Особенности коммуникации детей с нарушением слуха кратко

Обновлено: 04.07.2024

Социальные связи и целенаправленное общение очень важны для эмоционального здоровья и развития детей. Поэтому дети, которые не способны общаться посредством слухо-вербального канала, должны быть обеспечены альтернативными методами коммуникации.

При выборе и развитии альтернативной коммуникации принимаются во внимание познавательные, сенсорные и моторные способности детей, а также предполагаемые участники общения.

В основании общения лежат контакт и совместная практическая деятельность, что всегда выдвигалось в качестве первоочередной задачи при обучении общению глухих. Здесь ярко проявляется глубокая генетическая взаимосвязь общения и деятельности, так как при развитии речи слово усваивается не в результате задалбливания, а в процессе одевания, кормления и так далее, т. е. когда слово эмоционально значимо. Поскольку общение по своей сути призвано обслуживать все другие виды деятельности, то при обучении общению необходимо подключать все возможные виды деятельности и развивать средства общения в связи с ними. Так и происходит на практике: весь день ребенка состоит из ряда ситуаций — подъем, зарядка, умывание, завтрак и так далее вплоть до вечернего сна.

В свою очередь, каждая из этих ситуаций представляет собой определенный алгоритм сменяющих друг друга шагов: побуждение к действию (предъявление доступного средства общения) — совместное выполнение элементов действия всегда в одной и той же последовательности — обобщение действия (с помощью доступных средств общения) — завершение действия (указание на конец).

Положительным результатом работы на первом этапе можно считать отсутствие негативной реакции и сопротивления, выполнение необходимого действия при поддержке воспитателя — на втором и, наконец, выполнение действия по его началу или по побуждению.

Совместная практическая деятельность — это психологическая база формирования средств общения. Наряду с совместной практической деятельностью и внутри нее формируются и другие доступные средства общения : предметы-символы, изобразительные средства (рисунок, лепка, фото и др.) и естественные жесты.

В этот же период формируется и круг общения, состоящий из людей, осуществляющих совместную практическую деятельность и близких ребенку. Проблемы, стоящие перед педагогами в этот период, чрезвычайно сложны, так как у детей еще часто отсутствуют мотивы общения, при наличии мотива отсутствуют средства общения, если есть средства, то их сложно интерпретировать, наконец, очень узок круг участников общения (чаще всего, ученик — педагог).

Представления и впечатления, которые формируются у ребенка в этот период, требуют адекватных средств выражения, среди которых важнейшими являются жестикуляция и лепка, а современные зарубежные исследователи считают, что предъявление информации возможно с помощью визуальных, пространственных моделей, картинок, нарисованных символов и письменных слов, что помогает достигать эмоционального контакта, улучшает коммуникативную компетенцию глухих (Ян Ван Дайк, М. Йенсен).

В практике работы с глухими детьми применяются все эти средства общения, и сейчас мы можем сказать, что практически каждый воспитанник обеспечен наиболее доступными для него средствами.

Хотя первые рисунки весьма несовершенны с изобразительной стороны, важен мотив — желание высказаться, а также ситуация общения, умело организуемая педагогом по поводу нарисованного учеником. Надо заметить, что ребенок способен не только изобразить интересующий его объект, но и дать эмоциональную оценку изображаемому (с помощью цвета, размера и т. д.) задолго до того, как он это сможет сделать в словесной форме.

В системе формирования средств общения в последние годы значительное место занимает работа с календарем. Я бы сказала, что это не какое-то новое средство, а скорее способ организации известных невербальных и вербальных средств общения. Календарь является как бы переходным мостиком, соединяющим две части этой пирамиды: вербальные и невербальные средства общения. В практике используются различные виды календарей: картинные календари; календари с письменными таблицами для глобального восприятия; календари-расписания с использованием письменной формы речи; календари-дневники.

Выбор вида календаря зависит от физических, сенсорных, психических и интеллектуальных возможностей воспитанников. В деятельности с календарем педагог учит связывать сигнал (предмет-символ, рисунок, жест) с реакцией или поведением, что является важным условием обучения вообще, а для обучения коммуникации в особенности. Календарь, являясь вспомогательным средством, формирует коммуникативные навыки детей с недостатками зрения, слуха, интеллекта, так как ребенок получает возможность активно выражать желания и у него появляются темы для общения. Даже дети, страдающие аутизмом и не желающие общаться иными способами, могут выражать свои желания и потребности, выбирая, например, табличку со словом, обозначающим наиболее привлекательный для него вид деятельности. Реализуемое таким образом право выбора делает понятным и для педагога эмоциональное отношение ребенка к тому или иному виду деятельности и способствует их взаимопониманию. Работа с календарем всегда имеет перспективу, так как, с одной стороны, календарь может охватывать все более значительные отрезки времени, а с другой — происходит постепенное усложнение средств общения : от невербальных к вербальным, а внутри последних усложняются лексика, грамматика, изменяется стиль и постепенно календарь превращается в дневник, записи воспоминаний и другие виды речевой письменной продукции.

В области вербальных средств общения отражаются реалии нашей жизни: еще часть детей осталась на уровне владения предметами-символами, рисунками, естественными жестами и жестами глухих в качестве доступных средств общения.

Но определенная часть детей приступает к овладению письменной формой словесной речи, как наиболее доступной (по сравнению с устной) для глухих.

Обучение глухих обобщению в письменной форме речи в обоих ее видах: продуктивной (письмо) и рецептивной (чтение) являлось на протяжении многих лет предметом интенсивных исследований ученых и учителей-практиков.

Условием эффективного выполнения работы по формированию связной речи у глухих детей является усиление мотивации их речевой деятельности, что становится возможным благодаря ее коммуникативной направленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала, наиболее отвечающего интересам и уровню речевого развития глухих дошкольников. Коммуникативная направленность обеспечивает увеличение удельного веса письменных инициативных работ детей.

Особенности читательского развития глухих детей также давно находятся в центре внимания исследователей.

Программа формирования читательской деятельности глухих детей предусматривает не только обучение чтению, т. е. работу по формированию приемов и установок, необходимых для понимания прочитанного текста, понимания письменной речи вообще, но и способствует формированию навыков построения собственных речевых высказываний через восприятие и анализ фраз и текста как речевого образца. Порождение речевого высказывания и последующий анализ его с разных позиций (автор, читатель, герой) находятся в тесной взаимосвязи, развивают и совершенствуют речевые навыки детей через развитие умений описывать ситуацию, задавать вопросы к контексту, устранять неполноту текста, дополняя его, давать оценку поступкам героев и т. д.

В процессе организованной работы по чтению, анализа разнообразного по содержанию и речевому оформлению материала создаются широкие возможности для работы по развитию разговорной и связной (устной и письменной) речи глухих детей.

Подготовка детей с нарушением слуха к самостоятельному чтению книг — одна из сложнейших проблем сурдопедагогики.

Овладение письменной формой словесной речи через письмо и чтение существенно расширяет круг общения глухих, практически ребенок может общаться с любым грамотным человеком, что и происходит на деле.

Общение — это сложный и многогранный процесс, овладение этим процессом представляет значительные трудности, причем не только для детей с различными аномалиями развития, но и для нормальных детей (Т. А. Ладыженская, 1989). Проблема, очевидно, заключается не только и не столько в том, что дети на определенном этапе своего развития недостаточно владеют лексико-грамматическим строем речи, как предполагали ранее, но в значительной степени в том, что их не обучают общению. То есть в процессе обучения не учтен ведущий среди мотивов человека — стремление к общению, побуждающий его к совместной практической деятельности.

К настоящему времени в системе обучения глухих детей коммуникация обслуживается следующими средствами : совместно-разделенная деятельность, предмет, как символ того или иного вида деятельности, рисунок, лепка, естественные жесты, календарь, жестовая речь глухих, дактилология, письменная и устная формы словесной речи.

Устная форма словесной речи лежит в вершине нашей пирамиды. Не потому, что мы формируем ее после всех других средств общения, и не потому, что работа над ее формированием занимает значительную часть педагогического процесса, а лишь потому, что и теперь, когда мы обеспечены звукоусиливающей аппаратурой и специальной программой формирования произношения и развития слухового восприятия, она остается недоступной значительной части наших воспитанников. Восприятие устной речи окружающих, а именно слухозрительное восприятие, страдает у глухих из-за нарушений слуха. Значительная часть наших детей имеет дополнительные проблемы: задержку нервно-психического развития, ДЦП, локальные речевые расстройства, аутизм — в этой ситуации формирование устной формы словесной речи и общение на ее основе становится весьма затруднительным, а в ряде случаев невозможным.

Тем не менее при соответствующих организационно-методических условиях — на слухо-зрительно-тактильно-вибрационной основе, с использованием специальной методики и при раннем начале обучения — у части глухих детей до известной степени формируются речевой слух и словесная речь в устной форме при удовлетворительной внятности. Таким образом, в системе средств общения, формируемых у глухих детей, устная речь занимает свое место, оказывая влияние и на формирование словесной речи, и на психическое и эмоциональное развитие глухого ребенка, а также позволяя глухим общаться практически с любым человеком без ограничений.

Мы кратко охарактеризовали процесс формирования средств общения и роль некоторых из них в формировании умения общаться. Сегодня мы убеждены в том, что значимость умения общаться независимо от средств, которые используются ребенком, чрезвычайно важна и определяет в значительной степени дальнейшее развитие ребенка, так как умение принимать и передавать информацию лежит в основе обучения (присвоения) общечеловеческой культуры. Многолетние наблюдения доказали, что глухие дети умеют выбирать из имеющихся у них средств общения те, которые соответствуют цели, задаче, содержанию общения и результату, который хочет получить ребенок в каждой конкретной ситуации речевого общения.

Мы также убеждены в том, что при такой иерархической организации средств общения и правильно организованном процессе обучения умению общаться, часть глухих детей способна овладевать вербальными средствами, что значительно расширяет круг общения и способствует их социально-бытовой адаптации, а в дальнейшем и более независимой самостоятельной жизни.

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 3 ГЛАВА I. Проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры общения 6 1.1. Психолого – педагогические.

Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками 1. Развитие артикуляционного праксиса.

Формирование навыков общения и этических представлений у детей Умение правильно общаться, то есть налаживать доброжелательные, беcконфликтные отношения, бесконфликтные отношения с окружающими, является.

Самоподготовка в 7 классе школы-интерната для глухих детей Тема: Самоподготовка в 7 классе школы-интерната для глухих детей Цели: • закреплять знания, умения, и навыки, полученные на уроках; •.

Усвоение устной речи у глухих и слабослышащих детей Речевое общение - существенный компонент окружающей среды и обязательное условие развития слышащего ребенка. Если ребенок лишен слуха, речь.

Одним из важнейших показателей психологической готовности детей с нарушением слуха к коммуникации является уровень слухоречевого развития ребенка, т. к. слух и речь являются не только средством приема и переработки информации, но и средством совершенствования процесса мышления

ВложениеРазмер
osobennosti_kommunikativnoy_funktsii_detey_s_narusheniem_sluha.docx 16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное

Выполнила: Разумова С.В.

1. Лубовский В. И. Специальная психология. — М., 2003.

2. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000.

3. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. — М., 2002. 4. Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей [Текст] / Р. Е. Барабанов // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 174–176.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности устной и письменной речи детей с нарушением слуха.

В работе отражены особенности речевого развития детей с нарушением слуховой функции, приёмы обучения дактильной речи и чтению.


В норме чтение представляет собой сложный психофизический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежит сложный механизм взаимодейс.


Дети с нарушением слуха. Компенсаторные функции организма.

Дети с нарушением слуха. Компенсаторные функции организма.


Особенности познавательных интересов детей с нарушением слуха.

В статье раскрывается трудности и особенности позновательных интересов гдухих детей.

Диалог основа коммуникативного развития детей с нарушениями слуха

В условиях школы для глухих и слабослышащих детей обучение коммуникации является основным требованием к обучению языку. Формирование коммуникативной деятельности является центральной задачей обр.

Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха

Развитие коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха является важной и актуальной проблемой.В условиях различных видов деятельности у детей часто возникает потребность в таких формах речи.


СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ РЕЧИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ

Умственно отсталые дети с нарушением слуха нуждаются обучения речи. Эти дети должны овладевать речью как средством общения. Обучение следует строить на основепрактической деятельности.Ключевые слова: .

Введение

В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения расширяются. Детям с нарушениями слуха, обучающимся в общеобразовательных классах, для общения с окружающими и успешного обучения необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата, специальная систематическая коррекционная работа с сурдопедагогом и логопедом. Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Развитие слухового восприятия у таких детей – одна из важнейших составляющих успешности их обучения и не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье и организуется преподавателем. В течение всех лет обучения необходимы медицинская профилактика и лечебные мероприятия (включающая специфическую медикаментозную, физиотерапию, специальную лечебную физкультуру и др.).
Психолого-педагогическая коррекционная работа с такими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.

Характеристика и психофизические особенности детей с нарушениями слуха.

Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:

Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.

В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);

слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.

Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.

Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:

несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;

преобладание письменной речи над устной;

недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);

изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.

Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.

Особенности познавательной сферы.

Особенности внимания.

сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;

меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов – при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала – слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора;

низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;

трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.

Особенности памяти.

образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);

уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.

Особенности мышления.

у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;

уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося.

Особенности личностной сферы.

Особенности развития эмоциональной сферы.

плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а, следовательно, не может сопереживать им;

ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.

Межличностные отношения.

для плохослышащего ученика педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки одноклассников и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов;

у неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых;

возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны учителя и одноклассников;

приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками;

“неагрессивная агрессивность” – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности.

Особенности коммуникации с окружающими людьми.

плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;

нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;

при ответе на вопрос: “Все ли понятно?” ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;

ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;

испытывает значительные трудности в ситуации диалога;

у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.

Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих детей.

Методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха, рекомендуемые педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений.

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

Список литературы

Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.

Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

Сороки, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту.

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека.

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования .

Читайте также: