Особенности конституции 1937 года кратко

Обновлено: 04.07.2024

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции.

Содержание работы

1. Основные положения Конституции РСФСР 1937 года. 2
2. Форма правления в Российской Федерации
по Конституции 1993 года. 5
3. Порядок приостановления деятельности политических
партий. 10
Список использованной литературы 19

Содержимое работы - 1 файл

КПР 12.doc

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Основные положения Конституции РСФСР 1937 года. 2

2. Форма правления в Российской Федерации

по Конституции 1993 года. 5

3. Порядок приостановления деятельности политических

Список использованной литературы 19

1. Основные положения Конституции РСФСР 1937 года.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии.

В Конституцию СССР, как и Конституцию РСФСР, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей. Они сохранили, как и прежние. Классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст.2 конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией. Значительно полнее в Конституции РСФСР 1937 года отражены нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР. Об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах.

Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.

И хотя социалистическая идеология пронизывает Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Избирательная система по Конституции РСФСР 1937 г.

Выборы в Советы депутатов трудящихся РСФСР производились по избирательным округам по следующим нормам:

- краевого, областного Совета, в зависимости от размеров края или области, - один депутат не менее чем от 1500, и не более чем от 60000 человек населения;

- областного Совета автономной области, в зависимости от размеров автономной области, - один депутат не менее чем от 1500, и не более чем от 3500 человек населения;

- окружного Совета национального округа, в зависимости от размеров национального округа, - один депутат не менее чем от 300, и не более чем от 3000 человек населения;

- окружного Совета административного округа, в зависимости от размеров административного округа, - один депутат не менее, чем от 500, и не более, чем от 10000 человек населения;

- районного Совета - один депутат от 1000 человек населения; в районе с населением до 25000 человек избирается 25 депутатов; в районе с населением свыше 60000 человек избирается не более 60 депутатов;

- городского Совета и районного Совета в городах, в зависимости от размеров города или городского района, - один депутат не менее, чем от 350 человек населения, и не более, чем от 1000 человек населения; в городе и в городском районе с населением до 12000 человек избирается 35 депутатов;

- городских Советов в городах Москве и Ленинграде - один депутат от 3000 человек населения;

- сельского и поселкового Советов - один депутат от 100 человек населения; в селах (станицах, деревнях, аулах) и поселках с населением до 1000 человек избирается 9 депутатов, а с населением свыше 2500 - не более 25 депутатов (ст. 145).

Во всём остальном избирательная система РСФСР имела те же достоинства и недостатки, что и союзная.

2. Форма правления в Российской Федерации по Конституции 1993 года.

Необходимость принятия новой Конституции была создана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990г.

На 1 Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия. Председателем, этой комиссии стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий. Поначалу работа комиссии проходила, довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой Конституции был, не только подготовлен, но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на пятом съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Шестой съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной комиссии, было поручено после доработки внести проект на рассмотрение очередного съезда народных депутатов.

Однако два последующих Съезда оказались не в состоянии принять Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести основные положения проекта Конституции на всероссийский референдум, но восьмой съезд отменил это решение.

В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы её государственного устройства в условиях современных преобразований - перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности.

РСФСР являлась крупнейшей союзной республикой СССР и занимала свыше 3/4 территории страны, в ней проживало более половины её населения. Как и другие союзные республики, РСФСР имело свою Конституцию, свои органы государственной власти и управления - Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР, министерства и ведомства. В то же время государственность РСФСР была в значительной степени номинальной. В отличие от других республик её государственные структуры не дополняли пирамиду власти и являлись часто лишним звеном, без которого легко можно было обойтись, поэтому в РСФСР не создавались многие органы, имевшееся в других союзных республиках. Период с декабря 1991г. по декабрь 1993г. оказался одним из самых драматичных в истории становления новой российской государственности. Государственные структуры, появившиеся ещё в эпоху существования СССР, медленно и сложно трансформировались во властные органы суверенного государства.

Высшим органом власти в РФ считался Съезд народных депутатов. К его компетенции относилось определение внутренней и внешней политики, принятие и изменение Конституции, решение ряда других важных государственных вопросов. На Съезде избирался Верховных Совет РФ. Верховный Совет РФ являлся постоянно действующим законодательным, исполнительным, распорядительным и контрольным органом. Высшим должностным лицом, главой исполнительной власти являлся Президент РФ. Он избирался в паре с вице-президентом на пятилетний срок. Конституция устанавливала определённые требования к кандидатам на обе эти должности: они должны быть на моложе 35 лет и не старше 65. Одно и то же лицо не могло занимать должность президента более двух сроков подряд. Президент наделялся значительными полномочиями в сфере исполнительной власти, руководил деятельностью правительства.

Система органов государственной власти.

Конституция РФ 1993г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей. Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Органы государственной власти формируются народом путём выборов или избранными им органами.

Согласно принципу законности все государственные органы в РФ создаются в строгом соответствии с Конституцией и законами. Их компетенция также определена соответствующими нормативно-правовыми актами. В своей деятельности органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию и законодательство.

Согласно принципу республиканизма в России вводится республиканская форма правления. Высшая власть в РФ принадлежит выборным органам - президенту и парламенту (Федеральному Собранию). По формальным признакам (президент не является главой исполнительной власти, наличие поста премьер-министра, ограниченная ответственность правительства перед парламентом) Российская Федерация относится к смешанным республикам, но фактически является президентской.

В соответствии с принципом федерализма государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые являются звеньями единой системы органов государственной власти, действующей на основе разграничения предметов ведения. Государственная власть в РФ осуществляется также на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все власти в пределах своих полномочий самостоятельны.

Таким образом, федеральное звено органов государственной власти составляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды. Президент РФ, занимает ведущее положение в системе государственных органов.

Государственный аппарат РФ 1991 - 1993 гг.

Новым органом государственной власти РФ стал Конституционный суд, осуществлявший судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

С распадом СССР претерпела изменения исполнительно- распорядительная власть. Были упразднены общесоюзные и союзно-республиканские министерства и госкомитеты. Все центральные органы управления РФ стали подчиняться только Президенту или Правительству РФ. В местном управлении начался отход от принципа единства и полновластия Советов. Он выразился в том, что местная власть, оставаясь подотчётной Совету, переставала быть её исполнительным органом.

Выявим содержание и особенности Конституции РСФСР 1937 года.

Принятие Конституции РСФСР 1937 года стало результатом введения в действие Конституции СССР 1936 года.

Необходимость обновления всей конституционной системы СССР и республик объяснялась переходом страны на новый этап развития, особенностью которого явилось полное устранение эксплуататорских элементов.

Конституция РСФСР 1937 года, как и Основные законы остальных республик СССР, имеет ряд особенностей.

Во-первых, они сохранили классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем упоминалось в статье 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако изменилась форма выражения классовой сущности. По причине устранения эксплуататорских классов отменили лишение политических прав граждан по социальному признаку и ввели всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые установила принцип равноправия граждан.

Во-вторых, одной из особенностей Конституции РСФСР 1937 являлось то, что в ней впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан, которые включали широкий их перечень. Однако возможность воспользоваться политическими правами гарантировалась лишь в соответствии с интересами трудящихся и для укрепления социалистического строя.

В-третьих, во всех конституциях устанавливалась руководящая роль коммунистической партии, которая в то время обозначалась ВКП(б). Положение о партии было введено в конституцию впервые. Эта конституционная норма выявила укреплявшуюся тенденцию превращения партии в своеобразную государственную структуру.

В-четвертых, Конституция РСФСР 1937 (как и конституции республик СССР) впервые утверждалась как конституция построенного социализма. В ней закреплялись все главные экономические основы социализма: отсутствие частной собственности, господство социалистической системы хозяйства, принятие государственного народнохозяйственного плана и др.

В-шестых, в Конституции РСФСР 1937 года более развернуто установлены принципы её вхождения в СССР. Впервые в Конституции появилась норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР. В отдельной статье четко устанавливались предметы ведения РСФСР.

В-седьмых, в Конституции 1937 года заметно полнее отражено федеративное устройство РСФСР. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, была прописана норма о национальных округах.

Вышеуказанные особенности Конституции РСФСР 1937 года характеризуют её как особый этап развития отечественного конституционного правотворчества.

1 февраля 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о необходимости внесения изменений в Конституцию СССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избиратель­ной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных -прямыми, открытых -закры­тыми; б) уточнения социально-экономической основы Кон­ституции в смысле приведения ее в соответствие с новым соотношением классовых сил в СССР (созданием новой социалистической индустрии, разгромом кулачества, по­бедой колхозного строя, утверждением социалистической собственности как основы советского общества и т.п.).

Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. единогласно утвердил проект Конституции (Основ­ного Закона) СССР. Возникла необходимость приведения Конституции РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1936 г. 21 ян­варя 1937 г. чрезвычайный XVII Всероссийский съезд Советов утвердил проект Конституции (Основного Закона) РСФСР.

· РСФСР определялась как социалистическое государ­ство рабочих и крестьян, которым принадлежит государ­ственная власть, осуществляемая через Советы депутатов трудящихся. Переименование Советов имело целью под­черкнуть уничтожение эксплуататорских классов и созда­ние общества из трудящихся классов.

· Экономическую основу РСФСР составляла социали­стическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хо­зяйства, отмены частной собственности на орудия и сред­ства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Социалистическая собственность в РСФСР имела форму государственной собственности (всенародное достояние) либо форму кооперативно-колхозной собствен­ности. Природные ресурсы объявлялись государственной собственностью (всенародным достоянием). Наряду с со­циалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и куста­рей, основанное на личном труде и исключающее эксплуа­тацию чужого труда.

· Конституция подтверждала вхождение РСФСР в состав СССР. Вне пределов статьи 14 Конституции СССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя свои суверенные права. Будучи суверенным госу­дарством, РСФСР сохраняла право выхода из СССР. Ее территория не могла быть изменена без согласия РСФСР. Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. Каждый гражданин РСФСР являлся одновременно граж­данином СССР.

· Внесение существенных изменений в систему органов государственной власти. Высшим орга­ном государственной власти стал Верховный Со­вет, который впервые в истории был про­возглашен единственным законодательным органом, что означало первый шаг на пути внедрения в системе органов государственной власти принципа разделения властей, обособления законодательной власти от исполнительной. Верховный Совет избирался гражданами по избирательным округам сроком на четыре года по нор­ме: один депутат на 150 тыс. населения.

· Введение сессионной формы работы всех Советов. Верховный Совет созывался на две оче­редные сессии в год. Внеочередные сессии созывались Пре­зидиумом Верховного Совета - высшим органом государственной власти в период между сессиями Верхов­ного Совета, который был подотчетен Верховному Совету во всей своей деятельности. Президиум Верховного Совета избирался Верховным Советом в составе: Председателя Президиума Верховного Совета, 17 его заместителей (по числу автономных республик), секретари Президиума и 20 членов Президиу­ма. Верховный Совет образовывал Правительство - Совет народных комиссаров. Аналогич­ная система высших органов государственной власти была предусмотрена не только для РСФСР, но и для автономных советских социалистических республик.

· Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, администра­тивных округах, районах, поселках, селах были Советы де­путатов трудящихся, избираемые сроком на два года. Они избирали исполнительные комитеты в составе: председате­ля, его заместителей, секретаря и членов.

· Значительное расширение круга основных прав и обязанностей граждан. Впервые в истории были закреплены: пра­во на отдых; право на материальное обеспечение в старо­сти, а также в случае болезни и потери трудоспособности; равенство женщины с мужчиной; неприкосновенность лич­ности, жилища и тайна переписки; обязанность соблюдать Конституцию РСФСР, исполнять законы, блюсти дисци­плину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития; обязан­ность беречь и укреплять общественную, социалистиче­скую собственность, а также защищать Отечество.




· Существенная демо­кратизация избирательной системы. Были провозглаше­ны принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

· Конституция РСФСР 1937 г. была красивой деклараци­ей. В силу существовавшего авторитарного режима боль­шинство положений этой Конституции не получили пол­ной реализации на практике. Например, в ст. 3 можно было прочесть, что вся власть принадлежит трудящимся. Однако реальное управление страной осуществляла партийная вер­хушка во главе со Сталиным. Неприкосновенность лично­сти, жилища, тайна переписки, свобода совести и печати, независимость судей существовали только на бумаге.

1 февраля 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о необходимости внесения изменений в Конституцию СССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избиратель­ной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных -прямыми, открытых -закры­тыми; б) уточнения социально-экономической основы Кон­ституции в смысле приведения ее в соответствие с новым соотношением классовых сил в СССР (созданием новой социалистической индустрии, разгромом кулачества, по­бедой колхозного строя, утверждением социалистической собственности как основы советского общества и т.п.).

Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. единогласно утвердил проект Конституции (Основ­ного Закона) СССР. Возникла необходимость приведения Конституции РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1936 г. 21 ян­варя 1937 г. чрезвычайный XVII Всероссийский съезд Советов утвердил проект Конституции (Основного Закона) РСФСР.

· РСФСР определялась как социалистическое государ­ство рабочих и крестьян, которым принадлежит государ­ственная власть, осуществляемая через Советы депутатов трудящихся. Переименование Советов имело целью под­черкнуть уничтожение эксплуататорских классов и созда­ние общества из трудящихся классов.

· Экономическую основу РСФСР составляла социали­стическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хо­зяйства, отмены частной собственности на орудия и сред­ства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Социалистическая собственность в РСФСР имела форму государственной собственности (всенародное достояние) либо форму кооперативно-колхозной собствен­ности. Природные ресурсы объявлялись государственной собственностью (всенародным достоянием). Наряду с со­циалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и куста­рей, основанное на личном труде и исключающее эксплуа­тацию чужого труда.

· Конституция подтверждала вхождение РСФСР в состав СССР. Вне пределов статьи 14 Конституции СССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя свои суверенные права. Будучи суверенным госу­дарством, РСФСР сохраняла право выхода из СССР. Ее территория не могла быть изменена без согласия РСФСР. Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. Каждый гражданин РСФСР являлся одновременно граж­данином СССР.

· Внесение существенных изменений в систему органов государственной власти. Высшим орга­ном государственной власти стал Верховный Со­вет, который впервые в истории был про­возглашен единственным законодательным органом, что означало первый шаг на пути внедрения в системе органов государственной власти принципа разделения властей, обособления законодательной власти от исполнительной. Верховный Совет избирался гражданами по избирательным округам сроком на четыре года по нор­ме: один депутат на 150 тыс. населения.

· Введение сессионной формы работы всех Советов. Верховный Совет созывался на две оче­редные сессии в год. Внеочередные сессии созывались Пре­зидиумом Верховного Совета - высшим органом государственной власти в период между сессиями Верхов­ного Совета, который был подотчетен Верховному Совету во всей своей деятельности. Президиум Верховного Совета избирался Верховным Советом в составе: Председателя Президиума Верховного Совета, 17 его заместителей (по числу автономных республик), секретари Президиума и 20 членов Президиу­ма. Верховный Совет образовывал Правительство - Совет народных комиссаров. Аналогич­ная система высших органов государственной власти была предусмотрена не только для РСФСР, но и для автономных советских социалистических республик.

· Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, администра­тивных округах, районах, поселках, селах были Советы де­путатов трудящихся, избираемые сроком на два года. Они избирали исполнительные комитеты в составе: председате­ля, его заместителей, секретаря и членов.

· Значительное расширение круга основных прав и обязанностей граждан. Впервые в истории были закреплены: пра­во на отдых; право на материальное обеспечение в старо­сти, а также в случае болезни и потери трудоспособности; равенство женщины с мужчиной; неприкосновенность лич­ности, жилища и тайна переписки; обязанность соблюдать Конституцию РСФСР, исполнять законы, блюсти дисци­плину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития; обязан­ность беречь и укреплять общественную, социалистиче­скую собственность, а также защищать Отечество.

· Существенная демо­кратизация избирательной системы. Были провозглаше­ны принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

· Конституция РСФСР 1937 г. была красивой деклараци­ей. В силу существовавшего авторитарного режима боль­шинство положений этой Конституции не получили пол­ной реализации на практике. Например, в ст. 3 можно было прочесть, что вся власть принадлежит трудящимся. Однако реальное управление страной осуществляла партийная вер­хушка во главе со Сталиным. Неприкосновенность лично­сти, жилища, тайна переписки, свобода совести и печати, независимость судей существовали только на бумаге.

Аннотация: В статье исследуется история создания и принятия Конституции РСФСР 1937 г. Выявляются некоторые особенности этих процессов по сравнению с подготовкой Сталинской Конституции 1936 г. Акцентируется внимание на том, что разработка и принятие новых республиканских конституций – часть осуществляемой в СССР Конституционной реформы второй половины 1930-х гг. Делается вывод об особой роли партийных структур – Политбюро и ЦК ВКП(б), контролировавших весь процесс создания и принятия новых республиканских Конституций. Изучение материалов краткого народного обсуждения Проекта Конституции РСФСР 1937 г. позволило выявить круг наиболее существенных проблем, волновавших население Российской республики. Среди них – национальные отношения, положение автономий, уравнивание экономических и социальных прав сельского и городского населения, вопросы образования и репрессии.Ключевые слова: история, конституционная реформа, комиссия, политбюро, проект, РСФСР, ВЦИК, народное обсуждение, чрезвычайный съезд.


Ключевые слова: история, конституционная реформа, комиссия, политбюро, проект, РСФСР, ВЦИК, народное обсуждение, чрезвычайный съезд

Abstract: The author of the artile studies the history and adoption of the Constitution of the RSFSR in 1937. The author underlines some of peculiarities of these processes and compares them to the preparation of Stalin Constitution in 1936. The emphasis is made on the fact that development and adoption of new republican constitutions was a part of ongoing Constitional Reform in the USSR during the second half of the 1930's. The author of the article concludes that Politburo and the Central Committee of the Comunist Party of the Soviet Union played an important role and controlled the entire process of creation and adoption of new republican Constitutions. By studying materials of the brief peoples discussion of the Draft Constitution of the RSFSR in 1937 the author has defined the most important problems that worried the population of the Russian republic. Those problems included national relations, status of national republics, economic and social rights of rural and urban population, education and repressions.

history, Constitutional Reform, committee, Politburo, project, RSFSR, All-Russian Central Executive Committee, peoples discussion, special conference

Между тем подготовка очередной Российской Конституции имела ряд своих особенностей. А предлагаемые дополнения и изменения к ней в ходе короткого народного обсуждения позволяют выявить наиболее насущные и волновавшие население республики проблемы их жизни.

В РСФСР, крупнейшей по территории, числу жителей, экономическому потенциалу республики СССР, произошли те же кардинальные изменения в социально - экономическом развитии, культурной и общественной жизни республики и ее составных частей, что и в целом в Союзе Советских Социалистических Республик.

Состав комиссии достаточно представительный. В нее были включены члены и кандидаты в члены ЦК ВКП (б) (Бубнов, Каминский, Стецкий, Сулимов, Уханов, Филатов, Яковлев) и Политбюро (Андреев, Калинин, Жданов, Чубарь). В комиссию были включены руководители высших государственных учреждений и организаций СССР (например, народный комиссар юстиции Крыленко, генеральный прокурор страны Вышинский, глава НКВД Ежов и т.д.), руководители краев, территориальных областей, автономных республик и областей (например, Сулимов – председатель СНК РСФСР, Байчурин – председатель ЦИК Татарской республики, Филатов – председатель Московского облисполкома, Каганович – председатель Горьковского крайисполкома, Евдокимов – 1-й секретарь Северо-кавказского крайкома партии и т.д.).

В течение ноября и декабря 1936 г. работа над текстом Конституции продолжалась. Отражением серьезной и кропотливой работы служат 6 томов Проектов с правками, сохранившихся в ГАРФ. Первоначальный документ подвергся тщательной доработке.

На съезде в прениях по тексту новой Конституции выступило более 40 человек. В целом они одобряли Проект Конституции, но некоторые из них озвучивали свои предложения и поправки.

Определенный интерес представляют сохранившиеся материалы народного обсуждения Проекта Конституции 1937 г. Они не только отражают заинтересованное отношение граждан к будущему основному закону республики, но позволяют выявить круг вопросов и проблем, в наибольшей степени интересовавших и тревоживших население.

Дополнения и предложения, поступившие накануне и в ходе проведения съезда, можно разделить на несколько групп.

Часть из них относилась к государственному устройству и высшим органам республиканской власти, взаимоотношениям Российской республики с союзным государством.

Житель Гордей из Воронежской области Липицкого района считал, что в разделе о местных государственных органах власти следует добавить специальную статью о создании в многонациональных областях и районах советов национальностей при советах депутатов трудящихся. То – есть, очевидно, что отсутствие специальных органов на местах по осуществлению государственной национальной политики тревожило рядовых граждан. Ставили вопрос об организации при сельсоветах общественных судов, выборе руководителей колхозов тайным голосованием, законодательном закреплении ревизионных комиссий, регулярных отчетах местных депутатов перед избирателями [7, 28 августа; 9, ф. 3316, оп.40, д.40, л.34, 40, 42] и пр. Таким образом, речь шла о расширении демократических прав трудящихся. Некоторые из этих предложений были учтены.

В сфере образования наибольшее число предложений, главным образом, от школьных работников касались введения всеобщего семилетнего образования (вместо начального) и увеличения возраста при приеме в вузы до 35-45 лет [9, ф. 3316, оп.40, д.40, л.27,30] . Подобные же предложения активно поступали и в ходе обсуждения Конституции СССР. Знаменательно, что в письмах колхозников большое внимание уделялось вопросам школьного образования.

Некоторые делегаты вносили свои предложения и поправки к тексту Проекта Российской Конституции.

Предложения некоторых представителей автономных субъектов Российской республики были направлены на усиление их административных и хозяйственных функций. Представитель Татарской АССР высказал пожелание об организации в СНК республики трех новых наркоматов – пищевой (на территории республики находилось более 120 предприятий этой отрасли), легкой промышленности (в Татарстане имелось 18 крупных предприятий этой группы промышленности) и наркомата зерновых и животноводческих совхозов (что, по его мнению, помогло бы улучшить работу 29 республиканских совхозов) [7, 1937, 17 января] .

В результате обмена мнениями участников съезда в рамках работы комиссии по рассмотрению поправок были намечены к учету лишь 12 из них. Список поправок был составлен лично М.И.Калининым (подлинник с карандашными записями сохранился в архивных материалах – Е.Д.) [9, ф. 1235, оп. 16, д.57, л.1-2] . Половина из поправок относилась к главе о местных органах власти с предложениями об организации дополнительных отделов (общего, организационного, дорожного, коммунального, заготовительного, а также ревизионных комиссий и пр.) в советах всех уровней. Эти поправки после их тщательного обсуждения были учтены в тексте Российской Конституции.

Все предлагаемые дополнения и поправки 17 и 18 января 1937 г. передавались в ЦК ВКП (б) Я. А. Яковлеву. Ему же 19 января был направлен Проект с внесенными изменениями [9, ф.3316, оп.40, д. 40, л.53,62] . Таким образом, одобрение Проекта высшими партийными структурами считалось важным и окончательным этапом ее подготовки. Все-таки основной вклад в разработку третьей Конституции Российской республики внесли именно высшие партийные структуры страны и, в частности, Яковлев, что может служить еще одним косвенным подтверждением его активного участия в подготовке текста Конституции СССР.

Для окончательного рассмотрения и редактирования текста Конституции съезд избрал солидную Редакционную комиссию в составе 164 человек, куда полностью вошла Конституционная комиссия. Председателем Редакционной комиссии избрали М. И. Калинина [4,с.486] . 19 января состоялось заседание Редакционной комиссии для рассмотрения внесенных до съезда и в его ходе поправок и дополнений и установления окончательного текста Российской конституции. Комиссия приняла ряд поправок, выработала окончательный вариант текста проекта Российской Конституции и вынесла его на утверждение делегатами съезда.

Заключительное заседание съезда состоялось в зале Большого Кремлевского Дворца 21 января 1937 г. в памятный день - годовщину смерти В.И.Ленина.

Принятая 21 января 1937 г. Конституция (основной закон) РСФСР действовала свыше 40 лет. На республиканском уровне она закрепляла социалистические ценности и нормы.

Обратимся к анализу содержания третьей Российской Конституции.

Конституция РСФСР 1937г. сходна с текстом Конституции СССР и по структуре и по содержанию. Многие статьи Сталинской Конституции текстуально прямо воспроизводились в нормах республиканской Конституции (например, главы 1 и П со статьями о политической и экономической основе советского социалистического государства, о руководящей роли партии, о федеративном устройстве СССР, глава Х1 об основных правах и обязанностях граждан и пр.).

Гораздо полнее, чем прежде, отражены в Конституции РСФСР 1937 г. нормы, относящиеся к собственно федеративному устройству республики. Предыдущая Конституция РСФСР 1925 г. не определяла конкретный состав субъектов Российской федерации. В то время, по мнению исследователей, он еще не был стабильным [15, c.187] . Конституция РСФСР 1937г. в гл. П (ст. 14) перечислила субъекты Российской федерации. В нее вошли 5 административно – территориальных краев, 19 областей, 17 автономных республик и 6 автономных областей [14, c.13] .

Более четко закреплены принципы вхождения РСФСР в состав СССР. Включены нормы о том, что республика полностью сохраняет свои суверенные права и самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории (вне пределов компетенции и прав СССР, оговоренных в Союзной Конституции в ст. 14.). ( Гл.П., ст. 13.)

Подчеркивались добровольность вхождения РСФСР в состав Союзного государства, самостоятельность осуществления государственной власти на территории республики, сохранение суверенных прав (гл. П, ст. 13). Статьи 15 и 16 предусматривали сохранение за РСФСР права выхода из СССР и невозможность изменения границ республики без ее согласия (Глава П. Ст. 15, 16)

Это важное и принципиальное положение. Но в Конституции РСФСР 1937 г. не были прописаны полномочия Президиума Верховного Совета РСФСР решать вопросы целостности республики, хотя, как говорилось выше, без ее согласия территория республики не могла быть изменена (ст.16).

Появились более полные главы об организации республиканской государственной власти и ее субъектов.

Достаточно подробно в Конституции 1937 г. прописаны структура и полномочия высших органов государственной власти и государственного управления РСФСР и входящих в нее автономных республик, национальных краев и областей ( главы Ш – УШ).

Высшим органом государственной власти РСФСР объявлялся Верховный Совет РСФСР (ст.22) вместо Съездов Советов, а в автономных республиках – Верховные Советы АССР (ст.56), избираемые и те и другие на 4 года. Если нормы представительства депутатов в Верховный Совет Российской республики были определены ее Конституцией (по ст. 25 один депутат на 150 тыс. чел.), то нормы представительства в автономных республиках там не были заложены, они устанавливались Конституциями этих республик (ст.57).

Верховные Советы образовывали правительства своих республик – высшие исполнительные и распорядительные государственные органы управления (ст. 40,64), избирали Президиумы своих Верховных Советов. Российский Верховный Совет состоял из 38 человек: председатель, 17 его заместителей – представителей от всех автономных республик и еще 20 членов (ст. 31). Численный состав Президиумов Верховных советов автономных республик в Конституции РСФСР 1937 г. не оговаривался.

Законодательными функциями обладал только Верховный Совет РСФСР (ст.33, пункт б), для Автономных республик такие функции в Конституции 1937г. не были прописаны. Хотя в предыдущей Конституции РСФСР 1925 г. по ст.48 центральные исполнительные органы власти автономных республик обладали законодательными функциями на своих территориях, имели право издавать законодательные акты [13, c.245] . Таким образом, по новой Конституции автономные республики утратили право законодательной инициативы.

Более детально в Российской Конституции 1937г. были прописаны структура и полномочия органов государственного управления на республиканском уровне.

СНК РСФСР включал плановую комиссию, 14 наркоматов (по Конституции 1925 г. – 11), уполномоченных общесоюзных комиссариатов (их число не указано) и начальника управления по делам искусств (ст.47). Из перечня народных комиссариатов СНК РСФСР исчезли такие наркоматы, как РКИ, ВСНХ, Наркомат Труда. Но появились новые, не упоминавшиеся в Конституции 1925 г. Также как и в Сталинской Конституции, в СНК РСФСР были предусмотрены две категории наркоматов: одни отнесены к союзно-республиканским (общероссийским), другие - к республиканским (имеются в виду автономные республики). К первым были причислены 10 Наркоматов (вдвое больше, чем по Конституции 1925 г.), что также по нашему мнению отражает процессы централизации власти. Это следующие наркоматы - внутренних дел, внутренней торговли, пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, финансов, здравоохранения, юстиции, зерновых и животноводческих совхозов. Ко вторым – республиканским были отнесены четыре наркомата: просвещения, местной промышленности, коммунального хозяйства и социального обеспечения (Ст.54 - 55). СНК автономных республик в своем составе имели такие же наркоматы, за исключением одного – зерновых и животноводческих совхозов, причем три из них (пищевой, легкой и лесной промышленности) могли создаваться только с разрешения Верховного Совета РСФСР и с учетом особенностей той или иной автономной республики (ст. 69).

В Конституции 1937 г. достаточно много внимания уделено местным органам государственной власти. Глава УШ содержит 26 статей. Напомним, что именно эта глава подверглась в ходе подготовки новой третьей по счету Российской Конституции наиболее серьезной доработке, о чем говорилось выше. И среди дополнений и поправок большая часть касалась местных органов власти – их функций и структуры.

На местах органами государственной власти признавались советы депутатов трудящихся (ст.77), и их исполнительные и распорядительные учреждения – исполнительные комитеты разного уровня (областные, окружные, районные, городские, сельские), избиравшиеся на два года. Четко прописаны сроки созывов сессий, причем, для более низших структур они более частые. Например, сессии краевых и областных советов должны были созываться не реже 4 раз в год, сессии районных советов не реже 6 раз в год, а городских и сельских советов – не реже одного раза в месяц (ст.85 и 86), то есть 12 раз в год. Определялась строгая иерархичность советов, их вертикальная соподчиненность.

Глава Х предусматривала наличие в Российской республике и автономных образованиях своей судебной системы и органов прокуратуры и соответствовала главе 9 Конституции СССР. Высшим судебным органом РСФСР являлся Верховный республиканский суд, а в автономных республиках их верховные суды, избиравшиеся Верховными Советами на 5 лет. На такой же срок избирались Советами депутатов трудящихся суды в краях, округах и областях. Для осуществления высшего надзора за судебной системой республики на 5 лет назначался прокурор РСФСР и прокуроры субъектов РСФСР (все они назначались прокурором СССР). Народные суды, заседавшие в районах, избирались гражданами района на три года. Провозглашались независимость судей (ст.116), открытость судебных процессов, использование родного языка в ходе судебных разбирательств (с привлечением переводчиков).

В главе Х1 определены для граждан Российской республики те же обязанности, что и для граждан СССР – соблюдать Советскую Конституцию, всеобщая воинская обязанность, защищать отечество, беречь и укреплять социалистическую собственность.

Глава об избирательной системе (ХП) фактически также в своих главных чертах воспроизводила соответствующую главу Союзной Конституции, закрепляя демократические принципы выборов депутатов в высшие и местные органы власти – всеобщность, равное и прямое избирательное право, тайное голосование, отчетность перед избирателями и право на отзыв своих депутатов. В Конституции РСФСР подтверждался новый территориальный принцип формирования избирательных округов и участков для голосования с учетом многотипности советов депутатов трудящихся. Много внимания в Российской Конституции уделено конкретизации избирательных норм с установлением нижней и верхней границы при выборах в советы разных уровней в зависимости от типов субъектов федерации, их размеров и численности населения. Чем крупнее был избирательный округ, тем выше были эти нормы. Если, например, в краевой (или областной) Совет один депутат избирался от 15000 до 40000 избирателей, то в районный совет – один депутат от 500 до 1500 человек, а в сельский совет – от 100 до 250 человек (ст.145).

Больше внимания, чем в предыдущей Конституции РСФСР 1925 г., в основном законе Российской федерации уделялось, с одной стороны, разграничению полномочий между союзным центром и РСФСР, а, с другой стороны, - между РСФСР и ее субъектами.

Конституция РСФСР также как и Сталинская Конституция, закрепляла усиление тенденций к централизации. Особенно это было заметно в экономической сфере. Объединенными стали наркоматы ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции (Конституция (основной Закон) СССР 1936 г. С. 52). Но еще до принятия Конституций СССР и РСФСР в октябре 1936 г. Политбюро утвердило образование в РСФСР объединенных (союзно-республиканских) наркоматов легкой (нарком К. В. Уханов), пищевой (нарком С. С. Лобов), лесной (нарком И. К. Жуков) промышленности и наркомата зерновых и животноводческих совхозов (нарком Т. А. Юркин) [8, ф.17, оп. 3, д.982, л.13,14] . Был создан Наркомзем СССР, которому подчинялись республиканские земельные наркоматы. Таким образом, шли процессы расширения и усиления прав общесоюзных органов власти и управления за счет республиканских. И соответственно – уменьшение самостоятельности республик. Подобное положение было отражением той политической системы, которую называют сталинским режимом тоталитарного типа. А также тех тенденций к централизации, которые сложились в стране к моменту принятия Конституции СССР 1936г. и Конституции РСФСР 1937 г. Аналогичные процессы централизации наблюдались и на уровне союзных республик по отношению к своим автономиям, что отчетливо прослеживается при анализе Конституции РСФСР 1937 г.

Принятие Конституции РСФСР 21 января 1937 г. ознаменовало начало следующего этапа конституционной реформы – разработки и утверждения конституций остальных союзных республик. Вкупе со Сталинской Конституцией Основные Законы союзных республик составили законодательную систему СССР на новом этапе государственного развития.

Читайте также: