, который оставался в целом, доволен успехами сына и усердием учителей. Но император считал, что военные науки должны стать основой воспитания сына, и с этим приходилось считаться. Уже в 11 лет Александр командовал ротой, в 14 - в первый раз за офицера руководил взводом во время учений 1-го кадетского корпуса. С 1833 года ему стали читать курс фортификации и артиллерии. Через год преподавание военных предметов было еще усилено в ущерб другим дисциплинам.

Видимо, от каждого венценосного ребенка современники требовали или, по крайней мере, ожидали того, чего не нашли у предшествующих монархов, и от царствования к царствованию требования росли, как снежный ком, а ожидания становились все нетерпеливее. Наследники же престола, прислушиваясь к подобным пожеланиям, пытались сопоставить их со своими реальными возможностями, и трудно сказать, что они при этом испытывали — то ли гордость от своего исключительного положения, то ли ужас от невозможности оправдать надежды подданных 5 .

Сразу вслед за этим 2 мая Александр отправился в первое большое путешествие по родной стране, которую ему предстояло если и не узнать, то хотя бы увидеть, чтобы представлять, чем и кем суждено ему управлять, когда наступит его время. Поездка продолжалась до конца года. За это время Александр посетил множество городов, был на юге, доезжал до Урала и самой Сибири. Следующие три месяца цесаревич усиленно занимался военным делом, финансами и дипломатией, готовясь к заграничному путешествию.

Май месяц Александр провел в Лондоне, где был радушно принят английской аристократией, побывал в парламенте, на скачках, в Оксфорде, Тауэре, в доках на Темзе, в Английском банке и Вестминстерском аббатстве. Но самые яркие воспоминания были связаны у него с 19-летней королевой Викторией.

По возвращении из путешествия Александр, включился в государственную деятельность. С 1839 года он присутствует на заседаниях Государственного совета, а с 1840-го - еще и на заседаниях Комитета министров. В 1841 - 1842 годах он уже был членом этих высших государственных учреждений. Наконец, в 1842 году по случаю двухмесячного отъезда Николая II из столицы, на Александра было возложено решение всех государственных дел. В последующие годы это стало правилом. В 1846 году Николай сделал сына председателем Секретного комитета по крестьянскому вопросу. Одновременно наследник исполнял военные должности. В 1844 году он получил полного генерала, в 1849 году сделался главным начальником военно-учебных заведений и принял командование над Гвардейским корпусом, а в 1852 году был произведен в главнокомандующие Гвардейским и Гренадерским корпусами. В 1850 году для ознакомления с военными действиями Александр поехал на Кавказ. В целом, как всегда, это была парадная поездка по гарнизонам. Только в Дагестане цесаревич стал свидетелем боевой схватки с чеченцами, он не утерпел и поскакал за цепь под огнем неприятеля.

Император Николай при жизни полностью заслонял и подавлял своей личностью сына. Тот всегда оставался лишь послушным исполнителем воли своего родителя, но вот 18 февраля 1855 года Николай скоропостижно умер. На другой день Александр взошел на престол. Он принял власть в тяжелейший момент, когда для всех очевидно было, что Россия обречена на поражение в Крымской войне. Изумление, обида, боль, гнев и раздражение царили в обществе. Первые годы царствования стали для Александра суровой школой политического воспитания. Именно тогда он в полной мере ощутил все накопившееся в обществе недовольство и испил всю горечь жестокой и справедливой критики.

В марте 1856 года при активном участии князя Горчакова был заключен Парижский мир. Он стоил России Черноморского флота, но все же был гораздо менее постыден, чем можно было ожидать. Вскоре после подписания мира упразднены были оставшиеся военные поселения, срок службы в армии сокращен с 25 до 15 лет.

14 августа царская семья с Николаевского вокзала отправилась на поезде в Москву и 26 августа в Успенском соборе произошла коронация. По случаю праздника Александр на три года отменил рекрутскую повинность, простил недоимки, амнистировал или облегчил участь большого числа преступников, в том числе декабристов. Оставшимся в живых участникам восстания были возвращены имения и титулы 10

Таким образом, на формирование личности Александра оказали влияние различные факторы, как объективные, так и субъективные. Это, прежде всего, его окружение, существующая система и внешние обстоятельства.

2  Левандовский А. Конец реформатора: [Об убийстве Александра II] / А. Левандовский // Знание - сила.- 1992.- № 2. С. 17.

3  Семанов С. Александр II: История Царя - Освободителя, его отца и его сына / С. Семанов.- М.: Алгоритм: Эксмо, 2003.- (Полит. биогр. История в лицах и фактах).

4  Там же. С. 43-44

5  Толмачев Е.П. Александр II и его время: В 2 кн. / Е.П. Толмачев.- М.: ТЕРРА, 1998.

7  Труайя А. Александр II: Пер. с фр. / А. Труайя.- М.: Эксмо, 2003.- (Русские биографии).

10  Захарова Л.Г. Александр II // Романовы – исторические портреты. 1762 – 1917. М., 1997. С.404

Александр II родился 17 апреля 1818 года в Москве. С детства его воспитывали как наследника престола. Цесаревич получил блестящее образование под руководством боевого офицера К.К. Мердера и поэта В.А. Жуковского. Помимо русского, он знал французский, немецкий, английский и польский языки. В программу его обучения входили математика, физика, география, история, политическая экономия, статистика, правоведение и ряд других наук. Кроме того, Александру Николаевичу сумели привить тонкий художественный вкус. В 19 лет великий князь, в сопровождении Жуковского, совершил путешествие по России. Он первый из Романовых побывал в Сибири, где, помимо прочего, ознакомился с жизнью ссыльных декабристов. Результатом этого стало смягчение их участи. Два следующих года цесаревич посвятил поездке по Европе.

Великий князь Александр

Николаевич в детстве

Воспитатель цесаревича Александра Николаевича В.А. Жуковский

Воспитатель цесаревича Александра Николаевича В.А. Жуковский

Коронация государыни-императрицы Марии Александровны. Хромолитография. 1856

Коронация государыни-императрицы Марии Александровны. Хромолитография. 1856

Николай I рано начал приучать Александра Николаевича к государственной деятельности путем привлечения к работе в разных органах управления. В 1842 году император, уезжая на месяц из столицы, впервые доверил цесаревичу свои дела. В дальнейшем эти замещения отца сыном стали более длительными.

Цесаревич Александр Николаевич участвует в бою с чеченцами 26 октября 1850 года. Ксилография Н.Н. Каразина

Цесаревич Александр Николаевич участвует в бою с чеченцами 26 октября 1850 года. Ксилография Н.Н. Каразина

Императрица Мария Александровна

Императрица Мария Александровна

Александр Николаевич с большим уважением относился к супруге. Однако еще при ее жизни он завел роман с фрейлиной княжной Екатериной Михайловной Долгорукой (1847-1922), которая родила ему четверых детей — Георгия, Ольгу, Бориса и Екатерину. После смерти императрицы Александр вступил с Екатериной Михайловной в морганатический брак, пожаловав ей и детям титул светлейших князей Юрьевских.

Княжна Е.М. Долгорукая. Санкт-Петербург. 1870-е

Княжна Е.М. Долгорукая. Санкт-Петербург. 1870-е

Император Александр II с августейшей семьей. 1870

Император Александр II с августейшей семьей. 1870


Александр II остался в истории под именем царя-освободителя и царя-мученика. Он прославился своими реформами, однако судьба была несправедлива к нему, и он не получил титул Великого, который ему подходил идеально. Период его царствования стал важнейшим в российской истории – именно ему довелось проводить масштабные преобразования, ставшие своеобразным переходом от крепостнической до капиталистической систем правления. И как часто бывает в России, перелом этот был резким и быстрым, потому что реформы назревали уже давно. Царь разделил участь всех реформаторов – слава и заслуженная оценка пришли к нему только после смерти, а при жизни он не был понят никем.

Детство

Родился Александр 29 апреля 1818 года в Москве. Это была Светлая среда, когда все члены Императорской фамилии собрались в Чудовом монастыре встречать Пасху. Он родился в 11 часов дня и в честь этого над Москвой прогремел праздничный салют из пушек, выстреливших 201 раз. Отцом Александра был Великий князь Николай I, мамой княгиня Александра Федоровна.

Портрет Александра 2 в детстве

5 мая Александр Романов был крещен архиепископом московским Августином в том же монастыре. Когда он родился, его родители были великими князьями, а через семь лет отец взошел на трон и Александр стал наследником императорской семьи.

Образование мальчик получал дома, и нужно отметить, что оно было достаточно высокого уровня. Роль главного наставника, который должен был следить не только за обучением, но и за воспитанием Александра, досталась Василию Жуковскому. Основы Закона Божия и священной истории мальчик получал от протоирея Герасима Павского. Премудрости арифметики он постигал с академиком Коллинзом, а военному делу учился у Карла Мердера.

Александр 2 в молодости

Помимо этих предметов, Александр Николаевич изучал законодательство, финансы, статистику, внешнюю политику. Он был очень смышленый, обладал отличной памятью, поэтому уроки усваивал очень быстро и легко. По мере взросления в нем проявилась юношеская пылкость и влюбчивость. Когда он был в Лондоне, то впервые влюбился. Предметом его романтических вожделений была британская королева Виктория.

Тогда он не знал, что пройдет всего два десятка лет, и она станет для него самым ненавистным среди всех европейских правителей.

Годы правления

По достижению Александром совершеннолетия в 1834 году, в его биографии произошли большие перемены. Его, как наследника-цесаревича ввели во все основные государственные институты. В том же году он стал членом Сената, в 1835-м вошел в Святейший Синод, в 1841 году получил членство в Государственном Совете, а спустя год в Комитете министров.

Правление Александра 2

В 30-е годы Александр поехал знакомиться с Россией и побывал в 29-ти губерниях. Затем отправился в Европу. Кроме этого он прошел полный курс военной подготовки и в 1844-м получил звание генерала. Ему доверили командовать гвардейской пехотой.

В 1853 году началась Крымская война, которая продолжалась до 1856-го. Она стала настоящей проверкой мужества и зрелости будущего российского царя. После того, как в Петербургской губернии было объявлено военное положение, именно Александр II командовал всеми столичными войсками.

В 1855-м Александр II взошел на престол, сменив там своего отца, который правил тридцать лет. Стоит отметить, что наследие его было не из простых, в стране давно назревали острые проблемы, требующие немедленного разрешения. И без того тяжелое положение усугубила проигранная Крымская война. В казне было пусто.

Нужны были смелые, быстрые и решительные действия. Александр понимал, что нужно менять внешнюю политику, в первую очередь необходимо было добиться прорыва плотного блокадного кольца вокруг России, и для этого он решил использовать дипломатию. Александр начинает действовать.

Весной 1856-го он заключает Пражский мирный договор, причем на условиях, не очень приемлемых для России. Однако делать нечего, государство ослаблено, и диктовать свои условия было бы просто неразумно.

Государь выиграл в главном – остановил Англию, целью которой было продолжение военной кампании и полный разгром России.

Реформы Александра 2

Однако его вклад в развитие России неоценим, он успел сделать очень много для ее развития и процветания. И поэтому он заслуженно вошел в историю под именем Освободителя и Реформатора.

Читайте также: